На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка бизнес-плана создания малого предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Менеджмент малого бизнеса»
  на тему: Разработка бизнес-плана создания малого предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Исполнитель                  Т.Ю. Шевченко
              специальность                               М и М
              группа                                             5 пп-2
              № зачетной книжки             04ммд13981
              Руководитель                        А.В. Разгон 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Барнаул  2009
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   В настоящее время созданное или  функционирующее предприятие часто сталкивается, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых, с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести  предприятие в сторону от выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо предварительно изложить  цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть составить бизнес-план.
   В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности его предполагаемого объекта.
   Бизнес-план - это подробный, четко структурированный  и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она предполагает добиться поставленных целей, и как будет выглядеть после их достижения. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие.
   Бизнес-план может быть использован в различных  ситуациях и с выгодой для  различных людей — менеджеров, собственников, инвесторов. Так для чего же нужен бизнес-план:
    Фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления бизнес-плана.
    Создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития.
    Бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений: реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.
   Главное достоинство бизнес-плана заключается  в том, что, будучи правильно составленным, он позволяет оценить перспективу развития фирмы, т. е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать  деньги в данное дело и принесет ли оно доходы, которые окупят затраты?
   Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.
     В бизнес-плане оценивается хозяйственная  ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Бизнес-план особенно необходим руководству акционерных компаний,  так как именно при его помощи принимаются решения о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников [4].
   В данной работе рассматривается разработка бизнес-плана проекта по оказанию услуг. Составление бизнес-плана осуществляется на основе информации предоставленной парикмахерской «Вера». На основе недавно открывшейся парикмахерской был разработан бизнес-план, которым можно будет руководствоваться при работе ООО «Вера». А в дальнейшее оценить будет ли выгоден этот проект и стоит ли вкладывать денежные средства в реализацию данного проекта.
   Цель  данной работы состоит в изучении понятий: планирование, бизнес-план и  разработки бизнес-плана на основе деятельности ООО «Вера» на основе теоретического и практического анализа.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть теоретические основы  необходимости составления планов и место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия. Для решения данной задачи нужно выяснить:
    необходимость планирования деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
    структуру и основные разделы бизнес-плана;
    организацию разработки бизнес-плана;
    бизнес-план, его место и роль в системе планов предприятия;
    характеристика системы планов и место бизнес – плана в системе планов предприятия.
    На основе теоретической базы провести краткую характеристику предприятия, что и будет служить с первой по шестую главы бизнес-плана. Для этого рассмотреть следующие пункты:
    Меморандум конфиденциальности.
    Резюме
    История бизнеса организации
    Характеристика отрасли
    Продукция
    Анализ бизнес-среды организации
    Конкуренция
    Привести разработку технико-экономического обоснования бизнес-плана для предприятия ООО «Вера». Для этого рассмотреть:
    План маркетинга
    Производственный план
    Организационный план
    Финансовый план
    Оценка риска и страхование
   Объектом  исследования данной курсовой работы является малое предприятие ООО  «Вера». Предметом исследования –  теория и технология составления  бизнес-плана.
   При написании курсовой работы в качестве теоретической базы исследования были использованы работы российских авторов таких, как: Швандар В.А., Мильнер Б., Бекетов О.Н., Горемыкин В.А. и др.
   В качестве правовой базы выступает закон  «О развитии малого и среднего предпринимательства»
   В качестве информационной базы использовались данные, полученные от ООО «Вера».
   Работа  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
   В первой главе рассмотрены теоретические  основы бизнес-планирования.
   Во  второй главе характеризируется предприятие на основе выбранной темы.
   В третьей главе внесены предложения по составлению бизнес плана для предприятия ООО «Вера». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Назначение бизнес-планирования, сущность и место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия.

      Необходимость составления планов и место бизнес-плана  в планировании деятельности предприятия
   Деятельность  хозяйствующего субъекта невозможна без  предвидения будущего, без прогнозирования  перспективного развития. В условиях рынка планирование и прогнозирование необходимы для определения возможных целей развития предприятия, выявления наиболее вероятных и экономически эффективных вариантов стратегических, долгосрочных, среднесрочных и текущих планов, обоснования направлений экономической и технической политики предприятия, предвидения последствий принимаемых решений и осуществляемых в каждый данный момент мероприятий. В условиях рынка планирование и прогнозирование становится одним из решающих научных факторов формулирования стратегии и тактики хозяйствующего субъекта.
   Руководство и коллектив предприятия должны обеспечить выбор и осуществление только оптимальных решений, так как цена потенциального ущерба для них от принятия необоснованных решений сегодня многократно возрастает.
   Таким образом, современные условия хозяйствования потребовали максимального расширения фронта планирования и прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Чем выше уровень прогнозирования процессов деятельности предприятия, тем эффективнее планирование и управление этими процессами на макроуровне.
    Сам процесс планирования и прогнозирования проходит четыре этапа:
    Разработка общих целей;
    Определение конкретных, детализированных целей на заданный период времени;
    Определение путей и средств их достижения:
   Контроль  за достижением поставленных целей  путем сопоставления плановых показателей  с фактическими[1].
   Планирование  и прогнозирование всегда ориентируются  на данные прошлого, но стремятся определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования и прогнозирования во многом зависит от точности фактических показателей прошлого.
   Планирование  и прогнозирование, как правило, осуществляется тем легче, чем крупнее  предприятие. Вместе с тем при планировании и прогнозировании деятельности мелких предприятий некоторые факторы учесть оказывается легче, чем на крупных фирмах.
   Следует также иметь в виду, что ряд  факторов влияет на экономику в целом, такие, например, как экономические кризисы, забастовки рассматриваются как риски и не поддаются прогнозированию. Как нельзя точно предсказать развитие будущего, также невозможно получить полные данные о рынке в целом и те, которые затрагивают деятельность конкурентов. Их реакцию на развитие рынка невозможно предугадать.
   Отсюда  следует, что планирование и прогнозирование  необходимо формализовать с таким расчетом, чтобы при разработке стратегических, долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и текущих планов использовались по крайней мере все имеющиеся показатели. К тому же эти планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения и увязывать результаты с меняющимися условиями.
   Поэтому целесообразно во всех планах предусматривать  так называемые резервы.
   Неотъемлемой  частью деятельности любого предприятия является подготовка бизнес – планов, составляемых как на стадии создания организации, так и осуществления инвестиционных проектов.
   Следует отметить, что российское законодательство не предусматривает разработки бизнес-планов в обязательном порядке. Это новый документ для большинства российских предприятий, нуждающихся в привлечении инвестиций для осуществления проектов и отдельных мероприятий. Видимо этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что на отечественном рынке крайне незначительно предложение услуг консалтинговых фирм, выполняющих заказы по составлению бизнес-планов для предприятий или дающих консультации на сей счет[4].
   Кто-то считает, что отсутствие проработанного бизнес-плана можно компенсировать знанием особенностей отечественного бизнеса, интуицией и здравым смыслом отдельных специалистов. Однако такая позиция не может быть признана обоснованной, поскольку в условиях инфляции, непостоянства банковских и налоговых ставок, хронических неплатежей и высокого риска вложений роль этого документа неизмеримо возрастает, при условии, конечно, что он будет грамотно составлен.
   Деловой практикой выработаны определенные требования к бизнес – планам, соблюдение которых позволяет свести воедино минимально необходимую информацию о проекте, принципах его воплощения в жизнь и факторах, влияющих на конечные результаты.
   Характерной особенностью грамотно составленных бизнес – планов является краткость изложения, которая достигается за счет четкого структурирования разделов, отражающих разные аспекты достижения поставленных целей.
   Основу  бизнес – плана составляет большая  система показателей системы  общего планирования[1]. Это показатели, формирующие основу бизнес – плана являются в определенном отношении близкими по экономическому содержанию: размер  капитальных вложений, финансирования, цен, расходов предусмотренных сводным сметным расчетом, объем собственных средств, необходимых  в рамках конкретного инвестиционного проекта (уставного фонда, чистой прибыли, целевых, страховых фондов), заемных средств (кредитов, ссуд, кредиторской задолженности и т.п.). Состав и степень детализации бизнес – плана зависят от масштаба инвестиционного проекта, размеров и отраслевой принадлежности реализующего его предприятия.
   Особо важно из всех планируемых показателей рассчитать показатели, характеризующие эффективность проекта:
   Срок (период) окупаемости –  это период, необходимый для возврата первоначальных инвестиционных затрат посредством накопленных чистых потоков реальных денег, полученных в результате реализации проекта. Представляет собой период времени с начала осуществления проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.
   Точка безубыточности –  объем операций, при котором поступления средств равны совокупным издержкам. Применительно к проектам показатель рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем продукции.
   Для проектов, в расчетах которых при  калькулировании себестоимости производства единицы продукции отсутствует деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные, показатель «точки безубыточности» не находится.
   Бюджетный эффект инвестиционного проекта  –  этот показатель рассчитывается как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта, т.е. приведение  их к ценам первого года посредством использования коэффициента дисконтирования[4].
   Кроме того, для объективной оценки эффективности  инвестиционного проекта имеют значение показатели потока реальных денег, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности и внутренней нормы рентабельности (доходности).
   Бизнес  – план можно составлять в двух вариантах : сжатом и развернутом. Краткий  бизнес-план служит официальным документом, подробный – рабочей программой, руководством к действию.
   Важнейшей задачей составления бизнес –  плана является привлечение внимания потенциальных инвесторов к бизнесу, предлагаемому инвестиционным проектом. Очень важно, чтобы разработанный бизнес – план содержал исчерпывающую и правдивую информацию требуемого объема и с необходимой степенью детализации, демонстрирующую опыт, знания и квалификацию специалистов предприятия, которое будет реализовывать, инвестиционный проект.
   Успех  составленного бизнес – плана  в значительной степени зависит от способностей специалистов готовить подобные документы, от их умения убедить инвесторов в достаточной компетенции и, наконец, от степени аргументированности и подтверждения фактическими данными этих предположений. Важнейшей задачей инвестиционного предложения является привлечение внимания потенциальных инвесторов к бизнесу, предлагаемому инвестиционным проектом. Составление бизнес – плана можно поручить специалистами предприятия, внедряющего проект, а в помощь им привлечь профессиональных консультантов. Т.е. бизнес – план, составляется с участием ответственных менеджеров предприятия, ответственных за реализацию проекта. Очень важно, чтобы инвестиционное предложение содержало исчерпывающую и правдивую информацию требуемого объема и с необходимой степенью детализации, демонстрирующую опыт, знания и квалификацию специалистов предприятия, которое будет реализовывать, инвестиционный проект. Качество оформления документа также является важнейшим фактором, обеспечивающим успех. Современные текстовые редакторы в состоянии обеспечить высокое качество оформления документов, а также предоставляют возможность применять для наглядности таблицы, графики и рисунки. Также, сегодня существует огромное количество программ, облегчающих составление бизнес- плана: Project Expert, Пакет «ТЭО-Итест», Пакет «Альт-Проект», система COMFAR. Итак, в настоящее время, несмотря на определенную новизну составления бизнес – планов, накоплен определенный опыт их формирования. Сформированные в рамках этих пакетов модели, позволяют проводить широкомасштабные исследования с учетом возможных сценариев реализации проекта, оценивать влияние мировых и внутренних цен на основные показатели рентабельности проекта в рамках бизнес – плана[7].
   Таким образом, планирование деятельности предприятия с помощью бизнес – плана заставляет руководителей:
    анализировать перспективы предприятия;
    четко и конкретно определять свои цели и пути их достижения;
    позволяет осуществлять более четкую координацию деятельности предприятия по достижению поставленных целей;
    устанавливать показатели деятельности предприятия, необходимые для последующего контроля;
    позволяет делать предприятие более подготовленным к внезапным изменениям рыночных ситуаций, повышая скорость адаптации; оно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей предприятия[7].
      Структура и основные разделы  бизнес-плана
   Существуют  два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Второй подход — инициаторы проекта сами разрабатывают документ, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. В принципе документ может составить специализированная консалтинговая или иная фирма. Это может сделать профессионально обученный менеджер, а может и сам руководитель (предприниматель).
   Важно подчеркнуть, что в любом случае при составлении бизнес-плана  крайне важна степень участия в данном процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом — составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы (предпринимателя). Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла. 
   Внешне  бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме); характеристика отрасли; описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг; исследование и анализ рынка; планы маркетинга; производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. То есть целесообразно предложить следующую оптимальную, по нашему мнению, структуру бизнес-плана.
Титульный лист.
Меморандум  о конфиденциальности.
Оглавление.
Основные  разделы:
    Резюме.
    История бизнеса организации (описание отрасли).
    Характеристика объекта бизнеса организации.
    Анализ бизнес-среды организации.
    План маркетинга.
    Производственный план.
    Организационный план.
    Финансовый план.
    Оценка и страхование риска.
Приложения.
  Сразу же следует оговориться, что данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.
  Перейдем  теперь к детальному рассмотрению структуры  бизнес-плана и содержания его  разделов [6].
Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана
  Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают: наименование проекта, место подготовки плана, авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны, имена и адреса учредителей; назначение бизнес-плана и его пользователей.
  На  титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.
  Также титульный лист может содержать  требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса у инвестора.
Таким образом, резюме содержит следующие данные:
    идеи, цели и суть проекта;
    особенности предлагаемых товаров (услуг, работ), их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
    стратегия и тактика достижения поставленных целей;
    квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
    прогноз спроса, объемов продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);
    планируемая себестоимость продукции и потребности в финансировании;
    ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
    основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий) [2].
История бизнеса организации (описание отрасли)
  Данный  раздел содержит основные сведения о  предприятии и сфере его деятельности. Здесь находят отражение главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса, а также главные проблемы, стоящие перед организацией в настоящее время. Оценивается фактическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу.
  В разделе описываются положительные  и отрицательные стороны местонахождения предприятия. Рассматриваются основные факторы, влияющие или способные (при определенных условиях) повлиять на деятельность предприятия. Также данный раздел содержит общую характеристику отрасли. Заканчивается он формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса [2].
Характеристика  объекта бизнеса  организации
  В разделе бизнес-плана "Характеристика объекта бизнеса организации" ("Характеристика услуг и продукции") дается описание продукции предприятия с позиций потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения:
    потребности, удовлетворяемые товаром;
    показатели качества;
    экономические показатели;
    внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами;
    патентная защищенность;
    показатели экспорта и его возможности;
    основные направления совершенствования продукции;
    возможные ключевые факторы успеха.
  Роль  данного раздела бизнес-плана  сводится к тому, чтобы представить  потенциальному инвестору, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей [2].
Анализ  бизнес-среды организации
  Данный  раздел, как правило, посвящается  исследованию и анализу рынка, конкуренции на нем и т. д. Рыночные исследования направлены в первую очередь на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п[3].
  В рамках исследования рынка проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
  Методы  расчета емкости рынка для различных товаров различаются. При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, формирующие спрос потребителей. Сюда могут входить следующие факторы:
    численность и половозрастная структура населения в регионе;
    уровень доходов и структура потребительских расходов населения;
    политика в области оплаты труда [2].
    В процессе подготовки данного раздела бизнес-плана даются ответы на вопросы: кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 2, 3 и более лет. В этом разделе перечисляются все имеющиеся заказы на продукцию[3].
План  маркетинга
  Маркетинг - это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Данные исследования и решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем разделе бизнес-плана — "План маркетинга". В этом разделе объясняются основные элементы плана в части товаров, рынков, развития различных производств. Данный раздел содержит информацию о том:
    какая стратегия маркетинга принята на фирме;
    как будут определяться цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать;
    как предполагается добиваться роста объема продаж — за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;
    как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств;
    как предполагается добиваться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
Таким образом, этот раздел включает такие  пункты, как:
    цели и стратегии маркетинга;
    ценообразование;
    схема распространения товаров;
    методы стимулирования продаж;
    организация послепродажного обслуживания клиентов;
    реклама;
    формирование общественного мнения о фирме и товарах;
    бюджет маркетинга;
    контроллинг маркетинга [3].
Производственный  план
  Данный  раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или  будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе "Финансовый план".
  В зависимости от вида бизнеса в  плане производства дается краткое  описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.
  Разработчики  бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура данного раздела может иметь следующий вид:
    технология производства;
    производственное кооперирование;
    контроль производственного процесса;
    система охраны окружающей среды;
    производственная программа;
    производственные мощности и их развитие;
    потребность в долгосрочных активах;
    потребность в оборотных средствах;
- прогноз затрат [3].
Организационный план
  Указанный раздел посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может включать в себя следующие пункты:
    организационная структура;
    ключевой управленческий персонал;
    профессиональные советники и консультационные услуги;
    персонал;
    кадровая политика фирмы;
    план социального развития;
    правовое обеспечение деятельности фирмы.
В бизнес-плане  приводятся данные:
    о производственно-технологической структуре предприятия;
    функциях ключевых подразделений;
    составе дочерних фирм и филиалов, их организационных взаимосвязях с головной фирмой;
    организационной структуре управления;
    организации координирования взаимодействия служб и подразделений фирмы.
  Здесь же дается оценка соответствия организационной  структуры целям и стратегиям предприятия [2].
Финансовый  план
  Данный  раздел бизнес-плана включает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.
  Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а кредитор (или инвестор) — о способности потенциального заемщика обслужить долг.
  В данном разделе представляются:
    отчет о прибылях и убытках;
    баланс денежных расходов и поступлений;
    прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);
    анализ безубыточности;
    стратегия финансирования.
  Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях производятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т. д.), показателей доходности инвестиций и т. п [3].
Оценка  и страхование  риска
  Деятельность  субъектов хозяйственных отношений  постоянно связана с риском. Известны различные определения понятия "риск". В наиболее общем виде риск может быть определен как вероятность осуществления некоторого нежелательного события или, что то же самое, — возможность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям.
  В рыночных условиях бизнес всегда осуществляется в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это означает, что постоянно имеются сомнения в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач. Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важными, так как кредиторы (инвесторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выходить из сложившейся ситуации.
Структура раздела, как правило, имеет следующий вид:
    формирование полного перечня возможных рисков;
    оценка вероятности появления рисков;
    оценка ожидаемых размеров убытков при их реализации;
    выделение наиболее существенных рисков;
    страхование рисков [3].
      Организация разработки бизнес-плана
   Отсутствие  в условиях плановой экономики стимулов к постоянному совершенствованию  организации управления привело  к созданию огромных бюрократических, иерархических структур, где производители существуют изолированно друг от друга, поскольку не связаны механизмом рынка. Это давало огромную власть в руки высших руководителей предприятий. Стратегия развития предприятий в рыночном понимании как таковая отсутствовала. Она подменялась постановкой производственных задач (планированием) от достигнутого. Очень часто такое планирование не имело под собой ни финансового, ни проработанного организационного обеспечения. Идея бизнес-плана не могла существовать в такой экономической среде. С изменением экономической среды, с переходом России к рынку фирмы должны связывать себя договорами с потребителями, изучать их запросы, реально оценивать свои внутренние возможности и недостатки а также внешние условия и угрозы. Действительно, любая организация в рыночной экономике должна быть всецело сориентирована на потребителя. И в этих условиях бизнес-план становится жизненно важным элементом управления.
   Бизнес-план составляется для организации независимо от отрасли, вида производимого конечного  продукта и даже самого факта использования техники в качестве фактора производства. Бизнес-план — это своего рода разновидность целевой комплексной программы на уровне конкретной организации. Он сочетает черты стратегических и обычных долгосрочных и среднесрочных планов, а также целевых комплексных программ. Именно решение стратегических задач, отражающих философию конкретной организации, перспективность и вероятностный характер конечной цели дают основание причислить бизнес-план к категории стратегических [6]. Бизнес-план по ряду аспектов отличается от стратегического плана. Во-первых, он включает не весь комплекс общих целей фирмы, а, как правило, одну или две, которые в наибольшей степени связаны с ее развитием (например), новое на правление бизнеса, увеличение доли компании на рынке). Во-вторых, в отличие от стратегических планов — планов с растущим временным горизонтом, бизнес-план имеет, как правило, четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные им цели должны быть достигнуты, а поставленные задачи  обязательно решены [4].
   Бизнес-план — это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
   Основная  цель разработки бизнес-плана — планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Наряду  с главной, определяющей, целью составители  бизнес-плана должны отразить другие цели:
    социальные;
    повышение статуса предпринимателя;
    иные, специальные цели и задачи.
   Ядро  бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
- определить  конкретные направления  деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
    оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
    выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
    проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
    просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана [2].
В современной  практике бизнес-план выполняет 5 функций:
    его использование для разработки стратегии бизнеса;
    планирование. Эта функция позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы;
    привлечение денежных средств (ссуды, кредиты). В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто;
    привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;
    улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координирование их усилий, создание мотивации достижения целей посредством вовлечения работников в процесс составления бизнес-плана.
   Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему) [1].
   Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса  представлена на рис. 1. В рамках одной организации может разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. 


Рис.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса [7] 

     В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
   Широко  применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:
    составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
    обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
    выпуск акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или определение паев в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;
    обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.
   Существуют  определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, например одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из 1 предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из 2 и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует определенное время, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом [2].
   Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
   Традиционно бизнес-план разрабатывается для  банков - кредиторов. В большинстве  западных банков, а сейчас и в наших российских банках, предоставление бизнес-плана является обязательным, но не достаточным условием получения кредита. Кредиторы рассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации при принятии решений о выделении кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.
   Для всех трех указанных групп (менеджеры, собственники, кредиторы) есть общие  выгоды составления бизнес-плана:
    Оценка возможностей проекта или фирмы. Будет ли проект работать, принесет ли коммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться на бумаге», гипотетически проверить возможности дол начала реального дела.
    Установление целей деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета, то есть структуры и времени поступления доходов и расходов?
    Определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана?
   Выгоды, которые получают менеджеры при  составлении бизнес-плана:
    Уяснение идей;
    Создание команды;
    Практика в проведении анализа и презентации;
    Помощь в получении денег.
   Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе которого они могут оценить:
    Степень ликвидности и риска проекта;
    Качество управления.
   Кроме того, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Основной и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его базе уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из пользователей интересуют только те моменты, которые создают гарантии его собственных интересов. Для банков, страховых компаний и инвесторов — это прежде всего финансовая устойчивость фирмы. Для сбытовых фирм — качество, новизна, цена продукции [7].
   Составление бизнес-плана — кропотливая работа, ведь фирме работать по этому плану. Имеется множество примеров, когда появление новых направлений развития компании или производство новых продуктов являлось результатом детального изучения бизнеса.
   Бизнес-план является своеобразным «атласом дорог» для организации и в качестве такового должен постоянно совершенствоваться, дорабатываться по мере изменения внешних и внутренних условий. Бизнес-план, профессионально составленный, но «пылящийся» в ящике у руководителя, абсолютно ничего не стоит. Каждый бизнес-план является уникальным документом, представляющим конкретную организацию. Это особенно важно, если бизнес-план разрабатывается с целью получения инвестиций.
   Функции бизнес-плана обычно подразделяют на внутренние и внешние по отношению  к фирме.
К внутренним функциям бизнес-плана относят:
1) разработку  стратегии развития фирмы и  конкретизацию отдельных направлений ее деятельности;
    разработку и осуществление проектов создания новой продукции (услуг);
    оценку научного, технико-технологического, производственного, организационного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов;
4) подготовку и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;
 подбор  нового персонала и переобучение  рабочих и специалистов фирмы;
 контроль  за финансовыми результатами  ее деятельности;
7) формирование  благоприятного имиджа фирмы среди ее персонала;
8) предупреждение  банкротства и выход из кризисных  ситуаций.
Внешние функции бизнес-плана сводятся к следующему:
а) привлечение  инвестиций для реализации проекта;
б) обоснование  для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников;
в) получение  банковских кредитов;
г) обеспечение  успешной реализации акций фирмы  на финансовых рынках;
д) организационно-финансовое обеспечение создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;
е) разработка и осуществление мероприятий  по созданию финансово-промышленных групп;
ж) обоснование  необходимости и перспективности  приватизации государственных предприятий;
з) формирование благоприятного имиджа фирмы в масс-медиа[8].

1.4. Характеристика системы планов на предприятии

   Бизнес  – план является как инструментом для привлечения инвестиций, так  и основой внутрифирменного планирования и поэтому занимает важное место  в системе планов предприятия [2].
   В зависимости от характера деятельности планирование выступает или в  виде долговременной стратегической программы  развития предприятия, или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих  к тому же контролирующую функцию [5].
   Если предприятие стремится найти инвесторов или партнеров для достижения определенной цели (создание совместного предприятия, организации общих проектов или согласованных действий на рынке), то ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или партнеров, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой экономической практикой бизнес-план, который по содержанию и назначению представляет собой плановый документ, имеющий многоцелевой характер.
   В целом система планирования представляет собой процесс формирования планов развития предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предыдущие периоды и стратегии работы на будущие периоды. Заключается в составлении планов сверху вниз, т.е. разработанный руководством предприятия общий типовой план разбивается нижележащими ступенями планирования на частные планы, затем уточняется и служит следующему уровню планирования типовым планом; при этом достигается соответствие целевых установок частных планов целевой установке развития деятельности всего предприятия[1].
   Долгосрочное  планирование предполагает разработку дальнесрочных и долгосрочных планов. Долгосрочный прогноз служит основой  для выбора стратегических приоритетов – основы среднесрочного планирования.
   Исходным  пунктом разработки стратегического развития предприятия служит среднесрочное планирование. Именно здесь, в рамках среднесрочного планирования составляются бизнес – планы. Стратегический план может предусматривать возможные альтернативные варианты в зависимости от изменения внешних и внутренних условий развития предприятия. Стратегический план следует публиковать, чтобы он служил директивой для правительства и государственного сектора и стратегическим ориентиром для инвесторов[3]. Здесь, именно в рамках бизнес-планирования – решение принимается по реализации на одном из сегментов рынка, с периодом утверждения, в рамках сроков реализации проекта.
   Хотя  для малых предприятий может  разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планированием предприятия и долгосрочным планированием. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времен, как правило, 3 – 5 лет. Общей чертой среднесрочного и долгосрочного планирования является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план основан на глубоких маркетинговых исследованиях, но не содержит программ действий, что является характерной особенностью, например планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения.
   И, уже, реализация стратегического плана  и программ и их взаимная увязка осуществляются с помощью индикативных планов –  среднесрочных краткосрочных. По временной протяженности индикативные планы разделяются на среднесрочные (на период 3 – 5 лет), краткосрочные (год). Взаимосвязь между ними понятна: годичные планы являются конкретизацией среднесрочных индикативных проработок и отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых параметров[7].
   Поэтому именно среднесрочные бизнес – планы становятся основной, системообразующей точкой реализации стратегических планов.
   Краткосрочное планирование, как правило, осуществляется в рамках финансового планирования (например, прогнозируется баланс или  отчет о прибылях и убытках, движении денежных средств на год, квартал).
   Итак, бизнес – план – документ перспективный, поэтому является этапом стратегического (перспективного) планирования в системе  планов предприятия.
   Также, подчеркивает роль бизнес – плана  в системе планов предприятия то, что именно в рамках бизнес – плана учитываются определенные риски для данного проекта группам рисков.
   Таким образом, весьма высока  и значима  роль бизнес – плана в системе  планов предприятия, так как подготовка бизнес – плана позволяет предприятию оценить эффективность инвестиционного проекта в условиях конкуренции, определить перспективы развития производства и сбыта. Бизнес-план служит для предприятий важным инструментом привлечения финансовых ресурсов, а для инвесторов – гарантией надежного и выгодного помещения капитала.
   Использование бизнес-планирования для выработки  и обоснования решений по управлению на российских предприятиях — это, скорее, исключение, чем правило. Многие предприниматели еще не имеют возможности, а кто и просто не умеет заниматься бизнес-планированием на горизонты хотя бы в пределах года. Практика показывает, что большинство руководителей все еще не владеют методологией и философией бизнес-планирования и скептически относятся к его полезности. В то же время потребность коренного изменения менеджмента назрела уже давно. Значительная часть промышленных предприятий "лежит", а отрасли легкой и пищевой промышленности оживились в основном на волне возросшей конъюнктуры рынка.
   Сегодняшний российский рынок интенсивно развивается, все труднее становится получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.
   Как уже отмечалось, бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса - это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков[2].
   Подготовка  полезного бизнес-плана - трудоемкий процесс, требующий определенных материальных и трудовых затрат многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бизнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Для того чтобы успешно противостоять среде, быстрота и адекватность принятия решений на предприятии должны соответствовать быстроте и сложности изменений, происходящих в этой среде. Разработанный бизнес-план постоянно модифицируется, что позволяет использовать его как актуальный системный инструмент, отражающий происходящую динамику бизнеса и обеспечивающий непрерывное управление предприятием, базируясь на стратегических и текущих целях. Для этого на всех уровнях менеджмента создаются постоянно действующие обратные связи.
   Деятельность  менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.