Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Природа и назначение женщины в Исламе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 
     Введение…………………………………………………………………..3 

     Глава  I. Ислам как одна из трех мировых религий
     § 1. История возникновения ислама………………………………….7

     §2. Коран и его роль в жизни  мусульман……………………………..9

     §3. Ислам в современном мире……………………………………….10

     Глава II. Женщина в исламе.
     §1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13
     §2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19
     §3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21
       3.1. Брак и развод…………………………………………………….21
       3.2. Экономическое положение женщины…………………………28
     §4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и
            внешний хиджаб………………………………………………….36 

     Заключение…………………………………………………………...41
     Библиография ……………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования. В современном мире более полмиллиарда женщин соблюдают требования исламских норм, т.к. проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной жизни, а так же состояние женских прав в целом рассматриваются через зеркало религии.
     Иными словами, контекст прав женщин определен  на основе шариата, интерпретируемого  мусульманскими богословами - традиционалистами посредством государственного законодательства. Влияние религиозной догматики зачастую имеет серьезные отрицательные последствия для социально – правового статуса женщин в этих странах.
     Вопрос  о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательным  решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований и не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в исламе. В историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках курсовой работы представляется возможным рассмотреть лишь некоторые основные вопросы этой сложной проблемы.
     В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, т.к. положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастание интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблемы, связанной со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порожденных в последние годы в условиях возрастающего общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.
     Степень разработанности  проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признан одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.
     Наряду  с другими проблемами в отечественной  исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60 г. XX в. рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С., Пальванова Б., Вагабов М.В., и ряд других авторов1.
     Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщины в обществах с высокой степенью религиозности.
     Самое широкое отражение тема статуса  женщины в исламе находит в  зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а так же с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире, другие подвергают их критике.
     Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе.2
     Другие же подвергают критике некоторые положения социально-правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностное сравнение между положением женщины в шариате и ее статусом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше.3
     Цель  и задачи работы
     Цель  настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».
     Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:
    кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
    проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
    обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
    показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
    показать роль сознания и бессознательного в человеке;
    выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.
 
     Методологические  принципы и  методы исследования.
     В работе использовались следующие методы: исторический, сравнение, анализ и синтез, герменевтический.
     Объект  и предмет исследования.
     Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама, монографии, и статьи, посвященные истории и философии ислама.
     Предметом исследования является природа и назначение женщины в исламе.
     Научная новизна исследования. Обобщение исследовательского материала по заявленной проблематике работы.
     Структура курсовой работы представлена данным введением, двумя главами, состоящими из 7 параграфов, заключением и списком использованной литературы.
      
     На  защиту выносятся  следующие тезисы:
    Развитие духовных и нравственных качеств женщины тесным образом связано с её назначением. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Наиболее добродетельными качествами являются: равнодушие к мирским благам, верность и преданность, забота о доме и детях, терпение, и многие другие.
    В мусульманской концепции семья считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа.
    Главной ролью женщины в исламском обществе является материнство. Женщина зарабатывает себе на пропитание и достойное существование семейным трудом. Обязанностью женщины является воспитание детей, и в этом смысле ее обязанности по отношению к детям выше, чем обязанности отца.
 
Глава  I. Ислам как одна из трех мировых религий

     §1. История возникновения  ислама

     Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья  (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
     Под влиянием внешних и внутренних факторов складывались новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекали все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждали идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.
     Одним из важнейших,  хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня,  почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов.  Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом.         
     Мухаммед  родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш.  Рано осиротел,  (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот,  участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.
     Во  время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими  монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание,  нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.
        В возрасте сорока лет Мухаммеду  впервые стали являться видения,  слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более определенные. Первые,  кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья, уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.
     Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно  быстро распространятся в Мекке  и за ее пределами. Однако большинство  мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане  (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке  становилось невозможным.
     Пятнадцатого  июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.
     Если  в Мекке Мухаммед был лишь посланником  Аллаха, духовной главным  главой небольшой  общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.             
     Дата  переселения в Медину считается  у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Он был превращен из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха. 

     §2. Коран и его  роль в жизни мусульман

         
     При жизни пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не вели. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман Корана (с арабского – то, что читают, произносят), впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов.
     На  основе Корана мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского – «правильный путь») – комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.
     Наиболее  краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха4, и Муххамед - его посланник.
     Вера  в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу  относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в  течение месяца по лунному календарю   (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.
     Основные  черты мусульманского культа в частности  предписаний, зафиксированных в  пяти «столпах», сложившихся при  жизни Мухаммеда, в мединский  период. В Медине возникло первое мусульманское  культовое здание – мечеть (первоначально это был дом пророка).
     В мединских сурах Корана зафиксированы  основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной  жизни (пищевые запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность.

     §3. Ислам в современном  мире

 
           В современном  мире ислам занимает второе место по численности последователей  (более 800 миллионов человек), большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство, лишь в Ираке и Иране.  Из более 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения. В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в  их название.
     Во  многих странах, где распространен  ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существуют и целая сеть международных  исламских организаций (Организация исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозной  - культурной сфере, часть – в политической, некоторые в сфере экономики.
     Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений (медресе).
     В России, в ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.
     Со временем ислам приобрел статус мировой религии. Более 800 млн. человек исповедуют ислам в разных странах мира. Странами с почти стопроцентным мусульманским населением являются Афганистан, Алжир, Иран, Ливия, Мавритания, Марокко, Сомали, Турция и все государства Аравийского полуострова. К странам, в которых мусульмане составляют около или более 90%, относятся Египет, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Ирак, Иордания, Нигер, Пакистан, Сенегал, Таджикистан и Тунис. В Азербайджане, Бангладеш, Туркменистане и Узбекистане 85% населения – мусульмане. Больше половины населения мусульмане составляют в Албании, Чаде, Казахстане, Киргизстане, Ливане, Малайзии, Мали, Судане и Сирии. Население Индии на 14% мусульманское, большое число мусульман проживает в России и Китае. Значительные мусульманские общины имеются в Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии и на Филиппинах. Многие мусульмане живут в различных странах Африки. В Нигерии они составляют почти половину населения, мусульманские общины имеются в Эфиопии, Танзании, Кот-д'Ивуаре, Камеруне и Буркина-Фасо.
      Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость защиты ислама. Что-то явно неладно – если не с самим исламом как религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.
     Материал  главы позволяет сделать ряд  выводов.
     Зародившись в VII веке нашей эры, ислам прошел стадию становления во время которой сформировались основные религиозные тексты. Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.
     Характерная особенность мусульманской религии  состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. 
 
 

Глава II. Женщина в исламе. 

     Ислам оказал более положительное воздействие
     в плане улучшения  положения женщины,
     чем многие наши европейские  законы
     Гюстав  Флобер5
     §1. Происхождение и назначение женщины в исламе 

     В достоверном хадисе излагаются слова  пророка: «Если человек верует в Аллаха и последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо».6
     Хава (Ева) – первая женщина, жена первого  человека, была создана из самого Адама. Хава была сотворена из плоти Адама, так же как и Адам был создан из праха земного. В сотворении Хавы из плоти Адама есть ясное доказательство большой близости женщины к мужчине, поскольку она по своей сути есть часть его.
     Данный  хадис представляет собой наставление  и поучение, обращенное именно к  мужчинам в их отношении к женщинам. Употребление в хадисе слова «искривление» является образным, чтобы подчеркнуть особенность характера женщины. И если требуется оказать воспитательное воздействие на женщину, то со стороны мужа необходима мягкость и тактичность. В противном случае ребро может сломаться, а «сломать» женщину значит развестись с ней.7
     Итак, что же имеется в виду под природой женщины помимо вопроса о ее происхождении? Это совокупность определенных качеств духовных и социальных, которые присущи только женщине.
     В доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства, и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. Ну а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим горем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим «божествам», либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание.
     Причем  такая жестокость по отношению к  женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно.
     Большинство людей думает, что любая религия  направлена на подчинение женщины мужчине. Любое вероучение патриархально, создавалось, утверждалось и развивалось мужчинами. Оно рассматривает женщину как существо несовершенное, приземленное, потому более греховное, зависимое, нуждающееся в контроле. Такое заблуждение возникло оттого, что изучалась не сама религиозная концепция роли женщины, а ее реализация в определенные исторические периоды8. В рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах отношения собственности, социальные структуры и институты опирались на власть и диктат отца, главы рода и семейства. Они нуждались в религиозно-богословском оправдании патриархата.
     Ислам более чем другие религии, всегда воспринимался как царство мужского духа. Для того чтобы понять специфику исламской идеи равенства мужчин и женщин, нам следует обратиться к первоисточникам – Корану и хадисам, так как они и по сей день являются базой для определения положения женщины в семье, в обществе, в экономических, правовых и межличностных отношениях.
     Ислам, в отличие от других монотеистических религий, с самого начала совершенно определенно утверждает равенство  мужчин и женщин. Это утверждение  записано на скрижалях Корана. Мужчины и женщины являются равным творением Всевышнего, созданы для того, чтобы выполнять равные обязанности, главной из которых является ибада – религиозное поклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. В исламе отсутствует идея вины женщины за грехопадение. В отличие от иных монотеистических религий, на представителях рода человеческого не лежит роковая вина первородного греха, так как Аллах прощает людей и возвращает их в первоначальное состояние чистоты – фитра9.
     В вероучении ислама религиозность человека является фундаментом его жизненного пути. Религиозность, благочестие – главные характеристики человека, которые пронизывают все виды взаимоотношений в социуме, служат мерилом личности. Мужчина и женщина в исламе оценивают свое жизненное предназначение, опираясь на догматы Корана. Поэтому различия между мужчиной и женщиной в исламе, их жизненные цели, различные права и обязанности, отношения, которые складываются между ними в процессе жизнедеятельности, строятся на религиозных принципах, носят сакральный характер.
     Если  целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных  с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы женщины смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Причем в исламе женское предназначение рассматривается даже выше, чем мужское.
     В мусульманской концепции семья  считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная  работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа. Женщина, мать, выступает как полная домоправительница. В ее распоряжении все домочадцы – всю домашнюю работу выполняют дочери и невестки, сыновья и муж осуществляют закупки, за младшими детьми присматривают старшие дети. Женщина занимается тем, что распределяет ежедневные обязанности, следит за своевременным исполнением молитвы и других ритуалов, принимает гостей. В ее руках находится семейный бюджет, она определяет все повседневные расходы.
     Главной ролью женщины в исламском  обществе является материнство. Женщина зарабатывает себе на пропитание и достойное существование семейным трудом. Обязанностью женщины является воспитание детей, и в этом смысле ее обязанности по отношению к детям выше, чем обязанности отца. Отсюда следует – и на это указывают наиболее авторитетные шейхи современного мусульманского мира, – что права женщины в отношении детей и обязанности детей по отношении к матери выше, чем по отношению к отцу. На мать возложена большая степень ответственности, чем на отца, и на детей — большая степень ответственности в отношении матери.
     Один из сподвижников Пророка спросил его, кого больше всех он должен почитать в этом мире. Пророк ответил ему: «Свою мать». Трижды задавал этот вопрос сподвижник Пророку и трижды получал тот же ответ. И только когда он спросил его в четвертый раз: «Ну, а потом кого я должен почитать больше всего в этом мире?» — Пророк ответил: «Своего отца»10.
     Роль  женщины в обществе, так же как  и мужчины велика и обширна. На женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.
     Женщина - это мать, сестра, дочь и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируется. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: "Рай находится под ногами матерей"11, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины - мусульманина в вечности. Что касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как "Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него".12 От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения13.
     У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами.
     При желании женщина-мусульманка с  согласия мужа или родственника, который  отвечает перед Аллахом за сохранность  ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать  в общественной и политической жизни общества, работать в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария.
     И сегодня мусульманка общественно  активна: женщины в исламском  мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) "с головой уйти" в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться "на ней". Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более, что Шариат14 не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.
     Подведем итог: Развитие духовных и нравственных качеств женщины тесным образом связано с её назначением. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Наиболее добродетельными качествами являются: равнодушие к мирским благам, верность и преданность, забота о доме и детях, терпение, и многие другие. 
 
 

     §2.Отношения  женщин и мужчин. 

     Баз ибн Хаким сообщил:
     “Я  поинтересовался  у Пророка 
     (да  благословит его  Аллах и приветствует)
       о том, как должно  обходиться с женщинами, 
     и он сказал:
     “Корми  их так, как кормишься  сам,
     одевай  их так, как одеваешься сам,
       а еще не бей  их и не осыпай  упреками” 15 

     В исламском обществе царит дух  как индивидуальной, так и коллективной ответственности перед Аллахом, очертившим границы для человеческого поведения. Во исполнение этого принципа ислам принимает строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и институтов, особенно института семьи. Ислам защищает честь и достоинство женщины и требует, чтобы к ней относились с уважением. К ней следует относиться как к личности, чья сексуальность не является предметом ее отношений с кем-либо, кроме ее мужа. Он не должен делить ни с каким другим мужчиной ее красоту и женскую привлекательность. Это же правило действует и в обратном направлении, за исключением полигамного брака, когда каждая жена имеет равное право на мужа по всем аспектам. Будучи основан на этих общих правилах, ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля поведения мусульман.
     Первый из этих принципов - это запрет свободного общения мужчин и женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт имеют специальные отделения для женщин и мужчин. Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они, приходя в гости, не встречаются с членами семьи мужского пола.
     Второй  принцип состоит в том, что, если такое общение все же происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в своих речах и поведении. Женщина может быть либо деловой и целеустремленной, либо всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою красоту. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере.
     Третий  принцип, регулирующий взаимоотношения полов в исламе, гласит, что мужчине и женщине, не состоящим в браке или в махрамном родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине.
     Четвертый принцип состоит в том, что мусульманка должна скрывать от мужчины привлекательность своего тела при помощи строгого одеяния. В кругу семьи она может одеваться свободно и украшать себя. Более того, ислам весьма поощряет ее к этому, чтобы таким образом она была привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин-мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в присутствии мужчин, она обязана носить скрывающее одеяние, чтобы все, кто ее видит, понимали, что она порядочная, скромная и честная женщина.
     Добропорядочная мусульманская женщина, носящая  не привлекающую внимания одежду, символизирующую  ее женственность, заслуживает уважения мужчин.
     Исламская концепция женственности может  быть лучше всего понята именно в  таком контексте. Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической красотой и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, то есть ее ценность для общества определяется человеческими достоинствами. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери. 
 

     §3.Социальная сфера жизни мусульманской женщины. 

                                                                                             “... они — одеяние для вас,
                                                                                             а вы — одеяние для них...” 16
     3.1 Брак и развод.
     Ислам рассматривает брак не как некое  “таинство”, а как договор о  совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода. Брак не должен быть ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством “тюремного заключения” женщины и грубого обращения с ней. Он призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям.
     Семейная  жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в исламской системе  жизни придается огромное значение, что однозначно осознается подавляющим  большинством мусульман во всем мире.
     Выбор спутника жизни в мусульманском  мире резко отличается от принятого  на Западе. Поскольку ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того.
     Выбор брачного партнера производится чаще всего родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в махраме17 находиться друг с другом наедине.
     Брак  в исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов по обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям ислама.
     Ислам отводит руководящую роль в семье  мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке.
     Жена  является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной  за дела семьи, физическое и эмоциональное  благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке.
     В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований.
     Ислам признает, что женщины обладают более  тонкой, чувствительной и эмоциональной  натурой, чем мужчины, и мужчины  должны обходиться с ними соответственно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.