На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Субъекты права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения норм права 5
1.1. Применение права как особая форма его реализации 5
1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности 15
Глава 2. Деятельность правоприменительных органов 20
2.1. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности 20
2.2. Проблемы субъектов правоприменения и пути их преодоления 22
Заключение 28
Список литературы 30 

 


Введение

 
 
     Актуальность  темы исследования. Современные общественные процессы требуют стабильного и  динамичного правового регулирования, результативность которого зависит  от многих объективных факторов и, в  первую очередь, от качества и последовательности реализации правовых норм в сфере  политической и государственной  власти, ее форм и методов, процесса функционирования государственных  органов и органов местного самоуправления.
     В условиях колоссальных преобразований российской действительности важно  осмыслить традиционную и новую  роль норм права как совершенного инструментария регулирования современных  общественных отношений. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, особым значением применения норм права как формы обеспечения  нормального развития различных  сфер общественной жизни.
     Вопросы применения норм права занимают одно из узловых мест среди актуальных проблем юридической науки. Особенно полно эта тема исследована в  общей теории права. Существенным образом  проанализирована специфика применения норм трудового и уголовного права. В последнее время появились  серьезные исследования применения норм конституционного права. В значительно  меньшей степени исследованы  формы, порядок и особенности  применения наиболее разнообразных, обладающих ярко выраженной спецификой норм административного  права.
     Применение  норм права представляет собой деятельность, осуществляемую компетентными органами, наделёнными государственно - властными  полномочиями. В отличие от соблюдения и использования, которые могут  быть осуществлены любыми субъектами права, применением занимаются только государственные органы и специально уполномоченные на то органы общественности.
     Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической  литературе вопросам применения норм права уделялось внимание многими  учеными, в частности, такими, как  С. С. Алексеев, Ф. А. Григорьев, В. М. Горшенев, В. П. Казимирчук, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, М. К. Маликов, П. В. Недбайло, В. М. Сырых, JL С. Явич и др. Однако результативность и алгоритм применения норм административного  права не являлись объектом внимания широкого круга ученых. За период более  чем 50 лет данной проблематике были посвящены научные труды Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, А. П. Коренева, М. Я. Масленикова, JI. Л. Попова, Ю. П. Соловья, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, А. П. Шергина, В. А. Юсупова, А. Ю. Якимова  и др. Более двадцати пяти лет  комплексные исследования проблем  применения норм административного  права не проводились.
     Объект  исследования – нормы права.
     Предмет исследования – применение норм права.
     Цель  исследования – рассмотреть субъекты применения норм права.
     Исходя  из цели мы поставили следующие задачи:
     рассмотреть место и роль применения права  в правовом регулировании;
     охарактеризовать  субъекты применения норм права;
     проанализировать  деятельность правоприменительных  органов.
     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
 

     

Глава 1. Теоретические  аспекты применения норм права

1.1. Применение права как особая  форма его реализации

 
 
     Применение  права – одна из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение  – это решение конкретного  дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над  фактом с использованием нормы. Правоприменительный  акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей  волей законодателя»1.
     Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений  между людьми и их объединениями  шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной  деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел  при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства. Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где  правоотношение, с учетом его сложности  и важности с точки зрения решения  задач, стоящих перед властью, может  и должно быть создано лишь по решению  органа, который олицетворяет государственную  власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства  в лице его властных органов. Награждение  орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличии решения компетентного  органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.
     Особенно  важным становится применение права  в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство  в состоянии обеспечить оптимальное  и эффективное регулирование  общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а  так как потребности людей  постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей  деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного  регулирования различных сфер общественной жизни. Правоприменительная деятельность осуществляется различными государственными органами. Поэтому ученые разделяют 3 основные типа правоприменения:
    судебный (субъектом правосудия является суд)
    управленческий (субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Решение выступает как средство оперативного управления)
    административный (решения служат средством осуществлений функций государства в отношении граждан и юридических лиц)2
     Путем применения права государство в  своей деятельности осуществляет две  основные функции:
    Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
    Охрану и защиту права от нарушения.
     На  этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную3.
     Оперативно-исполнительная форма применения права – это  властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.
     Правоохранительная  деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.
     Цель  правоохраны – контроль за соответствием  деятельности субъектов права юридическим  предписаниям, за ее правомерностью, а  в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер  для восстановления нарушенного  правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих  правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для  так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов  контроля и арбитража. В то же время  и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд  общественных организаций также  занимаются этой деятельностью (вынесение  выговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и  т.д.).
     Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым  не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.
     В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к  правовой ответственности, устраняющий  возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит  подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным  актом полномочий компетентного  органа.
     Применение  права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных  черт.
     Во-первых, по своей сущности применение права  выступает как организующая властная деятельность государства, посредством  которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между  различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов. Эта деятельность связана с особыми  приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и  навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные  органы (суд, прокуратура, милиция и  т.д.); должностные лица (Президент  РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые  общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью  активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической  сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть  своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской  кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.
     Граждане  не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это  не означает, что граждане не участвуют  в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление  гражданина о приеме на работу или  назначении пенсии и т.д.). Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как  «подведение конкретных бытовых  отношений под абстрактные нормы  права»4. Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права» Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права. Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
     Цель  применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего  общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
     Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в  подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит  субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения – это  наделенный государством соответствующей  компетенцией активный участник правоприменительных  отношений, которому принадлежит ведущая  роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при  помощи акта применения права.
     В-третьих, в форме применения права реализуются  не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового  регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания  от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и  речи. Управомочивающие нормы и нормы  с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда  их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа.
     В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных  процессуальным законом формах. Это  способствует укреплению законности и  правопорядка в обществе, обеспечению  защиты интересов личности. Существует определенная процедура правоприменительной  деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных  органов и должностных лиц. Степень  детализации порядка правоприменительной  деятельности различных органов  и должностных лиц не всегда одинакова.
     У судебных органов, рассматривающих  гражданские или уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами  соответствующих гражданско-процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.
     Степень регламентации правоприменительной  деятельности других государственных  органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного  меньше, чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать  в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной  власти, администрации предприятий  и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице  и другими вопросам правоприменительной  деятельности.
     В-пятых, применение права как самостоятельная  форма реализации – сложная, поскольку  ее осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации и во взаимном проникновении  друг в друга.
     В-шестых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий  начало и окончание и состоящий  из ряда последовательных стадий реализации права.
     В-седьмых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового  акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
     В-восьмых, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных  лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными  во всех странах принципами. Среди  них важнейшее значение имеют  принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности применяемых в порядке правоприменения  тех или иных решений.
     Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они  согласуются между собой?
     Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов  и должностных лиц закону в  процессе правоприменительной деятельности. Применение норм права, писал в связи  с этим Г. Ф. Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принцип законности, который составляет условие правового порядка. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
     Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан  или групп, а в интересах всего  общества. Разумеется, нельзя не считаться  с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал Г. Ф. Шершеневич (и  другие юристы дореволюционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права  «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной справедливости «еще более наклоняет действие законов  в этом направлении», выделяет их как  акты, обслуживающие в первую очередь  интересы господствующих слоев. Однако это вовсе не означает, что правоприменительные  органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип  социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным  условием их деятельности.
     Принцип целесообразности в правоприменительной  деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного  нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся  ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
     Принцип обоснованности правоприменительной  деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование  всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит  в основе других принципов. Нарушение  принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
     Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в  противоречия. Суть их заключается  в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или  иных жизненных условиях, в процессе их применения.
     Раскрывая смысл «резкой противоречивости»  принципа справедливости и принципа целесообразности, Г. Ф. Шершеневич писал, что один принцип «протестует  против нормы с точки зрения реальных индивидуальных интересов» под влиянием чувства, порождаемого конкретным действием  нормы, и во имя активной политики, требующей «согласования с запросами  данного момента». Другой принцип  отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов  во имя разума, способного постичь  многочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственного соприкосновения  с ними в конкретных условиях».
     При известном расхождении принципов  законности и целесообразности возникает  определенный «зазор», который позволяет  правоприменительному органу самому решать вопрос, с учетом конкретных обстоятельств, о выборе оптимального пути применения данной нормы права, о сочетании  принципа законности и принципа целесообразности. У правоприменительного органа, в частности у суда, возникает возможность и необходимость определять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общие требования нормы права со специфическими обстоятельствами процесса ее применения. Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, а вместе с ним и любой иной государственный орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.
     Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется  природой и характером этих отношений. В частности:
    Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.)
    Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздесудом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей
    Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим
    Когда общественное отношение в силу особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИББД и т.д.)
    Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности
     Исходя  из вышеизложенного, применение права  можно определить как осуществляемую в специально установленных законом  формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права). 

1.2. Специфика субъектов правоприменительной деятельности

 
 
     Одна  из важнейших особенностей применения права, отражающая его властно-государственный  характер, состоит в том, что применять  юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы.
     Содержание  любых правоотношений неразрывно связано  с их субъектным составом. Именно специфика  субъектов определяет концептуальное обоснование применения норм права, место и роль в системе средств  обеспечения интересов государства, общества и личности. Это ценностно-структурная  основа административной правоприменительной  политики.
     Субъектами  правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный  орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной  процессуальной форме, установленной  законом.
     Наиболее  значительные, кардинальные изменения  в механизме правового регулирования  происходят как раз тогда, когда  существенно трансформируется его  концептуальной части. Давление со стороны  юридических фактов и новые ориентиры  могут вести к переосмыслению ранее утвержденных категорий. В  общественных отношениях, возникающих  по поводу применения норм административного  права, одновременно наличествует поведение, деятельность их субъектов, а так  же их полномочия. Но это лишь свидетельство  того что данный вид отраслевых правоотношений относиться к разряду общественных. В силу целевой определенности необходимо подчеркнуть, что, их фактическое содержание составляют властная деятельность компетентных субъектов по принятию правоприменительного акта, а юридическое содержание образуют полномочия по принятию такого рода индивидуального решения.
     Большинство правоприменительных органов –  органы государства5. Значительное число их административные органы, осуществляющие иногда довольно глубокую индивидуально-правовую деятельность (при социализме – в связи с необходимостью обеспечения планового руководства экономическим и социальным развитием, справедливым, на социалистических началах, распределением материальных благ из общественных фондов и др.).
     Органы, в обязанность которых входит оказывать специальную помощь в  реализации прав и обязанностей другими  субъектами права, именуются правоприменительными. Важно подчеркнуть, что в процессе выполнения правоприменительных функций  не создается право ни в объективном, ни в субъективном смысле. В ходе правоприменения на основе действующих  нормативных актов: а) устанавливается  наличие субъективных прав и обязанностей, равно как и их мера, в случае спора об этом, б) определяется момент действия или факт прекращения субъективных прав и обязанностей, в) осуществляется контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей.
     Субъект применения права не является адресатом  той нормы, в реализации которой  он содействует третьим лицом. Но он сам в других правоотношениях  может оказаться в положении  нуждающегося в содействии со стороны  вышестоящих органов. Например, следователь, вынося постановление об аресте обвиняемого, вынужден обращаться за санкцией к  прокурору. Разветвлённая и многоступенчатая система органов власти и управления не может функционировать без  того, чтобы одно звено не контролировалось другим, чтобы определить меру такого контроля и содействия, дабы предупредить неоправданное вмешательство в  дела низших инстанций.
     Государственные органы, занимающиеся применением права, не всегда собственно являются правоприменительными органами. К таким относятся суд  или арбитраж, за исключением их высших инстанции, которые являются одновременно и правотворческими, и  исполнительно - распорядительными, и  правоприменительными (например, правительство). Отсюда вытекает необходимость различения в деятельности одного и того же органа, отличающихся по своим целям  и характеру действий. Они могут  обуславливать одновременно и тем, и другим, но не терять при этом своей  специфики. Например, любое нормативное  постановление правительства имеет  одновременно и правотворческие  и исполнительно - распорядительные функции, а утверждение проектной  документации и сметы строительства  какого - то объекта - исполнительно - распорядительные и правоприменительные функции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.