На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Земельному праву"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопросы по земельному праву  для земельного кадастра к госам 2011-03-09
Оглавление
Вопросы по земельному праву для земельного кадастра к госам 2011-03-09 1
1.Аренда  земельных участков 1
2.Принципы  земельного права 1
3.Ипотека  земельных участков 2
4.Правовой  режим земель промышленности, транспорта  и иных земель специального  назначения 2
5.Правовой  режим земель лесного фонда  (право собственности, пользования,  порядок предоставления) 3
6.Ответственность  за правонарушения в области  охраны и использования земель. 3
7.Правовой  режим земель особо охраняемых  природных территорий 4
8. Право ограниченного пользования  чужим земельным участком (сервитут) 4
9. Государственное управление использования  и охраны земель 5
10. Правовое регулирование сделок  купли-продажи земельных участков,  мены, дарения (общее и особенное) 6
11. Возмещение убытков землепользователей  и собственников земли при  изъятии земель, ограничение прав  субъектов, ухудшении качества  земель 8
12. Специальная (земельно-правовая) и  дисциплинарная ответственность  за нарушение земельного законодательства 9
13. Решение земельных споров 10
14. Источники земельного права (понятия,  классификация, общая характеристика) 11
15.Право собственности на землю в Российской федерации (понятие, виды, общая характеристика) 12
16.Правовое регулирование земельных отношений в сфере деятельности крестьянских фермерских хозяйств 12
17.Права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей 14
18.Порядок предоставления (изъятия) земельных участков для целей строительства и иных целей 15
19.Административная и  уголовная ответственность за нарушение  земельного законодательства 17
20.Земельный контроль понятие, виды 18
21.Наследование земельных участков 19
22. Плата за землю 20
23. Возникновение, ограничение и прекращение прав на земельные участки 21
24.Особенности оборота земельных долей 24
25.Земельные правоотношения (понятия, классификация, содержание) 25
26. Переход права на земельный участок при переходе права на строения и сооружение 26
27. Правовая охрана земель (понятие, виды, содержание) 27 

1.Аренда земельных участков

Аренда –  это предоставление земельного участка  во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды.
Основными признаками аренды земель являются:
- срочность,  т.е. аренда-право, действующее определенный период времени, определяемый в договоре;
- платность,  т.е. возмездность арендных отношений,  проявляющаяся в арендной плате;
- возвратность, т.е. по истечении срока аренды  арендованное имущество – земля  подлежит возврату арендодателю.
Арендные отношения  оформляются договором аренды. Данный договор составляется в письменной форме, за исключением краткосрочной  аренды на срок до одного года, который  может заключен в устной форме и не подлежат государтсвенной регистрации.
Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок  в субаренду в пределах срока  договора аренды земельного участка  без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка  не предусмотрено иное.
Арендная плата  может взиматься в денежной или  натуральной форме, отдельно или в составе общей аренды за все арендуемое имущество, когда, кроме земли, в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы.
Договор аренды земельного участка прекращается:
- по соглашению  сторон;
- по решению  суда;
- по истечению  срока аренды при наличии письменного  заявления арендодателя.

2.Принципы земельного права

     1) учет значения земли как основы  жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  хозяйстве и лесном хозяйстве  и основы осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории  РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
     2) приоритет охраны земли как  важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества;
     3) приоритет охраны жизни и здоровья  человека, согласно которому при  осуществлении деятельности по  использованию и охране земель  должны быть приняты такие  решения и осуществлены такие  виды деятельности, которые позволили  бы обеспечить сохранение жизни  человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье  человека;4) участие граждан и  общественных организаций в решении  вопросов, касающихся их прав  на землю;
     5) единство судьбы земельных участков  и прочно связанных с ними  объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
     6) приоритет сохранения особо ценных  земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
     7) платность использования земли;
     8) деление земель по целевому  назначению на категории, согласно  которому правовой режим земель  определяется исходя из их  принадлежности к той или иной  категории и разрешенного использования  в соответствии с зонированием  территорий и требованиями законодательства;
     9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность РФ, собственность  субъектов РФ и собственность  муниципальных образований;
     10) дифференцированный подход к  установлению правового режима  земель, в соответствии с которым  при определении их правового  режима должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы; 
     11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

3.Ипотека земельных участков

Нормативной базой  ипотеки является ГК РФ и ФЗ №102 «Об  ипотеке (залоге недвижимости)». Согласно этому закону по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимоти заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. Залогодателем может быть сам должник по обязательству, или лицо, не участвующее в этом обязательстве.
Предметом ипотеки  может быть любой ЗУ, который принадлежит  залогодателю на праве собственности  за исключением ЗУ, находящихся в  госуд или муниц собственности, либо размер которых меньше установленных  минимальных предельных размеров.
Возникновение ипотеки возможно на основании договора и на основании закона.
Договор ипотеки  регистрируется в ЕГРП в качестве обременения.
Возникновение ипотеки на основании законпа  возможно при купле-продаже ЗУ в  рассрочку или кредит, если право  собственности переходит с момента  заключения сделки.

4.Правовой режим земель промышленности, транспорта и иных земель специального назначения

К землям промышленности и иного специального назначения относятся земли, расположенные  за границей населенных пунктов, и предоставленные  в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам  в пользование или приобретенные  ими в собственность или аренду для обеспечения деятельности организаций  и объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и осуществления иных специальных задач.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (информатики,связи, энергетики, путей сообщения, обороны и др.), являются федеральной собственностью; занятые объектами субъектов РФ или муниципальными объектами относятся соответственно к собственности субъектов или муниципальной собственности.
Главная отличительная  черта правового режима земель данной категории заключается в том, что их основное целевое назначение – служить пространственным базисом  для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения. Отсюда и соответствующие  требования к этим землям как сточки зрения их размеров, так и особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.
Другая особенность-вредоносный характер производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных конструкций (защитные зоны).
В то же время  многие из промышленных объектов, особенно линейные (дороги, электрические линии, линии связи и др.), сами нуждаются в охране и защите от вредного воздействия окружающей природной среды (от снежных заносов, оползней, неустойчивости грунтов и тп). С этой целью создаются специальные охранные зоны.

5.Правовой режим земель лесного фонда (право собственности, пользования, порядок предоставления)

К землям лесного  фонда относятся:
1. Лесные земли:
А) земли, покрытые лесной растительностью;
Б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные  для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и др.);
2. Нелесные земли,  предназначенные для ведения  лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др)
Лесные участки  из земель ЛФ ограничиваются в обороте (не предоставляются в частную  собственность, за искл случаев, установленныых ФЗ ). Они могут предоставляться только на праве: постоянного (бессрочного) пользования, сервитута, аренды, безвозмездного (срочного) пользования.
ЛУ на праве  пост (бессроч) пользования предоставляются  только госуд или муниц учреждениям  и только для научно-исследов, образоват  либо рекреацион деятельности.Для тех же целей, но юр лицам – на праве аренды.
На праве безвозмездного (сроч) пользования ЛУ предоставляются  религиозным организациям для осуществления  религиозной деятельности.
Право на служебный  надел прекращается в силу прекращения  работником трудовых отношений, за искл случаев его сохранения за работником при переходе его на пенсию по старости либо по инвалидности.
Наиболее часто применяемым правом на ЛУ являетсмя право аренды. На основании договора аренды ЛУ предоставляются гражданам и юр лицам в целях заготовки: древесины, живины, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений и для др целей.

6.Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

Юридическая ответственность  представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физ и юр лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушением, те конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.
Виды ответсвенности:
- уголовная (устанавливается Уголовным кодексом РФ за совершение преступления)
- административная (устанавливается за противоправное, виновное действие (бездействие) физ или юр лица Кодексом об административных правонарушениях РФ)
-гражданско-правовая (имущественная) (предусмотрена в основном нормами, содержащимися в гражданском и земельном законодательствах; она состоит в полном возмещении причиненного ущерба, включая упущенную выгоду.)
-дисциплинарная (юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления)
- специальная  (земельно-правовая)

7.Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Правовое регулирование  отношений в сфере земель особо  охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами ЗК РФ и ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях».
К землям особо  охраняемых территорий относятся:
- особо-охраняемые  природные территории
- земли природоохранного назначения
- зу рекреционного  назначения
- земли историко-культурного  назначения
- иные особо  ценные земли.
По признаку оборотоспособности ЗУ в пределах особо  охраняемых территорий и объектов являются изъятыми из оборота (те не могут предоставляться  в частную собственность, а также  быть объектами сделок) либо ограниченными  в обороте (те не предоставляются  в частную собственность, за исключением  случаев, предусмотренных ФЗ).
Из оборота  изъяты государственные природные  заповедники и национальные парки; ограничены в обороте особо охраняемые природные территории.
Оставшиеся виды земель особо охраняемых территорий могут находиться в частной собственности, однако, в законе не определен порядок  создания частных особо охраняемых территорий и объектов.

8. Право ограниченного  пользования чужим  земельным участком (сервитут)

Сервитут  — это право ограниченного  пользования чужим земельным участком. ЗК РФ рассматривает сервитут в качестве вторичного вещного права. Сервитуты могут возникать в силу договора или закона. Сервитут может быть срочным или постоянным.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПА РФ, НПА СРФ, НПА органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для
1) прохода  или проезда через земельный участок;
2)использования  ЗУ в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других  линий и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;
3) размещения  на ЗУ межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения  дренажных работ на земельном  участке;
5) забора  воды и водопоя;
6) прогона  скота через земельный участок;
7) сенокоса  или пастьбы скота на ЗУ  в сроки, продолжительность которых  соответствует местным условиям, обычаям, за исключением ЗУ в пределах земель ЛФ;
8) использования  ЗУ в целях охоты, ловли рыбы  расположенном на ЗУ замкнутом  водоёме, сбора дикорастущих растений  в установленные сроки и в  уст-ном порядке;
9) временного  пользования ЗУ в целях проведения  изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного  доступа к прибрежной полосе;
Сервитут  должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного  частным сервитутом, вправе требовать  соразмерную плату от лиц, в интересах  которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случаях, когда установление публичного сервитута  приводит к невозможности использования ЗУ, собственник, зв-ец и зп-ель вправе требовать изъятия (в т.ч. путём выкупа) у него данного ЗУ с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, когда установление публичного сервитута  приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать  от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившими публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица, права  и интересы которых затрагиваются  установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих  прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации  в соответствии с ФЗот 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При продаже  застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные  сервитуты, обязывающие собственников  земельных участков обеспечивать:
1) безвозмездное  и беспрепятственное использование  объектов общего пользования  (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент  передачи земельного участка  в собственность;
2) возможность  размещения на ЗУ межевых и  геодезических знаков и подъездов  к ним;
3) возможность  доступа на участок соответствующих  муниципальных служб для ремонта  объектов инфраструктуры.

9. Государственное  управление использования  и охраны земель

Охрана  земель вкл. в себя систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв. Имеет цели: 1) предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом; 2)обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению; 3) создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, земледельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Охрана  земель включает: рац. использование земель – достижение max эффективности з/ния при min затратах с одновременнным сохранением и улучшением полезных св-в и качеств земли; рациональная организация территории – научно обоснованное организационно-хозяйственное устройство с целью планомерного и хоз. – целесообразного использования земли (производственно-хоз. зонирование территории хоз-ва, отграничение севооборотных массивов, установление видов севооборотов и их местоположения); восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения – спец. проекты по мелиорации и улучшению земель и осуществляется всеми собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земли. Невыполнение или ненадлежащее выполнение мероприятий по защите земель влечет административную или уголовную ответственность виновных лиц; защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем, других процессов, ухудшающих культуртехническое состояние земель; землевание – мероприятие по охране продуктивных земель и их воспроизводству представляет собой снятие, хранение и нанесение верхнего плодородного слоя почв на непригодные для с/х целей учатски; установление приоритета земель с/х назначения – запрещение или ограничение изъятия продуктивных земель для нес/х использования; мелиорация земель (гидромелиорация – коренное улучшение заболоченных земель;  агролесомелиорация – обеспечивает коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих св-в лесных насаждений; химическая мелиорация земель -  улучшение хим. и физич. состояния св-в почв) – осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости з/ния, обеспечения гарантированного пр-ва с/х продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, создание необходимых условий для вовлечения в с/х оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель;  рекультивацию нарушенных земель – мероприятия по охране и воспроизводству зем. ресурсов,восстановление плодородия и др. полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

10. Правовое регулирование  сделок купли-продажи  земельных участков,  мены, дарения (общее и особенное)

 К-п з/у регулируетсяст.450-490 ГК РФ, ст.37 ЗК РФ. По договору к-п з/у продавец обязуется передать в собств.покупателя з/у, покупатель обязуется принять з/у и уплатить за него денеж.сумму. В наст.вр.действует Порядок к-п гражданами РФ з/у,утв.Пост.Прав.РФ от 30 мая 1993г.№503, а также типовой договор к-п зу.Стороны договора не вправе изменять целевое назначение земельного участка, являющегося предметом договора. Также не подлежат самовольному изменению охранные зоны и обременения участка.
 Объектом  купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие гку. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях в использовании з/у.2. К недействительным условиям договора купли-продажи земельного участка относятся следующие: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение землей, включая ограничение на ипотеку, передачу земли в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае, если третьи лица предъявят права на земельный участок.
 Покупатель  в случае предоставления ему продавцом  заведомо ложной информации об обременениях з/у и ограничениях на его использование в соответствии с регламентом использования; о разрешении на застройку данного участка; об использовании соседних участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого участка; качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование земли; иной информации, могущей оказать существенное влияние на решение покупателя о покупке данного з/у и требования о предоставлении которой установлены федеральным законом, вправе требовать уменьшения покупной цены либо расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков.
 Существенным  условием договора купли-продажи з/у выступает цена за участок (п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации). Порядок оплаты по договору определяется сторонами договора самостоятельно. Закон допускает такие способы оплаты, как в рассрочку, кредит, а также предварительной оплаты.
 При продаже з/у в рассрочку или кредит (п. 5 ст. 488 Гражданского кодекса Российской Федерации) он находится у продавца в залоге, пока не будет выплачена вся сумма за участок.
 Право собственности на земельный участок  переходит от продавца к покупателю с момента государственной регистрации  территориальным органом Министерства юстиции договора купли-продажи.
 Одной из форм заключения договора купли-продажи  земельных участков является проведение торгов. Предметом торгов может быть з/у с установленными границами.
 В качестве организатора торгов выступает собственник  либо специализированная организация, действующая на основании договора с ним.
 Собственник з/у определяет форму проведения торгов, начальную цену предмета торгов и сумму задатка.
 Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже з/у или права на заключение договоров аренды этих з/у определяются Правительством РФ в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.
 Торги могут проводиться в форме  конкурса или аукциона (п. ст. 447 ГК РФ).
 Главной особенностью правового регулирования  проведения земельных торгов является комплексное применение к данным отношениям норм, как гражданского законодательства, так и законов  о земле и иных природных ресурсах. При переходе права собственности  на здание, строение, сооружение, находящиеся  на чужом з/у, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
 В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования  земельным участком определяется с  учетом долей в праве собственности  на здание, строение, сооружение или  сложившегося порядка пользования  з/у.
 Собственник здания, строения, сооружения, находящихся  на чужом земельном участке, имеет  преимущественное право покупки  или аренды земельного участка, которое  осуществляется в порядке, установленном  граж. законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
 Отчуждение  здания, строения, сооружения, находящихся  на земельном участке и принадлежащих  одному лицу, проводится вместе с земельным  участком, за исключением следующих  случаев: отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся  на земельном участке, изъятом из оборота.
 Не  допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Особого пор-ка земельным законодат. не предусмотрено для мены и дарения.
Дарение. Даритель безвозмездно передает или  обязуется передать одаряемому зем.уч-к в собственность. Одариваемый вправе отказаться Право на уч-к переходит гос-ву.
Мена. Каждая из сторон обязуется передать в собственность  другой стороны один товар в обмен  на другой (ГК РФ ст. 567). Это, в сущности, модификация договора купли-продажи, где каждая из сторон
2 варианта:
обмен земельными уч-ками и обмен зем.уч-ка на иную движимую или недвижимую вещь.
Загвоздочка: по общему правилу (ст. 568) обмениваемые вещи должны быть равноценными. Основной трудностью может стать именно оценка зем.уч-ка. Поэтому в большинстве случаев мену производят с доплатой продавца менее ценного участка продавцу более ценного.

11. Возмещение убытков  землепользователей  и собственников  земли при изъятии земель, ограничение прав субъектов, ухудшении качества земель

 Определение видов и размера убытков землепользователей и собственников земли (включая  упущенную выгоду). Убытки собственников  и пользователей земли, причиненные размещением нес/х землепользоватений, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду в расчете на период, необходимый для восстановления нарушенного производства. При выкупе зем. участков убытки собственников возмещаются в размере их полной стоимости. Возмещению подлежит стоимость: жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место; многолетних насаждений; незавершенного производства; затрат, вызываемых возникающими неудобствами (недостатками) землепользования; затрат, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель; затрат, связанных с ограничением права пользователя земли; упущенной выгоды. Здания и сооружения оцениваются по сметной стоимости строительства новых объектов равного качества; многолетние насаждения — по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание до начала плодоношения или смыкания крон, незавершенное производство — по фактически произведенным объемам работ и затратам. Убытки, вызванные возникшими неудобствами, определяются суммой единовременных затрат на строительство дорог, мостов, дамб и других сооружений, а также на приобретение лодок, паромов и других транспортных средств. Убытки по восстановлению качества ухудшенных земель определяются исходя из проектной документации и включают стоимость специальных обследований и изысканий, а также мероприятий по восстановлению качества земли. Упущенная выгода связана с прекращением ежегодных доходов с изымаемых земель в течение периода, необходимого для восстановления нарушенного производства. Возмещается она в размере этого дохода единовременно. Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном выражении и ценам, действующим на момент изъятия земель. Упущенная выгода исчисляется умножением величины ежегодного дохода (ср за 5 лет) на коэффициент, зависящий от продолжительности периода восстановления (1 год-0,9; 2-1,7; 30 и более -10).Расчеты убытков и потерь согласовываются с заинтересованными сторонами, возможные споры разрешаются судом.
 Потери  с/х производства, вызванные изъятием сх угодий вследствие размещения на них предприятий других отраслей, выражаются в безвозвратной потере и сокращение S, используемых с/х угодий, а следовательно в снижении получаемой с/х продукции. Сокращается потенциал с/х как отрасли нархоза. Возмещается в целях сохр. уровня с/х производства путём восстановления этого потенциала; в размере стоимости освоения равновеликих S новых зем., с учётом проведения на них мероприятий по окультуриванию, повышению плодор. почв до уровня плодор. изъятых зем. Под освоением новых земель понимается выполнение комплекса мероприятий: организация новых хозяйств; вовлечение в с/х использование земель, занятых нес/х угодьями; проведение мелиор работ. Размер стоимости освоения новых земель определяется по нормативам, которые обеспечивают на осваиваемых землях производство сх продукции в объеме не менее получаемого на изъятых участках. Порядок возмещения потерь и нормативы стоимости освоения новых земель установлены Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь с/х производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.1995 г. № 1176.Нормативы построены следующим образом. Вся территория России разделена на 13 зон, в каждую из которых включено целиком несколько областей, краев, республик, Моск обл и Краснодарский край отдельные зоны. К этим нормативам применяются повышающие коэффициенты (до 3 раз) при изъятии земель городов — центров субъектов Федерации и с населением более 100 тыс. жителей, их пригородных зон и особых территорий, имеющих уникальные условия для производства некоторых видов сх продукции. Потери, вызванные ухудшением качества угодий, определяются в % от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества с/х угодий. Нормативы построены с таким расчетом, чтобы при предоставлении земель получать наиболее продуктивные земли было бы крайне невыгодно, а выгоднее всего — использовать нес/х угодья. Лучшим признается вариант размещения, вызывающий наименьшие потери с/х производства. При нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья (землевании) потери возмещаются в размере 50 % от норматива. Потери возмещаются если з.у. предоставляются в собств-ть или передаются в пользование бесплатно, в случае продажи или передачи их в аренду потери с.х производства включаются в стоимость з.у. или учитываются в ар. плате. Потери с.х производства не возмещаются при предоставлении участков: для строительства мелиоративных систем на з. с.х назначения; при предоставлении естественных кормовых угодий рыбоводческим предприятиям под строительство прудов, под жилищное строительство в нас.пунктах; прии переводе земель в категории природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назнач.

12. Специальная (земельно-правовая) и дисциплинарная  ответственность  за нарушение земельного законодательства

 Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное изъятие зу у собственников земли и ЗП-ей за совершение ими определённых неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия. Принудительное изъятие зу у собственника возможно в следующих случаях:
-  обращение  взыскания на зу по обязательствам (санкция за невыполнение обязательств по договору залога зу. В этом случае право собственности на зу переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга);
- отчуждение  зу, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (участки лесного фонда, особо охраняемые территории, земли общего пользования в поселениях и др.);
-  конфискация  земельного участка (безвозмездное  изъятие его у собственника  в виде санкции за совершение  преступления);
- изъятие  земельного участка, используемого  с нарушением законодательства (нерациональное  использование земель, использование  зу не в соответствии с установленным целевым назначением, использование зу методами, приводящими к существенному снижению почв-го плодородия).
 При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии  зу, орган (или лицо), осуществляющий гос.зем. контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных зем. правонарушениях с указанием срока, в течение которого зем. правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.
   Должностные лица и работники  организации, виновные в совершении земельных  правонарушений, несут  дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
 Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности  регулируется нормами трудового  законодательства и иными НПА. Предусмотрены  следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу, лишение премии и, как крайняя мера, - увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где работает данное должностное лицо.
Налагается  дисциплинарная ответственность не позднее 1 месяца со дня обнаружения  противоправных действий и не позднее 6 месяцев со дня его совершения.
При наложении  дисцип. взыскания необходимо учитывать: 1) тяжесть соверш. поступка 2) обстоятельства дела 3) предшеств. работу и поведение сотрудника
Работник  считается привлеченным к ДО лишь в том случае, если издан приказ. До издания приказа администрация обязана взять у нарушителя объяснения в письменном виде. В случае отказа составляется соответствующий акт. Приказ доводится до работника под расписку.
 Увольнение (33 ст. КЗОТ): 1) систематич. неисполнен. должностн. обязанностей, если ранее применялись меры дисциплинарн. воздейств. в течен. 1 года и не менее 2-х взысканий; 2) прогул – отсутствие более 3-х часов на работе; 3) болезнь более 4-х месяцев, кроме проф. заболеваний, туберкулеза и инфаркта. 4) мелкие хищения; 5) если через судебный орган восстановлен незаконно уволенный ранее.

13. Решение земельных  споров

Земельный спор (ЗС) – это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации их прав и использования соответствующих обязанностей.
   ЗС  разрешаются в судебном порядке  посредством искового производства, за исключением рассмотрения. с соблюдением обязательного внесудебного порядка, а также споров, переданных на рассмотрение в третейский суд (ЗК ст.64). В независимости от характера ЗС, его субъекты (конфликт. стороны) процессуально равноправны.
В зависимости  от содержания разногласий по поводу реализации субъективных прав и исполнения обязанностей участников ЗС можно классифицировать:
1) споры  о признании прав на ЗУ - основанием  для рассмотрения являются нормы  ст.12ГК РФ и ст.59 ЗК РФ. Признание  прав осуществляется в судеб. порядке при условии предоставления заинт. лицом доказательств, подтверждающих принадлежность ЗУ (права на использование). Признание права на ЗУ рассматривается законодат-м в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение является юр. основаниеим, при наличии которого необходимо совершить гос. регистрацию прав на недвижимое имущество.
2) споры  о присуждении исполнения определенного  действия в пользу заинтересованного  участника земельных правоотношений  или воздержания от его исполнения - основывается на требовании  реализации связи между субъективным  правом и соответствующей обязанностью  при условии ее невыполнения  или ненадлежащего выполнения  обязанным лицом.
3) споры  об изменении или прекращении  земельных правоотношений - вызваны  необходимостью судебного установления  по вопросам толкования юр.фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон может заключаться в признании или непризнании соответствующих юр.фактов в качестве основания прекращениия. или изменения правоотношения.
Особая  категория – ЗС о границах ЗУ.
В зависимости  от порядка рассмотрения ЗС подразделяются на:
- споры,  рассматр. с обязат.соблюдением предварит.внесудебной процедуры.
- споры,  рассм. непосредственно в судебных органах;
- споры,  переданные сторонами на разрешение  в третейском суде
Применительно к ЗС досудебная стадия устанавливается  в случаях:
- рассмотрение  встречных требований к границам  приватиз. огородных, садовых и дачных ЗУ специально создаваемой комиссией;
- рассмотрение  ЗС между РФ, субъектами и муниц. образованиями о размещении гос. собственности на землю;
- рассмотрение  ЗС о местоположении выделяемого ЗУ в счет земельной доли и размере компенсации
- рассмотрение  споров, переданного в третейский суд по соглашению сторон.

14. Источники земельного  права (понятия,  классификация, общая  характеристика)

    Источник  права – правовая норма, выраженная в определённой форме.
    Норма права – общее правило поведения, обязательное для исполнения; установленное  и санкционированное государством. Нормативный акт – способ правового регулирования, содержащий норму права.
    Формы, в которых выражается норма права:
    Конституция – основной закон РФ, обладает наивысшей юридической силой среди законов и обладает прямым действием на всей территории РФ. Все законы и НПА не должны ей противоречить.
    Закон - нормативный акт, направленный на регулирование наиболее важных общественных, (например земельных) отношений. Принимаются законодательными органами (Федеральное Собрание = ГД + Совет Федерации) РФ, СРФ, на референдуме.
    Указы президента
    Постановления правительства
    Нормативные правовые акты министерств и ведомств – приказы, инструкции, правила.
    Закон обратной силы не имеет, т.е. он не может  применяться к тем отношениям, которые возникли до его принятия, если иное не оговорено в законе.
    Закон походит 4 стадии:
    Внесение законопроекта на обсуждение в ГД, которая состоит из 450 депутатов: 225 – партийный список, 225 – выборы по одномандатным округам (право законодательной инициативы).
    Обсуждение.
    Принятие путём голосования (50% + 1 голос = закон принят). Направление закона на одобрение в Совет Федерации (2-ая палата Федерального Собрания, в которую входят по 2 представителя от каждого СРФ – губернатор и депутат). Если закон не одобрен, то создаётся согласительная комиссия на доработку из равного количества представителей ГД и Совета Федерации. Закон вновь вносится на обсуждение в ГД. ГД вновь рассматривает закон и 3 варианта:
    - принимает  законопроект согласительной комиссии
    - не  принимает законопроект
    - вновь  принимает его в 1 редакции, но  для этого необходимо набрать  абсолютное большинство голосов  - 2/3 (преодоление вета Совета Федерации). После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
    Обнародование – опубликование в “Российской  газете“.

15.Право  собственности на  землю в Российской  федерации (понятие,  виды, общая характеристика)

Право собственности –это право физ-го и юр-го лица владеть пользоваться распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению(передавть в наследство дарить завещать …осуществлять сделки и др.действия с законадательсвом)
1. Согл. ст. 9 Кон-и РФ «Земля и др. прир. ресурсы могут находиться в частной, гос-ой, муниц-ой и иных формах собст».
2.Частная  соб-ть на землю м.б.: индив. собст граждан; общая совместная, долевая собственность, соб-сть юр. лиц(на праве общей совместной и общей долевой соб-сти).
3.Граждане  и их объединения могут приобретать в частную соб-ость зу за плату или бесплатно из земель, находящихся в гос. и муниц. Соб-ти.
Гос.собс. явл. земли, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниц. образований (ст. 16 ЗК РФ).
Разграничение гос. соб-ти на землю на со-сть РФ (фед.собст), собст субъектов РФ и собственность муниц. образований (муницсобст) осуществляется в соответствии с федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ. В фед. Соб. находятся зу:
Кот.признаны таковыми  фед. законами;
право собственности РФ на кот.возникло при разграничении гос. соб-ти на землю;
кот.приобретены РФ по основаниям, предусм-ымгражд. законодательством.
Статья 18 ЗК РФ к соб-ти субъектов РФ относит зу:
Кот.признаны таковыми фед. законами;
право соб-ти субъектов РФ на кот.возникло при разграничении госсобст на землю;
которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражд. законодательством.
В соб-сти субъектов РФ могут находиться не переданные в частную собственность земельные участки:
занятые недвиж. имущ, находящимся в соб-сти субъектов РФ;
предост-ые органам гос.власти субъектов РФ, ГУП и гос.учреж, созданным органами гос.власти субъектов РФ;
отнес-ые к землям особо ох-ыхприр.терр. регион. Знач-я, земель вод. фонда, занятых вод.объек-ми, наход-ся в соб-сти субъектов РФ, фонда перераспр. земель;
занятые приватиз. Недвиж. Имущ-ом, находившимся до его приватиз. в соб-сти субъектов РФ (ст. 18 ЗК РФ).
Статья 19 ЗК РФ к муниц.собс-ти относит земельные участки:
которые признаны таковыми фед. законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ;
право муниц.собст на которые возникло при разграничении гос.собст. на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

16.Правовое  регулирование земельных  отношений в сфере  деятельности крестьянских фермерских хозяйств

Крестьянское (фермерское) хозяйство признается в законе самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правами  юридического лица, представленным отдельным  гражданином, семьей или группой  лиц, осуществляющим производство, переработку  и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования  имущества и находящихся в  их пользовании, в том числе в  аренде, в пожизненном наследуемом  владении или в собственности  земельных участков (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Для ведения  предпринимательской аграрной деятельности крестьянское хозяйство в установленном  законом порядке приобретает  земельные участки не свыше норм, установленных законодательством  субъектов Федерации.
Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для  этих целей закон признает за дееспособным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве  и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедшим специальную подготовку. При создании крестьянского хозяйства  одним из членов семьи остальные  члены семьи самостоятельно принимают  участие в его деятельности в  порядке полной или частичной  занятости.
Земельными участками  крестьянские хозяйства наделяются по двум вариантам. Первый активно использовался  в ходе осуществления земельной  реформы в первые годы ее проведения. Законом было разрешено членам колхозов, работникам совхозов без их согласия выйти из названных хозяйств и создать крестьянское (фермерское) хозяйство. Выходящим из колхозов и совхозов выделялось имущество и земельные участки сельскохозяйственного назначения. Заявление начинающего фермера вместе с протоколом или приказом руководителя сельскохозяйственной организации и представлением сельской, поселковой администрации передавалось на решение районной администрации, которая принимала решение в месячный срок. Отказ в предоставлении земельного участка разбирался в судебном порядке. Земельный участок крестьянину-фермеру выделялся из земель хозяйства в размере среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность гражданам. Сверх этой нормы крестьянское хозяйство могло приобрести дополнительно земельный участок за плату либо на праве пожизненного наследуемого владения или в аренду из земель, находящихся в ведении местной администрации.
По второму  варианту земельные участки получали граждане, изъявившие желание перейти  на работу в сельское хозяйство (переселенцы  и др.). Для организации крестьянского (фермерского) хозяйства они подавали заявление непосредственно в  районную администрацию. Земельные  участки в установленных размерах бесплатно выделялись им из специального фонда перераспределения земель, создаваемого в ходе земельной реформы.
В действующем  законодательстве нет четкого ответа на вопрос: кто является собственником  земельного участка, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству, – само хозяйство, его глава или все члены  данного хозяйства?
Гражданам, ведущим  крестьянское хозяйство, предоставлены  следующие земельные права:
самостоятельно  хозяйствовать на земле;
возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;
в установленном  порядке проводить оросительные, осушительные, культурно-технические  и другие мелиоративные работы, строить  пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;
совершать разрешенные  земельным законодательством сделки по поводу земли (обменивать, сдавать  в аренду, передавать по наследству, продавать, сдавать в залог и  др.);
право собственности  на произведенные на земельном участке  посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную продукцию и доходы от ее реализации;
в случае выкупа для государственных и муниципальных  нужд право на получение полной стоимости  земельного участка, включающую возмещение затрат и убытков, в том числе  упущенную выгоду.
Гражданин, имеющий  земельный участок для ведения  крестьянского хозяйства, обязан:
эффективно использовать землю в соответствии с целевым  назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий  по охране земель, не допускать ухудшения  экологической обстановки натерриторий в результате своей хозяйственной деятельности;
своевременно  вносить земельный налог и  арендную плату;
своевременно  предоставлять установленные законодательством  сведения о состоянии и использовании  земель, а также сведения, необходимые  для ведения земельного кадастра;
возмещать в  установленном порядке ущерб  за снижение плодородия почв, допущенного по его вине.

17.Права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей

В ч. 1 ст. 40 ЗК РФ содержатся правомочия собственника в отношении использования земельного участка.
Также ЗК РФ относит  к правам собственника земельного участка возможность возведения на земельном участке строений и сооружений.
Размещение на земельном участке строений или  сооружений включает в себя обязательную стадию согласования проекта предполагаемого  строения с территориальными органами Госстроя России.
Строительство подземных сооружений для своих  нужд собственник земельного участка  осуществляет на глубину до пяти метров в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г.'№ 2395-1 «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.) (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня2003 г.).
Также ЗК РФ регламентирует возможность осуществления на земельном участке работ, направленных на повышение плодородия почв. Такие мероприятия преимущественно осуществляются на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных для целей производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.) устанавливаются ограничения по использованию предоставленных гражданам в собственность земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования.
В обязанность  собственников входит соблюдение технологической  схемы эксплуатации сооружений и  устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц). Размещение на земельных участках мелиоративных сооружений возлагает  обязанность на собственников земельных  участков по содержанию и ремонту  данных систем 

на долевой  основе пропорционально объему водо-подачи или площади осушенных земель.
К иным правам собственника земельного участка относятся правомочия по распоряжению земельным участком, передаче его во вторичное пользование  и прежде всего в аренду.
Также собственнику земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, пасти на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей); также вправе собирать с полей и угодий камень с обращением его в свою собственность, и ряд других работ.
Статьей 13 ЗК РФ предусматриваются обязанности землепользователей в рамках правовой охраны земель, которые включают в себя мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами, загрязнения и другие; защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель и иные обязанности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.