На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия нового времени: БЭКОН Фрэнсис, Беркли и Юма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2013. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.БЭКОН  Фрэнсис
    БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон—  9 апреля 1626, Хайгет) — английский  философ, писатель и государственный  деятель, один из родоначальников  философии Нового времени. Родился  в семье высокопоставленного  сановника елизаветинского двора, лорда-хранителя большой королевской печати. Учился в Тринитиколледже в Кембридже (1573—76) и в юридической корпорации Грейс-Инн (1579—82). В 1586 стал старшиной этой корпорации. Вел обширную судебную практику и избирался в парламент. Высокие государственные должности начал занимать при Якове I Стюарте. С 1618—лорд-верховный канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этого поста в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни занимался исключительно научной и литературной деятельностью. Умер от простуды, которую получил, проделывая опыт с замораживанием курицы, дабы убедиться, насколько снег может предохранить мясо от порчи.
    Философия Бэкона, идейно подготовленная  предшествовавшей натурфилософией, традицией английского номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм—с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее человечества, его могущество и благосостояние Бэкон связывал с успехами наук в познании природы и ее законов и осуществлением на этой основе полезных изобретений.
    Состояние и усовершенствование  науки стало предметом его  главного философского труда  “Великое восстановление наук” (Instauratio Magna Scientiarum). Первую его часть составил трактат “О достоинстве и приумножении наук” (1623, рус. пер. 1971), содержащий энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание Бэкон делит на три области, соответствующие трем духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку. Памяти соответствует история, фантазии—поэзия, рассудку—философия, которая отождествляется им с наукой вообще, т. e. включает в себя всю совокупность объяснительных наук. Дальнейшая группировка наук внутри этих областей осуществляется соответственно различию предметов их исследования. Эта классификация, весьма разветвленная и детализированная, замечательна тем, что для каждой теоретической науки Бэкон указывает соответствующую ей либо существующую, либо возможную практическую или техническую дисциплину, отмечая при этом те проблемы, которые, по его мнению, нуждаются в разработке. Вторую часть составлял трактат “Новый Ор* ганон, или Истинные указания для истолкования приро* ды” (1620, рус. пер. 1935). Эта часть—философско-методологический фокус всего бэконовского замысла. Здесь подробно излагается учение о методе познания, концепция индукции как способа рационального анализа и обобщения опытных данных, долженствующая радикально усовершенствовать все научные исследования и дать им ясную перспективу. Третью часть должен был представлять цикл работ, касающихся “естественной и экспериментальной истории” отдельных явлений и процессов природы. Этот план Бэкон выполнил наполовину: “История ветров” (Historia ventorum, 1622), “История жизни и смерти” (Historia vitae et mortis, 1623), “История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве” (Historia densi et rari... 1658). Последующие три части остались только в проекте.
    О благах научно-технического  развития Бэкон говорит и в  повести “Новая Атлантида” (1627, рус. пер. 1821, 1962). Как и многие  его произведения, она осталась  неоконченной. В повести описывается  утопическое государство острова  Бенсалема. главный институт которого—ученый орден “Дом Соломона”, научно-технический центр страны, распоряжающийся вместе с тем всей хозяйственной жизнью. В рассказе о работе ордена есть замечательные предвидения. Это и идея дифференцированной организации научной работы со специализацией и разделением труда ученых, с выделением различных категорий научных работников, каждая из которых решает строго определенный круг задач, это и указание на возможность таких технических достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты различных конструкций, подводные лодки, получение температуры, близкой к солнечной, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение животных и людей.
    Другим произведением, к "которому  Бэкон постоянно обращался, пополняя его все новыми эссе, были “Опыты, или Наставления нравственные и политические” (1597, 1612, 1625, рус. пер. 1874, 1962). “Опыты” содержат широкий спектр взглядов по самым различным жизненным вопросам, максимы практической морали, соображения на политические, социальные и религиозные темы. Бэкон предан тюдоровскому идеалу военного, морского и политического могущества национального государства. Он разбирает условия устойчивости и успеха абсолютистского правления как арбитра между различными социальными силами; он дает рекомендации монарху, как подавлять старую родовую знать, как создать ей противовес в новом дворянстве, какой налоговой политикой поддерживать купечество, какими мерами предотвращать в стране недовольство и справляться с народными волнениями и мятежами. И вместе с тем в интересах среднего класса выступает за поддержание торговли и благоприятного торгового баланса, за регулирование цен и ограничение роскоши, за поощрение мануфактур и усовершенствование земледелия. И хотя из “Опытов” можно многое почерпнуть о философских, этических и социально-политических воззрениях Бэкона, они принадлежат философии не в большей мере, чем английской литературе. Их язык и стилистика беллетристичны. Они содержат выразительные зарисовки с целой выставки характеров, нравов, чувств и склонностей людей, обнаруживающие в их авторе тонкого психолога, знатока человеческих душ, придирчивого и объективного судью поступков.
    Кроме “Опытов” и сочинений,  связанных с разработкой идей  “Великого восстановления наук”, Бэкону принадлежат: незаконченный трактат “О началах и истоках в соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или о философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне” (1658, рус. пер. 1937), в котором Бэкон выразил свое одобрительное отношение к предшествующей натурфилософии, особенно ее пониманию материи как активного начала; сб. “О мудрости древних” (1609, рус. пер. 1972), где он дал аллегорическое толкование античных мифов в духе своей естественной, моральной и политической философии; “История правления короля Генриха VII” (1622, рус. пер. 1990); ряд юридических, политических и теологических произведений.
    Бэконовская философия сложилась  в атмосфере научного и культурного  подъема позднего Возрождения  и оказала влияние на целую эпоху последующего философского развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической метафизики и неверную оценку некоторых научных идей и открытий (прежде всего Коперника), Бэкон ярко выразил устремления новой науки. От него берет начало материалистическая традиция в философии Нового времени и то направление исследований, которое впоследствии получило название “философия науки”, а утопический “Дом Соломона” стал в некотором роде прообразом европейских научных обществ и академий. 
 

3.Беркли и Юма
XVIII век  – век Просвещения, рас-пространения  научного знания. Картина философских  учений усложняетс я. Основная  линия споров-дискуссий: между  материалистами и идеалистами,  ра-ционалистами и эмпириками, между  философами-догматиками и философами-скептиками/агностиками.
Наиболее  выдающиеся мыслители 18-го столетия: Дж. Беркли, Давид Юм, Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Кант.
      Беркли и Юм продолжили традицию англий-ского эмпиризма, но с иррационалистических позиций.
Епископ Джордж Беркли (1685-1753) — крайний эмпирик, выдвинул тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Он пошел дальше Локка,
утверждая, что в мире нет ничего, кро-ме опыта. А опыт – это восприятие. Невоспринимае-мого не существует – его основная мысль. Люди не могут знать, что стоит за их чувствами-ощущениями.
      Беркли был непоследователен в своих взглядах. Не признавая существования объективного мира, мате-рии, он в то же время признавал существование Бога, был фактически идеалистом. Его учение можно оха-рактеризовать как субъективный идеализм.      Он был ярым противником материализма, написал книгу, в ко-торой привел аргументы против материалистической философии, против существования материи. Он до-пускал существование Бога, поскольку считал, что его душа восходит к той душе, которая существует за пре-делами его сознания, индивидуальности, в Боге.
      Если бы Беркли последовательно проводил свой эмпиризм,
то такую  субъективистскую позицию мож-но было бы назвать солипсизмом (буквально  «наедине с самим собою») – точка зрения философа, считающе-го, что кроме него больше никого нет. Беркли, однако, не был солипсистом.
           Давид Юм (1711-1776) — фи-лософ английского Просвещения, критиковал религи-озный и философский догматизм, всякие доктрины и верования, которые укоренились в сознании людей. Он был философом-скептиком, антирационалистом. Юм известен своей мыслью о том, что не существует объ-ективной причинной связи вещей, что причинность ус-танавливается лишь как факт психического опыта. Ко-гда мы наблюдаем: за одним следует другое и это по-вторяется в разных ситуациях, то делается вывод, что одно есть причина другого. Юм полагал, что связь ме-жду вещами – результат психического опыта. Юм под-верг сомнению многие христианские догмы. Вся дея-тельность Юма была направлена на раскрепощение человеческого разума. 

Философия Локо!
Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В 'Опыте о человеческом разумении' (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
Вехи  жизни и творчества
Происходил  из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское  образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате 'Мысли о воспитании' (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате 'славной революции' стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение - 'Опыт о человеческом разумении' - начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны 'Послание о веротерпимости' (1689), 'Два трактата о правлении' (1690), 'Разумность христианства' (1695) и др.
Социально-политические воззрения 
Локк  считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего 'естественное состояние' общества как 'войну всех против всех', Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.
Истоки  и содержание познания
Локк  отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории  и географии, учение врожденности фундаментальных  принципов морали и религии (включая  идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу 'первых принципов' (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.  

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают 'простые идеи'; душа при этом пассивна, это 'чистая доска', на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.  

Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под 'качеством' он понимает силу (или  способность) предмета вызывать в уме  свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это 'реальные сущности', объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это 'номинальные сущности'; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).  

Усложнение  опыта. Роль языка  и проблема субстанции
Посредством ассоциаций 'простые идеи' внутреннего  и внешнего опыта сочетаются в  сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая 'определенная' идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, 'у которых отделены обстоятельства места и времени'. Локковская теория образования абстракций получила название 'традиционной' и в дальнейшем неоднократно критиковалась.  

Локк  одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного  тождества, различая при этом 'тождество  человека' (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и 'тождество личности' как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.  

Виды знания и степени достоверности
Локк  различал три вида знания по степени  их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным  путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа 'белое не есть черное', 'три больше двух', 'целое больше части' и т. п.  

Философия Локка оказала сильное воздействие  на все последующее развитие англосаксонской  философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма. 

4.Рене  Декарт
Другим  великим философом того времени  является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Он воспитывался в привилегированном учебном заведении, созданном королём Франции, – Иезуитском колледже. После он некоторое время служил в армии, а потом он переселился в Голландию, где плодотворно работал и занимался математикой. Под конец жизни Шведская королева Кристина захотела обучаться философии у великого философа, потому его перевезли в Стокгольм. Там он простудился и умер. Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с онтологии(изучение проблемы бытия) на гносеологию(теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Главная истина – само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог.
В остальном  мире он различает две субстанции:Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью) Духовная субстанция (характеризуется единством)
Декарт  различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом  познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.
Учение  о методе у Декарта.
Метод Декарта – дедуктивный (от общего к частному, или от общего к общему). Правила метода 1) не принимать за И-ну ничего, что не признается таковым с очевидностью. Избегать поспешности и предубеждений. 2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы. 3) придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы от предметов простых к более сложным. 4) делать подробные и всеохватывающие перечни, чтобы убедиться, что ничто не пропущено.
Интуиция (используется в пункте1) - внутреннее просветление, высшее единство познавательных сил человеческого духа, исходный пункт цепи дедукции, не чувственный, а интеллектуальный свет. Это интеллектуальная интуиция порожденная светом разума, она не требует напряжения памяти, непосредственна.
Радикальное сомнение и принцип cogito Декарта.
Сомневаться можно и нужно во всем содержании нашего знания (недостоверность чувственного восприятия: палка опущенная в воду, отсутствие границы между явью и сном ? недостоверность и призрачность наших знаний о внешних вещах, вкл. собственное тело)? мы погружаемся в пучину сомнений, но можем выбраться опираясь на один надежный момент: факт наших сомнений, выражающий определенной состояние наших мыслей – cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую). В этой истине никто сомневаться не может – она высшая из наших интуиций. Проведенное до конца радикальное сомнение упирается в несомненность самого себя и существования того, кто это сомнение осуществляет. Сомневающийся в то время, когда он сомневается, не может не существовать.
Теория  врожденных идей и проблема заблуждения  Декарта 

Познавательная  деятельность человека слагается из 3-х классов идей: 1) идеи получаемые человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, 2) идеи, образующиеся в уме на основе идей первого рода, 3) врожденные идеи – наиболее важные для познания (влияние платонизма – независимы от внешних предметов, действующих на чувства, ясны, отчетливы, просты, независимы от воли). Так же существуют врожденные аксиомы – они представляют собой связь между понятиями нашего мышления (а=в, в=с? а=с). Врожденность означает не наличие, а предрасположенность к появлению идей. Мышление само по себе не ошибается, т.к. оно мыслит, но не отрицает и не утверждает. Решение принадлежит воле – это способность желания, которая толкает разум за пределы того, что им еще не познано? человеческое заблуждение.
2. Доказательство Декартом  первичности разума  по отношению к  бытию и познанию  – главной идеи  рационализма.
То, что  в основе бытия и познания лежит  разум, Декарт доказал следующим  образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?) зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
сомнение  – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек;
следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».
.4. Дуализм Декарта.Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично  - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Сохранились воспоминания современников  о Декарте как  о личности. Он был веселым и оживленным только в кругу близких людей. В большом обществе он был молчалив и ненаходчив, как это часто бывает у людей, ведущих уединенный образ жизни. Отношение Декарта к близким людям производило тяжелое впечатление. Вокруг него собрался круг поклонников и преданных друзей, но он не ценил этого, не умел любить других. Надменный и высокомерный с равными, третировавший как мальчишек крупнейших учёных своего времени, Декарт, приближаясь к высоким особам, превращался в льстивого и угодливого цередворца. Ему принадлежит такой, с позволения сказать, афоризм: “Особы высокого происхождения не нуждаются в достижении зрелого возраста, чтобы превзойти учёностью и добродетелью прочих людей”. Вероятно, такое отношение к венценосным особам и стало причиной того, что Декарт, человек богатый и независимый, дороживший своим здоровьем и уже немолодой, поехал по приглашению его поклонницы, шведской королевы Христины, в “страну медведей между скал и льдов”, как писал он сам. В октябре 1649 год учёный прибыл в Стокгольм. Вскоре после приезда Декарта Христина обещала осыпать его своими милостями . Предполагалось возвести его в звание дворянина Шведского королевства и подарить ему обширное поместье в Померании. Вместе с тем королева Христина установила Декарту для занятий философией совершенно неприемлемый для нездорового человека распорядок работы. Наиболее подходящим временем для начала занятий она выбрала пять часов утра. Декарт, которому даже его воспитатели-иезуиты позволяли, ввиду слабого его здоровья, оставаться в постели до позднего часа, был принужден в суровую северную зиму задолго до рассвета отправляться во дворец, причем каждый раз нужно было проезжать через длинный, открытый со всех сторон ветру, мост. Зима стояла необычайно суровая. Вскоре Декарт простудился и слёг: у него началось воспаление лёгких. 11 февраля 1650 года, на девятый день болезни, Декарта не стало. 

5.Б.Спиноза
Бенедикт  Спиноза (Барух д'Эспиноза) родился  в Амстердаме в 1632 году, в один год с английским философом Локком, в состоятельной семье испанских евреев, вынужденных принять христианство, но втайне сохранивших верность своей прежней вере. Семья бежала из Португалии в Голландию, чтобы укрыться от преследований инквизиции. Известно, что евреев и мавров, вынужденных отречься от своей веры, в Испании называли презрительным словом “марраны”. 

В школе  еврейской общины в Амстердаме Спиноза  выучил древнееврейский язык, глубоко  изучил Библию и Талмуд. 

Между 1652 и 1656 гг. он посещал школу Франциска ван ден Эндена (учёного-католика, ставшего позднее независимым мыслителем), у которого изучал латинский язык и науки. Знание латыни открыло для Спинозы мир классики (а среди них – Цицерона и Сенеку), Возрождения и современных философов в особенности Декарта, Бэкона и Гоббса. 

По мере того как складывалось мышление Спинозы, всё отчётливее становилось заметным его неприятие принципов иудейской  религии. Позднее начались столкновения с теологами и учёными мужами общины. Разногласия стали такими острыми ещё и потому что Спиноза своими выдающимися интеллектуальными способностями быстро привлёк к себе всеобщее внимание и именитые члены еврейской общины желали видеть его раввином. Однако Спиноза проявил такую непреклонность, особенно после смерти отца постигшей его в 1654 г., что какой-то фанатик попытался даже убить учёного, и только благодаря ловкости и быстроте реакции философу удалось спастись (сохранив на память искромсанной ударами кинжала плащ).  

Вскоре  начались преследования Баруха Спинозы (уже тогда взявшего себе латинское имя Бенедикт, что, как и Барух, значило: “благословенный”). Сначала ему вменяли в вину то, что он нерегулярно посещает синагогу и не проявляет должного религиозного рвения. Ему объявляли что-то вроде бойкота, “малого отлучения”. Раввинам стало известно, что Спиноза работает над “богохульными”, т. е. не укладывавшимися в принятые общиной, толкованиями Библии. В 1656 г. религиозные ревнители амстердамской еврейской общины устроили “Великое отлучение” Спинозы. Он был отлучён от синагоги, проклят и изгнан из общины, друзья евреи и родственники покинули его. Сестра оспаривала право на отцовское наследство. Он начал судебный процесс и выиграл дело, однако наследства не принял, поскольку возбудил тяжбу только ради защиты права как такового, а не из-за имущества. 

После изгнания из общины Спиноза нашёл  приют в небольшой деревне  в окрестностях Амстердама, где сочинил ''Апологию” в защиту собственной  позиции. Позднее он перебрался в  Рейнсбург вблизи Лейдена, оттуда — в Ворбург, в окрестностях Гааги, где жил в меблированных комнатах, а с 1670 г. поселился в Гааге в доме художника Ван дер Спика. 

Как и  на какие средства жил Спиноза? Он научился шлифовать оптические стекла, и доходы от этой работы покрывали  большую часть его потребностей. Поскольку Спиноза вел весьма скромный образ жизни (единственная роскошь, которую он себе позволял, — книги), он обходился немногим. Богатые и влиятельные почитатели и друзья предлагали ему крупные дары, но он ничего не принимал или же, как в случае с рентой обеспечения, подаренной С. де Врисом, согласился взять, но с условием резко уменьшить её величину: для скромной жизни достаточно малого. 

Отлучение от синагоги, имевшее юридические  и социальные последствия, изолировало  его от евреев, но не отделило от христиан (к вере которых, тем не менее, Спиноза не примкнул). Он был принят в кругах христиан, склонных к открытости и религиозной терпимости. Спиноза познакомился с такими влиятельными лицами, как братья де Витт (они возглавляли демократическую партию), Гюйгенс, — ему покровительствовавшими, другими образованными и прославленными людьми. 

В 1673 г. философу предложили занять университетскую  кафедру в Гсйдельберге, однако он вежливо, но твердо отказался, опасаясь что официальный пост университетского профессора ограничит его свободу как мыслителя. 

Он умер от туберкулеза в 1677 г. в возрасте 44 лет. Первое сочинение Спинозы  — “Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье”, написанный, скорее всего, в 1660 г. (он оставался неизданным до прошлого века). К 1661 г. относится “Трактат об усовершенствовании разума”. Шедевр, ставший трудом всей жизни автора, — “Этика”, начат примерно в 1661 г. — опубликован после смерти Спинозы в 1677 г. вместе с “Трактатом об усовершенствовании разума”, “Политическим трактатом” и “Перепиской”. 

Единственным  сочинением, опубликованным при жизни  Спинозы под его собственным  именем, были “Основы философии  Декарта, доказанные геометрическим способом”  с приложением “Метафизических  размышлений”.  

Анонимно  и с неверным указанием места издания был опубликован в 1670 г. “Богословско-политический трактат”, вызвавший шумную и ожесточенную полемику. 

Спиноза был широко образованным учёным, источники  его вдохновения — самые разнообразные: позднеантичная философия, средневековая еврейская схоластика Маймонида в Авицеброна, схоластика XVI—XVII вв., философия Возрождения (Дж. Бруно и Леон Еврей), из современников наибольшее влияние имели Декарт и Гоббс. Новый синтез стал важнейшим этапом западной философии. 

Древние греки в совпадении учения и жизни философа видели доказательство подлинности духовного послания и дали поистине удивительные примеры подобного совпадения. Метафизика Спинозы идеально созвучна личной жизни (во многих аспектах его можно считать стоиком Нового времени). 

Как высшую цель философского пути он проповедовал видение вещей sub specie aeternitatis (с точки  зрения вечности), освобождающее от страстей состояние мира и покоя. Мир, покой и беспристрастие, по единодушному утверждению современников, символ существования Спинозы. Даже на печати для писем имелась эмблема: роза с надписью сверху: “Caute” — “Осмотрительно”. Смысл его философии, как мы убедимся, — в чистом и отстраненном, свободном от волнения и любой страсти постижении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.