На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерский учет на строительном предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики
 Казахстан
Кокшетауский  гуманитарно-экономический колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Бухгалтерский учет» 
на тему: «Бухгалтерский учет на строительном предприятии» 
 
 
 
 

Выполнила учащийся 3 курса 37 группы                                      Киселёва А.А. 
 
 

Проверил преподаватель  первой категории,                                    Дедикова О.Т.
магистр  экономики: 
 

                                                                       
 
 
 
 
 
 

 
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
    ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ    СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА………………………………………………
    ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ…………………………………………………
                2.1.Материальные затраты………………………………………
                2.1.1. Поступление материалов…………………………………
                2.1.2. Материалы, подвергаемые специальным  техническим            
                осмотрам или лабораторным испытаниям……………………
           2.1.3. Недостача строительных материалов  в пределах норм  
           естественной убыли……………………………………………
           2.1.4. Аналитический учет материалов  на центральном и 
           приобъектных  складах………………………………………..
                2.1.5 Списание материалов…………………………………...
    РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА…………………………………
         3.1.Заработная   плата  основных  производственных рабочих…
         3.2. Индивидуальная сдельная форма  оплаты труда…………….
         3.3. Коллективная сдельная форма оплаты труда………………..
         3.4. Аккордная система оплаты труда…………………………….
         3.5 Заработная плата рабочих-повременщиков…………………..
4. УЧЕТ ЗАТРАТ  НА СОДЕРЖАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ…
     4.1. Единовременные затраты, возникающие  на стадии подготовки к          
     использованию строительной техники в процессе производства...
          4.2. Единовременные затраты……………………………………….
     4.3 Текущие затраты на содержание  и эксплуатацию строительной
     техники……………………………………………………………….
5. УЧЕТ НАКЛАДНЫХ  РАСХОДОВ……………………………………
    УЧЕТ БРАКА ПРОДУКЦИИ……………………………………………
    УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ…………..
    ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ХОЗЯЙСТВЕННЫМ СПОСОБОМ…………………………………………...
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
     ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

 
    Бухгалтерский учет – это область специальных  экономических знаний, имеющих в  современном обществе важное прикладное значение. Он необходим для каждого  предприятия независимо от вида и  целей его деятельности.
    Знание  бухгалтерского учета и умение анализировать полученные данные необходимые не только профессиональным учетным работникам, но и хозяйственным руководителям, поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета и за соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.
    Целью данной курсовой работы является формирование у студентов понимания сущности и роли бухгалтерского учета на предприятии, конкретных методов организации  учета средств предприятия на основе действующих законодательных актов и нормативных документов, обучение методам и приемам работы с первичной документацией. В данной работе показана организация бухгалтерского учета в строительстве, рассмотрены схемы взаимодействия заказчика с подрядными и субподрядными организациями, особенности формирования затрат строительного производства, определения и документального оформления объемов выполненных работ.
    Экономист в настоящее время выполняет  обязанности в сложной экономической, социальной и юридической среде. В связи с этим необходимо расширять перечень знаний и повышать степень профессиональной подготовленности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
 
 
      Капитальное строительство как специфическая сфера материального производства, занимается созданием новых основных фондов, реконструкцией, модернизацией и капитальным ремонтом существующих объектов.
     Предприятия могут осуществлять строительно-монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом) или же привлечь для этих целей специализированные строительные организации на договорных условиях (подрядным способом). В последнем случае
предприятие, осуществляющее капитальные вложения, выступает в
роли  заказчика, а строительная организация - в роли подрядчика.
     В зависимости от характера взаимоотношений с заказчиком и круга
выполняемых обязательств, строительные организации  подразделяют
на генподрядные и субподрядные. Генподрядные организации они отвечают перед заказчиком за весь ход строительства, включая ввод объекта в эксплуатацию, независимо от того, осуществляют ли они весь объем строительно-монтажных работ собственными силами или же привлекают для выполнения отдельных видов работ другие специализированные строительные организации - субподрядчиков.
     Взаимоотношения между заказчиком и генподрядной строительной организацией регулируются договором подряда. Последний отличается от других договоров тем, что при подряде создается объект или другой материальный результат, который передастся от подрядчика к заказчику но предметом договора выступает не этот результат, а услуги по его созданию, улучшению и другие строительно-монтажные работы. Заключению договора предшествует получение строительной организацией от заказчика специальной проектно-сметной документации, на основе которой определяют объем, сроки и порядок осуществления строительно-монтажных работ, договорную стоимость строительства.
     Различают договора строительного подряда  с фиксированной и открытой ценой.
     По  договору с открытой ценой подрядчику возмещают фактические затраты, непосредственно связанные с выполнением строительно-монтажных работ, в суммах допускаемых заказчиком, включая оговоренное вознаграждение, которое определяют либо как фиксированный процент затратам, понесенным подрядчиком, либо как фиксированную сумму, неоплачиваемую сверх этих затрат.
     По  договору с фиксированной ценой  стороны соглашаются на твердую цену (стоимость) строительных работ, либо на установленную стоимость единицы выполненной работы с оговоркой о скользящей цене.
     Когда работу выполняют в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу договорного обязательства и становится неотъемлемой частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. Если в договоре установлена твердая цена, подрядчик не вправе требовать ее увеличения, а заказчик - уменьшения, в том числе и в случаях, когда при заключении договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Однако при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, представленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора. В ходе исполнения договорных обязательств подрядчик может нести расходы, не предусмотренные сметой (при выполнении работ могут возникать расходы, предусмотреть которые заранее невозможно), для этого в договорах необходимо предусматривать статью и процент непредвиденных расходов. В случаях, когда заказчик не согласен с включением суммы непредвиденных расходов подрядчика в стоимость его работ, непредвиденные расходы будут компенсироваться за счет собственных средств подрядчика.
     От  условий, оговоренных в договоре, во многом зависит дальнейшая организация производственного процесса и оформление учетных записей при выполнении строительных работ. Схемы отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в строительных организациях имеют свою специфику, сущность которой и порядок отражения в учетной политике хозяйствующего субъекта будут рассмотрены в следующих параграфах настоящей главы.
     Между заказчиком и подрядчиком по условиям договора могут быть установлены  различные схемы взаимоотношений и ответственности.
     Как показывает практика, наиболее распространенными  являются три схемы отношений между заказчиком и подрядчиком:
 
                                            Подрядчик                 Заказчик
     - Схема отношений между заказчиком и подрядчиком № 1.
 
  По договору подрядчик обязуется лично выполнить все предусмотренные работы, он несет ответственность за качество выполненных работ и сроки исполнения. За невыполнение принятых обязательств, как заказчик, так и подрядная организация несут взаимно материальную ответственность.
     Корреспонденции счетов при заключении такого рода договоров подряда выглядят следующим образом:
Содержание  операций Корреспонденции счетов Сумма тыс.       тенге
 
Дебет
Кредит
 
1
2 3 1
                                                        У предприятия - заказчика  
1.Приняты но акту строитель-      
но-монтажные  работы:      
-    на стоимость принятых к 126 «Незавершен- 671 «Расчеты с  
оплате  работ по строительству ное строительство» поставщиками и  
объекта   подрядчиками» 200000
-    на сумму налога на добав- 126 «Незавершен- 671 «Расчеты с  
ленную  стоимость ное строительство» поставщиками  и  
    подрядчиками» 40000
2. По мере того, как законченное 122 «"Здания и 126 «Незавершен-  
строительство принято по акту,и сооружения» ное строительство»  
объект  введен и эксплуатацию.      
объект  незавершенного строи-      
тельства  переводят в состав      
основных  средств     240000
3. Оплачена подрядчику стои- 671 «Расчеты с 441 «Наличность на  
мость выполненных работ поставщиками  и расчетном счете»  
  подрядчиками»   240000
                                                        У предприятия - подрядчика  
1 .В течение отчетного периода      
собраны фактические затраты      
на  выполнение работ по зада-      
нию заказчика:      
- материальные затраты на 901 «Материалы» 201-206 подраздела  
выполнение  работ   20 «Материалы» 50000
- расходы на заработную плату 902 «Оплата труда 681 «Расчеты с  
производственных  рабочих производственных персоналом  по  
  рабочих» оплате труда» 40000
- отчисления от заработной 903 «Отчислении от 634 «Прочие расче-  
платы производственных оплаты труда» ты с бюджетом»,  
рабочих   субсчет «Социаль-  
    ный налог» 9360
-накладные  расходы 904 «Накладные 930 «Накладные  
  расходы» расходы» 25100
-на  общую стоимость затрат 900 «Основное 901-904 «Счета по  
  производство» учету затрат на основ-  
    ное производство»' 124100
2.На  основании подписанного      
акта  выставлен счет заказчику      
на  сумму выполненных работ:      
на  договорную стоимость 301 «Счета к 703 «Доход от  
выполненных работ получению» строительно-  
    монтажных, проект-  
    ноизыскательных,  
    геологоразведочных,  
    Научно-изысактелских  и т.п. работ   
      200000
-на  сумму налога на добавлен- 301 «Счета к 633 «Налог на до-  
ную стоимость получению» бавленную стои-   .  
списывается фактическая   мость» 40000
себестоимость выполненных 803 «Себестои- 900 «Основное  
работ мость выполнен- производство»        
  ных строительно-    
  монтажных, про-    
  ектно-изыскатсль-    
  ских, геологоразве-    
  дочных, научно-    
  изыскательских  и    
  т.п. работ»   124460
.4. Оплачена заказчиком стои- 441 «Наличность  на 301 «Счета к  полу-  
мость выполненных строи- расчетном счете» чению»  
тельно-монтажных  работ     240000
 
                 Заказчик      
           
           
           
                
           
           
              Генеральный подрядчик
          Субподрядчик  1   Субподрядчик2   Субподрядчик3
Схема отношений между заказчиком и  подрядчиком № 2.
 
     Генеральный подрядчик привлекает к выполнению определенных видов работ субподрядные организации, заключая при этом с каждой из них отдельные договора. Ответственность перед заказчиком за качество работ и надлежащее их исполнение субподрядчиками песет генеральный подрядчик. Все субподрядные организации по отношению к генподрядчику и друг к другу являются самостоятельными юридическими лицами, соответственно и взаимоотношения между ними строятся в общеустановленном порядке: у субподрядчика предоставление услуг генподрядчику должно отражаться как реализация услуг с признанием соответствующей величины доходов и расходов; у генподрядчика услуги, оказанные субподрядчиком, отражаются в составе затрат на основное производство.  По усмотрению хозяйствующего субъекта, в учетной политике может быть предусмотрено открытие субсчета на счете 900 «Основное производство» для обобщения стоимости услуг, оказанных субподрядными организациями.
     Схема корреспонденции счетов у предприятия заказчика аналогична изложенной в первом варианте, у генподрядчика же она выглядит несколько иначе:
  Корреспонденции счетов Сумма Тыс. тен.
Содержание  операций дебет кредит
 
1
2 3 4
  У предприятия - генподрядчика  
1 .В течение  отчетного пе-      
риода собраны фактические      
затраты па выполнение работ      
 
 
 
 
 
 
 
47000
собственными,силами по    
 
заданию заказчика:
   
 
на  общую стоимость затрат;
900 «Основное произ- 901-904 «Счета но учету
 
 
водство», субсчет затрат на основное
 
 
«Строительно- производство»
 
 
монтажпые работы.  
 
 
выполняемые собст-  
 
 
венными силами»  
 
2. Приняты акты субподряд-
   
 
ной организации по
   
 
выполненной работе:
     
- на сумму выполненных 900 «Основное произ- 671 «Расчеты с постав-  
услуг водство», субсчет щиками и  подрядчиками»  
  «Строительно-монтажные    
  работы, выполнен-    
  ные субподрядными    
  организациями»   76800
- на сумму налога на добав- 331 «Налог на добав- 671 «Расчеты с постав-  
ленную  стоимость ленную  стоимость к возмещению» щиками и подрядчиками  
      15360
3. На основании подписанного      
акта  выставки счет заказчику      
на  сумму выполненных работ:      
- на договорную стоимость 301 «Счета к получе- 703 «Доход от строи-  
выполненных работ нию» тельно-монтажных.  
    нросктно-изыскатсль-  
    ских, геологоразведоч-  
    ных, научно-изыска-  
    тельских и  т.п. рабог» 200000
- на сумму налога на добав- 301 "Счета к получе- 633 «Налог на добавлен-  
ленную  стоимость нию» ную стоимость» 30000
- списывается фактическая 803 «Себестоимость 900 «Основное производство»  
себестоимость выполненных выполненных строи- субсчет «Строи-  
работ тельно - монтажных, тельно-монтажные работы  
 
проектно-
, выполняемые  собст-  
  изыскатсльских, геоло- венными силами»; 900  
  горазведочных, науч- «Основное производст-  
  но-изыскательных и т.п. работ» во», субсчет  «Строитель-  
    но-монтажные  работы.  
    выполненные субпод-  
    рядными организациями» 124400
4. Оплачена заказчиком стои- 441 «Наличность  на 301 «Счета  к получе-  
мость выполненных строи- расчетном счете» нию»  
но-монтажных работ     240000
  У предприятии - субподрядчики
1 .В течение отчетного пе-      
риода собраны фактические      
затраты на выполнение работ      
по  заданию генподрядчика:      
на общую стоимость затрат 900 «Основное произ- 401-904 «Счета по учету  
  водство» затрат  па основное  
    производство» 65000
2. На основании подписан-      
ного  акта выставлен счет      
генеральному подрядчику па      
сумму выполненных работ:      
- на договорную стоимость выполненных  субподрядных работ 301 «Счета к получению» 703 «Доход  от строительно-монтажных, проектно-  
 
 
изыскательских,геолого-  
    разведочных, научно-  
    изыскательских и т.н.  
    работ» 76800
-на сумму налога на     добав- 301 «Счета к получе- 633 «Налог на добав-  
ленную  стоимость списывается фактическая нию»  803 «Себестоимость
ленную  стоимость» 900 «Основное производство»
15360
себестоимость выполненных выполненных строи-  
 
работ тельно-монтажных.    
  проектно-изыскательских,    
  геологоразведоч-    
  ных, научно-изыска-    
  тельских и т.п. работ»   65000
3. Оплачена генеральным 441 «Наличность на 301 «Счета к получе-  
подрядчиком стоимость расчетом  счете» нию»  
выполненных субподрядных      
работ     92160
 
        Заказчик Генеральный подрядчик \ \
         
         
         
         
         
         
         
         
          Субподрядчик  1   Субподрядчик 2   Субподрядчик  3
     - Схема отношений между заказчиком  и подрядчиком № 3.
 
     Если  по договору генподрядчик не обязуется выполнить работу лично, то он вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данной схеме взаимоотношений подрядчик также является генеральным подрядчиком и несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком   ответственность за неисполнение или ненадлежащего исполнение обязательств заказчиком.
     Счета за выполненные строительно-монтажные  работы напрямую выставляет субподрядчик заказчику. Генеральный подрядчик выставляет счета заказчику или субподрядчику (в зависимости от условий договора) только на сумму своего вознаграждения.
     Корреспонденция счетов при этом следующая:
 
  Корреспонденция счетов Сумма,
Содержание  операции дебет кредит тыс. тг.
1 2 3 4
  У предприятия - заказчика  
1.Приняты но  акту строи-      
тельно-монтажные  работы      
от  разных субподрядчиков:      
-   на стоимость принятых 126 «Незавершен- 671 "Расчеты с поставщи-  
к оплате работ по строи- ное строительство» ками  и подрядчиками»  
тельству  объекта     180000
-    на сумму налога на 126 «Незавершен- 671 «Расчеты с поставщи-  
добавленную стоимость ное строительство» ками  и подрядчиками» 27000
2. Принят акт генерального      
подрядчика  за      
генподрядные услуги:      
-    на стоимость принятых 126 «Незавершен- 671 «Расчеты с поставщи-  
к оплате работ по строи- ное строительство» ками  и подрядчиками»  
тельству  объекта     20000
-   на сумму налога на 126 «Незавершен- 671 «Расчеты с поставщи-  
добавленную стоимость. ное строительство» ками  и подрядчиками» 3000
3. По мере того, как за- 122 «Здания и 126 «Незавершенное  
конченное строительство сооружения» строительство»  
принято по акту и объект      
введен в эксплуатацию,      
объект  незавершенного      
строительства переводят в      
состав  основных средств     240000
4. Оплачена субподрядчи- 671 «Расчеты с 441 «Наличность на рас-  
кам стоимость выполнен- поставщиками  и четном  счет»  
ных работ подрядчиками»   216000
5. Оплачена генеральному 671 «Расчеты с 441 «Наличность на рас-  
подрядчику  стоимость поставщиками  и четном  счете»  
выполненных генподряд- подрядчиками»    
ных работ     24000
                                                 У предприятия - генерального подрядчика  
1. На основании подпи-      
санного акта выставлен      
счет  заказчику на сумму      
выполненных генподряд-      
ных работ:      
-на  договорную стоимость 301 «Счета к полу- 703 «Доход от строительно-  
выполненных работ чению» монтажных, проектно-  
    изыскательских, геологораз-  
    ведочных, научно-изыска-  
    тельских  и т.п. работ» 20000
-на  сумму налога на до- 301 «Счета к 633 «Налог на добавлен-  
бавленную стоимость получению» ную стоимость» 3000
1. Оплачена заказчиком 441 «Наличность на 301 «Счета к получению»  
стоимость выполненных расчетном счете»    
генподрядных работ     24000
  У предприятия - субподрядчика
1.B течение отчетного      
периода собраны фактиче-      
ские  затраты на выполне-      
ние работ по заданию      
заказчика:      
на  общую стоимость 900 «Основное 901-904 «Счета по учету  
за  грат производство» затрат  па основное произ-  
    водство» 170000
2. На основании подпи-      
санного акта выставлен      
счет  заказчику на сумму      
выполненных работ:      
-на  договорную стоимость 301 «Счета к полу- чению» 703 «Доход от строительно-  
выполненных   работ   монтажных, проектно-  
    изыскательских, геологораз-  
    ведочных, научно-изыска-  
    тельских  и т.п. работ» 180000
-на  сумму налога на до- 301 «Счета к 633 «Налог на добавлен-  
6апленную  стоимость получению» ную стоимость» 27000
- списывается фактическая 803 «Себестои- 900 «Основное производ-  
себестоимость выполнен- мость выполнен- ство»  
ных работ ных стронтельпо-    
  мончажных. про-    
  ектно-изыскатель-    
  ных, геологоразве-    
  дочных, научно-    
  изыскательских  и    
  т.п. работ»   170000
.1. Оплачена заказчиком 441 «Наличность на 301 «Счета к получению»  
стоимость выполненных расчетном счете»    
работ     216000
 
     Помимо  договорных отношений, существенную роль на формирование организационно-технологической специфики строительного производства оказывают особенности ее основной продукции - зданий и сооружений, к которым относятся:
- стационарность или пространственная неподвижность объектов строительства, их прикрепленность к земле, с которой они составляют единое целое, из чего следует совпадение мест производства и эксплуатации строительной продукции;
- архитектурно-конструктивная сложность, крупноразмерность и массоемкость, отражающие, как правило, значительные габариты и массу  объектов  строительства,  представляющих  собой   сочетание множества разнообразных и сложных конструктивных элементов;
- многообразие, вызванное индивидуальностью и мелкосерийностью строительной продукции, проявляющееся в различиях возводимых объектов по производственным и эксплуатационным характеристикам, форме, размерам и внешнему облику.
     Эти основные особенности продукции  строительства оказывают большое влияние на технологию и условия ее производства, что, в свою очередь, приводит к значительным отличиям системы производственного учета строительных предприятии от системы у чети предприятий других отраслей экономики.
     Специфика осуществления строительных работ  заключается в разнообразии предметов труда, используемых при возведении и сооружении, реконструкции и расширении основных производственных фондов и природно-климатических условий, в которых возводят здания и сооружения, производят капитальный ремонт, реконструкцию или расширение действующих объектов.
     Кроме этого, следует отметить, что территориальная обособленность объектов строительства привела к подвижности строительных организаций, мобильности их подразделений, основных производственных фондов и других материально-имущественных, а также трудовых ресурсов, эксплуатация и потребление которых осуществляется на различных, территориально разобщенных строительных площадках. Это приводит, с одной стороны, к систематическому возникновению дополнительных затрат на перемещение строительных машин и оборудования, материалов, рабочей силы к месту возведении нового объекта, а с другой стороны, возникают дополнительные издержки, связанные с прерыванием процесса строительного производства при смене строительных объектов.
     Отдаленность  строительных площадок друг от друга, основного месторасположения строительной организации, ее центральных складов, а часто и от крупных населенных пунктов обусловливает высокую значимость транспортных связей между ними и резкое возрастание затрат на текущую транспортировку рабочей силы и строительных материалов к месту проведения строительно-монтажных работ. При невозможности подключения к централизованным линиям электро- и теплопередачи, газо- и водоснабжения, возникает необходимость организации на строительных площадках собственных вспомогательных и обслуживающих производств.
     Кроме того, достаточно часто возникает  необходимость возведения на строительной площадке, помимо основного объекта строительства, объектов жилищного и социально-бытового обслуживания рабочих спальных помещений, столовых, прачечных, душевых и так далее, которые после завершения производственного процесса подлежат разборке и демонтажу. На время строительства, как правило, возводимыe складские помещения, специальные производственные приспособления и устройства.   Многочисленность временных объектов, их большая роль в организации нормальных условий труда, значительные суммы затрат на их создание, содержание и демонтаж приводят к характерному только для строительства обособлению учета временных зданий и сооружений в составе расходов основного производства.
     Широкое распространение в строительном производстве получила практика привлечения на условиях текущей аренды строительных машин и оборудования, находящихся в распоряжении управлении механизации. Порядок взаиморасчетов и включения в стоимость строительства расходов на содержание и эксплуатацию этих машин зависит от условий, на которых их предоставляют строительной организации: в порядке субподряда на выполнение законченного цикла строительных работ, в форме услуг по выполнению отдельных видов механизированных работ, в форме обычной аренды строительной техники без обслуживающего персонала.
Строительные  организации, как и многие предприятия  других отраслей экономики, имеют разнообразные вспомогательные производства, которые выпускают разнообразную продукцию, в то время как результатом деятельности основного производства являются строительные работы. Учет затрат во вспомогательных производствах и калькулирование себестоимости их продукции, работ или услуг осуществляют таким же образом, как и в аналогичных подразделениях других отраслей экономики, а учет затрат основного производства организуют в соответствии с технологическими особенностями производства и исходя из показателей, отражаемых в сметной документации. Как правило, при составлении сметных расчетов выделяют следующие статьи затрат: «Материалы», «Основная заработная плата», «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов», «Прочие (прямые) расходы», «Накладные расходы». При этом первые четыре статьи считаются прямыми затратами на осуществление строительно-монтажных работ.
     Такая разница между составом прямых и  накладных расходов строительства  и других отраслей экономики вызвана  исторически сложившимися различиями в отражении отдельных статей затрат в классификационных группировках. Расходы по эксплуатации машин и механизмов в строительстве относят к прямым затратам, а в других отраслях экономики расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, относят к косвенным. Дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, относят к накладным расходам, а в других отраслях ее включают в состав прямых затрат на оплате труда. Кроме этого, ранее рассмотренные особенности строительного производства привели к наличию в составе накладных расходов строительных организаций специфических статей затрат, отсутствующих в составе накладных расходов предприятий других отраслей экономики.
     Стандартами   бухгалтерского учета определен  следующий состав прямых и накладных затрат по договорам строительного подряда:
 
 
 
 
 
 
 
Прямые  затраты
затраты по заработной плате работнике», осуществляющих строительные работы на участке, непосредственный надзор за работами включал отчисления от заработной платы этих работников в соответствии с действующим законодательством;
 
затраты на материалы, используемые в строительстве;
 
затраты по перемещению основных средств и материалов на строительный участок и с него;
 
затраты но аренде основных средств используемых для выполнения работ на участке;
 
затраты на проектирование и авторский надзор, непосредственно связанные с данным договором строительного подряда;
 
возможные оцененные затраты по исправлению  брака и гарантийные работы, включая предполагаемые гарантийные обязательства;
 
затраты, связанные с удовлетворением претензии третьих сторон, непосредственно связанные с работами по данному договору строительного подряда;
 
 
 
Накладные расходы
расходы на обслуживание работников строительства;
 
расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и культурно бытовых условий;
 
расходы по охране труда и технике безопасности;
 
расходы на организацию работ па строительных площадках;
 
затраты, не учтенные в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы;
 
     У генерального подрядчика постатейный  учет затрат на производство ведут только по работам, которые выполняют собственными силами.  Стоимость работ, выполненных субподрядными организациями и принятых к оплате, отражают у генерального подрядчики по соответствующему объекту общей суммой  без подразделения по статьям расходов.
     Все описанные выше особенности находят  свое отражение только в системе производственного учета, который отличается своеобразным составом и классификацией затрат, порядком их отражения на синтетических и аналитических счетах бухгалтерского учет и включения в себестоимость строительной продукции, но и в организации финансового учета движения производственных ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
 
 
   Особенности строительного производства порождают  формирование отдельных видов хозяйственных операций и производственных затрат, отражение которых в бухгалтерском учете имеет свои отличия. В строительстве в целом, как и в других отраслях экономики, учет затрат на производство строительно-монтажных работ и калькулирование их себестоимости осуществляют с соблюдением требований стандартов бухгалтерского учета на счетах раздела 9 Типового плана счетов.
   Мы  не будем рассматривать общие  принципы формирования затрат, а лишь остановимся на тех, которые отражают характерные особенности учета в строительстве.
 
2.1.Материальные затраты
 
     Синтетический учет наличия запасов строительных материалов подрядные организации  ведут на следующих активных, основных, инвентарных счетах подраздела 20 «Материалы»: 201 «Сырье и материалы», 202 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 203 «Топливо», 204 «Тара и тарные материалы», 205 «Запасные части», 206 «Прочие материалы», 207 «Материалы, переданные в переработку», не используя счет 208 «Строительные материалы». Последний счет используется лишь промышленными предприятиями-застройщиками, для которых строительство не является основным видом деятельности.
 
     2.1.1.Поступление  материалов
 
     При поступлении материалов от заказчика отдельный договор поставки между заказчиком и подрядчиком обычно не заключают, все взаимоотношения строят на основе договора подряда, в котором конкретизируют обязанности каждой стороны. В частности, должны быть оговорены виды, количество и стоимость передаваемых материалов, а также сроки их передачи,
     Если  передачу ценностей осуществляют в  порядке купли-продажи, то документальное оформление поступления материалов от заказчика ничем не отличается от порядка отражения поступления ценностей от поставщиков. Стоимость приобретаемых у заказчика материалов строительная организация либо оплачивает в общеустановленном порядке, либо уменьшает на их стоимость выставляемые заказчику счета на оплату выполненных строительно-монтажных работ. Заказчик здесь выступает в роли поставщика, показывая в бухгалтерском учете реализацию передаваемых ценностей.
     Если  ценности передают без передачи права  собственности, и порядке обеспечения  заказчиком наличия необходимых строительных материалов для производства строительно-монтажных работ, то учет движения строительных материалов следует проводить в coответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающими, что в случае, если по условиям договора строительство здания осуществляет подрядная организация и при этом заказчик обязуется обеспечить подрядную организацию стройматериалами, передачу заказчиком подрядчику названных стройматериалов, ранее приобретенных с налогом на добавленную стоимость, проводят по ценам, без учета налога на добавленную стоимость. В дальнейшем у застройщика, по мере принятия к оплате актов выполненных работ, налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет по стройматериалам, использованным на строительстве, подлежит сторнированию и включению в стоимость строящегося (построенного) объекта. При этом у подрядчика стоимость таких стройматериалов в акте выполненных работ указывают отдельной строкой и в облагаемый оборот в целях исчисления налога на добавленную стоимость не включают.
     Согласно этому требованию, учет передаваемых строительных материалов заказчик должен отражать как затраты на незавершенное строительство, а подрядчик должен учитывать полученные от заказчика ценности за балансом.
     Пример. Договором между строительной организацией и заказчиком предусмотрено, что строительная организация выполняет строительно-монтажные работы по возведению здания котельной на сумму 240000   тенге.   По   согласованию   сторон   необходимые   материалы, имеющиеся в наличии у заказчика, передают подрядной организации без передачи права собственности на них. Стоимость материалов, переданных подрядчику, составляет 50000 тенге.
 
Содержание  операции Корреспонденция счетом Сумма,
 
 
дебет кредит Тыс. тг.
1 2 3 4
          У предприятия - заказчика  
1. Отражена фактическая 126 «Незавершенное 208 «Строительные  
себестоимость материалов. строительство», субсчет материалы»  
передаваемых  подрядчику,  без НДС «Материалы, переданные    
  подрядчику»   50000
2. Приняты к оплате счета за      
выполненные строительные      
работы;      
- на стоимость выполненных 126 «Незавершенное 671 «Расчеты с по-  
работ строительство»,субсчет ставщиками  и под-  
  «Здание котельной» рядчиками» 200000
-на  сумму НДС (15%) 126 «Незавершенное 671 «Расчеты с по-  
  строительство», субсчет ставщиками  и под-  
  «Здание котельной» рядчиками» 30000
3. Стоимость материалов, 126 «Незавершенное 126 «Незавершенное  
переданных  ранее подрядчи- строительство», субсчет строительство»,  
ку, включают в состав поне- «Здание котельной» субсчет «Материалы,  
сенных  затрат по строитель-   переданные  подряд-  
ству   чику» 50000
4. По мере принятия актов      
выполненных работ налог на      
добавленную стоимость по      
материалам, которые были      
переданы  подрядчику, сторнируется      
и включается в стои-      
мость обьекта строительства:      
-   сторнируется ранее 633 «Налог на добав- 331 «НДС к возмеще-  
принятый  в зачет налог на ленную  стоимость» нию»  
добавленную стоимость     (10000)
-    отсторнированная сумма 126 «Незавершенное 331 «НДС к возмеще-  
налога  включается в затраты строительство», субсчет нию»  
по  строительству «Здание котельной»   10000
  У предприятия - подрядчика  
1. Поступили материалы от Забалансовый  счет .Ма-    
заказчика териалы заказчика»   50000
2. На основании подписанного      
акта  выставлены счета заказ-      
чику  по выполненным строи-      
тельно-монтажным работам:      
-    на стоимость работ по 301 «Счета к получе- 703 «Доход от реали-  
договору нию» зации строительно-  
    монтажных, проскт-  
    но-изыскательских,  
    геологоразведочных,  
    научно-изыскатель-  
    ских  и т.п. работ» 200000
-   на сумму НДС (15%) 301 «Счета к: получе- 633 «Налог па добав-  
  нию» ленную  стоимость» 30000
4. Списана себестоимость 803 «Себестоимость. 900 «Основное произ-  
выполненных строительно- выполненных строи- водство»  
монтажных работ тельно-монтажных    
  проектно  - изыскатель-    
  ских, геологоразведоч-    
  ных, научно-изыска-    
  тельских  и т.п. работ»   120000
5. Списаны материалы,   Забалансовый  счет  
полученные  ранее от   «Материалы  заказчи-  
заказчика, израсходованные   ка»  
на строительство     50000
 
2.1.2. Материалы,  подвергаемые специальным техническим осмотрам или лабораторным испытаниям
 
     Материалы, подвергаемые специальным техническим  осмотрам или лабораторным испытаниям, с целью проверки их качественных характеристик, принимают по мере поступления кладовщик или другое материально ответственное лицо по количеству и записывают в специальную книгу «Материалы, ожидающие приемки». Их хранят обособленно от других материалов и не расходуют до выявления результатов проверки качества. При получении на проверку материалов составляют приемный акт, который передают в бухгалтерию и он служит основанием для отражения этих ценностей на забалансовом счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», субсчет «Материалы, ожидающие приемки».
     После получения результатов технического осмотра или лабораторных испытаний материалы, качество которых признано соответствующим техническим требованиям, принимают на склад в общеустановленном порядке с составлением приходного ордера. В себестоимость принимаемых материалов включают все затраты на их осмотр или испытания.
     При заключении договоров с поставщиком материалов необходимо предусматривать, какая из сторон будет возмещать: расходы, связанные с испытанием материалов, стоимость материалов, использованных при испытании и другие. В частности, в договорах может быть предусмотрен следующий порядок списания затрат по апробации строительных материалов:
-  расходы  по апробации в полном объеме (включая стоимость использованных при осмотре материалов) могут быть включены в состав затрат строительной организации. При этом поставщику будут возвращены оставшиеся материалы и будет оплачена стоимость использованных материалов;
-  расходы  по апробации, понесенные строительной  организацией (не включая стоимость использованных материалов), могут быть включены в состав затрат строительной организации. При этом поставщику будут возвращены оставшиеся материалы без оплаты стоимости использованных при испытании. Материалы, использованные при апробации и не оплаченные поставщику, расцениваются у строительной организации как безвозмездно полученные;
-  расходы  по апробации (не включая стоимость  использованных материалов) могут  быть в полном объеме возмещены  поставщиком. При этом поставщику  будут возвращены оставшиеся  материалы и предъявлен счет  на возмещение собственных затрат строительном организации по проведению осмотра и испытания материалов.
     Если  материалы приобретают для выполнения конкретного заказа, то в условиях подрядного договора на этот заказ может быть предусмотрено отнесение затрат на проведение испытаний и осмотра приобретаемых материалов в состав непредвиденных расходом ни договору, подлежащих оплате со стороны заказчика. При наличии данного условия затраты на приемку, осмотр и испытание материалов будут включены подрядчиком в состав накладных расходом основного производства. Учет затрат на испытание и исследования материалов в специализированных лабораториях ведут на счетах подраздела 92 «Вспомогательные производства», а при их отсутствии на счете 821 «Общие и административные расходы». Расходы лабораторий по проверке и испытанию материалов при их последующей приемке относят на себестоимость материалов, а при отказе от их приобретения списывают либо в состав расходов периода, либо в состав непредвиденных производственных затрат на счет 938 «Прочие» подраздела 93 «Накладные расходы».
     Пример. Для выполнения работ, строительной организацией был заключен договор с поставщиком материалов на поставку 100 единиц материала по цене 200 тенге за единицу. Условиями договора предусмотрено, что перед приемкой материалов 2 единицы, будут апробированы. По результатам апробации материалы, подвергшиеся испытаниям, будут:
- оплачены поставщику в общем объеме полученных материалов;
- списаны на расходы предприятия и оплачены поставщику (при возврате материалов, не подвергавшихся испытанию);
-  списаны  на расходы предприятия  без оплаты поставщику (получены безвозмездно), при условии возврата материалов, не подвергавшихся испытанию;
-  списаны  на расходы предприятия без оплаты поставщику (получены безвозмездно) с выставлением счета поставщику за понесенные расходы строительной организацией по апробации.
В нашем  примере, расходы по апробации отнесены на счет 920 «Вспомогательные производства», субсчет «Испытательная лаборатория».
 
Содержание  операции Корреспонденция счетов Сумма, тенге
 
 
дебет кредит  
 
1 2 3 4
1. Поступление материалов, ожидающих  приемки  (98 единиц)
002 «Материалы, принятые на ответственное хранение», субсчет «Материалы,ожидающие приемки»
  19600
2. Отнесена на затраты по испытанию стоимость двух проверяемых единиц материала; 921 «Материалы» подраздела 92 «вспомогательные производства» 671 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками» 400
.4. Произведены затраты строительной  организации на испытание материалов;
920 «Вспомогательные производства», субсчет «Испытательная лабора-тория»
921-924 «Счета по учету затрат на вспомогательные производства» 700
       1. Материалы соответствуют предъявляемым требованиям и в полном объеме
4.1. Оприходованы  материалы (98 единиц] на склад после испытания Счета под  раздел а 20 «Материалы» 671 «Расчеты  с по-стацщиками и подрядчиками» 19600
5.1. Отнесены па себестои- мость материалов  затраты по Счет  подраздела 20 «Материалы» 920 «Вспомогатель- ные производства».  
испытанию   субсчет «Испыта тельная лаборатория» 1100
6.1. Списаны материалы с   002 «Материлы,  
забалансового счета   принятые  на ответст венное хранение»  
    субсчет «Материалы,  
    ожидающие приемки» 19600
7.1. Произведена оплата 671 «Расчеты  с постав- 441 «Наличность на  
материалов  поставщику щиками  и подрядчиками» расчетном счете» 20000
2.Материалы не соответствуют представляемым требованиям и возвращаются               поставщику
за  исключением использованных при апробации. Материалы, использованные при
  испытании, оплачиваются поставщику.
4.2. Списаны материалы с   002 «Материалы,  
забалансового счета   принятые  на ответст-  
    венное  хранение».  
    субсчет «Материалы,  
    ожидающие приемки» 19600
5.2. Оплачены две единицы 671 «Расчеты с постав- 441 «Наличность на  
материала, использованные щиками  и подрядчика- расчетном счете» 400
  при испытании ми»    
 
3. Материалы не соответствуют предъявляемым требованиям и возвращаются поставщику
за  исключением использованных при испытании. Материалы, использованные
                                              при испытании, не оплачиваю поставщику
4.3. Списаны материалы с   002 «Материалы,  
забалансового счета   принятые  на ответст-  
    венное  хранение».  
    субсчет «Материалы.  
    ожидающие приемки» 19600
5.3. Материалы, использован-      
ные при испытании и неопла-      
ченные  поставщику, приходуют      
как безвозмездно полученные:      
- сторнируют стоимость 921 «Материалы» под- 671 «Расчеты с по-  
материалов, ранее списан- раздела 92 «Вспомога- ставщиками  и под-  
ных на расходы по испыта- тельное производство» рядчиками»  
нию (сторно)     (400)
- приходуют материалы, Счета подраздела 20 727 «Прочие» под-  
полученные  безвозмездно; «Материалы» раздела 72 «Доходы  
    от неосновной дея-  
    тельности» 400
6.3. Списана стоимость 921 «Материалы» под- Счета подраздела 20  
материалов  на расходы по раздела 92 «Вспомога- «Материалы» 400
испытанию;       тельные производства»    
 
4. Материалы не соответствуют  предъявляемым требованиям и возвращаются поставщику
за  исключением использованных при испытании. Поставщику выставлен счет на возмещение расходов по испытанию
4.4. Списаны материалы с   002 «Материалы,  
забалансового счета   принятые  на ответст-  
    венное хранение»,  
    субсчет «Материалы,  
    ожидающие приемки» 19600
5.4. Отражена задолжен- ность поставщика по возме- 301 «Счета к получению» 727 «Прочие» под-  
щению затрат на испытание   раздела 72 "Доход от  
материалов;   неосновной  дея-  
    тельности» 1100
На  сумму НДС; 301 «Счета к получению» 633 «Налог на до- бавленную  
    стоимость» 220
6.4. Произведен взаимозачет 671 «Расчеты с поставщи- 301 «Счета к полу-  
задолженности за исполь- ками  и подрядчиками» чению»  
зованные  при апробации      
материалы и возмещения      
расходов  по апробации;     400
7.4. Оставшаяся сумма воз- 441 «Наличность на рас- 671 «Расчеты с  
мещении оплачена постав- четом счете» поставщиками  и  
щиком материалов строи-   подрядчиками»  
тельной организации;     920
 
     В случае, если поставщиком товаров  в соответствии с действующим законодательством, оформлены счета-фактуры налог на добавленную стоимость по поступившим товарно-материальным ценностям принимается в зачет в общеустановленном порядке (за исключением безвозмездно полученных ценностей, по которым налог па добавленную стоимость в зачет не принимают).
 
     2.1.3. Недостача строительных материалов в пределах норм естественной убыли
 
     Недостача строительных материалов в пределах норм естественной убыли, возникающая в процессе доставки на центральный или приобъектные склады, должна быть включена в состав их фактической себестоимости в общепринятом порядке. Для основных строительных материалов нормы естественной убыли разработаны применительно к операциям, в процессе которых возникают эти неизбежные потери. Их величина зависит от способа поставки материалов, количества разгрузочно-погрузочных операций, необходимости взвешивания. Выявленные недостачи материалов подобного рода оформляют «Актом о потерях материалов в пределах норм естественной убыли». Форма Акта и нормы естественной убыли по некоторым строительным материалам в разрезе операций приведены в Приложении .
     Величина  естественной убыли строительных материалов, возникающей в процессе их использования в ходе выполнения строительно-монтажных работ, должна закладываться в нормы расхода материалов и обособленно в составе производственных затрат не отражается. Если же в нормы расхода величину естественной убыли не исключают, то она может быть отнесена в состав накладных расходов строительного производства по соответствующей статье затрат. В этом случае, как и при поступлении ценностей, требуется составление Акта о потерях материалов в пределах норм естественной убыли.
 
     2.1.4. Аналитический учет материалов  на центральном и приобъектных  складах
 
     Аналитический учет материалов на центральном и приобъектных  складах.  Учет  материалов  на централизованном  складе строительной организации ведут, как правило, в количественном измерении по каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета материалов в общеустановленном порядке. Основанием дня записей служат типовые приходные и расходные документы (приходный ордер, акт о приемке материалов, товарно-транспортная накладная, коммерческий акт, накладная на внутреннее перемещение материалов, лимитно-заборная карта, акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала, акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления, хранения и в производстве, акт о потерях материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, акт о порче, бое, ломе материалов и др.).
     На  приобъектных складах, расположенных непосредственно на строительных площадках, материалы хранят только в ассортименте и в количестве, необходимом для проведения строительно-монтажных работ на данной площадке. Здесь вместо карточек складского учета составляют ежемесячные материальные отчеты о поступлении, отпуске и остатках материалов (ф. № М-19). Отчет составляет материально ответственное лицо, в подотчете у которого числятся материальные ценности (кладовщик, производитель работ, мастер, бригадир). В отчете отражают перечень используемых материалов с указанием единицы измерения, учетной цены, остатков на начало месяца, прихода материалов в разрезе отдельных источников поступлении, расхода материалов по назначению (сдано на центральный склад, передано другим подразделениям, использовано на производство и т.п.), в том числе, по объектам. После этих записей выводят остаток на конец месяца. Поступление материалов с центральных складов, из других производственных единиц или от поставщиков, УПТК ни приобъектные склады оформляют соответствующими приходными первичными документами.
     Материально ответственные лица заполняют только ту графы материального отчета, которые характеризуют движение материалов в количественном выражении. По окончании месяца материальный отчет со всеми первичными документами после его утверждения и производственно-техническом отделе передают в бухгалтерию. Работники бухгалтерии, которые проверяют все приходные и расходные документы в соответствии с перечнем приложений к отчету, заполняют остальные графы отчета. Проверке подвергаются остатки материалов на начало и конец месяца, наличие документов и качество их оформления, полнота оприходования материалов и обоснованность их списания. Форма материального отчета приведена в Приложении .
 
     2.1.5. Списание материалов
 
     Отпуск  материалов закрытого хранения со складов  в основное и вспомогательные  производство осуществляют в соответствии с графиком производства работ по лимитно-заборным, лимитно-нормативным картам или другим документам, определяющим потребность в различных строительных материалах, исходя из планового объема работ на период. Многие организации не используют лимитную документацию и не ограничивают отпуск материалов в производство. Однако списание материалов в состав производственных затрат проводят в строгом соответствии с действующими нормами расхода материалов, а сверхнормативное их использование оформляют оправдательными актами, в которых указывают причины, вызвавшие потребность в сверхнормативном расходе материалов и ее величину. На основе этих актов принимается решение о том, является ли перерасход обоснованным и должен ли он быть включен в состав производственных затрат, или же следует взыскать величину перерасхода с виновных лиц, или списать его за счет результатов деятельности строительной организации.
     Материалы открытого хранения (гравий, песок, щебень и др.) в виду их громоздкости хранят вне складских помещений, на открытых местах, но они также находятся в подотчете материально ответственных лиц. Расходуемые на производство материалы открытого хранения не всегда поддаются обмеру в момент их отпуска. Поэтому обычно все навалочные материалы выписывают под отчет производителю работ, который несет за них ответственность. В конце каждого месяца проводят инвентаризацию остатков неиспользованных материалов по состоянию на 1-е число следующего месяца. Инвентаризацию оформляют актом, в котором фактическую величину расхода материалов за месяц выявляют как разницу между суммой запасов, числящихся на начало месяца и поступивших в течение него, и остатком материалов на конец месяца, определенным по данным натурального их обмера. Примерная форма акта на списание материалов открытого хранения приведена в Приложении.
     Расход  материалов на хозяйственные нужды, а также внутреннее перемещение материалов, их отпуск на сторону оформляют накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-11), а при перевозке автотранспортом - товарно-транспортными накладными. Передачу генподрядчиком субподрядным организациям своих строительных материалов в соответствии с условиями договора, и также обеспечение их услугами вспомогательных производств и большинстве случаев оформляют и отражают в учете как реализацию материалов и услуг сторонним организациям.
Некоторые ценности (барабаны с кабелем, проводами, тросами то есть материалы многократного использования) сдают субподрядчикам под сохранную расписку на условиях возврата или предоставления отчета об их использовании. У генподрядной организации эти ценности учитывают в составе ценностей, переданных субподрядчику, на соответствующем субсчете, а субподрядчик ведет забалансовый учет полученных материалов. После возврата их по цене возможного использования приходуют в состав товарно-материальных запасов генподрядчика, а разницу между стоимостью при передаче субподрядчику и ценой их возможного использования после возврата относят в состав затрат на производство генподрядчика. Использование материалов генподрядчика субподрядчиком рассматривают как услугу генподрядчика по обеспечению процесса строительного производства, и расценивают как реализацию услуг генподрядчика субподрядчику.
     Пример. Генеральный подрядчик передает субподрядной организации материалы стоимостью 6000 тенге. При возврате материалом от субподрядчика генподрядчику их стоимость, зафиксированная и акте, оценена в 5000 тенге.
 
Содержание  операций Корреспонденции счетов Сумма
 
 
дебет кредит тыс. тг.
1 2 3 4
  У предприятия  подрядчика  
1.Переданы субподрядчику 208 «Прочие», субсчет Счета 20 подраздела  
со  склада генподрядчи- ка «Материалы, переданные «Материалы»  
материалы многократ- субподрядчику»    
ного  использования      
      6000
2. При возврате субпод- Счета 20 подраздела 208 «Прочие» суб-  
рядчиком  материалов «Материалы» счет  «Материалы,  
многократного использо-   переданные  субпод-  
вания отражают их опри-   рядчику»  
ходование но цене воз-      
можного использования      
      5000
3. Разницу стоимостей при 931 «Материалы» подраздела 93 208 «Прочие», суб-  
передаче  и получении  «Накладные счет  «Материалы,  
материалов  (6000-5000) расходы» переданные  субпод-  
относят в состав затрат на   рядчику»  
производство;      
      1000
4. Выставлен счет субподрядчику      
За  оказанные услуги:      
-  на стоимость услуг 301 «Счета к получе- нию» 709 «Прочие» подраздела  
    70 «Доходы от основной  
    деятельности» 1000
-   на сумму НДС 301 «Счета к получе- 633 «Налог ну добав-  
  нию» ленную  стоимость» 150
  У предприятия - субподрядчика  
1. Оприходование поступив- Забалансовый счет    
ших от генподрядчика мате- «Материалы  генподряд-    
риалов на забалансовый счет чика»   6000
2. После принятии генподрядчиком   Забалансовый  счет  
отчета  об использова- нии   «Материалы  
материалов  или возврата   генподрядчика»  
материалов  их списывают с      
забалансового счета     6000
3. Отражена стоимость услуг      
генподрядчика:      
-   на стоимость, услуг 901 «Материалы» под- 671«Расчеты с по ставщиками и под  
  раздела 90 «Основное рядчиками»  
  производство»   1000
-   на сумму НДС 331 «НДС к возмеще- нию» 671 «Расчеты с по-  
    ставщиками  и подряд-  
    чиками» 150
 
     Учет  использования материалов в производстве, как правило, ведут лица, на которых  возложена ответственность за их сохранность: прорабы, начальники строительных участков, бригадиры. По окончании месяца они вместе с материальным отчетом по форме М-19 составляют отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по нормам (ф. № М-29). Форма данного отчета представлена в Приложении.
     Отчет ведут по каждому объекту строительства, а внутри его по конструктивным элементам и видам работ в разрезе наименований материалов. Отчет состоит из двух разделов: 1 «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ», II «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам». Данные в части нормативной потребности в материалах заполняет производственный отдел, а в части объема выполненных работ и фактического расхода материалов ответственное лицо. Перечень основных материалов, включаемых в отчет, разрабатывает и утверждает строительная организация. Отчет составляют на основании следующих данных: производственные нормы расхода материалов на единицу работ; количественные показатели «Журнала учета выполненных работ» (ф. № КС-6) и «Акта инвентаризации незавершенного производства»; первичные документы по учету расхода материалов. Данные о фактическом расходе материалов в ф. № М-29 должны совпадать с соответствующими данными материального отчета формы М-19. Материальный отчет служит основанием для списания основных и вспомогательных материалов на производство строительно-монтажных работ.
 
     Отклонения  фактической себестоимости материалов от учетных цен определяют по данным ведомости № 10 «Движение материалов и денежном выражении» в общеустановленном  порядке. При этом фактическую себестоимость материалов, израсходованных на производство, можно определять одним из методов, предлагаемых Стандартами бухгалтерского учета: средневзвешенной стоимости, ЛИФО, ФИФО или методом сплошной идентификации. Избранный метод должен быть зафиксирован в учетной политике строительной организации
     Стоимость оборачиваемых материалов, которые  используют неоднократно и возвращают после окончания производственного процесса, относят на затраты производства частями. К оборачиваемым материалам относят шпалы и рельсовые подкрановые пути, деревянные ограждения, строительные подмостки, деревянную и металлическую опалубку, временные разводы от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, пара, воды, газа, воздуха в пределах стройки и другие.
     При первом отпуске оборачиваемых материалов в производство их закрепляют за прорабом (мастером, производителем работ), который несет ответственность за их сохранность и возврат. При этом всю их стоимость необходимо отнести в состав расходов будущих периодов. Часть стоимости оборачиваемых материалов, которая будет включена в состав производственных затрат при каждом их обороте, следует рассчитывать по формуле:
 
 
 
 
 
 
Фактическая Возвратная      Число
себестоимость        — стоимость :    oбopoтoв
материалов материалов  
 
            Нормативная
            величина     =    
               расхода
 
 
 
     Возвратная  стоимость оборачиваемых материалов самостоятельно определяется хозяйствующим  субъектом как цена их возможного не пользования после участия в предусмотренном количестве оборотов.
     Пример. В производстве используют материалы стоимостью 4000 тенге, которые после участия в трех оборотах сдают на склад и оценке 3100 тенге.
Нормативная величина расхода на один оборот, рассчитанная по приведенной выше формуле, составит 300 тенге [(4000-3100): 3].
 
Содержание  тираний Корреспонденция счетов Сумма,
  дебет кредит тенге
1. Ощущены оборачивае- 343 «Прочие» подразде- Счета подраздела 20  
мые материалы в производство; ла 34 «Расходы буду- «Материалы»  
  щих периодов», субсчет    
  «Стоимость  оборачи-    
  ваемых материалов»   4000
2, По окончании очеред- 901 «Материалы» под- 343 «Прочие» под-  
ного  оборота норматив- раздела 90 «Основное раздела 34 «Расходы  
ную величину затрат производство» или 931 будущих периодов»,  
относят в состав произ- .(Материалы»  подразде- субсчет «Стоимость  
водственных затрат. За- ла 93 «Накладные рас- оборачиваемых мате-  
пись  в учете производят ходы» риалов»  
по  окончании каждого      
оборота, т.е. 3 раза по 300      
тенгe, всего (3x300)     900
3. Сданы на склад обора- Счет подраздела 20 343 «Прочие» под-  
чиваемые  материалы. «Материалы» раздела 34 ((Расходы  
после участия в процессе   будущих периодов».  
производства строительно-   субсчет «Стоимость  
монтажных работ   оборачиваемых мате-  
    риалов» 3100
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. РАСХОДЫ  ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
 
3.1.Заработная   плата  основных  производственных  рабочих
 
     Заработная   плата  основных  производственных рабочих  в строительных организациях исчисляется, как правило, с использованием сдельной и аккордной формы оплаты труда, а на небольших хозяйствующих субъектах широко применяют и повременную форму оплаты. Применение различных форм оплаты труда в строительстве порождает использование различных первичных документов по учету выработки и рабочего времени: наряды, аккордные наряды, ведомости выработки, сменные рапорты, путевые листы, листки на доплату, табели рабочего времени и другие. В этих документах находят свое отражение нормы времени и нормы выработки, используемые в строительном производстве.
     Основной  особенностью организации учета  затрат па оплату труда основных строительных рабочих является то, что в состав прямых расходов па оплату труда, отражаемых па счете 902 «Оплата труда производственных рабочих» включается только основная заработная плата рабочих-строителей, а дополнительная заработная плата строителей включается в состав накладных расходов.
     К основной заработной плате рабочих  в строительстве относят суммы заработной платы рабочих, которые выполняют строительные, монтажные и другие подрядные работ, а также подсобных рабочих, которые вручную переносят или готовят материалы к укладке, занимаются колкой и приготовлением камня или мощением мостовой, и укрепительными работами. В состав этой статьи включается и оплата труда машинистов, управляющих и обслуживающих забойные машины при проведении горнопроходческих работ. При проведении монтажных работ по этой статье отражается не только заработная плата монтажников, но и рабочих, занимающихся окраской или грунтовкой неокрашенных узлов и частей оборудования, такелажными работами, распаковкой оборудования, уборкой и отноской упаковки из-под оборудования, а также запуском оборудования вхолостую и его наладкой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.