На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Рынок ценных бумаг в России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Цынные  бумаги играют важную роль в экономике  любой страны. Для Российской экономики  это стремительно новый инструмент с помощью которого решается целый  комплекс задач.
     Ценные  бумаги - неизбежный атрибут всякого  нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
     Ранее в условиях плановой экономики некоторые  виды ценных бумаг использовались в  имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржа и другие. Фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.               
     Методическую  и теоретическую основу исследования по данной теме составили труды отечественных и зарубежных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другие методические материалы по изучаемым вопросам.
     Информационную  основу работы составили годовые  отчеты,  данные статистической отчетности, специальная литература по исследуемой  теме отечественных и зарубежных авторов.
     Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображения современного состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
    Для её достижения были поставлены следующие  залачи:
      Раскрыть характеристику рынка ценных бумаг;
      Показать необходимость регулирования рынка ценных бумаг и организация регулирования;
      Изучить технологию проведения сделок с государственными облигациями на ОРЦБ.
     Работа  состоит из трех  глав, каждая из которых включает в себя несколько  параграфов. В первой главе дается характеристика ценных бумаг; дается определение ценным бумагам, представлена краткая классификация видов ценных бумаг, раскрываются этапы развития фондового рынка. Вторая  глава посвящена инфраструктуре рынка ценных бумаг и его функционированию. В этой главе раскрывается необходимость регулирования рынка ценных бумаг, представлены органы государственного и негосударственного регулирования, дается краткая характеристика субъектов рынка ценных бумаг, а также раскрываются сущности биржевого и внебиржевого рынков. В третьей главе основное место отводится специфике проведения сделок с государственными облигациями, а также дается оценка состояния рынка ценных бумаг в период кризиса 2008 – 2010 гг. Работа дополнена приложениями……..
 

     
     Раздел 1.Характеристика рынка  ценных бумаг.
      Место рынка ценных бумаг и его функции.
     Вследствие  того, что конечной целью современной  товарной экономики является получение  прибыли, то любая деятельность в  сфере экономики направлена на её увеличение, кроме омновной деятельности производитель может получать доходы и от инвестирования, поэтому важно выбрать наиболее доходное направление для инвестирования капитала. Денежные средства могут быть вложены в различные рынки, и на каждом рынке будет иметь место определенный, отличный от другого прирост, но для вложения, несомненно, требуется накопление, поэтому важно найти первоначальный капитал или накопить его. Отсюда можно рассматривать товарный рынок с двух сторон: с одной стороны, как рынок для накопления, с другой - как рынок для инвестиций.
     К рынкам, на которых можно накопить или получить капитал относится рынок ценных бумаг (наравне с рынком банковских капиталов, валютным рынком, рынком страховых и пенсионных фондов). Иными словами, рынок, на котором преобладают финансовые отношения, называется финансовым рынком, а в его состав входят денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года) и в свою очередь подразделяется на учетный рынок, межбанковский рынок и валютный рынок. На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, межбанковский рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный же рынок обслуживает международный платежный оборот. Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок ценных бумаг также является рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала. Так как существуют различные виды рынков для инвестирования рынку ценных бумаг приходится выдерживать жесткую конкуренцию, на которую влияет ряд факторов: уровень доходности рынка, уровень риска, уровень налогообложения и др.
     Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К обще рыночным функциям относятся такие, как:
    коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;
    ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
    информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
    регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.
     К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
    перераспределительную функцию;
    функцию страхования ценовых и финансовых рисков.
     Перераспределительная функция условно может быть разбита  на три подфункции:
    перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
    перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
    финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.
     В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его “перебросить” в необходимом направлении. В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного производства (причем не только по размещению капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях производства) и создается бездефицитная экономика, то есть общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство рыночной экономики. 

     
      Этапы развития фондового  рынка в период с 1991- 2010.
     В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.
     Дореволюционный период. В XVIII—XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).  

     Советский период. В годы НЭПа существовал  весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35—40 лет. В 1990— 1991 гг. началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.
     Постсоветский период. В 1992 г. Верховный Совет РФ принял "Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г., были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим. В период 1993—1994 гг. обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы — крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия.
     Однако  практически граждане оказались  с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие — нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать "ваучеры", а другие искали возможность их продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения "ваучеров", низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах.
     В процессе обвальной приватизации произошла  трансформация (изменение) отношений  собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность. С 1993г. начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно.
     В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг. В 1995—1996 гг. получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" и др. К началу 1996 г. значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
     • выпуск государственных ценных бумаг  в целях финансирования дефицита государственного бюджета — государственных  краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций  федерального займа (ОФЗ), облигаций  государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
     • реструктуризация внутреннего валютного  долга — выпуск облигаций внутреннего  валютного займа (ОВВЗ);
     • связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации.
     Следующий этап (с 1997 г.) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до Кризиса мировой финансовой системы в октябре - ноябре 1997 г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.
     После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок  акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни  снизились в 3-5 раз по сравнению  с июнем 1998 г. и в 10-15 раз по сравнению  с октябрем 1997 г. В России к тому времени уже была создана инфраструктура фондового рынка, сформировались биржи, появились сетевые технологии, позволяющие инвесторам выходить на торговые площадки с удаленных терминалов. Государство разработало законодательную базу фондового рынка, включающую в себя защиту интересов инвестора. Созданы многочисленные информационные агентства и службы, благодаря которым рынок стал намного прозрач­нее. Инвестор теперь достаточно легко может получить информацию о компаниях, включенных в листинги ведущих бирж. Общество стало относиться к ценным бумагам не как к «фиктивному капиталу», а как к перспективному инструменту привлечения инвестиций в реальный сектор.
     В 1999 г. начался медленный процесс  восстановления экономики страны. На конец 1999 г. в России было зарегистрировано 15 фондовых бирж. В настоящее время торговлю ценными бумагами проводят отдельные фондовые биржи. Наиболее устойчивое положение имеют Московская межбанковская ва­лютная биржа и Санкт-Петербургская фондовая биржа.
     Государство вводит более строгий контроль над деятельностью бирж и биржевых посредников. В частности, был увеличен размер уставного капитала для юридических лиц, желающих получить лицензию профессионального участника фондового рынка. В результате число брокеров резко уменьшилось, среди оставшихся оказались лишь самые сильные компании. Государство в лице Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг разрабатывает законодательные акты, регулирующие биржевую деятельность. Принимаются меры по защите средств инвесторов. В частности, при управлении средствами Пенсионного фонда Российской Федерации действия управляющих компаний и средства застрахованных лиц будут находиться под пристальным вниманием определенных структур: назначенных государством банка и депозитария, Федеральной службы по финансовым рынкам, независимого аудитора и общественного комитета при Президенте РФ.
     Ключевыми задачами нового этапа развития фондового  рынка России являются создание условий  для привлечения инвестиций в  реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами. 

     
      Краткая характеристика видов  ценных бумаг и  видов рынков ценных бумаг в России.
     Ценные  бумаги являются одним из основных инвестиционных инструментов, используемых на рынке. В настоящее время существует множество видов ценных бумаг, которые  имеют различные характеристики.
     При определении характеристики видов  ценных бумаг выделяют два основных типа: основные ценные бумаги и  производные ценные бумаги.
     Имущественными  правами на какой-либо актив характеризуются  основные ценные бумаги, который в  свою очередь может быть товаром, деньгами или имуществом. В свою очередь, основные ценные бумаги по характеристикам видов можно разбить еще на несколько подкатегорий: первичные ценные бумаги, основанные  на активах предприятия (акции, облигации, векселя и т.д.), и вторичные ценные бумаги, основаны которые на выпуске первичных ценных бумаг (депозитарные расписки, варранты и т. д.).
     Производные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, в основе которых лежит  какой-либо актив, который может  представлять собой цену товара, цену основных ценных бумаг, цены кредитного или валютного рынка. К производным ценным бумагам также относят фьючерсные контракты и свободнообращающиеся опционы.
     Еще одной характеристикой видов  ценных бумаг может быть их группировка  по определенным признакам. Известно, что ценная бумаг должна обладать, как минимум, временной, пространственной и рыночной характеристикой.
     К временным характеристикам ценных бумаг относится вид происхождения  и срок существования ценной бумаге на рынке. К пространственным характеристикам  видов ценных бумаг относится  форма существования, а также ее национальная и территориальная принадлежность. Понятие рыночной характеристики видов ценных бумаг более объемно, к нему относят порядок владения ценной бумагой, тип актива и исходную основу ценной бумаги, а также  форму собственности эмитента и форму выпуска ценной бумаги, форму вложения средств, обращаемость на рынке, экономическая сущность, а также наличие доходности и уровень риска ценной бумаги.
     Кроме того, многие специалисты для характеристики видов ценных бумаг прибегают  к разделению их по видам эммитентов на государственные и частные (корпаративные). К государственным ценным бумагам относят облигации внутреннего займа, государственные долгосрочные обязательства, а также государственные краткосрочные обязательства выпущенные правительством. К частным ценным бумагам относят чеки, векселя и акции предприятий, которые могут быть выпущены частными компаниями.
     Долговые  и долевые ценные бумаги являются двумя основными видами инструментов, которые приобретаются инвесторами  для получения прибыли на биржевых торговых площадках. 
     Долговые  ценные бумаги представляют собой документ, в соответствии с которым эмитенты обязуются вернуть сумму, которую инвестор потратил на приобретение ценной бумаги, и проценты за пользование денежными средствами. Долговые ценные бумаги могут обращаться на торговых площадках или перепродаваться инвесторам. Одним из классических примеров долговой ценной бумаги является вексель, который появился в банковском обороте несколько веков назад. 
     Долевые ценные бумаги представляют собой право инвестора на капитал какой-либо компании. Долевые ценные бумаги также могут продаваться на бирже, классическим  примером долевой ценной бумаги является акция.  

     Для долгового и долевого рынка ценных бумаг есть свои правила проведения инвестиций. Те инвесторы, которые хотят получить стабильный доход, предпочитают приобретать долговые ценные бумаги с фиксированным доходом, методика работы на данном рынке, как правило, сводится к просмотру информации и выбору наиболее привлекательных ценных бумаг. Долговые ценные бумаги крайне редко меняют своих владельцев. Долговые ценные бумаги выпускаются государственными и муниципальными образованиями, а также крупными предприятиями. 
     Долевые ценные бумаги продаются и покупаются по другим принципам.  Как правило,  инвестор ищет наиболее перспективные компании, цена на акции которых может постоянно изменяться. Покупая и продавая акции, инвестор может зарабатывать на разнице цен акций, - такой способ инвестиций больше подойдет для инвесторов, которые готовы рисковать для получения более солидной прибыли. 
     Любое политическое явление внутри страны или неблагоприятные погодные условия  могут привести как к резкому  подорожанию, так и к резкому  снижению цены акций, что может привести как к существенной прибыли, так  и к существенным потерям со стороны инвестора. Долевые ценные бумаги выпускаются и небольшими, и крупными компаниями, которые планируют привлечь инвестиции частных лиц и крупных инвесторов. 
     Как правило, крупные инвесторы и  инвестиционные паевые фонды предпочитают формировать портфель из долговых и долевых ценных бумаг, которые позволяют равномерно распределить риски.
     Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, - это сложная структура, имеющая  много характеристик. В зависимости  от этого его можно рассматривать  с разных сторон, а его разные характеристики отражают ту или иную сторону рынка ценных бумаг.
     В зависимости от масштаба рынки можно  разделить на международные, национальные и локальные. Отличительной чертой международного рынка является торговля ценными бумагами между резидентами разных стран, а также фондовыми ценностями с номиналами, выраженными в иных, чем национальная, валютах. Экспорт капитала - характерная черта и объективная необходимость развитой рыночной экономики. Формирование международного рынка ценных бумаг было ускорено:
    современной научно-технической революцией;
    развитием интеграционных процессов;
    определенной устойчивостью валютных курсов;
    введением общих многонациональных валют;
    успехами в развитии банковского и биржевого дела;
    усилением деятельности транснациональных корпораций и кредитно-финансовых учреждений.
     Национальные  рынки, в отличие от международных, охватывают торговлю ценными бумагами, выпущенными как резидентами, так  и нерезидентами, номинированными  в любой валюте между резидентами  на территории данной страны. Главной особенностью национальных рынков является то, что на них движение капиталов происходит внутри отдельных стран и не пересекает границы. Соответственно, локальный рынок относительно замкнут рамками определенных крупных городов или регионов, внутри которых и происходит обращение и потребление капиталов. Региональность - характерная черта слабых и развивающихся рынков, у которых отсутствуют развитые телекоммуникации, инфраструктура.
     В зависимости от стадии обращения  ценной бумаги различают первичные и вторичные рынки. Первичный рынок -это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать, стадия «производства» ценной бумаги. Результатом всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать ее приобретение первыми владельцами.
     Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это  совокупность любых операций с данными  бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому.
     В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг могут быть организованные и неорганизованные. На первых обращение ценных бумаг  происходит по твердо установленным  правилам, регулирующим практически все стороны деятельности рынка, на вторых участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам. Если биржевой рынок, по сути, всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). Это рынок индивидуальных, нестандартизированных сделок. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой по­давляющее значение имеет только организованный рынок ценных бумаг, который представлен либо фондовыми биржами, либо внебиржевыми системами электронной торговли. Высокие комиссионные платежи, жесткие ограничения к доступу на биржу ценных бумаг, монопольное положение членов биржи и др. способствовали формированию данного сегмента рынка. Средние и мелкие компании, являющиеся в ряде случаев носителями пионерных технологий, в условиях только биржевой торговли были оттеснены от получения на организованном рынке финансовых ресурсов, т.к. доступ на фондовую биржу был открыт только крупным, стабильно работающим компаниям. Выходя на внебиржевой рынок, они получают возможность привлечения финансовых ресурсов инвесторов. 

     В зависимости от типа торговли рынок  ценных бумаг существует в двух основным формах: традиционной и компьютеризированной.
     Традиционный  рынок - это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте, где происходит публичный гласный торг (как в случае биржевой торговли) или ведутся закрытые торги - переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.
     Компьютеризированный  рынок - это разнообразные формы  торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей  и современных средств связи. Для него характерны:
     а)  отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей; компьютерные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, торгующих ценными бумагами, или непосредственно их продавцов и покупателей;
     б)  непубличный характер процесса ценообразования, автоматизации процесса торговли ценными бумагами;
     в)   непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.
     В зависимости от сроков, на которые  заключаются сделки, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и  срочные. Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») - это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде. Срочный рынок ценных бумаг -это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг -на срочном рынке.
     В зависимости от эмитентов, выпускающих ценные бумаги, можно выделить рынки государственных, корпоративных, банковских ценных бумаг, ценных бумаг фондов и компаний.
     Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный  и вторичный, биржевой и внебиржевой.
     Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.
     По  организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.
     Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются  также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.
       По уровню развития следует  различать развитые и развивающиеся  рынки. К развитым фондовым рынкам следует отнести рынки США, Японии, Германии, Великобритании, Франции и ряда других стран с развитой рыночной экономикой. Эти рынки отличают наличие широкой законодательной базы, четкое регулирование как со стороны государства, так и со стороны саморегулируемых организаций, обращение разнообразного количества фондовых инструментов, развитая рыночная инфраструктура.
     Термин  «развивающийся рынок» (emerging market) был  введен экспертами Международной финансовой корпорации (МФК) в середине 80-х гг., когда МФК начала работу над концепцией создания фондов и развития рынков капиталов в наименее развитых районах мира. Развивающийся рынок можно определить как рынок, на котором происходит быстрый рост новых компаний, наблюдается большая амплитуда колебаний цен финансовых инструментов, имеются высокие уровни рисков и продолжается формирование основ законодательной базы.
       В мире примерно 40-45% стран, в  которых фондовый рынок строится  по типу американской модели, примерно столько же стран  имеют смешанную модель, и в оставшихся 10-15% стран фондовый рынок строится по типу немецкой модели. 

     
      Развитие  нормативной базы рынка ценных бумаг.
     Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
    Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2 (1995 – 1996 гг.);
    Закон «О банках и банковской деятельности» (2003 г.);
    Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (2002 г.);
    Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
    Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
    Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.);
    Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.);
    Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.);
    указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
     постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).
     Главный документ, призванный регулировать отношения  государства с инвесторами, - Закон  «О государственном внутреннем долге  РФ», определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем – на Государственную Думу; управление долгом – на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
     Закон закрепил в роли эмитента ценных бумаг  Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок  эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность по ним. Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.
     Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти. Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», от 22 апреля 1996 г., согласно которому эмитентами ценных бумаг, помимо других юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В законе систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности и участники рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи, рассматриваются вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг, в частности вопросы раскрытия информации эмитентами, ответственности за использование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.
     .
 

     
     Раздел 2. Инфраструктура рынка  ценных бумаг и  её функционирование.
     2.1. Необходимость регулирования  рынка ценных бумаг.
     Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением  и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
     Для начала следует выделить систему  регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
     - государственные органы регулирования; 
     - саморегулирующиеся организации; 
     - законодательные нормы рынка  ценных бумаг; 
     - этику, традиции и обычаи рынка. 
     Государство выполняет ряд важнейших функций  на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
     - разработка программы и стратегии  развития рынка ценных бумаг,  наблюдение и регулирование исполнения  этой программы, выработка законодательных  актов для реализации стратегии; 
     - установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
     - контролирование финансовой безопасности  и устойчивости рынка, надзор  за выполнением распоряжений  по безопасности;
     - обеспечение информированности  всех без исключения инвесторов  о состоянии рынка;
     - формирование государственных систем  страхования на рынке ценных  бумаг; 
     - контроль и предупреждение чрезмерного  вложения инвестиций в государственные  ценные бумаги;
     На  сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка  ценных бумаг, первая подразумевает, что  государство максимально активно  контролирует и вмешивается в  регуляционный процесс на рынке  и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
     Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый
     рынок, стал Федеральный закон № 39 –  ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.
     Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
     В функции Федеральной комиссии входит:
     - разработка основных направлений  развития рынка ценных бумаг; 
     - утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг;
     - установление обязательных требований  к операциям с ценными бумагами;
     - установление норм допуска ценных  бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
     - обеспечение общедоступной системы  раскрытия информации на рынке  ценных бумаг и осуществление  контроля за соблюдением законодательства  Российской Федерации о ценных  бумагах. 
     В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг  по следующим направлениям:
     1. Выступает в качестве административного  органа, издающего законы, которые  регулируют:
     - порядок и образование акционерных  обществ; 
     - порядок эмиссии и виды разрешённых  к эмиссии ценных бумаг; 
     - ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
     - деятельность биржи, разрешают  или запрещают отдельные виды  сделок с ценными бумагами.
     2. Выступает на рынке в качестве  субъекта экономических отношений.  В целях мобилизации финансовых  ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация - 90 дней) и т.д.
     3. Воздействует на состояние рынка  через кредитно-денежную политику  Центрального банка. 
     Другими словами, состояние фондового рынка  тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
     При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа  или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
     2.2. Органы государственного регулирования и саморегулируемые организации.
     Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время продолжает формироваться. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
    Высшие органы государственной власти:
    Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
    Президент (издает указы);
    Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
    Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
    Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);
    Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т. д.);
    Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);
    Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
    Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).
 
     Саморегулируемые  организации - это некоммерческие, негосударственные  организации, создаваемые профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
     Количество  и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться  государством, т.к. один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
     Права саморегулируемой организации:
    разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
    осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований к участникам рынка, обязательных для работы на данном рынке;
    контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
    информационная деятельность на рынке;
    обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.
     Саморегулируемая  организация учреждается профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  с целью обеспечения условий  для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.
     Саморегулируемая  организация не только устанавливает  обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их осуществлением.
     Саморегулируемая  организация учреждается не менее  чем 10 профессиональными участниками  рынка ценных бумаг. Организация  приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемой ФКЦБ. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности.
     Основные  признаки саморегулируемой организации:
    добровольное объединение;
    членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;
    отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.
    Назовите цели создания саморегулируемых организаций.
    Саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
    Поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг
    Отстаивание своих интересов на рынке и перед государством
     Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или  их союзы), объединения других различных  групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, находит отражение в их названиях. 

     2.3. Краткая характеристика  субъектов фондового  рынка.
     Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это  физические лица или организации, которые  продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.
    эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов (государственные органы, органы местной администрации), юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства (предприятия и другие юридические лица, включая совместные предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки);
    инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – это граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав. К ним относятся: население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.;
    профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности). Например, инвестиционные институты - в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта и инвестиционного фонда.
     2.4. Инфраструктура РЦБ.
     Особую  роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование РЦБ.
     Развитие  инфраструктуры идет параллельно с  развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к "массовому производству" снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки.
     Обычно  в издержки сторон включаются не только прямые затраты (на поиск партнера, оформление документов и др.), но и  косвенные, реализующиеся в рисках. Таким образом, в затраты нужно (с некоторым весом) включать потери, которые могут произойти в результате неправильного исполнения сделки (например, отказа от поставки после платежа, поставки фальшивых бумаг и других).
     Каждый участник рынка ценных бумаг должен принимать на себя риски в тех рамках, которые он сочтет нужными, пресекая при этом попытки переложить свой риск на партнера или контрагента по сделке, не заплатив ему за это или не заручившись его согласием.
     Для организации такого рынка создаются структуры, торгуя в рамках которых, участники освобождаются от определенных видов риска. Эти риска принимает на себя инфраструктура рынка. За это, собственно, ее и приходится содержать, что подтверждает мнение, что снижение риска по операциям с ценным бумагами влечет снижение их доходности.
     Организация инфраструктуры того или иного сегмента зависит от развитости рынка, его  оборотов, характера его участников и инструментов, на нем обращающихся. Однако имеются некоторые общие  черты инфраструктуры сегментов, повторяющиеся в инфраструктуре рынка как целого. Они определяются задачами инфраструктуры, которые сводятся к двум основным группам:
    управление рисками на рынке ценных бумаг,
    снижение удельной стоимости проведения операций.
    Роль инфраструктуры в управлении риском:
    отделить разные виды риска друг от друга и позволить переложить отдельные виды рисков на инфраструктуру;
    определять лицо, ответственное за реализацию риска, и возлагать на него ответственность за причиненные ими убытки.
     Используемые  механизмы управления рисками можно  подразделить на:
     • административные — влияющие на организационную  структуру,
     • технологические — контролирующие применяемую технологию,
     • финансовые — включающие в себя особые способы управления финансами,
     • информационные — управление потоками информации на рынке и вне его,
     • юридические — обеспечивающие юридическую  защиту в случае реализации риска.
     Для построения эффективной системы  управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических  и финансовых решений, подкрепленных  соответствующими юридически значимыми документами.
     Снижение  удельной стоимости операций достигается  за счет:
     • стандартизации операций и документов,
     • концентрации операций в специализированных структурах,
     • применения новых технологий, в частности  информационных.
        Инфраструктура российского рынка ценных бумаг включает следующие блоки:
     — Информационная система,
     — Торговая система (биржевая и внебиржевая),
     — Система клиринга,
     — Система платежа (банковская система),
     — Система учета прав на ценные бумаги (регистраторы и депозитарии).
     Рассмотрим  системы инфраструктуры рынка ценных бумаг:
     Торговая  система.
     Чтобы инвестор и эмитент встретились, им необходимо найти друг друга. При  этом они, конечно, пожелают узнать, насколько  надежен потенциальный партнер  по сделке. Эту функцию берут на себя посредники - брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Первыми такими системами исторически оказались фондовые биржи. Первоначальная роль бирж - просто сводить друг с другом тех, кто профессионально посредничает на рынке ценных бумаг. В дальнейшем они приняли на себя еще ряд функций.
     Правила торговли на бирже предусматривают  определенный механизм установления цены на ценные бумаги. Это может быть аукцион, работу через специалиста  — дилера или маркет-мейкера, выставляющего котировки данной ценной бумаги. Котировка — цена, по которой данный дилер готов купить (продать) лот ценных бумаг. Выставляя котировку, дилер не имеет права отказать, кому бы то ни было в сделке по названной им цене (за исключением очень больших количеств ценных бумаг, для которых часто предусматриваются особые условия).
     В случае биржевой торговли для ускорения  и удешевления сделок широко применяется  их стандартизация. Договора купли-продажи  на бирже также строго стандартизованы, в них заранее включены все условия сделки, кроме имен участников и цены. Как правило, биржевые сделки заключаются на стандартные количества акций (чаще всего 100 штук), именуемые лотами. Сроки поставки и платежа тоже строго оговорены. В настоящее время в ряде торговых систем эти сроки сведены к одному дню, а три дня являются стандартом на развитом рынке. Ответственность сторон описана просто в правилах участия в торгах. Поэтому на них и допускаются не все желающие, но лишь те, кто связал себя достаточно жесткими обязательствами и доказал свою способность выполнять их.
     Практически оформление всех документов принимает  на себя биржа или специализированные отделы (бэк-офисы) брокерских фирм. Последнее  чаще встречается на розничном рынке.
     Система регистрации прав собственности.
     В настоящее время в России широкое  распространение получили выпуски  так называемых бездокументарных ценных бумаг. Они позволяют значительно  снизить издержки на трансферт (передачу) бумаг, но при этом порождают новые  проблемы. Главная из них — подтверждение прав того или иного лица на ценные бумаги.
     В случае, когда эмитент выпустил небольшое  их число, подтверждение прав акционера  относительно несложно — в администрации  эмитента ведется реестр — специальная  база данных, в которой отражается, кто и каким количеством акций владеет.
     Однако  с ростом числа владельцев (крупное  открытое акционерное общество) проблема становится острой, поскольку акционеры  уже не знают друг друга и контролировать правильность ведения реестра становится весьма важно. Для того чтобы избежать злоупотреблений, эту функцию передают третьему лицу — держателю реестра (регистратору). Его функция заключается в том, чтобы быть лицом, независимым как от эмитента, так и от инвестора, и подтверждать права того или иного инвестора на ценные бумаги.
     Поскольку регистраторы обычно располагаются (географически) недалеко от эмитента, а торговля акциями  эмитента может вестись на бирже  далеко, снова возникает надобность в депозитарии. В него участники  торговли передают на хранение свои бумаги. Для того чтобы реализовать это технически, применяется метод так называемого номинального держателя. Суть его заключается в том, что регистратор открывает депозитарию как номинальному держателю особый счет, на который и перечисляют бумаги клиента-инвестора.
     Депозитарий же, собрав у себя бумаги многих клиентов, учитывает их на открытых для них счетах депо. При передаче бумаг от одного клиента другому происходит перезапись их по счетам депо у депозитария, а регистратор знает только общую сумму бумаг, хранящихся в данном депозитарии (она при такой операции не меняется). Конечно, периодически - для выплаты дивидендов или голосования, например, - данные о настоящих владельцах бумаг передаются регистратору, но оперативные данные о результатах торгов учитываются в депозитарии, который тесно связан с торговой системой.
     Система клиринга.
     При больших оборотах на бирже контроль за каждой отдельной сделкой, даже стандартизованной, оказывается очень хлопотным  и дорогим делом. Для его реализации вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. Задачей клиринговой системы является установление и подтверждение параметров всех заключенных в данной системе сделок и иногда подведение итогов.
     Существует  несколько основных разновидностей клиринга:
    непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, т.е. каждая заключенная на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при небольших объемах сделок и требует мощного аппаратно-программного обеспечения;
    периодический клиринг производится регулярно через определенные периоды времени. К этому моменту накапливается информация обо всех сделках, заключенных на бирже за период, а затем все сделки разом обрабатываются. Такая технология более производительна, однако существенно увеличивает сроки расчетов по сделкам. Реально периодический клиринг проводится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и временем.
     Кроме того, принято выделять двусторонний и многосторонний клиринг:
    двусторонний клиринг проводится таким образом, что в результате выясняется, кто из участников и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто-позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого. Такой клиринг иногда называют двусторонним неттингом.
    многосторонний клиринг является логическим продолжением двустороннего неттинга и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает одну позицию.
     Система платежа.
     Система платежа — часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми  сделками. Как правило, используется один банк, связанный с системой клиринга и биржей, в котором открывают счета все участники торгов, платежи при этом проходят просто проводками по этим счетам. Такой банк называется клиринговым. Однако иногда участники торгов не открывают счетов в одном банке, используя межбанковские корреспондентские счета. Эта система менее эффективна и используется только для слаборазвитых торговых систем.
     Система раскрытия информации.
     Особое  значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг значительно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов – физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечение.
     Информационная  система обеспечивает участников операций с ценными бумагами информацией  об эмитентах, выпусках, котировках бумаг. Она включает в себя информационные и рейтинговые агентства. Сегодня информацию о ликвидности ценной бумаги, о ее достоинствах и возможных недостатках можно найти в разных источниках. Каждая эмиссия сопровождается публикацией решения о ее проведении, проспекта отчета, цен и т. д. Эти документы должны публиковаться в печатных изданиях тиражом не менее 10 тыс. экземпляров (при закрытой подписке — минимальный тираж 1 тыс. экземпляров). Кроме печатных изданий, каждый эмитент ценных бумаг обязан будет публиковать сообщение в лентах уполномоченных информационных агентств. 

     2.5. Значение рынка государственных ценных бумаг.
     Рынок государственных ценных бумаг –  особая форма торговли финансовыми  ресурсами, которая опосредствуется  выпуском и обращение государственных  ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:
     •во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета ;
     •во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при  проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;
     •в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений. [7]
     Таким образом именно государственные  ценные бумаги могут стать основой  для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.
     Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного  колебания курса государственных  ценных бумаг. Это сделает их одним  из наиболее востребованных товаров  на фондовой биржи.
     Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.
     Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который  обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное  размещение ценных бумаг. Вторичный  рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.
     По  организационным формам различают  биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.
     Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются  также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.
     Операции  с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.
     Фондовая  биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий  рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.
     Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:
     •финансирования текущего бюджетного дефицита;
     •погашения  ранее размещенных займов;
     •обеспечения  кассового исполнения государственного бюджета;
     •сглаживания  неравномерности поступления налоговых  платежей;
     •обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;
     •финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
     поддержки социально значимых учреждений и  организаций. [8]
     Как уже раньше было сказано одним  из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения. Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.
     Выпуск  некоторых видов государственных  ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых  поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.
     Государственные ценные бумаги могут выпускаться  для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также  для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать  не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
     Финансирование  государственного долга посредством  выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с  помощью банковских кредитов. Это  связано с тем, что правительственные  долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга. Роль фондовой биржи особенно важна для торговли государственными ценными бумагами, так как именно яерез биржу происходит размещение, торги и погашение государственных облигаций.
     2.6. Биржевой и внебиржевой  рынки.
          Рассмотрим подробнее роль биржевого  и как дополняющего внебиржевого  рынка.
          Организованный или биржевой  рынок исчерпывается понятием  фондовой биржи, как особого,  институционально организованного  рынка, на котором обращаются ценные бумаги  наиболее  высокого качества и операции на котором  совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.
        Понятие фондовой биржи 
          Фондовая биржа - это организованный  рынок для  торговли стандартными  финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.
          Признаки классической фондовой  биржи: 
         1) это централизованный рынок,  с  фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;
         2) на  данном  рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих  определенным требованиям (финансовая устойчивость  и крупные размеры эмитента,  массовость ценной бумаги, как однородного и стандартного товара, массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен и т.д.);
         3) существование процедуры отбора  лучших операторов  рынка в  качестве членов биржи; 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.