На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Договор морского страхования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Морское страхование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Исторические предпосылки морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Основные понятия и характерные черты морского страхования. . . . . . . . . . 7
2. Договор морского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Основные понятия и условия страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2. Типы торговых сделок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Страховое право как часть современной  российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере страхового дела.
     Морское страхование является одним из основных и важных вопросов во внешнеэкономической  деятельности, как судоходных компаний, так и государства.
     С древнейших времен мореплавание считалось  занятием, которому сопутствует множество  опасностей. Конечно, в современном  мире многое изменилось – и теперь большинство из этих рисков прошлого неактуальны.
     Тем не менее, вероятность гибели судна, или груза, перевозимого данным рейсом, существует до сих пор – хоть и в меньших масштабах. Именно поэтому для организаций, работающих в сфере морских перевозок, и для лиц, финансовое положение которых зависит от благополучного исхода рейса, так актуально морское страхование.
     Морское страхование является особым видом страховых услуг, направленных, прежде всего, на защиту имущественных интересов лиц, связанных в своей деятельности с мореплаванием.
     Морское страхование – это комплекс следующих страховых услуг:
    страхование любых судов (морских и речных, в том числе маломерных судов, судов специального назначения и т.д.);
    страхование имущественных интересов лиц, заинтересованных в морском предприятии;
    страхование груза;
    страхование фрахта;
    страхование ответственности перед другими судовладельцам, перед третьими лицами;
    страхование ожидаемых доходов от рейса.
     Такой комплексный подход обеспечивает всестороннюю страховую защиту – что, собственно говоря, и является главной целью, которую преследует морское страхование.
     Морское страхование охватывает вопросы  эксплуатации судов и водных путей  и помогает защитить интересы всех сторон участвующих или причастных к мореплаванию.
     С развитием судоходства и увеличением  объёма морских перевозок вопросы  морского страхования приобретают  всё большее значение.
     Судоходство и перевозка грузов морем является очень сложным процессом, в котором  задействуются суда, порты, портовые сооружения, всевозможные портовые службы. Вступают в действие морские конвенции, охватывающие правила судоходства  и морской перевозки различных  грузов. Вопросы морского страхования  очень тесно связаны между  собой и охватывают все области  судоходства.
     Целью данной работы является изучение вопроса морского страхования, его основных понятий.
     Поставленная  цель работы обусловила необходимость  решения в ходе исследования следующих  взаимосвязанных задач:
    изучить исторические предпосылки морского страхования;
    дать определение «морскому страхованию»;
    рассмотреть основные понятия морского страхования;
    выявить характерные черты морского страхования;
    раскрыть основные понятия и условия договора морского страхования;
    провести анализ типов торговых сделок.
     В целях решения поставленных задач, структура данной работы построена  следующим образом. Работа состоит  из введения, основной части, заключения, а так же списка используемой литературы. 
 
 

1. Морское страхование.
1.1. Исторические предпосылки морского страхования 

     Среди всего круга опасностей, сопровождавших торговое предприятие, стихийно выделилась особая группа – морские опасности, где ущерб мог приобрести катастрофические размеры. Морские опасности увязывались с возможным неблагоприятным исходом данного морского предприятия, означавшим гибель морского торгового судна, перевозимого груза, а также членов экипажа и имевшихся на борту судна пассажиров.
     Морская стихия, воплощавшая риск морского предприятия, выражала объективно существующее противоречие между человеком и  обществом, которое находило конкретные формы разрешения по мере технического и экономического прогресса. Благодаря  этому участники морского предприятия  могли с большей степенью достоверности  рассчитывать на благоприятный исход  задуманного дела. К факторам экономического прогресса можно отнести опыт хозяйственной практики, конкретизированный в кредитных отношениях, т.е. денежной ссуде под организуемое морское  предприятие.
     Если  морское предприятие оканчивалось неудачей, т.е. морское торговое судно  погибало в морской стихии, пропадало  без вести либо оказывалось захваченным  пиратами с последующим разграблением  всего находившегося на его борту, то судовладелец (или иное третье лицо – выгодоприобретатель), которому ранее был выдан морской заем, освобождался от обязанности вернуть денежную ссуду и сумму причитающихся процентов. Иначе говоря, кредитный договор, опираясь на правовые нормы обычая, сложившегося в морской торговле (обычное право, обыкновение морской торговли), приобретал черты элементов вероятностного характера. По сути дела, здесь отчетливо были видны признаки денежного пари и связанных с этим совершенно субъективных ожиданий и надежд на успешный исход задуманного морского предприятия. Причитающиеся кредитору по морскому займу проценты по выданной ссуде одновременно были и платой за риск, связанный с осуществлением морского предприятия. Участники кредитного договора становились также сторонами устанавливаемого страхового правоотношения: кредитор по морскому займу (первоначально меняла-ростовщик или группа менял-ростовщиков) – морским страховщиком, а заемщик (судовладелец) – морским страхователем.1
     Заемщик, в лице судовладельца или иного  – третьего лица (например, грузовладелец), подписывая условия договора морского займа, складывающиеся под воздействием обыкновений международной морской торговли, приобретал страхование задуманного предприятия от различных морских опасностей. С учетом страхования заемщик был обязан оплатить кредитору по успешном окончании морского предприятия проценты в большем размере, чем требуемые по обычным кредитным договорам.
     Первоначально вопросами выдачи морского займа  и их документальным (в том числе  нотариальным) оформлением при свидетелях занимались менялы-ростовщики. Затем, по мере развития финансово-денежных отношений, страховая деятельность выделилась из сферы обращения ростовщического  и банковского капитала в совершенно самостоятельное звено финансовой системы – в страховые компании (акционерные страховые общества и клубы взаимного страхования). Одновременно получила должное развитие соответствующая инфраструктура, связанная с оценкой риска морского предприятия, позволяющая аргументировано делать суждения относительно мореходных качеств судна и профессионального опыта капитана и экипажа (морской сюрвей).
     Морское страхование начало опираться на научные математические основы своей  деятельности. Научный арсенал страховых  компаний составили накопленные  данные статистического наблюдения за морскими происшествиями, авариями и катастрофами. Активно стал использоваться также математический аппарат теории вероятностей и действие закона больших  чисел.
     Из  числа кредиторов, и в первую очередь  менял-ростовщиков, обеспечивающих операции морского займа, выделилась особая группа профессионалов – морских страховщиков, или андеррайтеров, в руках которых сосредоточились денежные ресурсы страхового фонда.  

1.2. Основные понятия  и характерные  черты морского страхования 

     Морское страхование – это один из видов  имущественного страхования. Его целью  является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с  которым связан его имущественный  интерес.2
     Морской путь – это время стоянки, время  перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.
     На  сегодняшний день на долю морского транспорта приходится более 60% общего объема перевозок в мировой внешней торговле (Рис.1).

     Рис.1. Объем перевозок в мировой  внешней торговле3
     Страхователем может быть любое лицо, имеющее  законный имущественный интерес  в морском предприятии или  в его составных частях, и получать выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.
     Согласно  ст.249 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ «объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, – судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».
     Страховая сумма должна соответствовать страховой  стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.
     Суда  делятся на группы по:
    назначению;
    районам плавания;
    материалам постройки;
    ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
    роду двигателя (ветровые, паровые).
     Торговые  суда делятся на наливные и сухогрузы.
     Страховщики принимают на страхование любой  имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.
     Условия страхования плавающих средств  зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности –  это страхование торговых судов.
     КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.
     Страховое покрытие распространяется на:
    судно;
    машинное оборудование;
    оснащение;
    всё, что есть на борту.
     Страхуя все убытки, которые произошли  во время судовождения, различают  понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.
     Полная  гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно  безвозвратно.
     Полная  конструктивная гибель судна – это  собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она  признаётся в случае, если затраты  на ремонт больше стоимости корабля  после ремонта.4
     Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных  аварий.
     Характерными  чертами страхования судов являются:
    ограничение области страхования; она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
    срок страхования обычно один;
    в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
    страховая сумма и тариф установлены индивидуально для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов.
     На тарифную ставку влияют следующие показатели:
    стоимость судна;
    возраст судна;
    тип судна;
    грузоподъёмность;
    мощность двигателя;
    классификация;
    флаг, под которым ходит судно;
    менеджмент (владения, капитал, экипаж);
    район плавания;
    условия страхового покрытия.
     Объём страхового покрытия зависит от условий  страхования.
     Не  возмещаются убытки, произошедшие вследствие:
    умысла, грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя;
    известной страхователю немореходности судна до выхода его в рейс;
    износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования;
    эксплуатация судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом;
    прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения;
    расходы по содержанию судна и экипажа, за некоторыми исключениями;
    убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причинами ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
    косвенные убытки страхователя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Договор морского  страхования.
2.1. Основные понятия и условия страхования 

     Договор страхования судов заключается  на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия  страхования.
     Если  судно страхуется на один рейс, то указывается  пункт начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность  рейса. Если судно страхуется на определённый срок, то указывается район плавания и срок страхования.
     Решение о заключении договора морского страхования  или введении конкретного судна  в клуб взаимного страхования  принимается исходя из анализа основных технико-эксплуатационных характеристик  и класса судна. При этом во внимание принимается общепринятая классификация  судов. Решающую роль в процессе андеррайтинга  имеет класс судна, который присвоен ему классификационным обществом. Во внимание принимается также «страховая история», т.е. имеющиеся сведения и  факты об авариях и происшествиях  с данным судном в прошлом.5
     В результате морской страховщик, опираясь на данные системы обязательной сертификации морских гражданских судов, получает:
    подтверждение соответствия морских судов установленным требованиям национальных и международных нормативных актов;
    обеспечение безопасного плавания судов в соответствии с их назначением;
    гарантии охраны человеческой жизни на море;
    обеспечение предотвращения загрязнения с судов для охраны окружающей среды.
     B международной практике существует  несколько вариантов стандартных  условий страхования судов на  срок:
    полные условия страхования,
    условия страхования без ответственности за частную аварию,
    условия страхования без ответственности за повреждение,
    условия страхования только от полной гибели.6
     Полные  условия страхования. Официально эти условия называются «Институтскими оговорками о страховании судов на срок», неофициально – условия страхования от всех рисков. Согласно «полным условиям страхования» страховщик возмещает судовладельцу убытки от физической и конструктивной гибели или повреждения судна. Причинами такой гибели может быть пожар, взрыв на судне, буря, землетрясения, посадка судна на мель или его соприкосновения с какими-либо предметами, а также вследствие любых других опасностей, связанных с мореплаванием.
     Страхование на данных условиях покрывает также  гибель и повреждение застрахованного  имущества в результате ряда причин, которые, как это трактуется английской практикой, не являются морскими опасностями. В их число входят: несчастные случаи в процессе грузовых работ и бункеровки, поломки валов и взрыва котлов, скрытых дефектов корпуса судна  или оборудования, небрежность экипажа  и лоцмана, а также небрежности, допущенные при ремонте судна, если судовладелец производил ремонт не сам.
     Не  возмещаются убытки, явившиеся следствием политического и социального  характера: трудовые конфликты, захват, арест и задержание судна, военных  действий, гражданских волнений. Судовладельцу  возмещаются чрезвычайные расходы  по сокращению или предотвращению убытков  по рискам, покрытым страхованием, расходы  по общей аварии.
     Условия страхования без  ответственности  за частную аварию. По условиям страхования «без ответственности за частную аварию» страхуются те же самые риски, что и на полных условиях, но ответственность страховщика не возникает по частной аварии. Под аварией понимается ущерб и убытки, а также чрезвычайные расходы, понесенные судном, грузом и фрахтом в процессе морской перевозки. Под понятием аварии морское право подразумевает не сам случай аварии, а связанные с ним убытки участников перевозки. В соответствии с природой этих убытков и принципами их распределения между участниками перевозки они подразделяются на общую аварию и частную аварию. Общая авария подлежит распределению между судном, фрахтом и грузом, в то время как частную аварию несет тот, кто ее потерпел или тот, на кого возлагается ответственность за нее.
     Общей аварией являются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно  и разумно чрезвычайных расходов или пожертвования в целях  спасения судна, фрахта или груза. Поскольку  такие расходы и пожертвования  сделаны разумно и обеспечили полезный эффект, они должны быть распределены между участниками перевозки  пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества. Таким образом, к общей аварии могут быть отнесены лишь такие расходы и пожертвования, при которых одновременно имеют место четыре следующих условия:
    общая опасность;
    преднамеренность;
    разумность;
    чрезвычайность.
     Если  повреждение имеет характер общей  аварии, то страховщик возмещает часть  соответствующих расходов на ремонт судна, но лишь в той мере, в какой  это касается не самого корпуса судна, а машин, котлов, рефрижераторных  установок, кранов, лебедок и прочего  оборудования. В остальном условия  страхования без ответственности  за частную аварию не отличаются от полных условий, но в экономическом  смысле разница между ними очень  велика, так как основная часть  потерь на морском флоте связана  с частными авариями, имея в виду, что частные аварии возникают  чаще.
     Условия страхования без  ответственности  за повреждение. Эти условия обеспечивают еще более узкое покрытие, поскольку страховщик не отвечает ни за какие повреждения застрахованного судна и его оборудования – ни за случайные, ни за те, которые причинены намеренно и разумно в ходе спасания. Доля судовладельца в общей аварии возмещается за вычетом расходов на ремонт судна.
     Условия страхования только от полной гибели. Это самые узкие условия в практике страхования морских судов, поскольку ответственность страховщика возникает лишь в случае гибели судна. Другие условия исключаются.
     В практике международной торговли взаимоотношения  сторон по торговой сделке регулируются на основе инкотермов, представляющих собой совокупность условий и  правил контрактов. 

2.2. Типы торговых сделок 

     Наиболее  распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ, ФАС.
     Сделка  СИФ получила своё название от начальных  букв английских слов: стоимость, страхование  и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчётов и др. вопросы.
     При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на всё время  перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке.
     По  сделке СИФ от продавца не требуется  физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товарно-сопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться  дальнейшей судьбой груза до его  получения.
     Широкое распространение сделок СИФ в  международной торговле привело  к необходимости выработки специальных  международных правил по их толкованию.
     Такие правила, разработанные международной  Ассоциацией международного права, первоначально были приняты на конференции  в Варшаве в 1928 году, а затем в 1932 году в Оксфорде они были переработаны, и окончательная редакция получила наименование Варшавско-Оксфордских правил.
     Правила обязательной силы не имели и применялись  лишь тогда, когда это согласовывалось  между продавцом и покупателем  при заключении торговой сделки. Вместе с тем любое расширение условий могло производиться, но уже за счёт покупателя.
     Сделки  КАФ получили своё название от начальных  букв английских слов: стоимость и  фрахт (cost and freight).
     По  сделке КАФ продавец должен заключить  за свой счёт договор морской перевозки  до места назначения, указанного в  контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования  лежит на покупателе.
     Сделки  ФОБ получили своё название от английского  выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
     Сделки  ФАС – от английского выражения  «свободно на борту» или «свободно  вдоль борта судна».
     Содержание  сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что  по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, и товар  переходит на риск покупателя с момента  пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна, и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
     Карго страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения.
     Объектами страхования карго являются:
    сам груз;
    возросшая стоимость;
    комиссионные посредникам;
    таможенная пошлина;
    непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.7
     При принятии грузов на страхование учитываются  все факторы риска, которые могут  повлиять на объём покрытия.
     Рассмотрим  основные факторы, которые андеррайтер  должен принимать во внимание при  исчислении ставки.
     Тип груза:
    повышенная восприимчивость к некоторым видам ущерба;
    стоимость товара и страховая сумма.
     Условия страхового покрытия находятся в  прямой зависимости от характера  груза. Договоры страхования скоропортящихся  фруктов, предметов, способных к  самовозгоранию, металлических изделий  и конструкций содержат широкий  список ограничений. Сюда входят упаковка, размер, вес и стоимость груза, планируемый курс, продолжительность  рейса, время года, техническое состояние  и характеристики судна.
     Практика  страхования судов насчитывает  четыре возможных варианта оценки перевозимого имущества:
    стоимость груза в пункте отправления с учётом ожидаемой прибыли. Если владелец груза не может подтвердить размер предполагаемой прибыли, то в полисе устанавливается максимальная величина (20%). При наличии документов, подтверждающих прибыль свыше 20%, фиксируется требуемая величина и указывается в счёте-фактуре;
    стоимость в месте назначения. Подразумевается цена товара на момент прибытия в порт назначения, т.е. рыночная цена на товар в этой стране;
    страховая стоимость определяется на основании особых положений, зафиксированных в договоре купли-продажи. В случае убытка выгодоприобретатель должен доказать цену товара;
    восстановительная стоимость (заместительная).
     Большинство сделок происходит на основе первого  варианта: страховая сумма представляет собой стоимость товара, указанную  в счёте-фактуре с добавлением 20% на предполагаемую прибыль.
     Основные  принципы карго страхования следующие:
    полисы страхования ущерба, т.е. возмещаются фактические прямые убытки и убытки прямых лиц;
    обеспечивается защита груза в случае полной гибели и повреждения.
     Что касается покрытия, то оно предоставляется  на весь путь транзита груза по принципу «от склада до склада» с учётом всех возможных видов транспортировки, а не только людской перевозки.
     Традиционные  или классические исключения, включаемые практически во все договора страхования  грузов:
    дефекты самого груза;
    антиобщественные грузы (например, наркотики);
    воздействие атмосферных температурных явлений на груз;
    дефекты упаковки;
    задержка доставки груза;
    воздействие атомного взрыва;
    военные риски.
     Содержание  договора страхования определяется характеристикой перевозимого груза. Существуют особые условия страхования  перевозок угля, нефти, зерна, замороженных пищевых продуктов и мяса, а  также различные дополнительные статьи. 

Заключение 

     Сегодня, когда кризисные явления негативно  отразились на морской отрасли, а  снижение мирового спроса на морские  транспортные услуги поставило в  бедственное положение не только судоходство, но и морскую индустрию  в целом, возрастает необходимость  обсуждения путей развития морского страхования как гаранта финансовой стабильности и безопасности морской  деятельности. Сейчас особенно важно  не только реагировать на текущий  момент, но и попытаться использовать новую ситуацию для повышения  конкурентоспособности российского  рынка морского страхования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.