На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кредитно-денежная политика на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  Тюменский государственный университет  
Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)
 
 
 
 
 
 

Кафедра «Экономики» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
по дисциплине «Экономическая теория» 

на тему: «КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ» 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: ст. гр. Ф - 12
                    Рахимзянова Е.Р.
                     
                    Проверил: к.э.н., доцент
                    Касаткина Е.В. 
               
               
               
               

   
 

г. Нижневартовск  2011

Содержание

 
Введение            3 

    Теоретические аспекты кредитно-денежной политики    5
1.1. Цели и эффективность денежно-кредитной политики    5
1.2. Теория денег - основа денежно-кредитной политики           10
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики            13
 
2. Анализ денежно-кредитной политики              20
 

2.1. Инструменты денежно-кредитной политики в РФ в 2010-2011 гг. 20
2.2. Анализ денежно-кредитной политики России в 2009 году          23
2.3. Сценарии макроэкономического развития на 2010-2012 годов         35 

Заключение                  39 

Список  использованных источников              41
                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Данная  тема выбрана мною, потом что она  является в настоящее время наиболее актуальной. Мировой финансовый кризис повлиял на экономику всех стран. Регулирование денежно-кредитной  политики является основанием для стабилизации экономики государства после  кризиса.
     Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
     В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.
     Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива - усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
     Денежно-кредитная  политика – это важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса.
     Роль  государства в регулировании  денежного рынка очень велика, так как именно оно выпускает  деньги в обращение и берет  на себя ответственность за управление денежным процессом. Главной задачей  денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической  политикой государства макроэкономических целей, таких, как:
    финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов;
    снижение темпов инфляции;
    укрепление курса национальной валюты;
    обеспечение устойчивого платежного баланса страны;
    достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста и т.п.
     Отцом кредитно-денежной политики признан  Милтон Фридман, лауреат Нобелевской  премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство  Англии.
     Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны.  
     Целью работы является изучение теоретических  основ денежно-кредитной политики, а также анализ денежно-кредитной  политики РФ на современном этапе. Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  сущность денежно-кредитной политики, изучить ее инструменты и цели, а также описать современную  денежно-кредитную политику РФ. 
 
 

     1. Теоретические аспекты  кредитно-денежной  политики

     1.1 Цели и эффективность денежно-кредитной политики

 
     Кредитно-денежная политика состоит из изменения денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости  и уровня цен. Она призвана вызывать увеличение денежного предложения во время спада, с целью поощрения денежных расходов и снижения денежного предложения во время инфляции с целью ограничения расходов, то есть основными целями кредитно-денежной политики являются:
    регулирование темпов экономического роста;
    смягчение циклических колебаний;
    сдерживание инфляции;
    сбалансированность бюджета;
    обеспечение стабильности цен;
    полная занятость;
    рост реального объема производства.
     Для регулирования этих процессов необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет Центральный Банк.
     Главная задача кредитно-денежной политики Центрального банка - поддержание стабильной покупательной  силы национальной валюты и обеспечение  эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства.
     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.
     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.
     Опыт  проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение  нескольких десятилетий позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность.
     Во  всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки обладают известной независимостью от правительства  и могут оперативно принимать  решения по корректировке денежно-кредитной  политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.
     Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет  также успешно противостоять  давлению со стороны политиков, когда  краткосрочные политические цели правительства  вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического  регулирования. Подобное часто наблюдается  в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.
     С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации.
     Во-первых, это обусловлено общими особенностями  использования косвенных методов  регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.
     Во-вторых, большое влияние на эффективность  денежно-кредитной политики оказывает  также правильность выбора промежуточных  и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая  в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. Центральный  банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий  и соответственно определить тактические  цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов  в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые  усилия не только не принесут желаемого  конечного результата, но и могут  подорвать авторитет экономических  теорий, на основе которых формировалась  денежно-кредитная политика.
     В-третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные  самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный  банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в  этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Таким  образом, Центральный банк не может  точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.
     В итоге эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от качественной работы всех звеньев так называемого  передаточного механизма.
     Передаточный  механизм – это процесс, посредством которого денежно-кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен. В нем выделяют четыре звена:
    Изменение величины реального предложения денег в результате проведения центральным банком соответствующей политики;
    Изменение процентной ставки на денежном рынке;
    Реакция совокупных расходов на ставку процента;
    Изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса.
     В современных условиях в передаточном механизме монетарной политики учитывается влияние изменения предложения денег не только на инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом.
     В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, еще два  обстоятельства, которые оказывают  существенное влияние на конечные результаты.
     Во-первых, это чувствительность совокупного  спроса к изменениям процентной ставки. Слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со стороны  основных компонентов совокупного  спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между  колебаниями денежной массы и  объемом выпуска продукции. Воздействие  на основные макроэкономические переменные посредством процентной ставки оказывается  неэффективным.
     Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы зависит  от степени эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка  на динамику предложения денег будет  более сильной. Например, увеличение денежной массы приведет к более  существенному падению процентной ставки, чем в том случае, когда спрос на деньги достаточно чувствителен (более эластичен) к изменению этой ставки.
     В целом эффективность денежно-кредитной  политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны  знания экономистов о кратко- и  долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос  и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный  ВНП, уровень цен, объем производства, обменный курс и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Теория денег - основа денежно-кредитной политики 

     В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие  денег на состояние экономики  в целом. Существует два различных подхода; кейнсианская теория денег и монетаризм.
     Кейнсианская теория денег.
     Джон  Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними «пороками», что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как, изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).
     Основополагающим  кейнсианским уравнением является: 

     BHП = C+I+G+NX  (1.1)
  где С - потребительские расходы населения;
     I – инвестиции;
     G - государственные расходы на покупку товаров и услуг;
     NX - чистый экспорт.
     Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика.
     По  мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. «Движутся» только деньги «для сделок», деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.
     Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению  денег. Если это так, то стабильная связь  между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как  скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.
     Выше  было отмечено, что для борьбы с  инфляцией необходимо ограничить денежную массу.
     Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.
     На  самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции. Если же на рынке предложение  эластично (товаров много - денег  не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать.
     Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.
     Монетаристский  подход.
     На 70-е годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист. Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.
     Монетаризм  делает упор на деньгах. Представители  этой школы считают, что связь  между ВНП и денежной массой более  прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И.Фишера: 

     MxY=PxG  (1.2)
  где М - денежная масса;
     Y - скорость денежного обращения;
     Р - индекс цен;
     G - количество товаров.
     Ведь  если посчитать, что BHП=PxG, a Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.
     В заключение хотелось бы отметить, что  современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.
     Формирование  в нашей стране рыночных отношений  объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты. 
 
 
 
 
 

     1.3 Инструменты денежно-кредитной  политики 

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. От 02.03.2007) «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
    процентные ставки по операциям Банка России;
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование банков;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения.
     Рассмотрим  более подробно основные инструменты  денежно-кредитной политики.
    Политика обязательных резервов.
     В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
     Минимальные резервы выполняют две основные функции.
     Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.
     Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
     Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
     Этот  инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает  основы всей банковской системы. В действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
     2. Рефинансирование коммерческих  банков.
     Статья 40 Федерального закона № 86-ФЗ гласит «Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций».
     Термин  «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.
     Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
     Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.
     Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.
     Когда коммерческий банк берет ссуду, он переводит Центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды Центральный Банк взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.
     Если  Центральный Банк уменьшает учетную  ставку, то это поощряет банки к  приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка. В этом случае можно ожидать  увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует  стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение  денег.
     Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать  соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике Центральный  Банк может играть лишь пассивную  роль. Только в операциях на открытом рынке Центральный Банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, Центральный Банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки.
     Ставка  рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень  банковской системы. Именно поэтому  она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой  значительные последствия для банковской системы в целом.
     Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики. (Рис. 1.1) 


    Рис. 1.1 - Динамика ставки рефинансирования в Российской экономике 
                                                            (в процентах)
 

     Из  рисунка видно, что за последние 11 лет ставка рефинансирования Центрального Банка России сильно снизилась, с 60% до 10%. А на 3 Мая 2011 года она составила – 8,25%. Как известно, понижение учетной ставки влечет за собой «удешевление» кредитов и, следовательно, повышение инвестиций.
     В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов. 

     3. Операции на открытом рынке.
     Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Статья 39 Федерального закона № 86-ФЗ гласит «Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций  Банка России, а также краткосрочные  операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки».
     Приобретение  ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы коммерческих банков, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
     Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.
     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
     Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ денежно-кредитной политики

     2.1 Инструменты денежно-кредитной  политики в РФ  в 2010-2011 гг.

 
     В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно - кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.
     По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
     В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности  под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так  и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены  Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
     При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
     При формировании избыточного денежного  предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
     В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит  осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.
     Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
     Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования  ликвидности банковского сектора.
     В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с  учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Анализ денежно-кредитной  политики России  в 2009 году

 
     Условия развития российской экономики в 2009 года были значительно хуже, чем  в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.
     Сокращение  объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых  в экономике и ростом числа  безработных. На конец сентября численность  безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению  с 6,2% годом ранее.
     Реальные  располагаемые денежные доходы населения 2009 года по сравнению с 2008 года сократились  на 1,1%. Расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований  сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились  на 18,9%. Таким образом, происходило  заметное сокращение внутреннего спроса.
     Проводимая  государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию  внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление  органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе - сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит  федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.
     Произошедшая  под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и  возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие  на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.
     Таблица 2.1 
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, в процентах)

  2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция
Январь 0,8 2,4 0,6 1,7 1,1 2,3 1,3 2,4
Февраль 2 4,1 1,1 2,8 2,1 3,5 2,9 4,1
Март 2,8 5 1,7 3,4 3,2 4,8 4,3 5,4
Апрель 3,2 5,4 2,2 4 4,5 6,3 5,2 6,2
Май 3,6 5,9 2,5 4,7 5,7 7,7 5,7 6,8
Июнь 3,9 6,2 3 5,7 6,7 8,7 6 7,4
Июль 4,5 6,9 3,9 6,6 7,6 9,3 6,3 8,1
Август 5,1 7,1 5 6,7 8,6 9,7 6,8 8,1
Сентябрь 5,9 7,2 6,7 7,5 10,1 10,6 7,3 8,1
Октябрь 6,5 7,5 8,9 9,3 11,5 11,6 7,6 8,1
Ноябрь 7,1 8,2 10,1 10,6 12,7 12,5 8,1 9,4
Декабрь 7,8 9 11 11,9 13,6 13,3 9,2 10,6
 
     В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские  цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного  пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась  на 3,9 процентного пункта - до 7,6%. В  годовом выражении в октябре  потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года - на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%).
     Несмотря  на то, что в январе - октябре 2009 года в целом рост потребительских  цен замедлился, их динамика по отдельным  группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы  прироста цен на продовольственные  товары - до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь - октябрь 2008 года. Удорожание услуг  населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта - до 9,0%.
     Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2009 года формировался в условиях сжатия внешнего и внутреннего спроса, ухудшения условий внешней торговли, что явилось причиной заметного  изменения пропорций в трансграничном движении товаров, услуг и капитала. Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в январе - сентябре 2009 года сложился отрицательным.
     Положительное сальдо торгового баланса в январе - сентябре 2009 года по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года уменьшилось до 74,8 млрд. долларов США вследствие опережающего по отношению  к импорту падения стоимости  экспорта товаров (в январе - сентябре 2008 года сальдо торгового баланса  составило 155,0 млрд. долларов США). Профицит счета текущих операций сократился в 2,9 раза - до 32,1 млрд. долларов США.
     Стоимость экспортированных товаров составила 206,3 млрд. д
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.