На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Государственный  сектор как инструмент и объект ГРЭ
1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики……………...4
1.2Функции государственного сектора экономики…………………………..7
Глава 2. Роль государственного сектора  Республики Казахстан в регулировании  экономики 
2.1 Специфика государственного  сектора в Республике  Казахстан………..11
2.2 Анализ рейтинга  по крупнейшим  национальным компаниям Республики Казахстан…………………...................................................................................15
Глава 3. государственные  меры по регулированию  государственного сектора  РК 
3.1 Государственные  программы, направленные  на усовершенствование  деятельности государственного  сектора РК………………………………….21
3.2 Цели и направления  деятельности национальных  компаний РК…….…26
Заключение………………………………………………………………..32
Список  литературы…………………………………………………….33
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
    Актуальность  темы подчеркивают современные тенденции  увеличения государственного вмешательства  во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано  с мировым финансовым кризисом и  неспособностью частного капитала удовлетворить  потребности жителей. Наблюдаемая  сегодня централизация государственной  власти находит свое проявление в  поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.
    Находящийся под непосредственным контролем  государства госсектор дает возможность  использовать меры прямого административного  регулирования в отличие от общих  мер регулирования, относящихся  преимущественно к косвенным  методам. Это позволяет максимально  сильно и точно воздействовать на объемы, структуру (ассортимент) и цены производимой продукции, а также  оперативно внедрять в практику стратегические решения. Предприятия госсектора обладают большими возможностями в формировании долгосрочной производственно-инвестиционной стратегии. Для каждого такого предприятия действует своя система целей, в соответствии с которой строится деятельность государства по регулированию его работы.
    Цель  данной работы – рассмотреть государственный  сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.
    Ряду  отраслей (энергетике, железнодорожному транспорту, связи, судо, авиа- и ракетостроению, ВПК) необходимо иметь высокую долю госсектора, а некоторые из них могут даже полностью состоять из госпредприятий. Иными словами, следует применять принцип концентрации госсектора в стратегически важных отраслях. Во всех остальных секторах его доля может быть небольшой, а в отраслях, не имеющих стратегического значения, – вообще отсутствовать. Особого подхода, требуют отрасли социальной сферы (медицина, образование, наука, культура), при развитии которых наряду с мировыми тенденциями необходимо учитывать национальные особенности и традиции. 
    Сегодня справедливо подчеркивается необходимость  совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась  в чрезвычайных обстоятельствах  ломки отживших экономических и  социальных отношений.
    Данные  вопросы широко представлены как  в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных  авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др.
    Среди зарубежных авторов рассматривающих  данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие
    Объектом  данного исследования является государственный  сектор, а предметом - изменения структуры  и объема государственного сектора  экономики, а также основные направления  его функционирования.
    В соответствии с поставленной целью  необходимо решение следующих задач:
    1.раскрыть сущность и роль госсектора в государственном регулировании экономики
    2.определить экономические функции государства
    3.определить специфику государственного сектора в РК
    4.рассмотреть государственные программы, направленные на усовершенствование госсектора РК.

Глава 1. Государственный сектор как инструмент и объект ГРЭ

1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики

 
    Современная действительность дает немало поводов  для анализа места и роли государства  в экономике. Рыночная экономика  и экономические функции государства  неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции  нельзя понимать абсолютно, т.е. как  полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной  организации. Данный принцип говорит  не о полной деэтатизации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос [1].
    Поэтому основной функцией государства в  современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной  деятельности для экономических  субъектов. Выполнение данной функции  реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими  процессами; управление государственной  собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.
    При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к  трактовке соотношения понятий  государственная собственность  и государственный сектор. К определению  данных понятий существует несколько  подходов, как в отечественной, так  и зарубежной литературе.
    В самом общем виде государственный  сектор можно представить как  совокупность элементов, которые связаны  между собой принадлежностью  к государственной собственности, выполняющая свои функции для  достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных  критериев может меняться.
    Некоторые авторы под понятием государственной  собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью  или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства  в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает  расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке [2].
    Другие  авторы, понимают под государственной  собственностью все материальное и  нематериальное имущество, находящееся  в распоряжении государства, а под  государственным сектором совокупность государственных организаций и  учреждений, либо комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.
    Из  проведенного анализа видно, что  хотя категории государственный  сектор и государственная собственность  являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.
    Вместе  с тем в научных публикациях  встречается расширенная трактовка  госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной  и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система  финансов. В этом случае функции  государственного сектора в экономике  отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.
    В современных условиях особо следует  обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в  современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить  роль данного ресурса в повышении  эффективности всей экономической  системы страны [3].
    Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное  множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции  в интересах достижения установленных  государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом  системы организации функционирования современной рыночной экономики  и управления ею.
    Итак, из всего выше перечисленного можно  сделать вывод о том государственный  сектор является определяющим и необходимым  звеном для всей страны в целом. Понятие  государственного сектора носит  сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госучреждения.
    Значительная  часть государственного сектора - это  объекты инфраструктуры, в большинстве  своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
    Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько  отличающимися от принципов частных  фирм, позволяет использовать государственный  сектор для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного хозяйства.
    Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль  вообще, не является первостепенной целью  деятельности государственного сектора  в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а  убытки покрываются из бюджета. Поэтому  государственный сектор стал поставщиком  дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
    Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования  экономики. Так, в условиях ухудшения  конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный  сектор, как правило, растут. Таким  образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду  производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный  капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и  переподготовке кадров. Государственные  фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении  национального капитала в какую-либо страну.
    В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства  там и такой мере, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению  эффективности народного хозяйства  в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость  продукции сферы материального  производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

    1.2 Функции государственного сектора экономики

 
    В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности  общества важнейшая роль принадлежит  государственному сектору.
    Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным или местным государственным  органам, полностью контролируемая государством. В системе государственного регулирования экономик: государственный  сектор занимает особое место. С одной  стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где  государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также  потребителем конечной продукции. С  другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых  государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и  экономики в целом.
    На  сегодняшний день государственный  сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий  и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики  страны, но не всегда выгодно с точки  зрения частного капитала из-за большой  стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор  как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные  ему частным капиталом, в которых  невозможно получить даже среднюю норму  прибыли.
    Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через  длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
    Государственный сектор играет огромную роль в регулировании  экономики. В большинстве стран  он является ведущим исполнителем научно-исследовательских  работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования. Через государственный  сектор осуществляется деятельность государства  по "оздоровлению" отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики  в целом (национализация убыточных  предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. [3. С.108]. Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
    Наличие действенного государственного сектора  позволяет решить следующие задачи:
    - усилить контроль со стороны  государства над важнейшими народнохозяйственными  процессами;
    - повысить общее антикризисное  воздействие; 
    - регулировать потоки инвестиций;
    - упрочить независимость национальной  политики государства в промышленности  и других отраслях материального  производства;
    - противостоять иностранному капиталу  в стратегически важных областях  экономики; 
    - решение проблем занятости; 
    - обеспечение внешнеэкономического  равновесия;
    - обеспечение приоритета социальных  целей.
    Государственный сектор в лице Национального банка  и государственных банков выступает  со специальными функциями на финансовом рынке:
    - аккумулирует денежные средства  и направляет их в сферы,  от развития которых зависят  экономическая конъюнктура и  структура народного хозяйства  страны;
    - определяет процентные ставки  на рынках ссудных капиталов,  влияя тем самым на темпы  экономического роста; 
    - осуществляет операции на рынке  ценных бумаг, регулируя наличие  ликвидных средств и обеспечивая  поступление средств в бюджет.
Следующей функцией является производство общественных благ.
    Общественное  благо отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо. Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.
    Создание  общественных благ предполагает согласованные  коллективные действия. Они могут  выражаться либо в прямом участии  в производстве, либо в совместном финансировании.
    В связи с производством общественных благ возникает проблема безбилетника. Её существование обусловлено характерной  для общественных благ неисключаемостью. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования.
    Еще одну проблему коллективного действия принято характеризовать с помощью  теоретико-игровой модели а. Таккера, которая называется дилемма заключенного. Смысл её состоит в том, что поведение, отвечающие критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Поведение, направленное на сотрудничество с партнерами, может быть непосредственно невыгодным, с точки зрения индивида, если отсутствуют гарантии сотрудничества с другой стороны.
    Для смешанных общественных благ существует теория клубов. Суть её в том, что  для данных благ характерно потенциальное  переполнение. Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей этого блага  дальнейшее увеличение их численности  приводит к тому, что индивиды начинают друг другу мешать. Иными словами, исчезает несоперничество в потреблении, издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю не равны нулю.
    Показателями  количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
    - доля ВНП, ВВП, создаваемого  в государственном секторе;
    - количество занятых в нем рабочих  и служащих;
    - удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;
    - число предприятий госсектора  в целом и по отдельным сферам  и отраслям.
    Размеры государственного сектора экономики  могут служить критерием экономической  роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
    Удельный  вес государственного сектора в  рыночном хозяйстве является величиной  переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе  функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании фаз национализации и денационализации.  

    Расширение  границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а  также разгосударствления экономики. Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т.е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования ("сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию. [4].
    На  практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая  проводится в популярных формах: продажа  предприятий в частные руки, выкуп  акций государственных предприятий  работниками этих предприятий или  населением, сдача в аренду и т.д. Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг  в соотношении между двумя  секторами государственным и  частным в пользу последнего.  Тенденция усиления роли государства  и государственного сектора возникает  как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности  экономики.
    Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.
Оценка  эффективности основывается на:
    - рентабельности государственного  сектора экономики;
    - полезности для общества.
    К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно  отнести:
    сосредоточение  предприятий в невыгодных с точки  зрения получения прибыли отраслях;
    использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических  проблем;
    высокий уровень социальных расходов;
    отсутствие  конкуренции;
    государственное финансирование и т.д.
    В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет  реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Глава 2. Роль государственного сектора  Республики Казахстан в регулировании экономики

2.1 Специфика государственного сектора  в Республике Казахстан

    Последнее время резко увеличилось государственное  присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом.
    Крупнейшие  государственные компании можно  разделить на несколько групп  предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
    инфраструктура - транспортная (АО «НК ?аза?стан Темир Жолы»), коммуникационная (АО «Казпочта», АО «Казахтелеком»), энергетическая (ГКП "Астана Су Арнасы");
    добыча  и экспорт сырья ? "АО НК «Каз Транс Ойл»", АО НК «Казмортрансфлот»;
    финансовый  комплекс - государственные банки  и негосударственные, но так или  иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего ? АО "Народный банк Казахстана", АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», АО НПФ «?ларYміт», АО "НПФ "БТА Казахстан"  и т.д.
    Специфической чертой государственного сектора Республики Казахстан является создание Фонда  национального благосостояния «Самрук-Казына».
    Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-?азына» создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669 «О некоторых мерах по конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «?азына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».[8] Фонд национального благосостояния «Самрук-?азына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
    Основной  целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве  собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических  лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности  на мировых рынках. 

Основными направлениями деятельности Фонда  являются:
    содействие  в модернизации и диверсификации национальной экономики;
    содействие  в стабилизации экономики страны;
    повышение эффективности деятельности компаний.
Ключевым  направлением деятельности Фонда и  компаний являются модернизация и диверсификация национальной экономики в рамках реализации посланий Президента Республики Казахстан, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, программы «30 Корпоративных  лидеров Казахстана», целей и  задач, поставленных перед компаниями.
    Фонд  призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая  вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации  работы в регионах, укреплению межотраслевых  и межрегиональных связей и максимально  используя имеющиеся преимущества и возможности.
    Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем  реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как 
    нефтегазовый  сектор;
    электроэнергетика;
    металлургия;
    химия, нефтехимия;
    инфраструктура.
Основными задачами Фонда являются:
    разработка  и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального  и международного масштаба;
    поддержка и модернизация существующих активов  группы компаний Фонда;
    содействие  в развитии регионов и реализации социальных проектов;
    поддержка отечественных товаропроизводителей, отечественных товаров и услуг.
В рамках рассматриваемых задач Фонд выполняет следующие функции:
    разработка  и (или) реализация, и (или) финансирование инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштабов, в том числе в реальном секторе экономики, самостоятельно и (или) с участием компаний, а также  совместно со стратегическими иностранными и (или) отечественными инвесторами, посредством  участия в уставных капиталах  и предоставления займов;
    выполнение  функции оператора по реализации программы «30 Корпоративных лидеров  Казахстана» и иных программ и  планов по решению Правительства  Республики Казахстан;
    освоение  новых секторов экономики и приобретение экономически привлекательных активов, как в стране, так и за рубежом;
    обеспечение скоординированной и активной инвестиционной политики при реализации компаниями инвестиционных и инновационных  проектов, основным приоритетом которой  является реализация проектов на территории Казахстана;
    привлечение отечественных и иностранных, государственных  и частных инвестиций и внедрение  инноваций в различные отрасли  экономики;
    осуществление сбалансированного заимствования  капитала на мировом и отечественном  рынках капитала;
    финансирование  проектов малого и среднего бизнеса;
    создание  эффективной комплексной системы  финансово-инвестиционных инструментов в рамках группы компаний;
    развитие  межрегиональных экономических  связей, в том числе путем реализации проектов на территории Республики Казахстан;
    обеспечение прорывного развития регионов через  социально-предпринимательские корпорации.
Фонд  также выполняет следующие функции:
    участие в стабилизационных программах Правительства  Республики Казахстан;
    приобретение  объявленных голосующих акций банков второго уровня;
    размещение  обусловленных средств в банках второго уровня в целях поддержания социально-экономического развития, в том числе завершения объектов строительства, финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса;
    содействие  в развитии рынка ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений;
    определение, утверждение и осуществление  мониторинга порядка осуществления закупок Фонда и компаний, предусматривающего механизмы по увеличению отечественного содержания в закупках Фонда и компаний у казахстанских производителей товаров и услуг, обеспечению локализации в Казахстане производства, сборки, работ по ремонту и обслуживанию импортного оборудования при его крупных закупках компаниями;
    осуществление доверительного управления государственным  пакетом акций акционерного общества «Фонд стрессовых активов».
Деятельность  Фонда «Самрук-?азына» по стабилизации экономики Республики Казахстан 
    На  стабилизации финансового сектора  было выделено 486 млрд.тенге, в настоящее время использовано 476 млрд.тенге. Средства были размещены в 4 крупных система образующих банках. Одна часть средств предусматривалась на выкуп простых акций банков, другая часть – на кредитование экономики.
    2 февраля т.г. осуществлена покупка  простых акций АО «БТА Банк»  в размере 75,1% на сумму 212,1 млрд. тенге.   
    АО  «Народный банк Казахстан» было выделено 120 млрд.тенге, из них 60 млрд.тенге на покупку акций и 60 млрд.тенге для финансирования реального сектора экономики. На средства, предусмотренные для покупки акций, 27 марта т.г. выкуплены простые акции в размере 20,9% на сумму 26,9 млрд. тенге, 29 мая т.г. осуществлена покупка привилегированных акций  на сумму 33,049 млрд. тенге в количестве 196 232 499 шт. 
      АО «Казкоммерцбанк» было выделено 120 млрд.тенге, из них 84 млрд.тенге для финансирования реального сектора экономики и 36 млрд.тенге для покупки акций. 15 мая была осуществлена покупка простых акций АО «Казкоммерцбанк» в размере 21,2% на сумму 36 млрд. тенге.  Кроме этого, АО «Альянс Банк» предусмотрено 24 млрд. тенге для последующей покупки акций.
    Из  средств, выделенных «Казкоммерцбанку» для финансирования реального сектора экономики в размере 84 млрд.тенге на 18.02.2010 г. освоено 90,4 млрд.тенге (средства выдаются на револьверной основе). За счет этих средств в основном были рефинансированы или профинансированы заемщики, работающие в сфере торговли и промышленности. В рамках данного направления было поддержано 27 653 действующих рабочих мест.
    Из  средств, выделенных «Народному банку» для финансирования реального сектора  экономики в размере 60 млрд.тенге на 18.02.2010 г. освоено 85 млрд.тенге (средства выдаются на револьверной основе). За счет этих средств в основном были рефинансированы или профинансированы заемщики, работающие в сфере производства продуктов питания, сельского хозяйства и производства и распределения электроэнергии и воды.  В рамках данного направления было поддержано 15 418 действующих рабочих мест[9].
    Необходимо  отметить, что в 3 квартале 2009 г. органами прокуратуры была проведена проверка целевого использования средств, выделенных на кредитование реального сектора  экономики, которая не выявила существенных нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Анализ рейтинга по крупнейшим  национальным компаниям Республики  Казахстан.

 
    Первый  национальный рейтинг крупнейших компаний Казахстана свидетельствует: крупный  бизнес страны в 2008 году развивался завидными  темпами, а девальвация тенге  дает ему все шансы выйти из кризиса с минимальными потерями.
    Суммарная выручка 100 корпораций Казахстана, включенных в список, в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом почти на 35%, и это при годовой инфляции всего в 9,5%.  Достаточно сказать, что совокупная выручка 100 его участников по отношению к ВВП Казахстана составляет 72,6%.
    На  нефтегазовые и металлургические компании приходится 64,8% от общего объема выручки  списка топ-100. В казахстанском рейтинге на нефтегазовую и металлургическую отрасли приходится 51,2% и 13,7% соответственно (рисунок 1) 

      

    Рисунок 1- Отраслевая структура рейтинга «Эксперт-100-Казахстан».
    Источник: деловой  еженедельник  «Эксперт РА Казахстан» - 2009г. №45 (236) 

    А вот в динамике роста сырьевых отраслей кардинальные различия очевидны. Особенно если взять нефтегазовый сектор. В 2008 году чистые доходы казахстанских  нефтегазовых компаний выросли на 51% (рисунок 2).
      

    Рисунок 2- Прирост ключевых отраслей рейтинга (2008/2007).
    Источник: деловой еженедельник «Эксперт РА Казахстан» - 2009г. - №45 (236). 

    Из  рисунка видно, что  российские нефтяники  при той же конъюнктуре цен  вынуждены были довольствоваться 29?процентным  приростом. Причина в том, что  в Казахстане (в отличие от России) государство не рассматривает сырьевиков как дойную корову для наполнения госрезервов. В результате уровень налоговой нагрузки на сырьевые компании существенно ниже. Нефтегазовые компании имеют возможность направлять заработанные средства на собственные инвестпрограммы, а не опосредованно финансировать спасение, например, заведомо неконкурентоспособных автопроизводителей. Немаловажную роль в росте доходов нефтяников сыграли сделки по приобретению новых активов, особенно за рубежом.
    Прирост доходов компаний агропромышленного  комплекса в 2008 году составил 42%. Правда, его влияние на итоговую динамику рейтинга в целом ограничивается невысокой долей отрасли в  общей структуре списка. Агропромышленные корпорации пока обеспечивают всего 1,7% суммарной выручки крупнейших компаний (Приложение 1).
    Однако, учитывая приоритеты экономического развития, расставленные президентом Казахстана, уже в недалеком будущем можно  рассчитывать на усиление позиций АПК. Тем более что "технологическое  перевооружение и широкомасштабная модернизация аграрного сектора  с учетом роста потребностей и  роста цен на продовольственные  товары во всем мире" представляется нам не лозунгом, а экономически адекватной и, главное, достижимой в  обозримой перспективе задачей. Пока же в десятке самых динамичных компаний рейтинга второе место по темпам роста в 2008 году занимает компания "Атамекен-Агро" (Приложение 2), практически удвоившая доходы.
    В первой десятке самых крупных  компаний Казахстана обосновались нефтяники  и металлурги, слабо разбавленные транспортными компаниями и банками (Приложение 3 и Приложение 4).
    Первая  позиция с большим отрывом  принадлежит лидеру национальной экономики  АО "НК "КазМунайГаз"". Пятая часть доходов крупного бизнеса принадлежит этой компании. В 2008 году КМГ увеличил доходы на 80%. Причем почти половина прироста была обеспечена сделками по слиянию-поглощению, а вторая – ростом добычи на таких приобретенных активах, как СП -"Казгермунай" и АО "Каражанбасмунай", и ценой на нефть. Почти 40% прироста доходов в рейтинге по итогам 2008 года пришлось на эту компанию. Аппетиты национального гиганта продолжают расти, и в 2009 году КМГ также отметился рядом крупных сделок.
    Вторую  строчку в нашем рейтинге занимает ТОО "Тенгизшевройл", о финансовых результатах деятельности которого мы хоть что-то знаем лишь благодаря высокому уровню транспарентности нефтяного гиганта Chevron, владеющего 50?процентной долей в компании. ТОО "Тенгизшевройл" в 2008 году увеличило доходы на 60%. В увеличении доходов помимо роста цен на нефть важную роль сыграл рост добычи на 24% по сравнению с уровнем 2007 года, что обусловлено вводом в эксплуатацию летом прошлого года двух проектов в рамках расширения добычи на Тенгизском месторождении – закачка сырого газа в пласты и завод по сепарации газов перед закачкой и очистке от серы добытой нефти.
    Нефтяную  гегемонию в первой десятке прерывают компании горнометаллургического сектора ENRC и корпорация Kazakhmys Plc., стоящие на третьей-четвертой ступеньке рейтинга. Несмотря на принадлежность к горнометаллургическому сектору, результаты они продемонстрировали диаметрально противоположные. ENRC показал в 2008 году увеличение доходов на 67%, а Kazakhmys – снижение на 2%. Росту доходов ENRC компании помог подъем цен на продукцию для черной металлургии – железную руду и ферросплавы. Даже обвал сектора в IV квартале 2008 года не смог помешать увеличению доходов компании.
    Kazakhmys стал жертвой падения цен на медь, которые, будучи металлом более рыночным, отреагировали на кризисные явления более оперативно, чем продукция черной металлургии. Полоса невезения продолжилась и в нынешнем году – чистая прибыль Kazakhmys по итогам первого полугодия 2009 года снизилась на 15,1% и составила 516 млн долларов по сравнению с 608 млн долларов, полученных за аналогичный период годом ранее.
    Впрочем, результаты за 2009 год могут оказаться иными и у ENRC. Эта группа получает прибыль за счет продажи глинозема, алюминия, железной руды и ферросплавов. Цена алюминия на Лондонской бирже металлов снижалась до 1,3 тыс. долларов за тонну в январе текущего года и только в июне выросла до 1,7 тыс. долларов. Для сравнения: в июне прошлого года она составляла свыше 3 тыс. долларов. Не смогли восстановить пиковые уровни цены на ферросплавы и железную руду. В результате, как заявлено в отчетах ENRC, чистая прибыль группы в первом полугодии 2009 года снизилась на 58,9% и составила 562 млн долларов против 1,366 млрд долларов в 2008 году.
    Отметим, что обе компании могут рассчитывать на помощь государства. Ведь госфонд «Самрук-Казына» владеет 14,99% Kazakhmys и 11,65% ENRC. Так что интерес государства в успешности бизнеса ресурсных компаний очевиден. И 12 октября глава госфонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов заявил о готовности оказать помощь Kazakhmys и ENRC. Предполагается, что Kazakhmys займет 1,5–2 млрд долларов у Государственного банка развития Китая (ГКБР) (условия займа пока не озвучены), а ENRC – до 400 млн долларов у Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) под 3% годовых. На сегодняшний день госфонд ведет переговоры по привлечению займов. С другой стороны, сами займы носят строго целевой характер, и за счет них государство помогает выстраивать промышленную инфраструктуру: ENRC должен построить вторую очередь электролизного завода в Павлодаре, Kazakhmys – Бозшакольский медный комбинат в -Павлодарской области.
    Пятое место рейтинга «Эксперт-100?Казахстан»  принадлежит нефтяной компании АО «Мангистаумунайгаз» (ММГ). Скорее всего корпорация фигурирует в списке первый и последний раз. После завершения сделки по приобретению ее добывающих активов казахстанско-китайским СП (созданным КМГ и CNPC) она скроется в тени этой компании, как это произошло уже со многими другими компаниями, поглощенными CNPC. Впрочем, возможно, этого и не случится – ММГ приобретается CNPC на паритетных началах с КМГ, и можно надеяться, что казахстанская нацкомпания сохранит определенную транспарентность «дочки».
    Шестую  позицию занимает крупнейший железнодорожный  перевозчик АО «НК “Казахстан темiр жолы”». В 2008 году компания увеличила доходы на 14%, что почти соответствует запланированному повышению тарифов на железнодорожные перевозки на 15%. Полученные за счет этого 880 млрд тенге должны были пойти на обновление и ремонт подвижного состава, в том числе на ежегодный капитальный ремонт 600 км путей. Ведь по состоянию на 1 января 2009 года из общей протяженности магистральных путей (19 тыс. км) с перепропущенным тоннажем (обычно пути рассчитаны на прохождение определенного тоннажа, после чего их надо ремонтировать) функционируют свыше 2,3 тыс. км. Кризис и высокие темпы инфляции ограничивают возможности КТЖ в данных вопросах. По данным комитета транспортного контроля Минтранскома РК, в 2007 году отремонтировано 626 км, в 2008 году – 486,6 км, в 2009?м запланировано всего 264,7 км. Негативная динамика ремонта может привести к росту издержек компании.
    АО «ПетроКазахстан» находится в «Эксперт-100?Казахстан» на 7?м месте. Компания частично принадлежит CNPC и частично КМГ, однако это не стало препятствием для того, чтобы предоставить нам данные по своим доходам, хотя в открытом доступе их нет.
    Восьмая и десятая строчка рейтинга принадлежит банкам – АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк» соответственно. Место АО «БТА Банк» носит формальный характер, т.к. величина убытков этого банка в 2,8 раза превышает тот показатель, который мы используем в качестве выручки банков. В нынешнем году БТА переживает нелегкие времена. В феврале фонд «Самрук-Казына» выкупил 75,1% акций за более чем 2 млрд долларов (по данным самого ФНБ – 212 млрд тенге). «Решение о вхождении ФНБ «Самрук-Казына» в капитал АО «БТА Банк» было связано с наличием проблем в его деятельности, исходящих из кредитной политики, которую проводило бывшее руководство банка», – говорит глава АФН Елена Бахмутова. Но национализация убедила не всех кредиторов – в апреле два кредитора БТА Банка, одним из которых является американский банк Morgan Stanley, потребовали досрочного погашения задолженности на общую сумму 550 млн долларов. Банк моментально отреагировал на это требование и прекратил выплаты основных сумм задолженности, включая и те, срок которых наступил с 20 апреля, и начал подготовку плана реструктуризации долгов. Переговоры с комитетом кредиторов шли все лето. В сентябре стороны подписали меморандум о взаимопонимании, а 18 сентября БТА представил план реструктуризации АФН. Причем комитет кредиторов (КК) разработал свой план, но АФН одобрило план банка. К 7 декабря БТА должен подписать план с КК, однако существуют большие сомнения в том, что ему это удастся. Очень много расхождений с КК, особенно в части включения торгового финансирования в план реструктуризации, поскольку кредитные экспортные агентства в основном являются государственными и существуют на средства налогоплательщиков.
    Более интересным является АО «Казкоммерцбанк», которое, несмотря на тяжелое положение в банковском секторе, смогло в 2008 году продемонстрировать прибыль и в целом добилось определенной стабильности. Кроме того, осенью прошлого года владельцы банка согласились на предложение правительства продать ему 25% акций. В марте 2009 года сделка с ФНБ была окончательно оформлена. «Самрук-Казыне» отошло 21,26% за 36 млрд тенге (по прежнему курсу банк получил 120 млрд тенге, из которых 36 млрд – за акции, а 84 млрд – на кредитование корпоративных клиентов). На сегодня ККБ – крупнейший банк по размеру активов, хотя с января по октябрь активы выросли незначительно – с 2,3 трлн до 2,5 трлн тенге. Как банк с госучастием он участвует во всех госпрограммах – рефинансирование ипотеки и МСБ: получил 24 млрд тенге на ипотеку и 16 млрд – на МСБ.
    Скорее  всего, между АО «Казкоммерцбанк» и АО «Народный банк Казахстана» в будущем развернется борьба за первое место в рейтингах банков Казахстана, а в спину им постоянно будут дышать АО «АТФ Банк» и АО «Банк ЦентрКредит».
    На девятом месте нашего рейтинга находится компания, которая принадлежит китайской CNPC АО «СНПС-Актобемунайгаз». Данные по этой компании нам удалось найти благодаря лишь только СМИ, а когда-то компания размещала свою отчетность на сайте КФБ. Надо отметить, что формально компания выполняет все требования закона об АО, однако информационная прозрачность АО «СНПС-Актобемунайгаз» в широком понимании этого слова оставляет желать лучшего. [10]
    Наличие в госсекторе крупных государственных  компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению  к субъектам госсектора может  применять меры прямого административного  регулирования в отличие от общих  мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к  косвенным методам.
    Ряд ученых считает, что государственный  сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль "локомотива" в  экономике: Управляя госсектором, государство  осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики. 
 

    Глава 3. государственные меры по регулированию государственного сектора РК

    3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК.

 
    Государственная программа развития образования  в Республике Казахстан на 2005–2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной  нации». Разработка настоящей Программы  вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение  качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской  системой образования в новых  экономических и социокультурных условиях.
    Концепция предполагает переход на пятиступенчатую  систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.
    Согласно  проекту Концепции, обучаться казахстанские  дети будут с шести лет, и при  получении полного среднего образования  продолжительность обучения составит 12 лет.
    Дошкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.
    В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций  выросло на 12 единиц (1 %), в то время  как контингент в них вырос  на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует  о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.
    Основная школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время – 54,8 % школьников.  

В среднем образовании будут:
    - созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
    - изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;
    -внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;
    -ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.
В профессиональном образовании:
    - повысятся доступность и престиж профессионального образования;
    - укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;
    - будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;
    - будет внедрена кредитная система обучения;
    -будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;
    Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. На сегодняшний день из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов страны - 2520 имеют степень докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 человек населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.
    Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным программам для научной и производственной сфер деятельности. Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции - докторские программы, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров.
    В результате реализации Концепции будет  создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и равностепенную интеграцию Казахстана в мировое  образовательное пространство.[11]
    Государственная программа реформирования и программы  развития здравоохранения Республики Казахстан  на 2005-2010 годы
    Основанием  является  Послание Президента народу Казахстана от 19 разработки марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике,  конкурентоспособной нации"
    Цель -  создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья 
между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения

    Задачами  являются: разделение ответственности  за охрану здоровья между государством и человеком; переход на международные  принципы организации оказания медицинской  помощи с переносом центра тяжести  на первичную медико-санитарную помощь; создание новой модели управления здравоохранением и единой информационной системы  отрасли; укрепление здоровья матери и  ребенка, улучшение медико-демографической  ситуации ежегодное снижение уровня социально значимых заболеваний; реформирование медицинского образования.
    С информацией об итогах 1-го этапа Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы» выступил Министр здравоохранения Республики Казахстан Анатолий Дерновой.
    На развитие здравоохранения были выделены значительные финансовые средства, благодаря чему достигнуто заметное улучшение медицинского обслуживания населения. Завершена работа над проектом Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», который уже внесен на рассмотрение в Мажилис. Улучшились основные медико-демографические показатели рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения, стабилизировались показатели материнской и младенческой смертности, снизилась заболеваемость ряда социально-значимых заболеваний: туберкулезом, злокачественными новообразованиями, инфекционной патологией, психическими и наркологическими расстройствами, травматизмом.
    Определенное  развитие получило сельское здравоохранение. На сегодня каждая государственная врачебная амбулатория на селе обеспечена необходимым медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, обеспечена медицинским работником.
    Поэтапно  решаются вопросы укрепления и совершенствования материально-технической базы. За 3 года на оснащение государственных организаций первичной медико-санитарной помощи, организаций скорой неотложной медицинской помощи выделены средства в общем объеме 13,9 млрд. тенге.
    Одной из нерешенных проблем остается – кадровое обеспечение сельского здравоохранения, несмотря на то, что Минздравом было инициировано и внесено дополнение в Закон РК «Об образовании» в части подготовки специалистов по медицинским специальностям при условии дальнейшей работы в сельской местности в течение трех лет после окончания вуза.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.