На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговое исследование поведения потребителей конфет на примере ЗАО «Камея» Санкт-Петербург

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Курсовая  работа по маркетинговым  исследованиям
на  тему «Маркетинговое исследование поведения потребителей конфет на примере ЗАО «Камея»
Санкт-Петербург»

                                Содержание

 
 
                         
 
 
 
 
 
 
 

        Резюме 

    В данной работе представлен отчет  о проведении маркетингового исследования рынка конфет в Санкт-Петербурге, а именно рассматривается проблема снижения потребления конфет на примере ЗАО «Камея». 

      Кондитерские  изделия является социально значимой отраслью экономики. Большинство кондитерских заводов, выпускающих основные кондитерских изделий, решают важную стратегическую задачу обеспечения более дешевыми изделиями как можно большего количества человек. Поэтому важно выявить причины появления заявленной нами проблемы. 

      Очень сложно исследовать ситуацию по России в целом, поэтому объектом нашего исследования были индивидуальные потребители петербургского  рынка конфет. 

      Целью исследования был поиск и выявление причин снижения потребления конфет на примере ЗАО «Камея» Санкт-Петербурге. 

      После проведения опроса получились следующие  результаты:
Вопрос  Ответ %
ВЫ  знакомы с продукцией фабрики  «Камея»? Да 88
Нет 12
Конфеты, каких производителей Вы покупаете  чаще? Nestle 45
Красный Октябрь 25
Камея 20
Бабаевский  10
Как часто вы покупаете конфеты? 1 раз в неделю 55
3-4 раза  в неделю 30
По  настроению 15
Только  летом 2,5
Что для вас важно при покупке  конфет? Качества 50
Цена 30
Производитель 25
Упаковка 15
Вкус 15
Название 5
 
Какие виды конфет Вы любите больше?
Карамель неглазированная 45
Конфеты в шоколаде 25
Батончики шоколадные 20
Конфеты вафельные в шоколаде 15
Какие наполнители вы предпочитаете? Варенная сгущенка 40
Шоколад 20
Орехи 20
Крем-брюле 10
Половая структура респондентов Женщины 72
Мужчины 18
Также нами были сделаны следующие выводы: снижение потребления конфет фабрики «Камея» действительно актуальная проблема в первую очередь для крупных петербургских конфетных фабрик, которые не используют всех своих производственных возможностей для изготовления продукции, в частности, для производства и реализации большего ассортимента продукции.  

Основная причина  проблемы- отсутствие широкого ассортимента в розничной продаже,  а также  в связи с увеличением доходов  населения, роста требовательности потребностей к качеству продукта. 

Производителям  конфет необходимо уделить больше внимания новым разработкам товара, а также его дизайна. Так как это является немаловажным для потребителя и играет большую роль в конкурентной борьбе.

Введение

 
       Предприниматели нуждаются в информации, на основе которой они могли бы принимать решения. Любой компании для разработки стратегического плана нужна информация о том, как развивается ситуация в макросреде: в области технологии, демографии, культуры, экономики и экологии. Кроме того, необходима информация о развитии конкуренции, о распределении рыночных долей, позиции торговых марок.
       Маркетинговые исследования проводятся с целью  обеспечения процесса принятия маркетинговых  решений и приводят к сокращению неопределённости в отношении рынка. Наиболее общее определение маркетингового исследования: сбор и анализ данных, которые необходимы для выявления и решения маркетинговых проблем. Из этого следует, что исследование можно разделить на две части – одну, связанную со сбором, и другую – с анализом собранных данных.
       Современную эпоху можно назвать эпохой информации. Сегодня все связано с информацией. Компании, которые раньше получают достоверную информацию, всегда идут на шаг впереди своих конкурентов. И именно этот шаг является решающим для успешной предпринимательской деятельности.
       Информацию  можно собирать и обрабатывать самостоятельно или привлекать для этого сторонние  организации, которые специализируются в области маркетинговых исследований. Многие российские компании обращаются к помощи специалистов только на стадии выхода на рынок. Целями таких обращений обычно являются:
        определение перспективных и выгодных рынков;
        получение данных сравнительного анализа конкурентов: цен, качества, условий поставок.
Если  начало деятельности оказывается удачным, то потребность в дальнейших маркетинговых исследованиях снижается, особенно если спрос превышает предложение. В этом случае в основе деятельности компании лежит производственная концепция. В случае применения производственной концепции основное внимание менеджмента сконцентрировано на повышении эффективности производства и распределения. В дальнейшем, при усилении конкуренции, потребность в дополнительной информации о тенденциях развития рынка возрастает. Компания уже на новом уровне должна будет оценить свою потребность в информации и выбрать наиболее эффективные способы получения такой информации.
           Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового исследования по выявлению потребительских  предпочтений при покупке продукта – конфеты Санкт-Петербургской  фабрики ЗАО «Камея». Проблема, цели, задачи и объект исследования подробно изложены в первой части курсового проекта, а также повторно более обобщённо сформулированы в отчёте.  Метод данного исследования – первичный сбор информации с помощью анкетирования покупателей в крупных розничных сетях Санкт-Петербурга. В отчёте подробно представлены графики по итогам анкетирования, приведены выводы и рекомендации в соответствии с целями данного исследования.
     В данной работе проанализирован ассортиментный портфель предприятия, основываясь на достоверных фактах, взятых от первого источника1.

Глава 1. Подготовка маркетингового исследования

1.1.Постановка  задач маркетингового  исследования
 
 
     Постановка  задачи маркетингового исследования —  один из самых важных и самых сложных  этапов процесса маркетингового исследования. Именно постановка задачи маркетингового исследования и определяет курс для всего проекта исследования. Только в случае четкой и точной постановки задачи маркетингового исследования возможно правильное проведение всего исследования.
     Постановка  задачи маркетингового исследования —  это формулировка задачи в целом, а также выделение конкретных компонентов этой задачи. Если задача маркетингового исследования не была поставлена должным образом, то все  усилия, время и деньги, вкладываемые в проект маркетингового исследования, будут потрачены зря.
     Чтобы правильно поставить задачу маркетингового исследования, исследователь должен провести аудит задачи — всестороннее изучение маркетинговой задачи с  целью понимания источника ее возникновения и природы2.

Определение проблемы

 
       Маркетинговые исследования всегда нацелены на определение  и решение какой - либо конкретной проблемы, т.е. на совокупность частных задач, истекающих из главной задачи. Так проблематика маркетингового исследования может вытекать из вида товара и специфики его требования, уровня насыщенности рынка, каналов продвижения и действий конкурентов, поэтому частные проблемы могут возникать на стороне либо товарного предложения, либо спроса, либо цены.
       В данном случае, в качестве проблемы целесообразно определить: необходимость анализа причин сокращения объемов реализации конфет одного из крупнейших производителей Северо-запада – ЗАО «Камея» г. Санкт-Петербург. За последние 4 года объём производства конфет на предприятии снизились на 25%. 

   Источник  проблемы – непредсказуемые изменения, т.е. изменения во внешней среде предприятий.

Определение объекта исследования

 
       Объектом  исследования является индивидуальные потребители рынка конфет Санкт-Петербурга.

Определение предмета исследования

 
     Предмет исследования — структура потребностей потребителей, поведение при выборе конкретного товара, их образ жизни. Наличие потребности у индивидуальных потребителей в потреблении конфет в Санкт-Петербурге, покупочное поведение потребителей (при выборе конфет), реакция на конкретные маркетинговые стимулы. 

Определение цели исследования

 
     Цели  исследования:
     1.Выявление снижение потребления конфет ЗАО «Камея» в Санкт-Петербурге.
     2.Описать комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе исследуемого продукта.
     3. Выявить различия в поведении потребителей отдельных сегментов.
     4. Определить барьеры покупки.

Определение рабочей гипотезы

 
     Рабочая гипотеза:
    Плохая представленность ассортимента анализируемого предприятия в рознице Санкт-Петербурга.
    Старая ассортиментная матрица, несоответствующая сегодняшним потребительским предпочтениям.
    Отсутствие системы продвижения продукции.

Определение задач исследования

 
     Задачи  исследования:
     В ходе данного маркетингового исследования основной задачей будет выявление потребительских предпочтений в плане покупки конфет. Необходимо будет выявить следующее:
     1. Выявление лояльности к продукту  ЗАО «Камея».
     2. Определить частоту покупок и кто в семье больше отдаёт предпочтение данному продукту.
     3. Конфеты, каких производителей они покупают чаще всего.
    4.Выявление  потребительских предпочтений (вкус, вес, вид расфасовки, упаковка, название, качество, производитель, цена).
    5. Выявление  профиля потребителя (ЦА, возраст,  половая структура, доход и  т.д.).
     6. Сделать выводы о работе организации.

1.2.Выбор метода исследования

 
      В данном маркетинговом  исследовании выбран личный опрос потребителей с помощью анкеты.
                                                                          Таблица 1.
Сравнительные характеристики различных  видов интервью (опросов)3
Харакетиристики Личное  интервью Анкетирование по почте Опрос по телефону Опрос с помощью Интернет и мультимедийных средств
Затраты высокие низкие низкие низкие
Вероятность ответа высокая низкая высокая высокая
Требуемое время разумное зависит от почты небольшое разумное
Гарантия  анонимности низкая хорошая низкая низкая
Влияние интервьюера сильное отсутствует существенное отсутствует
Репрезентативность хорошая разумная хорошая низкая

        Глава 2. Планирование программы исследования

2.1.Подготовка плана исследования

 
     После определения основных целей данного  исследования и задач, а также  выбора метода исследования составляется план исследования, в котором планируются  мероприятия.
                                                                 Таблица 2.
                                      План исследования 

№ п/п Наименование  мероприятия Сроки исполнения Ответственные за исполнение
1 Подготовительные  работы, разработка и утверждение  анкеты 5 рабочих дней Власова Е.А. Батракова Е.М.
2 Полевые работы, включая контроль качества 21 рабочий день Власова Е.А. Батракова Е.М.
3 Кодировка, ввод, проверка данных 10 рабочих дней Власова Е.А. Батракова Е.М.
4 Анализ результатов, подготовка отчета 10 рабочих дней Власова Е.А. Батракова Е.М.
Итого   46 рабочих дней Власова Е.А. Батракова Е.М.
 
 
 
     В данном маркетинговом исследовании выбрана методика опроса (личное интервью с помощью анкеты). Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.
       Достоинство этого  метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области  его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.
       Опросы  практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма  нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п4.
       Этим, прежде всего, объясняется широкое  применение при проведении маркетинговых  исследований этого метода. К недостаткам  этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а  также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами. В данном случае выбран личный опрос с заданной структурой или структурированное интервью5.
       Такие опросы состоят из заранее подготовленных вопросов, которые буквально зачитываются респонденту. Вопросы могут быть как открытыми (на них респондент отвечает в свободной форме), так и закрытыми (ответы выбираются из предложенных вариантов). В нашем случае вопросы закрытые с вариантами ответов, которые нас наиболее интересуют. Это сделано обоснованно, т.к. исследование будет проводиться на местах продаж (т.е. в розничных магазинах, где есть конфеты). И в данном случае, покупателей нельзя надолго отвлекать от производимых ими покупок. Лучше будет сразу сформулировать варианты ответов для повышения заинтересованности в беседе.
       Основные  преимущества:
      высокая надёжность: вопросы формулируются всем одинаково;
      высокая скорость: в одно и то же время может быть опрошено много людей;
      меньшая потребность в подготовке лиц проводящих опрос и респондентов.
 
 
 
Таблица 3 

                    Операции проекта маркетинговых исследований 

Операция Наименование Расчетная продолжительность (дней)
XCV Анализ, выявление проблемы исследования, выбор и обоснование методов исследования              2
CNC Разработка  анкеты              1
FRM Разработка  полевых документов              2
RDK Полевые работы (сбор информации) (сеть «Полушка»              3
SNO Полевые работы (сбор информации) (сеть гипермаркетов  «Окей»)              2
WDW Полевые работы (сбор информации) (сеть «Квартал»)              3
SDO Полевые работы (сбор информации) (сеть «Пятёрочка»)              5
EZC Полевые работы (сбор информации) (сеть «Пятёрочка»)              3
ADR Полевые работы (сбор информации) (сеть  «Перекрёсток»)              3
SZF Полевые работы (сбор информации) (сеть гипермаркетов  «Карусель»)              2
PNT Обработка информации (кодировка, ввод данных)             10
GTR Анализ результатов  и подготовка отчета              8
CZN Консервация материалов              2

Рисунок 1. Сетевой график выполнения работ  маркетингового исследования6

План  формирования выборки

 
В данном маркетинговом исследовании в качестве генеральной совокупности будут любители сладкого, а именно конфет, которые делают покупки в крупных розничных магазинах г. Санкт-Петербурга.
Поскольку целью данного исследования не стоит  опрос узкого сегмента целевой аудитории, будем использовать метод выборочного обследования.
Хотя он и  обеспечивает меньшую точность по сравнению  с методом сплошного обследования, однако, он менее трудоемок – это первое, и поскольку задачей исследования стоит выявление потребительского поведения в процессе покупки, то в данном случае нам не надо сужать границы исследуемой аудитории по каким-то характеристикам, например, только мужчины. 

     Процедура составления выборки — это последовательность отбора респондентов в выборку.
     Отбор респондентов может осуществляться посредством случайных (вероятностных) или неслучайных (детерминированных) процедур составления выборки.
     При использовании процедуры формирования случайной выборки применяют следующие ее виды:
      Простая выборка.
      Систематическая (механическая) выборка.
      Стратифицированная выборка (пропорциональная и непропорциональная).
      Кластерная (серийная) выборка.
     В нашем случае будет использоваться простая случайная выборка.  Т.е., интервьюер будет находиться рядом со стойкой-прилавком в розничном магазине, на которой (м) находятся конфеты. В опросе будут задействован каждый покупатель, который действительно покупает конфеты или, даже если не сделал свой выбор, но провел у этого прилавка не менее 2 минут (т.е. пытался делать выбор). 

Размер выборки  определяется общим размером статистической погрешности и глубиной рассмотрения информации по различным социально-демографическим  и потребительским подгруппам. По нашему мнению, целесообразно проводить по 50 интервью в каждой из выбранных розничных сетей (примерно 10 крупных магазинов по 5 анкет максимум до 10 минут на каждую). Это позволит получить статистически достоверную информацию по каждой из розничных сетей (максимальная ошибка выборки – 5%) и рассматривать различные группы потребителей. В данном случае выбрано 6 розничных сетей Санкт-Петербурга. Т.о., всего должно быть 300 респондентов.
Но в учебных  целях достаточно будет опросить 50 респондентов. 

     Все интервью проводятся только в вечернее время с 17.00. до 21.00. в будни и  днем с 13.00. до 17.00. в выходные, чтобы  застать работающих и активно  отдыхающих респондентов.

2.2.Разработка рабочих документов

 
     Планирование  концепции и разработка рабочих документов 

     В данном случае, поскольку методом  маркетингового исследования выбран личный опрос (личное интервью) с вопросами  и уже готовыми вариантами ответов, приступаем к разработке анкеты.
     Анкета ? самое распространенное орудие исследования при сборе  первичных данных. В широком смысле анкета ? это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета ? инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов.  Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого   использования.  
     В ходе разработки анкеты исследователь  маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность7. 

     Требования  при составлении анкеты:
     Принципиальные  к вопросам:
    Вопрос должен быть простой и понятный.
    Однозначность вопроса.
    Нейтральные вопросы.
     По  построению анкеты:
    Вопросы расположены от простых к сложным.
    От общих к специальным.
    От навязывающих к деликатным.
    Стараться не применять много способов построения вопроса.
    В 1-ой части - вопросы, которые устанавливают доверие; во 2-ой части - вопросы по существу; в 3-ей части - контрольные вопросы (проверка искренности); в заключении - вопросы о личности.
 
 


                         
                         
1 Вы  знакомы с продукцией фабрики "Камея"?            
    да   нет                
                         
2 Конфеты, каких производителей Вы покупаете чаще?          
    Камея     Nestle   «СладКо»    не  обращаю внимание на производителя  
                   
    «Красный  Октябрь»   «Бабаевский»   другое (какое)  
                         
3 Как часто вы покупаете  конфеты?              
    каждый  день     1 раз  в неделю     по настроению    
                         
    3-4 раза  в неделю     не покупаю  вообще        
                         
4 Что для вас важно  при покупке конфет?              
                         
    цена     упаковка   качество     название
                         
    производитель   советы  близких   вес     другое  
                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.Какие виды конфет вы любите больше?
             
    Карамель   батончики   Ирис  сливочный   драже в  шоколаде 
    неглазированная   шоколадные             
    Конфеты   конфеты   карамельные   фрукты  в шоколаде
    в шоколаде   вафельные в шоколаде фрукты         
                         
6 Какие наполнители Вы предпочитаете?              
                         
    без наполнителя                  
                         
    вар. сгущ.   шоколад   изюм   натуральные ягоды   карамель
                         
    джемы   кофе   орехи   крем-брюле   другие  
                         
7 Количество  человек в семье?                
    2   4   живу  один          
                         
    3   5 и более              
                         
8 Кто в Вашей семье  любит  конфеты?              
    мама      жена     дети     дедушка  
                         
    папа     муж     бабушка     другое  
                         
 
 
9
  Доход на члена семьи
                 
    до 3000 руб.     6001 - 10000 руб.     15001 руб.  и выше
                         
    3001 - 6000 руб.     10001 - 15000 руб.        
                         
10 Пол           11 Возраст респондента______________
    муж       жен            
 

     
     Обоснование включения вопросов в анкету 

      
    «Вы знакомы с продукцией фабрики "Камея"?» - этот вопрос важен в данном исследовании, поскольку исследуется поведение потребителей при покупке конфет именно данного производителя.
    «Конфеты, каких производителей Вы покупаете чаще?» - данный вопрос позволяет понять, конфеты какого производителя потребители приобретают чаще всего. В данном случае предложены варианты ответов наиболее  известных производителей, которые являются, по мнению ЗАО «Камея» их прямыми конкурентами, включая производителей Санкт-Петербурга.
    «Как часто вы покупаете конфеты?» - данный вопрос позволяет получить информацию по частоте покупок данного продукта. Также позволит обратить внимание на то, что существует ли у данного продукта так называемая «сезонность», когда потребление данного продукта либо увеличивается, либо уменьшается.
    «Что для вас важно при покупке конфет?» - данный вопрос содержит в себе такие варианты ответов, как «цена, производитель, упаковка, качество» и другие. Более того, в данный вопрос не зря включён вопрос о производителе, т.к. он будет являться определённым фильтром для предыдущих вопросов.
    «Какие виды конфет вы любите больше?» - данный вопрос содержит варианты ответов с конкретным указанием видов конфет – карамель неглазированная, конфеты в шоколаде, батончики шоколадные, конфеты вафельные в шоколаде, Ирис сливочный, карамельные фрукты, драже в шоколаде, фрукты в шоколаде. Этот вопрос позволяет после проведения маркетингового исследования проанализировать существующую ассортиментную матрицу по наличию в ней данных видов конфет, а также объёмам их выпуска.
    «Какие наполнители Вы предпочитаете?» - этот вопрос также является продолжением двух предыдущих и даёт более глубокий анализ потребительских предпочтений при выборе конфет.
    «Количество человек в семье?» - с этого вопроса начинается так называемая «паспортичка» анкеты. Эта её часть, так же как и предыдущая очень важная для исследований. Ведь в данном случае нас интересует не только то, как ведёт себя потребитель при покупке, а кто на самом деле является потребителем конфет ЗАО «Камея». Это коллективное потребление, личностное или другое? Более того, с этого вопроса мы начинаем исследовать профиль нашего потребителя.
    «Кто в Вашей семье любит  конфеты?» - этот вопрос позволит выделить, т.е. более сегментировать целевую аудиторию потребителей. А также даст возможность на будущее усовершенствовать ассортиментный портфель производителя.
    «Доход на члена семьи» - этот вопрос позволяет дополнительно выделить уже из предыдущего сегмента возрастного целевую аудиторию по социально-экономическому статусу.
    «Пол» - этот вопрос заполняется интервьюером самостоятельно.
    «Возраст респондента» - данный вопрос задаётся очень аккуратно, но необходим для более конкретного понимания возрастной структуры потребителей.
 
     Проверка  формулировок вопросов 

В ходе проверки (пробное анкетирование) было выявлено, что все вопросы обоснованны  и уместны, и не вводят в заблуждение потребителей:
    Вопросы соответствуют теме и задачам исследования.
    Формулировка вопроса обеспечивает возможность точного ответа на него.
    Вопрос использует простой и доступный язык среды, в которой проводятся исследования.
    Все вопросы, за исключением 10 и 11 являются закрытыми и предлагают респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
    Постановка каждого из закрытых вопросов дают возможность выбрать хотя бы один предлагаемый вариант ответа.
    Все вопросы сформулированы и задаются нейтрально.
    Каждый из вопросов данной анкеты содержат в себе только один вопрос без множественной интерпретации.
    В данной анкете на каждый из поставленных вопросов присутствуют все варианты ответов, с возможностью ответить, «другое», «реже».
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.