На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономико психологические аспекты труда

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ ВПО  « Пензенская ГСХА» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по предмету
«Психология трудовой деятельности»
на тему
«Экономико  – психологические аспекты труда» 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка 3-его курса 
              экономического  факультета
              заочного  отделения
              специальность: Бухучет, анализ и аудит
              Пономаренко Алена Евгеньевна
              Шифр 5309 
               
               
               

Пенза 2010
 


Тема 2. Экономико –  психологические  аспекты труда 

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Системный  подход к изучению трудовой  деятельности……………………….4
2. Экономические  аспекты труда и их связь  с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10
3. Психологические  признаки труда………………………………………………11
4. Личность и  деятельность………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемая  литература………………………………………………………….16
 


    Введение 

    В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с  особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением  сложности, ответственности и опасности  многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.
    Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.
    Труд  — это явление прежде всего  социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально-научного понимания, планирования и организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда.
    Психология  труда опирается на систему философского знания или на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии — с другой.
    Важным  фактором повышения эффективности  деятельности любой организации в условиях рыночной системы хозяйствования является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда. Очевидно, решение данной проблемы невозможно без знания психологических механизмов и факторов труда; психологических особенностей успешного выбора и овладения профессией; условий самореализации личности в трудовой деятельности.
    Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организации, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. В настоящее время говорят о социально ориентированной экономике, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т. д. Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает  то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации. 
 

    1. Системный подход  к изучению трудовой  деятельности
     
       Системный подход – направление методологии научного знания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем с использованием системного анализа, воплощающего диалектический способ изучения, исследования естественных и общественных процессов. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение его в единую теоретическую картину. Выявление многообразия типов связей для раскрытия целостности объекта предполагает множество его расчленений вплоть до операциональной единицы анализа, позволяющей фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Следует отметить, что реализация системного подхода представляет собой эвристический, творческий процесс, поскольку системный подход не существует в виде строгой методологической концепции.

    В основе системного познания явлений лежит диалектика как теория познания, раскрывающая процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины1.
    Рассматривая трудовой потенциал уже в первом приближении можно сказать, что потенциал в данном случае должен характеризовать какую-то систему. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть само понятие «система» лежащего в основе системного подхода. Несмотря на то, что существует множество определений понятия «система», под системой мы будем понимать следующее.
    Система – множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определённость и целенаправленность2.
    Из  вышесказанного можно сделать логический вывод о том, что трудовой потенциал характеризует способность системы производить работу, т.е. превращать потенциальную энергию в энергию движения (кинетическую).
    В связи с вышесказанным следующим  этапом является определение системы, в рамках которой мы сможем зафиксировать  наличие потенциала, потенциальной  энергии, что требует детального рассмотрения важнейшей категории  экономики труда – труд.
    В современной экономической литературе труд рассматривается в двух аспектах: во-первых, как целесообразная деятельность людей по созданию материальных и  духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом3; во-вторых – как один из факторов производства, наряду с землёй и капиталом, т.е. как labor – физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг4. Как видно из определений понятие «труд» рассматривается по-разному, и поэтому, на наш взгляд, для устранения терминологических противоречий необходимо дать более точную трактовку данной категории. Для этого рассмотрим более подробно процесс труда.
    Б.М. Генкин отмечает, что понятие «труд» имеет два существенно различных  значения: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических  ресурсов. Труд как процесс – вид экономической деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого. Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и услуг. К последнему, по мнению Б.М. Генкина целесообразно применить понятие «трудовой потенциал»5.
    Труд как система состоит из следующих основных элементов: рабочей силы, предметов труда и средств труда, образующих средства производства.
    Целесообразность  процесса труда предполагает его  конечный результат – продукт  труда, который «есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное  к человеческим потребностям посредством  изменения формы. Труд овеществляется в предмете, а предмет обработан»6. Таким образом, процесс труда как систему можно представить следующим образом. (рис.1)
    
              Рис.1. Процесс труда как система 

    Важным  требованием применения системного подхода является определение  системообразующего фактора в качестве которого выступает причина образования системы, которая определяет объём и состав вовлеченных в систему компонентов. Таким системообразующим фактором является производство как деятельность по преобразованию, изменению вещества природы для удовлетворения потребностей. Таким образом, вовлечение элементов в систему обусловлено необходимостью производства, которое может быть совершено посредством трудовой деятельности.
          Помимо системообразующего фактора важнейшей предпосылкой существования и функционирования системы является наличие системообразующего элемента как неделимой части системы, обладающей качественной определённостью. В качестве системообразующего элемента процесса труда как системы выступает человек, как носитель способностей к труду (рабочей силы). В доказательство истинности выбора системообразующего элемента приведем слова К. Маркса: «Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. … Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых, превратить их из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости…, т.е. их контакт с живым трудом, служит единственным средством для того, чтобы сохранить и использовать эти продукты прошлого труда как потребительные стоимости7».
          Из вышесказанного следует, что важнейшим элементом  процесса труда как системы, источником её существования и функционирования является человек как носитель способностей к труду (рабочей силы). Именно человек, используя свои способности к  труду, делает процесс производства возможным и действительным для  создания потребительных стоимостей.
          Вышесказанное приводит нас к необходимости раскрытия  сущности системообразующего элемента труда – рабочей силы.
          К. Маркс, давая в  «Капитале» определение рабочей  силе, говорил следующее: «Под рабочей  силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются  им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»8.
          В западной экономической  литературе под рабочей силой (labor force) понимают общее число лиц в возрасте от 16 лет и старше, работающих или безработных, за исключением содержащихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях9. В данной трактовке понятие «рабочая сила» соответствует понятию «экономически активное население», или функционирующая рабочая сила, состоящая из занятых и безработных.
          К. Маркс в «Капитале» применительно к понятию «рабочая сила» определяет силу как способность, возможность, потенцию, т.е. он рассматривает  данное понятие в плане соотношения: возможность-действительность. Иными  словами, рабочая сила (способность  к труду) – возможность (труда), а  труд – действительность (реализация рабочей силы). «Способность к труду  ещё не означает труд, подобно тому, как способность переваривать пищу вовсе не совпадает с фактическим  перевариванием пищи10». Иными словами, физические, интеллектуальные и духовные способности человека к труду представляют собой потенциальную энергию труда как системы в совокупности с материльно-вещественными факторами труда, существуют в виде возможности и для того чтобы они реализовались, стали действительностью, превратились в энергию движения (кинетическую энергию) необходима совокупность условий – это условия труда, условия производства, т.е. те объективные условия, объекты, предметы, вещи, без которых невозможна деятельность субъекта труда и производства, невозможны труд и производство как предметная деятельность11. Для того чтобы труд состоялся вообще необходимо также соединение рабочей силы со средствами производства в соответствующей общественной форме, экономического отношения – найма.
          Таким образом, субстанциональной  основой системообразующего элемента процесса труда являются способности  к труду, являющиеся источником труда  и выступающие в форме специфического товара -  рабочая сила.
          Обобщая вышесказанное  следует отметить, что трудовой потенциал  не сводим к какому-либо одному элементу процесса труда как системы –  он характеризует всю систему  как единое целое, т.е. не сводим ни к  рабочей силе, ни ко средствам производства. В этом заключается свойство эмерджентности (неаддитивности), имманентно присущему  всем сложным системам и заключающемуся в несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимости свойств целостной системы из свойств элементов, т.е. функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных её элементов, поскольку совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства целого12
          Другим важнейшим  свойством является свойство взаимозависимости  системы и внешней среды, проявляющий  себя в том, что система формирует  и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Иными словами, система реагирует на воздействие  внешней среды, развивается под  этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определённость и свойства, обеспечивающие относительную  устойчивость и адаптивность функционирования системы.
    Помимо  вышеперечисленных свойств трудовому  потенциалу как сложной системе  присуще свойство многофункциональности, т.е. способности системы к реализации некоторого множества функций. Данное свойство вытекает из многофункциональности  процесса труда. В качестве основных функций процесса труда можно  выделить следующие13:
        производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества;
        обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;
        формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры;
        развитие самого человека, личности, формирование творческой личности и свободного общества, рекреацию человека.
    Из  свойства многофункциональности логически  вытекают еще несколько важнейших  свойств, характеризующих трудовой потенциал как обобщённую характеристику системы: гибкость, адаптивность, устойчивость. Свойство гибкости проявляется в способности системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния элементов системы. Свойство гибкости проявляется в существовании обратной связи, т.е. реакции системы на управляющее воздействие. Адаптация системы (адаптивность) представляет собой реакцию системы на действие факторов среды, выражающееся в изменении целей и поведении системы. Устойчивость системы представляет собой способность системы возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий (флуктуаций).
    На трудовой потенциал значительное влияние оказывает развитие, трансформация и модификация способностей человека к труду. Следует отметить, что развитие и трансформация способностей к труду находится под воздействием динамики научно-технического прогресса, его долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных циклов.  Б.М. Генкин, рассматривая деятельность человека, выделяет в ней два компонента: регламентированный труд, или a-труд и новационный, творческий труд, или b-труд14. Выделение двух компонент труда можно рассматривать как объективный процесс, отражающий эволюцию совокупной способности к труду под воздействием НТР и принципиальными отличиями в их влиянии на формирование дохода как на микро-, так и макроуровне. Дело в том, что увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только на экстенсивной основе (увеличение численности работников, продолжительности времени и интенсивности труда), тогда как за счет b- труда рост объёма продукции возможен при неизменных и даже снижающихся трудозатратах15. Таким образом, выделение a-труда и b- труда является достаточным для анализа факторов продуктивности в отраслях экономики. (рис.3)
    
    Рис.3. Соотношение a-труда и b- труда в различных видах деятельности16
          В заключении хотелось бы отметить, что предложенное видение  трудового потенциала как характеристики процесса труда с точки зрения его системности, позволяет комплексно подойти к проблемам его воспроизводства  и развития, включающему не только развитие способностей человека к труду, но и условия взаимодействия его со средствами труда, совершенствованием институциональной структуры общественного воспроизводства, развитию форм организации и кооперации труда, систем стимулирования трудовой деятельности, инвестиций в развитие рабочей силы. 
 

    2. Экономические аспекты  труда и их связь  с человеческим  опытом и поведением 

    Изменение социально-экономических условий  в России привели к трансформации  большинства жизненных установок, ценностей и ориентиров населения. Неоднозначно изменения отразились на трудовой сфере. Подверглась преобразованию система мотивации трудовой деятельности экономически активного населения. В связи с необходимостью усовершенствования системы стимулирования на любом  предприятии в изменившихся условиях возросла актуальность изучения трансформационных  процессов, произошедших с трудовой мотивацией работников. Для отслеживания динамики стало недостаточно использования стандартного сравнительного анализа, необходим широкий аппарат математических методов, включающий факторный и корреляционно-регрессионный анализ. В ходе факторного анализа было выделено три основных фактора, которые прослеживаются во всех изучаемых массивах данных.
    В первом факторе более явными стали  следующие характеристики: возможность  проявлять инициативу, творчески  решать поставленные задачи, перспективы  профессионального, служебного роста, содержание работы. По части характеристик  у данного типа людей превалирует мотивация достижения.
    Второй  фактор противопоставляет группы факторов, которые были в одной связке в  первой группе. Здесь закономерно, что  при возрастании важности стабильности работы, отношениями в коллективе, важности фактора свободного времени  после работы уменьшается значимость возможности самореализации, проявления инициативы, приносить пользу в обществе. То есть, для людей с высокими значениями по этому фактору важно  стабильное, надежное место работы, благоприятный психологический  климат, но при этом практически  не имеет значения возможность самовыражения, проявления инициативы. Эту группу людей можно охарактеризовать как  имеющих явно выраженную мотивацию  сохранения.
    Третий  фактор объединяет людей, для которых  в работе значимыми являются следующие  аспекты: высокая оплата труда, безопасность, работа оставляет время для отдыха. Данный вид мотивации можно условно  обозначить как мотивация пассивно-корыстная.
    В общем смысле к экономическим  аспектам трудовой деятельности можно отнести:
1) безопасность труда; 2) возможность влиять на работу предприятия; 3) возможность приносить пользу обществу; 4) возможность проявлять инициативу, творчески решать поставленные задачи; 5) возможность работать самостоятельно; 6) возможность реализовать свои способности, навыки, умения; 7) уровень заработной платы; 8) надежность, стабильность места работы; 9) отношения с руководителями; 10) отношения с коллегами по работе; 11) перспективы профессионального, служебного роста; 12) работа оставляет время для досуга, личной жизни; 13) работа пользуется уважением в окружении; 14) содержание работы.
    Производственное  взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия  в едином трудовом процессе), так  и по вертикали (отношение между  руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону  трудовой деятельности. Она зависит  от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности  работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.  
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.
 
 

    3. Психологические  признаки труда 

    К психологическим признакам труда  относят:  

1. Предвосхищение общественно ценного результата.
    Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово  «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с  эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности.
    Например, если повар, кулинар придумывает  новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может  выступать в основном в вербальной форме — в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д. Специфика  некоторых разновидностей профессионального  труда состоит в том, что результат  деятельности в конкретных чертах как  раз и неизвестен. Геолог-разведчик  ищет месторождение нефти или  газа, но еще не знает, что, где конкретно  найдет и найдет ли вообще, каковы будут  найденные (если повезет) запасы полезного  минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка  — текстуры — древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в  труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного  продукта деятельности. В этих случаях  знание результата есть знание тех  общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать  искомый результат.  

2. Сознание обязательности достижения заданного результата.
    Деятельность  становится трудом тогда, когда имеется  не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.
    Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
    Для детей, подростков носителями социально  значимых целей деятельности выступают  представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя  и другие организаторы деятельности), а также сверстники.  

3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности .
    Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что  орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более  или менее широких общностей  людей и в связи с этим очень  живучи в историческом плане. Они  становятся предметом культивирования  и, следовательно, культуры народов. Все  это значит, что в ходе трудового  обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение.
    Например, считается естественным, что скрипач  играет на «своей» скрипке (не в собственническом смысле, а в том, что определенным инструментом он пользуется постоянно). Но феномен «срастания» инструмента, средства труда и «душой» работника  имеет место у каждого профессионала.
     
4. Ориентировка в межлюдских производственных отношениях.
    Например, токарь, обрабатывающий заготовку ротора для турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, но обрабатываемый ротор турбины  прошел уже многие виды трудоемкой обработки. Над ним поработали литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах  и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще  раньше — машинисты кранов и других транспортных средств и далее  назад до работников железорудной промышленности. Заготовка в данном случае — не только будущее изделие для кого-то, но это также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие, содержащее в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников. Это можно сказать о любом  полуфабрикате.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.