На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ затрат и себестоимости продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 

Курсовая  работа
по  курсу: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
на  тему : «Анализ затрат и себестоимости продукции» 

                                        Москва 2011 г.
 

     План:

    Введение

    

    4

    1. Понятие  рынка, товара, стоимости. Закон  стоимости

    7

    1. 1. Понятие рынка

    7

    1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости

    8

    1. 3. История возникновения обмена  и рынка

    11

    2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие  рыночной экономики

    14

    2. 1. Сущность рынка

    14

    2. 2. Функции рынка

    15

    2. 3. Виды рынка

    18

    2. 4. Понятие рыночной экономики

    

    20

    3. Преимущества  и недостатки рынка, институты  рыночной экономики, рынок и  государственное регулирование

    23

    3. 1. Преимущества рынка

    23

    3. 2. Недостатки рынка

    25

    3. 3. Институты рыночной экономики

    26

    3. 4. Государственное регулирование  рынка

    28

    Заключение

    38

    Список  использованной литературы

    41

    Приложение 1

    43

 

    Введение

 
    Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
    Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались  товарно-денежные отношения соответствующие  им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью  была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное  хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться  рыночные отношения и сам рынок.
    Актуальность  определила цель исследования – изучить  рынок, его сущность, функции и  роль в жизни общества, рассмотреть  противоречия рынка.
    В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
    1. Рассмотреть общие основы товарного  производства, товара, стоимости. История  возникновения обмена, рынка.
    2. Определить в чем заключается  сущность рынка, его функции,  основные цели рыночной организации,  что такое рыночная экономика,  виды рынков.
    3. Изучить преимущества и недостатки  рынка, инфраструктуру рынка,  особенности рыночной экономики,  рынок и государственное макроэкономическое  регулирование.
    4. Сделать выводы по вопросу  сущности рынка, его функциям  и роли в жизни общества.
    На  основании рассматриваемых автором  статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже  давно. Большое внимание до сих пор  ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических  отношений.
    Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
    В первой главе целесообразно выделить, что человечество большую часть  своей истории прожило без  рынка, было развито натуральное  хозяйство. Затем перешли к товарному  хозяйству, в результате чего экономический  субъект стремился достичь Частных  интересов и разделить труд между  товаропроизводителями. Сначала развивался обмен, который повлек за собой развитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного  хозяйства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно.
    Во  второй главе говориться о сущности рынка, который выполняет ряд  функций. В экономике принято  выделять следующие типы рынков: по общественному разделению труда, по степени ограничения конкуренции, по степени регулируемости, по организации  рыночного обмена, по соответствию законодательным нормам, по экономическому назначению объектов рыночных отношений. Эти все виды рынка взаимосвязаны  между собой и развивают экономику  в целом.
    В третьей главе автор рассматривает  положительные и отрицательные  стороны рынка. Развитие рынка привело  к его усложнению, это вызвало  формирование и усложнение его инфраструктуры. Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Это необходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы. Но государство не должно злоупотреблять вмешательством в экономику, так как это может повлечь за собой негативные последствия.
 

    1. Понятие рынка,  товара, стоимости.  Закон стоимости

    1. 1. Понятие рынка

 
    Можно дать несколько определений рынка.
    Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
    Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
    Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
    Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара1. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги2.
    Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.
    Рынок является фундаментом для понимания  ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности  на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
    Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе  общественного воспроизводства  во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

    1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости

 
    Товар – продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами.
    Первое  – потребительная стоимость, которая характеризует неповторимость товаров, создается конкретным трудом с определенными профессиональными качествами (пекаря, тракториста и др.), характеризуется полезными свойствами. Она отталкивает товары друг от друга, делает их непохожими (хлеб, масло, сыр, самолет). Количественная определенность товаров связана с потребностью и ограниченностью ресурсов.
    Стоимость – это второе свойство товара – создается абстрактным трудом, т.е. затратами энергии в физиологическом смысле Затраты абстрактного труда делают все товары соизмеримыми, похожими друг на друга, однородными. На рынке эти затраты признаются как общественно необходимые затраты труда.
    Закон стоимости. Бенджамин Франклин, а затем через 50 лет Адам Смит объяснили рыночный обмен на основе теории трудовой стоимости. Давид Рикардо уточнил содержание закона стоимости, сущность которого в том, что обмен товарами на рынке осуществляется в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда на их производство. То есть стоимость создается в производстве, а признается как общественно-необходимые затраты лишь на рынке.
    При этом взаимодействуют три главных  черты (требования) закона стоимости:
    1) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, а цена товара на рынке всегда ориентируется на общественно-необходимые затраты труда;
    2) стоимость товара (величина общественно-необходимых затрат труда на его производство) является центром притяжения цены;
    3) цена товара отклоняется от его стоимости под воздействием закона спроса и закона предложения.
    Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:
    1) D = S – спрос и предложение на  данный товар на данном рынке  примерно равны, поэтому цена  товара совпадает с его стоимостью;
    2) D > S – спрос превышает предложение,  и цена товара будет выше  его стоимости (возникает конкуренция  среди покупателей);
    3) D < S – спрос меньше предложения,  поэтому цена отклоняется вниз  от стоимости, возникает конкуренция  среди продавцов, которая создает  экономическое давление на товаропроизводителя.
    Закон стоимости рыночной экономики имеет  следующие функции:
    1. Регулирующая функция состоит в том, что закон стоимости (через цены) регулирует объемы производства и продажи отдельных товаров, а вместе с тем структуру всего общественного производства, распределение средств производства и труда между отраслями. Происходит это регулирование через отклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса и предложения при данном уровне цен (рыночное равновесие) позволяет сохранять и стабильный объем производства. Если же спрос на товар будет меньше, чем его предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данного товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства невыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы в другие отрасли.
    Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет выше его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала, средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура общественного  производства приводится в соответствие со структурой общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом  населения на товары и услуги. Это  обеспечивает бездефицитность экономики, предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижение уровня потребления.
    2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение затрат на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних общественно-необходимых затрат труда. Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара (ниже общественно-необходимых затрат труда), что обеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства.
    3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет социальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклонений индивидуальных затрат на производство товара от уровня общественно-необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования, но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных.
    Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественно  необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе чем  больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше приходится за него платить. Но на процесс купли-продажи  действует не только трудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношение между спросом  и предложением, степень монополизма  продавцов и покупателей, государственная  политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены.

    1. 3. История возникновения обмена и рынка

 
    Существуют  три основных условия, сделавшие  рынок объективно необходимым.
    Первое  условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
    Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы  отнюдь не были вегетарианцами. Обмен  все более расширялся. Сначала  он шел лишь внутри обшины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
    Здесь мы имеем зародыш бартера –  одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а несколько  обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
    Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда  и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны  их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
    Второе  условие – это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
    Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
    Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение  и становление рынка – это  не результат достижений разума, а  следствие очень длительного  исторического развития.
    Таким образом, рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение  спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны  условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.
 

    2. Сущность, функции  и виды рынка.  Понятие рыночной  экономики

    2. 1. Сущность рынка

 
    Углубленное понимание категории «рынок»  требует учета его места в  хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической  деятельности:
    1. Производство.
    2. Распределение.
    3. Обмен.
    4. Потребление.
    Хотя  конечная, естественная цель экономической  жизни – это потребление, важнейшей  сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает  товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения  и не добиваться сначала крупных  производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
    Однако  между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством  следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений  между людьми, в определении материального  положения различных слоев общества.
    Но  распределение – это не только следствие производства. От того, как  распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного  процесса.
    Хотя  обмен занимает третье место в  иерархии сфер экономики, он, подобно  распределению, оказывает сильное  обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при  рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений  товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

    2. 2. Функции рынка

 
    Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя ряд  существенных функций.
    Функции бывают:
    1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
    Стихийно  протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно сверять собственное  производство с меняющимися условиями  рынка.
    2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
    3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
    4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
    Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»3.
    В современных условиях экономика  управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
    5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
    По  свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился4.

    2. 3. Виды рынка

 
    Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.
    Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому  система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:
    - легальный (официальный);
    - нелегальный (теневой),
    Нелегальный рынок – неотъемлемый элемент  теневой экономики, под которой  понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.
    Различают два типа рынка: совершенной и  несовершенной конкуренции.
    Несмотря  на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.
    Каждый  производитель, намереваясь расширить  свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое  могут предоставить ему соответствующие  рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и  предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в  обществе протекает на двух уровнях:
    - микроэкономическом, который характеризует  поведение хозяйствующих субъектов  при обмене;
    - макроэкономическом, характеризующем  ход воспроизводства (в том  числе рыночную ситуацию) в масштабе  всего народного хозяйства (национальной  экономики).
    Рыночная  система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих  субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.
    На  внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система  мирохозяйственных связей, которые  определили содержание гипермакроэкономики.
    Структура рынка включает виды рынков в зависимости  от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны  и взаимообусловливают друг друга:
    1. По объектам рыночных отношений:
    - товаров и услуг;
    - средств производства;
    - рабочей силы;
    - ссудного капитала;
    - финансов;
    - ценных бумаг.
    2. По географическому положению:
    - местный;
    - региональный;
    - национальный;
    - мировой.
    3. По проявлению конкуренции:
    - свободный;
    - монополистической конкуренции;
    - олигополический;
    - монопольный (монопсонный).
    4. По объему продаж:
    - розничный;
    - оптовый. 

    5. По механизму регулирования:
    - совершенной конкуренции;
    - несовершенной конкуренции;
    - регулируемый (под контролем государства).
    Таким образом, рынок как развитая система  отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более  узкие и т.д.
    Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

    2. 4. Понятие рыночной  экономики

 
    Наличие постоянного противоречия между  безграничными потребностями и  ограниченностью ресурсов выдвигает  перед всеми хозяйствами следующие  основные взаимосвязанные проблемы:
    1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
    2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
    3. Для кого производить – это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.
    Перечисленные проблемы существуют во всех экономических  системах, но в каждой из них они  решаются по-разному. При административно-командной  экономике государство берет  на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия  на производство, распределение, обмен  и потребление через централизованную систему планов.
    В экономической системе с развитыми  рыночными отношениями указанные  проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством  цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий  субъект рыночной экономики исходит  при производстве товаров из условий  конкуренции и возможностей получения  наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые  требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных  товаров и их потребление (для  кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).
    Важным  условием развития экономической системы  при использовании рыночного  механизма является наличие свободы  предпринимательства и выбора. Потребители  должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия – производить и  реализовать то, что они считают  целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и  материальные ресурсы.
    Экономическая действительность характеризуется  многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой  ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким  ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в  обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате  и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли, потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.
    Система рыночных отношений представляет собой  механизм, который выполняет функции  по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие  решения участников хозяйственной  деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию  и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются  на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую  образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции  неприемлем.
    Таким образом, сущность и позитивные функции  рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему  хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения  не являются абсолютно совершенными. Недостатки рынка рассмотрены в  следующей главе курсовой работы.
 

    3. Преимущества и  недостатки рынка,  институты рыночной  экономики, рынок  и государственное  регулирование

    3. 1. Преимущества рынка

 
    В условиях развитых рыночных отношений  существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков  заставляет хозяйствующих субъектов  и поставщиков ресурсов ориентироваться  в своей деятельности на требования потребителей.
    Рыночная  система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:
    1. Применение наиболее производительной  технологии, которая позволяет добиваться  наименьших издержек.
    2. Информирование поставщиков ресурсов  и предпринимателей об изменениях  в спросе, и тем самым осуществляется  коррекция в распределении ресурсов.
    3. Сочетание личных и общественных  интересов. Через конкуренцию  оказывается воздействие «невидимой  рукой» на корыстные мотивы  предприятий и поставщиков ресурсов  так, чтобы стимулировать заинтересованность  в эффективном использовании  ограниченных ресурсов.
    Основное  достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной  технологии. Рыночная система функционирует  и корректируется автоматически  в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения  правительства»5.
    Приведенные выше положения позволяют  сделать следующие  выводы:
    1. Рыночная экономика представляет  собой такую форму организации  хозяйственной деятельности, при  которой взаимодействие всех  хозяйствующих субъектов и решение  трех основных проблем экономики  (что, как и для кого производить)  обеспечивается через воздействие  рынка и его механизмов.
    2. Отличительной особенностью рыночной  системы является ее способность  перестраиваться и приспосабливаться  к изменениям внутренних и  внешних условий.
    3. Рыночная система лучше других  приспособлена для использования  достижений научно-технического  прогресса, интенсификации производства  и в конечном счете для более  полного удовлетворения потребностей  общества.
    Для любой рыночной системы обязательно  наличие таких условий, как: право  на частную собственность, свобода  заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный  выбор профессии, места работы и  занятий.
    Основой этой системы является рынок, который  за длительный период убедительно доказал  свои преимущества в использовании  побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности.
 

    3. 2. Недостатки рынка

 
    Позитивные  функции рынка делают его в  принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное  развитие общества. Обособление экономических  агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно  ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих  все важнейшие ступени существования  и развития общества. У рыночного  хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).
    Во-первых, функционирование рыночной системы  основано на стихийном действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие  диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
    Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды  неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции со всеми ее позитивными  функциями, создающие неоправданные  привилегии для ограниченного круга  субъектов рынка.
    В-третьих, стихийно действующий механизм рынка  не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне  не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с  бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально  ориентированных сфер.
    В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения и  гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
    Все эти негативные свойства рынка проявляются  и в переходной экономике, что  подтверждает опыт России.
    Вместе  с тем эти черты рыночного  несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической  политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства  путем перераспределения средств  в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а  также меры социальной политики.

    3. 3. Институты рыночной  экономики

 
    Функционирование  экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью  «рыночных институтов» – специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга6.
    Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.
    Деятельность  всех этих звеньев инфраструктуры товарного  рынка заполняет экономическое  «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и  потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в  том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.