На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безработица молодежи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение
    Молодежь и безработица…………………………………………………..5
      Специфика молодежного рынка труда…………………………………..5
      Дискриминация молодежи на рынке труда………………………………9
      Последствия безработицы………………………..……………………..12
    Пути трудоустройства молодежи………………………………………16
2.1   Деятельность государственной службы занятости…………………….16
2.2   Содействие профессиональному самоопределению молодежи……….20
2.3. Альтернативные пути трудоустройства молодежи ………………….24
Заключение
Список литературы………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Из  года в год, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство  молодежи остается одной из острейших  проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить  ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью среднеспециальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Как считает В.Т. Лисовский, оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска». Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем1. Многие молодые люди не находят себе работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы.      Одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения. Молодежь - это будущее России. Актуальность темы исследования определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы.
     Объект  исследования курсовой работы – безработица молодежи.
     Предметом исследования курсовой работы являются пути трудоустройства молодежи.
     Целью данной курсовой работы является изучение путей занятости молодежи.
     Цель  работы определяет задачи, которые  необходимо решить:
    Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.
    Рассмотреть пути трудоустройства молодежи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          Молодежь  и безработица
           1.1.Специфика молодежного рынка труда
     Н. Дунаева, определяет безработицу как  незанятость экономически активного  населения в хозяйственной деятельности2. В большей степени безработица относится к молодежному рынку труда. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу3. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
     Н. Дунаева выявляет специфику молодежного  рынка труда:
    Неустойчивость спроса и предложения.
    Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами.
    Молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры.
    Большая вариантность.
    Сложная ситуация с женской занятостью4.
       Во-первых, характеристика неустойчивости спроса и предложения, обусловлена изменчивостью ориентаций молодежи, ее социально-профессиональной неопределенности. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
     Во-вторых, низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами подвергает молодежь наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
     В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.
     В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется  большой вариантностью. Это обусловлено  тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
     В-пятых, на молодежном рынке труда создалась  чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
     Перед выпускниками среднего и высшего профессионального образования, желающими найти работу, даже временную, существует проблема трудоустройства, так как у них нет опыта работы, но есть большое желание работать.
     Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующуюся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.
     Для создания эффективных условий обеспечения  занятости, решения адресных проблем  безработного и членов его семьи  были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.
       Российскую безработицу отличает  сочетание явной (официально регистрируемой), и неявных (скрытых, латентных)  форм с преобладанием последних.  Как считает Т.Бабушкина, различие между общим уровнем безработицы и официально регистрируемым усиливается и приводит к тому, что 10% экономически активного населения, будучи вынужденно незанятыми, остаются за пределами государственного регулирования занятости и, соответственно, не имеют никакой поддержки от государства. Это происходит на фоне роста хронической и застойной составляющих безработицы5.
     В условиях экономического кризиса в  нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается  относительно худшим, чем у других групп населения.
     В настоящее время в Российской Федерации государством не создано  необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан  на труд. Рост безработицы среди  молодежи ведет не только к экономическим  потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.
В молодежной политике на уровне Федерации до сих  пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.
     Среди экономических факторов, которые необходимо учитывать при формировании занятости молодежи, важную роль играют структурные изменения. Г.Н. Соколова предполагает, что сдвиги в структуре экономики должны быть связаны с занятостью и направлены на повышение ее эффективности6. Однако в нашей стране отраслевая структура занятости за последние несколько лет претерпела лишь незначительные изменения.
     В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров учреждениями профобразования спросу на него со стороны работодателей, необработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, неусовершенствованное социальное партнерство в этой сфере. В числе многих причин дефицита кадров, как считает Б.М. Генкин – низкая мотивация молодежи к труду на производстве, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и др.7
     Таким образом, можно сделать следующий вывод, молодежь является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, так как не имеет профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособна, государству необходимо создать условия, обеспечивающие реализацию права молодых граждан на труд. 
 
 
 
 
 
 

         1.2 Дискриминация молодежи на рынке труда
     Дискриминация молодых людей на рынке труда  – это актуальная проблема для  любой рыночной экономики, тем более  для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов  –  молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.
     Но  если у людей равные способности  и квалификация, они выполняют  одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. Как считает Ю.А. Зубок - в таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию8.
     Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.
     Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, по мнению Г.Г. Меликьяна и Р.П. Колосовой, дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований9.
     Можно выделить несколько видов дискриминации  на рынке труда.
1) Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.
2) Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то,  что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации - концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.
3)  Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае,  когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.
4) Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.
     Одни  виды дискриминации, как правило, порождают  другие, таким образом, еще более  усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов  дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации.
     Оказавшись  в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использование неоплачиваемого труда молодежи, особенно младших возрастных групп, в период продолжительного испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, принимают по отношению к молодым работникам массовый характер. Более половины молодежи заняты неквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе  связана с криминалом, производится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизиологических условиях, без четкого ограничения рабочего времени.
     По  всему вышесказанному можно сделать  следующий вывод, что реформированная сфера труда не принесла молодым россиянам ожидаемой свободы в профессиональном самоопределении. Они попали в новую зависимость на этот раз от работодателей и акционеров, чья деятельность не ограничена развитыми механизмами социальной защиты. В этих условиях более половины молодежи не способны защитить свои права самостоятельно, помочь в этом случае может только государство. 
 

             1.3 Последствия безработицы
    Существует ряд эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Некоторые ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Как считает Г.Н. Соколова различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы10.
    Среди эмоциональных последствий безработицы  называют «низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
    Существует  связь между ухудшением отношений  в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким  обращением с детьми, разводом, конфликтами  между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
    Существует  несомненная связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением, многие заключенные в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
    Мало  известно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.
    Несмотря  на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
    Еще не установлен полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
     Ю.А. Зубок предполагает, что многие молодые люди  отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится11.
     Многие  молодые люди не считают необходимым  обращаться в службу занятости и  подчас находят альтернативные источники  существования.
     Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на:
- личные связи;
- государственную службу занятости;
- обращение к работодателю;
- объявления;
- организацию собственного дела;
- коммерческую службу занятости;
     Исходя  из этого, можно сделать следующие выводы о последствиях безработицы в России:
1. Работа  для человека продолжает оставаться  одной из главных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социализации человека.
2. Сформированная  у человека система трудовых  мотиваций определяет поведение человека в момент потери работы.
3. Система  мотивов труда определяет требования безработных к ожидаемому месту работы.
4. Страх  перед безработицей не сводится  к страху остаться без материальных  средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Пути  трудоустройства молодежи

     2.1. Деятельность государственной службы занятости

     Почти вековая история развития государственных служб занятости в рыночных экономиках убедительно доказала их способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института. В условиях либеральных рыночных реформ в России для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения в 1991 г. была создана Федеральная служба по труду и занятости.
     Как говорится в Федеральном законе, государственная служба занятости населения включает:
1) федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;
3) государственные  учреждения службы занятости  населения12.
     Деятельность  государственной службы занятости  населения РФ направлена на:
1) оценку  состояния и прогноз развития  занятости населения, информирование  о положении на рынке труда;
2) разработку  и реализацию программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости  населения, включая программы  содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие  гражданам в поиске подходящей  работы, а работодателям в подборе  необходимых работников;
4) организацию  мероприятий активной политики  занятости населения;
5) осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными, в соответствии с  настоящим Законом и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;
6) осуществление  контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
     Услуги, связанные с содействием занятости  населения, предоставляются гражданам  бесплатно.
     Т.Я. Черкашина в истории становления и развития Государственной службы занятости в России выделяет несколько этапов:
– первый этап (с апреля 1991 до середины 1995 г.);
– второй этап (с середины 1995 до 2001 г.);
– третий этап (с 2001 до 2004 г.);
– четвертый  этап (с 2004 до 2007 г.);
– современный  этап, начавшийся с 1 января 2007 г.13
     Анализ  деятельности Государственной службы занятости населения РФ, с апреля 1991 г. до октября 2007 г., позволяет утверждать, что:
     - с апреля 1991 г. до середины 1995 г. Государственная служба занятости переживала стадию подъема, расцвета;
       - период со второй половины 1995 г. и до конца 2000 г. – стадия падения статуса Государственной службы занятости в результате сокращения обращения безработных как основному каналу трудоустройства, что объяснялось недостаточным финансированием и ужесточением условий постановки на учет безработных граждан;
     - 2001 – год распада существовавшей системы службы занятости, связанный с упразднением Государственного фонда занятости; 2002 – 2004 гг. – стадия наведения порядка в организации деятельности Государственной службы занятости, подъема ее рейтинга, как результат положительных сдвигов в финансировании программ активной и пассивной политики занятости;
     - 2004–2006 г. – период стабилизации развития службы занятости, что объяснялось принятием важных документов, передавших ряд полномочий Центра на уровень регионов;
     - 2007 – год усовершенствования механизмов эффективности деятельности органов по трудоустройству.
     Большое значение имеет развивающаяся в  службе занятости система профессионального  обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Как полагает М.А. Москвина профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации14.
     По  мере развития рыночных отношений и  конкуренции, ускорения перестройки  отраслевой структуры занятости  ценность общеобразовательной и  социальной подготовки работника неизбежно  возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опят подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления а активную трудовую деятельность.
     Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба занятости занимается усовершенствованием механизмов эффективности деятельности органов по трудоустройству молодежи, что позволяет молодежи вступать трудовую деятельность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.