На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Языческая Русь. Крещение Руси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования
Российской  Федерации 

Санкт - Петербургский государственный
инженерно-экономический  университет

Гуманитарный  факультет
кафедра истории и политологии 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА по дисциплине
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ИСТОРИЯ» 
 
 
 

Студент Зайцев Сергей Викторович
Форма обучения заочная
Срок  обучения 3 г.10 мес.
Факультет предпринимательства и финансов
Специальность «Коммерция»
Группа  № 8/3271
          Дата выполнения                  Подпись
Научный руководитель:
К,.э.н, д. Сексте Янис Артурович 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2007
   
 
 

Содержание 
 
 

1. Языческая Русь      
2. Крещение Руси  князем Владимиром     
3. Историческое  значение принятия христианства на Руси  
4. Список использованной  литературы      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

                          1. Языческая Русь 

      До половины IX века, то есть до  прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и  налево,  все  было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX века. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской  земли,  по-видимому, оправдывала этот взгляд. Восточные  славяне  до  принятия
христианства  жили «звериным образом, скотски»  в лесах,  как все звери, убивали друг друга,  ели все нечистое,  жили  уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами.
  Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут «отцом истории», посетил северные берега Черного моря. Верным взглядом посмотрел он на страну, на  племена,  в  ней  живущие,  и  записал  в  своей бессмертной книге, что племена эти  ведут образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз  племена сменялись одно другим, образовалось  могущественное  государство, но  явление  замеченное Геродотом остается в силе: ход  событий  постоянно  подчиняется  природным условиям.
      Более полное описание племен, обитавших на территории  древней  Руси, можно найти у Н. М. Карамзина. Он пишет: «Многие славяне, единоплеменные с лехами, обитавшими  на  берегах  Вислы,  поселились  на  Днепре  в  Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих.   Имя  сие  исчезло  в древней России, но сделалось общим именем  лехов,  основателей  государства польского. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей  и  вятичей:  первый  избрал  себе  жилище  на  берегах реки Сож, притоку Днепра, а второй по верхнему течению реки Ока. Древляне,  названные  так  от  лесной  земли своей, обитали  западней полян по берегам реки Припять; дулебы и бужане по реке  Бугу,  впадающему  в  Вислу;  лутичи  и тивирцы по Днестру до нижнего течения реки Дунай; белые хорваты жили в окрестностях карпатских гор; северяне, соседи полян, жили на берегах реки Десны, Сейму, и северному Донцу в Черниговской и  Полтавской губернии;  в Минской  и  Витебской, от Припяти до Западной Двины жили дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях рек Двины,  Днепра и Волги, жили кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, жили единоплеменные  с ними полочане; на берегах озера Ильмень жили ильменские славяне, (которые после рождества Христова основали город Новгород).
      Природа страны имеет важное  значение в истории по тому  влиянию,  какое оказывает она на народный характер. Об этом говорил С.М.Соловьев в своих сочинениях. Он считал, что «Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. Природа более скудная на свои дары, держит человека всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с  характером  противоречивым».  С  другой стороны,  щедрая  природа  развивает в народе чувство красоты, здесь господствует стремление к искусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества мужчин. Но среди природы относительно не  богатой, чувство изящного не может развиваться с успехом, при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному. Все это приводит к исключению женщины из  общества  мужчин, что, разумеется, приводит к еще большей суровости нравов. Все сказанное прилагается в известной мере к историческому различию в характере  южного  и северного народонаселения Руси.
  Славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто меняли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам от своих родовых усобиц, и от нашествия чужых народов.
      Языческие верования наших предков  вообще мало известны. Как и все арийцы, русские  славяне  поклонялись  силам  видимой  природы  и  почитали предков.
      Племенные, языческие верования  были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об  этих  силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, специфическими  занятиями  населения. Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить свои представления о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене  религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Крещение  отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками.
      Не достигшее большого развития, и не имевшее внутренней крепости, языческое  миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов - «волхвов» и «кудесников», - то тем более, должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать.
      Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян, поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен, она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям.
      Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в  ранней  истории  большинства  европейских народов стало их приобщение к христианству.
      К концу IX века область России  вследствие природного  влияния разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец: племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море.
  Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце первого тысячелетия стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, то есть религиозно.  Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины,  участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).
      Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях, в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.
      В Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские   племена, с другой стороны внешняя угроза требовала большого напряжения только  начавшего складываться молодого феодального государства.
       В этой связи вся стремительная  деятельность Великого Князя  Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых местах летописи). Наоборот, все было рассчитано на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача - создание мирного торгового плацдарма на западном   побережье Русского (Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, так как  здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.
  Борьба  с печенегами стала в Х веке насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц конного пути» от Дуная до Жигулей.
       Каждый набег приводил к сожжению  сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался внебрачный сын Святослава-Владимир.
       В городе Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х века некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. В былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе «конюхом да приворотчиком», а позже стал придворным – «стольничал- чайничал девять лет».
      Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир, которого долго потом корили его происхождением, называя «робичичем» и «холопищем». Воспитателем при нем и стал родной дядя Добрыня.
  Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба  Владимира, но перед очередным и как потом окажется трагическим походом 970 года, Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу -Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители.
      Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде. Тогда Добрыня предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный «робичич» стал князем наместником в Новгороде.
      В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил  княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. После смерти отца в 977 году он учавствовал в усобице и одержал победу над старшим братом Ярополком. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Для защиты с юга Руси Владимир сумел привлечь племена из ее северной части. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира Святославовича. И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми  усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот"  (980 год).
      В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами  (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец  обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих.  Но верно сказано: кровь мучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан – Феодор и Иоанн, а вскоре обратились к Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
      Понять превосходство христианства над язычеством, и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, обладал добрым смыслом и острым умом, и имел  возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские  храмы и совершались богослужения на славянском языке. 

                     2. Крещение Руси князем Владимиром
      Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году  в Корсуни (греческий Херсонес « Крыму»).
      Цепь событий, непосредственно  предшествовавших  принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен  сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание мусульманами, рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение  пить вино уставом безрассудным. «Вино, сказал он, есть веселие  для  русских,  не можем  быть без него». Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого  Вседержителя  и ничтожности  идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответили проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». «И вы, наказываемые богом,  дерзаете учить других?», - сказал Владимир: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии. И в заключение показал ему картину Страшного Суда, с  изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестись, - ответил Философ – и уйдешь в раю с первыми».
  Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы  те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о  греческой вере говорили: «Мы  не помнили, где мы находились на земле или на небе».
      Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: «Где тебе любо». Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться  город. Заняв его, Владимир направил послов к Василию и Константину с предложением  отдать их сестру,  Анну,  ему  в  жены,  угрожая  в  противном  случае  подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, уговорив сестру дать  согласие, послали ее вместе со священниками к русскому  Князю. В это время, по  преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
      Киевскому князю было лестно  породниться с могущественным  императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
      Во всяком случае, Владимир выполнил  свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за «северного варвара». Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство.
      Спустя два года после собственного крещения, Владимир (в крещении Василий) решился приступить к крещению народа, «обратить всю Землю в христианство».  Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более  успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился  войти в отношения с греками, так как  для будущей  русской  церкви нужна  была иерархия. Для этой цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками отношения. По возвращению в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
       Киевляне, среди которых было  много христиан, воспринимали обращение  в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как  государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему  у  киевлян не было серьезных оснований. Столь же  спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто  общавшиеся  с  иноверцами  и  жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
      Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима  (991году). Для покорения  новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в  других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного   отношения является приверженность населения к традиционным обрядам, именно в этих   городах сложились элементы  религиозной языческой организации.
      Другой причиной сопротивления  ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир,  нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым  греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан  Севера и Востока отступником, побравшим исконные вольности.
      В сельской местности сопротивление  христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
      Киевская Русь имела давние  связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле  организации церковного управления и развития духовной  культуры, князь Владимир  вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II  (976-1025) и Константином (976 - 1028) в Херсонесе (Корсуни) женится на их сестре Анне.  Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой  стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь  Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.
      Язычество не было религией  в современном понимании. Это  была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов,  но не учение. Это соединение  религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных  племен, в чем так нуждались восточные славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.
      Вокняжевшись в Киеве, Владимир  произвел своего рода языческую  реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом  Перуна  во  главе, судя  по  всему,  не  удовлетворила Владимира, хотя  киевляне  охотно  поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.
        Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в  такую же первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионеры не приносили с собой ничего принципиально  нового; они несли лишь новые имена для старых  богов, несколько иную обрядность и  значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям.
      По преданию, первым проповедником  христианства был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму  буквы  "Х"  (Андреевский  крест). Уже в «Повести  временных   лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, и благословил эти места (а заодно имел возможность  подивиться  русскому обычаю: хлестать себя в  бане  вениками). В последствии Киевская  Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.
    Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь   постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей.   Элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных  суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.
      Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных  наказаний, прощая разбойников; раздавал питание неимущим.
      Принятие христианства, способствовало широкому распространению на Руси: грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки,  в том числе монастырские и частные.
      Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»; богат был книгами епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
      Содержание русских книг было  преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
      С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами  Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь  Владимир  породнился  и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании.
      Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава  Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета -  за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном  Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого.   Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.
     В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди делились  на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами; рабы носили название «челядь» (в единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелями в  суде, не отвечали за свои преступления пред законом. За них ответствовал господин, который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел.  Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти  себе защиту только у своего господина; когда же господин  его отпускал на волю или прогонял, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища. Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из  своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья, при обычае  многоженства, и покупки невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень  распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама  по себе в нем не имела никакого значения.
      Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начали заметно смягчаться. Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начало византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их   житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды  изменяли к лучшему вои взгляды и нравы. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины из  земских людей появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь,  любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри  и  в  пустынное житье. Через свою иерархию, и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.
      Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: «воспрещать  злым, и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога  на  казнь  злым,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.