На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конфликты.Способы их предупреждения и решения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЯ И  ДИЗАЙНА
         Реферат                                                    На тему: "Конфликты. Способы их предупреждения и разрешения".
По  предмету: Психология
 
 
Москва 2011
 
 
 
                Выполнила: студентка
                4 курса
                группа  ДК-07-4
                факультета "Практический дизайн"
                по  специальности "Дизайн костюма"
                Андрейченко Л. 

                Проверил (а): преподователь
                Попова  Т.Н.
 


    ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ          3
    I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА    5
    1. Понятие конфликта        5
    2. Границы конфликта        7
    3. Функции конфликта        11
    II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА  13
    1. Формы завершения конфликта      13
    2. Предпосылки и механизмы разрешения  конфликта   14
    3. Разрешение конфликтов социальных  групп    19
    4. Переговоры как метод разрешения  конфликтов   20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ         24
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ       25
 

    
    ВВЕДЕНИЕ 

    В моменты общественных катаклизмов  мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением  в результате так называемой перестройки  системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к  проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
    Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
    Сейчас, как никогда, важно с детских  лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению  к людям, учить к сотрудничеству.
    Бесполезно  рассказывать о технологии использования  конфликта, человеку, который имеет  лишь житейское представление о  конфликтном процессе.
    Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
    Говоря  иначе, конфликт — ситуация, когда  два или более субъекта взаимодействует  таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для  другого или других.
    Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала  разобраться, имеется ли проблема, которая  возникает в тех случаях, когда  есть противоречие, рассогласование  чего-то с чем-то. Далее устанавливается  направление развития конфликтной  ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
    В данной работе рассмотрены основные типы конфликтов и возможные пути их разрешения. 

 


    I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
    1. Понятие конфликта 

    Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который  совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных  противоречий.
    Между тем противоречия и конфликт, с  одной стороны, не могут рассматриваться  как синонимы, а с другой –  противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия, – это  необходимые, но недостаточные условия  конфликта. Противоположности и  противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать  силы, являющиеся их носителями. Таким  образом, конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
    В социальном конфликте все стороны представлены людьми. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожать оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает формы атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам).
    Итак, для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов  и, следовательно, сталкиваются. Всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так  или иначе изменить поведение, приспособиться либо «оградиться» от данной ситуации.
    Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.
    Кроме того, социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству. Сказано в общем верно, но слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых – словом, конфликтов более «низкого уровня». А их не следует игнорировать. Таким образом, социальный конфликт – это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Здесь как видно, подчеркнут прежде всего личностный, психологический аспект.
    При изучении различных сфер общественной жизни исследователи обычно применяют  так называемый конфликтологический  подход. Такой подход, например, к  политическому исследованию фокусирует внимание на политических процессах  в терминах соревнования между людьми и группами за ценности, имеющие  политическую значимость, т.е. процессах  в рамках политической системы. В  международной политике конфликтологический подход является основным. Возможен этот подход и в юриспруденции, когда преступление рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм его возникновения. Конфликт продолжается и в судебном процессе (обвиняемый и его защитник, с одной стороны, обвинитель – с другой). Далее эти проблемы будут рассмотрены подробно.
    Особый  случай представляют собой игры, в  том числе спортивные. Некоторые  из них и задуманы как конфликту (например, бокс). Однако очевидно, что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра – кончаются и «конфликтные» взаимоотношения. Неприязнь между игроками разных команд, остающаяся после состязания, – скорее исключение, чем правило, в спорте она отнюдь не поощряется. 
 
 

    2. Границы конфликта. 

    Чтобы точнее уяснить природу конфликта  и его отличие от смежных явлений, необходимо определить границы конфликта, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени.
    Можно выделить три аспекта определения  границ конфликта: пространственный, временной  и внутрисистемный.
    Пространственные  границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Ясно, что эта территория может быть самой различной, начиная от минимального пространства (например, жилой площади) и кончая всем земным шаром. Разномасштабные примеры: ссора на кухне – и мировая война. Четкое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта.
    Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени. Особенно это важно для того, чтобы правильно оценить роль вновь присоединившихся к конфликту лиц.
    Начало  конфликта, с нашей точки зрения, определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознает эти акты как направленные против него и им противодействует. Эта несколько усложненная формула означает, что для признания конфликта начавшимся требуется, по крайней мере, три совпадающих условия:
    1) первый участник сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (т.е. своему  противнику); при этом под действиями  мы понимаем как физические  движения, так и передачу информации (устное слово, печать, телевидение  и т.д.);
    2) второй участник (противник) осознает, что указанные действия направлены  против его интересов;
    3) в связи с этим он и сам  предпринимает ответные активные  действия, направленные против первого  участника. С этого момента  можно считать, что конфликт  начался.
    Сказанное означает, что нет конфликта, если действует только один участник или  участниками производятся лишь мыслительные операции (планирование поведения, обдумывание  образа действий противника, прогнозирование  хода будущего конфликта и т.п.).
    В самом деле, действия, хотя бы и агрессивные, но лишь одной стороны, на что вторая сторона не претендует, конфликтом назвать еще нельзя. Возможно, предполагаемый противник признает эти действия правильными; может быть, он опасается противодействовать первому участнику и подчиняется ему или же им руководят какие-то иные соображения. Главное, что он не предпринимает никаких действий против первого субъекта. Но в таком случае нет и конфликта как противоборства сторон.
    Мысленные действия, никак не выраженные физически, вовне, не являются элементом начавшегося  конфликта, под которым понимается фактическое, а не воображаемое противоборство сторон. Противоположность позиций – еще не конфликт. Он возникает тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели.
    Сказанному, однако, не противоречит предложенное некоторыми специалистами выделение  латентной (скрытой) стадии развития конфликта, а точнее – предшествующей началу конфликта, которая включает планирование будущих операций и подготовку к  ним. Выделение этой стадии существенно  для анализа крупных конфликтов международного значения (например, планирование войны). Утвердив в 1940 г. «план Барбаросса», предусматривающий нападение на СССР, Гитлер еще не развязал военного конфликта между СССР и Германией, но вступил в его латентную  стадию; началом открытого конфликта  стало, как известно, 22 июня 1941 г.
    Разумеется, конфликт как противоборство сторон в международных отношениях не исчерпывается  военными действиями. Может быть дипломатический  конфликт, торговый, пограничный, политический, разрешаемые отнюдь не насильственными  средствами. Однако при всех условиях речь идет о противоборстве сторон, т.е. о взаимных действиях (хотя бы и  словесных). Таким образом, конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение. Ему, как правило, предшествуют действия одной из сторон, что позволяет  в большей части случаев определить зачинщика конфликта.
    Окончание конфликта неоднозначно. Конфликт может быть исчерпан (например, примирение сторон), но может прекратиться из-за выхода из конфликта одной из сторон либо ее уничтожения (во время войны или при совершении преступления). Наконец, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Так в ряде случаев заканчиваются так называемые криминальные конфликты. Практика международных отношений все более часто использует третьи силы для пресечения межнациональных конфликтов (ввод войск ООН, дипломатическое посредничество и др.).
    Таким образом, окончанием конфликта нужно  считать прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой это имеет  место.
    Рассмотрим  теперь внутрисистемный аспект развития конфликта и определения его границ. Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть более глубоким, обширным или частным, ограниченным. В межгосударственных конфликтах велика опасность разрастания, распространения обостренных взаимоотношений не только в территориальном, но и в социальном, национальном, политическом аспектах; такой конфликт способен затронуть самые широкие слои общества.
    Кроме непосредственно противоборствующих сторон участниками конфликта могут быть и такие фигуры, как подстрекатели, пособники, организаторы конфликта (сами в нем прямо не замешанные), а также третейские судьи, советники, сторонники и противники тех или иных лиц, конфликтующих между собой. Все эти лица (или организации) – элементы системы. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, сколь широкий круг участников будет в неге вовлечен. Внутрисистемные границы конфликта важно знать для воздействия на происходящие процессы, в частности для предотвращения системы в целом от разрушения (если это, разумеется, необходимо). 

 


    3. Функции конфликта. 

    Уже из сказанного видно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные  силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика.
    При таком подходе к оценке функций  конфликта возникает вопрос: хорошо или плохо, что происходит конфликт? Преобладающая точка зрения, можно  сказать – обыденная, состоит  в однозначно отрицательной оценке любых конфликтов. В самом деле, мы достаточно натерпелись не только от бытовых ссор и неурядиц, служебных  неприятностей, но в последнее время  – и от серьезных межнациональных, территориальных, общественно-политических и прочих противостояний и противоборств. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в общем как явление  нежелательное и таким он в  целом, пожалуй, и является – по меньшей  мере для одной из сторон. Вместе с тем есть и другая точка зрения, согласно которой конфликт не только неизбежное социальное явление, но к  тому же еще и полезное.
    Исследователи, признающие конфликт нежелательным  явлением, считают. его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей  социальной системы. По их мнению, в  своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно проходит тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Но отсюда следует, что уже в самом  конфликте заложен стимул к появлению  институтов для поддержания системы  в устойчивом состоянии. Это и  законодательная деятельность, и  принятые процедуры для решения  различных споров, и политические собрания, где партийные конфликты  решают в «войне слов», т.е. в дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством сделок и т.д. Отсюда вытекает, что даже те специалисты, которые считают конфликт в общем явлением отрицательным, усматривают в нем некоторые позитивные черты.
    Другая  научная традиция вообще рассматривает  конфликт не как отклоняющееся от нормы и проходящее явление, но как  постоянный и даже необходимый компонент  социальных отношений. Эта традиция восходит к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю, Марксу, Веберу. В соответствии с  этой точкой зрения, факт любого дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт; каждый человек  в любой группе пытается увеличить  свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других. А если среди  искателей территорий и ресурсов мы обнаружим еще и борьбу за лидерство, власть и престиж, то конфликт просто неизбежен! И здесь не будет аналогии с конфликтом за обладание материальными  благами, где стороны могут сделать  так, что доля каждого будет возрастать.
    Разрешение  противоречий – объективная функция  социального конфликта. Если целью  одной из сторон конфликта может  быть действительно устранение противоречия (причем именно в ее пользу), то целью  другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте  могут быть заинтересованы даже не сами противоборствующие стороны, а  третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта с  позиций его участников могут  быть гораздо более многообразны. 

 


    II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА
    1. Формы завершения  конфликта. 

    Типология конфликтов, как отмечалось выше, неоднозначна, конфликты изменчивы, не похожи друг на друга. В этой ситуации трудно указать  на единые формы завершения конфликтов или искать какие-то универсальные  способы их разрешения.
    Прежде  всего необходимо сказать, что завершение конфликта – более широкое  понятие, чем его разрешение. Конфликт может завершиться, скажем, гибелью  обеих сторон, и это не означает, что он тем самым был разрешен.
    Для разрешения конфликта, как правило, приходится прилагать более или менее значительные усилия. Было бы безнадежным делом уповать на «саморазрешимость» конфликта. Конечно, конфликт можно стараться вообще не замечать, игнорировать, а в лучшем случае объяснять. Но он будет развиваться стихийно, обостряться, агрегироваться с другими конфликтами и может в результате полностью разрушить систему.
    Предпосылки благополучного разрешения конфликта  определяются в значительной мере возможностями  сторон и других участников, их доброй волей. Главная, наиболее действенная  предпосылка прекращения конфликта  состоит в устранении тех объективных  причин, которые породили конфликтную  ситуацию.
    К вероятным исходам конфликта относят:
    — прекращение конфликта в результате взаимного примирения сторон;
    — прекращение конфликта путем  симметричного его разрешения (обе  стороны выигрывают или проигрывают);
    — то же – путем асимметричного решения (выигрывает одна сторона);
    — перерастание конфликта в другое противоборство;
    — постепенное затухание конфликта.
    Нетрудно  видеть, что в этой классификации  соединены объективные исходы конфликта  с субъективными способами его  разрешения. Если их разделять, то получим  несколько иные виды. Американский исследователь Р. Даль выделяет три  возможные альтернативы завершения: тупик, применение насилия и мирное урегулирование. Иначе комбинируя различные варианты, можно сказать, что конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, приостанавливается «до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение.
    О приостановлении, замедлении конфликта  на то или иное время можно было бы сказать, что полным завершением  борьбы такой вариант развития событий  назвать нельзя. Но все же конфликт как открытое противоборство не продолжается и напряженность ослабевает. Это  может быть связано с ослаблением  сторон, с необходимостью накопления сил для новой борьбы. Временное  затухание конфликта, однако, может  быть лишь видимым, но не отражающим действительное его развитие: просто «явный» конфликт может на время перейти в «скрытую» форму. 
 
 

    2. Предпосылки и  механизмы разрешения  конфликта. 

    К успешным предпосылкам разрешения конфликтов относят: диагностику противоборства, включая выяснение его причин, мотивов поведения сторон и т.д.; осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон); прогнозирование хода и последствий конфликта (в том числе определение выгод и ущерба для каждой стороны в случае того или иного завершения конфликта). Полезно, чтобы все эти действия совершались не только третьей стороной (посредником, органом власти), но и самими субъектами, которые после проведенного анализа подойдут ближе к пониманию необходимости выработать общее решение.
    Прояснение  сути конфликтной ситуации, ее объективное  понимание, адекватное осознание участниками  конфликта может послужить основой  для выработки компромиссов, а  также в некоторых случаях  может вообще ликвидировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным. Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет эффективно разрешен.
    Рассматривая  эти формы и средства разрешения конфликтов, И.А. Ильяева приводит следующий  пример. Назрела забастовка на транспортном предприятии. При выяснении причин конфликта выяснилось, что работников предприятия никогда не спрашивали об их нуждах и интересах, их недовольство условиями труда загонялось вглубь. Достаточно было поговорить с людьми, внимательно их выслушать, и спокойствие было восстановлено. По сути дела речь идет о рационализации интересов участников конфликта и снятии эмоционального возбуждения. Разумеется, в данном случае устранение непосредственных причин конфликта не должно ограничиваться разговорами, необходимы практические поступки, направленные на полное удовлетворение нужд работников.
    Использование упомянутых предпосылок разрешения конфликта приводит к механизмам его разрешения. Они в общем  сводятся к двум видам: а) разрешение конфликта самими участниками; б) вмешательство  третьей стороны Кроме того, конфликт может быть разрешен на разных стадиях  В некоторых случаях его развитие можно приостановить на ранних стадиях, когда стороны только вступили в  противоборство и ощутили первые неудобства и потери. В иных случаях  конфликт разрешается уже тогда, когда им причинен непоправимый ущерб (гибель людей, разрушение жилья, уничтожение имущества и т.п.).
    Распространенный  путь разрешения конфликтов – вмешательство  тех или иных миротворческих сил. Эти силы могут воздействовать как  на саму конфликтную ситуацию, так и на обстоятельства, поддерживающие конфликт, а также на самих его участников. Одно из важнейших правил успешного разрешения конфликта – не противопоставление «правой» и «неправой» сторон, даже если они в действительности могут быть таким образом обозначены, а поиски такого разрешения, которое по возможности полностью или хотя бы частично удовлетворяло интересы обеих.
    Основа конфликта – противоречия между интересами субъектов. Поэтому лучший и наиболее результативный путь разрешения конфликта – это устранение указанных противоречий. Этот путь, увы, не всегда доступен. К тому же следует учитывать различие типов противоречий (явные, скрытые, объектные, безобъектные), их уровни, особенности субъектов, а также объективные возможности, которыми располагают силы, стремящиеся к прекращению конфликта.
    Если  суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, то ими могут быть следующие:
    — устранение объекта конфликта;
    — раздел объекта конфликта между  сторонами;
    — установление очередности или иных правил обоюдного использования  объекта;
    — компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
    — разведение сторон конфликта;
    — перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление  у них общего интереса и др.
    Разрешение  конфликта – это, по сути дела, достижение соглашения по спорному вопросу между  участниками. В принципе, и это  мнение разделяют многие авторы, существует три главных вида такого соглашения:
    1) соглашение в результате совпадения  мнений сторон;
    2) соглашение в соответствии с  законодательной или моральной  волей внешней силы,
    3) соглашение, навязанное одной из  противоборствующих сторон. – Нетрудно  видеть, что в первом и третьем  случаях разрешение конфликта  предполагает обоюдную активность  соперников. Международная и внутриполитическая  практика показывает, что в большинстве  случаев процесс разрешения конфликта  нельзя трактовать как одностороннее  навязывание воли более сильного  партнера более слабому. И это  понятно, потому что, если решение  навязано, оно долго не просуществует,  конфликт в той или иной  форме возобновится.
    Искусство цивилизованной жизни состоит в  том, чтобы не плодить недовольных, обиженных, «мучеников», а строить  благополучие людей в контексте  их долгосрочных отношений друг с  другом. Исторический опыт показывает, что успехи, вырванные силой и  обманом у другой стороны, возможны. Возможно и их закрепление в системах власти и собственности. Усилия лиц  и групп, направленные на предотвращение конфликта, должны учитывать во всех случаях интересы не одной, а обеих  сторон. Пусть не права одна сторона, а другая безгрешна. Но и у первой стороны есть свои интересы, и если их вообще игнорировать, то конфликт может  временно затихать, но, не исчезнет. Специалистами-конфликтологами  разработан ряд приемов мирного  разрешения конфликта, в том числе  выяснены необходимые для этого  факторы. К ним относятся, в частности, следующие:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.