На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Древнеегипетский солнечный календарь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……………………………………………………………………………6
ГЛАВА II. ПРОЦЕС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ………………………………………………….14
§1. Открытие солнечного года………………………………………………….14
§ 2. Календарный  год в древнем Египте……………………………………….15
§ 3. Попытка введения високосного года. Сотический период………………17
§ 4. Соотношение календарей египетского и григорианского………………..19
§ 5. Хронология Древнего Египта………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Примерно  за четыре тысячи лет до нашей эры  на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.
     Своим богатством и самим существованием Египет был обязан великой реке —  Нилу, вернее, его ежегодным разливам, оставлявшим на полях плодородный  ил. Это обеспечивало земледельцам высокие урожаи, а всем египтянам — спокойствие и процветание. Потому так важно было заранее знать, когда Нил выйдет из своих берегов.
     Египетские  жрецы, которые занимались в этой стране астрономическими наблюдениями, однажды заметили, что перед разливами Нила на утреннем предрассветном небе бывает видна огромная яркая звезда из созвездия Большого Пса. Они назвали ее «Сотис», что значит «блистающая». Другое ее название — Анубис, «собачья звезда», по имени созвездия. Современное название этой звезды — Сириус.
     Восход  звезды совпадал не только с разливами  Нила, но и с летним солнцестоянием, временем, когда Солнце достигает  наивысшего положения над горизонтом. Сосчитав дни от одного летнего солнцестояния  до другого, египтяне определили примерную  продолжительность солнечного (тропического) года. У них получилось 360 дней. Произошло это много тысячелетий назад, и с той поры Египет считается родиной первого солнечного календаря.
     В исторической литературе высоко оцениваются  достоинства древнеегипетского календаря. По словам Дж. Г. Брэстеда, «создание этого удобного и практичного, хотя и искусственного календаря было достижением, не имеющим параллелей ни в какой другой древней цивилизации».1
     Именно  в Древнем Египте было впервые было предложено использовать год большей длины, который впоследствии получил название високосного. Но эта календарная поправка в Египте не прижилась, может быть, оттого, что для нее не было придумано никакого легендарного обоснования. И високосный год появился только спустя несколько столетий в Риме, в юлианском календаре. Составляли этот календарь тоже египетские астрономы и математики, уж очень велик был их авторитет в древнем мире.
     Египетский календарь сохранился по сей день у потомков древних египтян — коптов и эфиопов (это народы, населяющие север Африки). Сохранились и праздники в честь древних богов. Ежегодно, в дни летнего солнцестояния, «божественная Изида роняет слезу в великую реку и творит ее благостный разлив». И народ Эфиопии 17 июня отмечает праздник Слезы.
     В настоящее время можно сказать, что вопрос о календаре египтян не решен до сих пор. И подтверждением тому является большое количество различных точек зрений в кругах египтологов о появлении календаря в Древнем Египте, о египетской хронологии и т.д.
     Цель  данной работы – рассмотреть процесс развития Древнеегипетского солнечного календаря.
     В соответствии с поставленной целью  следует выделить следующие задачи: определить время появления календаря в Древнем Египте, рассмотреть процесс становления Древнеегипетского солнечного календаря.
     До  сегодняшнего дня до нас дошли  следующие источники:  календари религиозных торжеств, списки имен фараонов отдельных династий, фрагменты летописей Туринского папируса и Палермского камня, списки фараонов, найденные в Абидосе и Саккаре, а также многочисленные надписи на монументах с указанием времени их возведения или какого-либо другого события.2
     В данной работе за основу взяты труды  Шолпо Н.А. «О времени «введения» календаря в Древнем Египте»3 и Буткевича А.В., Зелинсона М.С. «Вечные календари»4.
     Шолпо Н.А. в своей работе пытается определить точную дату появления календаря  в Древнем Египте. Рассматривает  различные точки зрения египтологов  о данной проблеме. По его мнению, Древнеегипетский календарь был создан во время правления V династии, когда календарь начали связывать с появлением на небе звезды Сотис.
     В работе Буткевича А.В., Зелинсона  М.С. «Вечные календари» подробно рассматриваются периоды развития древнеегипетского календаря со времени его появления, а также приводятся факты, свидетельствующие о  постоянном дополнении и совершенствовании древнеегипетского календаря. Здесь же описывается одна из важнейших, но несостоявшихся реформ древнеегипетского календаря – введение високосного года, который был открыт также египтянами. В своей книге Буткевич А.В., Зелинсон М.С. приводят точное сравнение египетского и григорианского календарей.
     В книгах Бикермана Э.5 и Томсинова В.А.6 подробно рассматривается хронология древнеегипетского календаря и летоисчисление, которое велось не от определенной эры, а от начала правления фараона. 
 
 

     ГЛАВА I. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
     В настоящее время существует несколько  точек зрений о времени введения календаря в Древнем Египте.
     Согласно  известному египтологу Бристед, наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 г. до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.7
     Известно, что египетский год начинается 19 июля (юлианск.), когда происходит подъем воды в Ниле на широте Мемфиса. Известно также, что, благодаря тому, что год имел 365 дней и был короче астрономического примерно на 1/4 суток, через каждые 1460 лет в день нового года происходит ранний утренний (гелиакический) восход Сириуса. Это событие отмечалось древними египтянами, а самый период в 1460 лет, когда восход Сириуса совпадал с днем нового года, назывался периодом Сотиса, т. е. Сириуса. Эд. Мейер, установивший свою хронологическую систему на основе астрономических исчислений периода Сотиса, выражает свою мысль в следующих словах: «Само собой разумеется, что египетский календарь мог быть введен только в тот год, в котором гражданский новый год совпадал с днем восхода Сириуса.8
     Теория  Мейера, утверждающая, что календарь  был введен за 1000 лет до объединения  Верхнего и Нижнего Египта, нашла  своих адептов, стремящихся отыскать факты, которые доказывали бы сравнительно высокую культурность Дельты, так  как ведь только на широте Мемфиса мог быть создан календарь. И. Брестэд говорил, что вычисления, необходимые при составлении и пользовании календарем, указывают на употребление письма в последние столетия V тысячелетия до р. х. Между тем факты говорят обратное, т. е. что в додинастический период письмо было в зачаточном состоянии и окончательно оформляется только при первых династиях.9
     К. Зете, анализируя древнейшие религиозные  тексты Египта, главным образом, «Тексты  пирамид», приходит к выводу, что  в 4241 г. календарь мог быть выработан только в Гелиополе, потому что Мемфиса тогда еще не существовало. Дальше мысль исследователя работает в направлении поисков фактов, подтверждающих древность Гелиополя; он приходит к выводу, что Гелиополь еще в «доисторическое» время был политическим центром «царства Гора», возникшего на месте распавшегося «царства Озириса». Анализируя мифы, Зете приходит к выводу, что Гелиополь был также крупным религиозным и культурным центром Египта. Свои выводы он основывает опять-таки на том, что в Гелиополе был создан календарь.10
     Акад. В. В. Струве также считает, «что первые крупные объединения номов возникли в Северном Египте. Причина такого более раннего развития крылась, очевидно, в большей близости севера Египта к Средиземноморью». Далее он говорит о том, что «Север, объединившийся, как было указано выше, на несколько веков раньше, чем юг, успел создать и несколько более высокую культуру. Такое преимущество севера было, несомненно, обусловлено близостью Нижнего Египта к Средиземноморью и Передней Азии. Здесь создалась культура, которая, судя по вещественным памятникам, являлась общей для всего Восточного Средиземноморья».  Таким образом, акад. В. В. Струве, вынужденный доказывать культурность Дельты (стоя на точке зрения Мейера в отношении календаря), находит причины этого в близости ее к Средиземноморью и говорит, что север Египта был тесно связан со Средиземноморьем, во всяком случае с некоторыми его частями, то здесь в очень древнее время начали развиваться обмен и торговля.
     Продолжил и развил эту мысль И. Л. Снегирев, по мнению которого уже в эпоху неолита и дальше, ко времени объединения Египта, «обмен принимает широкие размеры», появляются суда, на которых «можно было пускаться не только в каботажное плавание на юго-восток по Красному морю или к берегам Палестины и Сирии, но и в более опасное плавание на север, к острову Крит и островам Эгейского моря. Так, неправильная предпосылка вынуждает авторов превратить земледельческий Египет в крупную морскую державу, задолго до Финикии совершавшую опасные путешествия в открытом море. Вместо примитивной сельской общины, характерной чертой которой были «ее изолированность, отсутствие связи между жизнью одной общины и жизнью других, этот локализованный микрокосм», — Египет превращается в оживленное торговое государство с большим разделением труда уже в эпоху неолита. 11
     Между тем, как утверждает Шолпо Н.А., если обратиться к фактам, то в V тысячелетии до н. э. Дельта едва ли представляла собой то, что мы знаем о ней в более позднее время. Напротив, она должна была представлять собою территорию, малопригодную не только для земледелия и для развития культуры, но и для мало-мальски сносной жизни. Может быть, есть доля истины в традиции, переданной нам Геродотом, что Египет ниже Меридова озера представлял болото. И трудно себе представить, что Дельта обладала культурой, которая превзошла культуру долины. Вполне справедливо поэтому удивление Шарфа, когда он говорит, что «...неужели календарь мог быть основан в то время, от которого до нас не дошло ни одной надписи, ни также цифр, а только горшки и другая домашняя утварь и убранство примитивных гробниц»12.
     Уже в древнем Египте существовала торговля. Действительно, доказав культурность Дельты, надо найти объяснение, почему она была побеждена менее культурным Верхним Египтом. Причина вскрывается, когда доказана развитая торговля, которая в условиях частной собственности приводит к разложению общины. Стоит только отказаться от предположения, что календарь был введен в 4241 г., как отпадает всякая надобность строить сложное здание культуры Дельты, с ее древнейшим религиозным (и политическим) центром Гелиополем, с ее высокоразвитой средиземноморской торговлей, приведшей Дельту к поражению в борьбе с Верхним Египтом.13
     Египтяне знали период Сотиса уже в Среднем царстве. Борхардт видит на табличках царя I династии Джета указание на дату раннего восхода Сириуса. Фл. Петри в рецензии на работу Борхардта достаточно резко осуждает эту попытку; также и Зете, который раньше видел на этой табличке изображение богини Сотис, отказался от этого мнения. Таким образом, по мнению Шолпо Н.А., попытку найти период Сотиса уже при первых династиях нельзя считать удачной. Из того, что в Новом и Среднем царстве египтяне знали период Сотиса, необязательно делать вывод, что он был известен и в Древнем царстве, а тем более в до династический период. Очевидно, календарь с годом, равным числу дней между двумя разливами Нила (ежегодные периодические разлития Нила служили как нельзя более удобной вехой для счисления дней), мог возникнуть на заре египетской культуры. Деление этого года на 365 дней было чисто условным, так как начало нового года египтяне считали, конечно, не с определенного часа, а просто с наступлением дня, когда начинался подъем Нила. Это то, что Мейер называет природным, крестьянским календарем, так как он тесно связан с земледельческой стороной жизни египтянина.14
     Со  времени начала IV династии встречаются два термина для обозначения нового года, это wp-rnp.t и tp-rnp.t. По мнению Эд. Мейера, первый соответствовал дню восхода Сириуса, а второй соответствовал 1 Тота {sic — HF}, т. е. первому дню гражданского года. Эд. Мейер указывает, что эти праздники не происходили в один и тот же день, а перемещались один относительно другого на 1/4 суток в год; ко времени Птолемея Эвергета это расхождение достигало трех месяцев.15
     Но, по-мнению Шолпо Н.А., нельзя из того, что нам известно по поздним текстам, делать выводы для Древнего царства и заключать, что период Сотиса был известен уже в IV династии, где эти названия для дней нового года встречаются в простом перечислении праздников без всякого поясняющего контекста. Значение термина tp-rnp.t как начала нового года вполне определенно. Что касается термина wp-rnp.t как начала года, стоящего в связи с утренним восходом Сириуса, то нельзя считать мнение Эд. Мейера окончательным. А. Гардинер, развивая мнение Бругша, высказанное им по поводу календаря рар. Ebers, надписи храма Эдфу и Канопского декрета, говорит, что wp-rnp.t может означать не только день нового года как день «рождения солнца», но и день начала царствования царя, который являлся в представлении египтян земным солнцем. Интересно, что с появлением двух терминов для нового года, т. е. с началом IV династии, появляется и датировка по годам царствования, которая до этого времени отсутствует. Следует заметить, что «рождение солнца» нельзя тесно связывать с началом года, хотя бы уже потому, что под термином «рождение солнца» надо понимать день зимнего солнцестояния, которое никак не отражалось на жизни египтянина. К тому же солнце не играло большой роли в изобретении календаря и в измерении года; это видно из того, что в древнейших надписях год никогда не детерминируется солнцем. Даже обычное написание wp-rnp.t со знаком солнца встречается лишь с V династии, даже еще в V и VI династиях этот термин не всегда пишется с солнцем. По-мнению Шолпо Н.А., из этого можно сделать вполне определенный вывод, что первоначально календарь никак не был связан с солнцем; лишь для V династии, когда начинается сопоставление знака rnp.t со знаком солнца, можно предполагать, что было замечено соответствие между днем нового года (т. е. началом наводнения) и каким-либо солнечным явлением (летним солнцестоянием).16
     Так же Шолпо Н.А. утверждает, что, во всяком случае, существование в Древнем царстве двух терминов для обозначения нового года не обязывает делать вывод, что период Сотиса был известен уже в начале IV династии.17
     Последним и, пожалуй, наиболее веским аргументом сторонников «сотаикской» системы  является то обстоятельство, что на Палермском камне во 2-й и 3-й строках recto упоминаются два одноименных праздника: «I праздник d.t» и «II праздник d.t». Между этими праздниками лежит ровно 120 лет. Борхардт заключает, что это как-то связано с передвижением гражданского календаря, так как в 120 лет календарь сдвигается ровно на 1 месяц. Еще один раз этот праздник встречается в другой форме, и между ним и первым праздником лежит 280 лет, или 400 лет до исходного пункта, т. е. время, необходимое для смещения календаря на 100 дней.18
     Тот факт, что праздник d.t встречается  на Палермском камне в строках, относящихся к I династии, по - мнению Шолпо Н.А. еще не доказывает, что он был известен уже в это время. Он мог быть проставлен задним числом при составлении анналов, т. е. в середине V династии, при Ниусерре. И можно утверждать, что праздник d.t был известен при V династии, а если он действительно связан с периодом Сотиса, можно предположить, что период Сотиса также был известен при V династии. С этого же времени должно было начаться смещение гражданского календаря относительно природного. Но это смещение было настолько незначительно (1/4 суток в 1 год), что, как говорит Борхардт, оно могло быть определено с помощью «Gelehrtentuftelei», т. е. для этого необходимо накопление некоторого опыта в наблюдении за движением небесных светил.19
     Как уже отмечалось, на широте Мемфиса разлив Нила происходит во время летнего солнцестояния. Вместе с тем происходит утренний (гелиакический) восход Сириуса. Самая яркая звезда северного полушария, Сириус, перед этим в течение двух с половиной месяцев совершенно не видна в Египте, но в день нового года она впервые показывалась на горизонте перед самым восходом солнца и сейчас же угасала в лучах утренней зари. Следующие затем три года она восходит несколько позже, и восход ее будет невидим; на пятый год снова можно наблюдать утренний восход Сириуса, но уже не в первый день гражданского года, а на второй. Конечно, на это явление древние египтяне должны были обратить внимание, но только тогда, когда стали производиться регулярные наблюдения. Предполагать эти наблюдения в «додинастический», бесписьменный период невозможно, так как они требуют накопления опыта и его фиксации.20
     По  мнению Шолпо Н.А., впервые внимание было обращено на все эти явления, и была установлена связь календаря с Сотисом в Древнем царстве.
     Мемфис, на широте которого только и мог возникнуть календарь, связанный с явлениями Сотиса, разлива Нила и летнего солнцестояния, был в Древнем царстве и политическим, и религиозным, и культурным центром. Как видно выше, что только с V династии слово «год» пишется со знаком солнца, т. е. календарь ставится в связь с астрономическими явлениями. Видно так же, что праздник d.t, как-то несомненно связанный с Сотисом, появляется лишь с V династии. Таким образом, пишет Шолпо Н.А.: «Все факты, приводят нас к V династии. Надо также обратить внимание на то, что V династия характерна своим ярко выраженным солярным культом, что отмечает уже известная легенда папируса Westcar, где цари этой династии оказываются происходящими от самого бога солнца Ра. Этот солярный культ связан, конечно, не только с почитанием солнца, но и с наблюдением за его движением. Многочисленные солнечные храмы, построенные царями этой династии, были не только местом культа, но и астрономическими обсерваториями».21
     Шолпо Н.А. приходит к выводу, что календарь, основанный на астрономических данных, был установлен при V династии.22
     Он  объясняет это тем, что ближайший год Сотиса — 2781 год — был до начала V династии, которая относится ко времени около 2750—2625 гг. Следовательно, начало периода Сотиса не могло наблюдаться, но период d.t мог быть установлен, когда было замечено смещение восхода Сириуса в гражданском календаре. А когда был установлен период d.t, равный 120 годам, конечно, календарь был поставлен в связь с Сотисом.23 Следовательно, Шолпо Н.А. опровергает теорию, предложенную Эд. Мейером, что календарь был введен в год начала периода Сотиса.
     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующий вывод, что «календарь не был введен ни в 2781 г., ни, тем более, в 4241 г. Календарь существовал еще до того, как стал известен период Сотиса».24 А солнечный календарь появился при V династии, когда  календарь был поставлен в связь с Сотисом. 
 
 

     ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ
     §1. Открытие солнечного года
       В самую раннюю, архаичную эпоху своей цивилизации египтяне, по всей видимости, применяли лунный календарь. Год в нем состоял из двенадцати месяцев, к которым иногда добавлялся тринадцатый месяц. Месяц, в свою очередь, насчитывал 29 или 30 дней. Началом нового месяца в этом календаре считался первый день, в который старая луна переставала быть видимой. Впоследствии лунный календарь стал применяться в Древнем Египте, главным образом, для фиксации времени проведения религиозных праздников. Для светских же целей египтянами был создан искусственный календарь, продолжительность года в котором приблизительно соответствовала времени обращения Земли вокруг солнца и периоду между появлениями при восходе солнца на восточном горизонте неба звезды, называвшейся древними греками Сириусом, а египтянами Сотисом.25
     Египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (? Большого Пса) — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.26
     Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями.27
     Для египтян разливы Нила имели исключительно  большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эмера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила привело к необходимости счета дней в период от одного разлива Нила до другого или, точнее, от одного гелиакического восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей. Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней.28 

     § 2. Календарный год в древнем Египте
     Египетский  календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился  на 12 равных месяцев, каждый из которых  содержал по 30 дней.
     Месяцы  назывались так:  

    1. Тот (Thoth)
     5. Тиби (Tybi)            9. Пахон (Pachons)      
    2.Фаофи (Phaophi)
     6. Мехир (Mechir)            10. Паини (Payni)      
    3.  Атир (Athyr) 
     7. Фаменос (Phamenoth)            11. Эпифи (Epiphi)      
    4. Хояк (Choiak)
     8. Фармуси (Pharmuthi)            12.Мезори (Mesore)
     Большинство месяцев египетского календаря  получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Так, тот — первый месяц года в древнеегипетской религии — был посвящен богу Луны и мудрости; месяц атир был посвящен богине Хатор, фаменот — обожествленному царю Аменофису. Название месяца фармути связано с египетской богиней Эрмуты, пахон — с египетским богом Хонсом  и т. д. Месяц пайни посвящен «празднику долины», а месори посвящен «рождению Солнца».29
     Каждый  месяц делился на три больших  недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Каждая декада символизировалась особым «деканом» — 10-градусным отрезком, на которые была разделена эклиптика, и отсчетом времени по утренним (гелиакическим) появлениям наиболее ярких звезд каждого декана. Кроме деления на месяцы, год был также разделен на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.30
     Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:
     Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою  брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться  ни в один из месяцев и ни в  один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.31
     Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.32
     Дополнительные  пять дней солнечного года, которые  греки впоследствии называли «эпагоменами» (т. е. «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.33
     Весьма  примечательно, что копты и эфиопы, являющиеся прямыми потомками древних  египтян, до настоящего времени сохранили  не только египетский календарь, но и его традиционные праздники, посвященные величественному Нилу. Ежегодно в середине июня «божественная Исида роняет свою слезу в великую реку и творит ее благостный разлив», и народ Эфиопии в ночь на 17 июня торжественно отмечает «праздник Слезы».34 

     § 3. Попытка введения високосного  года. Сотический период
     За  несколько столетий до нашей эры  египетские жрецы уже знали, что  их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.35
     Долгое  время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь  и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в  дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».36
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.