Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Дозанние в таможенных органах

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Таможенные  органы играют решающую роль во внешнеэкономических  отношениях России. Грамотно построенная  таможенная система в области  внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели таможенной политики окажут влияние на функционирование экономики в целом, и на все  макроэкономические показатели развития страны и на предпринимательскую  активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство  может  и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и  ввоз импортных товаров, призывая  тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. С 1 июля 2010 года, с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, заработала новая система таможенного регулирования. В частности, отменился таможенный контроль на российско-белорусской границе и в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками Таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран. Главное в Таможенном союзе то, что несколько таможенных территорий заменяются единой таможенной территорией. На единой таможенной территории устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Таможенный кодекс разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а законодательства в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии таможенного союза.  Функционирование Таможенного союза приведет если не к росту, то к нормализации приграничного сотрудничества за счет эффекта минимизации пограничных издержек, который сулит очевидную огромную выгоду.
     При этом цель создания Таможенного союза, заключающаяся в первую очередь  в стремлении формирования единого  торгового пространства, говорит  о том, что будут созданы условия  для повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения  ответственности бизнес-сообщества, и как следствие – рост благосостояния населения.
     Мировой кризис показал, что либеральная  глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать  вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса  каждый выживает как может. Создание Таможенного союза трех государств, по образному выражению ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, – это наш ответ мировому кризису.
       Также необходимо отметить, что  Таможенный союз по опасению  главы МВД России генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева может быть использован преступными группировками для отмывания денег и контрабанды.  Для борьбы с данными видами преступлений используются  правоохранительные органы, а именно  таможенные органы Российской Федерации, осуществляющие защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности. Поэтому правоохранительный блок Алтайской таможни отдел дознания  был выбран для прохождения преддипломной практики как один из главных инструментов  внешнеэкономической деятельности  для борьбы с различными видами контрабанды.
     Актуальность  выбранной темы преддипломного отчёта определяется тем, что торговая контрабанда и сопутствующие ей преступления являются наиболее высокоорганизованными, транснациональными, коррумпированными проявлениями экономической преступности, приносящей преступным формированиям сверхприбыли тем самым понижения доходы в Федеральный бюджет от внешнеэкономической деятельности.
     Объект  работы – правоохранительный блок Алтайской таможни.
     Предмет работы – совместная деятельность оперативно-розыскных подразделений и подразделений дознания при расследовании преступлений в сфере борьбы с контрабандой в сфере ВЭД.
     Цель  работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.
     В ходе преддипломной практики выполнялись  следующие задачи:
    Знакомство со средой, организацией и коллективом отдела дознания Алтайской таможни, а также ознакомление с правовым статусом должностных лиц, проходящих службы в таможенных органах РФ.
    Изучение работы дознавателя и приобретение практического умения выявления состава преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов
    Детальное изучение нормативно-правовой базы необходимой для возбуждения уголовного дела по статье «Контрабанда»
    Сбор информации, необходимой для написания дипломного  проекта
    Закрепление навыков сбора и обработки информации, необходимой для подготовки письменного развёрнутого преддипломного отчёта
     При написании  преддипломного отчёта  использованы тексты нормативно-правовых актов, научная и учебная литература. Работа состоит из введения, 4 глав и 14 параграфов, заключения,  списка использованных источников и литературы. 

1.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         1.1 Понятие и назначение таможенных органов Российской Федерации
     Особое  место в системе правоохранительных органов занимают таможенные органы Российской Федерации, осуществляющие защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.1
     Таможенное  деятельность появилась и существует потому, что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров  и транспортных средств. С возрастанием массы движимого имущества, которое  обращается между разными странами, увеличиваются объем и значение таможенного дела.
     Таможенная  деятельность - сложное комплексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой Российского государства. В процессе ее осуществления реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.  
     Экономические цели таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей. Регулятивная функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т. д.
     Правоохранительные  цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.
     Таможенное  дело является исключительной монополией государства. Это вытекает из ряда положений Конституции Российской Федерации. В ст. 8 Конституции РФ закреплены принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Статья 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации таможенное регулирование; ч. 1 ст. 74 Конституции запрещает установление на территории РФ таможенных границ. В соответствии с этими конституционными положениями Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает, что таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Из этого следует, что все таможенные органы являются федеральными органами, их сотрудники - федеральными служащими, их имущество - федеральной собственностью, нормы таможенного права - федеральными нормами.2
     Таким образом, монополия государства в области таможенного дела обеспечивается единой таможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.
     Свою  деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и  таможенной границы России. Таможенная территория Российской Федерации включает ее сухопутную территорию, территориальные  и внутренние воды и воздушное  пространство над ними, а также  искусственные острова, установки  и сооружения, находящиеся в морской  исключительной экономической зоне России. На территории России могут  находиться так называемые свободные  экономические зоны и свободные  склады, которые рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
     Таможенную  границу России составляют пределы  ее таможенной территории, а также  параметры свободных зон и  свободных складов.
     В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза, другими  федеральными законами, указами и  распоряжениями Президента РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ.
     Если  международным договором РФ установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  российским таможенным законодательством, то применяются правила международного договора. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Структура и задача таможенных органов РФ
     Систему таможенных органов возглавляет Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) Российской Федерации. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Общее руководство таможенным делом в России осуществляют  Правительство РФ.3
     ФТС Российской Федерации возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению председателя Федеральной таможенной службы  Правительством РФ.
     Председатель ФТС руководит деятельностью подчиненных ему таможенных органов на принципах единоначалия. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможенные органы задач и функций.
     В ФТС образуется коллегия в составе председателя и заместителей председателя ФТС, а также руководящих работников других таможенных органов. Решения ее проводятся в жизнь приказами председателя. При ФТС действует также Консультативный совет по таможенной политике.
     Структурные подразделения ФТС  РФ: управления, отделы. Они организованы по функциональному принципу: деятельность каждого из них сосредоточена на выполнении одной или нескольких функций. В его составе имеются подразделения: управление организации таможенного контроля, управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, правовое управление, таможенно - тарифное управление, управление федеральных таможенных доходов, управление таможенной статистики и анализа, отдел валютного контроля, отдел собственной безопасности.4
     ФТС, осуществляя непосредственное руководство  таможенным делом в государстве, несет ответственность за реализацию таможенной политики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование всей системы подчиненных ему таможенных органов. ФТС осуществляет организационные  и контрольные функции: самостоятельно определяет структуру возглавляемой  им таможенной системы, создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.
     Важнейшей частью деятельности  ФТС является ведение таможенной статистики и  обеспечение ее данными Президента, Федерального Собрания, Правительства  РФ, других федеральных органов исполнительной власти.
     В пределах своей компетенции он издает акты по таможенному делу, действующие  на всей территории России и обязательные для исполнения органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
     Региональные  таможенные управления являются промежуточными звеньями в системе таможенных органов между центральным органом и местными таможенными учреждениями. Региональные Таможенные Управления создаются, реорганизуются и ликвидируются приказами председателя  ФТС. В настоящее время созданы следующие Региональные Таможенные Управления: Центральное (Москва), Северно-Западное (Санкт-Петербург), Южное (Ростов-на-Дону), Сибирское (Новосибирск), Приволжское (Нижний Новгород), Дальневосточное (Новосибирск), Уральское (Екатеринбург).5
       Задачи и функции Регионального  Таможенного Управления аналогичны  задачам и функциям ФТС с той лишь разницей, что они осуществляют руководство таможенным делом только на территории соответствующего таможенного региона.
     Структурно  Региональные Таможенные Управления состоят из отделов и групп, которые осуществляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы ФТС. Региональное Таможенное Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом председателя ФТС РФ.
     Непосредственный  таможенный контроль, взимание таможенных сборов и налогов, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и другие функции в сфере таможенного  дела осуществляют таможни и таможенные посты.
     Границы деятельности таможен определяет ФТС  РФ. Таможня - это государственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех импортируемых и экспортируемых товаров, а также багажа, почтовых отправлений и других грузов.
     Он  же осуществляет их создание, реорганизацию  и ликвидацию. В зависимости от географического расположения различают: пограничные таможни, создаваемые  на таможенной границе; внутренние таможни, создаваемые в глубине страны. Наряду с сухопутными создаются морские, воздушные, речные.
     Таможня является юридическим лицом, имеет  печать с изображение Государственного герба РФ, текущие счета по учету  бюджетных средств в банках и иных кредитных учреждениях.
     Таможенный  пост - подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории. Таможенный пост не обладает правом юридического лица. Структура поста утверждается региональным таможенным управлением. Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом начальника соответствующего Регионального Таможенного Управления.
     Полномочия  таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, Законом «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. (ред. от 3.12.2007), нормативными актами Правительства РФ. Эти органы осуществляют взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютный контроль, а также дознание и оперативно-розыскную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Структура Алтайской таможни
     Приказом  ГТК России от 31.12.1992 г.№671 было создано  Западно-Сибирское таможенное управление с центром в г. Новосибирске. 8 июня 1993 года создано Восточно-Сибирское таможенное управление, просуществовавшее до 24 июля 2000 года. В состав управления в этот период входили Братская, Бурятская, Забайкальская, Иркутская, Красноярская, Наушкинская, Тувинская, Хакасская, Читинская таможни. 6
       В середине 2000 года, к моменту объединения таможенной системы Западной и Восточной Сибири в единый регион, насчитывалось более двадцати таможен. Приказом ГТК России от 22.06.2000 г.№ 534 Западно-Сибирское таможенное управление преобразовано в Сибирское таможенное управление.
     Сегодня под контролем Сибирского таможенного  управления находится более трети  всей российско-казахстанской границы (около 2 700 км), почти 3 500 км российско-монгольской  и 1 586 км российско-китайской границы, а также 4 164 км внешней границы  с нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых. Общая протяженность  таможенной границы в Сибирском  федеральном округе составляет почти 12 000 км. Протяженность сухопутной границы  со странами дальнего зарубежья составляет 59%, со странами СНГ – 28% от общей  протяженности сухопутной границы  РФ (наибольший показатель среди всех региональных таможенных управлений ФТС  России). В Сибирское таможенное управление входит 13 таможен: Алтайская, Бурятская, Горно-Алтайская, Иркутская, Забайкальская, Кемеровская, Красноярская, Новосибирская, Омская, Томская, Тывинская. Также 2 оперативных таможни это:  Омская и Восточно-Сибирская оперативная таможня и 75 таможенных постов. 7
     Так как Алтайская таможня является одним из ключевых звеньев СТУ, то целесообразно будет рассмотреть  ее структуру.
     Алтайская таможня создана приказом Таможенного  комитета СССР N92 12 сентября 1991 года с  зоной деятельности – территория Алтайского края и штатной численностью - 15 человек. 8
     Сегодня в зону деятельности Алтайской таможни  входят 12 городов и 60 районов Алтайского края, из них 12 приграничных районов. Площадь  региона деятельности более 169,1 тыс. кв. км. Границы зоны деятельности –  граничит с Новосибирской и Кемеровской  областями, Республикой Алтай. Сопредельным государством является Республика Казахстан. Протяженность алтайского участка  таможенной границы с Республикой  Казахстан составляет 843,6 км. В состав таможни входят 9 таможенных постов: 5 приграничных (ДАПП Павловка, Кулундинский, Михайловский, Рубцовский, Горнякский), 1 авиационный (Аэропорт Барнаул), 3 внутренних (Барнаульский, Бийский, Заринский).
     Общая штатная численность Алтайской  таможни сегодня чуть более 1000 человек.
     Бийский таможенный пост 1 категории.
     Создан 8 декабря 1992 года. Зона деятельности - гг. Бийск и Белокуриха, 13 районов Алтайского края, 3 железнодорожных станции - Бийск, Чемровка, Зональня.
     Рубцовский таможенный пост. 1 категории.
     Создан 8 декабря 1992 года. Зона деятельности - г. Рубцовск, 5 районов Алтайского края, протяженность границы с Казахстаном - 50 км. Имеется автомобильный и железнодорожный пункты пропуска.
     Кулундинский таможенный пост 1 категории.
     Создан 11 декабря 1992 года. Зона деятельности - 9 районов Алтайского края, протяженность границы с Казахстаном - 90 км. Имеется автомобильный и железнодорожный пункты пропуска.
     Михайловский  таможенный пост 1 категории.
     Создан 11 декабря 1992 года (переименован из Малиново-Озерского 1 июля 2001 года). Зона деятельности - 3 района Алтайского края, протяженность границы с Казахстаном - 264 км. Имеется два автомобильных пункта пропуска.
     Двусторонний  автомобильный пункт пропуска «Павловка»
     Создан 11 декабря 1992 года. Зона деятельности - гг. Славгород и Яровое, 6 районов Алтайского края. Протяженность границы с Казахстаном - 90 км.
     Горнякский таможенный пост 1 категории.
     Создан 11 декабря 1992 года (переименован из Третьяковского 1 июля 2001года). Зона деятельности - 5 районов Алтайского края. Протяженность границы с Казахстаном - 180 км. Имеются два автомобильных и два железнодорожных пункта пропуска.
     Таможенный  пост "Аэропорт-Барнаул" 1 категории.
     Создан 5 сентября 1996 года. Зона деятельности - международный аэропорт "Барнаул".
     Заринский таможенный пост 2 категории.
     Создан 1 июля 2001 года. Зона деятельности - г. Заринск, 4 района Алтайского края.
     Барнаульский  таможенный пост 1 категории.
     Создан 1 июля 2001 года. Зона деятельности - гг. Барнаул, Новоалтайск, Алейск, 14 районов Алтайского края. 
 
 

    ДОЗНАНИЕ  В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ  КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ  ФАКТОРОВ БОРЬБЫ С  ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В  СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
        Общее понятие и назначение органов дознания
     В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля находит свое отражение правоохранительная деятельность таможенных органов. Однако этим она не завершается. На них возложена борьба с некоторыми видами экономических преступлений, связанных с посягательством на таможенное дело. В их числе: контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенных платежей и др.9
     По  делам о перечисленных преступлениях  таможенные органы являются органами дознания. При обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов, соответствующий таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами УПК, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Затем уголовное дело передается следователю по подследственности.
     Непосредственно функции дознания в таможенных органах  реализуют только подразделения  по борьбе с контрабандой и нарушениями  таможенных правил. С учетом действующей системы таможенных органов к ним относятся:10
     - управление по борьбе с контрабандой  и нарушениями таможенных правил  ФТС  РФ;
     - структурные подразделения (отделы  и группы) по борьбе с контрабандой  и нарушениями таможенных правил  региональных таможенных управлений;
     - аналогичные подразделения таможен.
     Таможенные  подразделения осуществляют также  оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших  преступление, производств дознания по которому отнесено к компетенции  таможенных органов. Оперативно-розыскную  работу таможенные органы проводят также  по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств (в соответствии с международными договорами по таможенным вопросам). При  осуществлении этой деятельности таможенные органы руководствуются Законом  об оперативно-розыскной деятельности.
     Таможенные  органы призваны оказывать содействие в борьбе с между- народным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации. Они также содействуют осуществлению мер по защите государства, безопасности, общественного порядка, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров. 
 

        Общее положение об отделе дознания Алтайской таможни: цели, задачи, функции, права.
     В соответствии с приказом ФТС России от 27.11.2006 № 1224 « Об утверждении Типовых  положений о подразделении административных расследований таможни, подразделений  административных расследований таможенного  поста, подразделений дознания, криминалистическом подразделении и учётно-регистрационном  подразделении таможни» отдел дознания является структурным подразделением Алтайской таможни общее руководство, которым осуществляет заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности.11
     Отдел в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, Федеральными Конституционными законами, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза, Уголовным  кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ», международными договорами Российской Федерации, актами Президента и Правительства, правовыми актами СТУ, Алтайской  таможни.
     Главная задача отдела: осуществление в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК РФ) полномочий органа по производству дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации.
     К главным функциям отдела дознания Алтайской  таможни относятся:12
      рассмотрение по письменному поручению начальника таможни или заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности материалов, представляемых структурными подразделениями таможни и таможенными постами, на предмет наличия признаков преступления
      проведение в пределах компетенции таможни проверок сообщений о любом совершенном или готовящемся преступлении и принятие решения по результатам проверки согласно срокам и порядку, установленному УПК РФ.
      производство дознания и неотложных следственных действий, выполнение иных процессуальных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенным органов РФ.
      исполнение поручений органов предварительного следствия, указаний прокурора о производстве следственных действий, международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам в регионе деятельности Алтайской таможни
      участие на основании постановления руководителя органа дознания в составе следственной групп, создаваемых для расследования уголовных дел о преступлениях, отнесённых к компетенции таможенных органов.
      К основным правам отдела относятся:13
      запрашивать в соответствии с УПК РФ необходимые материалы, документы, сведения у таможенных и других государственных органов, а также иных организаций независимо от формы собственности и подчиненности
      производить самостоятельно следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением, когда в соответствии с нормами УПК РФ на это требуется согласие прокурора или судебное решение
      обжаловать указания начальника отдела дознания прокурору, а указания прокурора вышестоящему прокурору
      готовить предложения об изменении уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в части преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и процессуальных полномочий таможенных органов как органов дознания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
      Организационная структура отдела дознания Алтайской  таможни
     Дознание  – один из видов  предварительного расследования, осуществляемый органами дознания.
     Дознание  в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических  интересов России и ее безопасности.
     Таможенным  органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые  было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это  право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением компетенции.
     На  сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных  УК РФ:14
     - статья 188 " Контрабанда ";
     - статья 189 " Незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации  и услуг, используемых при создании  оружия массового поражения, вооружения  и военной техники ";
     - статья 190 " Невозвращение на территорию  Российской Федерации предметов  художественного, исторического  и археологического достояния  народов Российской Федерации  и зарубежных стран ";
     - статья 193 " Невозвращение из-за  границы средств в иностранной  валюте ";
     - статья 194 " Уклонение от уплаты  таможенных платежей ".
     Дознание  в уголовном процессе выступает  как форма предварительного расследования  уголовных дел. По тяжким преступлениям  оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.
     Согласно  ст. 118 УПК РСФСР дознание делится  на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
     Таможенные  органы правомочны осуществлять обе  разновидности дознания.
     Отдел дознания Алтайской таможни возглавляет  начальник отдела, назначаемый и  освобождаемый от должности начальником  таможни.
     Кандидатура начальника отдела согласовывается  с Сибирской оперативной таможней и Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС  России.
     Начальник отдела непосредственно подчиняется  заместителю начальника таможни  по правоохранительной деятельности Алтайской  таможни.
     Начальник отдела:15
    Осуществляет руководство деятельности отдела на основе принципа единоначалия, организовывает и контролирует работу отдела
    Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций, а также за соблюдение служебной дисциплины сотрудниками отдела
    Распределяет должностные обязанности между сотрудниками отдела
    Вносит на рассмотрение начальника таможни предложения о численности отдела
    Вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении специальных званий сотрудникам отдела, а также предложения о применении в отношении них мер поощрения и дисциплинарного воздействия
    Представляет отдел в государственных органах, общественных объединениях и других организациях
     Сотрудники  отдела являются дознавателями - должностными лицами органа дознания, правомочными производить предварительное расследование  в форме дознания и производить  следственные действия и иные процессуальные действия в соответствии с УПК  РФ.
     Сотрудники  отдела назначаются на должность  и освобождаются от должности  начальником таможни по представлению  начальника отдела.
     На  сегодняшний день отдел дознания Алтайской таможни представляет собой штат сотрудников состоящих из:16
    4 дознавателей, находящихся на Барнаульском таможенном посту из которых 1 дознавателя являются старшим дознавателем, 1 дознаватель является начальником отдела и 2 дознавателя является дознавателеми по особо важным делам.
    2х дознавателей, находящихся на Рубцовском таможенном посту, которые являются старшими дознавателями.
    1 дознавателя, находящегося на Кулундинском таможенном посту, который является старшим дознавателем.
    1 дознавателя, находящегося в Михайловском таможенном посту, который является дознавателем по особо важным делам.
    1 дознавателя, находящегося на Горнякском таможенном посту, который является дознавателем по особо важным делам.
     В соответствии с ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» № 114 ФЗ (с изменениями от 25.07.2002 года) сотрудники отдела обладают специальными таможенными званиями, а именно: младшего лейтенанта таможенной службы, лейтенанта таможенной службы, старшего лейтенанта таможенной службы, капитана таможенной службы, майора таможенной службы и подполковника таможенной службы.
     2.4 Должностная инструкция дознавателя по особо важным делам Алтайской таможни
     Дознаватель по особо важным делам (далее - дознаватель  по ОВД) отдела  дознания является должностью старшего начальствующего состава  таможенных органов. Данной должности  соответствует предельное специальное  звание майор таможенной службы.
     На  должность дознавателя ОВД отдела дознания назначается лицо, имеющее  высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее 3х лет.
     В своей деятельности дознаватель  по ОВД отдела дознания руководствуется  Конституцией РФ, Федеральными Конституционными законами, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза, Уголовным  кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным Законом  «О службе в таможенных органах Российской Федерации», другими Федеральными законами Российской Федерации, указами и  распоряжениями Президента Российской Федерации, Дисциплинарным уставом  таможенной службы Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами ФТС России, правовыми актами СТУ, Сибирской оперативной таможни, Положением об отделе дознания, а также должностной инструкцией. 17
     Для выполнения поставленных перед отделом  дознания задач дознаватель по ОВД  осуществляет следующие действия: 18
    Рассматривает материалы, предоставляемые структурными подразделениями таможни и таможенных постов, на предмет наличия преступлений
    Проводит  в пределах компетенции таможни проверок сообщений о любом совершенном или готовящемся преступлении и принятие решения по результатам проверки согласно срокам и порядку, установленному УПК РФ.
    Осуществляет производство дознания и неотложных следственных действий, выполнение иных процессуальных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенным органов РФ
    Исполнение поручений органов предварительного следствия,  прокурора о производстве следственных действий, международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам в регионе деятельности Алтайской таможни
    Участвует на основании постановления прокурора в составе следственных групп, создаваемых для расследования уголовных дел о преступлениях, отнесённых к компетенции таможенных органов РФ
    Обеспечивает надлежащие хранение вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в его производстве,  а также предметов по материалам проверок, находящихся на рассмотрении, в порядке, установленном УПК РФ, а также иными правовыми актами
    Выявляет причины и условия, способствующие совершению преступления, принимает меры к их устранению
    Рассматривает письма, жалобы и заявления юридических и физических лиц, касающихся служебной деятельности отдела.
    Оказывает методическую помощь другим сотрудникам отдела в ходе проведения ими дознания по уголовным делам
    Осуществляет контроль за прохождением, ознакомлением и своевременным исполнением документов, а также за наличием отметок об исполнении
    Хранит государственную и иную тайну, охраняемую законом, а также не разглашает сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан.
     Дознаватель по ОВД отдела дознания несет дисциплинарную, административную, уголовную или  иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерные решения, действия (бездействия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Взаимодействие  отдела дознания с  другими структурами  при расследовании  дел о контрабанде
     Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и  расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными  органами зарубежных государств. Под  объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных  законом.19
     Таможенные  органы, в соответствии с действующим  УПК, являются органом дознания по делам  о контрабанде. Возбудив уголовное  дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.
     Органы  предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач  борьбы с контрабандой, независимы и решают их специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы Таможенный кодекс РФ возлагает производство необходимых  оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом  от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной  деятельности", для пресечения и  обнаружения контрабанды, а также  выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные  меры отнюдь не единственная форма  деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как  ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.20
     Вследствие  этого по одному и тому же таможенному  правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.
     Уголовное дело вначале расследуют работники  отдела дознания таможни или регионального  таможенного управления, а затем  передают его следователю территориальной  или транспортной прокуратуры. Административное нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил.
     Вместе  с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного  прекращения административного  дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками  соответствующих отделов с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, с третьей.
     Если  сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это  обусловлено тем, что при возбуждении  таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.
     По  окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований  соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.
     Опыт  показывает, что чем раньше следователь  примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного  производства, своевременно получая  при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.
     Только  тесное деловое взаимодействие органов  предварительного следствия с таможенными  органами обеспечивает позитивное положение  дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное  дело, нужно изучить материалы  данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.
     Изучение  следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия  оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном  следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной  группы, в которую включаются сотрудник  отдела дознания (желательно проводивший  по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и  иных правоохранительных органов. Как  правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а  в органы предварительного следствия  направляются лишь образцы или пробы  контрабандных товаров.21
     План  расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей  компетенции присущими силами и  средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и  розыскные действия, а оперативные  и оперативно-технические подразделения  агентурно-оперативные и иные мероприятия.
     С момента принятия уголовного дела к  производству только следователь инициатор  и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты  взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.
     Анализ  практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными  пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров  от таможенного контроля, примененных  преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений  и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.22
     Взаимодействие  с иностранными правоохранительными  органами требуется тогда, когда  по уголовному делу нужно проверить  факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими  хозяйствующими субъектами соответствующих  внешнеторговых контрактов, а также  при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В  подобных случаях взаимодействие с  правоохранительными органами "дальнего" и "ближнего" зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру  РФ путем направления отдельных  следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ФТС России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).
     Результативность  борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности  соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о  совершенной или готовящейся  контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в  прокуратуру или инспекцию они  в конечном итоге передаются в  таможенные органы и КПП (Контрольно-пропускные пункты) пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные КПП.
     Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению  и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный  бесхозный контрабандный товар  на транспортных средствах межгосударственного  сообщения. Для борьбы с такими фактами  контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом  мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались, или через которые шли транзитом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Борьба  с контрабандой  таможенных органов  на примере Алтайской  таможни
     3.1  Криминалистическая  характеристика контрабанды
     Контрабанда, являясь преступлением в сфере  экономической деятельности, согласно ч.1 ст.188 УК России определяется как  перемещение в крупном размере  через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, либо с  обманным использованием документов или  средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. 23
     Кроме того, ч.2 ст.188 УК России устанавливается  ответственность за квалифицированную  контрабанду, которой признается перемещение  через таможенную границу Российской Федераций наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, реактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового  поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения  и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Квалифицированная контрабанда является тяжким преступлением.
     Имеются и два особо квалифицированных  вида контрабанды. Во-первых, в соответствии с ч.3 ст.188 УК России особо квалифицированным  видом контрабанды; признается совершение обычной либо квалифицированной  контрабанды неоднократно, должностным  лицом с использованием своего служебного положения или с применением  насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль. Во-вторых, в соответствии с ч.4 ст.188 УК России особо квалифицированной  контрабандой признается любая контрабанда, совершенная организованной группой. Такая контрабанда признается особо тяжким преступлением.
     Наиболее  значимыми элементами криминалистической характеристики контрабанды являются место, способ и характерные следы  совершения данного преступления. 24
     Место совершения контрабанды - таможенная граница, которой являются пределы таможенной территории Российской Федерации, а  также периметры свободных таможенных зон и таможенных складов. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся  в морской исключительной экономической  зоне РФ искусственные острова, установки  и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении  таможенного дела.
     Способ  перемещения предметов контрабанды  через таможенную границу законодательно определяется как совершение незаконных действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или  транспортных средств. Уголовный закон  содержит исчерпывающий перечень способов перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируемых как контрабанда: с сокрытием предметов контрабанды  от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств  таможенной идентификации, с не декларированием или недостоверным декларированием, помимо мест таможенного контроля.
     Способы перемещения контрабанды могут  быть "личными" и "безличными". В первом случае контрабандист лично  перемещает предметы контрабанды через  таможенную границу. Во втором случае контрабанда перемещается через  таможенную границу без его непосредственного  участия. При этом следует отметить так называемые нетрадиционные способы  контрабанды с использованием трубопроводного  транспорта и линий электропередач.
     Перемещение товаров признается совершенным  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля, если оно совершено вне  определенных таможенными органами мест или вне установленного времени  производства таможенного оформления, а также с использованием тайников и иных способов, затрудняющих обнаружение  товаров, или путем придания одним  товарам вида других. Наиболее типичными местами сокрытия предметов контрабанды являются ручная кладь (например, чемоданы и сумки с двойным дном) и различные бытовые предметы, перемещаемые через таможенную границу, имеющие конструктивные полости или специально оборудованные тайники, а также транспортные средства, где предметы контрабанды прячутся в различных полостях и труднодоступных местах, в грузовых контейнерах. В последнее время зафиксированы случаи, когда предметы контрабанды, как правило наркотики, в фабричных условиях закатываются в консервные банки, тюбики с кремами, помещаются внутрь деревянных деталей мебели. Часто предметы контрабанды вывозятся в одежде. Весьма распространена пересылка предметов контрабанды, особенно наркотиков, по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Имеет место и сокрытие предметов контрабанды в полостях и внутри организма животных и людей.
     Под перемещением с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается представление  таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных или недействительных документов, а также документов, содержащих недостоверные сведения, и документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, а равно использование поддельных средств идентификации. Таможенным органам могут предоставляться как полностью подложные документы, так и подлинные документы, в которые внесены изменения. 25
     Перемещение способом, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием, определяется как незаявление достоверных сведений или заявление недостоверных сведений по установленной письменной, устной или иной форме о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
     Характерным отличием современных контрабандных  действий является их совершение от имени  юридического лица, участника внешнеэкономической  деятельности.
     Как правило, совершению контрабанды предшествует тщательная подготовка. Приготовление  к контрабанде может заключаться  в изучении системы пропуска товаров  через таможенную границу, подыскании соучастников, подготовке мест сокрытия предметов контрабанды либо их маскировке.
     Особая  тщательность подготовки присуща контрабанде, совершаемой организованными преступными  группами. Контрабандисты уделяют большое  внимание планированию своей преступной деятельности, подбору и распределению  функций соучастников (распределению  ролей).
     Специалистами, помимо способов, выделяются еще и  каналы совершения контрабанды, которые  классифицируются по различным основаниям. Например, по виду используемого транспорта, пересекающего таможенную границу, выделяют автомобильную, воздушную (авиационную), железнодорожную, водную (морскую и речную), трубопроводную контрабанду; по различным характеристикам отправлений: почтовую, грузовую, транзитную контрабанду.
     Механизм  следообразования во многом зависит от канала и способа совершения контрабанды. Материальные следы применительно к контрабанде - это чаще всего данные, отраженные в различных таможенных документах по которым можно судить о совершении преступления. Иные материальные следы в основном удается обнаружить при осмотре места происшествия (места обнаружения предметов контрабанды, транспортных средств и тайников, использовавшихся контрабандистами), а также непосредственно самих предметов контрабанды. Типичными из них являются следы рук, волосы, микрочастицы. Большое значение для расследования контрабанды имеют идеальные следы, остающиеся в сознании людей, которые выявляются и закрепляются, как правило, путем производства допросов свидетелей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.