На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие туризма в Дагестане

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Основные понятия и организационно-экономический
механизм  управления развитием  туротрасли………………………….5
      Индустрия туризма и туристский рынок………………………………5
      Организационно-экономический механизм управления
развитием туризма…………………………………………………….........9
      Экономическое значение туризма…………………………………….12
Глава 2 Организационно-экономические аспекты развития
туротрасли в Дагестане…………………………………………………16
2.1 Потенциал  развития туристско-рекреационного  комплекса республики Дагестан……………………………………………………….16
2.2  Анализ развития туризма в республике Дагестан………………….20
Заключение……………………………………………………………….25
Список  литературы……………………………………………………….27 

Введение
    Туризм  представляет собой крупную сферу  национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время  путешествия и отдыха, а с другой - может обеспечить подъем экономики  региона при создании эффективной  системы регулирования данной отрасли.
    Современные тенденции в развитии туризма  свидетельствуют о возрастании  его влияния как на мировую  экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и  регионов. Для повышения эффективности  туристской деятельности необходимо разработать  целостную систему управления, отвечающую современным и перспективным  требованиям динамичного развития. Целевая привязанность туризма  к ресурсному потенциалу определенного  пространства является основой выделения  и проектирования территориальных  туристских рекреационных комплексов с формированием определенного  организационно-экономического механизма управления.
    Развитие  туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий в его  организационной структуре, направлениях развития. С одной стороны, состояние  его оценивается как кризисное, что связано с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, ухудшением материальной базы туристической отрасли. С другой стороны, отмечаются высокие темпы  строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым  стандартам, значительное увеличение зарубежных поездок россиян и  числа туристских организаций по всей территории России.
    Противоречивость  данных о развитии туризма, неопределенность в перспективах его развития как  в целом в Российской Федерации, так и в регионах, при наличии  большого потенциала, дают возможность  говорить о необходимости научного поиска, анализа и обоснования  предложений для этой сферы экономики.
    В качестве целевых методов управления туризмом выступают программно-целевой  подход и бизнес-планирование, характеризующиеся  постоянным расширением сфер применения, повышением эффективности управленческих решений и реализации мероприятий.
    Экономическая структура туризма, как правило, региональная, т.е. привязана к определенной территории. Туризм как объект управления может иметь несколько центров  в регионе или быть межрегиональным. В этом смысле туризм есть региональная или территориальная система. Региональная система туризма привязана в  большей степени к административно-территориальным  границам, территориальный туристский комплекс - к природным и культурным комплексам.
    Становление в Российской Федерации рыночных отношений в сфере туристского  обслуживания привело к формированию и быстрому развитию отдельного направления  исследований в рамках региональной экономики, посвященного проблемам  управления туристскими рекреационными комплексами.
    Объект  исследования туристская отрасль Дагестана 
    Предмет исследования математическая модель.
        Цель исследования построить и рассчитать математическую модель на основе показателей развития туротрасли РД.
     В соответствии с указанной целью  поставлены и решены следующие задачи:
     1. Подобрать необходимую математическую  модель;
     2. Собрать статистические данные;
     3. Произвести расчеты показателей  на основе имеющихся данных;
     4.Проанализировать  основные параметры модели и  дать их интерпретацию;
     5. Проверить значимость построенной  модели;
     6. Сделать расчет прогнозных характеристик;
     7.Провести  статистический анализ показателей  деятельности предприятий малого  бизнеса. 
 

 


    Глава 1 Основные понятия  и организационно-экономический механизм управления развитием туротрасли 

    1.1 Индустрия туризма и туристский рынок
    Любая экономическая деятельность характеризуется  определенным временем, местом, где  она осуществляется, технической  стороной, т.е. способом использования  производственных факторов, наконец, количеством  и видами товаров и услуг, их реализацией.
    Сложную систему туристского обслуживания следует рассматривать как входящую, наряду с другими одноранговыми системами, в суперсистему народного хозяйства. Система "народное хозяйство" формирует потребности и платежеспособный спрос на туристские услуги и товары, управляет целевым назначением индустрии туризма, финансовым, материально-техническим, трудовым, нормативно-правовым обеспечением ее деятельности, организует связь с другими одноранговыми системами.
    Индустрия туризма – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материальной и нематериальной сфер производства, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров  и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристско-рекреационных  ресурсов и создание материально-технической  базы туризма1.
    Условно выделяют 3 группы предприятий, учреждений и организаций индустрии туризма:
      Учреждения, осуществляющие комплексное туристско-экскурсионное обслуживание на маршрутах и по месту отдыха (турбазы, гостиницы, санатории, кемпинги и т.д.; сеть бюро путешествий, экскурсионных бюро (за рубежом – туроператоров, турагентств), реализующих туры и отдельные услуги населению по месту жительства и отдыха; специализированный транспорт, осуществляющий туристско-экскурсионные перевозки; предприятия и учреждения в местах отдыха и центрах туризма, обеспечивающие туристов оздоровительными и другими услугами, а также сувенирами и другими товарами и услугами туристского спроса (бальнеолечебницы, специализированные магазины и т.п.).
      Предприятия, учреждения и организации, предоставляющие в местах отдыха и туризма как туристам, так и местному населению различные услуги – бытовые, культурно-познавательные, торговые и др. (пассажирский транспорт, гостиницы, поликлиники, больницы, магазины, кинотеатры, клубы и т.п.).
      Промышленные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие создание и эксплуатацию материально-технической базы туризма и поставляющие для нее орудия труда, сырье, инвентарь, снаряжение и другие товары индивидуального пользования, а также учреждения, готовящие квалифицированные кадры для сферы туризма".
    Туристский  рынок обладает рядом специфических  особенностей. Если в цену товара на мировом рынке входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского рынка от традиционного товарного и других рынков. Транспортные расходы туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость путешествия и входят в общую цену туристских услуг.
    На  туристский рынок существенное влияние  оказывает подвижность туристов, зависящая от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные  ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных  культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.
    Конъюнктуру на мировом туристском рынке определяет спрос на туристские услуги, который  отличается большой нестабильностью  во времени и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с местным рынком, а  выступает как составная часть  общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование  определяется конъюнктурой этих рынков.
    Отрасль туризма – это сложный комплекс организаций общественного и  коммерческого секторов, обычно выступающих  посредниками между публикой и туристическими продуктами2. Многие туристы путешествуют самостоятельно, так что промоушн не должен быть нацелен исключительно на туристическую отрасль. Тем не менее, существуют некоторые важные преимущества сотрудничества с туристической отраслью.
    Непосредственно влиять на независимых посетителей  бывает сложно, поэтому взаимодействие с туристической отраслью часто  представляется более легким путем  повышения числа посетителей  и гостей.  
Туристическая отрасль является экономически чрезвычайно эффективным методом маркетинга – она обладает множественной покупательной способностью, так что, однажды определив основное лицо, принимающее решение, вы можете ожидать, что оно привлечет многочисленных туристов, как единичных, так и коллективных.

    В организации туристической отрасли, как правило, заказывают услуги загодя. Таким образом, они могут сформировать неплохой стержневой бизнес, что позволит спланировать комплектование штатов –  как, например, обстоит дело с турами в Турцию. Благодаря тому, что группы и организации туристической отрасли делают заказы заранее, это зачастую более надежные клиенты, чем отдельные лица. Например, парковые аттракционы несут убытки от снижения числа посетителей в плохую погоду, но группы, сделавшие заказ заранее, посетят аттракцион все равно.
    Для организации туристической отрасли  можно склонить сделать заказ  на посещение в «не пиковое» время, когда других посетителей меньше. Хотя группы, как правило, требуют  скидок или комиссионных, порой они  готовы платить дополнительно за нестандартные услуги, такие как  неофициальные поездки и расширенные  экскурсии.
    Сущность  и значение качества туристского обслуживания
    Проблема  качества обслуживания в туризме - одна из самых актуальных в развитии этой отрасли народного хозяйства. На международном туристском рынке  качество обслуживания – самое сильное  оружие в конкурентной борьбе. Туристы, которые довольны обслуживанием  в гостиницах, ресторанах, бюро услуг, туристских комплексах определенных стран, становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти  места, способствуя увеличению потоков  туристов, создавая высокую репутацию  понравившимся им туристским районам. Качество обслуживания в конечном счете способствует повышению экономической эффективности туризма.
    Комплексный характер туристской деятельности затрудняет установление единого показателя оценки качества обслуживания. Влияние ряда факторов экономического, организационного, технического и т.д. характера не позволяет измерить качество обслуживания в различных видах туристской деятельности по одному и тому же показателю. Многоплановый характер туризма  предполагает применение всеохватывающего критерия оценки, который объединил  бы в себе общее, специфическое и  единичное процесса обслуживания. В  этом отношении немало сделано в  разных странах.
    Качество  как экономическая категория  выражает производственные отношения, возникающие при создании и использовании  полезных свойств предметов и услуг, и возможности удовлетворения общественных потребностей при общественно необходимых затратах труда. Если продукты и услуги общественно не необходимы, то качество не проявляется. Из этого следует, что качество есть экономическая категория, проявляющаяся в непосредственной связи с потребительной стоимостью. 

    1.2 Организационно-экономический механизм управления развитием туризма в регионе
    Организационно-экономический механизм рассматривается как способ организации и функционирования экономики региона. Организация экономики в регионах должна отличатся как динамическими, так и структурными характеристиками, которые призваны обеспечить ее нормальное функционирование. Динамические характеристики, выраженные в формах организации экономики, представляют собой способ «существования» экономической региональной системы
    Можно выделить следующие наиболее важные составляющие организационно-экономического развития региона в рыночных условиях:
    - организационные структуры региональной  экономики; 
    - размещение производительных сил; 
    - исторически сложившиеся традиционные  виды производственно-хозяйственной  деятельности;
    - характеристики условий хозяйствования  предприятий и организаций; 
    - степень государственного вмешательства  в рыночную экономику региона; 
    - характеристика предпринимательской  активности населения; 
    - наличие и недостаток экономических  ресурсов производства;
    - экономические связи между регионами; 
    - неоднородность экономического  пространства региона; 
    - экологическая обстановка и т.д. 
    Организационный аспект регионального управления необходимо рассматривать в контексте общенационального  государственного устройства, национальной экономики.
    Организационно-экономический механизм развития региона предполагает разработку и реализацию общего методологического подхода его применения, соответственно для отдельных секторов экономики - специализированного методологического комплекса.
    Специфика организационно-экономического механизма развития туризма в регионе основана на особенностях туристской сферы.
    Туризм - особая форма передвижения людей  по маршруту с целью посещения  конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса; вид  путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей.3 Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения. Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную - формирование чувства коллективизма, нравственных и эстетических качеств; образовательную - закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории, знакомство с культурой и традициями стран и народов мира; оздоровительную - соблюдение оптимального режима нагрузок, использование благотворного воздействия природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптационных возможностей, поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности; спортивную - создание базы обшей физической подготовки, специальная подготовка по туристской технике, достижение максимальных результатов в туризме.
    Туризм  способен оказывать активное влияние  на экономику региона, в котором  он развивается, его социальную и  гуманитарную основы. В настоящее время туризм — это активно развивающаяся и приносящая большие доходы отрасль. В России состояние туризма нельзя признать удовлетворительным. Как свидетельствуют данные социологических исследований, только 25 % взрослого населения страны имеет возможность проводить свой отпуск по путевке в каких-либо учреждениях отдыха или туризма. Путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха; средство культурного и социального развития личности. В туризме сочетаются различные аспекты рекреации (оздоровление, познание, общение), направленные на восстановление сил человека. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием внутренний (национальный) туризм, а за ее пределами — иностранный (международный) туризм. В зависимости от средств передвижения и видов транспорта различают водный, пешеходный, лыжный, конный, железнодорожный, вело-, мото- и авиатуризм. Принято выделять также туризм организованный, когда путешествие совершается по заранее разработанному туристским учреждением маршруту. В Российской Федерации насчитывается несколько десятков тысяч экскурсионных объектов, посещение которых предусмотрено многочисленными туристскими маршрутами.
    Туризм  охватывает деятельность лиц, которые  путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с  целью отдыха, деловыми и прочими  целями. Обычная среда какого-либо лица относится к определенному  району вокруг его местожительства  и всех остальных мест, которые  оно часто посещает.
    Концепция комплексного управления сферой туризма  в структуре территориального деления  основывается на уже известных положениях и вновь выдвигаемых обоснованиях. Так, общепринятой является рекреационный подход, который включает ряд основополагающих моментов: оценку природно-ландшафтного комплекса; состояние экологии местности, памятников истории и культуры региона и многое другое. К сожалению, в России благоприятные туристские рекреационные ресурсы занимают менее 10 % ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и потребуется много лет для их воспроизводства.   

1.3 Экономическое значение туризма
    Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют  друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно.
    Факторами положительного влияния  являются:
      рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;
      более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;
      стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.
    Факторами отрицательного влияния  на туризм являются:
      экономические кризисные явления;
      рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;
      нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка российского жителя за рубеж будет стоить дороже.
    Туризм  оказывает большое воздействие  на экономику региона, в котором  он развивается. Можно выделить три  основные направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.
    Экономическое значение туризма. Как экономическое  явление туризм рассматривается  с двух сторон:
      как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;
      как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового
В современном  мире туризм:
      имеет индустриальную форму;
      выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
      характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
      является пионером хозяйственного освоения новых районов;
      выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;
      совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
    Известно, что доход от иностранного туризма  в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами.
    Доходы  от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.
    Туристские  расходы включают оплату:
      комплексных поездок;
      пакетов услуг на отдых и туры;
      размещения;
      питания и напитков;
      транспорта;
      рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;
      потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
      медицинского обслуживания и др.
    Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.
    Сферами воздействия туризма на экономику  страны и общество в целом являются:
      Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;
      Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.
      Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.
    Благодаря туризму развиваются местные  предприятия, в том числе:
      культурные и развлекательные ( музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;
      транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);
      предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).
    Производственная  инфраструктура. Туризм создает структуру  отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для  местного населения. Появление новых  туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и  развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.
    Деньги, потраченные туристами в месте  пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход  ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия.
    Таким образом, в результате первичных  доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением. 
 

 

Глава 2 Аспекты экономического развития туротрасли Дагестана 

    2.1 Потенциал развития туристско-рекреационного  комплекса
    Дагестан  по своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов является одним из перспективных  регионов России для развития индустрии  туризма и отдыха.
    Туритско-рекреационная деятельность в Республике Дагестан можно рассматривать, как альтернативу другим видам бизнеса и его развитие будет способствовать изменению структуры хозяйства в сторону уменьшения зависимости от сырьевой направленности экономики.
    Развитие  туризма является органической частью государственной стратегии России в условиях трансформации экономики, направленной на сокращение разрыва  с другими странами в уровне развития индустрии досуга и развлечений. Его также следует рассматривать  как реализацию возможности интеграции российского туризма в мировой  рынок туристических услуг.
    Особо полезными формами туризма являются поездки с оздоровительными и  образовательными целями, а также  для культурных обменов, также паломничество. Весьма важными направлениями являются развитие семейного, молодежного и  студенческого туризма, а также  туризма для пожилых лиц и  инвалидов.
    Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные  условия, уникальные водные ресурсы, наличие  большого числа объектов историко-культурного  наследия при активной государственной  поддержке могут обеспечить быстрое  развитие туристской сферы и стать  существенным фактором конкурентоспособности  республики.
    Помимо  весьма разнообразных предгорных и  горных ландшафтов, а также теплого  Каспийского моря с его песчаными  пляжами, территория Дагестана выгодно отличается своими климатическими условиями и ценными минеральными водами и лечебными грязями различного химического и газового состава.
    По  привлекательности ландшафтов, особенно по сочетанию климатических, природных, исторических и культурных показателей, западное побережье Каспийского  моря не уступает Черноморскому побережью  Кавказа. Число солнечных часов  в году на дагестанском побережье  составляет 20004.
    Каспийское  море в пределах Дагестана характеризуется  мелководностью. В прибрежной полосе, на расстоянии 70-100 метров от берега глубина в основном не превышает 1,5 м.
    Республика  Дагестан располагает уникальным и  многообразным комплексом рекреационных  ресурсов, такими как цитадель «Нарын-кала», Великая Кавказская стена «Дагбары» с остатками башен (VI век), мавзолей ханов (VIII век) (г.Дербент), древние сооружения в окрестностях Кала-Корейш (IХ-Х век) и другие.
    К туристским ресурсам Дагестана относятся  также своеобразная архитектура  горных аулов и художественные промыслы (ковроткачество, ювелирное и гончарное  производство, инкрустация по дереву, медночеканное и лудильно-паяльное производство).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.