Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы демографической политики в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 18. Проблемы демографической политики в Российской Федерации. 

Содержание 

            Введение…………………………………………………………….   4
    Политика в области народонаселения:
         понятия, определения, концепции…………………………………  6
    История демографической политики……………………………... 12
    Современная демографическая политика………………………… 16
    Демографическая политика в СССР и России…………………… 20
    Региональные особенности демографической
         политики  в Российской Федерации………………………………. 25
         Заключение…………………………………………………………. 30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     «Демографические  проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных  задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей  страны очень актуально сегодня.
     Вообще, демография – это наука о закономерностях  воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, детской смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть – состояние государства.
     По  оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 года составила 141903 тыс. человек и в течение 2009 года увеличилась на 24 тыс.человек, или на 0,016 %. На данный момент население примерно составляет 141 936 тыс. человек.
     В течение XX века Россия пережила несколько демографических кризисов — периодов катастрофического снижения рождаемости при одновременной высокой смертности населения, наиболее разрушительные последствия среди которых имели следующие:
    Первая мировая война (19141918), Гражданская война (19171922)
    Голод в СССР 1932—1933, период коллективизации и массовых репрессий (19301953)
    Вторая мировая война, депортации народов, послевоенный голод
    Экономический кризис 1990-х годов
     По  данным ВЦИОМ 2008 года причинами демографических проблем в России наши сограждане считали низкий уровень жизни, высокие цены (20 %) и маленькие детские пособия (19 %). 17 % жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13 % — на плохое медицинское обслуживание. 8 % считают значительной проблемой жилье, по 7 % — платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4 %), проблему беспризорности (3 %). Замыкают перечень проблем материнства и детства, алкоголизм (1 %) и бюрократия (0,4 %). 27 % затруднились ответить. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. Материальное объяснение этих психологических настроений кроется в крайне низкой калорийности питания у 2/3 населения, не позволяющей женщине выносить полноценное потомство.
     Абсолютно бесспорно, что состояние демографии в нашей стране находится в глубочайшем системном кризисе. Все последние тенденции говорят о том, что он нарастает и усугубляется. Положение дел настолько серьезно, что в последнее время все чаще слышны заявления о том, что Россия уже прошла так называемый рубеж невозврата, и восстановить численность населения уже не удастся.
     В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный  падением уровня рождаемости и высокой  смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.
     И хотя мы, россияне, категорически не согласны с такой точкой зрения, нельзя не замечать, что состояние демографии несет прямую угрозу существованию нашей страны. Если нынешние тенденции не будут переломлены, жить в стране и производить ее национальное богатство будет попросту некому. И это - вопрос не отдаленного будущего, а ближайших десятилетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Политика  в области народонаселения: понятия, определения, концепции.
 
    Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.
    Наиболее  распространенный и близкий по употреблению термин — политика народонаселения. Нередко эти понятия используют как тождественные, как синонимы, не придавая им разного значения. В  широком смысле демографическая  политика иногда отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле — рассматривается как одна из ее составляющих, наряду с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.
    В важнейших теоретических монографиях 70-х - 80-х гг. также предлагалось разграничивать указанные понятия, рассматривать одно как часть другого. Так, в первом издании "Системы знаний о народонаселении" (1976) политика народонаселения определялась как часть социально-экономической политики, как деятельность, специально направленная на регулирование производства и Воспроизводства главной производительной силы общества, субъекта общественного производства, т.е. человека, населения. Ее сфера — условия труда и жизни людей.
    Выделялись  следующие основные элементы политики народонаселения:
    — влияние на условия труда (определение  границ трудоспособного возраста, масштабов  занятости работоспособной части  населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.);
    — улучшение жизненных условий  всех слоев населения (повышение  реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);
    — воздействие на воспроизводство  населения (естественное возобновление  поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность).
    Последний элемент трактовался большинством ученых (и трактуется до сих пор) как собственно демографическая политика. В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, предлагалось выделять два основных направления:
    — изменение характера процессов  естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности) в их тесной взаимосвязи;
    — влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения  и т.д.); проводимая государством миграционная политика органически связывалась с политикой в области расселения населения по территории страны.
    В англо- и франкоязычной литературе, в международных документах широкое  распространение получил термин "политика населения", представленный во всех версиях многоязычного словаря по демографии. Этот термин широко используется в официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН. Но однозначной трактовки этого термина нет. Широкий или узкий подход к содержанию основных понятий связан в основном со взглядами на предмет демографии и границы изучаемых этой наукой явлений.
    Из  других, близких по смыслу терминов наибольшее" распространение получили контроль рождаемости и планирование семьи, а в последнее время  — семейная политика.
    Термин "контроль рождаемости", или регулирование рождаемости, используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости, главным образом с целью снижения ее уровня и сокращения темпов роста населения в стране. Термин был введен; в оборот Маргарет Сэнджер, открывшей в 1916 г. в Нью-Йорке первую в Америке клинику по предупреждению беременности.
    Термин "планирование семьи" используется в двух основных смысловых контекстах.
    На  макроуровне под планированием  семьи понимается деятельность государственных  и негосударственных организаций (программы, комплексы мер), направленная на создание условий для реализации ответственного родительства, для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике эта деятельность в основном направлена на стимулирование ограничения деторождении в семьях, поэтому программы планирования семьи иногда называются программами контроля рождаемости.
    На  микроуровне под планированием  семьи понимается принятие супружеской  парой (индивидом) добровольных решений  о величине семьи, в частности, о  числе детей в ней, и действия, способствующие реализации таких решений. Морально-этической и правовой основой планирования семьи является планируемое (ответственное) родительство (материнство и отцовство) — предоставление семье права свободно и ответственно определять желательное для нее число детей и промежутки между их рождениями (календарь рождений). Такое право провозглашено в целом ряде международных соглашений и рассматривается как одно из основных прав человека. Планирование семьи помогает не только достигать желаемого числа детей в семье и сохранить их, но и выбирать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-экономических условий, регулировать интервалы между рождениями, избежать нежелательной беременности, незапланированных рождений, способствует снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья матери и ребенка, сокращению вторичного бесплодия. Эффективность планирования семьи зависит от информированности людей о методах контроля деторождения, от доступности и приемлемости этих методов для различных категорий семей.
    Термин "семейная политика" используется все чаще и чаще как самостоятельный  термин для обозначения деятельности государственных и иных служб  по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов.
    В отечественной научной литературе и общественно-политической лексике  этот термин активно используется примерно с середины 80-х гг. Начало активной разработке содержания семейной политики, ее целей, форм и методов положил  региональный демографический семинар по проблемам семейкой политики, проходивший в Юрмале (Латвия) в 1988 г. К сожалению, материалы семинара не были опубликованы. Ни в "Демографическом энциклопедическом словаре", изданном в 1985 г., ни в "Многоязычном демографическом словаре", подготовленном под эгидой Международного союза по изучению народонаселения (английская версия вышла в 1982 г.), термин "семейная политика" не был представлен.
    Тем не менее правомерность такого термина  мало у кого из специалистов вызывает сомнение. Термин все чаще используется в научных публикациях, в материалах; содержащих концептуальные подходы к реализации социальной и Демографической политики.
    Точной  и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятия "семейная политика" свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначном употреблении данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной и демографической политики, акцентируя внимание, в зависимости от профессиональных интересов, на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах.
    Семейную  политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов  и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия  для выполнения семьей ее функций, гармонизировать отношения между личностью, семьей я обществом.
    Семья может и должна быть объектом междисциплинарного исследования; знания о семье, ее проблемах  и закономерностях развития, полученные социологами, демографами, экономистами, составляют информационную и методологическую основу для формулирования целей и задач семейной политики, для разработки механизмов и конкретных программ ее реализации.
    Практически все аспекты социальной и демографической  политики так или иначе затрагивают  интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности: половое воспитание в семье и школе, подготовка молодоженов к семейной жизни, материальная поддержка молодой семьи (жилье, кредиты, пособия, льготы, продолжительные оплачиваемые отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком), развитие многопрофильных "Служб семьи" (диагностика отношений между супругами, между родителями и детьми, профилактика семейных конфликтов, повышение уровня культуры семейных отношений в педагогических и сексуальных вопросах), содействие вступлению в брак одиноких и разведенных, развитие служб планирования семьи (подбор доступной и надежной контрацепции, медико-генетическое консультирование, прерывание беременности современными, наименее вредными способами, лечение бесплодия и т.п.), массовые издания популярной литературы по вопросам семьи и брака, пропаганда семейных ценностей средствами массовой информации, культуры, искусства и т.п..
    Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах. -
    Цели  демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
    Цели  могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), целевого показателя или системы  показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической  политики. Среди показателей, апробированных в практике разных стран, реже всего встречается собственно численность населения (например, в КНР — не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г. или в Румынии времен Н. Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.
    Объектами демографической политики могут  быть население страны в целом  или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
    Основные  направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для  сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик наг селения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение.
    Демографическая политика не может и не должна подменять  собою социальную и, экономическую  политику. Попытки решать социально-экономические  проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.
    Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:
    — экономических (оплачиваемые отпуска  и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости  от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.),
    — административно-правовых (законодательные  акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и  детства, аборты и использование  средств контрацепции, социальное обеспечение  нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.),
    — воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический  климат в обществе.
    Принципиальная  особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов  не прямо, а опосредованно, через  человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этно-культурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.
    Демографическую политику нельзя рассматривать в  отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.
    Цели  и системы мер по регулированию  воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими  концепциями, особенностями сложившейся  социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.
    Взгляды на принципы, содержание и особенности  практической реализации политики в  области народонаселения претерпевают определенные изменения, зависят от взглядов тех или иных ученых и политиков на содержание демографической науки, на роль государства в регулировании социальных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    История демографической  политики
    Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача.
    Демографическая политика имеет давнюю историю и  богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро прирастающего населения или установления привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики "одна семья — один ребенок" в современном Китае.
    Возникновение античного государства с его  законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов — своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 г. до н.э.) — 68 статей из 282 были посвящены семейному праву.
    Рост  численности населения древних  государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали  населения, вынуждал к контролированию  его роста путем стимулирования рассредоточения населения вплоть до принудительной эмиграции. Уже в IV-V вв. до н.э. ощущалось перенаселение в небольших древнегреческих городах-государствах, что побуждало вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные с избытком земли для поддержания "оптимальной" пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н.э. древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективная государственная мера. Конфуций говорил своим ученикам: " Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным" .
    Проблема  ограничения численности населения, опасность чрезмерного роста  народонаселения, которая периодически вставала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и работах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа (ок. 470-399 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
    Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло воздержание. Религиозные доктрины Востока, преобладавшие в Китае, Индии, Персии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считался высоким духовным идеалом.
    В средние века изменившиеся экономические  условия способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье — воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими, сотни тысяч жизней.
    В XVII в. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население из-за значительной эмиграции, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.
    К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.
    Лишь  Вольтер (1694-1778 гг.), пожалуй, критически относился к идеям о росте  населения, соотнося проблему населения  с проблемами благосостояния и духовного развития.
    Многие  русские государственные деятели  и ученые XVII-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать ("тягло"). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.
    Наиболее  цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761 г.). Он предлагал провести мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Мероприятия были как культурно-просветительного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).
    При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее — в Риме) были отменены "венечные памяти" (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.
    Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяционистские  позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения .бедности в России.
    На  рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла иная, противоположная доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название "мальтузианство" по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся промышленный переворот. Он вел к появлению "лишних рабочих рук и ртов", накоплению относительно избыточного населения.
    Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла  и итальянца Дж. Ортеса о возрастании  населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса, высказывался за предупреждение избытка населения, в том числе распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздание "инстинкта размножения".
    В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяционистских идей. Экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.
    Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса "позорной", требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости.
    Развитие  взглядов на демографическую политику в XX в. произошло в Италии и Германии.
    Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и германского фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.
    Популяционистская демагогия составляла важное звено  идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатоэ (1927 г.), итальянский дуче Муссолини заявил в своей речи: "Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь". Им была написана брошюра "Численность как сила", в которой он полагал, что высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов и указывать" на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках.
    Политика  населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в "пушечном мясе"; 2) демографический компонент был важной составной частью "расовой теории".
    Для демографического "просвещения" в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра "Вымирающий народ". В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху "либерализма и марксизма". Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.
    Фашизм  на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые  и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся  в миллионных армиях для утверждения  своих идеологий среди иных территорий и народов.
    История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство  населения. Общественно-экономические  условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической  политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Современная демографическая  политика
    Послевоенное  развитие демографической политики (50-е - 60-е гг.) определялось во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политической предпосылкой появления такого акцента в демографической политике было существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения .смертностью породили феномен, получивший название "демографический взрыв". Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.
    Многие  политики и ученые увидели в планировании семьи и регулировании рождаемости единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований.
    Выступая  на открытии III. Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы — "долгосрочные лечебные средства".
    Бывший  президент Международного банка  реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к экономическому и социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".
    В коллективном труде "Кризис народонаселения  и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.), включавшем статьи видных государственных и общественных деятелей и ученых разных стран мира, для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.
    Во  все большем числе развивающихся  стран, озабоченных высокими темпами  роста населения, затрудняющими  экономическое развитие, с 60-х гг. получает признание и поддержку  политика контроля рождаемости. К 1975 г. в 34 странах Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, базировавшиеся на распространении практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.
    Большинство развивающихся стран намечали в качестве официальной цели сокращение общего коэффициента рождаемости с 35-45%о в 1965-1970 гг. до 15-25%о к 1985 г., например: Индия — до 25%о к 1984, Египет — до 24%о к 1984 и т.п. Принятые программы предполагали снижение рождаемости в результате популяризации и распространения практики ограничения супругами деторождения, включали санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение населения противозачаточными средствами, пропаганду преимуществ малодетной семьи, стимулирование малодетности экономическими и административными мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешали добровольную стерилизацию и обеспечивали ее проведение.
    Во  многих странах, взявших официальный  курс на снижение рождаемости, программы  планирования семьи вошли составной  частью в национальные планы экономического развития, т.е., по сути своей, они шире комплекса мер по ограничению  рождаемости.
    В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития.
    Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными  и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных  организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению  и др. Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения не всегда позволяют успешно осуществлять программы планирования семьи. Реализация их тормозится также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.
    В 70-х гг. в решение вопросов регулирования  размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка  включился Детский фонд ООН ЮНИСЕФ совместно с ВОЗ.
    Региональные  конференции по народонаселению  в Мехико (1970), Аккре (1971), Токио (1972), Бейруте (1973) и Каире (1973) подчеркнули в  своих резолюциях, что политика народонаселения  — составная часть политики и  планирования развития.
    В 1974 г. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.
    Принятый  на Международной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. План предусматривал создание в каждой стране органа, занимающегося проблемами народонаселения, а также систематическую оценку эффективности политики народонаселения.
    При подведении итогов реализации Плана  на Международной конференции по народонаселению в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах, проанализированы тенденции, перспективы и цели политики. В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984), были намечены новые ориентиры в политике народонаселения, в частности, по достижению определенных уровней продолжительности жизни и снижению смертности, причем дифференцированно для развитых и развивающихся стран.
    Правительствам  было рекомендовано поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны здоровья матери и ребенка как один из методов сокращения родов в слишком раннем или позднем возрасте матери, увеличения интервалов между рождениями и уменьшения числа рождений более высокого порядка; выделять необходимые ресурсы на оказание услуг в области планирования семьи, улучшать качество и повышать эффективность услуг в области планирования семьи; обеспечить, чтобы все супружеские пары и отдельные лица пользовались основным правом человека свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и о частоте их рождения, а также иметь доступ к необходимой для этого информации, образованию и средствам.
    Число правительств, поддерживающих цели и  программы планирования семьи, увеличилось  с 97 в 1976 г. до 125 в 1988 г., а число стран, где ограничивается применение средств планирования семьи, сократилось за этот же период с 15 до 7.
    Для того, чтобы иметь возможность  получать и обобщать информацию о  демографической политике разных стран  мира, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. Всего было проведено семь таких опросов — 1963, 1-972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993 гг. Результаты опросов были проанализированы, систематизированы и легли в основу специально созданного Банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам (см. табл. 10). '
    Эксперты  Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы.
    I. Финансовая помощь семьям: 1) семейные пособия; 2) гранты на образование; 3) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.
    П. Политика помощи женщинам в осуществлении  их двойственной роли: 1) отпуска матерям  и отцам в связи с рождением  и воспитанием детей; 2) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.); 3) развитие системы дошкольного образования.
    III. Политика помощи одиноким родителям: 1) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями; 2) финансовая помощь.
    IV. Политика повышения стабильности семей: 1) регулирование минимального возраста вступления в брак; 2) законодательное регулирование разводов.
    V. Политика планирования семьи: 1) обеспечение средствами контрацепции; 2) политика в области абортов.
    Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий  и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень  участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.