На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История мировой экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА  И ПРАВА 
 

Реферат
По  Истории экономики
Тема: “История мировой экономики.” 
 
 
 

                       
                                                              Выполнила студентка 2 курса факультета: 
                                                              Экономика и Финансы
                                                              кафедра Финансы и Кредит
                                                      группа ЭЗ 21/0 - 09
                                                             Целищева Ольга Валерьевна 
 
 

                                                             Научный руководитель:
                                                             Баранов Дмитрий Никитич. 
 
 
 

Москва
2010 год. 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение;
    Основная часть;
    Заключение;
    Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
 
 

     История человечества - это история экономики. История экономики — наука, изучающая экономическую сферу жизни людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объект изучения — экономические модели (типы), с помощью которых организуется хозяйственная жизнь человека. История экономики — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики. Войны, составляющие лишь часть истории и поглотившие время людей, являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народов и государств. Поэтому историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели. Истинные исторические герои - люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые - это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же - разрушители, уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты. История экономики изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды?; что эти люди ели?; где они жили?; как одевались?; что из себя представляли деньги? 
 

Основная  часть. 
 
 

     Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Общество, в менталитете которого преобладают лишь потребление ресурсов, разрушение окружающей среды, обеспечение  главным образом военных целей  и потребностей в ущерб гражданским - такое общество не имеет перспектив развития и рано или поздно уходит с арены истории. С тех пор как на планете, образовались государства, существуют армии. Эти армии создавались как для обороны, но чаще всего для захвата чужих земель. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий и производства вооружения. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезных ископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение у других государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы. Оглядываясь назад, с высоты прошедших тысячелетий можно увидеть, что все это было напрасно. Все эти затраты не дали результатов, ибо империи, созданные силой оружия, за счет благосостояния и жизни миллионов людей, рано или поздно распадались. Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда. Поэтому в учебнике авторы не ставили перед собой цель освещать идеологические, религиозные коллизии, которые имели место на протяжении тысячелетий, так как, в конечном счете, это не главное в развитии человечества. За многотысячелетнюю историю человечества на планете существовало множество идеологий и религий. Все они преходящи, не вечны и не раз сменяли друг друга, не изменяя жизнь людей. Вечен лишь труд, экономика - и только они меняли жизнь людей на планете. Первичны труд и экономика. Идеологии и религии являются лишь их отражением. Экономика - это результат трудовой деятельности людей. В течение тысячелетий экономика на нашей планете развивалась поступательно. Стартовые условия у всех народов были примерно одинаковые. Однако темпы развития экономики у народов были разными. Темпы развития экономики разных народов зависят от экономической результативности ведения ими хозяйства. В свою очередь экономическая результативность зависит от экономической активности каждого народа, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины. На развитие экономики в разных странах оказывали влияние объективные и субъективные факторы. Объективные факторы - это природная среда, соседство с другими народами. Субъективные факторы включают экономическую активность народа, его обычаи, социальное положение большинства членов общества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но при благоприятном или неблагоприятном сочетании они определяли темпы развития разных народов и государств. Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор, социальное положение населения. Труд подневольного человека малопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем, что наиболее экономически активны свободные люди. Они имеют возможность самостоятельно принимать решения, а поэтому они более предприимчивы, изобретательны, надеются на свои силы. В свою очередь это дает значительно большую экономическую результативность. Как правило, все эти качества были и есть у городских жителей, вольных, лично не подвластных рабовладельцам, феодалам. Они могли надеяться только на себя, свой труд и ум (иначе бы они не выжили). В отличие от них другие слои населения не обладали такой свободой. Поэтому, рассматривая влияние социального фактора на экономическое развитие стран, следует обратить внимание на роль сословий в этом процессе. Принадлежность людей к различным сословиям в значительной степени отражает их экономическую активность и вклад в развитие экономики государства.
     Так что же изучает история мировой  экономики? Предметом ее изучения является хозяйственная жизнь различных  стран в различные исторические эпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытнообщинного строя до современности). Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история - многоуровневая наука. Таким образом, история экономики может изучать экономику в целом, а может - отдельные ее части (например, историю промышленности, историю сельского хозяйства, историю транспорта и т. д., то есть историю конкретных экономик). Она может изучать историю функциональных экономик. Входят в ее предмет типы и формы хозяйства, их социальная и организационная структура, формы внешнеэкономических связей, экономическая политика государства, сдвиги в размещении производительных сил и др. История мировой экономики тесно связана с другими общественными и экономическими дисциплинами, в системе экономических наук она является наряду с экономической теорией и историей экономической мысли фундаментальной. Фундаментальность экономической истории обусловливается тем, что она обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества, и от качества, количества и полноты первичной общеэкономической информационной базы в значительной степени зависят выводимые экономической теорией законы и категории. Экономическая история тесно связана с конкретными отраслевыми экономическими науками, такими, как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др., а также с функциональными науками. Кроме круга экономических дисциплин история мировой экономки тесно связана со всеми историческими дисциплинами: гражданской историей, всеобщей историей, историей культуры, историей языка, военной историей и др. Поскольку данная наука изучает хозяйственную жизнь разных стран и континентов, она тесно связана с географическими науками, демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами (социология, политология, психология и др.).
     В системе обществознания в целом  экономическая история выполняет  ряд важных, социально значимых функций.
      Первая функция - аккумулирующая, заключающаяся в сборе, изучении и обобщении хозяйственного опыта человечества. Без знания этого опыта не представляется возможным выявить закономерности экономического развития человеческого общества, выработать научно обоснованную экономическую политику и избежать субъективных решений. Признано, что экономическая история играет роль профессиональной памяти хозяйственных кадров.
      Вторая функция - пропедевтическая (подготовительная), заключающаяся в том, что на конкретных фактах и примерах из истории мировой экономики (народного хозяйства) осваивается содержание базовых экономических терминов (производительные силы, производственные отношения, способы производства, собственность, хозяйственный механизм, формы хозяйства, формы организации производства, обмена, распределения, потребления) и т. д.
      Третья функция - мировоззренческая, заключающаяся в формировании экономической историей научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества, показывая непрерывную смену форм собственности, хозяйственных механизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества и т. д., а также их различия по странам, регионам, эпохам, история народного хозяйства прививает экономическому мышлению такие важные характеристики, как историзм, масштабность, понимание многовариантности развития.
      Четвертая функция - формирования реализма экономического мышления. Это возможно потому, что история народного хозяйства изучает, анализирует не только положительный опыт хозяйственного развития стран и народов, но и ошибки, просчеты и несостоятельность экономической политики государств, обусловившие ухудшение жизненного уровня народа, стагнацию и снижение темпов экономического роста и в конечном итоге -- отставание той или иной страны на определенном историческом этапе.
      Пятая функция - методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключающаяся в:
     * иллюстративной роли - примерами из экономической истории подтверждается действие выведенных экономической теорией законов;
     * критической роли - экономической историей проверяются научность, правдивость политико-экономического анализа; факты и материалы из экономической истории определяют хронологические границы действия тех или иных экономических законов;
     * функции научного обоснования новых экономических теорий -выведение «всемирных законов экономического развитая» без исторического метода невозможно (здесь он является фундаментальным).
     История экономики — это самостоятельная  наука, которая использует как исторические, так и экономические методы познания. Так же как и экономическая теория, она является базовой экономической наукой. Исторический материал — практическое мерило верности теоретических концепций — показывает, что экономические законы и явления имеют временные и территориальные особенности. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка. Таким образом, история экономики не только раскрывает перед нами экономический опыт прошлых лет, но и выполняет определенную прогностическую функцию. Ведь исследуя то или иное экономическое явление, необходимо не только точно установить его содержание, но и предвидеть его будущее развитие. Решение этой задачи возможно лишь на основе хорошо изученных, систематизированных и проанализированных фактов и тенденций экономического развития. Отдельно следует указать на то, что история экономики несет большую гуманистическую функцию, показывая, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую, и моральную цену.
     Существует  великое множество подходов к  периодизации истории экономического развития, т. е. к делению истории  хозяйства на отдельные характерные  отрезки — периоды. Рассмотрим наиболее интересные из них.
    Модель Листа
 
     Немецкий  историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки и  основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий: 

     дикости; 

     пастушеская; 

     земледельческая; 

     земледельческо-мануфактурная; 

     земледельческо-мануфактурно-коммерческая. 

    Трехстадиальная модель Гильденбранта—Бюхера
 
     Немецкие  экономисты и историки — Бруно  Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине XIX в., выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее. 

     «Естественное», натуральное (или домашнее), хозяйство, с древнейших времен — до середины XII в. Путь в среднем не более мили — с поля или огорода земледельца  через мельницу и кузницу в  его и господский дом. 

     «Денежное» (или городское) хозяйство, до конца XVIII в. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль — с поля крестьянина  или из мастерской ремесленника, через  городской рынок или ярмарку  при помощи купца в дома потребителей. 

     «Кредитное» (или народное) хозяйство, начиная с XIX в. Путь в сотни и тысячи миль — из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда — в дома потребителей; в обратном направлении — машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр. 

    Исторический  подход Маслова
 
     Маслов  считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего  экстенсивного развития. Он выделял  пять этапов в истории экономики: 

     изолированное хозяйство; 

     общинное  хозяйство (начало зарождения ремесла); 

     районное  хозяйство (расширение обмена между  городом и деревней); 

     национальное  хозяйство (появление мануфактур); 

     мировое хозяйство (господство фабрик). 
 

    Формационный  подход Маркса—Сталина
 
     В соответствии с формационным подходом Маркса—Сталина выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего  вида собственности на основе средства производства. Вид собственности  на средства производства определяет характер способа производства и  всего общественного строя.  

     Общинный (или первобытнообщинный) строй —  с X по VI в. до н. э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление  на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю — основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основные общественные отношения — внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер: кто не добывает себе пропитания — умирает от голода. Классов не существует.
     Рабовладельческий строй — с V в. до н. э. по V в. н. э. Появляется и распространяется частная собственность, в т. ч. и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный  продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер: пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно так же поступают с «плохими» рабами. Основные общественные отношения — рабство. Основные общественные классы — рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы (антагонистичны) и рано или поздно должны привести к смене формации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.