На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое планирование в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  ……………………………………………………………………………….  3

1. Сущность  финансового планирования
1.1. Понятие,  необходимость и задачи финансового  планирования……………….   6
1.2. Методы и виды финансового планирования ………………….……………….   11
1.3. Этапы  финансового планирования……………………...………………………   16
2. Финансовое  планирование в России.
2.1. Виды  и назначение государственных  планов…………………………………… 18
2.2. Реформа  финансового планирования в России………………………………….  21
2.3. Основные  направления бюджетной политики  на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов……………………………..……………………………….. 25
2.4. Преимущества  и проблемы среднесрочного финансового  планирования
(3-х  летнего бюджета)…………………………………………………………………. 31
Заключение…………………………………………………………………………….    36
Список  использованной литературы …………………………………………………  38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
     Любая социальная система – общество в  целом, организация, трудовой коллектив – всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, что требует научно обоснованной постановки целей и разработки механизмов их достижения. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя – ее планирования. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут сами оказывать влияние на характер производственных отношений.
     В последние два десятилетия экономика  России пережила три диаметрально противоположных  подхода к проблеме планирования. Вплоть до конца 80-х гг. ХХ века планирование считалось основой организации  социально-экономической жизни, главным рычагом государственной экономической политики и имело в значительной мере директивный характер. Конец 80-х – начало 90-х годов ознаменовалось разрушением сложившейся системы хозяйствования с повсеместным отказом от использования плановых методов организации производственно-хозяйственной деятельности, что во многом стало одной из причин глубоких кризисных явлений в экономике страны. Вопросам планирования уделялось крайне мало внимания.
     В конце 90-х годов как в бизнес-среду, так и на самый высший уровень государственного управления проникает устойчивое понимание целесообразности и необходимости планирования. Однако, внедрение в практику  технологий планирования развитой экономики, не адаптированных к условиям России, часто оказывается неэффективным и затратным мероприятием. Многие аспекты планирования в условиях рынка оказались неразработанными. Планирование зачастую неоправданно ассоциируется лишь с ранее существовавшей системой, недостаточно определено и его место в рыночной экономике.
     В условиях рынка планирование государственных финансов приобретает особое значение. Финансовая составляющая деятельности государства и общества в целом является в последнее время одной из наиболее характерных черт экономической жизни развитых капиталистических стран. Возрастающую роль финансов государства следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире.
     Процессом достижения некоторой конкретной цели необходимо управлять, потому что результат  и, соответственно, успех не может  прийти самопроизвольно. Управление государством – это особый вид деятельности, включающий контроль над выполнением работ и коррекцию плана путем применения современных инструментов менеджмента. Т.е. система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений. Процесс управления зависит, с одной стороны, от вида и числа проблем, которые должны быть решены, с другой стороны, от вида и числа участвующих в нём людей и их межличностных информационных и социальных связей. Эффективность процесса управления определяется достижением взаимодействия в ходе решения проблем между государством и обществом. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе жизнедеятельности общества проблем.
     Особую  актуальность вопросы планирования государственных финансов имеют для Российской Федерации, у которой относительно небольшой опыт разработки, реализации и контроля государственных планов в условиях рыночной экономики. Если в начале-середине 1990-х годов в РФ наблюдался острый бюджетный дефицит, огромный внешний и внутренний долг, отсутствовала четкая и последовательная финансовая политика, то в начале 21 века ситуация во многом изменилась на противоположную: наблюдается устойчивый экономический рост, принята процедура трехлетнего бюджетного планирования, принята пенсионная реформа и реформа медицинского страхования, политическая система приобрела стабильность. Как следствие, во многом претерпели существенные изменения приоритеты и методы планирования бюджета, внебюджетных фондов и прогнозирование экономики.
     Обозначенные  выше проблемы обусловили структуру, цель и задачи исследования.
      Предметом исследования являются реформирование и проблемы финансового планирования в России.
      Объектом  исследования являются особенности финансового планирования в условиях современной российской экономики.
      Цель  данной работы заключается в том, чтобы:
     -  раскрыть понятие и задачи  финансового планирования;
     -  рассмотреть виды финансовых  планов;
     - проанализировать показатели финансового планирования за последние 3 года;  
     -  рассмотреть проблемы финансового  планирования в России. 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Понятие, необходимость  и задачи финансового  планирования 

      Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести: 1) регламентированность (упорядоченный процесс); 2) связь с обработкой информации; 3) направленность на достижение определенных целей; 4) временной характер.
       Финансовое планирование  можно определить, как составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении  для обеспечения бесперебойной, успешной работы.
      В английском языке в качестве понятия  «план» используется слово «budget» (бюджет), в связи чем вся процедура  финансового планирования получила название «budgeting” (бюджетирование).
  В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях1.
     Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.
     Его специфика состоит в том, что  объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
     В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
     В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
     Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.
     Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику2.
     Цель  финансового планирования — обеспечение  финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.
     Финансовый  план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
     Финансовые  планы служат инструментом экономической  проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.
     Вместе  с тем в условиях динамично  развивающейся рыночной экономики  в отдельные конкретные периоды  на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.
     Задачи, решаемые в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
     К основным задачам финансового планирования можно отнести:
- определение  объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования3;
- определение  объема и направлений использования  финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
- обеспечение  сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
- создание  условий для укрепления устойчивости  организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной  власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- определение  экономически обоснованного размера  финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.
     Финансовое  планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Методы и виды финансового планирования 

      В практике финансового планирования применяют следующие методы:
      экономического анализа,
      нормативный,
      балансовых расчетов,
      денежных потоков,
      метод многовариантности,
      экономико-математическое моделирование.
      Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, оценить внутренние резервы. Все это позволяет охарактеризовать платежеспособность, эффективность и доходность осуществляемой деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять решение.
      Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.
      Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
      Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.
      Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном  варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.
      Методы  экономико-математического  моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
      Финансовое  планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
      1) Перспективное (долгосрочное) планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
      При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.
      В основе финансовой стратегии лежит  финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.
      Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
      Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
      прогноза отчета о прибылях и убытках;
      прогноза движения денежных средств;
      прогноза бухгалтерского баланса.
      Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре  объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
      Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.
      После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:
      определение источников долгосрочного финансирования;
      формирование структуры и затрат капитала;
      выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
      Надо  отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.
      2) Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
      Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана  движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:
      рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений
      определяется сумма затрат
      определяется выручка от реализации продукции.
      Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:
      Прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
      Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.
      Заключительным  документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
      3) Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.
      Рыночная  экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за  все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Этапы финансового  планирования 

      Финансовое  планирование включает в себя три  этапа.
        На первом этапе финансового  планирования применяется метод  экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.
      На  данном этапе финансового планирования проведение экономического анализа позволяет:
      - выявить факторы и причины,  оказавшие влияние на выполнение  плановых заданий в предыдущем  и текущих годах, а также   резервы роста финансовых ресурсов;
      - обосновать основные параметры  финансового плана;
      - определить недостатки в работе  органов управления финансами  в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.
        На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей – числовых величин выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
      Расчет  показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.
      На  третьем этапе составляется финансовый план, как документ обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
      На  данном этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п. распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.
      Кроме того, в рамках третьего этапа финансового  планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана. из которых выбирается один, наиболее оптимальный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Финансовое планирование  в России. 

      2.1. Виды и назначение государственных планов.
      Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
      Результатом планирования является план либо совокупность планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.
      Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Можно сказать, что бюджет выступает основным финансовым планом на макроуровне.
      Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также, в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и органов  местного самоуправления.
      Наряду  с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться  и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражаются в соответственно в сметах доходов и расходов.
      На  общегосударственном и территориальных  уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов.
      Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
      Для успешной реализации задач, возлагаемых  обществом на государство, проведения государственной социально-экономической политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов – таким фондом и является государственный бюджет.
      Бюджет  сообщает людям с помощью языка цифр о приоритетах государственной социально-экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать граждане.
      Организационной и нормативной основой формирования и исполнения бюджета является бюджетная классификация РФ, которая включает в себя:
      1) классификацию доходов бюджета;
      2) функциональную классификацию расходов;
      3) классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджета;
      4) экономическую классификацию расходов;
      5) классификацию источников внешнего  финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов;
      6) классификацию видов государственных  внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
      7) классификацию видов государственных  внешних долгов РФ и субъектов  РФ, а также государственных внешних активов РФ;
      8) ведомственную классификацию расходов  федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Реформа финансового  планирования в  России.
        Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи.  Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином в отдельности.
     Предпосылки для решения этих стратегических задач были заложены в первой половине 2000-х годов восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:
    разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;
    создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;
    стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;
    развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.
     Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и  исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.
     Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.
     В 2004-2006 годах были сделаны первые шаги по решению этой стратегической задачи. Для реализации целей реформы важнейшее значение имеет предусмотренная в новой редакции Бюджетного кодекса РФ организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования и переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию – формированию бюджетов на трехлетний период.
       Таким образом, федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов должны будут составляться и приниматься в режиме «скользящей трехлетки» с процедурой ежегодных изменений. 
     Этот  метод дает возможность планировать крупные проекты, выходящие за рамки года, а также предполагает, что планирование расходов должно происходить на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.
     То  есть в начале трехлетнего планирования будут определяться расходная часть бюджетов исходя из принятых ранее обязательств. По мере продвижения внутри трехлетнего цикла возникающий объем дополнительных средств может направляться на финансирование вновь принимаемых обязательств, регламентируемых нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     С принятием технологии среднесрочного финансового планирования принципиально не должно возникать обязательств перед гражданами, которые бы бюджет любого уровня бюджетной системы, в соответствии с законодательством РФ, не исполнял. С этой целью из общего объема расходных обязательств выделена особая категория – публичные обязательства, подлежащие исполнению в силу закона или нормативно-правового акта любого уровня публичной власти. В их составе особое место занимают публичные нормативные обязательства перед физическими лицами.
     Извлечение  положительного эффекта от применения среднесрочного бюджетного планирования требует четкого содержательного и правового оформления его организации. Можно отметить, что применение среднесрочного финансового планирования позволяет обеспечить последовательность и стабильность бюджетной и налоговой политики. Среднесрочное планирование ориентировано не на регулирование затрат, а на достижение запланированного результата.
     В 2006 году федеральный бюджет впервые  стал составной частью 3-летнего  перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для  перехода к утверждению бюджета на три года.
     Завершающим этапом реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы. Принятые поправки предусматривают:
    переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ – в режиме «скользящей трехлетки»;
    выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;
    изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
    введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;
    расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;
    создание стимулов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;
    обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
    создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.