Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товарные запасы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»
Институт  менеджмента и бизнеса 

Кафедра экономики торговли  
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Статистика рынка товаров и услуг»
  
 
 
 
 
 

  
 
 
 

                                                                  
 
 
 

                                                                 Выполнил:
                                                                                    студент гр.ЭПТз-07-1,
                                                                       Науменко Е.В.
                                                                                               Проверил: Ст. преподователь
                                                                     Михеева Ж.Д. 
 
 
 
 

Тюмень, 2009
 


    СОДЕРЖАНИЕ 
     

Введение                                                                                                                   3
1 Краткая характеристика объекта исследования                                                4
2 Статистическое изучение товарных запасов                                                   13
   2.1 Понятие товарных запасов и характеристика системы показателей товарных запасов и товарооборачиваемости                                                      13
   2.2 Изучение показателей оборачиваемости товарных запасов                   20
3 Применение индексного метода анализа при изучении динамики товарооборачиваемости                                                                                         23
4 Количественная  оценка влияния факторов на  размер и оборачиваемость товарных  запасов                                                                                                   26
Заключение                                                                                                             33
Библиография                                                                                                         34
 

ВВЕДЕНИЕ
       В современных условиях для осуществления  непрерывного процесса товарного обращения  на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. Именно товарные запасы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, так как они представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.
 

1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
       Непрерывность обращения товаров в рыночном процессе купли-продажи поддерживается постоянным наличием на рынке некоторой  товарной массы, которую принято  называть товарным запасом.
       Товар имеет две конечные цели: с одной  стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой – принести прибыль или по крайней мере не нанести ущерба его владельцу. Пока товар не продан, пока он находиться в каналах сферы товарного обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Таким образом, конечная цель товарного запаса – быть проданным, т.е. обмененным на деньги. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, перехода из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.
       Товарный  запас статичен, так как в моменты  между продажами он принадлежит  одному владельцу. Однако в пространстве он может перемешаться, что означает процесс товародвижения. С точки зрения хозяйственного процесса можно рассматривать следующие его составляющие:
    складирование готовой товарной продукции у предприятия – изготовителя;
    начальная стадия товародвижения, связанная с подготовкой товара к продаже, завершающая процесс непосредственного производства товара и начинающая его перемещение за пределы  собственного производства;
    перевозка товаров;
    складирование и хранение на терминалах и в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
    приемка товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли, и поступление их на склады потребителей, органически связанные с формированием запасов товарной продукции.
       Потоки  товаров в сфере товарообращения  охватывают несколько стадий товародвижения, которые рассматриваются как основные составляющие логистического процесса. Наиболее тесными являются организационно-технические компоненты, образующие звенья логической цепочки. Причем товарные потоки сопровождаются соответствующей информацией – информационными потоками, которые требуют использования в системе товарных потоков устройств обработки и передачи информации.
       Логистика рассматривается как стратегия оптимизации товарно-материальных и информационных потоков в зависимости  от ситуации на рынках и перманентного обеспечения экономической конкурентоспособности фирмы. Иными словами, логистика – это новое направление научно-практической деятельности, осуществляющей системный подход к решению задачи оптимального управления товарными запасами. Планирование, внедрение и наблюдение за уровнями товарных потоков от их производства до потребления составляет суть этого понятия. Функции по управлению потоковыми процессами от закупок исходных ресурсов до вывода готовой продукции составляют  единую систему, которая планируется и регулируется.
       В потоковом логистическом процессе товар совершает оборот, т.е. единичный  завершенный акт смены владельца  посредством его покупки, трансформации  в товарный запас и продажи. По завершении одного оборота реализуются сразу две главенствующие цели рынка: покупатель удовлетворяет спрос на какой – то товар, продавец получает прибыль от реализации этого товара.
       Совокупность  оборотов товаров определяют кругооборот  товарной массы. Кругооборот товаров  представляет собой непрерывный стохастический процесс вращения массы в каналах рынка. Непрерывность кругооборота определяется тем, что поступившая товарная масса постепенно распродается и затем замещается новой ее партией. Товарооборачиваемость – характеристика процессов возобновления товарных запасов в торговой сфере, определяемая на основе скорости товарооборота и времени обращения товаров.
       Поведение процесса товарооборачиваемости обусловлено рядом факторов, и прежде всего – соотношением спроса и предложения. Превышение товарного предложения над спросом населения на тот или иной товар замедляет процесс товарооборачиваемости и приводит к затовариванию рынка. Обратное соотношение является порождением такой отрицательной социально-экономической категории, как дефицит товаров. Он может возникнуть вследствие недостаточного развития производства, недопоставок товаров, ограниченности ассортимента, глобального истощения сырьевых ресурсов и др. Устранение дефицита возможно, например, путем вовлечения в оборот запасов товаров, улучшения взаимодействия торговых предприятий с промышленностью. Полное удовлетворение спроса по ассортименту, количеству и в требуемые сроки связано со значительными затратами по формированию и хранению товарных запасов, а также развитию складского хозяйства. В логистических системах с целью предотвращения дефицита создаются страховые запасы, формируются гибкие взаимоотношения между сферой производства и сферой обращения.
       Другой  фактор, влияющий на процесс товарооборачиваемости, - организация завоза товара в розничную торговую сеть.
       Товар несколько раз может менять свою форму, т.е. переходить из статичного состояния  товарного запаса в динамическую форму товарооборота. Это происходит в момент смены владельца, т.е. в  процессе совершения актов купли-продажи. В сфере товарообращения различные стадии и операции товародвижения рассматриваются как единое целое, а затраты по этим стадиям и операциям – как взаимосвязанные и рассчитываются в совокупности. В то же  время товарный запас  формируется по объективным причинам, независимо от желаний и намерений владельцев. В цену товара включаются и издержки, связанные с нахождением товара в форме товарного запаса. Сроки существования товара в форме товарного запаса отличаются значительной вариацией: от нескольких часов до нескольких месяцев.
       Нормальный  товарный запас образуется при непрерывном  процессе обращения товаров, т.е. работа сферы товарного обращения не должна прерываться между двумя  завозами товара. В этом случае логистическая система управления товарными процессами отвечает двум условиям: во-первых, процессы подчиняются по ритму и параметрам синхронизации распределения потоков по конечным потребителям, пользующимися складской формой снабжения от поставщика; во-вторых, образуется логистическая служба информации о том, как реализуется эта подчиненность. Иными словами, осуществляется оптимизация товарных потоков.
       Основная  форма распределения товарной продукции  осуществляется через независимые  оптовые фирмы – посредники: они  приобретают  товары за свой счет, а заодно и несут риск, вызываемый изменением конъюнктуры рынка, моральным старением товаров и т.п.
       Формируя  у себя товарные запасы, фирмы-посредники осуществляют тем самым важные коммерческие функции:
    сокращают запасы поставщиков и потребителей;
    осуществляют транспортировку, рекламу;
    оказывают консультативно-информационные услуги.
       Товарный  запас – это совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения  и предназначенной для продажи.
       Создание  товарного запаса диктуется необходимостью обеспечить непрерывность процесса товарного обращения. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими причинами:
    несовпадением сезонных колебаний производства товаров с  их потреблением;
    изменениями спроса населения по временам года, под влиянием моды и других факторов;
    несоответствием структуры спроса и номенклатуры  производства отдельными предприятиями предметов личного потребления, что приводит к необходимости накопления продукции разных предприятий и формирования на этой основе торгового ассортимента в соответствии с потребностями рынка;
    условиями транспортировки товаров, а также необходимостью досрочного завоза товаров в некоторые районы страны с учетом климатических, географических и других особенностей данных регионов.
       Товарные  запасы, таким образом, осуществляют прежде всего функции непрерывного процесса товарного обращения:
    обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их систематическое образование и расхождение;
    удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
    характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
       Товарные  запасы как явление и товарооборачиваемость  как процесс, во-первых, служит индикатором  рыночной конъюнктуры, чутко реагируя на любые изменения, происходящие в рыночных пропорциях, во-вторых, являются регулятором рынка, позволяет с помощью различных мероприятий.
       И товарные запасы, и процесс товарооборачиваемости  поддаются количественной оценке, и  поэтому они являются предметом статистики предприятия, располагающие товарными запасами и распоряжающиеся ими, выступают в качестве объекта статистического исследования.
       В логистической системе при закупке  товаров возникает задача минимизации  суммарной комбинации различных элементов затрат, связанных с продвижением и хранением товарных запасов. Поэтому для статистики имеют значение такие понятия, как назначение и типы запасов товаров, система управления запасами, выбор объемов запросов с точки зрения их оптимальности, обеспечения минимизации издержек, связанных с хранением запасов.
       Общий объем товарных запасов служит синтетическим  показателем, складывающимся из объемов  товарных запасов отдельных товаров  и товарных групп.
       Товарные  запасы можно классифицировать исходя из группировки по ряду социально-экономических и торгово-организационных признаков. Классификация товарных запасов по производственному и потребительскому признакам аналогична классификации товаров. Однако существует специфическая градация товарных запасов.
       Товарные  запасы можно изучать в разрезе  территорий, субрынков по формам сбытовой и торговой деятельности, по типам  и видам предприятий, где они  хранятся.
       По  формам сбытовой и торговой деятельности товарные запасы в системе логистики  подразделяются на следующие типы:
    готовые товарные запасы, служащие  для компенсации  отклонений фактического спроса от прогнозируемого запаса;
    товарные запасы, предназначенные для удовлетворения ожидаемого спроса: они необходимы для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос;
    товарные запасы гарантийные, нужные для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса, т.е. компенсируют отклонение фактического спроса от прогнозируемого.
       С точки зрения оборачиваемости товарных запасов, т.е. состояния и изменения, их можно рассматривать как:
    оборотные средства в сферах сбыта и торговли;
    элемент национального богатства страны;
    фактор влияния на коммерческие результаты и эффективность рыночной деятельности.
       Статистика  должна установить размер и состав товарных запасов, их оптимальный уровень; выявить закономерности их формирования; определить, в какой мере они соответствуют рыночной ситуации; рассчитать оптимальный уровень состояния товарных запасов.
       В зависимости от местонахождения  товарных запасов можно выделить следующие категории: товарные запасы в сфере производства,  товары в пути, товарные запасы в оптовой торговле и товарные запасы в розничной торговле.
       Назначение  производственных и находящихся  в каналах рынка  товаров весьма различно, но тем не менее их можно  объединить по этому признаку в две группы: продовольственные и непродовольственные товары, которые в дальнейшем при необходимости  могут быть подвергнуты делению на более дробные части.
       Не  все товарные запасы одинаково регулярно  поступают в сферу товарного  обращения и также одинаково регулярно там расходуются. В этой связи используют такой классификационный признак, как регулярность обновления товарной массы. Здесь выделяют:
    товарные запасы текущего или нормального возобновления, обеспечивающие нормальное протекание процесса товарного обращения;
    товарные запасы сезонного поступления, призванные в первую очередь обеспечить нормальное снабжение населения труднодоступных районов товарами. К этой же категории условно можно отнести некоторые продукты питания, поступающие в  сферу товарного обращения за короткий период времени, а  расходующиеся в течение года;
    оборотные средства: скорость обращения оборотных средств характеризуется продолжительностью одного оборота:
    товарные запасы сезонного расходования; в отличие от второй группы эти товары  поступают в сферу обращения в течении года, а расходуются за короткий промежуток времени, за сезон;
    товарные запасы второй и третьей группы можно объединить в единую категорию – товарные запасы сезонного возобновления, так как они вместе отражаются в статистической отчетности;
    товарные запасы возобновляемые периодически: к этой группе запасов можно отнести стратегические запасы, резервы государства.
       По  признаку соответствия фактических  товарных запасов нормативному показателю можно выделить товарные запасы, соответствующие нормативу, находящиеся в его пределах и не соответствующие нормативу; если товарные запасы ниже норматива – это влечет за собой перебои в работе торговли; если выше нормативного показателя – способствует образованию сверхнормативных товарных запасов и влечет за собой затоваривание рынка.
       По  признаку соответствия покупательскому  спросу товарные запасы классифицируются на две группы: соответствующие и  не  соответствующие ему товары.
       Формирование  той или иной группы товарных запасов, т.е. общее количество товаров, предоставленных на продажу, и товаров, образующих товарный запас, зависит от целого ряда общих условий:
    объема производства товаров;
    методов их распространения;
    ассортимента и качества товаров;
    экономических ситуаций, складывающихся на рынке.
       Уровень товарных запасов формируется также  в зависимости от маркетинговой  тактики продаж, ввиду чего система  физического распределения товарных потоков должна быть подготовлена к  возникновению пиков реализации. Эти же проблемы учитываются при составлении рыночных прогнозов. Системный анализ  уровня товарных запасов служит инструментом маркетинга, который позволяет определять и поддерживать стандарты обслуживания, обеспечивая тем самым:
    регулярное пополнение запасов товаров в системе распределения, удовлетворение спонтанных потребностей независимо от того, какая товарная продукция при этом необходима – стандартная, модифицированная или специальная;
    поддержание регионального или другого уровня товарных запасов производства в соответствии с уровнем реализации, т.е. поддержание баланса между производством и реализацией.
       Одним из показателей, увязывающих продажу  товаров и товарные запасы, является показатель запасоемкости, который  рассчитывается как отношение запасов  на конец периода к чистому товарообороту за период. Данный показатель используется чаще всего при краткосрочном прогнозировании в экономике. Рост товарных запасов свидетельствует о сокращении спроса на товар и необходимости частичного или полного свертывания его производства. Наоборот, снижение запасов показывает рост спроса на товар и необходимость расширения его производства. [1]
 

2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ ВОПРОСОВ
       2.1 Понятие товарных запасов и  характеристика системы показателей  товарных запасов и товарооборачиваемости
       Рассматриваемая система показателей может быть представлена в следующем виде. Объем  товарных запасов (в натуральном  и стоимостном выражении) как  в целом, так и по предприятиям, фирмам, регионам и т.д.
       В разделе рассматриваемой группы может быть выделен такой показатель, как резервный (страховой) объем товарных запасов, характеризующий постоянное количество товарной массы, которая гарантирует своему владельцу постоянное количество товарной массы,  которая гарантирует своему владельцу бесперебойную работу торгового предприятия, склада в непредвиденных случаях (колебание спроса, нарушение ритмичности поступления товаров в розничную сеть и т.п.)
       Минимально  допустимый объем товарных запасов  – это критический уровень  товарных запасов, достижение которого свидетельствует о необходимости их пополнения. Минимальные запасы образуются в период  перед очередным завозом товаров.
       Максимальный  объем товарных запасов характеризует  максимальную величину при условии  поступления всех заказанных товаров. Максимальный объем зависит от числа заказов и возникает в период очередного завоза товаров.
       На  объем товарных запасов влияет целый  ряд факторов:
    объем розничного товарооборота: чем больше его объем, тем больше при прочих равных условиях и объем товарных запасов. Объем товарных запасов можно определить как произведение среднедневного товарооборота по продаже товаров на норму запасов в днях. Чем больше общий объем розничного товарооборота, тем больше и среднедневной товарооборот, а следовательно, и объем товарных запасов;
    структура розничного товарооборота или сложность товаров: чем разнообразнее структура, тем больше должны быть товарные запасы,  так как запасы создаются по каждому виду товаров. Чем больше удельный вес в товарообороте товаров сложного ассортимента, тем больше должны быть товарные запасы, так как требуется постоянное наличие товаров по различным признакам. Кроме того, товары сложного ассортимента требуют проведения таких операций, как подсортировка и подготовка к продаже. Что, естественно, увеличивает дополнительные запасы;
    физико-химические свойства товаров: по этому признаку товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся, ввиду чего первые ограничены несколькими часами хранения. Самые высокие запасы создаются по непродовольственным товарам сложного ассортимента, длительного пользования;
    условия товароснабжения, регулярность и частота завоза товаров: нерегулярное снабжение товарами, перебои в их завозе влекут за собой увеличение товарных запасов, необходимость создания гарантийных товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше объем товарных запасов, и наоборот;
    состояние материально-технической баз: наличие складских помещений позволяет создавать большие запасы, оснащение холодильным и другим оборудованием обеспечивает  сохранность качества товаров при больших товарных запасов.
       Объем товарных запасов на практике определяется одним из следующих методов:
    исчисляется отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за базисный период, расчет ведется обычно на начало или конец месяца;
    определяется конкретный срок обеспечения товарными запасами, а также предполагаемая товарооборачиваемость запасов.
    определяются необходимые товарные запасы к началу периода по базовому товарному запасу; данные период особенно продолжителен для тех торговых фирм, где оборачиваемость товарных запасов достигает 6 раз в год или еще реже. Объем товарных запасов, потребный  на начало месяца, устанавливается путем сложения базового товарного запаса и намечаемого объема реализации на предстоящий период (месяц).
       Запас на начало месяца = Объем реализации, намечаемый на этот месяц + Средняя  величина товарных запасов – Среднемесячный объем реализации.
       Все вышеперечисленные методы считаются  эмпирическими, выбор конкретного  из них зависит от множества факторов, характеризующих деятельность торгового предприятия. Главный критерий при выборе – улучшение уровня обслуживания потребителей, достижение оптимальной товарооборачиваемости и соответствующего уровня товарных запасов.
       Структура товарных запасов позволяет установить изменения в характере спроса населения. Эти изменения используются при планировании товарных запасов и товарооборота. Структура товарных запасов – удельный вес каждой группы товаров в общем объеме запасов.
       При анализе товарных запасов  выявляются и моделируются различные факторы влияния с помощью группировок, а также парных и многофакторных уравнений регрессии. Классическими (основополагающими) факторами, оказывающими влияние на объем и структуру товарных запасов, являются:
    площадь торговых предприятий, в том числе подсобных помещений;
    товарная и организационная структура товарооборота;
    равномерность поставки;
    насыщенность рынка товарами той или иной группы.
       Анализ  структуры товарных запасов включает следующие направления:
    изучение общего объема запасов предприятия;
    изучение общего объема и структуры запасов предприятия; изучение отклонения фактических товарных запасов от  нормативов; определение и измерение основных факторов, действующих на объем и состав товарных запасов;
    определение и анализ скорости товарооборачиваемости определенных товарных групп, характеризующих структуру товарных запасов.
       В ходе анализа устанавливается взаимозависимость  структуры  товарных запасов со структурой оптовых продаж и закупок товаров  торговым предприятием. Одним из критериев анализа служит степень соответствия запасов нормативам, устанавливаемым самим предприятием на уровне внутрифирменного планирования со структурой оптовых продаж и закупок товаров. Для сопоставления с нормативом берется в расчет вся товарная масса в целом и ее ассортиментный разрез. При обнаружении отклонений по тем или иным товарным группам проводится статистический анализ причин, вызвавших эти отклонения.
       Структура товарных запасов оказывает воздействие  на объем товарных запасов; в случае расширения ассортимента товаров запасы имеют тенденцию к росту. При увеличении удельного веса продовольственных товаров запасы на единицу проданных товаров снижаются. Напротив, при увеличении доли продовольственных товаров общий объем товарных запасов стремиться к росту.
       Глобальным  фактором, учитываемом при анализе  структуры товарных запасов, является изменение объема и структуры  товарооборота среднего товарного  запаса, что сказывается на показателе времени обращения, необходимом  для полного обновления запаса. Этот показатель, рассматриваемый как скорость обращения, или товарооборачиваемость, играет существенную роль в анализе
       Логический  подход предусматривает при исследовании товарных запасов учет роли переходящего запаса. Последний рассматривается  как фактическое наличие товаров на оптовом или розничном предприятии на определенную дату. Учитываются товары на основе централизованной отчетности, а также путем инвентаризации при периодическом проведении переписи товарно-материальных ресурсов. Переписи выявляют товарные запасы, не только числящиеся на балансе предприятия или торговой фирмы, но и те, которые на момент переписи не нашли еще отражения в  бухгалтерском или складском отчете.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.