На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Анализ состояния финансовой системы РФ и направления ее развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Анализ состояния  финансовой системы  РФ и направления  ее развития 

Характеристика  сфер и звеньев  финансовой системы. Бюджетная система  и бюджетное устройство Российской Федерации. Фонды страхования. Особенности финансов хозяйствующих субъектов. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент.                                 
        Введение
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации. 

Финансовая система  сегодня является предметом дискуссий  и обсуждений. В качестве проблем  современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. 

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы. 

Именно поэтому, сегодня как никогда важно  иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать  её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе. 

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста. 

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития. 

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих  задач: 

- рассмотреть  понятие и сущность финансовой  системы в экономике; 

- проанализировать  современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние; 

- выявить проблемы  и перспективы развития финансовой  системы РФ.  

Объектом курсовой работы является финансовая система  РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением. 

1. Понятие финансов  и финансовой системы 
 

1.1 Финансы как  целостная экономическая категория 
 

Финансы -- это  экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену -- предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством. 

В настоящее  время во всем мире, независимо от политического  устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений -- такие, например, как финансы межгосударственных сообществ. Например, межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов и т.п., были созданы в рамках Европейского сообщества. 

Финансовые отношения, таким образом, порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само, по выражению К.Маркса, «есть продукт общества на известной ступени развития». Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов. 

Местом возникновения финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. На первой, второй и третьей стадии кругооборота средств происходят акты купли-продажи в процессе воспроизводства, средства лишь меняют свою форму с денежной на товарную, и обратно. Следовательно, в обмене нет места финансам. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. 

Распределительные отношения -- часть экономических  отношений в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -- формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.  

1.2 Финансовая  система: понятие, состав 

Как говорилось выше, финансовые отношения выражают общественные отношения и составляют экономический базис. Они прошли длительный эволюционный путь развития, приобретая все более разнообразные формы проявления.  

Их разнообразие обусловлено усложнением хозяйственных  связей с расширением рынка, функций  и задач государства. В то же время  между финансовыми отношениями  сохраняется общность:  

· все они  осуществляют распределение ВВП и национального дохода;  

· участвуют  в формировании фондов денежных средств  и их использовании;  

· контролируют и регулируют распределительный  процесс;  

· выступают  преимущественно в денежной форме.  

Имея общие  черты, отдельные финансовые отношения отличаются спецификой и выделяются из общей совокупности, образуя конкретную финансовую категорию. 

Финансовые категории, обладающие определенной общностью, целями функционирования, группируются в звенья, к которым, к примеру, относятся  бюджет, финансы организаций. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.  

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного  оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений - финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно  

В процессе развития и усложнения финансовые отношения  проходят путь от финансовых категорий  к финансовым звеньям и, на конец, к финансовой системе (рис. 4.1). В условиях рыночных отношений финансовая система  отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера). 

В процессе функционирования денежные фонды используют раз личные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредит ных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.  

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают де нежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки. В односторонних потоках денежные средства идут в одном на правлении. Например, перечисленные средства из федерального бюд жета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.  

Двусторонний  денежный поток предполагает движение денежных средств между двумя  звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.  

Многосторонние  потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред приятия - глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета - трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.  

Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих  в виде взаимосвязанных и взаимодействующих  категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.  

2. Характеристика  сфер и звеньев финансовой  системы 
 

2.1 Финансовая  система, ее звенья 
 

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. 

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. 

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. 

Разные звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. 

Каждое звено  финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования. 

В сфере страховых  отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный). 

Одним из главных  звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его  помощью правительство концентрирует  в своих руках значительную часть  национального дохода, перераспределяемого  финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы. 

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей. 

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы Российской Федерации. 

2.2 Государственные  финансы 
 

Бюджетная система  и бюджетное устройство Российской Федерации 

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. 

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. 

Новый Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства. 

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. 

Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней: 

- первый уровень  - федеральный бюджет Российской  Федерации и бюджеты 

государственных внебюджетных фондов; 

- второй уровень  - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых  и областных бюджетов, 10 окружных  бюджетов автономных округов,  бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 

- третий уровень  - местные бюджеты (около 29 тысяч  городских, районных, 

поселковых и  сельских бюджетов). 

Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России. 

Внебюджетные  фонды 

Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания -- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. 

Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). 

Внебюджетные  фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение. 

К доходам внебюджетных фондов относятся: 

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; 

отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; 

средства бюджета; 

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; 

займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков. 

В Российской Федерации  с 1992 г. начало действовать более  двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том  числе 

с о ц и  а л ь н ы е: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; 

э к о н  о м и ч е с к и е -- Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др. 

Рассмотрим подробнее  отдельные фонды. 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) -- образован  в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. 

Важнейший принцип  любого пенсионного фонда -- солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние -- возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве -- где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.  

Средства Пенсионного  фонда формируются по Положению  о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. 

Страховые взносы -- преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками  являются:  

работодатели -- российские и иностранные юридические  лица; 

крестьянские (фермерские) хозяйства; 

общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; 

предприниматели без образования юридического лица; 

граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы); 

работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; 

религиозные объединения  и находящиеся в их собственности  предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления  их уставных целей. 

Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плателыциками внебюджетного фонда. 

Налогооблагаемой  базой для расчета страховых  взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. 

Срок оплаты страховых взносов для работодателей - один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют  и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства - один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5-го числа следующего месяца. 

Оплата страховых  взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке. 

Страховые взносы работодателей в ПФР относятся  ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг). 

Средства ПФР  используются на выплаты государственных  пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии. 

Фонд социального  страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ oт 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. 

Основные задачи Фонда: 

обеспечение гарантированных государством пособий; 

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;  

подготовка мер  по совершенствованию социального  страхования. 

Фонд социального  страхования, как и Пенсионныи фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение -- оздоровление трудящихся и членов их семей. 

Фонд социального  страхования образуется за счет: 

страховых взносов  предприятий, учреждений, а также  иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; 

доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; 

добровольных взносов граждан и юридических лиц; 

ассигнований  из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. 

Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц  в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. 

Для обеспечения  деятельности ФСС создан центральный  аппарат, а в региональных отраслевых отделениях -- аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях -- координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ. 

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. 

На территории России создаются страховые медицинские  организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. 

Обязательное  медицинское страхование -- составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  обязательного медицинского страхования. 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным  законом, предназначен для: 

выравнивания  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; 

финансирования  целевых программ в рамках обязательного  медицинского страхования; 

осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного  медицинского страхований.  

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: 

 части страховых  взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности на обязательное  медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; 

взносов территориальных  фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 

ассигнований  из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного  медицинского страхования; 

добровольных  взносов юридических и физических лиц; 

доходов от использования  временно свободных финансовых средств  Федерального фонда; 

нормированного  страхового запаса финансовых средств  фонда и иных поступлений. 

Территориальньй фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субьектов Федерации, осуществляет: 

финансирование  обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие  лицензии и заключившими договор  обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда; 

финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы  обязательного медицинского страхования; 

 выравнивание  финансовых ресурсов городов  и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; 

предоставление  кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; 

накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; 

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. 

Государственный кредит 

Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. 

В отношении  других государств Российская Федерация  может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях  по государственному кредиту стороны  не могут изменять предписаний государства. 

Дополнительные  финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. 

Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения. 

В зависимости  от заемщика государственные займы  делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), средне срочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). 

К государственным  займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур. 

Иногда правительство  может гарантировать безусловное  погашение займа, выпущенного нижестоящим  органом власти или управления, и  даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную  ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более. 

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. 

Государственный долг -- это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. 

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго вые обязательства, гарантированные Правительством РФ. 

Государственный внешний долг -- это задолженность  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам. 

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. 

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, отражает экономический  и финансовый кризис в стране. В  этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. 
 

2.3 Фонды страхования 

Из фондов, традиционно  относящихся к учреждениям социального  страхования, у нас действуют только следующие: 

пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные  функции, относящиеся по большей  степени не к сфере социального  страхования; 

фонд социального  страхования, также не могущий служить  основой для создания в России стройной системы социального страхования; 

фонд медицинского страхования, который фактически так  же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с  несколько иными источниками  формирования бюджета. 

В связи с  различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков 

Социальное страхование - это система отношений, с помощью  которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. 

Социальное страхование  как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.