На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость населения: сущность, формы, пути оптимизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение____________________________________________________3 

    1. Сущность, виды, формы и пути оптимизации занятости
        населения
    1.1.Занятость: социально-экономическая сущность, основные
          Характеристики___________________________________________5
    1.2.Виды и формы занятости ___________________________________9
    1.3.Оптимизации занятости населения___________________________11 

    2. Тюменская область : занятость населения и пути ее оптимизации
         в 2009 году
    2.1.Занятость населения в Тюменской области в январе-феврале 2009
           Года____________________________________________________15
    2.2.Программа по содействию занятости населения и снижения напряженности на рынке труда Тюменской области на 2009 год
     ___________________________________________________________20 

    Заключение________________________________________________22 

    Список использованной литературы__________________________24 
     
     
     
     

Введение 

      Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.    
     Главное в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы - серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов,  кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности наносит серьезную психологическую травму.
       Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. Кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
      Согласно данным Международной организации труда, к концу 2009 года из-за кризиса работу потеряет 20 млн человек, и по планете будет шагать армия безработных численностью в 210 млн человек. Не избежит этой участи и Россия. По итогам 2007 года в России 6,1% экономически активного населения классифицировались как безработные, что составляло 4,639 млн человек. К концу 2009 года эта цифра может вырасти в два раза, полагает руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер .
      Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения  на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом.
     Основная цель курсовой работы - раскрытие сущности, формы и  оптимизации занятости населения .
      Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения ;раскрыты формы и виды занятости населения; рассмотрены статистические данные о состоянии занятости Тюменской области в 2009 году; рассмотрены пути оптимизации в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.
      Объект исследования:  занятость населения в современной экономике.
      Предмет исследования: сущность, виды, формы и пути оптимизации трудовой занятости.
      Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики,  федеральные законодательные и нормативные акты по вопросам занятости населения, материалы экономических газет и журналов.
      В ходе выполнения  исследования  использованы методы статистического анализа,  а также табличные методы предоставления данных. 
 
 

1. Сущность, виды, формы и пути оптимизации занятости населения 

1.1.Занятость: социально-экономическая сущность, основные характеристики 

       Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций.    Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
       Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости.
Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход.
        Практически занятость -- это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.
      Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.
В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:
* Первый принцип -- обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
* Второй принцип -- создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
       Согласно законодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
К незанятому населению относятся две группы граждан:
1) добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.;
2) вынужденно не занятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощью служб занятости; в) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице. Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных.   Обычно различают пять статусов.
1. Наемные работники - это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо  по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.
2. Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность  приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
3.  Работодатели - лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий - лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
       По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную.
       Полная занятость -- это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
       Продуктивная занятость -- это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость -- это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.
      Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
       Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения.
        Рациональная занятость определяется по формуле:

где Зпр - продуктивная занятость; Зп - полная занятость.
        Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.
        Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).
1.2.Виды и формы занятости 

       Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.
       Выделяют также различные формы занятости -- организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.
        Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.
        По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость  для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.
         По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.
       По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже -- каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
        По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость -- это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость -- занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.
        По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.    Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:
занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;
занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство. 

1.3.Оптимизации занятости населения 

         В нашей стране оптимизация занятости населения решается посредством правительственной программы содействия занятости, которая в свою очередь опирается на государственную политику занятости.
         Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
        Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
        В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью
        Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
        Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.
      Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
       Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:
  -трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
  -стимулирование образования гибкого рынка труда;
  -социальная защита от безработицы.
     Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют  определенной  стабилизации  социально-экономического положения  трудящихся в  зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
     Социальная  защита населения  в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
      Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной  сети по трудоустройству. Государственные системы  обучения и переобучения  рабочей силы содействуют  максимально быстрой адаптации  к меняющимся требованиям рынка.
       Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует  система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.  
       Первым элементом такой системы  является регулирование занятости . Многие  государства предпринимают следующие действия:
-сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
- рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили  до пенсии 2-3 года;
- создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;
- сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и др.
      Видное место на сегодняшний день  в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
      Государственная служба занятости населения существует в стране уже свыше 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%) . Ведь по результатам  последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.
    Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
     Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются  и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование рынка  труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
 

2. Тюменская область : занятость населения и пути ее оптимизации в 2009 году  

2.1. Занятость населения в Тюменской области в январе-августе 2009 года 

     Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек, 
Тюменская область
            2009
январь      31.4
февраль      35.9
март      40.9
апрель      42.7
май      39.7
июнь      35
июль      33.5
август      33
   Численность экономически активного населения к концу августа 2009г. составила, по оценке, 1937,2 тыс. человек (57,0% от общей численности населения области), в их числе 1796,1 тыс. (52,8% от общей численности населения области) были заняты в экономике и 141,1 тыс. человек (4,2% от общей численности населения области) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ), классифицировались как безработные. Доля экономически активного населения, занятого в экономике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, составила 46,8%, Ямало-Ненецкого - 17,1%, Тюменской области (без автономных округов) - 36,1%.
   
  на конец месяца
  Экономически В том числе Уровень
  активное население занятые безработные безработицы,
  тыс. в % к тыс. в % к тыс. в % к в % к
  человек соот- человек соот- человек соот- экономически
    вующему   вующему   вующему активному
    периоду   периоду   периоду населению
    предыду-   предыду-   предыду-  
    щего года
  щего года
  Щего  года
 
Тюменская 
область
             
2008г.              
январь 1896,1 104,0 1796,4 105,8 99,7 80,0 5,3
     февраль 1901,4 103,4 1811,7 105,9 89,7 69,9 4,7
     март 1902,0 102,7 1810,7 105,2 91,3 70,6 4,8
     апрель 1900,1 102,6 1807,1 104,7 93,0 74,0 4,9
     май 1903,3 102,7 1806,0 103,5 97,3 89,3 5,1
     июнь 1910,6 102,4 1813,6 102,8 97,0 96,5 5,1
     июль 1917,3 104,1 1819,1 104,9 98,2 91,1 5,1
     август 1931,6 103,8 1831,8 104,7 99,8 90,5 5,2
     сентябрь 1933,7 104,4 1831,6 105,7 102,1 84,9 5,3
     октябрь 1937,8 104,8 1828,3 105,6 109,5 92,2 5,7
ноябрь 1954,2 103,5 1827,9 102,7 126,3 115,0 6,5
декабрь 1962,5 103,5 1829,9 102,2 132,6 127,4 6,8
     2009г.1)              
     январь 1965,6 103,7 1832,2 102,0 133,4 133,8 6,8
     февраль 1951,1 102,6 1811,5 100,0 139,6 155,6 7,2
     март 1947,9 102,4 1808,6 99,9 139,3 152,6 7,2
     апрель 1950,8 102,7 1805,9 99,9 144,9 155,8 7,4
     май 1940,1 101,9 1791,9 99,2 148,2 152,3 7,6
     июнь 1941,3 101,6 1794,8 99,0 146,5 151,0 7,5
     июль 1937,6 101,1 1795,5 98,7 142,1 144,7 7,3
     август 1937,2 100,3 1796,1 98,1 141,1 141,4 7,3
                    
Динамика численности экономически активного населения  

     БЕЗРАБОТИЦА   

   На конец сентября 2009г. в государственных учреждениях службы занятости области зарегистрировано 33,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 27,5 тыс. имели статус безработного. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре численность безработных составила 16,5 тыс. человек, в Ямало-Ненецком автономном округе - 5,2 тыс., Тюменской области (без автономных округов) - 5,8 тыс. человек.  

     Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных  
в государственных учреждениях службы занятости . 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.