Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Современные формы маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Современные формы маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы маркетинга в системе франчайзинга………………………………..5
1.1. Сущность  франчайзинга……………………………………………………5
1.2. Маркетинг в системе франчайзинга……………………………………….10
2. Анализ  развития маркетинга в системе франчайзинга в РФ……………….17
2.1.Правовое регулирование франчайзинговых отношений в РФ……………17
2.2. Условия  развития франчайзинга в РФ……………………………………22
2.3. Особенности маркетинга в системе франчайзинга в России…………….27
3. Анализ  использования маркетинга в системе франчайзинга в ЗАО «Интерскол»……………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..40
Список  литературы…………………………………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время более заметную роль в экономике страны стал играть малый и средний бизнес. При  росте безработицы в стране все  больше политиков и экономистов обращаются к такому виду бизнеса как источнику новых рабочих мест.
     Малое предпринимательство способствует развитию конкуренции и обладает следующими достоинствами: способностью быстро и гибко реагировать на запросы рынка в различных областях деятельности; большой восприимчивостью к изменению спроса на рынке; созданием дополнительных мест и обеспечением занятости местного населения в крупных городах и в малонаселенных пунктах.
       Существуют многочисленные нефинансовые формы поддержки, например, оказание помощи со стороны в ведении определенного бизнеса, что способствует успешному росту предпринимательства. Одним из современных видов партнерского бизнеса является франчайзинг, именуемый также «льготным предпринимательством».
     Франчайзинг - это современная форма ведения бизнеса и одновременно особый вид маркетинга. Смысл франчайзинговых взаимоотношений партнеров в бизнесе состоит в том, что одна сторона - франчайзер передает другой стороне право вести определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения и имидж франчайзера (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.п.).
       В качестве франчайзера может выступать как крупная фирма, хорошо известная потребителю, так и фирма, добившаяся прочного положения со своим бизнесом на рынке, для которой необходимо или желательно обеспечить себе возможность быстрого роста при минимальных финансовых затратах, обеспечив рабочую силу и ресурсы для достижения поставленной цели в обмен на предоставленное франчайзи право вести бизнес в соответствии с разработанной франчайзером системой и его имиджем.
     Франчайзер  при этом может взять на себя обязательство поставить необходимое оборудование, материалы и сырье, осуществляет обучение франчайзи и его персонала, консультирует и оказывает помощь в управлении бизнесом, может оказать непосредственную финансовую помощь или косвенную в виде поручительств и гарантий.
       Таким образом, работа фирмы, использующей систему франчайзинга, позволит преодолевать возникающие трудности, особенно на начальном этапе, что особенно актуально для начинающих предпринимателей в РФ.
     Франчайзинг отличается уникальной маркетинговой политикой, обусловленной спецификой данного вида деяельности.
     Цель  курсовой работы – комплексное исследование современного вида маркетинга на примере маркетинга в системе франчайзинга.
       Объектом курсовой работы является процесс маркетинга в системе франчайзинга в России. Предметом курсовой работы является исследование маркетинга в системе франчайзинга.
       Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность франчайзинга;
- исследовать  основы маркетинга в системе франчайзинга;
- охарактеризовать процесс становления и развития маркетинга в системе франчайзинга в России;
- обобщить  российскую практику маркетинга в системе франчайзинга.
       В ходе настоящего исследования использованы законы логики и обобщения, анализ и синтез, индукция и дедукция, относящиеся к числу общенаучных методов.  
 
 
 
 
 

1. Основы маркетинга  в системе франчайзинга. 

     1.1. Сущность франчайзинга. 

     Решение многих экономических проблем современной  России требует новых экономических  механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг.
     Можно утверждать, что франчайзинг в  настоящее время - инструмент, позволяющий  повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства  малого и крупного бизнеса.
       История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
     В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах  прошлого века, когда практически  одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. [18, с. 64].
       Анализ проблем франчайзинга требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.
       Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение. Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от воего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
       Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками: известной торговой маркой; номенклатура товаров должна быть ограничена.
       Объектом франчайзинга могут быть следующие товары: продукт (изделие, имеющее материальную форму); услуга; производственный процесс; бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий); комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.
       Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке.
     Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.
       Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.
       Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж) предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.
     Роялти-регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с оддержанием и развитием франчайзинговой системы. [ 22, с. 92].
       Франчайзинг - экономический инструмент , отличающейся особой моделью маркетинга, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические и правовые предпосылки. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг".
     Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.
     Развитие  правового обеспечения франчайзинга требует решения экономических  проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.
       Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера.
     Но  именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
     Франчайзинг строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. [ 13, с. 114].
     Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи  должен быть достаточно большим.
     На  основе анализа различных определений  франчайзинга в странах, где существует правовое регулирование этого процесса, сформулированы следующие признаки франчайзинга:
    существование у франчайзера наработанной системы ведения бизнеса;
    проведение франчайзером обучения франчайзи;
    постоянная поддержка франчайзи по вопросам ведения предпринимательской деятельности со стороны франчайзера;
    предоставление франчайзером права вести дело, используя его систему и торговый имидж;
    выплата вознаграждения франчайзеру за полученные права.
     Льготное  предпринимательство (франчайзинг) может  быть применимо к любому виду деятельности, являясь еще одним средством  производителя, оптовика или розничного торговца, которое может быть им использована с целью расширения своего бизнеса.
     Для обеспечения справедливых франчайзинговых  взаимоотношений были созданы Международная  Ассоциация Франчайзинга[2] (1960 год) и  Европейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год).
     Из  бывших республик СССР в эти организации  входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
     Договор франчайзинга является традиционным для  англосаксонской системы права  и не распространен в странах  романо-германской (континентальной) системы права.
     Между тем, необходимость использования  договора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единой франчайзинговой модели осуществления  предпринимательской деятельности.
     В США есть законы, защищающие франшизу от незаконного использования и при этом не предусматривающие сложной системы регистрации франчайзи.
     Согласно  этим законам, фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых, при регистрации франчайзи должен обязательно указывать вид деятельности и правовую форму организации. [ 7, с. 60]. 

     В зависимости от объема и вида исключительных прав, предоставляемых франчайзером франчайзи, можно условно выделить две основные разновидности франчайзинга. Для одной из них характерны относительно простые и традиционные франшизные формы.
     Речь  идет о договорах, в соответствии с которыми франчайзи пользуются обычно лишь торговой маркой франчайзера  для перепродажи товаров, купленных  ими у франчайзера.
     Эта простейшая разновидность франчайзинга тесно примыкает к различным категориям обычных т.н. исключительных торгово-распределительных договоров.
     Независимо  от территориальных размеров франшизной сети, ее структуры, числа и состава  участников и других особенностей существуют известные принципы и нормы отношений  между франчайзером и «сетью», равно как и между самими франчайзи. [ 20, с. 110].
     В целом, в системе франчайзинга сложилась  особая система маркетинга, учитывающая  специфику продвигаемого на рынка  товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Маркетинг в системе франчайзинга. 

     Маркетинг в системе франчайзинга представляет собой комплекс мероприятий по организации эффективного продвижения на рынка комлекса услуг, реализуемого в рамках двухсторонних договоров о сотрудничестве.
     В международной практике существуют три основные сферы сотрудничества на условиях франшизы:
     1. Сотрудничество в промышленной  области. Оно осуществляется между  производственными структурами.  Франчайзер, являясь собственником  патентов, технологий, представляет  франчайзи право на их использование  и реализацию на определенной территории.
     2. Сотрудничество в сфере товарного  обращения. В этом случае предприятие  или фирма поставляют другой  фирме товары для реализации  в пределах определенной территории. Как правило, этим занимаются  коммерческие структуры, стремящиеся  оперативно расширить свои рынки сбыта.
     Обязательным  условием такого сотрудничества является осуществление коммерческой деятельности от имени франшизодателя, предоставившего  право реализации товаров с использованием его торговой марки.
     3. Сотрудничество в сфере услуг. Механизм сотрудничества в этой сфере в основном аналогичен тому, что применяется при сотрудничестве в сфере товарного обращения. Различие состоит в объекте сотрудничества.
     На  сегодняшний день в российской практике наиболее интенсивно происходит развитие франчайзинговых отношений в сфере товарного обращения и в сфере услуг.
     Причем  если раньше на российском рынке по системе франчайзинга работали в  основном зарубежные фирмы, то сейчас все более активно начинают работать в этом направлении и российские компании. [ 16, с. 147].
     Интенсивно  развиваются франчайзинговые отношения  в системе питания ("Русское  бистро", "Баскин Роббинс", "Пицца-Хат"), компьютерной индустрии ("Лампорт", "1С"). Зарождаются франчайзинговые  отношения и в сфере производства ("Довгань").
       Однако сфера применения франчайзинга для российской практики отнюдь не ограничивается указанными видами деятельности. На сегодняшний день можно сказать, что с определенными допущениями практически любой бизнес может развиваться по системе франчайзинга.
       К популярным сферам можно также отнести: общественные услуги (обслуживание бизнес-центров, рассылка почты, доставка товаров, печать, копирование, службы по трудоустройству и т.д.), различные магазины, автосервис, оздоровительные центры и торговые предприятия, бухучет и услуги по налогообложению, строительство и ряд других.
     Столь обширная "география" франчайзинга объясняется прежде всего наличием обоюдовыгодных преимуществ подобной формы сотрудничества.
       Огромная популярность франчайзинга за рубежом (где его считают бизнес-революцией XX века) заключается не просто в эффективном развитии бизнеса для крупных фирм и предприятий.
     В большей степени успех объясняется  предоставлением возможности для  малого предприятия или частного предпринимателя организовать свое собственное преуспевающее дело в качестве франчайзи какой-либо торговой марки или бизнес-концепции.
     Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший  определенную нишу, технологии которого были всесторонне опробованы на практике. Это значительно минимизирует его предпринимательский риск. Обладатель франшизы гарантирует себе определенную стабильность на рынке, возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли.
     Являясь владельцем торговой марки и имея право на процент вашей прибыли, франчайзер материально заинтересован в коммерческом успехе вашего бизнеса, который будет означать и успешное развитие его собственного дела.
     В связи с этим чаще всего франчайзеры осуществляют всестороннюю поддержку своих партнеров. Во-первых, это касается консультационной поддержки франчайзи по всем основным аспектам ведения бизнеса (организация управления, технология продаж).
     Помимо  этого, франчайзер чаще всего предоставляет  возможность приобретения на льготных условиях расходных материалов, сырья  либо у самой компании, либо у поставщиков.
     Другой  аспект франчайзинговых отношений, способный значительно снизить  издержки франчайзи, -это реклама. Франчайзи, купив торговую марку, получает возможность  рекламировать товар с помощью  более масштабной рекламы.
     Все перечисленные механизмы активно применяют в своей работе франчайзеры, работающие на российском рынке, причем это касается как российских, так и зарубежных компаний. [ 22, с. 69].
     Как правило, договоры франчайзинга заключаются  на долгосрочной основе. Это может  иметь для франчайзи определенное неудобство, поскольку сложно выйти из бизнеса без больших материальных потерь.
     При всех льготах, которые имеет франчайзи  при организации бизнеса, стартовый  капитал необходим, хотя, меньший, чем при самостоятельном осуществлении предпринимательской деятельности. [ 21, с. 113].
     Наибольшее  распространение в мире получили торговый и сервисный франчайзинг, причем очень часто тот и другой применяют в комбинированном  виде, поскольку оказание услуг обычно сопровождается поставкой необходимых для них товаров, так же, как продажа изделий, особенно технически сложных, требует послепродажного их обслуживания.
       Производственный франчайзинг практикуется  реже и стоит особняком от  других разновидностей франчайзинга. Комиссия ЕС в Регламенте № 4087/88, выполняющем роль закона о франчайзинге в странах ЕС, не включила производственный франчайзинг в число регулируемых Регламентом франшизных договоров.
     Объясняется это тем, что франчайзи при  производственном франчайзинге не занимает промежуточного положения между изготовителями продукции и ее потребителями. Он сам — полноценный, независимый изготовитель продукции.
     Таким образом, производственный франчайзинг  — это отношения двух изготовителей  продукции и товаров, когда один из них предоставляет другому  лицензии на использование при производстве товаров, а также предоставляет патенты и/или технические знания и опыт, соединенные с лицензией на торговую марку.
     К производственному франчайзингу не следует относить предпродажную  «доводку» или адаптацию товаров  франчайзера, производимую с учетом местных условий эксплуатации или индивидуальных запросов потребителей. Это — сервисный франчайзинг.
       Для торгового и сервисного франчайзинга характерны «вертикальные» отношения сторон по франшизному договору, когда франчайзер, сосредоточивший в своих руках изготовление продукции, выступает в роли верхнего звена технологической цепочки, а группа франчайзи, занимающихся распределением или сбытом продукции, образует нижние звенья цепочки.
     Различаются четыре типичные «связки» — комбинации сторон по подобному франшизному договору, причем такие комбинации определенным образом соотносятся с этапными периодами истории франчайзинга.
     Вторая  разновидность «вертикальных» франшизных «связок» возникает между изготовителем  продукции и ее оптовым распространителем. Ближайший пример - это отношения между уже упоминавшимися изготовителями сиропов и концентратов безалкогольных напитков и оптовыми распространителями, которым уступается право бутилирования и дальнейшего продвижения продукции на рынках.
     Третья  разновидность отношений возникает, таким образом, между оптовиком-дистрибьютором и розничными продавцами. Оптовик организует розничную франшизную сеть для доведения продукции до конечного потребителя, что позволяет ему максимально загрузить складские помещения, оптимально использовать транспортные средства, распределительное оборудование и другие принадлежащие ему инфраструктурные объекты. В роли розничников—франчайзи в такой «связке» в США, например, выступали разъездные торговцы, владельцы аптек, скобяных лавок и др. [ 11, с. 24].
     Наконец, четвертая разновидность франшизных отношений — это отношения  между двумя розничными распространителями, один из которых выступает в роли франчайзера, предоставляющего своему контрагенту-франчайзи фирменное  наименование, торговую марку или иные средства индивидуализации.
     Зарубежный  франчайзер может также действовать  на принадлежащей ему франшизной территории непосредственно через  свой филиал, обслуживая через него местных франчайзи. Филиал может  заключать франшизные договоры от имени франчайзера. Заключать франшизные соглашения, но уже от собственного имени, может и дочерняя компания зарубежного франчайзера, если последний управомочил ее выступать в роли правообладателя.
       В этом случае создаваемые ею франшизные сети становятся субфраншизными, а сама дочерняя компания иногда именуется субфранчайзером либо «главным», «старшим» франчайзи. По договору субфраншизы «главный» франчайзи предоставляет собственным франчайзи все те исключительные права или часть прав, которые были предоставлены ему самому «первичным» франчайзером.
     Субфранчайзинг  находит широкое применение не только в международных франшизных отношениях. Франчайзеры прибегают к нему и в любых других случаях, когда  по тем или иным соображениям для  них перспективнее осваивать новые рынки или укреплять потенциал уже освоенных рынков, используя опорную фигуру субфранчайзера, создавая через его посредство «двухъярусную» франшизную сеть. [ 8, с. 70].
     В роли субфранчайзера, помимо дочерней компании, может выступать и совершенно независимое лицо, которому франчайзер предоставляет исключительную лицензию на открытие в данной стране собственных торговых точек либо создание субфраншизной сети, либо на организацию одновременно того и другого. «Главный» франчайзи выступает в этом случает в роли франчайзера во исполнение всех целей и намерений последнего.
     Одним из популярных способов развития франчайзинга является учреждение фигуры т.н. зонального распространителя-лица, которому франчайзер предоставляет право открывать  в отведенной для него зоне и по согласованному графику как собственные, так и субфраншизные торговые точки.
     Исключительные  права распространителя во многом сходны с правами «главного» франчайзи. Но распространитель, согласно различным  оценкам, встречающимся в литературе, является собственником и оператором зонального «куста» торговых точек, для чего он получает от франчайзера т.н. генеральную лицензию.
     Его услуги оплачиваются либо за счет специальных  взносов франчайзи, входящих в зону ответственности распространителя, либо за счет отчислений франчайзера из получаемых им поступлений от франчайзи. От распространителя требуется организовать «эксплуатацию» выделенной для него территории в качестве франчайзи либо провести субфраншизньте операции.
     Выбор франчайзером той или иной схемы развития франшизной сети за рубежом зависит от ряда финансово-экономических факторов, уровня развития рыночных отношений, местных культурных традиций, обычаев и др.
     В некоторых странах практикуются собственные, отличные модификации  франчайзинга. В Италии, например, различается франчайзинг двух разновидностей: «исключительный» и «неисключительный».
     В первом случае франчайзи может продавать  только продукцию франчайзера и  никакую другую. Во втором — он свободен в выборе и приобретении на продажу любой другой, наряду с франшизной продукцией при условии, что она не конкурирует с продукцией франчайзера. [ 6, с. 81].
     Такое деление дало основание некоторым  специалистам считать, что в Италии существует «собственно» франчайзинг  и «не совсем» франчайзинг, представляющий собой некую договорную форму с отдельными «элементами» франчайзинга.
     Там же в Италии и ряде других стран  выделяют разновидности франчайзинга, одна из которых характеризуется  прямым участием франчайзера в капиталовложениях  франчайзи, тогда как другая разновидность таким участием не сопровождается.
     В организационном плане в Италии выделяется и т.н. «локальный» франчайзинг, который предполагает размещение части  структур франчайзера непосредственно  в производственных помещениях франчайзи.
     В целом, маркетинг в системе франчайзинга имеет ряд особенностей, обусловленных  национальными, социальными и экономическими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ развития  маркетинга в системе  франчайзинга в  РФ.
2.1.Правовое  регулирование франчайзинговых  отношений в РФ. 

     До 1990г. в России политическая и социальная ситуация не способствовали развитию такого типа организации бизнеса как льготное предпринимательство (франчайзинг).
     По  мнению ведущих российских юристов, принимавших непосредственное участие  в подготовке нового Гражданского кодекса РФ, фактическое использование отношений франчайзинга в отечественных условиях потребовало специального законодательного оформления этих отношений (155, стр.246-247). Посвященная регулированию этих отношений глава 54 ГК РФ получила название "Коммерческая концессия". [ 11, с. 96].
       Появление и дальнейшее развитие конструкции договора коммерческой концессии в действующем законодательстве имеет огромное значение для стимулирования привлечения частных инвестиций в экономику страны.
     Широкое распространение франчайзинга и  активное использование этой системы  бизнеса в более чем 80 странах  мира, демонстрирует необходимость  его применения с целью преодоления  инвестиционного кризиса и создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, что свидетельствует об актуальности развития в Российской Федерации этого способа ведения предпринимательской деятельности.
       При этом правовая конструкция договора коммерческой концессии представляет несомненный интерес и с концептуальных позиций: До на-стоящего времени дискуссионным в литературе остается вопрос о юридической природе франчайзинга (договора коммерческой концессии).
       Термин «коммерческая концессия», использованный законодателем в названии Главы 54 ГК РФ, не был известен в России до даты введения в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что под договором коммерческой концессии в некоторых странах Европы понимается договор на эксклюзивное распространение товаров (дистрибьюторскии договор), по которому, как правило, наряду с правом на распространение товара передается право на использование товарного знака, знака обслуживания.
       Отмечено, что в настоящее время в литературных источниках применительно к договору коммерческой концессии используются термины «концессионный договор», «предоставление прав по концессии», что приводит к терминологической путанице и вызывает ассоциации с концессиями. Термин «концессия» в общепринятом понимании рассматривается как акт государства, регламентирующего деятельность лица, которому предоставляется концессия.
     Отличительной чертой концессионного договора является то, что стороной в правоотношениях  всегда выступает государство, а  разрешение на осуществление деятельности связано с монопольным правом государства на объект своей деятельности, либо на занятие деятельностью, являющейся его прерогативой. Концессионный договор широко применялся в 20-е годы в СССР. Концессионной договор и договор коммерческой концессии различны по своей юридической природе. [ 23, с. 107].
       Договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии тем, что по договору франчайзинга одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) комплекс прав на объекты интеллектуальной собственности; право на использование охраняемой коммерческой информации, а также оказывает постоянную всестороннюю помощь, в том числе организационную и техническую, в ведении предпринимательской деятельности.
       При этом содержание Главы 54 ГК РФ совпадает с содержанием понятия «франчайзинг» как концепции комплексного использования его формы. Понятие «коммерческая концессия» не отражает сущность отношений, регулируемых нормами главы 54 Гражданского кодекса РФ.
       В объем комплекса исключительных прав, предоставляемого правообладателем по договору коммерческой концессии, обязательно должны быть включены право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение и право на охраняемую коммерческую информацию, в) видообразующие признаки договора.
       К видообразующим признакам договора коммерческой концессии следует отнести: предоставление пользователю комплекса исключительных прав; обязательное включение в комплекс передаваемых правообладателем прав по договору коммерческой концессии права на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение и права на информацию и коммерческий опыт, составляющие предмет коммерческой тайны правообладателя; передача пользователю технической и коммерческой документации, а также иной документации и информации.
       Эффективному функционированию субъектов договоров коммерческой концессии и распространению данного способа ведения предпринимательской деятельности будет способствовать решение проблемы введения налоговых, амортизационных и иных льгот.
       Основополагающим законом, определяющим условия хозяйственной деятельности, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельность на товарных рынках», принятый 22 марта 1991г., обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.
       Указанный закон, имеет самое непосредственное отношение к франчайзингу. Во-первых, он устанавливает количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые должны учитываться при формировании сети франчайзи: предельная доля любого хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара в соответствии со ст. 4 Закона не может превышать 35%. [ 8, с. 135].
     Во-вторых, закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйственных договоров, в том числе договоров коммерческой концессии. В соответствии с этим порядком запрещается: навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
     В-третьих, закон содержит важные для отношений между франчай-зером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относится, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и метода изготовления, потребительских свойств и качества товара, самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
     Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний  день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг.
     Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная  инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве метода бизнеса. [ 14, с. 140].
       Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России. Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.
       Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз.
     Несовершенство  законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия "франчайзинг" в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями "франчайзинг" и "коммерческая концессия" , а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров (правообладателей) либо вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории, либо потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Условия развития франчайзинга в РФ. 

     За  последние несколько лет произошло  изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном  рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению  к иностранным.
     Первопроходцами в российском франчайзинге была сеть "Баскин Роббинс", которая продала свою первую франшизу в Москве в 1992 году. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, предлагающих на рынке программы стоимостью от нескольких сотен ("1C", "Горячие крендели") до нескольких миллионов долларов (супермаркет "Перекресток").
     Однако  в последнее время российские компании начинают понимать значимость франчайзинга для развития собственного бизнеса.  Наиболее заинтересованы в таком бизнесе оказались ритейлеры.
     По  мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга, в нашей стране франчайзинг  развивается пока только в 8-10 отраслях. При этом те рынки, которые за границей почти на 80% заняты франчайзинговыми сетями, в России вообще не охвачены.
     Удельная  доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно  растет. Франчайзинг активно применяют  такие известные сети магазинов, как "Перекресток" , "Копейка" , "Ароматный мир", "Красный куб" и многие другие.
     Однако  до сих пор невозможно назвать  точное количество франшизных систем, функционирующих на российском рынке, что связано с размытостью  понятия франчайзинга в России. Представители  Российской ассоциации франчайзинга констатировали, что на российском рынке действуют от 130 до 150 франшизных систем. [25,с. 109].
     Развитие  франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний  день можно назвать только несколько  российских регионов, где франчайзинг  используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.
     В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы.
     Так, салоны обуви "Эконика" в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно  фирме-франчайзеру, зато для продвижения  марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.
     Основным  отличием российских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру.
     Данную  ситуацию можно объяснить тем, что  большинство российских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети.
     Характерными  особенностями системы франчайзинга являются выплата оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти . Ряд российских франчайзеров отказываются от этих принципов, считая, что отсутствие первоначального взноса является конкурентным преимуществом, привлекающим новых франчайзи.
     Подобный  аргумент можно считать спорным, поскольку первоначальная плата  является гарантией для франчайзера, что оператор будет выполнять  условия договора и будет заинтересован  в поддержании договорных отношений.
     Размер  первоначального взноса франчайзи достигает 35 тыс. долл., что составляет примерно 10% от инвестиций на переоборудование помещений (торгового зала, офисов и т.д.) под стандарт франчайзера (средние данные по проанализированным предприятиям). [ 7, с. 110].
     Размер  роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. Так, в сфере розничной торговли роялти либо отсутствует (заменяется требованием заказывать продукцию у самого франчайзера - "Юнисам" , "Красный Куб" , "Феликс"), либо устанавливается в зависимости от того, какие условия были зафиксированы в договоре после переговоров франчайзера и франчайзи.
     Такой индивидуальный подход, в принципе, не рекомендуется Международной  ассоциацией по франчайзингу (МАФ), так как он может вызвать конфликт внутри системы, в частности недовольство ряда операторов тем, что другим франчайзи системы были предоставлены лучшие условия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.