На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы демографической политики в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 18. Проблемы демографической политики в Российской Федерации. 

Содержание 

            Введение…………………………………………………………….   4
    Политика в области народонаселения:
         понятия, определения, концепции…………………………………  6
    История демографической политики……………………………... 12
    Современная демографическая политика………………………… 16
    Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
    Региональные особенности демографической
         политики  в Российской Федерации………………………………. 25
         Заключение…………………………………………………………. 30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     «Демографические  проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных  задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей  страны очень актуально сегодня.
     Вообще, демография – это наука о закономерностях  воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, детской смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть – состояние государства.
     По  оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 года составила 141903 тыс. человек и в течение 2009 года увеличилась на 24 тыс.человек, или на 0,016 %. На данный момент население примерно составляет 141 936 тыс. человек.
     В течение XX века Россия пережила несколько демографических кризисов — периодов катастрофического снижения рождаемости при одновременной высокой смертности населения, наиболее разрушительные последствия среди которых имели следующие:
    Первая мировая война (19141918), Гражданская война (19171922)
    Голод в СССР 1932—1933, период коллективизации и массовых репрессий (19301953)
    Вторая мировая война, депортации народов, послевоенный голод
    Экономический кризис 1990-х годов
     По  данным ВЦИОМ 2008 года причинами демографических проблем в России наши сограждане считали низкий уровень жизни, высокие цены (20 %) и маленькие детские пособия (19 %). 17 % жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13 % — на плохое медицинское обслуживание. 8 % считают значительной проблемой жилье, по 7 % — платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4 %), проблему беспризорности (3 %). Замыкают перечень проблем материнства и детства, алкоголизм (1 %) и бюрократия (0,4 %). 27 % затруднились ответить. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. Материальное объяснение этих психологических настроений кроется в крайне низкой калорийности питания у 2/3 населения, не позволяющей женщине выносить полноценное потомство.
     Абсолютно бесспорно, что состояние демографии в нашей стране находится в глубочайшем системном кризисе. Все последние тенденции говорят о том, что он нарастает и усугубляется. Положение дел настолько серьезно, что в последнее время все чаще слышны заявления о том, что Россия уже прошла так называемый рубеж невозврата, и восстановить численность населения уже не удастся.
     В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный  падением уровня рождаемости и высокой  смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.
     И хотя мы, россияне, категорически не согласны с такой точкой зрения, нельзя не замечать, что состояние демографии несет прямую угрозу существованию нашей страны. Если нынешние тенденции не будут переломлены, жить в стране и производить ее национальное богатство будет попросту некому. И это - вопрос не отдаленного будущего, а ближайших десятилетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Политика  в области народонаселения: понятия, определения, концепции.
 
    Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.
    Наиболее  распространенный и близкий по употреблению термин — политика народонаселения. Нередко эти понятия используют как тождественные, как синонимы, не придавая им разного значения. В  широком смысле демографическая  политика иногда отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле — рассматривается как одна из ее составляющих, наряду с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.
    В важнейших теоретических монографиях 70-х - 80-х гг. также предлагалось разграничивать указанные понятия, рассматривать одно как часть другого. Так, в первом издании "Системы знаний о народонаселении" (1976) политика народонаселения определялась как часть социально-экономической политики, как деятельность, специально направленная на регулирование производства и Воспроизводства главной производительной силы общества, субъекта общественного производства, т.е. человека, населения. Ее сфера — условия труда и жизни людей.
    Выделялись  следующие основные элементы политики народонаселения:
    — влияние на условия труда (определение  границ трудоспособного возраста, масштабов  занятости работоспособной части  населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.);
    — улучшение жизненных условий  всех слоев населения (повышение  реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);
    — воздействие на воспроизводство  населения (естественное возобновление  поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность).
    Последний элемент трактовался большинством ученых (и трактуется до сих пор) как собственно демографическая политика. В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, предлагалось выделять два основных направления:
    — изменение характера процессов  естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности) в их тесной взаимосвязи;
    — влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения  и т.д.); проводимая государством миграционная политика органически связывалась с политикой в области расселения населения по территории страны.
    В англо- и франкоязычной литературе, в международных документах широкое  распространение получил термин "политика населения", представленный во всех версиях многоязычного словаря по демографии. Этот термин широко используется в официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН. Но однозначной трактовки этого термина нет. Широкий или узкий подход к содержанию основных понятий связан в основном со взглядами на предмет демографии и границы изучаемых этой наукой явлений.
    Из  других, близких по смыслу терминов наибольшее" распространение получили контроль рождаемости и планирование семьи, а в последнее время  — семейная политика.
    Термин "контроль рождаемости", или регулирование рождаемости, используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости, главным образом с целью снижения ее уровня и сокращения темпов роста населения в стране. Термин был введен; в оборот Маргарет Сэнджер, открывшей в 1916 г. в Нью-Йорке первую в Америке клинику по предупреждению беременности.
    Термин "планирование семьи" используется в двух основных смысловых контекстах.
    На  макроуровне под планированием  семьи понимается деятельность государственных  и негосударственных организаций (программы, комплексы мер), направленная на создание условий для реализации ответственного родительства, для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике эта деятельность в основном направлена на стимулирование ограничения деторождении в семьях, поэтому программы планирования семьи иногда называются программами контроля рождаемости.
    На  микроуровне под планированием  семьи понимается принятие супружеской  парой (индивидом) добровольных решений  о величине семьи, в частности, о  числе детей в ней, и действия, способствующие реализации таких решений. Морально-этической и правовой основой планирования семьи является планируемое (ответственное) родительство (материнство и отцовство) — предоставление семье права свободно и ответственно определять желательное для нее число детей и промежутки между их рождениями (календарь рождений). Такое право провозглашено в целом ряде международных соглашений и рассматривается как одно из основных прав человека. Планирование семьи помогает не только достигать желаемого числа детей в семье и сохранить их, но и выбирать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-экономических условий, регулировать интервалы между рождениями, избежать нежелательной беременности, незапланированных рождений, способствует снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья матери и ребенка, сокращению вторичного бесплодия. Эффективность планирования семьи зависит от информированности людей о методах контроля деторождения, от доступности и приемлемости этих методов для различных категорий семей.
    Термин "семейная политика" используется все чаще и чаще как самостоятельный  термин для обозначения деятельности государственных и иных служб  по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов.
    В отечественной научной литературе и общественно-политической лексике  этот термин активно используется примерно с середины 80-х гг. Начало активной разработке содержания семейной политики, ее целей, форм и методов положил  региональный демографический семинар по проблемам семейкой политики, проходивший в Юрмале (Латвия) в 1988 г. К сожалению, материалы семинара не были опубликованы. Ни в "Демографическом энциклопедическом словаре", изданном в 1985 г., ни в "Многоязычном демографическом словаре", подготовленном под эгидой Международного союза по изучению народонаселения (английская версия вышла в 1982 г.), термин "семейная политика" не был представлен.
    Тем не менее правомерность такого термина  мало у кого из специалистов вызывает сомнение. Термин все чаще используется в научных публикациях, в материалах; содержащих концептуальные подходы к реализации социальной и Демографической политики.
    Точной  и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятия "семейная политика" свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначном употреблении данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной и демографической политики, акцентируя внимание, в зависимости от профессиональных интересов, на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах.
    Семейную  политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов  и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия  для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей я обществом.
    Семья может и должна быть объектом междисциплинарного исследования; знания о семье, ее проблемах  и закономерностях развития, полученные социологами, демографами, экономистами, составляют информационную и методологическую основу для формулирования целей и задач семейной политики, для разработки механизмов и конкретных программ ее реализации.
    Практически все аспекты социальной и демографической  политики так или иначе затрагивают  интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности: половое воспитание в семье и школе, подготовка молодоженов к семейной жизни, материальная поддержка молодой семьи (жилье, кредиты, пособия, льготы, продолжительные оплачиваемые отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком), развитие многопрофильных "Служб семьи" (диагностика отношений между супругами, между родителями и детьми, профилактика семейных конфликтов, повышение уровня культуры семейных отношений в педагогических и сексуальных вопросах), содействие вступлению в брак одиноких и разведенных, развитие служб планирования семьи (подбор доступной и надежной контрацепции, медико-генетическое консультирование, прерывание беременности современными, наименее вредными способами, лечение бесплодия и т.п.), массовые издания популярной литературы по вопросам семьи и брака, пропаганда семейных ценностей средствами массовой информации, культуры, искусства и т.п..
    Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах. -
    Цели  демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
    Цели  могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), целевого показателя или системы  показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической  политики. Среди показателей, апробированных в практике разных стран, реже всего встречается собственно численность населения (например, в КНР — не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г. или в Румынии времен Н. Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.
    Объектами демографической политики могут  быть население страны в целом  или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
    Основные  направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для  сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик наг селения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение.
    Демографическая политика не может и не должна подменять  собою социальную и, экономическую  политику. Попытки решать социально-экономические  проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.
    Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:
    — экономических (оплачиваемые отпуска  и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости  от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.),
    — административно-правовых (законодательные  акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и  детства, аборты и использование  средств контрацепции, социальное обеспечение  нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.),
    — воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический  климат в обществе.
    Принципиальная  особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов  не прямо, а опосредованно, через  человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этно-культурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.
    Демографическую политику нельзя рассматривать в  отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.
    Цели  и системы мер по регулированию  воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими  концепциями, особенностями сложившейся  социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.
    Взгляды на принципы, содержание и особенности  практической реализации политики в  области народонаселения претерпевают определенные изменения, зависят от взглядов тех или иных ученых и политиков на содержание демографической науки, на роль государства в регулировании социальных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    История демографической  политики
    Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача.
    Демографическая политика имеет давнюю историю и  богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро прирастающего населения или установления привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики "одна семья — один ребенок" в современном Китае.
    Возникновение античного государства с его  законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов — своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 г. до н.э.) — 68 статей из 282 были посвящены семейному праву.
    Рост  численности населения древних  государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали  населения, вынуждал к контролированию  его роста путем стимулирования рассредоточения населения вплоть до принудительной эмиграции. Уже в IV-V вв. до н.э. ощущалось перенаселение в небольших древнегреческих городах-государствах, что побуждало вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные с избытком земли для поддержания "оптимальной" пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н.э. древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективная государственная мера. Конфуций говорил своим ученикам: " Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным" .
    Проблема  ограничения численности населения, опасность чрезмерного роста  народонаселения, которая периодически вставала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и работах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа (ок. 470-399 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
    Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло воздержание. Религиозные доктрины Востока, преобладавшие в Китае, Индии, Персии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считался высоким духовным идеалом.
    В средние века изменившиеся экономические  условия способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье — воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими, сотни тысяч жизней.
    В XVII в. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население из-за значительной эмиграции, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.
    К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.
    Лишь  Вольтер (1694-1778 гг.), пожалуй, критически относился к идеям о росте  населения, соотнося проблему населения  с проблемами благосостояния и духовного развития.
    Многие  русские государственные деятели  и ученые XVII-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать ("тягло"). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.
    Наиболее  цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761 г.). Он предлагал провести мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Мероприятия были как культурно-просветительного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).
    При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее — в Риме) были отменены "венечные памяти" (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.
    Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяционистские  позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения .бедности в России.
    На  рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла иная, противоположная доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название "мальтузианство" по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся промышленный переворот. Он вел к появлению "лишних рабочих рук и ртов", накоплению относительно избыточного населения.
    Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла  и итальянца Дж. Ортеса о возрастании  населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса, высказывался за предупреждение избытка населения, в том числе распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздание "инстинкта размножения".
    В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяционистских идей. Экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.
    Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса "позорной", требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости.
    Развитие  взглядов на демографическую политику в XX в. произошло в Италии и Германии.
    Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и германского фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.
    Популяционистская демагогия составляла важное звено  идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатоэ (1927 г.), итальянский дуче Муссолини заявил в своей речи: "Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь". Им была написана брошюра "Численность как сила", в которой он полагал, что высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов и указывать" на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках.
    Политика  населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в "пушечном мясе"; 2) демографический компонент был важной составной частью "расовой теории".
    Для демографического "просвещения" в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра "Вымирающий народ". В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху "либерализма и марксизма". Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.
    Фашизм  на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые  и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся  в миллионных армиях для утверждения  своих идеологий среди иных территорий и народов.
    История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство  населения. Общественно-экономические  условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической  политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Современная демографическая  политика
    Послевоенное  развитие демографической политики (50-е - 60-е гг.) определялось во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политической предпосылкой появления такого акцента в демографической политике было существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения .смертностью породили феномен, получивший название "демографический взрыв". Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.
    Многие  политики и ученые увидели в планировании семьи и регулировании рождаемости единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований.
    Выступая  на открытии III. Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы — "долгосрочные лечебные средства".
    Бывший  президент Международного банка  реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к экономическому и социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".
    В коллективном труде "Кризис народонаселения  и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.), включавшем статьи видных государственных и общественных деятелей и ученых разных стран мира, для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.
    Во  все большем числе развивающихся  стран, озабоченных высокими темпами  роста населения, затрудняющими  экономическое развитие, с 60-х гг. получает признание и поддержку  политика контроля рождаемости. К 1975 г. в 34 странах Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, базировавшиеся на распространении практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.
    Большинство развивающихся стран намечали в качестве официальной цели сокращение общего коэффициента рождаемости с 35-45%о в 1965-1970 гг. до 15-25%о к 1985 г., например: Индия — до 25%о к 1984, Египет — до 24%о к 1984 и т.п. Принятые программы предполагали снижение рождаемости в результате популяризации и распространения практики ограничения супругами деторождения, включали санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение населения противозачаточными средствами, пропаганду преимуществ малодетной семьи, стимулирование малодетности экономическими и административными мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешали добровольную стерилизацию и обеспечивали ее проведение.
    Во  многих странах, взявших официальный  курс на снижение рождаемости, программы  планирования семьи вошли составной  частью в национальные планы экономического развития, т.е., по сути своей, они шире комплекса мер по ограничению  рождаемости.
    В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития.
    Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными  и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных  организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению  и др. Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения не всегда позволяют успешно осуществлять программы планирования семьи. Реализация их тормозится также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.
    В 70-х гг. в решение вопросов регулирования  размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка  включился Детский фонд ООН ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ.
    Региональные  конференции по народонаселению  в Мехико (1970), Аккре (1971), Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнули в  своих резолюциях, что политика народонаселения  — составная часть политики и  планирования развития.
    В 1974 г. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.
    Принятый  на Международной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. План предусматривал создание в каждой стране органа, занимающегося проблемами народонаселения, а также систематическую оценку эффективности политики народонаселения.
    При подведении итогов реализации Плана  на Международной конференции по народонаселению в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах, проанализированы тенденции, перспективы и цели политики. В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984), были намечены новые ориентиры в политике народонаселения, в частности, по достижению определенных уровней продолжительности жизни и снижению смертности, причем дифференцированно для развитых и развивающихся стран.
    Правительствам  было рекомендовано поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны здоровья матери и ребенка как один из методов сокращения родов в слишком раннем или позднем возрасте матери, увеличения интервалов между рождениями и уменьшения числа рождений более высокого порядка; выделять необходимые ресурсы на оказание услуг в области планирования семьи, улучшать качество и повышать эффективность услуг в области планирования семьи; обеспечить, чтобы все супружеские пары и отдельные лица пользовались основным правом человека свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и о частоте их рождения, а также иметь доступ к необходимой для этого информации, образованию и средствам.
    Число правительств, поддерживающих цели и  программы планирования семьи, увеличилось  с 97 в 1976 г. до 125 в 1988 г., а число стран, где ограничивается применение средств планирования семьи, сократилось за этот же период с 15 до 7.
    Для того, чтобы иметь возможность  получать и обобщать информацию о  демографической политике разных стран  мира, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. Всего было проведено семь таких опросов — 1963, 1-972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993 гг. Результаты опросов были проанализированы, систематизированы и легли в основу специально созданного Банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам (см. табл. 10). '
    Эксперты  Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы.
    I. Финансовая помощь семьям: 1) семейные пособия; 2) гранты на образование; 3) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.
    П. Политика помощи женщинам в осуществлении  их двойственной роли: 1) отпуска матерям  и отцам в связи с рождением  и воспитанием детей; 2) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.); 3) развитие системы дошкольного образования.
    III. Политика помощи одиноким родителям: 1) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями; 2) финансовая помощь.
    IV. Политика повышения стабильности семей: 1) регулирование минимального возраста вступления в брак; 2) законодательное регулирование разводов.
    V. Политика планирования семьи: 1) обеспечение средствами контрацепции; 2) политика в области абортов.
    Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий  и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень  участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.