На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегическое планирование. Планирование как часть процесса управления предприятием.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
В условиях рыночной экономики устойчивость и  успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.
Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  производства, распределения и потребления, которые при полном использовании  ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной  деятельности, на достижение поставленных целей.
Рыночное  планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного  менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
План  – это документ, отражающий систему  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата1.
План  содержит такие этапы, как: цели и  задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль.
Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций и т.п.
Рыночное  планирование на предприятии должно служить основой организации  и управления производством, являться нормативной базой для выработки  и принятия рациональных организационных  и управленческих решений.  
 
 
 
 
 
 
 

    Планирование  как часть процесса управления предприятием.
1.1 Этапы,  принципы и методы планирования на предприятии.
Содержание  рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое  планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько  этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
формулирование  состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
планирование  основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование  внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением2.
Приведенный порядок планирования широко распространен  на американских фирмах. На отечественных  предприятиях также применяется  подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
1) составление  планов, принятие решений о будущих  целях организации и способах  их достижения;
2) организация  выполнения плановых решений,  оценка реальных показателей  деятельности предприятия;
3) контроль  и анализ конечных результатов,  корректировка фактических показателей  и совершенствование деятельности  предприятия3.
Правильный  выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования  целей и планов, но и повышения  эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
Планирование  деятельности является на каждом предприятии  наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.
В современной  практике планирования помимо рассмотренных  классических широкую известность  имеют общеэкономические принципы.
1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана4.
Следовательно, основные принципы планирования ориентируют  предприятие на достижение наилучших  экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и  переплетены между собой. Некоторые  из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях.
Существуют  также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.
В зависимости  от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной  базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать  следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.  

1.2. Система планов  на предприятии  и их взаимосвязь
В хозяйственной  практике отечественных предприятий  общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку целостной системы показателей  развития техники и экономики  предприятия в их единстве и взаимозависимости  как по месту, так и по времени  действия. В ходе данного этапа  планирования обосновываются оптимальные  объемы производства на основе учета  взаимодействия спроса и предложения  на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы  и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические  показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие  развитие и завершение. На данном этапе  устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки  процесса производства.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или  технологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.5 
 

1.3. Функции и структура плановых служб предприятия
Планирование  и управление экономической деятельностью  тесно связаны между собой  такими функциями производственного  менеджмента, как выбор цели, определение  ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка  задач, мотивация персонала и  т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства  предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в  обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении  методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев  управления, а также специалисты  плановых служб разрабатывают все  текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей  и т.д.
Руководство планово-экономических служб предприятий  осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной  плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие  в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических  целей, создании необходимой нормативной  базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
В планировании своей деятельности участвуют все  службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах  и отделах организуются планово-экономические  бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических  служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы  собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции  выполняются экономистами-менеджерами  высшего звена. Каждое предприятие  самостоятельно выбирает структуру  своих планово-экономических органов.
Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные  планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности  и соотношений различных категорий  персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических  служб на крупных предприятиях могут  быть названы последовательные структурные  звенья: генеральный директор >  главный экономист > планово-экономическое  управление > планово-финансовый отдел  > планово-расчетное бюро. При  функциональной подчиненности право  принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.
При линейно-функциональной структуре управления по каждому  уровню формируется состав служб, пронизывающий  все предприятие «сверху донизу» (рис.1).

Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления предприятием6
В условиях рыночной экономики существует множество  типов организационных структур, в которые органично должны вливаться  плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная  и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.
2.Стратегическое планирование
2.1. Выбор стратегии предприятия
Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию  деятельности с целью выявления  сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как  правило, долгосрочный. Но временной  период стратегического плана для  разных предприятий может быть различным  и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в  котором увеличиваются возможности  и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
В стратегическом планировании важную роль играет государственное  регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений  развития всей рыночной системы.
Первым  и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования  предприятия, в котором проявляются  отличия данного предприятия  от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив  развития. Миссия предприятия может  состоять в завоевании рынка сбыта  продукции, в географическом или  продуктовом  расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.
Цели  бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются  и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического  планирования.
Стратегическое  планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества  внутренних и внешних экономических  процессов, факторов и явлений.
Во-первых, стратегический план задает перспективное  направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему  все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.
Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению  предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей  стратегией развития предприятия.
В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.
В-четвертых, стратегический подход стимулирует  менеджеров предприятия лучше оценивать  свои слабые и сильные стороны  с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.
В-шестых, создает основу для распределения  ограниченных экономических ресурсов.
В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и  оценки деятельности предприятия, как  единую систему современного менеджмента.
Процесс стратегического планирования на предприятии  включает в себя осуществление следующих  взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных  предприятиях, имеет следующую структуру (рис.2).

Рис.2 Схема  стратегического планирования на предприятии7
Каждый  этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий.
В процессе стратегического планирования главные  цели предприятия устанавливаются  высшим руководством и согласуются  со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению  варианты первоначальных показателей  валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После  их рассмотрения подразделения выдвигают  свои предложения и, тем самым, создаются  необходимые предпосылки для  выработки общих целей стратегического  планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная  структура управления, финансовые результаты и т.д.
Таким образом, основная задача стратегического  планирования на предприятиях состоит  в обосновании важнейших целей  и выработке правильной стратегии  долгосрочного развития. В современной  теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в  границах которых каждое предприятие  определяет свои главные цели. Этими  сферами являются положение предприятия  на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие  производственных ресурсов, степень  стабильности, система управления, профессионализм персонала и  социальная ответственность.
Выбор цели и стратегии предприятия  составляет основу самостоятельной  планово-управленческой деятельности менеджеров.
При стратегическом планировании предприятиями могут  использоваться такие стратегии, как  разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также  целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое  распространение получила стратегия  выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.
  3.2. Планирование развития потенциала предприятия
Важнейшая задача стратегического планирования – обеспечить предприятию возможности  достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем  использования самых эффективных  средств, способствующих поставленным целям. Чтобы предприятие могло  установить собственный долгосрочный цикл развития, оно должно расти  быстрее, чем повышается потенциал  ее основных конкурентов.
Под потенциалом  предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих  его силу, источники, возможности, средства, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал  предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всего предприятия.
Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит  в основном от состава, структуры  и качества имеющихся экономических  ресурсов, уровня конкурентоспособности  продукции, положения на рынке и  т.д.
Все экономические  ресурсы общепринято подразделять на две большие категории –  материальные и людские, и четыре основные вида – земля, труд, капитал  и предпринимательские способности.
В общем  виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие  этапы:
1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке;
2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;
3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;
4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.8
Таким образом, повышение потенциала предприятия  сводится по существу к анализу его  структуры, оценке и планированию влияния  большой совокупности факторов на конкурентоспособность  предприятия и его места на рынке.
Совокупный  потенциал предприятия образуется из отдельных слагаемых, таких как  трудовой, экономический, организационный, научно-технический, производственный, предпринимательский и финансовый потенциал.
Трудовой  потенциал человека характеризуется  совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между  трудовым потенциалом и уровнем  жизни существует прямая зависимость. К основным компонентам трудового  потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование  заложенных природой человеческих способностей, а реализация трудового потенциала в большой степени зависит от сложившихся экономических отношений и существующей государственной политики страны, а также национального богатства и многих других факторов.
Экономический потенциал предприятия представляет собой состав его ресурсов – трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении предприятия  для производства запланированных  работ и услуг. Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют  следующие факторы и показатели:
-       объем и количество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;
-       способности персонала предприятия и профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;
-       финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности;
-       состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;
-       информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.
В зарубежной практике применяется целая система  различных индикаторов, с помощью  которых дается сравнительная оценка развития потенциала разных фирм, компаний и национальной экономики в целом. Под индикаторами понимается совокупность важнейших характеристик объекта  или системы, позволяющих в формализованном  виде описать состояние их основных параметров, выбрать оптимальные  варианты функционирования системы  в разное время и наметить наилучшие  способы ее развития в будущем.
Мировое лидерство является наивысшим уровнем  развития экономического потенциала целой  страны или отдельной компании. За ним следует второй уровень развития потенциала, соответствующий средним  мировым стандартам. Третьим уровнем  можно считать национальное лидерство, четвертым – соответствие национальным стандартам, пятым – отраслевое лидерство, шестым – соответствие отраслевым стандартам. 

3.Текущее планирование на предприятии
3.1. Планирование  производства и реализации продукции.
Планирование  производства продукции, работ и  услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно  связанным с разрабатываемой  общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной  продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением  других функций и видов внутрихозяйственной  деятельности.
В годовом  плане производства каждого предприятия  содержится  взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
План  производства и реализации продукции  является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все  другие разделы и показатели годового плана.
Рыночные  отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов  производственной, хозяйственной и  иной деятельности. Самостоятельность  в осуществлении внутрипроизводственного  рыночного планирования предполагает:
1) свободное  обеспечение производственно –  технического и социального –  экономического развития предприятия  за счет собственных финансовых  ресурсов;
2) высокую  материальную заинтересованность  персонала предприятия в достижении  необходимых конечных результатов  трудовой, производственной и финансовой  деятельности;
3) полную  ответственность высшего руководства  и специалистов предприятия за  общие результаты рыночной деятельности  и выполнение всех договорных  обязательств;
4) получение  планируемых доходов или прибыли,  необходимой финансовой основы  выполнения годовой производственной  программы предприятия, дальнейшего  развития его потенциала;
5) установление  прямой зависимости между планами  производства и продажи продукции  и общими доходами, уровнем эффективности  производства и личными доходами  работников.
В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу  и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам  потоков и сроком поступления  денежных средств. В ходе внутрипроизводственного  планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают  свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с  общим планом предприятия.
По уровню управления производственные планы  бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий  план производственно-хозяйственной  деятельности.
В годовых  планах производства и реализации продукции  решают следующие основные задачи: 
- определение  основных плановых заданий каждому  подразделению предприятия; 
- выявление  и устранение возникающих нестыковок  в межцеховых планах; 
- взаимодействие  основных показателей долгосрочных  и текущих планов производства;  
- распределение  производства ресурсов между  подразделениями предприятия.
3.2 Планирование издержек производства и цен.
Основной  задачей деятельности предприятия  является производство необходимых  потребителям товаров и услуг. Любая  производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или  факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия  состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные  экономические критерии, задающие оптимальные  размеры выпуска товаров и  услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.
С экономической  точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых  материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные  издержки. Они выступают главным  ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования  ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.
Производственные  издержки являются основой себестоимости  продукции. Они подразделяются на постоянные и переменные, общие и средние, предельные и удельные, кратковременные, долгосрочные и другие. Чтобы определить общие издержки производства различных  видов продукции, необходимо знать  суммарные затраты ресурсов и  объем выпуска товаров. Как известно, в течение краткосрочного периода  некоторые виды ресурсов, связанные  с работой технологического оборудования, остаются неизменными, тогда как  количество других ресурсов может изменяться. Отсюда следует, что в краткосрочном  плановом периоде различные виды производственных издержек могут быть отнесены к постоянным или переменным издержкам.
3.2.1 Планирование себестоимости продукции
Себестоимость продукции выражает в денежной форме  индивидуальные издержки предприятия  на производство и реализацию единицы  или объема продукции в действующих  экономических условиях. В себестоимости  возмещаются затраты производственных ресурсов, израсходованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предприятия, в  текущих рыночных ценах. На отечественных  предприятиях принято различать  производственную, отраслевую, коммерческую, цеховую и технологическую себестоимость  изделия, а также готовой продукции  и другие ее виды. Все они отличаются друг от друга не только составом затрат, но и методами планирования как отдельных  издержек, так и общей себестоимости.
Метод определения себестоимости единицы  продукции по статьям затрат называется калькуляцией. Во внутрифирменном планировании применяются три метода калькуляции  или расчета себестоимости:
1) нормативный — на основе действующих в данный период времени прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных показателей;
2) плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;
3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.
Плановые  калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные  в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой  номенклатуре выпускаемых товаров  плановые расчеты себестоимости  могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп  изделий или работ.
Во внутрипроизводственном планировании, как правило, возникает  необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях  все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Аналитически зависимость между полной и удельной себестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:
Полная  себестоимость
Спол=S+V+Nr,                                                
где S — постоянные затраты; V — переменные затраты; Nr — годовой объем выпуска.
Удельная  себестоимость
.                                                    
Как видно  из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.
3.2.2 Планирование рыночных цен на предприятии
В рыночной экономике цена представляет собой количество денег уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В условиях рынка действует  множество цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа  установления и назначения принято  различать такие виды цен, как  номинальные, средние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоративные, государственные, рыночные и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.