На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Молодёжь как социальное явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Современная российская молодежь на рынке труда.
 
Молодёжь  на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи. 

Тенденции в занятости молодёжи:
Две тенденции  сегодня господствуют на рынке труда  применительно к российской молодёжи. С одной стороны бизнес-сообщество при найме работников отдают предпочтение лицам более молодых возрастов. При условии открытого найма (объявлении о вакансиях) в более 70 процентов случаев если оговаривается возраст желаемого специалиста, то, как правило, речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.(Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М,:Машмир-ЮНЕСКО, 2005.)
Вторая  тенденция прямо противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым специалистам, не выдерживающим конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам старших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Социальный  портрет современного студенчества.
 
Какие они сегодняшние студенты? О чем  свидетельствуют современные мировые тенденции? Во-первых, в течение сорока последних лет ХХ столетия наблюдался феноменальный рост численности студентов – с 13 млн.чел. в 1960 году до 82 млн. чел. в 1995 году. Такие темпы роста позволяют прогнозировать увеличение этого показателя в 2010 году до 120 млн. чел., а в 2020 году – до 130 -140 млн.чел., что может привести практически к удвоению всей материально-технической инфраструктуры системы высшего образования и расходов на ее содержание.   
Во-вторых, процессы глобализации и унификации, происходящие во всех сферах деятельности, развитие мощных средств телекоммуникаций обусловили беспрецедентную открытость и вариативность образования.  
В-третьих, в последние двадцать лет практически во всех регионах мира происходил существенный рост расходов на высшее образование. Например, в США они выросли в 3 раза; в Западной Европе – в 3,4; в Китае – в 2; в государствах Восточной Азии – в 4. И только в бывших социалистических странах произошло их сокращение – на 25%. 
Кроме отмеченных, все более явными становятся и такие тенденции, как рост. В настоящее время появляются глобальные образовательные мегасистемы. В настоящее время подобные мегасистемы существуют в США (14 млн. студентов); Индии (5,7 млн.); Китае (5,7 млн.); России ( 4,4); Японии (3,9); Канаде, Германии, Корее, Украине по 2 млн. При этом из всего контингента иностранных студентов 28% обучаются в США; 12% - в Великобритании; 10% - в Германии; 8% - во Франции; 4% - в России; 3% - в Японии (Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество М.: Академия, 1999). 
Реалии таковы, что хотя Россия и относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, из приведенных данных видно, что ее влияние на мировой образовательный процесс значительно отстает от США и других развитых стран. Тем не менее, российское студенчество оставляет за собой и сегодня авангардные позиции по многим параметрам, в том числе и по качеству обучения и по уровню духовности и даже по количественному росту.    
Приведенные ниже данные социологических исследований позволяют дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета. 
На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» получены ответы: семья – 48,7%, любовь – 38,6%, здоровье – 35,4%, работа – 30,3%, образование – 28,4%, уважение окружающих – 15%, творчество – 14,5%, дети – 13,4%. 
По данным опроса студенты больше всего ценят: порядочность – 59,5%, чувство собственного достоинства – 57,2%, понимание – 44,1%, доброту – 42,1%, независимость – 41,6%, свободу – 36,6%. А больше всего ненавидят: предательство – 80,9%, жестокость – 49,2%, ложь – 46,1%, жадность – 33,8%, невежество – 23,1%. 
На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания – 60,8%, трудоустройство – 49,6%, преступность – 36,7%, пьянство – 24,1%, получение образования – 20,8%, невозможность обрести материальную независимость – 19,8%.   
Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство, трудолюбие, интересную работу – 63,9%, хорошее образование – 46,8%, «богатые» родители и связи – 25,5%, везение – 10,8%, способности – 9,4%. Студенты явно недооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждый четвертый надеется на богатых родителей и связи. 
Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждается – 52,8%.    
Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств – 70%, качественная подготовка кадров – 70%, доступность представляемых услуг – 30%, совершенствование законодательно-правовой базы – 20%, государственная поддержка культуры – 20%, возрождение традиций и обычаев – 10%, реклама – 10% .  
К первостепенным ценностям современное студенчество относит: карьера – 80%, здоровье – 60%, материальные блага – 50%, семья – 50%, образование – 50%, духовное развитие – 50%, самореализация – 50%, моральная устойчивость – 40%, честность – 10%, любовь – 10%.    
Негативными качествами личности студенты считают: необразованность – 30%, лживость, наглость, инфантильность, лень, неумение работать – 20%, предательство, заносчивость, притворство, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию – по 10%, соответственно каждая позиция. Проведенный социологический опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента» им представляется как (основные положительные черты): активный, общительный, приветливый – 100% (каждая позиция), внимательный – 80%, ответственный, легкообучаемый – 70%, пунктуальный и вежливый – 60%, аккуратный – 50%, корректный и отзывчивый – 40%. К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный – 50%, неорганизованный, неусидчивый и невнимательный – 40%, некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно – 30%. 

Думаю, что приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки. 
 
 
 

    Молодежная  субкультура как  социальный феномен.
 
Некоторая часть молодежи предпочитает вступать в неформальные группы, учитывая свои потребности, ценности и интересы.
Молодежная  субкультура — реальная или условная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической цели.
Всю молодежную субкультуру делятся на четыре вида групп: социально-нейтральные, предкриминальные, неустойчивые криминальные и устойчивые криминальные или преступные.
Первый  вид молодежной субкультуры –  социально нейтральные (озорные) группы общения. Основными типами неформальных групп являются самовозникающие «неформальные» группы молодежи, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Средний возрастной состав членов этих групп составляют, по данным исследований лица в возрасте 10-11 лет – 35,6%, 12-13 лет – 44,3%, 14-17 лет – 10,1%. Численный состав их редко превышает 6-7 человек. Большой численный состав для этих групп не характерен, т.к. в них практически отсутствует совместно организованная деятельность. Чаще всего возникают такие группы стихийно, в свободное от учебы время, объединяя подростков и молодое покаление, оказавшихся без дела и ищущих чем бы заняться. Главный мотив для них – «быть вместе». Места встреч у них заранее определены: в укромном уголке двора, на улице, возле подъезда дома, в сарае, на чердаке. Взаимоотношение между групп значительно минимально, поверхностно и носит ситуативный характер. В поисках развлечений они могут приставать к прохожим, царапать стены, лифты, автомашины, пишут и рисуют на стенах не цензурные слова, сексуальные рисунки, ломают двери. Этим самым они самоутверждаются среди своих товарищей.
Второй  вид: предкриминальные, или асоциальные  группы подражания. К ним психологи  относят асоциальные группы молодежи, которые сформированы на основе подражательного  интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу», политизированной моде – группы «хиппи», «панков», «чернорубашечников», группы околоспортивных болельщиков – «фанатов».
Возрастной  состав этих групп несколько старше, чем в социально нейтральных. Они состоят в основном из старших подростков и юношей: 14-15 лет – 23,4%,16-17 лет – 41,2%, от 18 лет и старше – 33,9. По числу членов группы заметно увеличение по сравнению с социально нейтральными.
Криминологическая зараженность тоже увеличивается. «География»  места встреч членов группы значительно расширяется и удаляется от дома и подъезда. Наиболее распространенные места сбора групп: возле кинотеатра, на вокзале, на стадионе, на дискотеках и т.д. Длительность существования групп от 1 года и более. Характер и направленность их групповой деятельности состоит в интимно-личностном общении с асоциальным уклоном. Главная цель этой деятельности для молодежи заключается в том, чтобы их заметили, обратили на них внимание, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый из них старается выделиться, обратить на себя внимание в меру своих сил и возможностей: кто одеждой, кто прической, кто поведением. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка, оскорблении личности и достоинства граждан.
Третий  вид: неустойчивые криминальные, или  антиобщественные группы. Основными  типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов. Утилитарные  интересы и склонности, низменные  потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Наиболее типичными преступлениями этих групп являются, такие как кражи, хулиганство, разбойнее нападения, изнасилования.
Состоят такие группы в подавляющем большинстве  из подростков, но в них входят так  же люди молодого возраста. 12-13 лет – 2,1%, 16-17 лет – 44,4%, 14-15 лет – 18,1%, 18-22 – 23,3%. Численный состав групп невелик. Длительность существования групп тоже незначительна: 2-3 месяца. Места сбора групп в подвалах, в сараях, на чердаках встречают, в местах большого скопления людей: на стадионе, на дискотеках, возле кинотеатров, на квартире.
Четвертый вид: устойчивые криминальные, или преступные группы – это устойчивые объединения молодежи, скомпоновавшиеся для совместного совершения каких-либо преступлений. Устойчивые криминальные группы чаще всего совершают кражи государственного и личного имущества, хулиганство, грабежи, разбойные нападения, насильственные преступления. При совершении этих преступлений в 11,3% случаев членами группы применялось оружие, потерпевшие подвергались в 71,2% избиениям, в 8,9% им наносились ранения.
Классификация молодежных субкультур многими специалистами оценивается, как сложное явление, так как процессы, происходящие в данной среде динамичны, неустойчивы и противоречивы. Остановимся на наиболее распространенной классификации неформальных объединений молодежи: 1) собственно, неформальные объединения молодежи, которые имеют четкую структуру, атрибуты отличия от других объединений, определяющих программу и идеологию. 2) «псевдоформальные объединения»- группы несовершеннолетних и молодежи, которые только относят себя к «неформалам», либо окружающие относят их к неформальным объединениям из-за внешних признаков и незнания существа проблемы. Молодежь данной группы подражают или пытаются подражать, различным видам неформальных объединений молодежи следуя при этом моде или искренне желая быть неформалом. В данной ситуации члены данных групп вносят путаницу в сознание молодежи, а также в деятельность заинтересованных лиц и организаций, заменяя при этом более или менее конкретные, не всегда истинные идеи и программы псевдоидеями, а главное псевдодеятельностью.
Существует  множество классификаций неформальных групп молодежи. Мы рассмотрим классификацию  неформальных объединений молодежи по нескольким авторам.
Фрадкин проклассифицировал неформальные объединения  по следующим признакам: 1) просоциальные, асоциальные, антисоциальное; 2)группы принадлежности и референтные; 3) большие и малые(здесь речь идет не о количестве, а о качестве: группы в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом – малые, где не могут общаться - большие); 4) постоянные и случайные; 5) с демократическим и авторитарным подчинением; 6) разновозрастные и одновозрастные; 7) однополые и разнополые.
Фролов  предлагает следующую классификацию: 1) по принадлежности: ингруппа(моя),  аутогруппа (чужие); 2) по взаимоотношениям: первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида), вторичные (обезличенные); 3) по степени общения: малые (где каждый член группы находиться в личном общении с другими членами группы), большие (в этих группах непосредственное общение отсутствует).
По А.В.Толстых  классификация представлена следующим  образом: 1) общественно-политические группы. Данные группы ставять целью пропаганду определенных общественно – политических взглядов, неагрессивны.; 2) радикалы. Представители  таких групп агрессивны,  лидеры в основном из старшего поколения; 3) эколого-этические. Данные группы стараются следить за чистотой в окружающей среде; 4) группы образа жизни. Данные группы объедены общими интересами, ценностями.(панки, хиппи); 5) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);  6) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Молодежные  субкультуры не похожи друг на друга, они все различны. Различаются  они по структуре и классификации.
Среди всех неформальных объединений мы можем выделить два типа, различных по своей структуре: 1) демократический (на основе социальных ролей); 2) авторитарный (на основе формальных правил).
Для тех  и других объединений характерна групповая динамка. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.
Существует  множество видов взаимоотношений  и взаимодействий. К 
процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, 
формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, 
групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процессе управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.

Итак, делая  вывод, можно сказать, что понятие  «молодежная субкультура» определяется по разному: для В. Т. Лисовского –  это культура определенного молодого поколения,  а Н.Г. Багдасарьян  определяет как систему внутри общей  системы и Л. А. Карпенко обозначает как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков. Тем самым, исходя из этих признаков, определяется вид молодежных субкультур, которые носят свои отрицательные и  положительные качества.
Классификация неформальных групп так же не однозначна. Это свидетельствует о том, что  неформальные группы молодежи разноплановые  и у каждой есть своя особенность  и структура. 
 
 
 

    Молодежь  в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций.
 
Исследование  теоретических и методологических проблем формирования жизненных  ценностей студенческой молодежи показало, что на формирование ценностных ориентаций студенчества в современных условиях оказывает ряд факторов: наличие  в обществе социально-экономических противоречий, ослабление государственного, политического и идеологического прессинга, расширение социальной самостоятельности и инициативы студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предыдущих поколений, формируются новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Если  раньше в своем выборе молодежь опиралась  на опыт предыдущих поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих естественных ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он касается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия приемникам почти отсутствует».
Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в новой исторической ситуации во многом утратили свое практическое значение и в силу этого почти  не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, они непригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения.
Студенты  двух последних десятилетий были поставлены в достаточно сложные  условия – им приходится самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительных функций прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка, в соответствии с новыми ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.
В современной  России идет процесс трансформации  прежних ценностных ориентаций, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию анемии, описываемому П. Монсоном: наша нравственность испытала регресс, но другая еще не успела развиться достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту оставленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеблена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного.
Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере определяет социальные и политические ориентации личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и политических ценностей.
Особый  национальный менталитет оказывает  влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи, в частности: уважение к старшим, ответственное отношение  к семье и т.д. все эти компоненты должны быть характерными чертами в воспитании осетинской молодежи.
В общественном сознании существуют «фундаментальные»  ценности, которые являются стержневыми  в любой сфере деятельности. К  ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня, на наш взгляд, можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нравственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для себя и других объектов, а не для того чтобы снискать с его помощью общественное призвание и послужить этому обществу». Исследования показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студентов нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент».
Заключение. В современной среде, в том  числе и в студенческой, выявлен ряд новых, не характерных для предыдущих поколений, явлений и процессов: ухудшение по многим позициям социального положения молодого поколения, существенно расширяющее зону конфликта молодежи с обществом; нарушение процесса передачи жизненного опыта от поколения к поколению, что ставит молодых людей перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта предыдущих поколений;
изменение механизмов социализации молодежи, появление  в этом процессе новых социальных посредников, характерных для рыночных отношений в экономике. 
 
 
 

    Самодеятельные  объединения молодежи как социальное явление.
 
 
Неформальные  объединения молодёжи как социальное явление наряду с детскими общественными объединениями    и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные объединения детей, подростков и молодёжи».
Неформальное  молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей,  существующее на протяжении нескольких десятилетий,  часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения,  неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного  (со стороны взрослых)  общения.  Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры,  носить характер нездоровой эпидемии,  иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных.  Различные
неформальные  молодежные объединения имеют свою идеологию,  специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п.
Неформальные  молодежные объединения следует  отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.
Неформальная  группа –  группа,  деятельность,  которой определяется,  прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей,  подростков и молодежи,  удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности:  дают возможность узнать то,  о чем не так просто поговорить со взрослыми,  обеспечивают психологический комфорт,  учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов,  чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры,  тем больше он стремится в  «свою компанию»,  что говорит о потребности в развивающих контактах,  признании ценности своей личности.  Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы
ее членов.  Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров.  Основной формой деятельности является общение членов группы,  которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.
Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения,  которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью.
Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными.
Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность,  например,  участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.  Асоциальные группы    стоят в стороне от общественных проблем.  Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора:  употребить спиртное,  выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.
Антисоциальные  –  это криминальные,  агрессивно-националистические группы.  Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций –  либо неформальных,  либо прячущихся за вывеской  «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе –  часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте.  Именно входя в ту или иную группу сверстников,  подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять»  на себя разнообразные социальные роли.  Общеизвестно,  что дети,  подростки и
молодежь,  в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками  (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях
с сослуживцами,  внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д.  Ермакова, большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения,  характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму,  самостоятельно определяют истинность общественныхценностей,  более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях,  обладают волевым характером.
Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека:  потребностей в самоутверждении,  общении и самореализации.
Неформальная  среда общения порой является для подростка  (особенно для подростка  «группы риска»)  единственной сферой социализации.  Нередко,  имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе  (группировке),  автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.
Для очень  большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой,  являются личностно значимыми,  причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка  «семейные»  и  «школьные»  нормы и ценности.  Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а 
как подвиг, который будет поддержан и  одобрен сверстниками).
Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное ? от меры значимости для того или иного их члена. И.П. Башкатов выделяет четыре вида неформальных объединений.
I  вид:  социально нейтральные  (озорные)  группы общения.  Основными типами этих групп являются самовозникающие  «озорные»  группы детей и подростков,  сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп - удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, чаще всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то,  что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы.  Внутригрупповой структуры тоже нет. Интересы,  нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер,  с тенденцией развиваться в асоциальном направлении.  Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка,  от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе,  то с уверенностью можно сказать,  что они будут развиваться по криминогенному пути.
II вид:  предкриминальные или асоциальные группы подражания. Это асоциальные группы подростков и юношей,  которые сформировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» – группы «металлистов»; технике – группы «ночных мотоциклистов-рокеров»;  политизированной моде –  группы  «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и  «коричневорубашечников»; группы спортивных болельщиков-«фанатов» и другие.  Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон. Главное для подростков заключается в том,  чтобы их заметили,  выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д.  Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер,  выражающийся в нарушении общественного порядка.  Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления:  употребление,  сбыт и хранение наркотических веществ,  хищения личной и государственной собственности и т.д.  Но эти преступления не являются групповыми,  так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение,  асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том,  что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер,  направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы. III  вид:  неустойчивые криминальные или антиобщественные группы.  Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др.  Утилитарные интересы и склонности,  низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем.  Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия,  то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы. IV  вид:  устойчивые криминальные или преступные группы.  Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура.  Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный.  Выделяется  «руководящий центр» –  лидер, предпочитаемые и исполнители.  В этих криминальных группах есть свои  «законы»,  нормы и ценности,  которые тщательно скрываются от окружающих.  Несоблюдение или нарушение этих «законов»  ведет к распаду группы,  поэтому нарушители преследуются и караются.  В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга,  круговая порука.  Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности,  за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное.
Об атрибутах  уличной субкультуры,  о риске,  который несёт в себе эта самая  субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями.  Однако,  как показали наши исследования, далеко не все педагоги знают о таком явлении,  как неформальное молодежное объединение,  к сожалению,  приходится констатировать,  что знания педагогов не соответствуют действительности.  Они не знают интересов неформалов,  их проблем. В качестве подтверждения приведем результаты проведенного нами исследования в ярославских школах. 20%  опрошенных педагогов признались,  что не знают о молодёжной субкультуре ничего. Большей известностью пользуются скинхеды – 72% педагогов назвали именно их. Здесь следует обратить внимание на очень красноречивый факт:  большинство скинхедов узнали о существовании скинхедов...  из СМИ,  педагоги не исключение.  Огромную роль в повальном увлечении  «скинхедам
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.