На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит операций с ценными бумагами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА «Финансы и Кредит» 
 
 
 
 
 

                                             Курсовая работа
по дисциплине «Аудит»
Тема: Аудит операций с ценными бумагами  
 
 

                       

                 
                          Выполнил: студент 5-го курса
                          группа 502
                                                            Разгоев В.Г.
                           Проверил:   
                          к.э.н Панасюк  А. А. 

                                                Москва
                                                 2010
                                           Содержание
Введение……………………………………………………………………...………4
ГЛАВА 1. Планирование аудиторской проверки и определение процедур для сбора информации……………………………………………………..…………….5
      Теоретико-методологические основы разработки этапов планирования аудиторской проверки………………………………………………………..……...5
      Проведение исследований в аудите………………………………………...……..11
1.2.2. Информационная база аудита операций с ценными
бумагами………………………………………………………………...…………..11
1.2.3 Оценка  системы внутреннего контроля…………………………...………..13
1.2.4 Программа  аудита операций с ценными  бумагами………………………...14 

ГЛАВА 2. Методика аудиторской проверки операций с ценными бумагами……………………………………………………………...……….…… 15
2.1       Цель и задачи аудита операций с ценными бумагами……………...……15
2.2     Проверка правильности отнесения активов организации к ценным бумагам и выбора методики учета………………………………….......................17
    2.2.1 Проверка отражения операций поступления и выбытия ценных бумаг…………………………………………………………………………...……17
    2.2.2  Проверка аналитического учета ценных бумаг…………………...….....18
2.3     Законодательная база и методология  аудиторских проверок…………….18 

ГЛАВА 3. Действия аудитора при выявлении  искажений бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………….…….34
3.1 Проверка оформления первичных документов по учету ценных бумаг……………………………………………………………………………...…34
   3.1.1 Проверка правильности оценки ценных бумаг……………………...…...35
   3.1.2 Проверка правильности проведения инвентаризации ценных бумаг…………………………………………………………………………..…….35
   3.1.3 Проверка операций по образованию резерва под обесценение вложений в ценные бумаги…………………………………………..………………………...35
3.2 Степень  существенности по видам выявленных  нарушений по объекту…………………………………………………………………………...….36
Заключение……………………………………………….........................................40
Список  используемой литературы………………………………. …………….....42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение
В России идет процесс интенсивного формирования фондового рынка. Итогом массовой приватизации стало создание новых экономико-правовых механизмов и институциональных  структур: корпоративного сектора экономики, биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг и т. п. Все больше российских предприятий используют в своей деятельности ценные бумаги – в целях получения дохода, привлечения  дополнительных, в том числе заемных, средств, осуществления расчетов.
     С другой стороны, ценные бумаги – это особая форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной, и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого. Суть ее состоит в том, что у владельца сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. То есть, ценные бумаги являются разновидностью т.н. фиктивного капитала, и в условиях быстротечности, высокой степени риска хозяйственных операций, сложности финансового положения большинства субъектов хозяйствования существует объективная необходимость в получении достоверной информации о их наличии у предприятия, их стоимости и движении, законности ведения операций с ними. Ошибки и искажения при учете  операций с ценными бумагами в случае их существенности могут значительно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности и нанести значительный материальный ущерб экономическому субъекту.
Предотвратить подобные негативные последствия может  грамотный бухгалтерский учет и  аудиторская проверка операций с  ценными бумагами. Рассмотрение этих вопросов является целью данной курсовой работы. 
 
 
 

  ГЛАВА 1. Планирование аудиторской проверки и определение процедур для сбора информации.
     1.1 Теоретико-методологические основы  разработки этапов планирования  аудиторской проверки: предварительного планирования и выработки стратегии (общего плана) и тактики (программы) аудита.
     Понятие «аудит» происходит от латинского audio – слушаю. Аудитор – выслушивающий, слушающий. В настоящее время это понятие стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой - либо деятельности.
     Правовые  основы регулирования аудиторской  деятельности в России определяется Федеральным законом «Об аудиторской  деятельности» от 30 декабря 2008 года №307 – ФЗ. Данный закон определяет аудиторскую деятельность (аудиторские  услуги) как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих  аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, а так же аудит как независимую  проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения  мнения о достоверности такой  отчетности.1
     Задачами  аудита являются:
     1. оказание помощи управляющим  органам организации путем выработки  рекомендаций по устранению недостатков  и нарушений;
     2. оценка:
     - уровня организации бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;
     - правильности и законности совершения  бухгалтерских записей;
     3. ориентирование организации на  будущие события, которые могут  повлиять на хозяйственную деятельность;
     4. выявление резервов роста финансовых  ресурсов организации;
     5. проверка соблюдений действующего  законодательства в области налогообложения;
     6. подтверждение достоверных отчетов  или констатация их недостоверности.
     Согласно  Федеральному правилу (стандарту) аудиторской  деятельности №3 «Планирование аудита»  является самостоятельным и обязательным этапом аудита, заключающимся в определении  стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской  программы и конкретных аудиторских  процедур2.
     Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:
      - это дает аудитору возможность  получить достаточное количество  свидетельств о положении дел  клиента; 
     - поможет удержать в разумных  пределах затраты на аудит;
     -  позволит избежать недоразумений  с клиентом.
     Задачами  планирования аудита являются:
     1. установление этапов и сроков  работы с клиентом;
     2. определение: 
         - затрат;
         - разделов аудита, имеющих наибольшее  значение для формирования                                                                                                                                                          аудиторского мнения;
     3. рациональное использование рабочего  времени специалиста;
     4. подготовка адекватной рабочей  группы специалистов для работы  с клиентом; 
     5. определение разделов аудита, имеющих  наибольшее значение для формирования  аудиторского мнения; 
     6. распределение между специалистами  разделов аудита, обязанностей и  ответственности; 
     7. создание условий для осуществления  последовательного контроля за  аудитом;   
      8. обеспечение взаимодействий с  бухгалтерией аудиторской фирмы  по вопросам финансового планирования.
     Период  планирования занимает время с момента  получения письма приглашения к  аудиту и до заключения договора на проведение аудита в организации.
     Процесс планирования аудита как начальный  этап:
     - определение сроков проведения  проверки;
     - разработку плана с определением  объема аудита и графических  схем;
     - составление аудиторской программы,  конкретизирующей объем, виды  и последовательность аудиторских  процедур.
     Процесс планирования должен отвечать следующим  принципам:
     1. комплексности – предполагает  взаимосвязь и согласованность  всех этапов планирования –  от предварительного планирования  до составления общего плана  и программы аудита;
     2. непрерывности – выражается в  последовательном проведении этапов  планирования в определенные  для этого сроки;
     3. оптимальности – предполагает  наличие большого количества  вариантов достижения минимальных  потерь при проведении аудита.
     Этап  планирования аудиторской проверке в организации проходит следующие  самостоятельные стадии:
     - предварительное планирование аудита (предполагает согласование с  руководством проверяемого лица  организационных вопросов, получение  информации об объекте, а также  формирование рабочего коллектива  для проведения проверки);
     - общий план аудита;
     - программа аудита.
     Общий план аудита – руководство в осуществлении  программы аудита. В общем плане  аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В  процессе планирования затрат времени  аудитору необходимо учесть:
     1. учесть уровень существенности  проблем;
     2. указать на производственные  оценки рисков аудита;
     3. рассчитать реальные трудовые  затраты;
     4. рассмотреть вопросы распределения  аудиторов по конкретным участкам  аудита.
     В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы  внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует  аудиторскую выборку. Составной  частью общего плана являются положения  по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем  плане рекомендуется предусмотреть:
     1. формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов,  привлекаемых к проведению аудита;
     2. распределение аудиторов в соответствии  с их профессиональными качествами  и должностными уровнями по  конкретным участкам аудита;
     3. инструктирование всех членов  команды об их обязанностях, ознакомление  их с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего  плана аудита;
     4. контроль руководителя за выполнением  плана и качеством работы ассистентов  аудитора, за ведением ими рабочей  документации и надлежащим оформлением  результатов аудита;
     5. разъяснение руководителем аудиторской  группы методических вопросов, связанных  с практической реализацией аудиторских  процедур;
     6. документальное оформление особого  мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении  разногласий в оценке того  или иного факта между руководителем  аудиторской группы и ее рядовым  членом.
     После составления общего плана аудитор  приступает к подготовке и составлению  программы аудита.
     Программа аудита – детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых  для практической реализации плана  аудита. Программа служит подробной  инструкцией для ассистентов  аудитора, а для руководителей  аудиторской организации и аудиторской  группы - одновременно и средством  контроля качества работы.
     Аудитору  следует документально оформить программу аудита, обозначить номером  или кодом каждую проводимую аудиторскую  процедуру, чтобы иметь возможность  в процессе работы ссылаться на них  в своих рабочих документах.
     Аудиторскую программу следует составлять в  виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских  процедур по существу.
     Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
     Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
     В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских  процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений  следует документировать.
     Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим  материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для  формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
     По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально  и завизированы в установленном  порядке.
1.2.1. Цель и задачи аудита операций с ценными бумагами.
Аудиторская проверка операций с ценными бумагами проводится в целях
формирования  обоснованного мнения о достоверности  и полноте информации, касающейся ценных бумаг, отраженной в финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта, и соответствии применяемой  методики учета ценных бумаг действующим  в Российской Федерации нормативным  документам. Операции с ценными бумагами, как правило, немногочисленны, но могут  быть существенны в стоимостном  выражении. При проверке операций с  ценными бумагами
аудитору  необходимо оценить систему внутреннего  контроля (используемые
процедуры контроля) и адекватно спланировать и осуществить аудиторские
процедуры в отношении ценных бумаг. 

1.2.2. Информационная база аудита операций с ценными бумагами.
Информационная  база, используемая аудитором при  проверке операций с ценными бумагами, включает:
    документы, регулирующие бухгалтерский учет ценных бумаг;
    бухгалтерскую отчетность;
    приказ об учетной политике организации;
    регистры синтетического и аналитического учета ценных бумаг;
    первичные документы по отражению ценных бумаг.
По приказу  об учетной политике организации  аудитор может ознакомиться с:
порядком  признания доходов от финансовых вложений доходами от обычных видовдеятельности (профессиональные участники рынка  ценных бумаг) или операционными доходами; рабочим планом счетов, используемых для отражения ценных бумаг; применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых бухгалтерией организации;
документооборотом (графиком документооборота) первичных  документов, связанных с учетом ценных бумаг; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции с ценными бумагами; формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета ценных бумаг. В организациях, использующих единую журнально - ордерную форму учета, применяются журналы - ордера, в которых отражаются операции и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Перечень регистров, составленных организацией, утверждается приказом об учетной политике.
При ведении  учета с использованием компьютерных программ составляют
распечатки  дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 58 "Финансовые вложения" (субсчет «Паи и акции» и «Долговые ценные бумаги»), 91 "Прочие доходы и расходы", 55 "Специальные счета в банках", 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
      В качестве регистра аналитического учета ценных бумаг может быть использована так называемая "Книга учета ценных бумаг". В ПБУ 19/02 сказано, что организации разрешается самостоятельно разрабатывать такой регистр. Операции (сделки) с ценными бумагами совершают на основании: учредительного договора (при инвестициях в уставные капиталы других организаций), договора купли - продажи ценных бумаг, договора займа, договора на депозитный вклад, договора залога ценных бумаг и др., указанные в разделе «Бухгалтерский учет». Аудитор должен проверять, соответствуют ли указанные договоры требованиям других нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.
К первичным  документам, на основании которых  учитывают ценные бумаги,
относятся: акт приема - передачи ценных бумаг, выписки банка и платежные
поручения, расходный кассовый ордер и квитанция  к приходному кассовому
ордеру, накладные на передачу имущества  в оплату за ценные бумаги,
инвентаризационная  опись ценных бумаг и бланков  документов строгой отчетности (ф. N ИНВ-16), выписки реестродержателей и депозитариев. 
 

1.2.3 Оценка  системы внутреннего контроля.
Оценка  системы внутреннего контроля производится аудитором на стадии
планирования  аудиторских процедур (предварительная  оценка) и подтверждается или корректируется при их проведении. Оценивая систему внутреннего контроля операций с ценными бумагами, аудитору следует выяснит, кто несет ответственность за них. Особое внимание необходимо обратить на то, кто должен санкционировать операции с ценными бумагами и кто в действительности санкционирует эти операции. Если операции с ценными бумагами санкционируют не те лица, которые на это уполномочены, или такие операции вообще не санкционируются (либо санкционируются задним числом), это свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля. Кроме того, для эффективного
функционирования  системы внутреннего контроля функции  учета операций с ценными бумагами должны быть отделены от санкционирования этих операций. Аудитору необходимо выяснить, каким образом организована передача информации о приобретении и продаже ценных бумаг, получении доходов по ним из отдела ценных бумаг (от сотрудника, занимающегося ценными бумагами) в бухгалтерию организации. Аудитору надлежит сверить данные о ценных бумагах в бухгалтерском учете и отчетности с данными отдела ценных бумаг. Выявление фактов несвоевременной передачи информации или передачи неточной информации,
несовпадения  данных бухгалтерского учета с данными  отдела ценных бумаг
свидетельствует о недостатках системы внутреннего  контроля и требует
увеличения  объема проводимых аудиторских процедур.
Оценивая  систему внутреннего контроля, аудитор  должен также установить, каким образом организовано хранение ценных бумаг, находящихся в собственности организации. Ценные бумаги, принадлежащие организации, могут храниться как в ее офисах, так и за их пределами (в депозитариях).
Если  ценные бумаги хранятся в организации, аудитору нужно выяснить следующее:
-         место хранения ценных бумаг;
-         перечень лиц, имеющих доступ  к ценным бумагам;
-         порядок выдачи и принятия  ценных бумаг;
-       утвержденный порядок проведения инвентаризаций и акты проведенных
инвентаризаций. 

1.2.4 Программа  аудита операций с ценными  бумагами.
Предварительно  оценив систему внутреннего контроля, аудитору необходимо спланировать характер, временные рамки и объем аудиторских процедур в отношении ценных бумаг организации. С этой целью составляется программа проверки. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур (детальные тесты операций и остатка средств на счетах бухгалтерского контроля и тесты средств внутреннего контроля). 
 

ГЛАВА 2. Методика аудиторской проверки кассовых операций.
       2.1 Цель и задачи аудита операций с ценными бумагами
        Аудиторская проверка операций с ценными бумагами проводится в целях формирования обоснованного мнения о достоверности и полноте информации, касающейся ценных бумаг, отраженной в финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта, и соответствии применяемой методики учета ценных бумаг действующим в Российской Федерации нормативным документам.
     Операции  с ценными бумагами, как правило, немногочисленны, но могут быть существенны  в стоимостном выражении. При  проверке операций с ценными бумагами аудитору необходимо оценить систему  внутреннего контроля (используемые процедуры контроля) и адекватно  спланировать и осуществить аудиторские  процедуры в отношении ценных бумаг.
     Таблица 1 Задачи, решаемые в ходе аудита операций с ценными бумагами
Задачи  аудита Проверяемые вопросы
А Б
1.Проверка  состояния учета и контроля  за наличием  ценных бумаг      Правильность  отнесения   
активов организации к    
ценным бумагам     
 
Проверка документального 
оформления операций      
 
Правильность оценки      
ценных бумаг      
 
Инвентаризация           
ценных бумаг      
 
Соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета   
2.Проверка  полноты и правильности    
синтетического учета  операций по движению      
ценных бумаг в  бухгалтерском учете
Отражение поступления  и выбытия ценных бумаг в регистрах  синтетического учета     
 
Организация  аналитического учета     
ценных бумаг             
 
Отражение операций по образованию резерва под обесценение ценных бумаг
А Б
3. Проверка полноты отражения доходов  по      
ценным бумагам     
Отражение начисленных  доходов
 
 
2.2 Проверка правильности отнесения активов организации к ценным бумагам и выбора методики учета
Ценная  бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК РФ). К ценным бумагам относятся: государственные и иные облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, простое и двойное складское свидетельство, а также другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
При проверке правильности отнесения объектов к  ценным бумагам необходимо выяснить, обладает ли организация правами на ценную бумагу и соблюдает ли порядок передачи прав по ценным бумагам. Юридическое значение имеет классификация ценных бумаг в соответствии с ГК РФ. 

     2.2.1 Проверка отражения операций поступления и выбытия ценных бумаг
Для проверки используют регистры синтетического учета  по счетам 58
"Финансовые  вложения", 91 "Прочие доходы  и расходы". При этом аудитор  должен убедиться, что организация соблюдает требования методологии учета и отражает фактические затраты, формирующие сумму финансовых вложений в ценные бумаги, на счете 58. Аудитор должен проверять, не принимаются ли в качестве дополнительных затрат, увеличивающих стоимость финансовых вложений, затраты, произведенные организацией после принятия ценных бумаг к учету.
    При выбытии ценных бумаг аудитор проверяет использование организацией для отражения этих операций счета 91 и правильность определения финансового результата по данным операциям. 

     2.2.2 Проверка аналитического учета ценных бумаг
Аналитический учет по счетам 55, 58, 59, 66 и 67 ведется  по видам ценных
бумаг. Аудитор по рабочему плану счетов знакомится с перечнем счетов и
субсчетов, используемых организацией для учета  ценных бумаг, оценивает,
насколько построение аналитического учета обеспечивает получение информации о ценных бумагах.
Организации могут хранить ценные бумаги в  кассе или в депозитарии. При
хранении  ценных бумаг в депозитарии они  продолжают числиться в бухгалтерском учете организации с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение. В этом случае аудитору должен быть представлен депозитарный договор (договор о счете депо) между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения. В договоре должен быть однозначно определен его предмет - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги, а также указаны: порядок передачи депонентом депозитарной информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента; срок действия договора; размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором; форма и периодичность отчетности депозитария перед депонентом; обязанности депозитария. 

    2.3 Законодательная база и методология  аудиторских проверок.
    Понятие "инвестиционный институт" возникло в начале 1990-х г., когда в России начал развиваться рынок ценных бумаг, вышли в свет документы, регламентирующие деятельность на этом рынке различных  организаций, - Письма Минфина России от 21.09.1992 N 91 "О лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов", от 21.04.1992 N 23 "Об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций на рынке ценных бумаг". В указанных нормативных актах были определены такие понятия, как брокеры и дилеры на рынке ценных бумаг, депозитарии и др.
    В настоящее время в отношении  рынка ценных бумаг действует  Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в  ред. от 30.12.2008). В соответствии с ст. 42 этого Закона утвержден Порядок  лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 06.03.2007 N 07-21/пз-н (в ред. от 10.10.2008, далее - Порядок).
    При аудите операций с ценными бумагами аудитор руководствуется следующими основными нормативными актами:
    - ГК РФ;
    - Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
    - Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 23.07.2008);
    - Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности" (в ред.  от 30.12.2008);
    - Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных  интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг" (в ред. от 28.04.2009);
    - Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных  фондах" (в ред. от 23.07.2008);
    - Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в  ред. от 03.06.2009);
    - Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 03.06.2009);
    - Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в  ред. от 03.11.2006);
    - Положением по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденным  Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 26.03.2007);
    - ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".
    Следует с особой тщательностью следить  за независимостью аудиторов, участвующих в проверках инвестиционных институтов. В Законе N 156-ФЗ указано, что акционерный инвестиционный фонд и управляющая компания паевого инвестиционного фонда обязаны заключать договоры о проведении аудиторских проверок. Не допускается заключение договора с аудитором о проведении аудиторской проверки, если:
    - управляющая компания паевого  инвестиционного фонда, акционерный  инвестиционный фонд, специализированный  депозитарий или лицо, осуществляющее  ведение реестра владельцев инвестиционных  паев, являются по отношению к  этому аудитору основным или  дочерним либо преобладающим  или зависимым обществом;
    - аудитор является владельцем  акций акционерного инвестиционного  фонда, с которым (или с управляющей  компанией которого) заключается  договор;
    - аудитор является владельцем  инвестиционных паев паевого  инвестиционного фонда, с управляющей  компанией которого заключается  договор.
    В Законе N 307-ФЗ приведены следующие  характеристики организаций, при наличии  которых эти организации подлежат обязательному аудиту:
    - организация имеет организационно-правовую  форму ОАО;
    - организация является кредитной  организацией, бюро кредитных историй,  страховой организацией, обществом  взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
    - объем выручки от продажи продукции  (выполнения работ, оказания услуг)  организации (за исключением сельскохозяйственных  кооперативов и союзов этих  кооперативов) за предшествовавший  отчетному год превышает 50 млн  руб. или сумма активов бухгалтерского  баланса по состоянию на конец  года, предшествовавшего отчетному,  превышает 20 млн руб.; для муниципальных  унитарных предприятий законом  субъекта Российской Федерации  финансовые показатели могут  быть снижены.
    Таким образом, обязательному аудиту подлежат, безусловно, инвестиционные фонды, биржи, банки, которые иногда выполняют  функции депозитариев, и организации, имеющие форму ОАО. Остальные  инвестиционные институты обязаны  проводить ежегодный аудит в  случаях превышения выручки либо предельных значений валюты баланса.
Виды  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг
    Согласно  порядку лицензированию подлежат следующие  виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
    1. Брокерская деятельность - деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
    2. Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером могут быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.
    3. Деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
    4. Депозитарная деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.
    5. Клиринговая деятельность - определение взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
    6. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление соответствующих данных.
    7. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
    В ст. 52 Закона N 39-ФЗ указано, что инвестиционные институты, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг  на основании лицензии, выданной до вступления в силу этого Закона, а также фондовые биржи должны привести свои учредительные и внутренние документы (регламенты) в соответствие с ним в течение одного года со дня его официального опубликования. Однако четкого определения понятия  "инвестиционный институт" в данном Законе и других действующих актах нет.
    Напомним, что до конца 2009 остается в силе ст. 15 прежнего Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 07.08.2001 N 119-ФЗ), которая называется "Аттестация на право осуществления аудиторской  деятельности". В соответствии с  ней действует Временное положение  о системе аттестации, обучения и  повышения квалификации аудиторов  в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 12.09.2002 N 93н. В п. 16 этого Положения указано, что аттестация проводится с целью  проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного  аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты  аудиторов, в том числе в области  аудита бирж, внебюджетных фондов и  инвестиционных институтов.
    Таким образом, несмотря на отсутствие в действующем  законодательстве четкого определения, понятие "инвестиционный институт" исторически сложилось и включает организации, осуществляющие свою основную деятельность на рынке ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие компании, внебюджетные фонды, депозитарии, биржи, клиринговые компании).
    Учитывая  достаточно емкое понятие инвестиционных институтов, спектр возникающих при  их деятельности гражданско-правовых отношений (сделок) представляется весьма широким:
    - посредническая деятельность (брокеры);
    - купля-продажа (дилеры, фонды);
    - доверительное управление (управляющие);
    - услуги (депозитарные, клиринговые  компании, биржи).
    Возможно  множество других типов сделок - мена, залог, кредит (заем), финансирование под уступку денежного требования и т.д.
    Отметим, что инвестиционные институты применяют  обычный План счетов и составляют отчетность в соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
    В связи с изложенным методика инвестиционного  аудита должна быть приближена к методике общего аудита. Косвенно это подтверждается при сравнительном анализе действующих  Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного  аттестата аудитора (аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов) и Программы проведения квалификационных экзаменов на получение  квалификационного аттестата аудитора (общий аудит), утвержденных Минфином России и незначительно отличающихся друг от друга. Тем не менее имеется  определенная специфика проверки инвестиционных институтов, обусловленная в первую очередь их деятельностью на рынке  ценных бумаг (аудит финансовых вложений). 

Программа аудита финансовых вложений 

    В программу аудита входят следующие  основные задачи и процедуры.
    Проверка  состояния учета финансовых вложений. Используются процедуры, позволяющие установить:
    - обоснованность отнесения активов  к финансовым вложениям;
    - наличие и адекватность документов, подтверждающих существование прав  на финансовые вложения;
    - правильность оценки первоначальной  стоимости финансовых вложений;
    - проведение инвентаризации финансовых  вложений;
    - соответствие показателей бухгалтерской  отчетности данным синтетического  и аналитического учета.
    Проверка  полноты и правильности синтетического учета операций по движению финансовых вложений в бухгалтерском учете, а также соблюдения налогового законодательства. Используются процедуры, позволяющие установить правильность:
    - последующей оценки финансовых  вложений;
    - отражения в учете выбытия  финансовых вложений;
    - организации аналитического учета  ценных бумаг;
    - создания резерва под обесценение  финансовых вложений.
    Проверка  полноты отражения доходов по финансовым вложениям и их налогообложения. Используются процедуры, позволяющие установить правильность отражения в финансовой отчетности:
    - формирования доходов от финансовых  вложений;
    - финансовых вложений.
    В качестве внутренних источников аудиторских  доказательств аудитор использует документы экономического субъекта (инвестиционного института):
    - учетную политику;
    - договоры;
    - акты приема-передачи ценных бумаг;
    - банковские документы;
    - выписки со счетов депо;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.