На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    Введение……………………………………………………………..3 – 4
    Понятие рынка и его основные признаки…………………………5 – 7
    Структура рынка……………………………………………………..8 – 11
    Функции рынка………………………………………………………12 – 14
    Механизм функционирования рынка: спрос, предложение,
    рыночное  равновесие……………………………………………….15 – 24
    Заключение…………………………………………………………25 – 27
    Список литературы…………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
 

              Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
               Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения и соответствующие им формы собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка  продовольственных товаров). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
               Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции, структуру и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
               В соответствии с целью  можно определить следующие задачи:
1. Определить  в чем заключается сущность  рынка, его функции, основные  цели рыночной организации, что  такое рыночная экономика, виды  рынков.
2. Изучить  механизм функционирования рынка, понятия спрос, предложение, рыночное равновесие.
3. Сделать  выводы по вопросу сущности  рынка, его функциям и роли  в жизни общества.
               На основании рассматриваемых  статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучают уже давно. Большое внимание до сих пор уделяют ей современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО  ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 
 
 

               Можно дать несколько определений  рынка:
Рынок – это система экономических  отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредуемых через спрос и предложение.
Рынок – это  обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок – это система или «тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования»1.
               Рынок также рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара»2. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой «механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги»3.
Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они  указывают, что рынок – это  сцена, на которой разыгрывается  пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.
В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как «системы экономических отношений продавцов  и покупателей»4.
               Одним из главных признаков рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает рыночную систему саморегулируемой и быстроразвивающейся.
Второй признак рынка заключается в присущей ему экономической свободе, означающей свободу выбора и действий предпринимателей, свободу потребительского выбора для покупателей (в пределах их финансовых возможностей) и свободу профессионального выбора для каждого желающего работать.
Третий  признак рыночной экономической системы состоит в многообразии форм собственности при  определяющей роли частной собственности на средства производства и его результаты. Кроме частной собственности в современной рыночной экономике существуют государственная, кооперативная и смешанная формы собственности. Наличие многообразных форм собственности гарантирует человеку свободу выбора места приложения своих сил и способностей, которые в наибольшей степени отвечают его складу, характеру, потребностям.
Четвертый признак состоит в том, что экономические отношения в рыночной системе реализуются через механизм цен, свободно устанавливаемых хозяйствующими субъектами. Благодаря свободному ценообразованию происходит эффективное распределение ресурсов между рынками, увеличение и сокращение объема производства, наиболее полно удовлетворяются общественные потребности. Таким образом, именно ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики, обеспечивает сбалансированность народного хозяйства.
Пятый признак заключается в наличии конкурентной среды, которая предполагает существование множества продавцов и покупателей, дифференциации товаров, полную информированность субъектов рынка. Именно конкуренция является важнейшей причиной высокой динамичности рыночной системы, мощным стимулом к постоянному совершенствованию производства. «Законы конкуренции приводят к разорению и потере источников доходов всех слабых субъектов рынка, но одновременно – к вознаграждению всех конкурентоспособных»5.
Шестым  признаком развитого рынка в стране является открытость национального рынка, его тесная связь с мировым рынком. В нынешних условиях успешное развитие хозяйства любой страны – независимо от размеров ее экономического и трудового потенциала, емкости ее внутреннего рынка – может быть обеспечено только при условии внешнеэкономического взаимодействия с другими странами.
Седьмым признаком рынка является широкое государственное вмешательство в экономическое развитие страны с рыночным хозяйством. Это связано, в частности, с тем, что рыночная система имеет не только достоинства, но  и недостатки. К ним, например, относятся такие явления, как безработица, инфляция, цикличность экономического развития, чрезмерная дифференциация в уровне жизни и др.  
 
 

СТРУКТУРА РЫНКА 
 
 

               Рынок имеет сложную структуру.  Его классифицируют по следующим  критериям:
      По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    Рынок рабочей силы – рынок труда – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.;
    Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг, он обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства.;
    Рынок средств производства. Он предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.;
    Рынок ценных бумаг. Он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.;
    Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.;
    Финансовый рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
      По географическому положению:
    Местный, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
    Национальный, который охватывает всю национальную территорию;
    Мировой, охватывающий все страны мира.
      По отраслям:
    Автомобильный;
    Нефтяной;
    Компьютерный;
    Продовольственный и т. д.
      По характеру продаж:
    Оптовый;
    Розничный.
      По степени ограничения конкуренции:
    Рынок совершенной конкуренции - регулируется на основе свободной конкуренции независимых производителей товаров.
    Рынок чистой монополии – в условиях чистой монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Это вынуждает покупателя покупать товар только у данной фирмы, а производителя обходиться без широкой рекламы.
    Рынок монополистической конкуренции – представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. В качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, существуют различия, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
    Рынок олигополии эта форма конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как дифференцированной (автомобили, станки), так и однородной (сталь, алюминий). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенность олигополистической конкуренции является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, поэтому на таких рынках существует жесткость цен и имеет место неценовая конкуренция.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ФУНКЦИИ РЫНКА 
     
     

                   Рыночные механизмы, оказывая  воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняют  ряд существенных функций.
Информационная  функция состоит в том, что через постоянно меняющиеся цены рынок дает его участникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая  функция. Ее суть состоит в том, что рынок позволяет потребителю осуществить выбор оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послепродажного обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая  функция. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных  и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить покупатель. На рынке формируется рыночная цена, отражающая общественную стоимость. Благодаря рынку между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях.
Регулирующая  функция – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Именно рынок дает ответы на основные вопросы экономического выбора: что производить, как производить и для кого производить? Рынок немыслим без конкуренции.  
Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что «сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену»6.

Внутриотраслевая  конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, рост производительности труда, технический прогресс, повышение  качества продукции. Межотраслевая  конкуренция посредством перелива капитала из одной отрасли в другую формирует оптимальную структуру  экономики, способствует росту наиболее перспективных отраслей.
В рыночном регулировании важную роль играет также  соотношение между спросом и  предложением, значительно воздействующее на уровень цен. При росте цены производство расширяется, при ее падении  сокращается. В результате стихийные  действия предпринимателей приводят к  установлению оптимальных пропорций.
На рынке  действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»7.
В современных  условиях регулирующая роль рынка дополняется  регулированием экономики государством. Однако регулирующие рыночные механизмы  имеют определяющее значение, именно они во многом определяют сбалансированность народного хозяйства.
Санирующая  функция.  С помощью ценовой конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, благоприятствуют наиболее эффективным. В результате этого повышается средний уровень эффективности всего национального хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 
 
 

               Рыночный механизм – это механизм  взаимосвязи и взаимодействия  основных элементов рынка: предложения,  спроса и цены. Рассмотрим более  подробно каждый элемент рыночного  механизма. 
 

СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 

               Под спросом понимается количество  продукта, которое покупатели желают  и могут купить по любой  возможной цене за определенный  промежуток времени. 
               Главным фактором, определяющим  величину спроса, является цена  спроса, т. е. максимальная цена, которую покупатель готов заплатить  за данный товар. Графическая  зависимость величины спроса  от цены представлена на рис. 1. На графике кривая спроса  имеет отрицательный наклон, она  отражает общий закон спроса: чем ниже цена, тем больше величина  спроса, и наоборот.

Рис.1. График спроса: P – цена товара; Q – количество товара; D – спрос.
               Обратная зависимость величины  спроса от цены объясняется  тремя причинами:
    Снижение уровня цены расширяет покупательную способность покупателей, они имеют возможность купить большее количество товара (эффект дохода);
    При снижении цены на товар, он дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения);
    Насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать продукт только по более низким ценам.
               Наряду с ценой на спрос  влияет множество других неценовых  факторов: уровень денежных доходов  потребителей, их предпочтения и  вкусы,  ожидания покупателей,  связанные с изменением цен  на покупаемые товары и динамикой  доходов, число покупателей, изменение  цен на товары-субституты и  товары-комплименты, сезонность  потребности, удовлетворяемой товаром  и др. Под влиянием неценовых  факторов происходит сдвиг кривой  спроса вправо вверх, если спрос  возрастает, и влево вниз, если  спрос уменьшается.
Противоречит  закону спроса потребление товаров, покупаемых не столько ради потребительских  свойств, сколько для того, чтобы  подчеркнуть высокий социальный статус покупателя. К таким товарам  относятся уникальные ювелирные  изделия, особые марки автомобилей, созданные в единственном экземпляре модели одежды и др. Когда цена падает,  некоторые потребители считают, что это говорит об ухудшении  качества товаров или об утере  ими исключительности в глазах общества, и прекращают их покупать. И наоборот, рост цены ведет к увеличению покупок. В теории это явление получило название «эффект Веблена» по имени  американского экономиста Т. Веблена, анализировавшего явление демонстративного потребления в работе «Теория  праздного класса».  

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 

                    
                Под предложением понимается  количество продукта, которое продавцы  желают и могут предложить  для продажи по разным ценам  в определенный промежуток времени.
Главным фактором, определяющим величину предложения, является цена. Цена предложения –  это минимальная цена, по которой  продавцы (производители) еще согласны предложить на рынке данное количество товара. Графическая зависимость  объема предложения от цены представлена на рис. 2. На графике линия предложения  имеет положительный наклон и  отражает общий закон предложения: при прочих равных условиях между  ценой товара и объемом его  предложения существует прямая зависимость.

Рис. 2. График предложения: S – предложение; P – цена; Q – количество товара.
Прямая  связь между предложением и уровнем  цены объясняется тремя причинами:
    При росте цены предложение возрастает, поскольку покрываются все издержки производителя, и растет прибыль;
    Высокая цена позволяет финансировать расширение производства;
    При росте цены предложение увеличивается в результате выхода на рынок производителей с более высокими индивидуальными издержками.
               Наряду с ценой на предложение  оказывают влияние многие неценовые  факторы: цены на исходные ресурсы;  изменения в технологии производства; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; число продавцов; налоги и дотации и др. под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривой предложения: она сдвигается вправо – если предложение возрастает, и влево – если оно уменьшается. 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

               Эластичность – одно из важнейших  понятий экономической теории. Впервые  оно было введено А. Маршаллом  и представляет собой выраженное  в процентах изменение одной  в ответ на изменение другой  переменной на один процент.
Эластичность  спроса.
               Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

где EDP  — эластичность спроса по цене; ?Q — изменение объема спроса, %; ?Р— изменение цены, %.
               Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой         эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.
  Если, например, повышению цены на 1 % соответствует  снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует  понижение спроса на 1 %, то спрос  нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).
  Существуют  различные варианты проявления эластичности (рис. 3.).
  Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен  на другие товары. Для учета влияния  сопутствующих и заменяющих товаров  используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.
Перекрестная  эластичность выражается в двух товарах  — А и В.

  где ?QB — изменение объема спроса на благо В; QB — объем спроса блага В; ?PA— изменение иены блага А; РA — цена блага А.
               Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP<0 — взаимодополняемые.
              Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
               Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж – цена», «объем продаж – себестоимость», «емкость рынка – цена», с целью принятия окончательного решения. 

 

 
 Ep=? абсолютно                                 -?<Ep<-1                                                           Ep=1
   Эластичный спрос                       эластичный спрос                              спрос равен единице    
 
 
 
 

  -1<Ep<0                   Ep=0

Жесткий спрос                          Неэластичный спрос                                       

Рис. 3.  Графики эластичности спроса 

  В современной экономической науке  используется также показатель эластичности спроса относительно дохода. 


где ?Q — изменение объема спроса; Q — объем спроса; ?I— изменение величины дохода; I— величина дохода. 
 

Эластичность  предложения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.