На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Представление студентов о своей профессии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
                                                                              с
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и
 идеальных представлений  о своей будущей профессии студентами………...6
          1.1.Определение представления и  его основные характеристики………6
      .Виды представлений………………………………………………….10
      .Представления о профессии………………………………………….17
      .Влияние представлений о профессии на выбор и
    отношение к  ней ………………………………………………………….27
         1.5.Реальные и идеальные представления  о профессии………………..29
          1.6. Психологические особенности студентов, влияющие на
              выбор профессии………………………………………………………….32
Глава 2.  Эмпирическое исследование…………………………………………37
     2.1. Программа исследования…………………………………………….37
     2.2.Характеристика  выборки……………………………………………..38
     2.3. Анализ результатов…………………………………………………..39
     Выводы  …….…………………….………………………………………..48
Заключение ……………………………………………………………………...50
Библиография……………………………………………………………………55
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 
 

      Проблема  представлений о профессии является очень актуальной и значимой в современном обществе. Оканчивая школу, подростки делают выбор профессии, зачастую, основываясь на представлениях о профессиях. В дальнейшем, в процессе профессионального обучения у студентов представления меняются, что может отражаться на их отношении к учебной деятельности и будущей профессии в целом, и как следствие определяет результативность и профессионализм (или отсутствие его). Качество подготовки специалистов – проблема, значимая для всех специальностей и всех вузов.  Это продиктовано сформированностью и стабильностью представлений студентов о профессии на начальном этапе учебно-профессиональной деятельности, что существенно влияет на динамику карьерного роста. Освоение специальности подразумевают высокий уровень подготовки специалистов не только в области практики, но и в области теории. Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, не сопровождающееся их необходимой коррекцией, препятствует дальнейшему профессиональному росту.
      «Представления» – междисциплинарное понятие, с  разными смысловыми оттенками применяемое  в философии, общей и социальной психологии, психологии личности, когнитивной  психологии. В работе используется термин «представления личности» по аналогии с термином «социальные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, С. Московичи и др.), который применяется в более широком контексте для описания психологической специфики больших групп. В общей психологии данное понятие используется в узком и широком смыслах [37] .
      Имеется немало работ, посвященных изучению как самих представлений (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов и др.), так  и близких к ним феноменов. В одних акцентировано внимание на когнитивных составляющих картины мира личности, в других – на целостных диспозиционных образованиях (включающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты). Это понятия стереотипа и эталона (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В. Липпман, З.И. Рябикина и др.), образа или картины мира (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Э. Фромм, Т. Шибутани и др.), личностных смыслов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Дж. Келли, Д.А. Леонтьев и др.), социальных установок, диспозиций (А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, М. Смит, У. Томас, В.А. Ядов и др.) ценностей и ценностных представлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Ш. Шварц и др.). Вместе с тем представления о профессии именно в качестве фактора ее карьерного продвижения изучены недостаточно [19;с 180].
      Цель  исследования – изучение представлений  студентов о своей профессии.
      Объект  исследования – студенты.
      Предмет исследования - представления о своей профессии у студентов-выпускников.
      Гипотеза 1. Реальные и идеальные представления  меняются у студентов в процессе профессионального обучения в вузе.
      Гипотеза 2. Реальные и идеальные представления  о профессии более схожи у  тех, кто не разочаровался в профессии в период профессионального обучения.
      Гипотеза 3. Чем больше совпадают реальные и идеальные представления о  профессии, тем более он ориентирован на профессию.
      Достижение  поставленной цели и проверка гипотезы предусматривает постановку и решение  следующих задач.
      Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
      Раскрыть понятие и сущность понятия представлений, и их виды  в психологической литературе;
      Рассмотреть проблему влияния представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней в психологической литературе;
      Рассмотрение реальных и идеальных представлений;
      Организация и проведения эмпирического исследования;
      Определение методического инструментария;
      Обработка полученных данных, анализ результатов.
      Методы  исследования. Для решения поставленных задач применялись слeдующиe методы:
      теоретический анализ и обобщение литературных данных;
      анкетирование, тестирование, опрос.
Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе представлен теоретический анализ литературы, в рамках которого были рассмотрены, такие аспекты как, сущность определения представлений, их основные характеристики и виды в психологической литературе. Особенности представлений о профессии, влияние представлений о профессии на выбор профессии и отношение к ней, также рассмотрели особенности студенчества и реальные и идеальные представления о профессии. 
Глава 1. Анализ литературы по проблеме реальных и идеальных представлений о профессии
 

      Определение представления и  его основные характеристики
 
 
       Первичную информацию об окружающем  мире мы получаем с помощью  ощущения и восприятия. Возбуждение,  возникающее в наших органах  чувств, не исчезает бесследно  в то самое мгновение, когда  прекращается действие на них  раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
       Таким образом, представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые на данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [37;с 180].
      В основе представления лежит  восприятие объектов, имевшее место  в прошлом. Можно выделить несколько  типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. [39]
      Представления возникают не сами  по себе, а в результате нашей  практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления, никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.
      Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части, и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.[11]
      Не менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
      Следует отметить, что представления  — это не просто наглядные  образы действительности, а всегда  в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется, прежде всего, тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний[2].
      Наши представления всегда являются  результатом обобщения отдельных  образов восприятия. Степень обобщения,  содержащегося в представлении,  может быть различна. Представления,  характеризующиеся большой степенью  обобщения, называются общими представлениями.
      Необходимо также подчеркнуть  следующую очень важную особенность  представлений. С одной стороны,  представления наглядны, и в этом  они сходны с сенсорными и  перцептивными образами. С другой  стороны, общие представления  содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям. Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
      Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением [37].
      И. П. Павлов считал, что представления  являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.
       Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений [10;с 9]. 
 
 

      Виды  представлений
    Поскольку в основе представлений лежит  прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято  выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.       Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить, но степени проявления волевых усилий. В этой главе мы, прежде всего, рассмотрим классификацию представлений, в основу которой положены ощущения [37;с 184]. 
 
 

    Таблица 1
Классификация видов  представлений
По видам анализаторов
По степени обобщенности
По степени волевых усилий
 
Зрительные
 
Слуховые
 
Обонятельные
 
Осязательные
 
     Единичные
 
    Общие
 
    Непроизвольные
 
     Произвольные 
Классификация видов представлений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Зрительные  представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях — бесцветными [10].
    От  чего зависит характер, или «качество», наших представлений? Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.
    В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.
    Темброво-интонационные  речевые представления имеют  место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные  особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению [2].
    Суть  музыкальных представлений главным  образом заключается в представлении  о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным па каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.
    Теплов Борис Михайлович (1896-1965) — известный отечественный психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуальных различий. Б. М. Теплов явился основателем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, в результате реализации, которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследованиях уделял значительное внимание изучению проблем психологии искусства[32].
    Другой  класс представлений — двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологическими приборами. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений, мы вряд ли могли бы пользоваться речью, и общение друг с другом было бы невозможным.
    Таким образом, при всяком двигательном представлении  совершаются зачаточные движения, которые  дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе, сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые представления) [37].
    Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко  бывают чисто слуховыми. В большинстве  случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в этом случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.
    Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план [11].
    Завершая  рассмотрение классификации представлений, нам необходимо остановиться еще  на одном, весьма важном, типе представлений  — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью.
      Пространственные представления  в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем, иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например, когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из нашего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, например, проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.
    Пространственные  представления очень важны и  в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения  учебным материалом по физике, геометрии, географии ученик должен уметь оперировать  пространственными представлениями. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так, же легко оперировать трехмерными представлениями[9].
      Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
    Следует также отметить, что все представления  различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято  выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели[37]. 
 

     
    1.3 Представления о  профессии 
 

      Обучение  должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик  профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный  характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и  по времени  и  по внутреннему наполнению, которое представлено студентам  как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста [18].
     Зиброва С.В.  исследует образ  профессии  как  внутреннее  образование, которое    имеет    характер    обобщенности    и    отражает    становление профессионального сознания как субъектного,  личностного  процесса  с  одной стороны, и  соответствует  внешнему,  специфическому  содержанию  конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны.     В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет  образ будущей профессии,  который  является  отражением  в  сознании  студента   основного содержания  его  будущей  профессиональной  деятельности.  Значение   данной структуры   сознания   для    профессионального   становления    связано   с содержанием  образной  формы  субъективного   отражения   в   целом.   Образ определяется как субъективная картина мира  или  его  фрагментов  [12,29].
     А.В.Запорожец  отмечает,  что  «под  образом,  в широком смысле,   следует понимать  не  только  конкретные,  но  и  общие   представления,   а   также абстрактные понятия» [17;c 377].
       В  работах  А.Н.Леонтьева   [30] была выдвинута гипотеза об образе мира как  многомерном  образовании,  целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и  своей деятельности. В психолого-педагогической литературе образ  профессии  у  студентов рассматривается  как фрагмент данной системы, включающий в себя  представления,  связанные  с  предстоящей профессиональной  деятельностью.  Включение  в   практическую   деятельность (одной   из  форм   которой является профессиональная    деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления  в  порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве  начального  звена  процессов построения нового образа  [18].
       Непрерывное  генерирование   взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам,  является выражением активной природы образного отражения. Образ, являясь  порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие,  определяя ее направленность и избирательность.  Активная  роль  образа  проявляется  в том,  что  сформировавшийся  образ  некоторого  явления   (в   том   числе, профессиональной деятельности)  определяет  характер  действии  человека  по отношению к данному явлению.  Образ  будущей  профессии  есть  представление  цели  деятельности  учения.  Это  способ   осознания   желаемого   конечного результата собственной деятельности по освоению профессии [18].
     Любая деятельность предполагает  наличие  объекта  деятельности  –  той конкретной сферы,  где  деятельность  разворачивается;  цели  —  результата, который должен быть достигнут; и средств  деятельности  как  операциональной составляющей (по Леонтьеву A.M.). Все эти моменты должны  быть  представлены в сознании личности. Иначе, по  мысли  А.Н.Леонтьева,  "неадекватность  того смысла, который приобретает   для человека его деятельность и ее предмет  их объективному значению" [30;c 32] есть проявление дезинтеграции сознания.
         Исследователи выделяют  такие   компоненты  образа  профессии   как  цели профессиональной деятельности, средства, используемые  специалистом  в  этой области, и ее  специфическую  предметную  область  —  набор  взаимосвязанных признаков,  свойств  вещей,  процессов,  явлений,  как  бы  «противостоящих» человеку в труде [18]. Под целями  профессиональной  деятельности  в образе профессии  понимается  отражение  в  сознании  студента  социального  смысла данной профессии, ее значения для  общества,  ее  специфических  задач.  Это есть понимание роли профессии в общественном производстве,  что  достигается путем раскрытия внутренних  связей  между  осваиваемой  деятельностью  и  ее местом  в  обществе.  Средствами  здесь  является  все  то,  что  использует профессионал для реализации  своих  функций  -  от  конкретных  инструментов («внешние» средства по Венде В.Ф.) до обобщенных представлений о возможных способах  деятельности  («внутренние»  средства).  «Средством  труда   можно считать любую реальность, дающую  возможность человеку  взаимодействовать  с предметом труда сообразно его цели", — по определению  Е.А.Климова [26;c 45].
     Наконец, знание того особого круга явлений предметного мира, с  которым оперируют представители  данной  профессии,  есть  третий  компонент  образа будущей профессии — предметная часть. Выделенные составляющие образа профессии (цели,  предмет,  средства)  в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним  нельзя  свести  все многообразие реальных профессиональных  ситуаций,  но  они  отражают  именно существенные    закономерные,    обязательные    моменты,    конституирующие профессиональную    определенность    и     специфику,   отличающую   данную профессию от других видов профессиональной деятельности.  Это  устойчивое  и обобщенное   содержание   профессии.   Оно    относится    к    внутреннему,
     субъективному плану,  отражает  профессиональную  специфику,  и  может  быть объективировано,  вынесено  вовне.  Этим  требованиям  удовлетворяют   такие составляющие  внутреннего   плана   профессионализации,   которые   обладают свойствами  устойчивости  и  обобщенности  и   характеризуют   существенные, необходимые  элементы  профессии,  не  зависящие от  частных,  изменяющихся условий [18].
     Выделяют  такой компонент профессионального сознания  у начинающих  специалистов  на  этапе  обучения  в  вузе  как  образ   будущей профессии.  Это  образование  выполняет  функции   интеграции,   объединения разрозненных знаний и умений, обретенных в различных  учебных  ситуациях,  в единое целостное представление об изучаемой профессии. Образ профессии  есть отражение в сознании студента наиболее  значимого  содержания  профессии,  и это есть основа, благодаря которой новые знания не  остаются  разрозненными, а интегрируются в целостную  структуру.  Образ  профессии  –  это  целостное представление  базовых  компонентов   профессии,   которые   выступают   как связанные фрагменты единой структуры.
     Е.А.Климов характеризует трудовой пост (форму  существования  профессии)  как «некоторое социально фиксированное многомерное,  разно-  и  многопризнаковое системное образование» [26;c 41], следовательно, его адекватное  отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных  его составляющих.  Формирование  образа  профессии  заключается  в   объединении различных сведений о профессии воедино, установлением  их  взаимосвязи,  что позволяет определить значение каждого нового знания в его  отношении  к  уже имеющемуся  содержанию основных  структурных элементов   (цель,   предмет, средства).  В  свою  очередь,  это  содержательное   обогащение   становится способом  развития   самого   образа   профессии,   его   насыщения   новыми представлениями,   которые   требуют    нового    обобщения,    формирования концептуальных структур более высокого уровня.
         Предлагаемый Зибровой подход  к анализу значения  такой   психологической структуры  как  образ   будущей   профессии   соотносится   с   современными представлениями  о  роли  «образа  собственного  будущего»  [11;c 71],   в регуляции социального поведения.  С.В.Горбатов  и  Б.Д.Лысков  рассматривают концепцию  собственного  будущего  как  обобщенную   систему   представлений человека  о  своем  собственном  будущем.  Как  элемент  структуры  личности концепция  собственного  будущего  «имеет  особое  значение  для  процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой  задач»  [11;c 77].  В нашем  случае   область   будущего   конкретизирована   в   профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику.  Однако,  как  пишет, К.А.Абульханова-Славская, «само  по  себе  указание  на  жизненные  занятия, сферы  жизни  и  жизненные  события  не  дает  ответа  на  вопрос,  как  они реализуются в жизненной  динамике,  то  есть,  как они становятся  движущей силой развития личности» [1;c 138]. Важно выделить  формы представленности этих  явлений  человеку,  имеющие  побудительную   силу,   позволяющие   ему развиваться как субъекту определенной деятельности [18].
         Формирование образа профессии  у  студентов  включает  в   себя  процессы наполнения   личностным   смыслом    определенных    объективных    свойств, характеризующих  род  занятий,  которые  обретают  внутреннее  значение  для студентов. «Значение — это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей   своей   полноте   и   многосторонности)   обобщенное     отражение действительности,  выработанное  человечеством  и  зафиксированное  в  форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного  "образа  действия", нормы поведения и тому подобное» [30; c 299].     "Полнота и многосторонность"  образа  будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса  обучения.  Подобные  показатели выделяют   Л.П.Калининский   и   С.Г.Гайдаржи:   "Профессионал   –   субъект профессиональной деятельности, сознательно  и  эмоционально  предвосхищающий ее  социально  ценный   результат   ...   представляющий   систему   средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и  уверенно  владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными  и функциональными),  осознающий  производственно-деловые  зависимости   людей" [21;c 98-99].
         Итак, формирование образа профессии  у студентов — одна из  существенных характеристик учебного процесса  в  вузе.  Это  критерии  профессионализации студента, его  готовности  к  выполнению  определенных  социальных  функций. Сформированный образ профессии  есть  сложное  социальное  явление,  имеющее свой путь развития, свой процесс становления.    «Знание     закономерностей    формирования    личности профессионала,   выделение    основных    этапов этого   процесс   их психологических характеристик, нахождение  и описание важнейших  факторов,   оказывающих  положительное  влияние  на   становление профессионала,  либо  тормозящих  этот  процесс  —   дало   бы   возможность оптимизировать этот процесс, ... управлять  им»  -  подчеркивает  значимость подобных исследований Е.М.Борисова [6;142-143].
         С  точки   зрения   онтогенетического   развития   субъективный   образ предполагает  интериоризацию  схем  действия  с    внешними   предметами   и порождение внутреннего плана деятельности из  реальных  предметных  действий [16]. Таким образом, расширение внешней,  предметной  деятельности  является основным способом развития ее образной компоненты. При  формировании  образа происходит преобразование  структуры  предметной  деятельности  в  структуру внутреннего  плана  сознания  [18].  Следовательно,  этапность   становления образа    профессии    отражает    овладение    реальной    профессиональной деятельностью,  и,  наоборот,  по   внешним   проявлениям   при   выполнении профессиональной   деятельности     можно    судить    о    сформированности соответствующих внутренних структур.
         Конституирующей  чертой  деятельности  является  ее   содержательность. Тогда характеристика деятельности включает  в  себя  проблему  выявления  ее конкретной  цели  деятельности,  ее  внутреннее  основание  —  мотивационные процессы  не имеют достаточного развития.     Итак,  в своей работе Зиброва обращает  внимание  на  такой   механизм развития  внутренней детерминации  деятельности  человека  как  определение, оформление цели  деятельности,  что  структурирует  различные  неоформленные побуждения и стремления, придает  им  организованный  характер  и  позволяет разворачивать целостную целенаправленную деятельность. «В  жизнедеятельности человека цели  выступают средствами  мотивационной  организации   поведения, развертывания функционального потенциала человека»  [4;c 80].
     Цель,  то есть представление  результата  деятельности,   является   системообразующим фактором мотивационных процессов  и  имеет  мотивационную  функцию  влечения, приобретают характер действительно мотива, оформляясь целью,   обогащение  и углубление образа желаемого будущего,  то  есть  цели,  становится  фактором развития соответствующей мотивационной сферы.
         Для  студентов  вуза  такой   содержательной  целью  является   освоение определенной профессиональной деятельности. Представления  о  ней,  то  есть образ    профессии,    выполняют    функцию     целеобразования.     Степень сформированное  образа  профессии  определяет  уровень   отчетливости   цели деятельности   студента.   Развитие   этих  представлений,   насыщение   их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель  деятельности  и  таким образом  оформляет  процессы  внутренней   детерминации,   то   есть   имеет мотивирующее  значение.  В  процессе  интериоризации  человеком   объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают  побудительную  силу и  становятся  реально  действующей  внутренней  детерминацией  деятельности [32].
         Образ    профессии    обладает     мотивационным     значением,     его сформированность характеризует  степень  интериоризации  данного  содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного  отношения  к  нему  и его побудительную  силу  [18].  Таким  образом,  развитие  образа  профессии становится способом  развития  системы  внутренней  детерминации.  По  мысли С.Л.Рубинштейна,  сознание  —  это  не  только  отражение,  но  и  отношение человека к окружающему его миру, а  значит,  сопряженные  процессы  развития представлений об определенном явлении и отношения  к  нему  следует  изучать вкупе. «В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и  определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним.  И  в  силу  этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как  объекты  познания, но и как двигатели поведения, как его  побудители,  порождающие  в  человеке определенные побуждения к действию, — мотивы» [42;c 244].
       Образ будущей профессии есть  представление цели деятельности  учения.  Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности  по  освоению профессии.
       В психолого-педагогической литературе  представленная структура образа профессии включает следующие компоненты:
     1). Цели профессиональной деятельности
     2). Средства, используемые специалистом
     3). Предметная область.
      В ряде работ (В.Д. Брагина, В.В. Овсянникова, Л.А. Сергеева) обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей (В.Г.Асеев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). [6]
    О.А. Конопкин утверждает, что профессиональные представления это не простая совокупность сведений о профессиональной области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [38;с 234].
    В.Н. Обносов считает, что профессиональное представление следует рассматривать  как индивидуально-своеобразную систему  знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. Автор дает такое определение: «Профессиональное представление – это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию». При этом В.Н. Обносов подчеркивает, что представление как когнитивно-аффективное психическое образование обладает не только информационным, но и мотивационным потенциалом дальнейшего профессионального развития [34].
    Итак, можно сделать вывод, что у  студентов «ассоциативный ореол  профессии» претерпевает изменения за период освоения профессии. На начальном этапе обучения характерно указание на поверхностное сходство, не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности психолога, для выпускников, напротив, важно отразить существенные, главные моменты предстоящей работы.
    Как показывают исследования, что профессиональные представления у обследованных  студентов отличаются определенными  особенностями в зависимости  от этапа обучения в университете. На этапе первичной адаптации  для профессиональных представлений первокурсников характерны такие особенности как фрагментарность, неадекватность требованиям профессии. Представления о профессии у первокурсников являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики профессии психолога. Профессиональные представления недостаточно отчетливы, ярки и целостны. При этом эмоциональное отношение к обучению и к профессии у первокурсников – положительное. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность (третий курс) представления студентов о профессии и личности профессионала становятся более объемными, полными, яркими, четкими. При этом отношение к психологии как учебной дисциплине и как профессии преобладает нейтрально-положительное. На этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности (пятый курс) представления студентов о профессии характеризуются достаточной полнотой, целостностью, яркостью, отчетливостью. Вместе с тем наблюдается ограниченность и неадекватность представлений о себе как будущем профессионале. Отношение к обучению, к науке, к учебным дисциплинам и к профессии амбивалентное: у выпускников присутствует гамма эмоций, как положительных, так и отрицательных [27;с 28].
    Таким образом, в целом профессиональные представления, даже у студентов  пятого курса, находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Их уровень знаний психологии превышает житейский, но не достигает научно-теоретического, оптимального, что делает необходимой и актуальной задачу разработки специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование адекватных профессиональных представлений у будущих психологов [14]. 
 
 

1.4 Влияние представлений  о профессии на  выбор и отношение  к ней 
 

      В профессиональном самоопределении представление о профессии выполняет важную мотивационную функцию: оно определяет эмоциональное отношение к тем или иным ее сторонам и, следовательно, влияет на профессиональные намерения студента. Чем более реалистичны представления о выбираемой профессии, тем, естественно, правильнее будет отношение к ней и, следовательно, устойчивее ее выбор. Аналогичную роль играет и правильное представление студента о своих возможностях.
      В представлениях многих абитуриентов очень  слабо отражены сложности и трудности профессии. Как известно, в любом виде профессиональной деятельности есть элементы ручного труда, монотонность, нетворческие моменты, и нужно научить студентов правильно воспринимать их: ведь многие ищут работы «легкой»[30].
      По  данным В. Д. Брагиной, обследовавшей около 600 выпускников школ г. Москвы, представления о выбранной профессии у большинства из них (около 80%) носят поверхностный характер и находятся на уровне житейских знаний. Наиболее адекватно они представляют общественное значение профессии и типы учебных заведений, где можно ее приобрести. Хуже всего в их представлениях отражены перспективы профессионального и социального роста, продолжительность рабочего дня и отпуска, требования, которые предъявляются профессией к узкоспециальным, нравственным и волевым качествам личности[5].
      Автор изучал также в сравнительном плане отношение учащихся к различным сторонам выбираемой профессии и его влияние на субъективную оценку привлекательности профессий. Оценивались такие аспекты профессии, как уровень сложности работы, уровень требуемого образования, общественный престиж профессии, возможности для творчества, санитарно-гигиенические условия работы. Оказалось, что наиболее высоко оцениваемыми характеристиками профессии, ориентирующими учащихся на выбор конкретного вида труда, являются ее общественный престиж и уровень требуемого образования:
      Как показывают исследования, менее всего  привлекательность профессии связана для учащихся с уровнем сложности работы, перспективами профессионального роста и заработком [12].
      Отсутствие  у поступивших в вуз студентов  правильных представлений об этих и  других характеристиках профессии, естественно, может стать причиной неадекватного отношения к профессиям. Поэтому профориентационная работа в школе должна включать в себя наряду с другим содержанием и формирование полных и правильных представлений о всех сторонах профессии, правильной оценки содержащихся в профессии трудностей и возможностей для проявления своей личности.
      В исследовании В. Д. Брагиной содержатся и другие интересные наблюдения над представлениями учащихся о профессиях. Так, многие выпускники школ видят только в некоторых профессиях условия для творческой работы, во многих неправильно оценивают уровень сложности работы, совсем слабо представляют роль развитого мышления, памяти, сенсомоторики, а также организаторских качеств (умение организовать себя и свою деятельность; умение работать с людьми; умение быстро и оперативно принимать самостоятельные решения, общительность и др.) в успешной работе[5;с 132].
      Таким образом, как показывает теоретический  анализ литературы по данному аспекту, представления во многом определяют выбор будущей профессии. Школьники  часто делаю выбор в пользу определенной профессии, руководствуясь лишь поверхностными знаниями о ней, идеализируют и не сознают некоторых важных моментов, на которых может строиться вся деятельность. Поступая при этом в вуз и, не имея реальных представлений о выбранном направлении, находясь под влиянием идеальных или даже идеализированных представлений, студенты начальных курсов бывают совершенно неподготовленными  к той реальности, которая перед ними предстает. Их представления, безусловно, подвергаются некоторым изменениям, что определяет их результативность в учебно-профессиональной деятельности, мотивацию и отношение к будущей профессии.  
 
 

    1.5.Реальные  и идеальные представления  о профессии 
     

     Изучая  процесс восприятия индивидуумом информации, можно заметить, что наибольшую значимость здесь имеет психологическая операция сравнения воспринятого образа с уже имеющимся идеальным эталоном, который, в большинстве случаев, находится в виде неопределённо-интуитивного представления о чем-то идеально-желаемом. Отношение индивидуума к объекту восприятия  определяется степенью приближения психологического образа этого объекта к имеющемуся идеальному представлению.
     Как показывают исследования в психологической  литературе, представления о профессии, как правило, не соответствуют действительности и зачастую идеализируются.  Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как  когнитивное  и  эмоциональное  образование, в определенной мере меняет систему  общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей»[38;c 3]. Раньше идеальный образ профессионала  во  многом  был  связан  с  образом  конкретных  людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями  (иногда  это  был  собирательный  образ,  но  он   обладал   той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас  можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ  профессионала»  заменен на «идеальный образ жизни» (американский,  европейский,  «новых  русских»  и др.) Неопределенность ценностных представлений  о  самой  профессии  смещает ориентиры  на  выбор  предпочитаемого,  желаемого  образа  жизни  с  помощью профессии.  Таким  образом,  профессия  уже  выступает  как   средство   для достижения этого образа жизни, а не как  существенная  часть  самого  образа жизни.
     Причем  образ идеальной профессии во многом определяется на основании Я-реального  и Я-идеального, представлений о себе. Это своего рода  образ и для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие: поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д. Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино, мультики, сказки, ТВ, книги, учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать. Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д. Чем он (идеальный образ) хорош? Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, предпринимает какие-либо действия, чтоб приблизить себя или свой образ жизни к своему идеалу, развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально). При этом имеющийся идеал реально достижимый, может легко меняться (рациональное Я-идеальное), обладать некоторой гибкостью, социально адаптированный, цель - удовольствие и наслаждение жизнью. Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален - направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху). Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно [21;c 39].
     Таким образом, на основании имеющихся  Я-реальном и Я-идеальном складываются представления об условиях достижения своего идеала, условиях существования этого идеала и образа жизни в целом.
     При выборе профессии абитуриенты часто  руководствуются своими интересами и предпочтениями, но вот представления  о своей будущей профессии  не всегда соответствуют реальности, во-первых, в силу своей непросвещенности, а во вторых под влиянием сформировавшегося «идеального образа жизни», к которому хочется и стремится подросток. Как правило, в процессе профессионального обучения идет более глубокое знакомство выбранной профессией. На основании этого формируются реальные представления. И вот здесь возникает риск возникновения разочарования в своем выборе, т.к. он не соответствует изначальным представлениям и идеальному образу и соответственно не приближает к желаемому образу жизни. Кроме того наличие некоторой «рутины» в профессиональной деятельности лишает романтики и зачастую может приуменьшать получение удовольствия от самого процесса выполнения работы и удовлетворения от полученных результатов. Однако в случае некоторой схожести реальных и идеальных представлений профессиональное обучение и подготовка будут более характеризоваться внутренней мотивированностью, а также определяет позитивное отношение к профессии и соответствующую направленность. 
 
 

    1.6. Психологические  особенности студентов, влияющие на выбор профессии 
     

  Студенчество  в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории  выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической  школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе[38].
     Рассматривая  студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора[10;с 33].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.