Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПСИХОДИАГНОСТИКА  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (МЛАДШИЙ  ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)  
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.
    В нашей стране всплеск интереса и  внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи, приобрели огромный размах в последние годы. Помимо того, что ценность семьи в российском обществе безусловно растет, интерес к данной теме в отечественной психологии связан еще и с малочисленностью и разрозненностью теоретических исследований, а также с запросами практики, с необходимостью создания эффективных и экономичных технологий практической работы с семьей в современном российском обществе.
    Родительское  отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).
    Личностное  начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр1.
    Предметное  начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них.
    Актуальность  проблематики детско-родительских отношений  и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).
    Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
    По  мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
    Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
    Поэтому актуальность и значимость проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
    Целью нашего исследования является: проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
    Объект  исследования – отношения родителей и детей младшего школьного возраста в современной семье.
    Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.
    Гипотеза: родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений.
    В процессе работы на основании цели, предмета, объекта и гипотезы, нами были выдвинуты задачи исследования:
    1. изучить представления родителей   о ребенке и о своей роли  в его жизни;
    2. проанализировать типы семейных  взаимоотношений и их влияние  на развитие личности ребенка;
    3. выявить проблемы отношений в неполной семье;
    4. провести эмпирическое исследование  с целью определения детско-родительских  отношений в современной семье;
    5. исследование особенностей родительской позиции в детско-родительских отношениях с помощью теста PARI;
    6. выявление связи между особенностями родительской позиции, характером переживания ребенком детско-родительских отношений и видами реального взаимодействия между ребенком и взрослым с использованием методики «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.
    Методы  исследования. Для решения поставленных задач использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
    -теоретико-методологический  анализ психолого-педагогической  литературы по изучаемой проблеме;
    психодиагностические методы (тест PARI Родительско-детские отношения, методика «Родительское сочинение»);
    - наблюдение, беседа;
    - психокоррекционные  методы.
    Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности младших школьников в рамках педагогической и семейной психологии. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о типологии детско-родительских отношений в семьях с детьми младшего школьного возраста. Влияние родителей опосредовано родительским отношением. Уточняются принципы психологической оптимизации детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста. Полученные результаты развивают и дополняют научные представления об особенностях формирования и становления личности младшего школьника в системе детско-родительских отношений. Исследование вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей с детьми младшего школьного возраста.
    Характеристика  выборки: Исследование проводилось в 2007 г., в исследовании приняли участие 10 семей. Выборка носила случайный характер. Было обследовано 20 родителей, имеющих детей младшего школьного возраста. 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    1.1. Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни.

 
    Проблема  взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных  мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в  развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т.Гордон, Х.Джайнотт, И.М.Марковская)2.
    Создатели моделей основываются на том, что  многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своей воспитательной системы, но им часто не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. При этом не задается вопрос: «Действительно ли родитель знает своего ребенка?», «Действительно ли он лучший педагог?» и что именно родитель может и должен передать ребенку. Конечно, в какой-то мере своего ребенка знают все родители, однако не всегда это знание является систематичным, полным, и не всегда взрослый руководствуется этим знанием в ситуации взаимодействия.
    У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения, взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития.
    Как отмечает Д.И.Фельдштейн, проблема отношений  взрослых и детей в настоящее  время приобрела особую остроту  и значимость3. Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители активно передают эту важнейшую функцию в руки других людей (педагогов, психологов), родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям. При этом резко обострились противоречия между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и усложнением социальной ситуации, с одной стороны, и непрерывным ослаблением необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей – с другой. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечении своих детей, они не реализуют возможности общения с ними – это приводит к возникновению у детей чувства одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям.
    Очевидно, что психическое развитие детей  возможно только в условиях взаимодействия с взрослым и во многом определяется характером его отношений с социальным окружением.
    По  А.Н.Леонтьеву, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива4. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка.
    Концептуальная  модель взаимодействия взрослого и  ребенка, основанная на сущностных характеристиках  данной категории предложена И.Е.Валитовой5 и З.Р.Железняковой6. При взаимодействии с ребенком взрослый выступает как носитель культуры и посредник в ее усвоении ребенком, поэтому по своему определению взаимодействие взрослого и ребенка не является взаимосвязью равных участников.
    Роль  взрослого состоит в том, что  он должен так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую он вначале осуществляет, превратилась бы в саморегуляцию и самоорганизацию ребенка. Для того чтобы взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия, исходя из двух оснований: уровня наличного развития ребенка, и уровня его ближайшего развития. Цели и задачи могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Определение целей и задач развития предполагает ориентацию взрослого в фактах, закономерностях и механизмах психического развития ребенка, и в основных показателях развития в определенном возрасте.
    Значимая  роль в процессе взаимодействия отводится  рефлексивной стороне, которая предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. При этом участник взаимодействия связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников.
    Исходя  из вышеописанных теоретических  положений, можно утверждать, что  на процесс взаимодействия будет  оказывать влияние представление  взрослых о ребенке, о себе как  родителе, а также представление  о своей роли в жизни ребенка, то есть значимым становится то, на что ориентируются взрослые в процессе взаимодействия. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.

    1.2. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.

 
    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется  в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество7.
    Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
    Родители, разумеется, могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
    Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей.
    Родители, по сути, блокируют процесс серьезной  подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного  дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей.
    Однако  результат во многом совпадает: у  детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
    Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
    Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
    Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
    3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустительский8.
    При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
    При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
    При попустительском стиле ребенок  предоставляется сам себе.
    Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
    М.И. Лисина проследила развитие самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания9. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
    От  условий воспитания в семье зависит  адекватное и неадекватное поведение  ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
    Неадекватность  также может проявляться с  завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто  хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает  к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
    Адекватное  представление – здесь нужна  гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала  при нем. Редко дарятся подарки  за поступки. Не используются крайние  жесткие наказания.
    В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
    Школьная  успеваемость является важным критерием  оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.
    У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего  заботят его родителей – поддержание  престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально». Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
    Дети  с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения10. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
    Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к  ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
    Взрослые, недовольные падающей продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
    Второй  вариант – демонстративность  – особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»).
    Задача  взрослых – обходиться без нотаций  и назиданий, как можно менее  эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
    Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
    Третий  вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
    Многие  родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки.
    Родители  всегда должны помнить, что их девочка  – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.
    Подростковая  самостоятельность выражается, в  основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
    После относительно спокойного младшего школьного  возраста подростковый кажется бурным и сложным11. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
    Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой, его выбором  друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов12: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
    Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего  особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
    Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
    Авторитарные  родители требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть ребенок идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
    Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению  к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый  случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
    Сочетание безразличного родительского отношения  с отсутствие контроля – гипоопека  – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
    Трудности возникают и при высоких ожиданиях  родителей, оправдать которые ребенок  не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, обычно утрачивается духовная близость. Ребенок хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования13.

    1.3. Проблемы отношений  в неполной семье.

 
    Наиболее  проблематичной и уязвимой в воспитательном плане является неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей – выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им. Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей14.
    Имеются данные, что люди из неполных семей  обладают менее выраженным или отрицательным  опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада  брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.
    Ограниченные  воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины – это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия.
    Постоянная  занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.
    Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи – морально-психологический15. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.
    Существование неполной семьи в настоящем обусловлено  в основном следующими признаками: смертью одного из супругов; относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью; распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания.
    Неполная  семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного  потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.
    Занимая ведущее место в образовании  неполной семьи, развод в то же время  сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние  на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к  ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.
    По  мнению зарубежных исследователей (Дж.Макдермот, Дж.Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие  им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.
    Не  в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового  возраста.
    Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка  из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.
    Частым  следствием распада семьи является изменение отношения ребенка  к матери. Иногда у него возникает  обостренное чувство жалости  к ней, иногда он обвиняет мать в  уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней, по существу, теряет для себя и второго родителя16.
    Развод  с предшествующими ему и последующими обстоятельствами – это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.
    Каждый  проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов  воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных17. Имеет значение каждая мелочь – от генов до питания. Малейшая ошибка – и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.
    Каждый  из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности  и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и т.д.
    Семья не только дарит человеку жизнь. В  семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит  первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
    Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным. 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ  ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    2.1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI.

 
    Методика PARI (parental attitude research instrument – методика изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие три группы:
    1 – оптимальный эмоциональный контакт,
    2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
    3 – излишняя концентрация на ребенке.
    Основным  методом изучения особенностей представлений супругов о детско-родительских отношениях в нашем исследовании была выбрана именно методика PARI - «Родительско-детские отношения» Е. С. Шефера и Р.К.Белла, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (Приложение 1). Эта методика в нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет18.
    Методика  позволяет оценить специфику  внутрисемейных отношений, особенности  организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17); отношения, обеспечивающие воспитание детей, "педагогические" (в методике шкалы 5, 11).
    Посмотрев на цифровые данные, можно составить "предварительный портрет" семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
    Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о  приоритете семейных проблем над  производственными, о вторичности интересов "дела", обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохо интегрированной семье свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
    Анализ  отношения к семейной роли поможет  психологу лучше понять специфику  семейных отношений обследуемого, оказать  ему психологическую помощь. Родительско-детские  отношения являются основным предметом  анализа в методике.
    В исследовании участвовало 10 семей, имеющих  детей младшего школьного возраста.
    Школьная  жизнь становится первой ступенью социальной зрелости ребенка. Происходит расширение сферы общения детей, появляются новые значимые люди, формируются  деловые отношения в учебном коллективе. Интенсивно осваиваются новые моральных нормы и правила поведения, формируются нравственные мотивы, развиваются социальные эмоции Появляется тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения.
    Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме развития и функционирования современной семьи, специфике семейных представлений (внутренней картины семьи), особенностям детско-родительских отношений и возрастным особенностям развития детей, позволил нам выделить проблему собственного экспериментального исследования, связанную с недостаточно разработанной областью исследования родительских установок, а именно их зависимости от конкретных жизненных задач развития, которые в данный возрастной период решают их дети. Нас интересовала степень влияния реальных взаимоотношений с детьми на содержание представлений супругов о детско-родительских отношениях.
    Для уточнения некоторых данных, полученных с помощью теста PARI, мы в процессе беседы с супругами выясняли роль каждого супруга в процессе воспитания детей, бывают ли у супругов разногласия по поводу воспитания, чье мнение бывает решающим. Кроме того, мы просили рассказать супругов о своих реальных отношениях с детьми, вспомнить некоторые ситуации общения с детьми.
    Анализ результатов беседы показал, что наиболее активными в воспитании детей признавали себя женщины (с чем их супруги соглашались), в случае разногласия «последнее слово» часто принадлежало жене. Таким образом, в нашем исследовании выступило, что наиболее активны в процессе воспитания детей именно матери, их установки относительно детско-родительских отношений, особенно в молодых семьях, являются доминирующими, именно они являются основными проводниками стиля детско-родительских отношений. Влияние отцов, проявляется в меньшей степени, что, как нам кажется, вызвано их меньшей реальной включенностью в процесс воспитания детей.
    Анализ представлений супругов, выявленных в нашем исследовании, мы проводили в двух направлениях: анализ представлений супругов как семейной пары; анализ представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от пола супругов. Прежде всего, проанализируем представления супругов по выделенным в данном тесте факторам – демократичность отношений, наличие гиперопеки, авторитарность в отношениях с детьми (см. табл.1).  

Таблица 1 

      Выраженность  представлений супругов о детско-родительских отношениях, объединенных в различные факторы 

Факторы Демократич-ность Гиперопека Авторитар-ность
Семьи, имеющие младших школьников 5 семей 3 семьи 2 семьи
 
Диаграмма 1

    Отметим, что фактор «демократичность» включает в себя шкалы: «Возможность ребенка  высказаться», «Равенство родителей  и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношение  между родителями и детьми». В целом можно сказать, что более демократичными показали себя семьи с младшими школьниками – 50% (5 семей).
    Фактор  «Гиперопека» включает в себя следующие  шкалы: «Оберегание ребенка от трудностей», «Зависимость ребенка от матери», «Сверхавторитет родителей», «Подавление агрессивности ребенка», «Подавление сексуальности ребенка», «Навязчивость родителей». По данному фактору мы получили немного показатели – 30% (3 семье), хотя в данном случае наблюдаются различия между взглядами мужчин и женщин.
    По фактору «Авторитарность» во всех семьях, имеющих детей (шкалы: «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей») вышло 20% (2 семьи).
    Причины изменения взглядов супругов на детско-родительские отношения необходимо искать в особенностях реального взаимодействия родителей с детьми того или иного возраста.
    Итак, в семьях, имеющих детей – младших школьников, показатели по факторам «Демократичность», «Гиперопека» и «Авторитарность» близки к социальному нормативу. Мы видим, что семьи, имеющие детей, показатели авторитарности взглядов родителей младших школьников низкие.
    Родители младших школьников, приобретая достаточный опыт детско-родительского взаимодействия, более реально и осознанно относятся к проблеме подавления воли их детей, применению к ним строгих санкций. С другой стороны, школьная жизнь становится первой ступенью социальной зрелости ребенка.
    Происходит  расширение сферы общения детей, появляются новые авторитеты (учитель), формируются деловые отношения в учебном коллективе. В норме у младших школьников формируется более адекватная самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, развивается уверенность в себе, своей компетентности.
    Младшие школьники менее эмоционально возбудимы, они уже в какой-то мере способны владеть своими чувствами. Они добродушны, отзывчивы, любознательны, еще готовы подчиняться указаниям взрослых. Именно в этом возрасте появляется тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения19.
    Усвоение  моральных норм и правил поведения, формирование нравственных мотивов, развитие социальных эмоций (чувства ответственности, доверия к людям, способность  к сопереживанию) делает реально  возможными демократические отношения, без ярко выраженных авторитарных воздействий родителей и их опекающих установок. Лишь в случае неблагоприятного вхождения ребенка в школьную жизнь и выраженной школьной дезадаптации нормативность родительских воспитательных установок исчезает20.
    Итак, сравнительный анализ представлений  родителей, имеющих детей младших  школьников позволяет нам сделать  вывод, что восприятие родителями детско-родительских отношений зависит от тех жизненных  проблем развития, которые в данный возрастной период решают их дети и определяется опытом реального взаимодействия с детьми.
    Еще один аспект анализа результатов  нашего исследования – выявление  особенностей представлений супругов в зависимости от той поло-ролевой  позиции, которую выполняет супруг в семье. Выраженность взглядов супругов по факторам демократичность, гиперопека и авторитарность в зависимости от пола супруга представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность  представлений о  детско-родительских отношениях в зависимости  от пола супруга (средние показатели мужчин и женщин) 

Пол Демократич-ность Гиперопека Авторитар-ность
Женщины 5,7 5,9 5,5
Мужчины 5,1 5,5 6,3
 
Диаграмма 2
 

    При сравнении средних показателей  выраженности демократичности у  мужчин и женщин обнаруживается, что  в целом женщины более демократичны по отношению к детям. Взгляды мужчин и женщин различаются в пользу большей способности женщин выслушать ребенка, понять его проблемы. Женщины более чем мужчины поощряют индивидуальность ребенка, способствуют выражению его мыслей и взглядов, поощряют желание высказаться.
    Матери детей младшего школьного возраста проявляют нормативную демократичность. Мужчины менее демократичны в отношениях с детьми, чем женщины, и в целом дают более низкие показатели по сравнению с женщинами на протяжении всей жизни.
    Такие результаты, на наш взгляд, определяются влиянием нормативного поло-ролевого поведения отцов с детьми как  носителей «высшей власти» в  семье, защитой своего авторитета отцами («Слово отца – закон»).
    Средние показатели выраженности гиперопеки у женщин выше, чем у мужчин. Динамика представлений о необходимости опеки у мужчин иная. В общем, мужчины более часто предоставляют детям получать собственный жизненный опыт путем проб и ошибок.
    На  наш взгляд, большая выраженность необходимости опеки во взглядах мужчин, имеющих детей – школьников, связана с изменением статуса «отца» для младших школьников. Как показано в исследованиях многих психологов, изучающих возрастные особенности детей, именно в младшем школьном возрасте, и далее в подростковом наблюдается усиление значимости отца в отношениях с детьми. Об этом свидетельствуют и наши результаты. Мать, взявшая на себя основную заботу о ребенке на начальных этапах его жизни (младенческий, ранний и дошкольный возраст), на данном этапе развития семьи постепенно «сдает свои позиции», т.к. забота о школьнике требует большего участия именно отца (например, помочь решить сложные математические задачи, «разобраться» с обидчиками сына или дочери – подростка). Этим мы и можем объяснить повышение показателей по фактору «опека» у отцов детей школьного возраста.
    По  фактору авторитарность мы получили видимые различия средних показателей  мужчин и женщин, что позволяет  утверждать, что взгляды мужчин на воспитание детей более авторитарны, чем взгляды женщин. Действительно, именно функцией мужчин, прежде всего, является проявление строгости в воспитании, в случае необходимости подавление неблаговидных поступков ребенка. Женщины менее склонны проявлять строгость по отношению к детям, они скорее готовы простить ребенка за проступок, приласкать его, защитить от санкций.
    Мужчины не представляют воспитание детей без  строгости, дисциплины, правил, норм поведения  и беспрекословного их исполнения. Они придерживаются мнения, что дети, воспитанные в строгости, в последствие будут благодарны своим родителям. У мужчин показатели властности взглядов достаточно высоки.
    В целом, на основании теоретического анализа проблемы и ее экспериментального изучения можно сделать следующие  выводы:
    Наиболее  активны в процессе воспитания детей женщины, их установки относительно детско-родительских отношений являются доминирующими, именно они являются основными проводниками стиля детско-родительских отношений. Влияние отцов проявляется в меньшей степени, чем матерей, что вызвано их меньшей реальной включенностью в процесс воспитания.
    Существуют  определенные закономерности изменения  тех или иных представлений семей  о детско-родительских отношениях в  зависимости от этапа развития семьи. Взгляды супругов о детско-родительских отношениях меняются от «идеализированных», нормативно одобряемых взглядов к более реалистичным взглядам родителей, учитывающих жизненные проблемы развития, которые в данный возрастной период решают их дети. Взгляды супругов, имеющих детей – младших школьников, наиболее близки к социально одобряемому нормативу детско-родительского взаимодействия. В связи с тем, что в этом возрасте у детей появляется тенденция к формированию сознательного регулирования поведения, происходит усвоение моральных норм, развитие социальных эмоций становятся реально возможными демократические отношения родителей с детьми, без ярко выраженных авторитарных воздействий взрослых и их опекающих установок. Полученные в исследовании данные дают возможность глубже проникнуть в понимание процессов, происходящих в семье, помогают определить основные проблемные точки в отношениях родителей к детям, позволяют разрабатывать принципы коррекционно-развивающей работы с учетом взглядов супругов на детско-родительские отношения.

    2.2. Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.

 
    Изучение позиции родителей в детско-родительском взаимодействии проводилось при помощи модифицированного варианта методики «Родительское сочинение», представленного в форме неоконченных предложений. Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений позволила выявить такие особенности родительской позиции как особенности образа ребенка; характер эмоционального принятия ребенка родителем и отношение к нему; когнитивный образ и переживание родителем характера своего взаимодействия с ребенком. Использование этой методики позволило получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детских отношениях, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнез, отражающий историю развития ребенка и выявить некоторые личностные особенности самого родителя.
    Практика  показывает, что модифицированный вариант  методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.  
    По  результатам методики «Родительское  сочинение» становится возможным выявление  родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя. 
    В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия» (Приложение 2).
    Методика  позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.
    Блок  «Образ ребенка» включает в себя идеальный  и реальный образы ребенка. Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7). 
    Реальный  образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем – оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа. 
    Блок  «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11). 
    Определенную  информацию дают результаты ответов  родителей на нейтральные незаконченные  предложения (шкала 1). По этой шкале  родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме. 
    Сочинения родителей анализируются по следующим  критериям: распространенность среди  высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности  временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».
    В проведенном нами исследовании было проанализировано 20 сочинений родителей детей младшего школьного возраста, посещающих начальные классы и проживающих в г. Москве.
    1. Категории высказываний.
    Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных  для каждого блока анализируемых  показателей.  Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке 
Значимые  характеристики, качества:
1) личностные  особенности;  2) волевая сфера,  самоконтроль;
3) когнитивная  сфера; 
4) коммуникативная  сфера; навыки;
5) эмоциональная  сфера; 
6) самостоятельность;
7) внешность,  физическое развитие; 8) самообслуживание, бытовые
9) здоровье;
10) вкусовые предпочтения.
Интересы, деятельностные предпочтения:
1) природа  (животные, растения); 2) культурные  мероприятия; 
3) ТВ;
4) компьютер; (математика, языки);
5) игра;
6) продуктивные  виды деятельности;
7) чтение;
8) спорт, танцы; 9) музыка, пение;
10) интеллектуальные  занятия
11) прогулки;
12) обучение, поступление  в детский сад / школу / вуз.
Особенности отношений:
1) послушание; 2) близость, симбиоз;
3) совместность  во взаимодействии; 4) внешние влияния.
Трудные жизненные  ситуации:
1) утрата, сепарация;  2) развод, конфликт, переезд.
Дополнительные  категории:
1) обобщенные  высказывания; 2) переживания  родителей.
   
    В блоке «Образ отношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений. 
    Обобщенный  список категорий по блоку «Образ отношений в семье» 
Интересы, деятельностные предпочтения:
1) отдых,  прогулки; 2) совместность  в деятельности (без конкретизации  вида деятельности);
3) бытовое взаимодействие;
4) межличностное  общение; 
5) культурные  мероприятия;
6) игра; 7) продуктивные  виды деятельности;
8) чтение;
9) музыка, пение;
10) занятия, обучение.
Характер  отношений с ребенком:
1) дружба; 2) любовь;
3) доверие; 
4) понимание; 5) послушание/подчинение;
6) близость, симбиоз.
Дополнительные  категории:
1) обобщенные  высказывания; 2) шаблон «мы  – дружная семья».
Категории высказываний по «Открытой» шкале:
1) чувство  «принадлежности» ребенка;  2) условный симбиоз;
3) личностные  качества;
4) коммуникативные  качества;
5) волевые качества;
6) навыки самообслуживания;
7) эмоциональные  проявления;
8) способности; 
9) обучение, профессия;
10) внешность; 11) детско-родительские  отношения;
12) послушание;
13) сравнительная  оценка;
14) внешние влияния;
15) телесный контакт;
17) обобщенные  высказывания;
16) переживания родителя;
18) сензитивность  к состоянию ребенка.
   
    2. Эмоциональный знак  отношения  

    Эмоциональная составляющая высказываний родителей  отражает особенности принятия ребенка  родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).
    Эмоциональный знак высказываний не анализируется  по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный  знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки). 
    3. Временная перспектива образа 
    Временная отнесенность образа ребенка, себя как  родителя или отношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По другим шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях родителей могут встречаться исключения, и они интересны для разбора индивидуальных случаев. 
    4. Характер центрированности высказываний 
    Определение характера центрированности высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) возможно также только по «Открытой» шкале. По другим шкалам центрированность высказываний в основном задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» такой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком служит выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во взаимодействии». 
    5.  Распространенность описания 
    Коэффициент распространенности описания (Краспр.) – показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.
    Краспр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе) 
    6. Значимость блоков  «Образ идеального  ребенка», «Образ  реального ребенка», «Образ отношений  в семье» 
    Показатель  предпочитаемой ориентации родителей на реальный, идеальный образы ребенка или на образ отношений с ним. Коэффициент значимости (Кзнач.) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для родителей. 
    Кзнач. = Краспр. / количество вопросов в блоке  
    В нашем исследовании были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (табл. 3). Выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты взаимодействия. 
Таблица 3
Типы  взаимодействия родителя и ребенка  

Название  группы Характер  взаимодействия
1. Конфликтный тип несогласованное «Мы»
2. Гармоничный тип комплементарное «Мы»
3. Дистантный тип взаимодействие  «рядом»
4. «Родитель-диктатор» доминирование–подчинение
5. «Ребенок-диктатор» доминирование–подчинение
   
    На  основе предложенной модели эмпирически  выделены пять типов детско-родительского взаимодействия, включающие конфликтный, гармоничный, дистантный виды и доминантный, подразделяемый в зависимости от субъекта доминирования на виды «доминирующий родитель – покорный ребенок», «доминирующий ребенок – потворствующий родитель». В табл. 4 представлено распределение детско-родительских диад в соответствии с выделенными видами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.