На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цели и методы анализа финансового состояния предприятия, финансовая устойчивость, финансовые показатели

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат 

Цели  и методы анализа  финансового состояния  предприятия, финансовая устойчивость, финансовые показатели 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

6.2.1 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
    Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
    Методы  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
    Типы экономических моделей
6.2.2 ФИНАНСОВАЯ  УСТОЙЧИВОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Контрольные вопросы
Задача 
Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   6.2.1 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
   Анализ финансового состояния предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.
   Анализ  должен представлять собой комплексное  исследование действия внешних и  внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия  и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.
   Основное  направление анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата - к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному":
    прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа;
    при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров и еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения;
    завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции).
    выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок.
       Основные  принципы анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия
Принцип Содержание  принципа
Конкретность Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение
Комплексность Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки
Системность Изучение экономических  явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно
Регулярность Анализ следует  проводить постоянно через заранее  определенные промежутки времени, а не от случая к случаю
Объективность Критическое и беспристрастное  изучение экономических явлений, выработка  обоснованных выводов
Действенность Пригодность результатов  анализа для использования в  практических целях,  для повышения  результативности производственной деятельности
Экономичность Затраты, связанные  с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения
Сопоставимость Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы  друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность  результатов
Научность При проведении анализа  следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами
 
   Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.
   В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:
    - определение ("фиксация") финансового состояния предприятия на момент исследования;
    - выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
    - определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
    - выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.
   В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут  определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур может определяться как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.п.).
   Прежде чем приступить к проведению анализа финансового состояния организации необходимо определиться с чьей точки зрения будет выполняться эта работа. Цель анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:
   - внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия,
   - внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).
   Как правило, задачи, направленные на корректировку  финансовой политики предприятия, ставятся руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать, что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей; они должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации. Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния предприятия, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды.
   Каждое  предприятие (организация) является субъектом рыночных отношений и входит в круг интересов других фирм, предприятий, организаций. К числу последних относятся поставщики, кредиторы и инвесторы. Исследование предприятия сторонними фирмами касается, в основном, реализации конкретных планов в отношении данного предприятия: приобретения, кредитования, заключения контрактов. В этом случае говорят, что информация финансового анализа предназначена для внешних пользователей.
   Основные  направления анализа:
    -анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала,
    -анализ ликвидности и финансовой устойчивости,
    -анализ прибыльности и структуры затрат,
    -анализ оборачиваемости,
    -анализ рентабельности,
    -анализ эффективности труда.
   В зависимости  от поставленной задачи анализ может  иметь разную степень детализации по отдельным направлениям, но в кратком виде необходимо проводить анализ по всем направлениям. Это объясняется взаимосвязанностью показателей: изменение одних показателей может быть следствием изменения других. В зависимости от поставленных целей финансовый анализ состояния предприятия может быть дополнен другими исследованиями (маркетинговыми, технологическими).
   Виды  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
   Различия  между оперативным, тактическим  и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование - стратегическим анализом. Повседневная деятельность предприятия не требует реализации сложных финансовых схем, крупных инвестиций и в целом достаточно предсказуема. Долгосрочный же анализ проводится в условиях значительной неопределенности относительно фактических характеристик будущей деятельности, поэтому он невозможен без рассмотрения большого количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии. Анализ возможных стратегий в таких условиях достаточно сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ.
   Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или, наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно направление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных и иных расчетов предприятия) - в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.
   В ряде случаев анализируются специальные  аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д.
   Методы  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
   В буквальном переводе с греческого языка слово "метод" означает "путь к чему-либо". Говоря современным языком, метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе научного исследования; в нем заключены процедуры, необходимые для получения нового знания. Таким образом, метод можно назвать своеобразной мыслительной технологией.
   В целом  методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные: к общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д., конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.
   Метод анализа финансово-хозяйственной  деятельности - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.
   В наиболее общем виде метод можно  представить как комбинацию трех составляющих: М={K,I,P}, где К – категория науки; I – инструментарий исследования; Р – принципы. Категории – это наиболее общие понятия данной науки. Для АФХД к категориям можно отнести: фактор, система, затраты, доходы. Принципы  в АФХД используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д. Научный инструментарий (аппарат) – это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова.
   Основные  методы анализа:
    - горизонтальный (продольный) или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными за другие периоды;
    - вертикальный (глубинный), при котором исследуется структура показателей путем постепенного "спуска" на более низкие уровни детализации;
    - факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов финансовой деятельности предприятия на основные экономические показатели;
    - сравнительный - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями основных конкурентов.
Существует и другая, более детальная классификация методов анализа: 
 

1. Неформальные (логические) методы
    1.1 Разработка системы показателей
    1.2 Метод сравнений
    1.3 Построение аналитических  таблиц
    1.4 Прием детализации
    1.5 Метод экспертных  оценок
    Дельфийский метод
    Морфологический анализ
    1.6 Методы ситуационного анализа и прогнозирования
    Метод сценариев
    Имитационное моделирование
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Формализованные (математические) методы
    2.1 Классические методы экономического анализа
    2.1.1 Балансовый  метод
    2.1.2 Детерминированный  факторный анализ
      Приемы цепных подстановок и арифметических разниц
      Метод выявления изолированного влияния факторов
      Дифференциальный метод
      Интегральный метод
      Логарифмический метод
    2.1.3 Прогнозирование  на основе пропорциональных зависимостей
    2.2 Традиционные методы  экономической статистики
    2.2.1 Метод средних  величин
    2.2.2 Метод группировки
    2.2.3 Элементарные  методы обработки расчетных данных
    2.2.4 Индексный  метод
    2.3 Математико-статистические  методы изучения  связей (стохастическое  моделирование)
    2.3.1 Корреляционный  анализ
    2.3.2 Регрессионный  анализ
    2.3.3 Дисперсионный  анализ
    2.3.4 Кластерный  анализ
    2.4 Методы теории принятия решений
    2.4.1 Метод построения дерева решений
    2.4.2 Линейное  программирование
    2.4.3 Анализ  чувствительности
    2.5 Методы финансовых  вычислений 
     

   Типы  экономических моделей
   Многие  аналитические методы используются в совокупности с различными типами моделей, которые позволяют структурировать и идентифицировать связи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей, используемых в экономическом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.
   Дескриптивные модели. Эти модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
   В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.
     Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.
   Система аналитических коэффициентов - ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа.
    Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени предприятие обеспечено оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (конвертации в абсолютно ликвидные средства - денежные средства), рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
    Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показателей оценивается состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.
    Анализ текущей деятельности. С позиции кругооборота средств текущая деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов оборотных активов в другие:
        ... => ДС => СС => ЯЯ => ГП => СР => ДС => ...
        где ДС - денежные средства;   
        СС - сырье на складе;
        НП - незавершенное производство;
        ГП - готовая продукция;
        СР - средства в расчетах (дебиторы).
    Эффективность текущей финансово-хозяйственной  деятельности может быть оценена протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных  условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности. Поэтому основными показателями этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости средств в запасах и расчетах.
    4.   Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, рентабельность капитала анализируют в целом. Основными показателями поэтому являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.
    5.   Анализ положения и деятельности на рынке капитала. В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на биржах ценных бумаг и котирующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.
   Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного анализа.
   Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе, а также в управленческом учете, в частности в управлении затратами. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении системы жестко детерминированных факторных моделей. 

       6.2.2 ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
   Цель анализа финансовой устойчивости - оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе.
   Способность предприятия погашать обязательства  в долгосрочной перспективе определяется соотношением собственных и заемных  средств и их структурой.
   Интегральным показателем, характеризующим финансовую устойчивость организации, является коэффициент автономии, который соизмеряет собственный и заемный капитал организации.
   Кт  автономии = Собственный  капитал / Заемный капитал
   Для финансово  устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше 1. С экономической точки зрения это означает, что в случае если кредиторы потребуют свои средства одновременно, предприятие, реализовав активы, сможет расплатиться по обязательствам и сохранить за собой права владения предприятием.
   Возможности предприятия отвечать по обязательствам напрямую зависят от структуры активов, точнее, от степени ликвидности активов.
   Методика  расчетов показателя автономии, допустимого  для предприятия, основывается на общеизвестном  экономическом принципе: для обеспечения финансовой устойчивости необходимо, чтобы за счет собственных средств была профинансирована наименее ликвидная часть активов. К наименее ликвидной части активов в классическом случае относятся основные средства, запасы материалов и незавершенное производство. Для различных предприятий и организаций состав наименее ликвидной части активов может изменяться.
   Для оценки структуры источников финансирования наравне с коэффициентом автономии  используется коэффициент платежеспособности, который определяет долю собственного капитала в общих источниках финансирования организации. Для финансово устойчивого предприятия коэффициент платежеспособности должен быть больше 0,5.
   Кт  платежеспособности = Собственный капитал / Валюта баланса (общие пассивы)
   Назначение  коэффициентов автономии и платежеспособности одинаково - оценить долю собственного капитала в структуре источников финансирования. При характеристике финансовой устойчивости организации достаточно рассчитать один из них.
   При проведении анализа финансовой устойчивости организации могут быть использованы следующие показатели.
   Коэффициент иммобилизации рассчитывается как соотношение постоянных и текущих активов. Данный показатель отражает степень ликвидности активов и тем самым возможность отвечать по текущим обязательствам в будущем.
   Значение  коэффициента иммобилизации во многом определяется отраслевой спецификой организации. Статистическая база рекомендуемых  значений в настоящее время отсутствует. В общем можно сказать, что  чем ниже значение коэффициента, тем больше доля ликвидных активов в имуществе организации и тем выше возможности организации отвечать по текущим обязательствам.
   Кт  иммобилизации = Постоянные активы / Текущие активы
   Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную (мобильную) часть активов.
   Кт  маневренности = ЧОК / Собственный капитал
   где ЧОК – чистый оборотный капитал
   Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.
Доля собственных источников финансирования текущих активов = ЧОК / Текущие активы
   Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования характеризует степень покрытия запасов и затрат (незавершенного производства и авансов поставщикам) собственными источниками финансирования.
   Кт  обеспеченности запасов = ЧОК / (Запасы материалов + Незавершенное производство + Авансы поставщикам)
   Для оценки финансовой устойчивости можно использовать показатель вероятности банкротства Альтмана (Z-показатель), рассчитываемый по следующей, адаптированной к российской терминологии, формуле:
   Z = (ТА/ВБ)*1,2 + (ПОД/ВБ)*3,3 + (НК/НБ)*1,4 + (УК/ЗК)*0,6 + (ВР/ВБ)
    Где ТА – текущие активы
    ВБ - валюта баланса
    ПОД – прибыль от основной деятельности
    НК  – накопленный капитал
    УК  – уставный капитал
    ЗК  – заемный капитал
    ВР  – выручка от реализации за период
   Каждый  из элементов формулы Альтмана имеет  наименование и экономический смысл. Отношение текущих активов к  общей величине активов (ТА/ВБ) носит название степень мобилизации активов. Аналогично коэффициенту иммобилизации, он определяется отраслевой спецификой организации.
   Соотношение накопленного капитала и валюты Баланса (НК/ВБ) отражает уровень самофинансирования. Выражение УК/ЗК отражает соотношение уставного (акционерного) капитала и обязательств (заемных источников финансирования) предприятия. Перечисленные показатели характеризуют долю собственных средств в пассивах, то есть отражают финансовую устойчивость организации.
   Отношение прибыли от основной деятельности (за период) к общей величине активов (ПОД/ВБ) отражает рентабельность активов по основной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.