На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Барокко и классицизм. Сравнительный анализ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Театральная институт им. Бориса Щукина при Государственном  Академическом театре им.Евгения Вахтангова

_____________________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 

Реферат
По дисциплине: «История зарубежной литературы».
Тема  реферата: «Барокко и классицизм. Сравнительный анализ». 
 

  
 
 
 

Выполнил  студент: Плахтий В.
Курс:Маркина  В.М.
                                                                            Проверил__________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011
 

     Оглавление

 

    

Введение

 
 
    Классицизм  и  барокко - основные направления  в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве. Однако писатели и поэты семнадцатого века сравнительно редко иллюстрировали политическую жизнь своей эпохи, предпочитая говорить о современности, прибегая к историческим ассоциациям и мифологическим аллюзиям.
    Классицизм  и барокко возникли в недрах Ренессанса. Classicus - образцовый, достойный изучения в классе. В XVII в. классическими считались произведения античных авторов, в особенности Вергилия и Горация, прославлявших Октавиана Августа. Применительно к творениям XVII в., созданным в соответствии с канонами классицизма, употребляется определение 'классицистический' или 'классицистский'.
    Подражая  античным художникам и поэтам, поборники  классицизма, в отличие от ренессансных гуманистов, заимствовали из наследия античности не столько содержание, сколько художественные принципы, которые  понимались достаточно формально. Так, исходя из того, что в античных трагедиях события происходили перед дворцом с восхода до заката, а все сюжетные линии были взаимосвязаны, выдвигается знаменитое требование трех единств: единства места, времени и действия, которым обязан был подчиняться драматург. 
 
 
 

Классицизм

 
 
    Классицизм  нашел наиболее полное воплощение во французском искусстве, которому оказалась  весьма созвучной идея служения государю и государству. Во Франции при  Людовике XIII (1610-1643) фактическим правителем страны был  кардинал Ришелье, который сумел победить Фронду - выступления знати против централизованной власти, что впоследствии нашло свое отражение в исторических романах Александра Дюма. Тогда же складывается этика, основанная на подчинении частных интересов государственным, а приоритет соответственно отдается долгу, а не чувствам. Герой классицистов был обязан смирять свои страсти силою разума, что нашло отражение и в знаменитом афоризме Декарта: 'Я мыслю, следовательно я существую'. Вспомним еще одну известную сентенцию.  Король Людовик XIV (1643-1715) заявлял: 'Государство - это я'. Король-солнце был по-своему прав, ибо монарх становился символом консолидирующейся нации, служить королю означало исполнять государственный долг.
    Политическая  централизация повлияла на искусство: дворцы и парки имели симметричное построение, взгляд зрителя был обращен к центру. В пятиактной трагедии третий акт всегда был кульминационным. В королевской резиденции в Версале был разбит регулярный парк, украшенный фонтанами и копиями античных скульптур. Крона деревьев была подстрижена в виде конусов и шаров, что тоже было неслучайно. По мысли садово-парковых архитекторов, природа нуждалась в преобразовании, ей необходимо было придать правильную форму.
    Французское общество зиждилось на сословных принципах, которые были перенесены и в сферу искусства, разделявшееся на высокое и низкое.
    Высшие  жанры - эпопея, ода, трагедия - воплощали  судьбы монархов и их приближенных. Низшие жанры - комедия, сатира, басня - отражали повседневную жизнь простолюдинов.
    Основные  положения классицистического искусства  были определены Французской Академией, созданной Ришелье. Членам Академии, именуемым 'бессмертными', а правильнее их стоило бы называть бессменными, надлежало  следить за тем, чтобы все пишущие  соблюдали единства, разделяли жанры на трагические и комические. Отступников сурово карали, отказывая им в субсидиях, которые получали все правоверные творцы.
    Окончательно  эстетика классицизма сформировалась в трактате  Никола Буало (1636-1711) 'Поэтическое  искусство'. Сын судейского чиновника в начале своего творческого пути выступал как сатирик. Представленный королю, он вскоре становится придворным историографом. В 'Поэтическом искусстве' (1674), написанном в стихах, он формулирует официальную доктрину классицистского искусства, причем делает это талантливо, будучи убежденным, что отстаиваемые им принципы существовали всегда и останутся вечно.
     'Поэтическое  искусство' Буало - целостная эстетическая  система, в которой обозначены  цели искусства - прославление  монархии - и поэтические средства достижения нужного эффекта. Во главу угла первый литературный теоретик нового времени ставит разумность, целесообразность и правдоподобие, чуждое подражательности. Однако для создания истинного произведения искусства этого мало, нужны еще вкус и талант:
    Взирая  на Парнас, напрасно рифмоплет
    В художестве стиха достигнуть мнит высот,
    Коль  он не озарен с небес незримым светом,
    Когда созвездьями он не рожден поэтом:
    Таланта скудостью стеснен он каждый час,
    Не  внемлет Феб ему, артачится Пегас. 
    Будучи  сам поэтом,  Н. Буало дает выразительные  характеристики лирическим жанрам: идиллии, эклоге, оде, совету, рассказывает о  происхождении трагедии и комедии  из дионисийских песнопений, восхищается  талантом ренессансных поэтов  К. Маро и  П. Ронсара.
    Своим авторитетом Н. Буало поддерживал  Ж. Расина и  Ж.Б. Мольера.
    Год рождения Буало был и годом  создания величайшей трагедии французского театра.  'Сид' написал никому неведомый  адвокат из Руана  Пьер Корнель (1606-1684). Правда, 'Сид' не был дебютом Корнеля, он уже был автором трагедии 'Мелита' и 'Комической иллюзии'. Однако успех принес и одновременно вызвал скандал 'Сид'. Сюжет трагедии взят не из античной истории, а из событий средневековой испанской реконкисты. Это уже было вызовом, так как с Испанией у французских правителей были напряженные отношения. Герой трагедии - Родриго Диас де Бивар, которому посвящен средневековый испанский героический эпос  'Песнь о Сиде'. При этом П. Корнель обратился к юности Сида, когда он был молод и пылко влюблен в донью Химену. Ничто не препятствует будущему счастью любящих, однако ссора их отцов разрушает гармонию. Любя Химену, Сид вызывает на поединок ее отца, оскорбившего почтенного старца - отца Сида. Родриго убил на дуэли отца возлюбленной. Для Сида первостепенное значение имеет не страсть, а честь и долг. Отомстив, он выполнил свою сыновнюю обязанность. Но теперь донья Химена, по-прежнему влюбленная в Сида, жаждет мести и его смерти - таков ее дочерний долг.
    Пьеса П. Корнеля выстроена очень четко. Сид в начале выполнил свои личные моральные обязанности, но гораздо существеннее, что он, подчиняясь воле короля, отправляется сражаться с маврами и побеждает неверных. Король выступает у П. Корнеля вершителем высшей справедливости. Повелев забыть о происшедшей распре, он соединяет влюбленных.
    Пьер  Корнель нарушил многие требования  классицизма, о которых он, провинциал, будто бы и не слыхал. Возможно, это  так, но пример Корнеля убеждает в  том, что гений всегда выше правил. Автора 'Сида' упрекали, что он нарушил  три единства, осуждали за то, что его трагедия обретает счастливый финал, обвиняли в плагиате. Все эти инсинуации исходили из Французской Академии и были инспирированы кардиналом Ришелье, который сам пописывал пьески и завидовал успеху П. Корнеля. Постановка 'Сида' сопровождалась триумфом, французское аристократическое общество увидело в герое свой идеал, которому хотело подражать.  Никола Буало впоследствии отозвался на успех 'Сида' такими словами: 'Напрасно министр составляет лигу против 'Сида', весь Париж смотрит на Химену глазами Родриго'.
    Свою  славу драматург подтвердил последовавшими за 'Сидом' трагедиями 'Гораций' (1639), 'Циина, или Милосердие Августа' (1640), 'Никомед' (1651), в которых он прославлял патриотическое служение отечеству, каких бы жертв  оно ни требовало. Однако спад дарования с годами становился все более ощутим. В конце шестидесятых годов появились две трагедии с похожим названием и сюжетом. Французский зритель безоговорочно отдал пальму первенства молодому конкуренту  Пьера Корнеля, в непредвиденном состязании победила 'Береника' Ж. Расина, в которой он с неподражаемым мастерством показал, как борются в душах героев любовь и долг.
      Жан Расин (1639-1699) - второй великий  драматург французской классицистической  сцены, 'певец влюбленных женщин и царей', - как отозвался о нем  А.С. Пушкин. В творчестве Расина во французскую драматургию входит новое качество - психологизм. Корнеля мало заботили психологические мотивы поведения персонажей. Расин сосредотачивает внимание на изображении внутренней жизни героев, которые погружены в самих себя, а отнюдь не сосредоточены на кознях противников. Расин стал непревзойденным мастером изображения человеческих страстей. В первом шедевре Ж. Расина 'Андромаха' вдова Гектора и мать его сына окружена врагами, которые страшатся, что выросший Астианакс отомстит за смерть отца.
    Андромаха сосредоточена на том, как лучше  выполнить ей материнский долг. Вокруг нее кипят страсти. Пленивший  ее эпирский царь Пирр стал ее сердечным  пленником, невеста Пирра Гермиона отвергнута им, Орест безнадежно влюблен в Гермиону... Роковые страсти губительны, все герои погибают, побеждает Андромаха, не давшая себя одурманить страстям и действующая разумно в самой безнадежной ситуации.
    Иначе складывается судьба Федры в одноименной  трагедии (1677). Супруга афинского царя Тесея испытывает пагубную страсть к своему пасынку Ипполиту. Конфликт изначально неразрешим. Страдание вызывает болезнь Федры. Вырванное служанкой признание царицы усугубляет трагическую коллизию. Узнав от прислужницы о позорном влечении к нему мачехи, Ипполит воспринимает страсть как оскорбление. Тогда у Федры возникает мысль о мести пасынку, который не верит в искренность чувств мачехи, подозревая, что за ложной страстью таятся козни и коварство. Оклеветанный, он погибает. Гибнет и Федра, но ее кончина величава, героиню Расина возвышают страсть и страх, пережитые ею, и пришедшее к ней в финале трагедии раскаяние.
    Стремясь  защитить свою героиню, Жан Расин  утверждал: 'В самом деле, Федра  ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт ее собственной воли'. 
      Жан Батист Мольер  (1622-1673), начинавший  свой творческий путь как актер,  ставил на сцене трагедии П.  Корнеля и Ж. Расина. Однако  со временем он отказался от трагедийного репертуара и посвятил себя жанру комедии.  
    Настоящая его фамилия Поклен, драматург  был сыном почтенного королевского обойщика, получил хорошее образование  в Клермонском коллеже. Отец не возражал, если бы сын, отказавшись от наследственного поприща, стал юристом, но Жан Батист мечтал о сцене. В 1643 г. он вместе с друзьями - семейством Бежаров - организовал труппу 'Блистательный театр', первые же спектакли которого блистательно провалились. Мольеру с друзьями ничего не оставалось, как отправиться в странствия, которые продолжались тринадцать лет. Мольер и его труппа исколесили всю Францию.
    В южных провинциях нередко одновременно с труппой Мольера выступали  итальянские актеры, разыгрывавшие  комедию масок - commedia dell'arte. Текст представления импровизировался, персонажи наделены были какой-то одной, но яркой чертой характера. Мольер позаимствовал у итальянцев приемы буффонады и сам стал сочинять комедии, выводя на подмостки скупцов, ревнивцев, шарлатанов.
    В 1658 г. Мольер с друзьями появился в Париже. Ему было дозволено сыграть в Лувре трагедию П. Корнеля 'Никомед'. Спектакль имел умеренный успех. Тогда Мольер рискнул: он предложил показать Его Королевскому Величеству комическую сценку 'Влюбленный доктор'. Фарс его прославил, а сам Мольер окончательно осознал свое призвание: он комедийный актер и сочинитель комедий.
    За  свою недолгую жизнь Мольер написал  около тридцати комедий. Несмотря на то, что их содержание по сравнению  с трагедиями приближено к реальности, автор, в основном, сохраняет верность нормам классицизма. Он отдает предпочтение стихотворной комедии, почти всегда соблюдает три единства, а персонажи - скупцы и расточители, хвастуны, лжецы и мошенники, мизантропы и лицемеры - преданы одной страсти, что вызывает насмешки окружающих и смех зрительного зала.
    Первые  комедии его сравнительно безобидны, но адресны. Так, в комедии 'Смешные жеманницы' он высмеял салон мадам Рамбуйе, где собирались ценители так называемой прециозной (фр. pr&#233;cieuse - драгоценная) литературы. В ее голубой гостиной встречались дамы и кавалеры, чтобы обмениваться изысканными комплиментами, сочинять и выслушивать мадригалы, словом вести себя так, как вели себя утонченные герои романа Мадлен Скюдери 'Клелия или Римская история'. Вот как характеризует шедевр прециозности  М.А. Булгаков: 'Роман был галантен, фальшив и напыщен в высшей степени. Парижане зачитывались им, а для дам он стал просто настольной книгой, тем более что к первому тому его была приложена такая прелесть, как аллегорическая Карта Нежности, на которой были изображены Река Склонности, Озеро Равнодушия, Селения Любовные Письма и прочее в этом роде' .
    В комедии 'Смешные жеманницы' (1659) Мольер высмеял двух молоденьких девиц, которые стремятся подражать  аристократической моде. Отвергая достойных  женихов, они чуть было не выскочили  замуж за их слуг только потому, что  они нарядились щеголями и заговорили напыщенно и манерно, как в салоне мадам Рамбуйе. Надо ли говорить, что 'драгоценные' узнали себя в шарже, затаили обиду и чинили пакости обидевшему их комедиографу.
    В творчестве Мольера сатира сочетается с дидактикой. В последовавших затем комедиях 'Школа мужей' (1661), 'Школа жен' (1662), 'Ученые женщины' (1662) драматург стремится дать полезные наставления, касающиеся семейных отношений.
    Ни  одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха, как 'Тартюф'  (1664-1669). Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию 'Общество святых даров', которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность 'Общества святых даров', он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. 'Тартюф' в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет. Попавшего в неприятную ситуацию Оргона спасает король, который все видит, знает и печется о благе подданных. Тартюфу не удалось прибрать к рукам имущество Оргона, но зритель испытывал волнение, потому что поддавшийся чарам мнимого святоши Оргон едва не попадал в тюрьму, и ликовал, когда полицейский офицер в финале сообщал, что король повелел арестовать мошенника.
    Но  чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными  церковными властями пять лет. Запрет 'Тартюфа' нанес удар по мольеровскому  репертуару. Драматург спешно сочиняет в прозе комедию 'Дон Жуан' (1665), игнорирует классицистские правила и создает шедевр.
    Севильский  дворянин дон Хуан да Тенорио, живший в XIV в., стал героем популярной легенды, которую перевел и обработал  испанский драматург Тирсо де Молина в пьесе 'Севильский озорник, или Каменный гость' (1630). Дон Хуан (или дон Жуан - у Мольера, у Пушкина - дон Гуан) одержим погоней за чувственными наслаждениями. Обманщик женщин, глумящийся над мужем одной из своих жертв, он приглашает на ужин надгробный памятник - статую командора. Приглашение обернулось гибелью героя, развратника покрали силы небесные.
    Мольер  обратился к легенде о дон  Жуане не случайно. Сюжет он почерпнул, очевидно, из представлений итальянских  комедиантов, придав ему глубокий многозначный смысл. Сатирик прежде всего развенчивает беспутство аристократов, его герой волочится за каждой дамой, удовлетворяя не столько свое желание, сколько тщеславие. Но вместе с тем мольеровский герой храбрец и свободомыслящий человек. Он чужд какой бы то ни было религиозности. Но отсутствие веры приводят его к утрате морали, а это в свою очередь становится причиной разочарования в жизненных ценностях, что в итоге приводит к разрушению личности. Устав жить от бесчисленных побед, он добровольно устремляется навстречу возмездию.
    В этой комедии Мольер чрезвычайно  далеко выходит за рамки классицистической  эстетики.
    Одним из наиболее любимых жанров у аристократической  публики была комедия-балет. Незатейливое действие перемежалось в ней с  пантомимой и танцами. Создавая развлекательное представление, Мольер умел наполнить его серьезной идеей. В комедии 'Мещанин во дворянстве', музыку к которой написал знаменитый композитор Люлли, Мольер изобразил разбогатевшего буржуа Журдена, который возмечтал об аристократическом титуле. Вполне житейская история обретает психологическую усложненность. Попытка вырваться за пределы сословного бытия оказалась чревата многими потерями. На желании стать аристократом наживаются и учителя, обучающее его хорошим манерам и наукам, и знатные прощелыги, которые за весьма туманные обещания вытягивают из него денежки. Теряя сословный уклад жизни, Журден утрачивает и здравый смысл. Мольер сам выступает наставником третьего сословия, в комической форме внушая мысль о том, что надо гордиться своим сословием и человеческим достоинством, аристократическая спесь его героя до добра не доводит.
    Последним спектаклем Мольера был 'Мнимый больной'. Он, будучи сам смертельно болен, потешал  публику, играя человека, страдающего  от выдуманных им самим хворей. Что  это было? Попытка обмануть болезнь? Заставить себя поверить, что он победит недомогание? Мольер умер, отыграв спектакль 'Мнимый больной'. Болезнь свое взяла, затем наступил черед церкви. Великому писателю было отказано в подобающем христианском погребении. Только заступничество короля помогло его любимцу обрести покой по христианскому обряду.

Барокко

 
    Барокко (порт. barrocco - жемчужина неправильной формы) - оппозиционно по отношению  к  классицизму. Классицистскому  рационализму барокко противопоставляло  повышенную эмоциональность и пышность форм. Художникам барокко присущ религиозный мистицизм, реальность мера представляется им иллюзорной. В этом плане весьма показательно название пьесы крупнейшего драматурга эпохи барокко испанца Педро Кальдерона  'Жизнь есть сон' (1634), в которой принц Сехисмундо брошен своим отцом польским королем Басилио в темницу. Наследник не станет королем, ибо было предсказано: Сехисмундо будет жестоким кровавым правителем. Но прав ли отец-король, который во имя блага подданных обрек сына на полуживотное существование? Басилио решает исправить ошибку, Сехисмундо на время становится правителем страны. Он управляет королевством с непомерной жестокостью, мстя за прошлые обиды. Так что же, пророчество сбилось? Сехисмундо снова брошен в узилище. Его разум мутится, он не в состоянии отличить, где явь, где сон. Смирившись со своим существованием, он обретает покой. Когда бунтующий народ провозгласил его королем, он принял власть и стал править, сообразуясь со справедливыми законами.
    Судьба  Сехисмундо - парабола человеческого существования в интерпретации глубоко религиозного драматурга. Кальдерон полагает, что божественные тайны бытия человеческому уму не постигнуть. Жизнь человека  - сон в вечности. Спасительна только вера, высшая победа человека победа над самим собой, смирение примиряет верующего с мирозданием. Эта идея выражена в драмах Кальдерона 'Поклонение кресту', 'Стойкий принц' и др.
    Идеи  барокко нашли свое воплощение в  живописи, однако полотна барочных художников не столь печальны по сравнению  с литературными произведениями, особенно это касается Рубенса.
    Но  вернёмся к литературе барокко, ярко проявившейся в Германии.
    Поэты барокко исходят из того, что существование  человека - это просвет во мраке, мир - юдоль страданий, спасительна  только вера во Всевышнего. Эти представления были характерны для немецких лириков, писавших в годы Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., нескончаемого побоища между католиками и гугенотами, куда были втянуты народы Чехии, Силезии, Швеции, Дании, Германии. Крупнейший немецкий поэт периода Тридцатилетней войны  Мартин Опиц пишет поэму 'Слово утешения средь бедствий войны'. Видя повсеместную разруху и разорение, падение нравов и нарастающее насилие, в чем он пытается обрести жизненную опору? Только в религии.
    Ему вторит другой поэт-современник  -  Христиан фон Гофмансвальдау, которому мир, охваченный пожарищем войны, кажется обманчивым призраком:
    Что здешний мир и гул молвы  крылатой?
    Что здешний мир и вся его краса?
    Неверный  луч, глухим ущельем сжатый,
    На  миг во мгле сверкнувшая грот;
    Цветущий  мед, терновником повитый,
    Нарядный  дом, таящий скорбный стон,
    Приют рабов, для всех равно открытый,
    Могильный тлен, что в мрамор облачен, -
    Вот наших дел неверная основа,
    Кумир, что плоть привыкла возвышать.
    А ты, душа, за узкий круг земного
    Всегда  стремись бестрепетно взиреть.
    (Пер.  Б.И. Пуришева)
      Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсхаузен  - крупнейший прозаик направления  барокко не только в немецкой, но и во всей европейской  культуре. Его роману об участниках  Тридцатилетней войны  'Затейливый Симплициссимус' (1669) присущи избыточная фантазия, сказочная гиперболичность образов злодеев, неправдоподобие персонажей-добряков.
    В историю немецкой и мировой литературы Ганс Гриммельсгаузен вошел как  создатель одного из первых воспитательных романов. Симплициссимус вступает в жизнь с совершенно незамутненным сознанием. Его разум -это настоящая tabula rasa, но на чистой доске общество пишет своя законы, правила и нормы, которым постепенно привыкает подчиняться естественный человек.
    Автор показывает кровопролитную Тридцатилетнюю войну глазами невинного ребенка, простодушного подростка и, наконец, взрослого солдата, пережившего тяготы и потери в ходе войны.
    Симплициссимус  выступает сам в качестве рассказчика. Сочиняя автобиографию, он не преминул подчеркнуть свое аристократическое происхождение. У отца, дескать, был дворец, построенный его собственными руками. Не важно, что был он крыт соломою, а топили в нем по-черному. В хижине имелся целый оружейный арсенал, состоящий из лопат и мотыг. Симплициссимус приемлет пастушеский сан, пасет с малолетства отцовых свиней к коз. Что ж, это тоже вполне почетное занятие, которого не чурались герои мифов и легенд.
    Мирное  течение деревенской жизни прерывается  вторжением ландскнехтов, которые дочиста  разграбили бедняков, а домишко на прощание спалили. Так Симплициссимус впервые узнал, что такое война. Ему чудом удалось спастись.
    Гриммельсгаузен в непрестанных скитаниях Симплициссимуса  вскрывает абсурдность и безумие  мира, погрязшего в кровопролитиях, алчности и пороках.
    Движение  персонажа происходит по спирали. Симплициссимус периодически приходит к тому, от чего ушел, что красноречиво подчеркивает тщету человеческих усилий.
    Образ главного героя в романе претерпевает эволюцию. Из простака Симплициссимус превращается в хитреца. Наивность он сохраняет как маску, внутри же он прячет незаурядную сообразительность.
    В ходе военных действий Симплициссимус переменил шестерых начальников, исполнял несколько должностей, снабжал армию  фуражом и провиантом, не раз бывал  на краю гибели, но оставался цел и невредим.
    Хитроумие вчерашнего простака - это только ступень  к следующему уровню сознания. Под  влиянием всего пережитого Симплициссимус обретает здравый смысл, который  позволяет ему несколько со стороны  взирать на происходящее, заботясь в первую очередь о собственном благополучии.
    Симплициссимус  из ограбленного превращается в грабителя. Он крал скот у окрестных крестьян, воровал из казны, ему сопутствует  удача.
    Символом  успехов Симплициссимуса становится приобретенное по протекции дворянство, он сочиняет себе родословную и придумывает герб. Так награбленное богатство превращает вчерашнего честного босяка в дворянчика.
    Однако  на гребне успеха героя всякий раз  подстерегает беда, на этот раз он нечаянно попал в плен.
    Затем он побывает во Франции, Венгрии и даже в России, создаст свой остров-утопию, а потом отправится открывать новые земли. Барочному повествованию свойственна непрерывность, словоохотливый автор остановиться не может, а расстаться с героем - тем более.
    Поэзия  и проза Тридцатилетней войны оказалась очень актуальна в Германии в период борьбы с фашизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
 
1. См., например: Морозов А. А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984; Хлодовский  Р. И. "Пентамерон" Базиле и  итальянская литература на рубеже XVI - XVII столетий. - В кн.: XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.
2. Полезный материал  в этом направлении содержит  книга: Славянское барокко: Историко-культурные  проблемы эпохи. М., 1979.
3. Лихачев Д.  С. Развитие русской литературы X - XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973.
4. Дeмин А.  С. Русская литература второй  половины XVII - начала XVIII в. М., 1977.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.