На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Зарождение ислама. Мухаммед

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План 

    Исторические условия зарождения ислама
    Проповедь Мухаммеда и его жизненный путь
    Общая характеристика мусульманского права
3.1.  Коран
3.2.  Сунна
3.3.  Иджма
Список  литературы 

 

    Исторические условия зарождения ислама
     Ислам, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий, насчитывающих миллионы последователей в разных странах мира. Возникновение единобожий религии – ислама в арабском обществе было обусловлено рядом социально-экономических и политических причин. На Аравийском полуострове, населенном в основном кочующими скотоводческими племенами арабов-бедуинов, происходили в ту пору важные изменения. Над родоплеменными или патриархальными, общинными отношениями и связями при разложении старого уклада стали преобладать отношения, основанные на имущественном неравенстве. Особенно интенсивно этот процесс шел в городах. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов как Таиф, Медина и Мекка. В Мекке широко развернулась торговля и ремесло, и он превратился в крупный политический центр. Это был перегрузочный центр на караванном пути из Йемена в Сирию, поэтому здесь появились купцы, имеющие рабов, и бедняков.
     Однако  распад многих основ древнего общества обострил все виды общественных противоречий, вел к разложению устоявшихся социальных связей, усилил конфликты между разными слоями общества, между племенами, между кочевниками и оседлыми. Все это нашло отражение в обостренном чувстве неустроенности, в фатализме, которые пронизывают, доисламскую арабскую поэзию. Это же стимулировало духовные искания аравийцев, разочаровавшихся во многих старых богах.
     В это время усиливается связь  между племенами, возникают союзы  племен. Идея объединения племен находила все большее число сторонников среди племенной знати и купечества.
     Различные части огромной по территории Аравии были объектами притязаний великих  империй того времени – Византии и Ирана. Ирану удалось захватить  Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Караванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также нападение соседних государств и племен, приводит к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества противоречий. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу осуществила религиозно-политическое движение под знаменем ислама.
     Верхам  общества, мекканским богачам, лишившимся значительных барышей от торговли, нужна была крепкая централизованная власть. Она дала бы возможность  объединить разрозненные части страны, ее города и оазисы, обеспечить национальную независимость, восстановить прежние караванные пути, вести завоевательные войны. Но этому мешали старые племенные верования.
     В начале 7 века в Аравии люди поклонялись своим племенным территориальным богам, которых действительно было великое множество. Арабы признавали реальность и своих, и чужих богов. Жили на Аравийском полуострове и сторонники единобожия – иудеи и христиане. Однако преобладало язычество, одним из важнейших его центров была Мекка. В центральной части города стояло знаменитое святилище Кааба – прямоугольное здание, в один из углов которого вделан «черный камень» - оплавившийся метеорит, считавшимся «волшебным» посланием людям с небес. Вокруг Каабы были расставлены идолы большинства аравийских божеств. Это привлекло в Мекку паломников из разных районов Аравии, что весьма способствовало процветанию торговли.
     На  фоне этих событий и возникает  новая религия. Ислам – это  стихийно возникшее религиозное  учение. Появлению ислама предшествовало распространение учения ханифов или ханифизма – ранней формы арабского монотеизма – единобожия. Ханифы – так называли в Аравии благочестивых людей, исповедующих единобожие, отвергавших поклонение идолам и ведущим аскетический образ жизни, выступали в различных частях Аравии, но не принимали ни иудаизма, ни христианства. Они стали одними из предшественников ислама.
     Появление ислама стало событием мировой истории. Ислам оказался идеологическим выражением многих глубинных процессов, происходивших  в обществе. Он сумел аккумулировать те процессы, которые происходили  не только в Аравии, но и по всему Ближнему Востоку, и дал толчок их развитию, дал людям новые ценностные ориентиры, новые идеалы. Рождение ислама в Аравии было вызвано как общеисторическими причинами, так и реальным ходом духовной и социальной истории Аравийского полуострова.
     Потребность в идеологическом обосновании политических, экономических и социальных перемен, стремление к их развитию породили во всех частях Аравии сходные друг с другом явления: политические движения, стремившиеся объединить племена и  города, противостоять внешним врагам. Во главе них становились люди, претендовавшие на прямую связь с божеством и обосновывавшие свою деятельность «божественным» вдохновением. Божество это представлялось им единым и единственным и называлось Рахман или Аллах. Оно «общалось» (прямо или через ангелов) со своими пророками в трансах.
     2. Проповедь Мухаммеда и его жизненный путь
     Основатель  ислама Мухаммед родился в 570 г. в  Мекке, крупнейшем торговом и религиозном  центре доисламской Аравии. Он принадлежал  к племени курейш, но происходил из обедневшего рода хашим. Его отец Абдалла умер после рождения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти – дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился, и его младших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммед взял к себе самого младшего – Али. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к Хадидже бинт Хувайлид, богатой вдове, которая происходила из курейшитского рода Абд аль-Узза. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. По мусульманской исторической традиции Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет, однако сохранились свидетельство, согласно которым ей при заключении брака с Мухаммедом было 28 лет. У них родилось шестеро детей – 2 сына и 4 дочери, но к большому огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После вступления в брак Мухаммед занимался торговлей, но больших успехов на этом поприще не достиг.
     Язычество было его родной религией, но он был  знаком с идеями иудаизма и христианства. Христиане и иудеи жили как в Мекке, так и в других районах Аравии, и не составляло большого труда получить хотя бы общее представление об основных догматах этих вероучений. Как показывает последующая жизнь и проповедь Мухаммеда, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христианства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он поставил перед собой цель изменить само язычество, исходя из его внутреннего содержания сначала путем выделения одного из богов языческого пантеона – Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а затем путем замены их всех одним Аллахом.
     Трудно  установить, когда Мухаммед сам уверовал в свою пророческую миссию. Мусульманские историки считают, что первым проявлением пророчества у Мухаммеда были сбывающиеся сновидения. По обычаям курейшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере на горе Хира вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, согласно сведениям его биографов и сподвижников, среди которых тоже нет единодушия, к нему явился ангел Джибрил (архангел Гавриил), стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммед отвечал: «Я не умею читать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангел сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». После того как Мухаммед прочитал это, он проснулся. Ангел ушел, а слова были словно запечатлены в сердце. Когда Мухаммед вышел из пещеры и дошел до середины горы, он услышал голос с неба: «О, Мухаммед, ты посланник Аллаха, а я Джибрил!», и куда бы он не поворачивался, он видел ангела. По возвращению домой он рассказал о своем видении встревоженной Хадидже. Она ему ответила: «Радуйся, о сын моего дяди, и будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророкам этой общины». Таким образом, Хадиджа первая поверила ему и стала укреплять его веру в истинность ниспосланной ему пророческой миссии.
     Начало  открытой проповеди относят к 610 г. В мусульманской исторической традиции сохранялся рассказ о том, как несколько знатных курейшитов пригласили Мухаммеда и предложили ему стать вождем всех аравийских племен, если ему нужна власть, и посулили ему богатство, если он жаждет его. После отказа Мухаммеда возмущенные курейшиты потребовали зримых доказательств его пророческой миссии. Они пожелали, чтобы он покрыл Аравию тучными пастбищами, провел по ней реки, подобные водам Сирии и Ирака. Однако Мухаммед ответил, что чудеса только во власти Аллаха, а он только его посланник. Обращение Мухаммеда к библейским сюжетам в ранний период его пророческой деятельности скорее вызвано его стремлением подтвердить свою посланническую миссию, опираясь на авторитет Священного Писания и предшествующих его пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Это обращение было оправдано: Мухаммеду не на кого было опереться, ни чей религиозный авторитет в окружающим мире не представлялся более надежным. В последующие века ни один из благочестивых мусульман не упрекнул его в излишнем уважении к «неверным». Коран, включавший библейские сюжеты, был воспринят в полном объеме всеми правоверными как священная книга мусульман.
     После начала открытой проповеди среди курейшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинство сородичей Мухаммеда не присоединялось к нему. Соблюдая до определенного момента лояльность, курейшиты затем стали противодействовать Мухаммеду и даже проявлять враждебность к нему и его приверженцам, когда он стал развенчивать их богов и утверждать, что их предки горят в геенне огненной за неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые моления и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пещерах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммеда, во время одной из стычек пролилась кровь: «…и это была первая кровь, пролитая при исламе». Знатные курейшиты обратились к дяде Мухаммеда Абу Талибу с просьбой, чтобы он разрешил им самим разобраться с Мухаммедом. Однако Абу Талиб на это не согласился. Хотя сам он и не принял учения своего племянника, вместе с тем он обещал Мухаммеду свое покровительство. По словам Ибн Исхака, автора жизнеописания Мухаммеда, «отношения расстроились, запахло войной, люди раскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду к другим». В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своим приверженцам, выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопию отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незначительное число мусульман, курейшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухаммеда – хашимитам бойкот, сговорились с остальными родами и подписали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. К хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, все они оставили свои дома и переселились в другой район города, поближе к дому Абу Талиба. Положение заблокированных было крайне тяжелом, но ни один из них не отрекся от новой веры. По прошествии 2 – 3 лет представители разных мекканских родов, которые обладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гарантов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.
     Но  положение Мухаммеда осложнилось  тем, что в 619 г. умерли сначала Абу  Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекке. Он попытался найти поддержку в соседнем Таифе, однако таифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями.
       Затем он обратился к паломникам из Ясриба – земледельческого города-оазиса, где происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Ясрибские паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммеда, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет, но постепенно, с каждым паломничеством число приверженцев Мухаммеда из Ясриба стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. была достигнута договоренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммеда и его сподвижников в их город. Мухаммед и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра, которая установила новые отношения между переселившимися – мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Ясрибские мусульмане выступили не в роли покровителей, а в роли помощников – ансаров. Первоначально Мухаммед был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или просто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной его дипломатических поисков было заключение договора между мухаджирами, племенами аус и хазрадж и иудеями Ясриба – «Мединской конституции» (дустур Мадина). Согласно этому договору, мусульмане-курейшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним, и сражаются вместе сними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от других людей.
     Вслед за этим договором были заключены  соглашения с иудеями Ясриба и  с их союзниками. Иудеи признавались одной общиной с верующими, но «у иудеев своя религия, у мусульман своя». Иудеям вменялось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воевать без разрешения Мухаммеда. Значение этих договоров трудно переоценить. В первом договоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отделение их от других людей, признание себя отличными от остальных.
     Укрепившись в Ясрибе, Мухаммед стал задумываться об открытой борьбе против Мекки.
     Мухаммед  решил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12 января 630 г. войска мусульман беспрепятственно вошли в Мекку. С мекканцами был заключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священного города, куда мусульмане должны совершать ежегодные паломничества, Кааба оставалась общемусульманским храмом, курейшиты сохраняли свои функции при храме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммед сумел примириться со своим главным противником и сохранил возможность распространять свое влияние на племена, посещавшие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухаммед назначил из курейшитов.
     В январе 632 г. Мухаммед совершил паломничество  в Мекку, которое мусульманские  историки назвали прощальным. Он совершил полностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Медину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммеда – создание новой, оригинальной религии. Вся его проповедническая деятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии с мусульманской традицией, получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммед передавал эти слова людям.
     Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первое место следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного Бога – строжайший монотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обязательствам добивались соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Все установления Мухаммеда постепенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, естественно, не были изложены в виде определенной системы. Мухаммед порицал скупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.
     Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значительное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призывал «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Семейно-брачные отношения заняли в проповеди Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.
     Торговлю  он объявил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать и  не обвешивать. От имени Аллаха было запрещено ростовщичество. Мусульманам  предписывалось точное соблюдение долговых обязательств, честное отношение к залогам, к завещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов.
     В связи с тем, что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммед неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело того, кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленными. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп рабов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальные делили между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.
     В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращается к рабству как к  социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. Отпуск рабов на волю был  объявлен богоугодным делом, однако Мухаммед этим не ограничивался. При  определении видов наказаний за клевету, за празднословие, за убийство и другое мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю.
     Для арабов кровная месть была одним  из важнейших обычаев, уносившим  жизнь многих людей, часто служившим  поводом межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ислама, он сам брал на себя обязательство уплаты выкупа. Тем самым была сделана попытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского священного закона – шариата.
    Общая характеристика мусульманского права
     Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе
Корана  и Сунны (мусульманских священных  преданий) , содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного  права. Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания) , с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат) . Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосительные, но не влекущие за собой применения наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
     Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению  к Аллаху. Нормы, содержащие также  обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.) . Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми"?. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас"?.
     Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого  правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
     Как конфессиональное право шариат отличался  от канонического права в странах  Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично
___________
? Коран, сура 8.
? там  же, сура 4.
Восточную и Западную Африку, на ряд стран  Юго-Восточной Азии. Однако столь  бурное и широкое распространение  ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов.
     3.1. Коран
     Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга  мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г. г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г. г.) . Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".
     Коран состоит из 14 глав (сур) , расчлененных на 6219 стихов стихов (аята) . Большая  часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье) остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
     Большая часть положений Корана носит  казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
     Чтобы не быть голословным, привязываясь к  тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная война".
     Дело  Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную  покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.
     "Сражайтесь  с врагами вашими на войне  за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте  врагов ваших везде, где найдете  их; изгоняйте их оттуда, откуда  они вас изгоняли. Отступничество  хуже убийства. Не сражайтесь  с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же"?.
     3.2. Сунна
     Другим  авторитетным и обязательным для  всех мусульман источником права  была Сунна ("священное предание") , состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах 

__________
?Коран, сура 11. 
 

также можно встретить различные правовые напластования, отражающие
развитие  социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.) . Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
     Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
     3.3. Иджма
     Третье  место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась  как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами) . Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.
     Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
     Болшая  роль иджмы в развитии шариата  состояла в том, что она позволяла  правящей религиозной верхушке Арабского  халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Список литературы
    Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Мн., 1990 г.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.