Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антидемпинговые пошлины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КУРГАНСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра «Таможенное дело и коммерция» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине «Таможенно - тарифное регулирование  ВЭД  » 

Тема: « Антидемпинговые  пошлины » 
 
 

Выполнил:  
 

Руководитель: зав.кафедры  «Таможенное дело и коммерция»   
 

Дата защиты __________________ 

Оценка _______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курган 2011 
 

Содержание 

Введение 

1Антидемпинговые  меры с системе таможенного  регулирования  

внешнеторговой  деятельности в рамках ГАТТ ВТО 

2Понятие демпинга: содержание и критерии 

3Порядок введения  антидемпинговых пошлин в Российской  Федерации:  

история и масштабы 

4Таможенный  Союз и специальное антидемпинговое  регулирование импорта 

Заключение 

Список использованных источников 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Наряду с ввозными и вывозными пошлинами, законодательством РФ предусмотрены следующие виды пошлин: сезонные и особые. Особые виды пошлин в свою очередь подразделяются на специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Введение сезонных пошлин предусмотрено в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» в качестве меры оперативного регулирования экспортных и импортных операций. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.
В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
Правовые основы введения в РФ специальных, антидемпинговых  и компенсационных пошлин установлены ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Специальная пошлина  — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Предварительная специальная пошлина взимается до получения результатов расследования. Суммы от взимания предварительной специальной пошлины помещаются на депозит таможенного органа. По результатам проведенного расследования находящиеся на депозите таможенного органа суммы временной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет либо возвращаются плательщику в соответствии с порядком возврата таможенных платежей. Срок действия основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.
Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования.
Предварительная антидемпинговая пошлина вносится в соответствии с положениями таможенного законодательства РФ на депозит таможенного органа. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении антидемпинговой меры.
Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия  специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводяСтавки таможенных пошлин устанавливаются решениями Правительства РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов (за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе»).                 
В РФ применяются  следующие виды ставок пошлин:
— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
— специфические, начисляемые в установленном  размере за единицу облагаемых товаров;
—  комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного  обложения.
Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом к таможенному оформлению (в исключительных случаях при их изменении — по дате пересечения таможенной границы РФ при наличии специального указания).
Ставки ввозных  таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров:
—  в отношении  товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования (РНБ) на основе подписанных с ними торговых договоров и соглашений, применяются ставки ввозных пошлин, установленные Правительством РФ;
—  в отношении  товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях РФ не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ, увеличенные в 2 раза;
— в отношении  товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ, уменьшенные на 25%;
— в отношении  товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяется полное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины;
—  в отношении  товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, в соответствии с двухсторонними соглашениями о свободной торговле ввозньц таможенные пошлины не взимаются.
В отношении  товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.
Таможенная пошлина может уплачиваться по желанию плательщика как в рублях РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ.
Система таможенных преференций
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под тарлфной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот па преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифная льгота — разновидность налоговых льгот.
Возврат ранее  уплаченной таможенной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в Таможенном кодексе, например, реимпорта, реэкспорта, беспошлинной торговли. Полное освобождение (в том числе полное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины допускается в соответствии с таможенными режимами международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта и т.д. Частичное освобождение (в том числе частичное условное освобождение) предоставляется в соответствии с таможенными режимами переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются:
1.  Транспортные  средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
2.  Продукция  морского промысла российских  и арендованных (зафрахтованных) российскими  лицами судов, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
3.  Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства РФ.
4.  Валюта  РФ, иностранная валюта, а также  ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ.
5.  Товары, подлежащие  обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.  Товары, ввозимые  на таможенную территорию РФ  в качестве вклада в уставные  фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.
7.  Товары, ввозимые  на таможенную территорию РФ  в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и др.
В соответствии с ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая  стоимость товаров, ввозимых на таможенную террито-. рию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.
Тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины предоставляется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ. Такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.
Установление  тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.
Под преференциями понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Под режим преференциального  ввоза могут помещаться: во-первых,  товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вторых, товары, происходящие из развивающихся стран — пользователей российской национальной системы преференций.
Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. (Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции»),
В соответствии с двусторонними соглашениями о  свободной торговле, заключенными между  Российской Федерацией и, соответственно, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств (за исключением РФ) и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.
Таким образом, национальная система (схема) преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, включает в себя три основных элемента:
—  перечень развивающихся стран-пользователей  схемой преференций Российской Федерации (103 страны);
—  перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации
(51 страна);
—  список товаров, на которые преференциальный режим  не распространяется. Преференциальный режим применяется в случае представления  сертификата о происхождении по форме «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки.
Преференциальный  режим распространяется не на все  товары, ввозимые на территорию РФ.
Перечень товаров, к которым применяются преференции при ввозе в РФ, определяется Правительством РФ. Этот перечень товаров определен в Приложении 4 к приказу ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций».                            
Тарифные преференции (льготы), предусмотренные национальной системой преференций РФ, предоставляются при предъявлении сертификата о происхождении товара по форме «А» только при соблюдении правила «прямой отгрузки и непосредственной закупки». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1Антидемпинговые  меры с системе таможенного регулирования
внешнеторговой  деятельности в рамках ГАТТ ВТО 

Учет требований ГАТТ/ВТО, МВФ и других международных и региональных
организаций и  соглашений при формировании таможенных пошлин
Развитие международного разделения труда, мирохозяйственных связей и интеграционных процессов вызвало необходимость управления этими процессами на международном уровне. В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне — Европейский Союз. Уставы и правила этих организаций и соглашений рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны — участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.
В основу деятельности ВТО, сменившего в 1995 г. ГАТТ, положены принципы свободной торговли и национального режима.
Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров.
Вместе с тем ВТО разрешает вводить защитные меры в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики.
В ВТО, МВФ и  других международных организациях и соглашениях ведущую роль играют экономически развитые страны мира. Они несут основную часть расходов на их содержание. Опираясь на экономическую мощь и технологическое превосходство, они могут диктовать свою волю странам развивающимся, слаборазвитым и с переходной экономикой. Экономически развитые страны заинтересованы в либерализации внешнеэкономических связей, в ограничении регулирования ВЭД со стороны национальных правительств других стран. Их интересам соответствует максимальная открытость национальных рынков других стран. Она облегчает экспансию фирм и корпораций развитых стран на рынки других стран, поскольку их экономика конкурентоспособна и, за некоторыми исключениями, не нуждается в защите со стороны государства от иностранной конкуренции. Открытость экономики стран облегчает доступ этим фирмам и корпорациям к естественным ресурсам других стран, обеспечивает им более выгодные условия мя инвестирования своих капиталов в экономику других стран.
Экономически  развитые страны являются инициаторами политики снижения ввозных пошлин, выступают за отмену экспортных пошлин, за ограничение и отмену государственного регулирования интернационализации инвестиционного процесса.
В ином положении  оказываются страны развивающиеся, с переходной экономикой и слаборазвитые. Их экономика менее конкурентоспособна и нуждается в помощи и защите со стороны государства. Они защищают национальный рынок от иностранной конкуренции более высокими импортными пошлинами, оказывают помощь национальным товаропроизводителям в форме субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот.
Снижение ввозных  пошлин выгодно, как правило, развитым странам. Но оно может дать определенные выгоды и странам развивающимся и с переходной экономикой, при условии роста эффективности и конкурентоспособности их экономики.
Оно не выгодно  лишь для стран, экономика которых находится в состоянии кризиса, падения ее эффективности и конкурентоспособности. При снижении эффективности и конкурентоспособности национальной экономики для ее спасения государства вынуждены прибегать к протекционистским мерам: усиливать помощь национальным товаропроизводителям, защищать национальный рынок от иностранных товаров для предотвращения экономического краха.
Вступление России в ВТО может дать ей определенные выгоды, но вместе е тем создаст  дополнительные проблемы. В результате присоединения к ВТО отпадут некоторые ограничения, сдерживающие развитие внешней торговли, что позволит расширить российский экспорт и доступ российских товаров на рынки других стран. Будут устранены некоторые меры дискриминации, применяемые к российским товарам.
Условием приема РФ в ВТО выдвигается снижение уровня ввозных пошлин по сравнению  со сложившимся ныне уровнем с 13-14% до 8-9%. В условиях продолжающегося  кризиса экономики и падения ее эффективности и конкурентоспособности Россия нуждается не в механическом снижении уровня ввозимых пошлин, а в усилении мер по защите национальной экономики.
Вступление РФ в ВТО целесообразно на стадии подъема ее экономики, повышения  ее эффективности и конкурентоспособности, когда дальнейшая либерализация ее ВЭС будет иметь прочную экономическую базу и может ускорить ее социально-экономическое развитие. Дальнейшая либерализация ВЭС в связи с вступлением России в ВТО в период глубокого продолжающегося кризиса экономики может затруднить выход ее из кризисного состояния.          
При присоединении  России к ВТО необходимо обеспечить ей благоприятные стартовые условия, в первую очередь признания за ней статуса страны с переходной экономикой по примеру бывших социалистических стран Восточной Европы, что обеспечит ей продолжительное время — до 5~7 лет — для приспособления к условиям ВТО.
Благоприятные стартовые условия предполагают более высокий уровень ввозных пошлин до вступления в ВТО и расширение тарифной номенклатуры, что обеспечит РФ более выгодные условия ведения переговоров и возможность некоторых уступок с ее стороны без существенного ущерба для национальной экономики.
Прогрессивное развитие экономики РФ и рост ее конкурентоспособности обеспечат в будущем сравнительно безболезненное снижение импортных пошлин в соответствии с требованиями ВТО.
Серьезные угрозы продовольственной и технологической  безопасности РФ, возникшие за годы радикальных экономических реформ в результате развала ее экономики и экспансии иностранных фирм на внутренний рынок России, дают ей основание для применения исключительных мер защиты ее экономики. Такими мерами могут быть более высокие пошлины на импортные товары, затрудняющие сбыт важных для страны аналогичных товаров отечественного производства, а также сочетание тарифных методов защиты с нетарифными: низких тарифов в пределах импортных квот и более высоких — на товары, завозимые сверх квот.
При кризисном  состоянии экономики Российская Федерация лидирует в области снижения издержек и обеспечения высокого качества продукции в ряде наукоемких производств (авиакосмическая промышленность, лазерная техника и некоторые др.). За Россией должно быть признано право на участие в формировании мировых цен на продукцию этих производств. Соответствующие товары, экспортируемые в другие страны, не должны облагаться антидемпинговыми пошлинами на том основании, что российские производители продают их по более низким ценам, чем другие страны. 
Возможности и  пределы использования Россией  защитных мер
В сложившихся  условиях Российскому государству необходимо научиться защищать свои интересы в области мирохозяйственных отношений, добиваясь от зарубежных партнеров равноценных условий доступа на свои рынки.
"Почти никогда  государство не учитывает интересы  других стран в такой же степени, как свои собственные. В большинстве случаев они просто игнорируются", — отмечает автор известного учебника по экономике мирохозяйственных связей американец П. Линдерт .[  ]
Принципы недопустимости дискриминации и взаимности — основные нормы международных хозяйственных отношений. Если первый так или иначе инкорпорирован в российское внешнеторговое законодательство, то второй ни в юридическом, ни в практическом планах нормой отечественной внешнеторговой политики, по крайней мере в отношении дальнего зарубежья, пока не стал.
Решения по либерализации  внешнеторгового регулирования, несомненно, приносящие выгоды нашим западным партнерам, принимаются в России почти исключительно в одностороннем порядке.
Первые попытки "обменять" какие-либо меры по либерализации или отказ от усиления торговых ограничений на эквивалентные шаги по облегчению доступа российских товаров на иностранные рынки появились только совсем недавно. Назовем здесь спор с ЕС о торговле текстильными и швейными изделиями. В данном отношении российская политика резко контрастирует с политикой западных государств, вступающих в жесточайший, часто многолетний торг по поводу любых торговых уступок и деталей торгового и таможенного режимов.       
 В этой связи отметим, что правила ГАТТ в редакции
 1994 г. разрешают использовать:
  — защитные меры в соответствии со ст. XIX;
  — антидемпинговые меры в соответствии со ст. VI;
  — компенсационные меры в соответствии со,ст. XVI.
         Защитные меры могут вводиться не более, чем на четыре года, а в исключительных случаях, если необходимость  длительной защиты доказана перед ВТО,  — нa восемь лет (для развивающихся стран эти цифры составляют соответственно 6 и  10 лет).
Защитная мера, введенная более чем на один год, должна в течение срока своего действия постепенно смягчаться.
        К одному и тому же товару  защитные меры могут применяться  не ранее чем через два года  после отмены предыдущих мер,  а если эти меры действовали  более двух лет — то по  истечении срока, равного тому, в течение которого они применялись. Если меры действовали не более 180 дней, они могут повторно вводиться через год.
1 Государство, пострадавшее от защитных мер, вправе требовать от вводящей их страны компенсацию. Но если защитные меры были вызваны абсолютным увеличением импорта, то компенсации можно добиваться не ранее чем через три года после начала их действия.
Антидемпинговые меры вводятся в том случае, если доказано как наличие демпинга (т. е. продажи экспортного товара по цене ниже нормальной стоимости), так и наличие реального экономического ущерба (падение производства, снижение прибыли), нанесенного демпингом, или неотвратимость такого ущерба. Причинно-следственная связь между демпингом и ущербом должна быть неопровержимо установлена.
Под нормальной стоимостью понимается цена внутреннего рынка страны-экспортера, если же такой цены нет или она непригодна для сравнения — наивысшая сравнимая цена аналогичного товара, предназначенная для экспорта в третью страну, или стоимость производства товара в стране-экспортере с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли.
Соглашение ГАТТ о субсидиях и компенсационных мерах предусматривает право страны вводить компенсационные пошлины, если ее экономика терпит ущерб от субсидий, предоставляемых другим государством предприятиям, находящимся в пределах его юрисдикции, для поддержки экспорта, или потребления национальных товаров вместо импортных. Если же субсидия наносит ущерб экономике страны-участницы соглашения в какой-либо форме, пострадавшая сторона имеет право обращаться в
ВТО.
Доказывать отсутствие ущерба должен тот, кто субсидирует. Если же это ему не удается, он должен отозвать субсидию или компенсировать ущерб, в противном случае пострадавшая  сторона может  вводить  компенсационную
пошлину.
Не подлежат преследованию субсидии, выделяемые на промышленные НИОКР (до выхода разработанного продукта на рынок), кризисным регионам, а также в целях охраны окружающей среды.
Величина антидемпинговой  пошлины не может превышать демпинговой разности (разности между нормальной и фактической ценой), а компенсационной — величины субсидии.
Срок действия этих пошлин должен быть не более пяти лет и может продлеваться лишь в том случае, если их отмена приведет к возобновлению демпинга или субсидирования.
В настоящее время Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО: Участие в этой организации потребует "связывания" тарифных ставок и выполнения ряда требований по отказу от НТО.
В отличие от ГАТТ в редакции  1947 г. ВТО требует от всех государств-членов приведения национального законодательства и практики в полное соответствие с ее положениями. Каждая страна — участница ВТО должна подписать индивидуальный график выполнения принятых на себя обязательств.
Перед Россией, однако, стоит проблема завершения реформ и структурной адаптации национальной экономики к мировому хозяйству. Поэтому ей могут потребоваться активные меры структурного регулирования, подобные тем, которые применяли государства, являющиеся в настоящее время участниками ВТО до Уругвайского раунда (1986-1993 гг.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2Понятие демпинга: содержание и критерии 

В рамках ВТО  любая страна не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего  рынка, просто увеличивая размер импортных  пошлин, поскольку импортный тариф ее «увязан» на уровне, определенном при присоединении ее к ВТО (выше зафиксированного уровня, за некоторыми исключениями, страна-член Всемирной торговой организации не имеет право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
В течение всего  периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны-члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В последние годы аналогичная практика появилась и у России. Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конкуренции со стороны -импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшему импорту (специальные защитные меры), но только при соблюдении установленных законодательством требований.
Механизм установления мер строится по единому принципу:
- подача заявления  от имени национальных производителей товара;
- проведение  соответствующего расследования.  На всех его этапах (в зависимости  от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь:
- доказательство  наличия демпинга/ специфической  субсидии/резко возросшего импорта;
-     доказательство  материального ущерба (или его  угрозы), замедления создания отрасли  национальной экономики/серьезного  ущерба  (или  его угрозы);
-    доказательство  причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).
- установление  мер (в случае наличия вышеперечисленных  доказательств).
Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин (в рамках всех трех видов мер), или количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).
Антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам (т.е. по цене ниже нормальной стоимости).
Важно отметить, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит
нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.
В соответствии с международными правилами антидемпинговые  меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам, если это причиняет материальный ущерб (или создает такую угрозу) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара; при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии.
За исключением  запрещенных субсидий, прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Но, учитывая степень их возможного «искажающего» воздействия на конкуренцию, могут стать предметом компенсационного расследования.
В соответствии с международными правилами 'компенсационные  меры применяются в случае импорта  какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики.
Специальные защитные меры стоят несколько особняком в ряду мер защиты внутреннего рынка, так как в отличие от антидемпинговых или компенсационных мер не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.
В соответствии с международными нормами специальные  защитные меры применяются в случае, когда импорт какого-либо товара резко увеличивается за последние годы и это причиняет серьезный ущерб (или создает его угрозу) отечественным производителям этого товара. При этом увеличение импорта происходит из всех стран, осуществляющих поставки данного товара. В России вопросы применения защитных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разрабатывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об экономических интересах Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
Дополнительным  подзаконным актом в области  расчета размера субсидии является постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».
В соответствии с Федеральным законом меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результате расследования, в ходе которого орган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для применения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования является Министерство экономического развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, может быть начато по заявлению российских производителей, производящих не менее половины от объема производства данного товара в России.
Федеральный закон  предусматривает возможность введения в качестве специальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпинговые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.
Пошлина, которая  применяется при введении мер  защиты внутреннего рынка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее ставки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Правительством Российской Федерации.
На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка- это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отношении которых действует беспошлинный режим свободной торговли.
Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественными производителями для защиты от импорта. С момента принятия в России законодательства о мерах защиты внутреннего рынка в 1998 году их принято уже 15 (9 - специальных защитных, 4 - антидемпинговых и 2 компенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года введены 7 мер. Кроме этого, в ходе расследований было применено 7 предварительных меру что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей.
Большинство из введенных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные  защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.
Однако применение антидемпинговых и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ограничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей специальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба.
Для многих российских экспортеров новость о начале антидемпингового расследования против их товара, к сожалению, зачастую является порой необъяснимым сюрпризом. Уже не раз приходилось слышать о том, что после продажи товара первому независимому трейдеру, впоследствии обвиненному в демпинге, компании не имеют ни малейшего представления о характере и географии его последующего экспорта.
Некоторые российские экономоператоры, руководствуясь лишь краткосрочными экспортными задачами, при наличии угрозы открытия или после 'начала антидемпингового расследования принимают решение о неучастии в процедуре и переориентации товарных потоков на рынки других стран. Однако в современной международной торговле можно отметить резкое увеличение использования принципа «домино» в сфере применения мер защиты, что ведет к последовательному закрытию основных рынков сбыта для продукции, явившейся предметом защитных, антидемпинговых или компенсационных расследований и введения соответствующих мер.
Особо важными  или «знаковыми» выступают решения, принятые компетентными органами США и ЕС. Важно понимать, что даже если на современном этапе рассматриваемый рынок не «существенен» для экспортера и затраты на процедуру превышают его текущий экспортный потенциал, при отказе от участия наиболее вероятно введение мер по сути запретительного характера. После закрытия рынка, наряду с возможным эффектом «домино», встает вопрос об огромных издержках по входу на этот рынок, а иногда и невозможности его осуществления, в долгосрочном плане после окончания срока действия мер. В большинстве случаев промышленность страны-импортера преследует цели установления длительной защиты и подает на пересмотры с целью продления сроков действия мер.
Вот что необходимо помнить российским экспортерам по антидемпинговому процессу. В целом можно выделить несколько основных аспектов «адекватного поведения» российских экспортеров, против которых было выдвинуто обвинение в поставках товара по демпинговым ценам:
-   необходим  постоянный ценовой мониторинг  экспортных поставок, включая схемы,  предусматривающие цепочку торговых  посредников;
-  после поступления  информации о подаче жалобы, а  еще лучше сразу по обнаружению факта демпинговых поставок, начать подготовку к процессу и установить тесный контакт с партнерами в стране обвинения с целью попытки решения проблемы до начала формального расследования;
-  крайне важно  провести экономический анализ потенциала и степени важности данного рынка для компании в долгосрочном периоде и соотнести результаты с предполагаемыми затратами по привлечению специализированных юридических фирм;
- в случае  инициирования процедуры максимально  сотрудничать с компетентными органами, ведущими расследование, продолжая постоянный диалог с партнерами, и, что особенно важно, с потребителями вашей продукции в данной стране;
- создать или  определить группу специалистов, которые будут отвечать за работу по процедуре и, в первую очередь, за заполнение вопросников, четко себе представлять, что каждая цифра, отраженная в вопросниках, должна иметь за собой документированное основание. Важную роль играют заключения аудиторских фирм, проводивших анализ отчетности и деятельности предприятия.
- если компания  не участвует в расследовании и не предоставляет или не полностью предоставляет необходимую информацию, органы расследования используют «наилучшую имеющуюся информацию», что как правило представляет собой данные из жалобы промышленности страны-импортера, максимально невыгодные для российской стороны.
В этой связи  российским компаниям необходимо четко  понимать возможности указанных инструментов и особенности их применения для защиты своих интересов.
Ежегодно от торговых ограничений, действующих на внешних рынках, российские экспортеры теряют более 2-2,5 миллиарда долларов. И это только прямые потери. Порядка 20 стран применяют антидемпинговые и другие ограничительные меры против конкурентоспособных товаров российского экспорта, благодаря чему Россия прочно обосновалась в десятке наиболее дискриминируемых стран мира.
Актуальность  использования мер защиты внутреннего рынка в России повышается с ходом интеграции российской экономики в мировую торговую систему, которая, в том числе, приводит к частичному открытию российского рынка для иностранных товаров и, соответственно, росту конкуренции с их стороны. Примером является отмена действия импортных таможенных пошлин в отношении товаров из стран СНГ. В результате установления режима  свободной торговли  в части применения таможенных пошлин между Россией и странами СНГ, на российский рынок стали поставляться различны* товары из этих стран по таким ценам и в таком количестве, что российские предприятия, производящие аналогичную продукцию, были не в состоянии конкурировать с импортом из стран СНГ и вынуждены были нести убытки, сокращать продажи на российском рынке, замораживать программы инвестирования в свое производство, налаживать выпуск другой продукции.
Справиться с  иностранной конкуренцией, которая зачастую носит несправедливый характер, российским производителям помогут меры защиты внутреннего рынка, которые являются крайне эффективным инструментом и находят все большее применение в России. 
 
 
 
 
 
 
 

3Порядок введения  антидемпинговых пошлин в Российской Федерации:
история и масштабы 

Экономический рост и проблема реализации растущего  объема прироста реального национального  продукта закономерно повышают актуальность проблемы импортозамещения в нашей стране. Государственная политика импортозамещения может быть реализована с помощью целой системы форм и методов регулирования внешней торговли. Одним из самых эффективных способов может стать таможенно-тарифное регулирование избыточного или нежелательного импорта каких-либо иностранных товаров, услуг и транспортных средств для их последующей перепродажи либо потребления на таможенной территории Российской Федерации. Серьезную помощь в решении задачи импортозамещения по конкретным товарам могло бы оказать эффективное использование особых и сезонных пошлин.
Следует отметить, что Российская Федерация прка недостаточно активно использовала особые таможенные пошлины для защиты внутреннего  рынка, для эффективного регулирования  стоимости и структуры отечественного импорта. Особенно это касается периода 1992-2000 годов. Между тем в современных условиях для их применения имеются практически все необходимые предпосылки [ ].
Органами высшей государственной власти разработаны  и приняты требуемые законодательные и подзаконные нормативные документы.
Сформирована  государственная комиссия как орган  специального расследования (Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике). Комиссией уже выполнено несколько десятков расследований. Их большая часть завершена введением особых таможенных пошлин.
Накоплен пока может и не большой, но реальный опыт расследования и введения особых пошлин . Имеются многочисленные факты  недобросовестной конкуренции со стороны  зарубежных экспортеров. Сохраняются факты демпингового экспорта иностранных товаров, а значит, потребность в постоянной защите государством внутреннего рынка России от демпинговых поставок иностранных товаров, фактов недобросовестной конкуренции зарубежных продавцов. Имели место многочисленные случаи явной дискриминации российских товаров на рынках других стран [ ]. Продолжается процесс широкомасштабного субсидирования западными государствами ряда своих отраслей и, в первую очередь, сельского хозяйства. Так, на субсидирование фермерских хозяйств в странах ОЭСР в середине 90-х годов ежегодно расходовалось примерно 160-180 млрд долл. Такие дотации составляли в Японии 46, в США - около 26 млрд долл. Наибольший уровень субсидирования (в цене реализации продукции сельского хозяйства) колебался от 82% (Швейцария) до 44% (Австрия). В России для сравнения он составлял тогда 8-9%, причем далее этот уровень устойчиво сокращался [8].
Специальный анализ показал, что Правительство России начало использовать защитный потенциал особых пошлин только в последние годы, по сути, только после дефолта 1998 г. За 2001-2003 годы нам удалось установить лишь 24 случая введения особых таможенных пошлин, включая и их временные версии (временные специальные, временные компенсационные, временные антидемпинговые) [ ].
По видам особых пошлин ситуация за этот период выглядела  следующим образом: временная антидемпинговая  применялась 1 раз, компенсационная - 1, специальная - в 17 случаях, антидемпинговая -1, временная специальная - 4 раза .
Особые пошлины  в рамках указанного периода (2001 - 2003 гг.) использовались для регулирования избыточного импорта только двух групп товаров: продовольствия и отдельных видов продукции черной металлургии.
В четырех случаях  специальные пошлины были введены  в качестве ответной меры на дискриминационные действия других государств (Венгрия).
По продукции  черной металлургии временные особые пошлины использовались Правительством РФ для ограничения импорта только из двух стран (Украина и Казахстан).
Последняя из них  является участником соглашений не только о создании зоны свободной торговли, но и о формировании Таможенного союза и ЕВРА-ЗЭС. В рамках указанного периода вводились другие временные версии особых пошлин в пяти случаях: антидемпинговая - 1, специальная - 4.
Компенсационная таможенная пошлина за этот период (2001-2003 гг.) была использована только в одном случае - для регулирования импорта прутков арматурных (15 товарных позиций), производимых на Украине. Для ограничения избыточного импорта субсидируемой продукции сельского хозяйства (из стран ЕЭС, США, Японии) компенсационные пошлины Россией не применялись.
Удивляют и  масштабы использования антидемпинговых  пошлин. Временная их версия (на три месяца) была введена только в одном случае - для регулирования импорта проката плоского из Казахстана и Украины. Других случаев демпинговой торговли Комиссия Правительства РФ не обнаружила, включая их импорт из стран дальнего зарубежья.
Представляется, что Правительство России должно активизировать применение компенсационных и антидемпинговых таможенных пошлин для регулирования избыточного импорта товаров в Россию [  ]. Тем более, что в большинстве случаев речь идет о ввозе продукции, которая может быть произведена в стране и успешно реализована на ее внутреннем рынке.
Таблица 7.2 Применение особых пошлин в таможенной практике Российской Федерации за 2001 -2003 гг. (уточненные данные)
Виды  особых пошлин Кол-во случаев Наименования  товаров, подлежащих обложению особыми  таможенными пошлинами
1. Временная.антидемпинговая 1 Прокат плоский  из Казахстана и Украины 1 (на 3 мес.)
2. Компенсационная 1 Прутки для  армирования железобетонных конструкций (15 товарных позиций). Только для товаров  Украины.
3. Специальная 17 Овощи мороженые, соки фруктовые и соки овощные, супы и бульоны (Венгрия). Масло рапсовое, сурепное или горчичное (Венгрия). Трубы, трубки и профили пустотелые (для труб Украины); трубы и трубки прочие, трубы для нефте- и газопроводов, изготовленные методом дуговой сварки (для товаров Украины). Трубы, трубки и профили пустотелые. Крахмал картофельный (2 раза), крахмал кукурузный. Сливочное масло. Варенье, конфеты с начинкой или без начинки. Тоффи,  карамели и аналогичные сладости. Компрессоры для холодильного оборудования. Подшипники шариковые.
4. Временная специальная 4 Вареные конфеты  с начинкой или без начинки. Тоффи, карамели и аналогичные сладости. Сахар-сырец тростниковый. Сахар.
5. Антидемпинговая 1 Плоский прокат из железа, легированной или нелегированной стали с цинковым либо алюминиево-цинковым покрытием.
ВСЕГО: 24  
Принципиально иной выглядит ситуация с применением антидемпинговых пошлин в дальнем зарубежье .
Общее количество антидемпинговых мер в мире имеет  тенденцию к увеличению. Так, число открытых антидемпинговых расследований, предшествующих установлению соответствующих высоких пошлин, в 2001 г. в 24 странах охватило 139 товаров и достигло в общей сложности 348 против 156 в 1995 г В мире уже в середине 2000 г. действовало 112 антидемпинговых мер
Против российских товаров еще в 2002 г. применялись  антидемпинговые пошлины в 42 случаях. Кроме того, проводилось 21 антидемпинговое расследование, результатом также стало введение новых антидемпинговых пошлин [  ].
В связи с  их применением экономика России понесла ощутимый ущерб были созданы  заметные трудности для успешной реализации ряда российских товаров на мировом рынке.
По данным совета безопасности Российской Федерации, уже к началу 2000 г. против российских экспортных товаров в различных государствах было предпринято 99 антидемпинговых и других ограничительных процедур.
Это коснулось, в первую очередь, вывоза металлопроката, черных металлов, текстиля, азотных удобрений. В результате Россия ежегодно недополучала 1,5-2 млрд долл. экспортной выручки или не менее 45-60 млрд руб. [  ]
Именно на такую  сумму Российская Федерация могла  бы реализовать дополнительный объем отечественных товаров на различных страновых и континентальных секторах мирового рынка. А значит, именно на данную сумму можно было бы увеличивать прирост реального национального продукта России, ежегодно наращивая не только абсолютные, но и относительные параметры экономического роста нашей страны.
 Рассмотрим  теперь использование особых  таможенных пошлин в 2004- 2006 годах  . Прежде чем оценивать интенсивность  их применения Правительством  России следует учесть три  важных обстоятельства. Во-первых в марте 2004 г. правительство страны было отправлено в отставку Президентом РФ. Поэтому вполне естественно, что возник определенный перерыв в деятельности Правительства России, ряда профильных министерств и ведомств, связанных с введением особых таможенных пошлин.
Во-вторых, возникла необходимость переформирования Комиссии Правительства РФ по защитным мерам в области внешней торговли и таможенно-тарифной политики. Это, безусловно, повлияло на количество расследований которые выполнила Комиссия по вопросам введения именно особых таможенных пошлин.
В-третьих, следует  учесть и то обстоятельство, что  именно в 2004-2006 годах продолжались наиболее интенсивные переговоры России с другими странами по вопросам вступления нашей страны во Всемирную торговую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4Таможенный  Союз и специальное антидемпинговое  регулирование импорта
С 1 января 2010 года начался новый этап в развитии интеграционных процессов в ЕврАзЭС. В первую очередь это касается формирования Таможенного союза  России, Казахстана и Белоруссии. Страны-участницы стали применять единый таможенный тариф и систему мер нетарифного регулирования,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.