На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Природа и назначение женщины в Исламе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 
     Введение…………………………………………………………………..3 

     Глава  I. Ислам как одна из трех мировых религий
     § 1. История возникновения ислама………………………………….7

     §2. Коран и его роль в жизни  мусульман……………………………..9

     §3. Ислам в современном мире……………………………………….10

     Глава II. Женщина в исламе.
     §1. Происхождение и назначение женщины в исламе…………….13
     §2. Отношения женщин и мужчин…………………………………...19
     §3. Социальная сфера жизни мусульманской женщины…………...21
       3.1. Брак и развод…………………………………………………….21
       3.2. Экономическое положение женщины…………………………28
     §4. Духовный мир мусульманской женщины: внутренний и
            внешний хиджаб………………………………………………….36 

     Заключение…………………………………………………………...41
     Библиография ……………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования. В современном мире более полмиллиарда женщин соблюдают требования исламских норм, т.к. проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной жизни, а так же состояние женских прав в целом рассматриваются через зеркало религии.
     Иными словами, контекст прав женщин определен  на основе шариата, интерпретируемого  мусульманскими богословами - традиционалистами посредством государственного законодательства. Влияние религиозной догматики зачастую имеет серьезные отрицательные последствия для социально – правового статуса женщин в этих странах.
     Вопрос  о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательным  решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований и не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в исламе. В историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках курсовой работы представляется возможным рассмотреть лишь некоторые основные вопросы этой сложной проблемы.
     В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, т.к. положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастание интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблемы, связанной со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порожденных в последние годы в условиях возрастающего общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.
     Степень разработанности  проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признан одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.
     Наряду  с другими проблемами в отечественной  исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60 г. XX в. рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С., Пальванова Б., Вагабов М.В., и ряд других авторов1.
     Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщины в обществах с высокой степенью религиозности.
     Самое широкое отражение тема статуса  женщины в исламе находит в  зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а так же с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире, другие подвергают их критике.
     Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе.2
     Другие же подвергают критике некоторые положения социально-правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностное сравнение между положением женщины в шариате и ее статусом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше.3
     Цель  и задачи работы
     Цель  настоящей работы состоит в выделении основных философских идей по теме «Природа и назначение женщины в исламе».
     Общая цель работы конкретизируется следующими задачами:
    кратко рассмотреть ключевые моменты ислама как одной из трех мировых религий (историю возникновения, роль Корана, и ислам в современном мире);
    проанализировать происхождение и назначение женщины в исламе;
    обозначить особенности взаимоотношений женщин и мужчин в исламе;
    показать роль мусульманской женщины в социальной сфере на примере аспектов брак и развод, экономическое положение,
    показать роль сознания и бессознательного в человеке;
    выделить основные идеи духовного мира мусульманской женщины и с этой целью рассмотреть внутренний и внешний хиджаб.
 
     Методологические  принципы и  методы исследования.
     В работе использовались следующие методы: исторический, сравнение, анализ и синтез, герменевтический.
     Объект  и предмет исследования.
     Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама, монографии, и статьи, посвященные истории и философии ислама.
     Предметом исследования является природа и назначение женщины в исламе.
     Научная новизна исследования. Обобщение исследовательского материала по заявленной проблематике работы.
     Структура курсовой работы представлена данным введением, двумя главами, состоящими из 7 параграфов, заключением и списком использованной литературы.
      
     На  защиту выносятся  следующие тезисы:
    Развитие духовных и нравственных качеств женщины тесным образом связано с её назначением. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Наиболее добродетельными качествами являются: равнодушие к мирским благам, верность и преданность, забота о доме и детях, терпение, и многие другие.
    В мусульманской концепции семья считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа.
    Главной ролью женщины в исламском обществе является материнство. Женщина зарабатывает себе на пропитание и достойное существование семейным трудом. Обязанностью женщины является воспитание детей, и в этом смысле ее обязанности по отношению к детям выше, чем обязанности отца.
 
Глава  I. Ислам как одна из трех мировых религий

     §1. История возникновения  ислама

     Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья  (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
     Под влиянием внешних и внутренних факторов складывались новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекали все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждали идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.
     Одним из важнейших,  хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня,  почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов.  Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом.         
     Мухаммед  родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш.  Рано осиротел,  (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот,  участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.
     Во  время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими  монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание,  нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.
        В возрасте сорока лет Мухаммеду  впервые стали являться видения,  слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более определенные. Первые,  кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья, уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.
     Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно  быстро распространятся в Мекке  и за ее пределами. Однако большинство  мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане  (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке  становилось невозможным.
     Пятнадцатого  июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.
     Если  в Мекке Мухаммед был лишь посланником  Аллаха, духовной главным  главой небольшой  общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.             
     Дата  переселения в Медину считается  у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Он был превращен из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха. 

     §2. Коран и его  роль в жизни мусульман

         
     При жизни пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не вели. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман Корана (с арабского – то, что читают, произносят), впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов.
     На  основе Корана мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского – «правильный путь») – комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.
     Наиболее  краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха4, и Муххамед - его посланник.
     Вера  в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу  относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в  течение месяца по лунному календарю   (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.
     Основные  черты мусульманского культа в частности  предписаний, зафиксированных в  пяти «столпах», сложившихся при  жизни Мухаммеда, в мединский  период. В Медине возникло первое мусульманское  культовое здание – мечеть (первоначально это был дом пророка).
     В мединских сурах Корана зафиксированы  основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной  жизни (пищевые запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность.

     §3. Ислам в современном  мире

 
           В современном  мире ислам занимает второе место по численности последователей  (более 800 миллионов человек), большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство, лишь в Ираке и Иране.  Из более 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения. В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в  их название.
     Во  многих странах, где распространен  ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существуют и целая сеть международных  исламских организаций (Организация исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозной  - культурной сфере, часть – в политической, некоторые в сфере экономики.
     Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений (медресе).
     В России, в ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.
     Со временем ислам приобрел статус мировой религии. Более 800 млн. человек исповедуют ислам в разных странах мира. Странами с почти стопроцентным мусульманским населением являются Афганистан, Алжир, Иран, Ливия, Мавритания, Марокко, Сомали, Турция и все государства Аравийского полуострова. К странам, в которых мусульмане составляют около или более 90%, относятся Египет, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Ирак, Иордания, Нигер, Пакистан, Сенегал, Таджикистан и Тунис. В Азербайджане, Бангладеш, Туркменистане и Узбекистане 85% населения – мусульмане. Больше половины населения мусульмане составляют в Албании, Чаде, Казахстане, Киргизстане, Ливане, Малайзии, Мали, Судане и Сирии. Население Индии на 14% мусульманское, большое число мусульман проживает в России и Китае. Значительные мусульманские общины имеются в Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии и на Филиппинах. Многие мусульмане живут в различных странах Африки. В Нигерии они составляют почти половину населения, мусульманские общины имеются в Эфиопии, Танзании, Кот-д'Ивуаре, Камеруне и Буркина-Фасо.
      Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость защиты ислама. Что-то явно неладно – если не с самим исламом как религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.
     Материал  главы позволяет сделать ряд  выводов.
     Зародившись в VII веке нашей эры, ислам прошел стадию становления во время которой сформировались основные религиозные тексты. Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.
     Характерная особенность мусульманской религии  состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. 
 
 

Глава II. Женщина в исламе. 

     Ислам оказал более положительное воздействие
     в плане улучшения  положения женщины,
     чем многие наши европейские  законы
     Гюстав  Флобер5
     §1. Происхождение и назначение женщины в исламе 

     В достоверном хадисе излагаются слова  пророка: «Если человек верует в Аллаха и последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо».6
     Хава (Ева) – первая женщина, жена первого  человека, была создана из самого Адама. Хава была сотворена из плоти Адама, так же как и Адам был создан из праха земного. В сотворении Хавы из плоти Адама есть ясное доказательство большой близости женщины к мужчине, поскольку она по своей сути есть часть его.
     Данный  хадис представляет собой наставление  и поучение, обращенное именно к  мужчинам в их отношении к женщинам. Употребление в хадисе слова «искривление» является образным, чтобы подчеркнуть особенность характера женщины. И если требуется оказать воспитательное воздействие на женщину, то со стороны мужа необходима мягкость и тактичность. В противном случае ребро может сломаться, а «сломать» женщину значит развестись с ней.7
     Итак, что же имеется в виду под природой женщины помимо вопроса о ее происхождении? Это совокупность определенных качеств духовных и социальных, которые присущи только женщине.
     В доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин, и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства, и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать. Ну а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим горем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим «божествам», либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание.
     Причем  такая жестокость по отношению к  женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно.
     Большинство людей думает, что любая религия  направлена на подчинение женщины мужчине. Любое вероучение патриархально, создавалось, утверждалось и развивалось мужчинами. Оно рассматривает женщину как существо несовершенное, приземленное, потому более греховное, зависимое, нуждающееся в контроле. Такое заблуждение возникло оттого, что изучалась не сама религиозная концепция роли женщины, а ее реализация в определенные исторические периоды8. В рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах отношения собственности, социальные структуры и институты опирались на власть и диктат отца, главы рода и семейства. Они нуждались в религиозно-богословском оправдании патриархата.
     Ислам более чем другие религии, всегда воспринимался как царство мужского духа. Для того чтобы понять специфику исламской идеи равенства мужчин и женщин, нам следует обратиться к первоисточникам – Корану и хадисам, так как они и по сей день являются базой для определения положения женщины в семье, в обществе, в экономических, правовых и межличностных отношениях.
     Ислам, в отличие от других монотеистических религий, с самого начала совершенно определенно утверждает равенство  мужчин и женщин. Это утверждение  записано на скрижалях Корана. Мужчины и женщины являются равным творением Всевышнего, созданы для того, чтобы выполнять равные обязанности, главной из которых является ибада – религиозное поклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. В исламе отсутствует идея вины женщины за грехопадение. В отличие от иных монотеистических религий, на представителях рода человеческого не лежит роковая вина первородного греха, так как Аллах прощает людей и возвращает их в первоначальное состояние чистоты – фитра9.
     В вероучении ислама религиозность человека является фундаментом его жизненного пути. Религиозность, благочестие – главные характеристики человека, которые пронизывают все виды взаимоотношений в социуме, служат мерилом личности. Мужчина и женщина в исламе оценивают свое жизненное предназначение, опираясь на догматы Корана. Поэтому различия между мужчиной и женщиной в исламе, их жизненные цели, различные права и обязанности, отношения, которые складываются между ними в процессе жизнедеятельности, строятся на религиозных принципах, носят сакральный характер.
     Если  целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных  с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы женщины смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Причем в исламе женское предназначение рассматривается даже выше, чем мужское.
     В мусульманской концепции семья  считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная  работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа. Женщина, мать, выступает как полная домоправительница. В ее распоряжении все домочадцы – всю домашнюю работу выполняют дочери и невестки, сыновья и муж осуществляют закупки, за младшими детьми присматривают старшие дети. Женщина занимается тем, что распределяет ежедневные обязанности, следит за своевременным исполнением молитвы и других ритуалов, принимает гостей. В ее руках находится семейный бюджет, она определяет все повседневные расходы.
     Главной ролью женщины в исламском  обществе является материнство. Женщина зарабатывает себе на пропитание и достойное существование семейным трудом. Обязанностью женщины является воспитание детей, и в этом смысле ее обязанности по отношению к детям выше, чем обязанности отца. Отсюда следует – и на это указывают наиболее авторитетные шейхи современного мусульманского мира, – что права женщины в отношении детей и обязанности детей по отношении к матери выше, чем по отношению к отцу. На мать возложена большая степень ответственности, чем на отца, и на детей — большая степень ответственности в отношении матери.
     Один из сподвижников Пророка спросил его, кого больше всех он должен почитать в этом мире. Пророк ответил ему: «Свою мать». Трижды задавал этот вопрос сподвижник Пророку и трижды получал тот же ответ. И только когда он спросил его в четвертый раз: «Ну, а потом кого я должен почитать больше всего в этом мире?» — Пророк ответил: «Своего отца»10.
     Роль  женщины в обществе, так же как  и мужчины велика и обширна. На женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.
     Женщина - это мать, сестра, дочь и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируется. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: "Рай находится под ногами матерей"11, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины - мусульманина в вечности. Что касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как "Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него".12 От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения13.
     У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами.
     При желании женщина-мусульманка с  согласия мужа или родственника, который  отвечает перед Аллахом за сохранность  ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать  в общественной и политической жизни общества, работать в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария.
     И сегодня мусульманка общественно  активна: женщины в исламском  мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) "с головой уйти" в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться "на ней". Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более, что Шариат14 не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.
     Подведем итог: Развитие духовных и нравственных качеств женщины тесным образом связано с её назначением. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Наиболее добродетельными качествами являются: равнодушие к мирским благам, верность и преданность, забота о доме и детях, терпение, и многие другие. 
 
 

     §2.Отношения  женщин и мужчин. 

     Баз ибн Хаким сообщил:
     “Я  поинтересовался  у Пророка 
     (да  благословит его  Аллах и приветствует)
       о том, как должно  обходиться с женщинами, 
     и он сказал:
     “Корми  их так, как кормишься  сам,
     одевай  их так, как одеваешься сам,
       а еще не бей  их и не осыпай  упреками” 15 

     В исламском обществе царит дух  как индивидуальной, так и коллективной ответственности перед Аллахом, очертившим границы для человеческого поведения. Во исполнение этого принципа ислам принимает строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и институтов, особенно института семьи. Ислам защищает честь и достоинство женщины и требует, чтобы к ней относились с уважением. К ней следует относиться как к личности, чья сексуальность не является предметом ее отношений с кем-либо, кроме ее мужа. Он не должен делить ни с каким другим мужчиной ее красоту и женскую привлекательность. Это же правило действует и в обратном направлении, за исключением полигамного брака, когда каждая жена имеет равное право на мужа по всем аспектам. Будучи основан на этих общих правилах, ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля поведения мусульман.
     Первый из этих принципов - это запрет свободного общения мужчин и женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт имеют специальные отделения для женщин и мужчин. Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они, приходя в гости, не встречаются с членами семьи мужского пола.
     Второй  принцип состоит в том, что, если такое общение все же происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в своих речах и поведении. Женщина может быть либо деловой и целеустремленной, либо всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою красоту. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере.
     Третий  принцип, регулирующий взаимоотношения полов в исламе, гласит, что мужчине и женщине, не состоящим в браке или в махрамном родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине.
     Четвертый принцип состоит в том, что мусульманка должна скрывать от мужчины привлекательность своего тела при помощи строгого одеяния. В кругу семьи она может одеваться свободно и украшать себя. Более того, ислам весьма поощряет ее к этому, чтобы таким образом она была привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин-мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в присутствии мужчин, она обязана носить скрывающее одеяние, чтобы все, кто ее видит, понимали, что она порядочная, скромная и честная женщина.
     Добропорядочная мусульманская женщина, носящая  не привлекающую внимания одежду, символизирующую  ее женственность, заслуживает уважения мужчин.
     Исламская концепция женственности может  быть лучше всего понята именно в  таком контексте. Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической красотой и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, то есть ее ценность для общества определяется человеческими достоинствами. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери. 
 

     §3.Социальная сфера жизни мусульманской женщины. 

                                                                                             “... они — одеяние для вас,
                                                                                             а вы — одеяние для них...” 16
     3.1 Брак и развод.
     Ислам рассматривает брак не как некое  “таинство”, а как договор о  совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода. Брак не должен быть ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством “тюремного заключения” женщины и грубого обращения с ней. Он призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям.
     Семейная  жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в исламской системе  жизни придается огромное значение, что однозначно осознается подавляющим  большинством мусульман во всем мире.
     Выбор спутника жизни в мусульманском  мире резко отличается от принятого  на Западе. Поскольку ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того.
     Выбор брачного партнера производится чаще всего родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в махраме17 находиться друг с другом наедине.
     Брак  в исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов по обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям ислама.
     Ислам отводит руководящую роль в семье  мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке.
     Жена  является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной  за дела семьи, физическое и эмоциональное  благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке.
     В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований.
     Ислам признает, что женщины обладают более  тонкой, чувствительной и эмоциональной  натурой, чем мужчины, и мужчины  должны обходиться с ними соответственно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.