На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы по психологии журналистики

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1) Психологическая  культура журналиста.
2) особенности  психических процессов. Восприятие.
3) Основные свойства  восприятия
4) особенности  психических процессов. Внимание.
5)Виды и свойства  внимания
6)Особенности  психических процессов. Память.
7) Функции и  виды памяти
8)Сенсорные системы  восприятия
9) Бихевиоризм.  Взаимозависимость стимула и  реакции.
10) Гештальт-психология  как учение о целостности психических  явлений.
11) Топографическая  модель организации психики: сознание, бессознательное.
12)Общие черты  массовой психологии по Фрейду.
13) Теория защитных  механизмов.
14) аналитическая  психология К.Юнга.
15)Теория архетипа.
16)Массовое сознание. Понятие. Характеристика.
17)Функция установок  и стереотипов.
18)Массовая культура  как структурный элемент культуры.
19) Основные черты,  характеризующие массовую культуру.
20)Феномен симулякра.
21) клиповое сознание.
22)Основные знаковые  системы невербальной коммуникации.
23) Специфические  черты социальной рекламы и  пропаганды.
24)социально-психологические  проблемы массовой аудитории
25)Способы психологического  воздействия на аудиторию.
26)Психологическая  типология текстов СМИ.
27)Магическое  мышление и особенности мифологического  текста.
28)Рационалистическое  мышление и особенности убеждающего  текста.
29)Позитивистское  мышление и особенности прагматического текста.
30) Драйв-мышление  и особенности гедонистического  текста.
31)Гуманистическое  мышление и особенности смысловыявляющего  текста.
32) Net-мышление  и особенности сетевого текста.
ВОПРОС 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА.
Каждый журналист  регулярно сталкивается со множеством людей, работает в
коллективе, вступает в контакт с различными социальными  институтами. Все это
обуславливает публичность профессии журналиста. Психологический опыт
сознательно, а  чаще - бессознательно руководит работниками СМИ.
Что изучает  психология?
1) Наука, изучающая  процессы активного отражения  человеком и животными объективной  реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и  ее высшей формы - сознания.
Психология журналистики изучает закономерности формирования и функционирования психики журналиста как личности и профессионала, журналистского труда и творчества, психологические особенности межличностного и межгруппового взаимодействия в процессе журналисткой деятельности.
Термин “Культура”- имеет десятки определений, из которых  в данном случае
подходит такое: “Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-
либо отрасли  знаний или деятельности”.
Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как
науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении  психологических
знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с
социологическими  методами познания и отражения действительности.
Предметом науки  является:
1. Законы развития внутреннего мира журналиста, особенность формирования картины мира.
2. Закономерности  психологический процессов массовой  коммуникации журналистики.
3. Психологические  функции СМИ в обществе и  психологические процессы массовой  аудитории. 
4. Изменения под воздействием СМИ сознания и деятельности индивидов, психическое состояние в больших и малых группах и общества в целом.
5. Психология  массового сознания и общественного  мнения.
Этапы массовой информационной деятельности:
- невербальная  коммуникация (знаки)
Знаки: сигнальные,
Демонстративные,
Символьные.
- устные выступления,
- письменная (протореклама, протогаеты, альбум, граффити)
Массовая информация – направленность на массу, отсутствие непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории, соответствие нужной этой массе информации, ориентирует в социально-значимых явлениях. Оперирование полученными сведениями, стремление к единой позиции, доступность информации для масс, простота формы.
Психологическая культура журналиста формируется под воздействием многих факторов, среди которых:
а) познание самого себя как личности и профессионала; формирование специфического внутреннего  мира, имиджа как системы личностных характеристик и соответствующего стиля поведения;
б) изучение психологи  людей и их поведения, проникновение  в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения;
в) овладение  психологическими методами воздействия  на массовое сознание и поведение  аудитории; освоение диалогических  и интерактивных форм отношения с аудиторией;
г) формирование профессионального мышления и выбор  определенных форм журналистского труда  и творчества;
д) изучение социально-психологических  законов, дающих системное представление  о закономерностях психологических  процессов, лежащих в основе жизни социума.
ВОПРОС 2.
особенности психических процессов. Восприятие.
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических  процессов - познавательные, эмоциональные  и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.
Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном влиянии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, совокупности его свойств.
Это процесс  познания целостных, сложных вещей  и явлений, существующих в мире и  представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.
Существование образов представляется очевидным  в отношении зрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видам восприятия, например, слуховому. Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагмент какого- либо музыкального произведения или все произведение в целом, когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета. Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.
Свойства восприятия:
1. предметность  – соотношение сведений внешнего  мира к существующей реальности, воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
2. целостность  – ощущения отражают отдельные  свойства предметов, а восприятие  – целостный образ, складывающийся  на основе знаний об отдельных  качествах.
3. структурность  – мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
4. константность  – принцип постоянства.
5. избирательность  – преимущественное выделение  одних объектов перед другими.
Факторы восприятия
1 Внешние
Размер
Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
Контрастность (противоречие с окружением)
Движение
Повторяемость
Новизна и узнаваемость
2 Внутренние
Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.
Потребности и  мотивация — человек видит  то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.
Личностные особенности  — оптимисты видят мир и  события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.
Результатом процесса восприятия становится построенный  образ.
Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого  при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
ВОПРОС 3.
ОСНОВНЫЕ  СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
См.2 вопрос
ВОПРОС 4.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ВНИМАНИЕ.
Внимание —  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Поскольку под  вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться  в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.
Изменение внимания выражается в изменении переживания  степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.
Внимание находит  себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.
ВОПРОС 5.
ВИДЫ  И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.
Виды внимания
В зависимости  от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
1. Непроизвольное  внимание (пассивное)
Вид внимания, при  котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Причины возникновения  непроизвольного внимания:
- Неожиданность  раздражителя.
- Относительная сила раздражителя.
- Новизна раздражителя.
- Контрастность  предметов или явлений.
- Внутреннее  состояние человека.
2. Произвольное  внимание
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения  в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом  труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с  менее напряженной работой, путем  переключения на более легкие или  интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает  значительное усилие воли, концентрирует  свое внимание, понимает содержание необходимое  для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
3. Послепроизвольное  внимание 
Вид внимания, при  котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).
Формы внимания
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты  субъективного мира человека. Необходимое  условие самопознания и самовоспитания;
моторное (двигательное) внимание;
Свойства внимания
1. Концентрация
Концентрация  — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие  внимания означает связь сознания с  определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
2. Объём
Поскольку человек  может одновременно ясно и отчетливо  осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.
3. Устойчивость
В противоположность  ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
4. Переключаемость
Сознательное  и осмысленное, преднамеренное и  целенаправленное, обусловленное постановкой  новой цели, изменение направления  сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о  переключаемости. Когда же эти условия  не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.
Переключение  внимания можно пронаблюдать при  помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканьи, то оно будет то появляться, то исчезать.
5. Распределение
Способность выдерживать  в центре внимания несколько разнородных  объектов или субъектов
ВОПРОС 6.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ПАМЯТЬ.
Память –  процесс запоминания, сохранения и восприятия человеком образов, мыслей, эмоций, движения.
Психология является тем психологическим процессом, на основе которого человек управляет  своим поведением.
Память –  процесс запоминания, сохранения и  восприятия человеком образов, мыслей, эмоций, движения.
Основные виды памяти:
По длительности сохранения:
Оперативная
Кратковременная
Долговременная
По характеру  психической активности:
Моторная, двигательная
Эмоциональная
Словесно-логическая
Образная, оптическая
Аудиальная,
Вкусовая
Болевая
По произвольности:
Произвольная
Непроизвольная
По способу  запоминания:
Механическая  – зубрежка
Смысловая –  создание логических связей
По доступности:
Эксплицитная  – произвольно и сознательно  разучивать
Имплицитная –  непроизвольно
по наличию  средств — опосредованная и неопосредованная;
Практические  приёмы запоминания:
Интересное запоминается легче.
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше  она запомнится.
Если человек  сам себе дал установку запомнить  информацию, то запоминание произойдёт легче.
Информация, участвующая  в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
При ассоциативном  связывании информации с уже знакомыми  понятиями новое усваивается  лучше.
Лучше всего  запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Лучше всего  запоминается информация, которую повторили  несколько раз.
Лучше всего  запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и  т.д.
Запоминание —  это процесс памяти, посредством  которого происходит запечатление информации. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение —  процесс накопления материала в  структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Забывание —  потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее  запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может  быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и  полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Вопрос 7 = Вопрос 6
ВОПРОС 8
Сенсорные системы восприятия
Сенсорные системы  человека являются частью его нервной  системы, способной воспринимать внешнюю  для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.
Сенсорные системы  человека обеспечивают:
1) формирование  ощущений и восприятие действующих  стимулов;
2) контроль произвольных  движений;
3) контроль деятельности  внутренних органов; 
4) необходимый  для бодрствования человека уровень активности мозга.
Главным свойством  рецепторов является их избирательная  чувствительность к адекватным раздражителям. Большинство рецепторов настроено  на восприятие одного вида (модальности) раздражителя — света, звука и  т. п. К таким специфическим для них раздражителям чувствительность рецепторов чрезвычайно высока. Возбудимость рецептора измеряется минимальной величиной энергии адекватного раздражителя, которая необходима для возникновения возбуждения, т.е. порогом возбуждения.
Другим свойством рецепторов является очень низкая величина порогов для адекватных раздражителей. Например, в зрительной сенсорной системе возбуждение фоторецепторов может возникнуть при действии световой энергии, которая необходима для нагревания 1 мл воды на 1 гр. по С в течение 60000 лет. Возбуждение рецепторов может возникать и при действии неадекватных раздражителей (например, ощущение света в зрительной системе при механических и электрических раздражениях). Однако в этом случае пороги возбуждения оказываются значительно более высокими.
Фундаментальным свойством всего живого является адаптация, т. е. приспособляемость  к условиям внешней среды. Адаптационные  процессы охватывают не только рецепторы, но и все звенья сенсорных систем. Адаптация периферических элементов проявляется в том, что пороги возбуждения рецепторов не являются постоянной величиной. Путем повышения порогов возбуждения, т. е. снижения чувствительности рецепторов происходит приспособление к длительным монотонным раздражениям. Например, человек не ощущает постоянного давления на кожу своей одежды, не замечает непрерывного тикания часов.
ВОПРОС 10
Гештальт-психология как учение о целостности  психических явлений.
Постулат: Первичными данными психологии являются целостные  структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Гештальтпсихология  возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, эти ребята предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные  свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения  между собой и являют новое  свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и  его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию  восприниматься вместе.
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету  или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
При описании гештальта  употребляется также понятие  важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).
Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт.
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
ВОПРОС 11
Топографическая модель организации  психики: сознание, бессознательное.
Сознание –  это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего  мира в форме словесных понятий  и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
На удивление  сознание состоит из сознательного  и бессознательного.
В структуру  сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Познавательные  процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
Отношения человека к себе и окружающему миру (его  чувства, эмоции, переживания).
Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые  образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
Формирование  временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует  модели будущего).
Формирование  целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении  которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается  всё, что не становится для индивида объектом осознания.
Несколько основных классов проявлений бессознательного
Неосознаваемые  мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
Подпороговое  восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
ВОПРОС 12.
Общие черты массовой психологии по Фрейду.
Структура личности по Фрейду:
1. Оно или  бессознательное. Ид не модифицируется  по мере развития и достижения зрелого возраста. Ид не меняется под воздействием жизненного опыта, так как оно не находится в контакте с внешним миром.
“В структуре  Ид ничто не связано с понятием времени, не признается течение времени  и (что весьма удивительно и ожидает  адекватного внимания со стороны философской мысли) не существует изменений в психических процессах с течением времени...
Естественно, ид не имеет представления ни о ценностях, ни о добре и зле, ни о нравственности”. Ид может быть уподоблено слепому  королю, который наделен абсолютной властью и полномочиями, но чьи доверенные советники, главным образом Эго, указывают ему, как и где использовать эту власть.
2. я или рациональное  мышление.
Эго - структурная  компонента психики, которая находится  в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из ОНО по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования Ид (оно).
Деятельность  Эго заключается в регулировании  уровня напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражителями. Увеличение напряжения ощущается как состояние дискомфорта, тогда как уменьшение напряжения - как состояние удовольствия. Поэтому Эго стремится к удовольствию и ищет пути, чтобы избежать и преуменьшить страдание.
"[Мы] могли  бы сказать, что Эго символизирует  разум и здравый смысл, тогда  как Ид (оно) символизирует необузданные  страсти"
3. сверх-я или  моральный цензор. Последняя компонента  структуры личности образуется  не из Ид, а из Эго. Супер-Эго  служит судьей или цензором поступков и мыслей Эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Супер-Эго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности.
Фрейд считал, что  психика состоит из трех слоев -- сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются  основные структуры личности. При  этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
“Оно” - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта -- инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.
Вторая структура  личности -- “Я” по мнению Фрейда также  является врожденной и располагается  как в сознательном слое, так и  в предсознании.
Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти  исключительно руководит бессознательное. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.
Факторы, которые  ведут к человеческому страданию: - превосходство, - бренность человеческого  тела (я несовершенен и уязвим)
- недостатки  социальных установок, регулирующих  отношения человека в семье,  обществе и государстве.
Таким образом мы всегда можем осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом.
Третья структура  личности -- “Сверх-Я” не врожденная, она  формируется в процессе жизни  ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”.
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть  человеческой толпы, в известное  время и для определенной цели организующейся в массу.
Индивид при  определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем  можно было бы от него ожидать, при  включении в человеческую толпу, приобретшую свойство "психологической  массы".
Ле Бон в  своей книге "Психология масс" так отвечает на эти вопросы: "...В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть...новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток".
В массе стираются  индивидуальные достижения отдельных  людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
"У массовых  индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.
Первая из причин состоит в том, что в массе  в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство  неодолимой мощи, позволяющее ему  предаться первичным позывам, которые  он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.
Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.
Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к "зачарованности", овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера.
Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе: ...исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том  же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом."
Вопрос 13
Теория  защитных механизмов.
1. Вытеснение  – удаление из сознания мыслей, чувств, намерений и т.д., вызывающих внутренний дискомфорт. Когда человек забывает, не учитывает или игнорирует важные моменты внешних обстоятельств и внутренних обязанностей.
2. Сопротивление  – человек спонтанно противодействует  всему, что может привести к  осознанию вытесненного.
3. Проекция –  неосознаваемое приписывание собственных  неприемлемых качеств и намерений  другим людям. Проецируя, человек  освобождается от чувства вины  за то, что испытывает определенные  желания и направляет возникшее  негодование на других.
4. Рационализация – непроизвольное стремление с позиции разума и высокой морали обосновать и объяснить собственные действия нравственно-неприемлемые. Вид бессознательного самооправдания.
5. Замещение  – непроизвольное перенесение  внимания, чувства потребности на  какой-нибудь другой объект, вместо ранее желаемого.
6. Идентификация  – воображаемое отождествление  себя с другой личностью.
7. Регрессия  – непреднамеренный возврат на  более примитивный уровень психического  реагирования.
8. Сублимация  – спонтанный перевод энергии  влечения в социально-приемлемое русло.
ВОПРОС 14. аналитическая психология К.Юнга.
Структура личности
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный  личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром  сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым  мы чувствуем свою целостность, постоянство  и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное  вмещает в себя конфликты и  воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.
Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение  человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг  высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Основные свойства бессознательного по Юнгу:
1. Бессознательное  реально.
Его энергетика проявляется непрерывно в течение  всей жизни. Люди, как индивидуально, так и коллективно, постоянно  пребывают под влиянием той энергии, которая ими осознается.
2. Проявление  психической энергии в жизни  – это всегда сложный сплав:
А) работы сознания индивида
Б) его комплексов
В) действие коллективного  бессознательного, реализуемое в  конкретном индивиде.
3. Судить о  бессознательном индивида можно  только по его проявлениям  в сфере сознания.
4. значение символов  выходит за рамки конкретной  личности. Он трансперсонален по его сути.
5. В бессознательном  непрерывно воспроизводятся символы,  основанные на имперической реальности.
6. Жизнь человека  существует на двух уровнях  и реализуется как древний  эпос:
Сказательно (соответствует  сознательному)
Иносказательно (соответствует бессознательному).
ВОПРОС 15. ТЕОРИЯ АРХЕТИПА.
Архетип вытекает из категории  бессознательного.
Архетип – класс  психических содержаний, события  которых не имеют своего источника  в конкретном индивиде.
Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Основные психологические  архетипы:
- архетип матери.
Воспроизведение ситуации первоначальной природной  бессознательной стихии.
- божественный  младенец.
Соответствует ситуации родства и обновления (спасения).
- архетип самости.
Архетип психологического строя и целостности личности. наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой  сердцевину личности, вокруг которой  организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни.
- архетип тени
Содержит подавленные  желания, воспоминания и опыт, которые противоречат стандартным идеалам. Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
- архетип духа.
Воплощает общечеловеческую мудрость, персонифицированную в  образе какого-либо существа (старик, пророк).
- архетип маски  или персоны.
это наше публичное  лицо, то есть то, как мы проявляем  себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии  с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.
- архетип анимуса  или анимы. 
Анима (образ  женщины глазами мужчины)
Анимус (образ  мужчины в сознании женщины)
В архетипах  анимы и анимуса находит выражение  признание Юнгом врожденной  андрогинной природы людей. Анима  представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную  женскую сторону, в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.
- существует понятие культурного архетипа. Оно является общим для членов культурного сообщества:
Универсальные (архетипы сотворения мира, единства мужского и женского начала, первородного греха)
Этнокультурные
16)Массовое  сознание. Понятие.  Характеристика.
Массовое сознание
Основным и  главным отличием толпы является ее бессознательное поведение участников, вызванное с какими-либо впечатляющими  событиями, затрагивающие главные  ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.
Неорганизованная масса крайне возбудима, импульсивна, неустойчива, непоследовательна, агрессивна. Она неспособность обдумывать свои поступки, лишена рассуждения и критики. Исходя из этого, можем сделать вывод, что толпа мыслит крайностями. Она не способна выслушать какие-либо аргументы и доводы, взвесить все за и против и найти иное компромиссное решение.
Толпа понимает только преувеличенные чувства, яркие  и громкие фразы и жесткие  формы речи. Чтобы управлять массой, нужно использовать сильные выражения, гиперболизировать, утверждать, повторять и никогда ничего не доказывать.
§1.2.2 Отсутствие рационального мышления
Из этого следует, что масса никогда не думает. Она  не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом.
Толпа мыслит образами, вызванными ассоциациями. Ассоциации разнородных вещей, имеющих лишь мнимое отношение друг к другу  и обобщение частных случаев  – вот характерные черты рассуждения  толпы.
§1.2.3 Подверженность внушению
Исходя из особенностей мышления толпы, можно сказать, что  масса легко подвержена внушению. Сознательная личность, воля, рассудок исчезают у участников, все их мысли  и чувства контролируются.
Люди, обладающие достаточной силой духа способны сопротивляться внушению, но они малочисленны и чаще всего быстро выходят из толпы. Это не наносит ей никакого вреда.
Человек в толпе  чрезвычайно легко подчиняется  словам и образам, которые бы на него не оказали никакого воздействия, будь он наедине с собой. Попав в массу, он будет способен на поступки, на которые никогда бы не решился.
Воздействуя на бессознательную составляющую психики  человека, человека толпы легко подвергнуть  внушению, что сделает его удивительно  легковерным. В подтверждение этому можно увидеть, как легко распространяются неправдоподобные истории и легенды.
§1.2.4 Чувствительность к психическому инфицированию
Таким образом, мы можем утверждать, что масса  всегда подвержена психическому инфицированию. Личность или группа лиц в толпе становится подверженными определенным психическим состояниям. Это происходит в результате воздействия вербальных и невербальных средств общения. Инфицирование подсознания участников толпы обладает рядом особых характеристик.
§1.2.5 Конформизм
Из других психологических характеристик толпы стоит выделить конформизм, который появляется как следствие воздействия психического инфицирования.
Конформизм [лат. conformis – подобный, сходный] – поведение людей, характеризуемое приспособленчеством, соглашательством, опасением противостоять сложившимся мнениям и взглядам окружающих (стремление не оказаться "белой вороной").
В толпе сознательная личность исчезает. Она принимает  эмоции и идеи всех остальных участников толпы, принимает одно и то же направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно. Индивид легко отрекается от своих личных чувств, предпочтений и даже убеждений во имя коллективных идей. Г. Лебон утверждал, что подобное поведение противоречит природе человека, поэтому на это способен только участник толпы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.