На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности социальной работы как вида деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра истории и методологии  социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ по предмету «Теоретико-методологические основы процесса социальной работы,
деятельности  специалиста социальной работы» 

на тему : Особенности социальной работы как вида деятельности 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Составила студентка СРБ-ДМ-6-1
                                                                       Жучкова О.С.
                                                                       Проверила к.ф.н., доцент
                                                                       Медведева Г.П.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва
2011 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..…….3
Деятельностный подход в социальной работе………………………………….5
Социальная  работа как профессиональная деятельность………………….…..8
Интегративный и комплексный характер социальной работы……………….16
Заключение………………………………………………………………….……19
Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В 1991 г. в Российской Федерации была введена  принципиально новая для нашей  страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят  на курсах, в школах, лицеях, средних  специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется. В
1990/1991 учебном  году их было 8, сейчас – более  70. Профильная направленность вуза  предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям. 

Социальная  работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности. 

Почему  её следует отнести к особым видам  деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол.
Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в  другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры  разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность  в его работе. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы  снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д. 

Каждый  выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра – кусок дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. 

Совокупность  действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета. 

Социальной  работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  

Известно, что социальная работа представляет собой систему, объединяющую три составных элемента данного феномена: социальную работу как науку, социальную работу как учебную дисциплину и социальную работу как специфический вид деятельности. В чем же есть специфика социальной работы как вида деятельности? Каким образом возможен анализ социальной работы с точки зрения деятельностного подхода? В данной статье сделана попытка дать ответы на эти вопросы.  

Деятельность  – это способ воспроизводства  социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром ; это осознанная целенаправленная активность, в ходе которой предмет превращается в продукт; это и фундаментальный способ бытия человека, воплощающий в себе его разумность, активность . Применительно к социальной работе можно использовать определение П.Д.Павленка, согласно которому деятельность – это способ существования и развития действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира .  

Деятельность  охватывает все формы человеческой активности (экономическая, политическая, духовная деятельность) и все сферы жизнедеятельности человека. Деятельность можно выразить и как способ понимания социальности. В деятельности вещи человеческого мира показывают свои социальные значения. Деятельность в то же время – это специфическое отношение человека к действительности, которое отражает активный и творческий потенциал личности, осуществляется в рамках определенных социокультурных условий и представляет собой сложной многомерное образование. Единицей деятельности выступает действие. 

Социальная  работа – это не просто деятельность, это, безусловно, деятельность социальная. Социальная деятельность – это ориентированная  на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности.  

Социальная  деятельность базируется на различных  элементах: 

·        национально-географический аспект, который  говорит об ограничении социальной работы как деятельности рамками  учреждения, общности людей, муниципалитета, региона, страны; 

·        политический аспект, в соответствии с которым условия осуществления  практической деятельности в социальной работе определяется политической организацией общества; 

·        социально-экономический аспект, согласно которому социальное согласие в любой группе или стране зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов; 

·        культурный аспект, основанный на взаимном уважении традиций и культурных норм отдельных людей, семей, социальных групп и институтов; 

·        духовный аспект, регулирующий систему ценностей, морально-этических норм, идеалов, философских убеждений, существующих в обществе, в целом, или принадлежащих его представителям. 

Вспомнив, что элементом деятельности является действие, можно предположить аналогичную  схему и применительно к социальной деятельности. В связи с этим теоретической основой данного вопросам может служить концепция социального действия Макса Вебера. «Социальным действием, – говорит он, – надо называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» .
Социальное  действие предполагает два момента: а) субъективную мотивацию индивида или группы; б) ориентацию на другого (на других), без которого действие не может называться социальным. Следовательно, социальная деятельность представляет собой особый вид деятельности, регулирующий отношения человека с окружающим его миром. 

Частным проявлением социальной деятельности выступает социальная работа – деятельность, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, социальной защиты людей, создание нормальных условий их жизнедеятельности. 

В социальной работе как практическом виде деятельности существует несколько различных  аспектов; она может рассматриваться как: 

·        профессиональная деятельность, выполняемая  лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем  учебном заведении официальный  курс по теории и практике социальной работы; профессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам и общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и созданию благоприятных общественных условий для достижения этих целей ; 

·        интегрированный универсальный  вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в равной степени как индивида, так и общества; 

·        профессиональное содействие людям  в успешном разделении их жизненных  проблем посредством осуществления  социальных перемен, высвобождения  и развития ресурсов человека и его социального окружения . 

Анализируя  социальную работу как вид социальной деятельности, можно использовать системный  и морфологический методы, предложенные М.С.Каганом. Так, говоря о структуре  деятельности, М.С.Каган отмечает, что  с точки зрения системного подхода в нее включаются следующие элементы: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта. Если же применить морфологический подход, то тогда, выделив преобразовательную, познавательную и ценностно-ориентационную деятельности можно говорить о субъект-субъектных отношениях в социальной работе . 

Исходя  из этого, получается, что единицей деятельности в социальной работе может  выступить то, что М.Вебер назвал «общностно-ориентированным действием» – то есть такой ситуацией, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей.
Существуют  ценности, которые лежат (должны лежать) в основе деятельности специалистов в области социальной работы и тем самым определяют ее специфику : 

·        главнейшей заботой общества является индивид; 

·        между индивидами в обществе существует взаимозависимость; 

·        индивиды взаимно ответственны друг перед другом; 

·        есть человеческие потребности, общие для каждого в отдельности, и все же каждый существенно отличается от других; 

·        существенным признаком демократического общества является полная реализация личностного потенциала каждого  и предположение о его социальной ответственности за активное участие в жизни общества; 

·        общество ответственно за обеспечение  индивида средствами преодоления или  предотвращения препятствий на пути к его самореализации. 

Таким образом, социальная работа по своей  сути действительно представляет специфический вид социальной деятельности, носящей субъект-субъектный характер, предполагающей творческую активность и имеющей свою внутреннюю особую структуру. 
 

Социальная  работа как профессиональная деятельность 

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:
социальная  терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью  социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных  ситуаций в контексте окружающей его среды;
социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.);
социальная  работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата  в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др. 

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.
Личность  специалиста и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой — являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
Характер  профессиональной деятельности требует  от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная  с организации системы социального  обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Идея «профессионализма», задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы — от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия  социального работника несколько  тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине — не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.
Социальный  работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.
Важно понять следующее отличие социального  работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет дело с психикой человека, социолог — его социальными отношениями, медик — состоянием его физического и психического здоровья, а юрист — его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем, «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором — конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной «репрезентации» в отдельных науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к человеку как к ценности, в действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности — к ценностям профессиональным.
Для социальной работы характерна ориентация на Реальных людей с их жизненными заботами и  трудностями, для смежных профессий  — на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические  качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.
Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, — это ее посреднический характер.
Социальная  работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается  не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы — это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны — процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.
При более  содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений  его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.
Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий: понимание социальным работником проблем клиента, его способность к «тотальному вживанию» в клиента, смысл его проблем; способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента; знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации; знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента; наличие общего «языка», обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество; готовность социального работника стать по необходимости «переводчиком»; делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий; делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой.
Специализированная социальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.
Социальная  работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социального благосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли.
В основе социальной работы — профессии находится  определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включен и специальный предмет — «социальная работа», задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
Социальная  работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы — это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Цели  социальной работы, независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
В число  основных задач и профессиональных обязанностей социального работника  входит:
оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
помогать  людям справляться с этими  затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или  корректирующего воздействия;
защищать  беспомощных в соответствии с  законом, прибегая к использованию  власти;
способствовать  более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
• использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др. 

Рассматриваемый круг задач со всей определенностью  показывает, что они включают в  себя широчайший диапазон тех навыков  и умений, которые потребуются  социальным работникам для их выполнения. Если рассматривать в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально и письменно; организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио и т. д.
Поле  деятельности социального работника  очень широко: в микрорайонах и  на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения, и т. д.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции  и обязанности социального работника  не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и  выявить главную, стержневую идею, как  бы объединяющую все остальные слагаемые  трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник — группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный человек. Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников. К ним относятся:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.