Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  высшего образования 
    Казанский государственный технологический университет 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа
    На  тему: «Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия  на примере ОАО «Газпром»» 
 
 
 
 

                   Выполнил: студен гр. 3253-83,
                   9 факультет, 5 курс
                  Денисова Н.В.
                  Шифр: 305555 

    Содержание
    Введение           3
    Глава 1. Теоретические аспекты анализа  экспортной стратегии 
                 промышленного предприятия      6
    1.1. Сущность и цели экспортной стратегии предприятия            6
    1.2. Моделирование экспортной стратегии предприятия                          12
    1.3. Влияние факторов на формирование экспортной
            стратегии промышленного предприятия                                             18
    1.4. Анализ динамики экспортной выручки                                                26
    Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере ОАО «Газпром»       27
    2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром»                                             27
    2.2. Сущность и цели экспортной стратегии ОАО «Газпром»                  33
    2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром»                    35
    2.4. Влияние факторов на формирование экспортной
           стратегии промышленного предприятия                                              37
    2.5. Анализ динамики экспортной выручки                                                56
    Заключение                                                                                                     57
    Список  литературы                                           58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
       Включение в международный бизнес является для компании одним из факторов, поскольку, как правило, ведет к увеличению объема продаж, получению дополнительного дохода, росту стоимости акций, а также решению других задач, стоящих перед фирмой. Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является интенсивно развивающейся, стоимостной объем и структура российского экспорта не соответствует экономическому потенциалу страны (ярко выраженная сырьевая направленность экспорта, низкая доля в экспорте РФ машин, оборудования, транспортных средств, удельный вес и объем экспорта услуг не соответствует тенденциям, отмеченным в международной торговле, постоянное снижение импорта и т.д.). Данная ситуация делает актуальным рассмотрение и исследование сферы международного бизнеса российских предприятий.

    Отсутствие  четкой стратегии поведения на международной  арене создает  хозяйствующим  субъектам проблемы, связанные с  низкой эффективностью внешнеэкономической  деятельности. Это обусловливает актуальность разработки методики формирования стратегии международного бизнеса российских предприятий, которая позволила бы успешно организовать международную деятельность во всех ее формах (в частности экспортную), учитывая специфику и общую стратегию развития.
    Исследованию  проблем международного бизнеса  ведущих мировых корпораций, оценке внутренней и внешней среды компании, осуществлению деловых операций на мировом рынке, анализу и совершенствованию  этих операций посвящены работы таких  известных зарубежных ученых-экономистов, как Б. Берман, А. Бэттлер, Дж. Джэннет, Дж. Дэниеле, П. Катеора, Ф. Котлер, В. Ойкен, Ж. Перар, М. Портер, Ли Радеба, С. Рохнен, Д. Уилсон, Дж. Уоррен, X. Хеннесси, Ч. Хилл, А. Чендлер, Дж. Эванс. и др. В этих работах раскрывается понятие международного бизнеса, его основные  формы и виды деловых операций на мировых рынках, структурируется внешняя среда ведения деловых операций компании на мировом рынке, обозначаются факторы, по которым может быть оценена внешняя среда компаний, указываются деловые операции компании, с помощью которых она может совершенствовать свой международный бизнес, подробно описывается механизм ведения международного бизнеса компаний на основе глобального размещения источников снабжения, организации производства и сбыта.  
Внешнеэкономическая деятельность предприятий, ее формы и другие проблемы мировой экономики исследуются в трудах ряда российских ученых: Е. Авдокушина, С. Афонцева, Э. Бабина, В. Буглая, И. Герчиковой, Л. Градобитовой, Ю. Григорьева, П. Завьялова, А. Киреева, В. Колесова, Э. Кочетова, Ф. Левшина, К. Ливенцева, А. Мовсесяна, Н. Моисеевой, А. Наговицина, С. Огнивцева, М. Осьмовой, В. Савина, К. Семенова, Л. Стровского, С. Пивоварова, С. Попова, Е. Пузаковой, В. Рыбалкина, Р. Хасбулатова, В. Шалашова, А. Шуркалина, Н. Цыпиной и др. В этих работах определяется понятие внешнеэкономической деятельности предприятий, ее формы и виды, обозначаются проблемы ведения данной деятельности отечественными предприятиями, вопросы мировой торговли и ее места в мировой экономике, дается обзор законодательной и нормативно-правовой базы осуществления внешнеторговых операций российскими предприятиями и т.д.

    Актуальность  и состояние исследования указанных  проблем предопределили цель и задачи данной курсовой работы.  
      Целью курсовой работы является анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере

    Реализация  указанной цели обусловила необходимость  решения комплекса взаимосвязанных  задач, таких как:
    -   определение целей и этапов  экспортной стратегии;
    - влияние факторов на формирование  экспортной стратегии промышленных  предприятий;
    - анализ выручки от экспортных  операций. 

    Объектом  исследования является промышленное предприятие  нефтехимического комплекса в процессе его включения в международный  бизнес посредством экспортной стратегии.
    Предмет исследования - механизм включения  промышленного предприятия нефтехимического комплекса в международный бизнес на основе формирования  экспортной стратегии.
    Теоретической и методологической основой курсовой работы является применение объективных принципов научного познания, основных положений теории международного бизнеса фирмы. В процессе исследования проблем по избранной теме изучалась фундаментальная и специальная литература, законодательные и нормативные акты, материалы научных конференций и семинаров. Научный аппарат исследования включает формально-логические методы и методы диалектики: дедукция, индукция, движение от абстрактного к конкретному. Исследование основывается на таких методах познания, как комплексность и системность, на четком формулировании целей и задач международного бизнеса фирмы, использовании методов научной логики для доказательства решения поставленных задач.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  аспекты анализа  экспортной стратегии  промышленного предприятия.
      Сущность и цели экспортной стратегии предприятия
    Принятие  решения о выходе на внешний рынок, выбор форм долгосрочного присутствия на нем, а также определение ценовой политики и каналов товародвижения, должно осуществляться в рамках единой системы планирования деятельности промышленного предприятия.
    Понятие «стратегическое планирование»  в практике менеджмента употребляется по крайней мере в двух смыслах. Диапазон применяемых в литературе формулировок определен прежде всего в той мере, в какой данная функция включает в себя процедуру целеполагания, от полного включения в себя до их полного исключения и выделения в качестве отдельной функции, начинающей цикл управления.
    Планирование  экспортной стратегии промышленного  предприятия рассматривается в  рамках классической трехуровневой схемы:
    глобальный уровень (планирование в наиболее долгосрочном аспекте с определением важнейших целей);
    среднесрочный уровень (планирование на уровне руководства предприятия в среднесрочном аспекте);
    - текущий уровень (планирование действий по достижению конкретных краткосрочных целей, способствующих достижению глобальных целей).
    Стратегическое  планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Определены четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования применительно к предприятию промышленности: 
 

    
    
      

      
      
 
 

    Рис. 1   Основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования
    Исходя  из исследований научных взглядов на определение роли стратегии организации в рамках построения эффективной экспортной деятельности, дается определение «экспортной стратегии» предприятия как основополагающей программы действий, определяющей приоритетные направления деятельности предприятия на внешнем рынке с учетом имеющихся у предприятия ресурсов и требований зарубежного рынка.
    Особую  важность имеет то, что помимо общей  экспортной стратегии необходимо выделять маркетинговые стратегии, разрабатываемые для конкретного вида продукции с учетом особенностей сегмента зарубежного рынка, а также для каждого вида стратегических производственных подразделений предприятия, осуществляющих выпуск экспортного ассортимента.
    Последовательность  этапов разработки и реализации экспортной стратегии предприятия представлена на рис. 2
    Исходя  из практики внешнеэкономической деятельности российских предприятий электротехнической промышленности и опыта автора диссертационного исследования, в рамках реализации экспортной стратегии наиболее часто используемыми вариантами стратегического поведения, основанного на маркетинговых инструментах продвижения продукции, в зависимости от типов зарубежных рынков и этапа реализации планирования, на котором находится предприятие, являются следующие:
 
 
 
    
    
      

           Рис. 2  Этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятия
    - инновационная стратегия - представляет собой вариант выхода и закрепления на уже знакомый  рынок с новым товаром за счет направления средств стратегии на внедрение плана маркетинга по продвижению продукции и работу по разработке новых изделий, отличающихся уникальными характеристиками. Известность торговой марки на рынке позволяет более успешно предлагать новый товар потребителям, знакомым с другими промышленными изделиями производителя. По мнению автора, данный пример наиболее характерен для западноевропейского рынка электротехнического оборудования, для которого важное значение имеет имя и опыт поставщика, качество продукции и возможность получения нового оборудования, отличающегося улучшенными технологическими и экономическими характеристиками;
    - стратегия диверсификации при  экспорте - заключается во включении в производственную программу предприятия изделий, не связанных с основной профильной группой изготавливаемых товаров, но сохраняющих техническую и технологическую применяемость. Использование данного метода выхода на рынок широко используется компаниями, ставящими целью своей экспортной стратегии реализацию продукции в африканских странах, в которых основными потребителями энергетического оборудования являются как правило государственные компании, предпочитающие приобретать у одного и того же поставщика всю гамму промышленного оборудования (механического, силового, нефтяного и т.д.); 
    - стратегия интернационализации - освоение зарубежных рынков не только посредством экспорта продукции, но и за счет создания производственных мощностей за границей, что позволяет, в частности, уменьшать транспортную составляющую в стоимости продукции при дальнейшем ее сбыте на данном рынке и обходить имеющиеся в стране торговые барьеры и ограничения на импорт;
    - стратегия сегментации - основывается на выборе сегмента рынка, характеризующегося наличием скрытых возможностей для максимального насыщения продукцией, производимой предприятием. Данный тип стратегии характерен для работы с потребителями в странах с быстрорастущими рынками оборудования;
    - стратегия   кооперации - представляет собой тесное сотрудничество с иностранными партнерами путем создания совместных предприятий, общей торговой марки, что позволяет использовать преимущества, связанные со знанием иностранным партнером особенностей рынка и возможностью использования производственных площадей и трудовых ресурсов партнера. Указанные мероприятия являются необходимыми для реализации экспортной стратегии на рынке стран Ближнего Востока, что связано с обязательным условием работы через местную компанию, в связи с чем использование торговой марки арабского партнера позволяет избежать недоверие потребителей к иностранной продукции и снизить транспортные и таможенные расходы в стоимости, поскольку в большинстве арабских стран широкое распространение получили свободные экономические зоны, в которых зарубежные производители получают максимальные льготы, связанные с освобождением от уплаты налогов на 3 года и отменой таможенных пошлин на импорт.
    Цели  экспортной стратегии:
    Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых рынков.
    Получение экономии на масштабах производства.
    Повышение или поддержание технико-экономического уровня производства под воздействием международной конкуренции.
    Увеличение валютных ресурсов предприятия.
    Диверсификация производства.
    При выработке экспортной стратегии  информация рассматривается как  важнейший ресурс предприятия, а  информационные технологии как средства, с помощью которых реализуются стратегические цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Моделирование экспортной стратегии  предприятия 
    Участие в международном разделении труда  зачастую позволяет достигать поставленных экономических целей при меньших  затратах производственных ресурсов. При этом выработка оптимальной экспортной стратегии предприятия требует прежде всего определения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности.
    В практике экономического анализа достаточно широко применяются показатели эффективности торговли отдельными товарами (или их однородными группами).
    В частности, показатели валютной эффективности  дают возможность получить относительную (сравнительную) оценку выгодности торговли тем или иным товаром (или группой  товаров) путем сопоставления валютной эффективности всех экспортируемых товаров. Затем строятся таблицы (шкалы) относительной эффективности, в которых экспортируемые товары располагаются в соответствии с убыванием показателя их валютной эффективности. Шкала дает необходимый исходный материал для планирования и улучшения структуры внешнеторгового оборота.
    Показатель  валютной эффективности экспорта, используемый для перспективного обоснования  включения того или иного товара в экспортный план, рассчитывается по формуле:
    Kвал=B ? Cэкс+ tэкс (2.1.5)
    где Квал - коэффициент валютной эффективности  экспорта товара
    В - валютная выручка от экспорта товара (внешнеторговая цена)
    Сэкс - себестоимость экспортного товара
    tэкс  - транспортные и накладные расходы  по доставке товара до границы
    В данном показателе находит количественное выражение величина валютной выручки, которую предприятие получает в  расчете на единицу народнохозяйственных затрат при экспорте конкретного  товара.
    Поскольку показатели валютной эффективности  экспорта различных товаров используются в практике внешнеторгового планирования только в сравнении между собой, то в целях обеспечения их сопоставимости внешнеторговые цены товаров приводятся к единому фрахтовому базису FOB или франко-сухопутная граница государства.
    Главная цель анализа эффективности экспорта выявить объективные возможности наиболее рационального участия в международном разделении труда, определить на перспективный период оптимальную структуру экспортного производства. Поэтому в расчетах обычно используют прогнозные данные о внешнеторговых ценах и народнохозяйственных издержках. Однако содержательную экономическую информацию дают показатели, опирающиеся на фактические значения валютных цен и затрат. Они особенно важны при построении и анализе отчетных таблиц (шкал) относительной (валютной) эффективности экспорта.
    Следует отметить, что использование показателей  валютной эффективности внешней  торговли наталкивает на ряд ограничений.
    Во-первых, они пригодны лишь для анализа  вариантов экспорта по отдельному рынку  и не дают возможности сопоставлять валютную эффективность товаров на различных рынках, так как инвалютные цены и конкретные условия, в которых реализуются товары на различных рынках, различны. В этой связи, для обеспечения сопоставимости валютной эффективности необходим учет реальной ценности различных валют.
    Во-вторых, показатели валютной эффективности  не дают ответа на вопрос: действительно  ли экономятся затраты труда в  результате внешней торговли и какова абсолютная величина этой экономии?
    Для преодоления отмеченных недостатков расчеты коэффициентов валютной эффективности экспорта и импорта дополняются расчетами показателей абсолютной эффективности.
    Показатель  абсолютной эффективности экспорта исчисляется по формуле 
    Кабс=В ? Зэкс+ V
    где Кабс - коэффициент абсолютной эффективности экспорта; 
V - показатель валютного курса, отражающий народнохозяйственную ценность иностранной валюты, приобретаемой в данном рынке (или валютной зоне); 
Зэкз- полные затраты предприятия на экспорт товара.

    Полные  затраты предприятия на экспорт товара (Зэкс) включают в себя производственную себестоимость экспортного товара (Сэкс) и весь комплекс затрат, связанных с выполнением внешнеэкономической операции (Тэкс).
    В числе затрат, связанных с осуществлением внешнеэкономической операции необходимо выделить следующие возможные статьи: стоимость фрахта и страхования до порта (аэропорта и т.д.); стоимость погрузки товаров на борт (если она не входит в оплату за перевозку); экспортные пошлины, лицензии; стоимость перевозки от порта (аэропорта) до станции назначения; страховые расходы от порта (аэропорта) до станции назначения; стоимость разгрузки (если она не входит в плату за перевозку); стоимость фрахта и страхования от порта назначения до конечного пункта доставки; таможенная пошлина; акциз; НДС; оплата таможенных процедур; оплата терминала; услуги таможенного брокера; сертификация; заключение ТПП; хранение на таможенном складе и др.
    Поскольку валютный курс (V) характеризует реальную ценность валюты, выручаемой на том  или ином внешнем рынке в валюте национальной, то умножение его на внешнеторговую цену экспортного товара дает общую сумму экономического эффекта (в гривнях), которую можно получить при продаже на рассматриваемом рынке конкретного товара. Таким образом, в показателе абсолютной эффективности экспорта сопоставляется общая величина полезного эффекта, которая может быть получена при экспорте товара, с реальными народнохозяйственными издержками, необходимыми для его производства и экспорта.
    Очевидно, что если величина показателя Кабс 1, то экспорт товара экономически целесообразен, а если Кабс < 1, то экспорт товара приведет не к дополнительной экономии, а потерям.
    Величина  абсолютного эффекта от экспорта отдельного товара (Эабс) может быть определена по формуле (обозначения  прежние):
    Эабс=В·V-Зэкс
    Естественно, что чем больше этот показатель, тем эффективнее расширение экспорта рассматриваемого товара.
    Оценивая  экономическую эффективность экспорта, практический интерес представляет сопоставление показателя абсолютной эффективности экспорта Кабс с показателем эффективности продажи этого товара на внутреннем рынке (Квн), который рассчитывается по формуле
    Квнэкс? Сэкс
    где Квн - коэффициент эффективности  продажи экспортного товара на внутреннем рынке; 
Оэкс - объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах.

    Понятно, что экспорт соответствующего товара является для предприятия экономически выгодным, если Кабс>Квн.
    Таким образом, показатели Квал, Кабс, Квн, Эабс целесообразно рассчитывать при  заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной (по критерию Эабс max, Квал max и при условии Кабс > Квн, Кабс 1), а также при анализе внешнеэкономической деятельности предприятия за прошедший период и при планировании внешнеэкономической деятельности на предстоящий период.
    Следует отметить, что существуют случаи, когда "жесткие" критерии оценки эффективности внешнеэкономической деятельности следует несколько "смягчить".
    Так, экспорт отдельных товаров может  увеличиваться и в условиях снижения показателей валютной эффективности, вызванного как ростом затрат на производство, так и возможным снижением внешнеторговых цен на него.
    Не  всегда справедливо для предприятий, функционирующих в экономической  системе, переживающей времена тяжелого кризиса, и жесткое ограничение  Кабс >Квн. Например, если эффективность продаж товара на внутреннем рынке выше, чем на внешнем, то отсутствует достаточный платежеспособный спрос, то субъект хозяйствования вполне обоснованно отдаст предпочтение поставкам на экспорт, а не сворачиванию и остановке производства.
    Более того, в некоторых ситуациях для  предприятия представляет целесообразность экспорт товаров даже при условии, если временно показатель Кабс меньше 1 (естественно, если возникающие при  этом убытки, могут быть покрыты  за счет реализации других видов продукции. Например, мировой опыт торговли продукцией черной металлургии подтверждает "синусоидальные" тенденции как в ценах на реализацию металла, так и прибыльности этого производства. Довольно часты в торговле черным металлом периоды, когда его производство становится нерентабельным или рентабельность близка к нулю. Однако, вспышки деловой активности и торговли металлопродукцией в отдельные годы, позволяет компенсировать потери предыдущих и будущих периодов.
    Исходя  из вышеизложенного и с учетом конкурентной борьбы на рынке металлопродукции, необходимо обратить внимание на то, что уход с рынка в случае недостаточной прибыльности продаж, в конечном итоге приведет к полному закрытию предприятия, так как сокращение объемов производства автоматически ведет к росту себестоимости за счет условно-постоянных расходов на 1 тонну продукции, которая находится в производстве. Возвращение на рынок, который "пойдет вверх" потребует дополнительных затрат, связанных с текущими ценами фирм уже присутствующих на этих рынках. Поэтому, если и удастся получить достаточные объемы продаж на данном рынке, то конечная эффективность будет заметно ниже, чем у тех фирм которые на этом рынке работают традиционно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Влияние факторов на формирование экспортной стратегии промышленного предприятия
    Работа  на внешних рынках характеризуется  большим по сравнению с внутренними  рынками уровнем рисков, обусловленным  различиями в социо-культурных, экономических, политических, правовых факторах зарубежных стран; более высоким уровнем конкуренции, высокими требованиями к качественным характеристикам товара, упаковке, маркировке, а также более высоким уровнем затрат, связанных с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией экспортной стратегии. В этой связи при формировании вышеуказанной стратегии необходимо оценить, насколько значительное влияние на нее оказывают те или иные внешние факторы.
    В литературе, когда речь идет о стратегии, как правило, не уточняется, разрабатывается  она для всей продукции предприятия  в целом или для каждого выпускаемого товара в отдельности. С нашей точки зрения, необходимо выделить частные и общую экспортные стратегии предприятия. Частная экспортная стратегия разрабатывается для каждого вида, марки товара на всех существующих или перспективных экспортных рынках. Общая экспортная стратегия предприятия (далее просто экспортная стратегия) объединяет в себе все частные экспортные стратегии.
    Рассматривая  влияние различных факторов на разработку и выбор экспортной стратегии  предприятия, необходимо отметить, что практически все специалисты в области стратегического менеджмента дают свой набор факторов внешней среды. Все изученные нами подходы к классификации внешних факторов, оказывающих влияние на предприятие и его деятельность можно условно разделить на два типа. Ряд авторов, к их числу относится М.Мескон и К.Боумэн, выделяют факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на микро- и макроуровне, различая, таким образом, микросреду и макросреду воздействия. М.Мескон выделяет во внешнем окружении компании среду прямого и косвенного воздействия (рис. 1).
    Согласно  Элбингу, среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и  испытывают на себе прямое их воздействие. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но тем не менее сказываются на них.
    
    Рис. 1. Внешнее окружение компании
    Необходимо  отметить, что факторы внешней  среды, выделенные М.Месконом, в среде  прямого воздействия, отражают положение организации в странах Америки и Западной Европы: именно в этих странах значительное влияние оказывают профсоюзные комитеты и местные органы власти и управления.
    Модель  факторов внешней среды, предложенная К. Боумэном (рис. 2)2, по нашему мнению, представляет собой развитие концепции пяти конкурентных сил Портера. В этой связи, три фактора внешней среды из пяти на микроуровне отражают влияние на предприятие со стороны сил конкуренции.
    
    Рис. 2. Микросреда и макросреда организации
    Такие специалисты в области стратегического  управления, как Д.Дэниелс, Л.Радеба, А.Стрикленд, А.Томпсон, Р.А.Фатхутдинов, считают, что влияние факторов внешней  среды на предприятие и отдельные виды его деятельности носит одноуровневый характер. Дж. Д. Дэниелс и Ли Х. Радеба выделяют географические, исторические, политические, правовые, экономические и культурные факторы внешней среды.
    На  рис. 3. представлены ключевые факторы, влияющие на выбор стратегии компании, которые выделяют А. Томпсон и А. Стрикленд. Приведенная схема позволяет не только выявить внешние и внутренние факторы, воздействующие на стратегию, но и определить базовые процедуры ее разработки. Выделенные А. Томпсоном и А. Стриклендом факторы внешней и внутренней среды являются достаточно емкими и информативными. Однако при использовании экономико-математических методов формирования стратегии оценка ряда факторов, например, личных устремлений и корпоративной культуры может быть весьма затруднительной.
    Мы  разделяем точку зрения, согласно которой выделяют два уровня внешних  факторов: факторы прямого воздействия (микросреды) и факторы косвенного воздействия (макросреды).
    
    Рис. 3. Факторы, влияющие на выбор стратегии компании
    Необходимо  обратить внимание, что два уровня внешних факторов выделяют преимущественно  при работе на внутреннем рынке. С  нашей точки зрения, на экспортную стратегию оказывают влияние  факторы микросреды и макросреды как в стране экспортера, так и импортера.
    Таким образом, при формировании экспортной стратегии предприятия мы предлагаем использовать 4-х уровневую модель влияния внешних факторов (рис. 4). Данная модель может быть использована для выявления ключевых факторов при разработке экспортной стратегии.
    Как уже упоминалось, экспортная стратегия  промышленного предприятия представляет собой совокупность его частных  экспортных стратегий. Таким образом, влияние факторов внешней среды  на общую экспортную стратегию может  быть определено через его частные экспортные стратегии. При реализации частной экспортной стратегии в стране экспортера на нее оказывают непосредственное влияние поставщики различных ресурсов (сырье, вспомогательные материалы и т. д.), которые необходимы для изготовления экспортного товарного ассортимента.
    
    Рис. 4. 4-х уровневая модель влияния  внешних факторов на экспортную стратегию  предприятия
    Отметим, что среди факторов микросреды в  стране экспортера не выделяются профсоюзы  и местные законодательные органы, поскольку воздействие данных факторов в России, в отличие от стран Западной Европы и Америки, незначительно.
    Среди факторов макросреды в стране экспортера мы выделяем экономические, политические и правовые факторы. В стране импортера  на частную экспортную стратегию  оказывают влияние на микроуровне - конкуренты и потребители, а на макроуровне - политические, экономические, правовые и социо-культурные факторы.
    Предполагаем, что воздействие каждого из выделенных факторов на частные экспортные стратегии  предприятия неодинаково. Для определения наиболее значимых факторов необходима количественная оценка степени их влияния. Каждый фактор, а также частные экспортные стратегии предприятия могут быть охарактеризованы рядом количественных показателей. Количественным показателем частной экспортной стратегии может служить объем экспортных продаж рассматриваемого товара на конкретном экспортном рынке.
    Для количественной оценки действия поставщиков  можно предложить использовать средний  интегральный показатель обеспеченности экспортной программы производства товара G всеми видами необходимых ресурсов, который рассчитывается по формуле:
     ,
    где Аi - наличие i-го вида ресурса для обеспечения экспортной программы производства товара G;
    Сi - потребность в i-ом виде ресурса для обеспечения экспортной программы производства товара G;
    n - общее количество необходимых  ресурсов.
    При расчете предложенного показателя делается допущение, что заказ ресурсов у поставщиков и финансовые обязательства  были выполнены предприятием своевременно.
    Экономические и политические факторы как в стране экспортера, так и импортера тесно связаны между собой. Поэтому в качестве их количественных показателей могут быть использованы курсы национальных валют по отношению к доллару США или евро, а также инфляционные ожидания. Правовые факторы макросреды в стране экспортера и импортера оказывают влияние на экспортную стратегию предприятия, главным образом, через таможенные пошлины на вывоз или ввоз определенного вида товаров. В этой связи количественным показателем для данного вида факторов может служить уровень экспортных и импортных пошлин.
    Наиболее  сложно выбрать показатели для оценки влияния на частные экспортные стратегии  потребителей продукции и конкурентов. Тем не менее, мы считаем, что показателем  воздействия потребителей на частную экспортную стратегию может служить жизненный уровень населения в случае потребительских товаров и объемы производства отраслей-потребителей для товаров промышленного назначения.
    Влияние конкурентов может быть определено посредством корреляционного анализа цен конкурентов и объема экспортных продаж экспортных товаров предприятия. Социально-культурные факторы крайне сложно поддаются количественной формализации. В этой связи, данные факторы необходимо оценивать качественно, в виде ограничений на использование данного товара на конкретном экспортном рынке. Количественным показателем частной экспортной стратегии предприятия может служить объем экспортных продаж товара на экспортном рынке.
    Таким образом, можно предложить систему  количественных показателей, характеризующих выделенные факторы внешней среды, оказывающие влияние на частные экспортные стратегии предприятия.
    Выделенные  показатели факторов внешней среды  и динамика экспортных продаж могут  быть представлены в виде статистических временных рядов. Полагаем, что зависимость между частной экспортной стратегией предприятия (динамикой экспортных продаж) и факторами внешней среды носит преимущественно линейный характер. В этой связи, количественная оценка степени этой взаимосвязи может быть реализована посредством расчета корреляционных функций.
    Чем выше значение корреляционной функции, тем выше степень влияния анализируемого фактора на частную экспортную стратегию. Аналогично, необходимо рассчитать корреляционные функции для всех факторов внешней среды и объемов экспортных продаж. Полученные значения корреляционных функций позволят выявить ряд ключевых факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на частные экспортные стратегии. Для формирования эффективной экспортной стратегии предприятия необходимо определить степень влияния каждого из десяти выделенных факторов на все частные стратегии предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Анализ  динамики экспортной выручки. Оценка факторов влияющих на экспортную выручку.
    Общая формула для расчета прибыли  имеет традиционный вид:
    П=Nэ-SПР
    где  П – прибыль предприятия от экспортных операций, руб.;
           Nэ – выручка, полученная по экспортным операциям, руб.;
           SПР – себестоимость реализованной продукции, руб.;
           И – издержки, связанные с выполнением  экспортных контрактов.
    В процессе анализа проводится сравнительная  оценка динамики прибыли и всех перечисленных  составляющих, а также определяет ся влияние каждого из перечисленных  компонентов на общий итоговый показатель, т.е. экспортную выручку.
    На  величину экспортной выручки влияют три фактора:
    1 – фактический объем экспорта
    2 – цена поставок 
    3 – изменение курса ЦБ РФ  к иностранной валюте 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере  ОАО «Газпром».
    2.1. Краткая характеристика  ОАО «Газпром».
    ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
    Достижения  компании «Газпром»  за 1993–2007 годы
    — Приращено запасов газа — почти 4,3 трлн куб. м нефти и газового конденсата — 355 млн т.
    — Добыто газа — более 8,2 трлн куб. м нефти и газового конденсата — 228 млн т.
    — Построено 22 тыс. км магистральных газопроводов, 134 компрессорные станции
    — Инвестировано около 100 млрд долларов США
    — Реализовано: на внутреннем рынке — 4,5 трлн куб. м газа на внешнем рынке — 2,9 трлн куб. м газа
    — Средний уровень газификации регионов повышен с 41% до 62%
    — Капитализация: выросла более чем в 200 раз
    17 февраля 1993 года Постановлением Правительства РФ во исполнение Указа Президента РФ Государственный газовый концерн «Газпром» был преобразован в открытое акционерное общество.
    С первого дня «Газпром» был не просто акционерным обществом, для которого главная задача — получение максимальной прибыли для своих акционеров, а одним из важнейших факторов сохранения стабильности в нашей стране. В непростых условиях переходного периода российской экономики   90-х годов, в ситуации разрыва устоявшихся связей и распада крупных производств «Газпром» сумел остаться мощной, единой, вертикально-интегрированной компанией. Возможность управления всеми звеньями бизнеса — от добычи до сбыта — позволила «Газпрому» в ситуации хронических неплатежей за газ на внутреннем рынке обеспечивать поставки в полном объеме по фиксированным правительством ценам, и фактически субсидировать российскую экономику. Без преувеличения можно сказать, что сохранение целостности «Газпрома» во многом способствовало сохранению и дальнейшему развитию экономики России.
    Компания  сумела достойно пройти через сложный  период в жизни страны. Была начата активная деятельность по решению накопившихся проблем внутреннего рынка. В частности, создана компания «Межрегионгаз» для повышения дисциплины платежей за газ российскими потребителями. Одновременно началась работа по расширению географии экспорта. В декабре 1997 года было заключено межправительственное соглашение о поставках российского газа в Турцию по дну Черного моря, что положило начало одному из крупнейших международных газотранспортных проектов — газопроводу «Голубой поток». В 1998 году «Газпром» договорился с немецкой компанией «Рургаз» о гарантированном сбыте в Германии до 2020 г. 160 млрд куб. м «голубого топлива». В декабре 1999 года впервые был подписан контракт на поставку российского газа в Нидерланды.
    В начале этого века «Газпром» приступил к решению новых задач по интенсивному и многостороннему развитию компании. Актуальным вопросом стало масштабное развитие добычных и газотранспортных мощностей, диверсификация маршрутов и географии поставок газа, установление цивилизованных рыночных отношений на внутреннем газовом рынке и с потребителями стран бывшего СССР, а также начало структурной реформы компании.
    С 2001 по 2004 годы «Газпром» создал достаточный задел добычных мощностей на среднесрочную перспективу развития, запустив в эксплуатацию ряд крупных месторождений, в том числе — гигантское Заполярное месторождение. Мощный импульс получило развитие транспортной составляющей.
    В начале 2001 года было сформировано технико-экономическое обоснование проекта строительства газопровода из России в Европу по дну Балтийского моря. В дальнейшем этот проект получил название «Северный поток». В октябре того же года по газопроводной системе «Ямал-Европа» в Европу поступил первый российский газ, в декабре — сдан в эксплуатацию пусковой комплекс «Голубого потока».
    Газпром успешно решил задачи первого  этапа внутренней реформы — совершенствование  структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании. В результате были созданы предпосылки для дальнейшего повышения эффективности и качества управления в Газпроме.
    К началу 2005 года «Газпром» превратился в одну из крупнейших и самых динамично развивающихся топливно-энергетических корпораций мира. Основной стратегической целью «Газпрома» стало превращение в глобальную энергетическую компанию, формирующую правила игры на мировом рынке. Эта цель была продиктована вызовами современного энергетического рынка, международным опытом становления транснациональных энергетических корпораций, логикой развития компании.
    Одним из важных факторов, определяющих деятельность глобальных компаний, является свободное обращение их акций. Это позволяет создать предпосылки для установления справедливой цены компании и привлечь первоклассных инвесторов.
    В июне 2005 года произошло знаковое событие — государство стало владельцем более 50% акций Газпрома, что позволило начать процесс либерализации рынка акций компании. Отмена в декабре 2005 года всех законодательных ограничений на обращение акций «Газпрома» была положительно оценена мировым рынком: «Газпром» занял лидирующие позиции по капитализации среди крупнейших глобальных энергетических гигантов.
    Газпром, как и другие транснациональные энергетические мировые компании, активно развивает перспективные направления бизнеса, которые востребованы мировым энергетическим рынком.
    Компания  провела значительную работу по диверсификации профильных направлений деятельности. «Газпром» приобрел более 75% акций ОАО «Сибнефть», увеличив свои запасы нефти в два раза, а добычные возможности — втрое, а также стал эффективным инвестором в электроэнергетике, приобретя 53,5% ОАО «Мосэнерго» и войдя в капитал РАО «ЕЭС России».
    Результатом диверсификации видов продукции  и географии продаж стало вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2» и использование разменных операций при поставках сжиженного природного газа зарубежным потребителям. В течение 2006–2007 годов под флагом «Газпрома» СПГ был поставлен в США, Великобританию, Японию, Корею, Индию, Мексику.
    Газпром вышел на качественно новый уровень взаимоотношений с зарубежными партнерами. Они строятся с использованием разнообразных взаимовыгодных схем сотрудничества и финансирования проектов. Подтверждение этому факту — подписание документов с итальянским концерном ENI по реализации проекта «Южный поток», заключение соглашений по сотрудничеству в разработке Штокмановского месторождения с Total и StatoilHydro и завершение сделки по обмену активами с BASF AG, в рамках которого немецкий партнер вошел в проект по добыче газа на Южно-Русском месторождении.
    Важным  аспектом деятельности «Газпрома» на традиционных зарубежных рынках стал выход на конечного потребителя. Компания уже работает с конечными потребителями во Франции, Италии, Германии, Великобритании.
    На мировом рынке энергоресурсов — жесткая конкуренция. «Газпром» как эффективная рыночная компания не может поставлять газ себе в убыток. Твердая позиция в этом вопросе позволила «Газпрому» перейти на рыночные принципы сотрудничества в газовой сфере со всеми республиками бывшего СССР. При этом на внутреннем рынке, где цены на газ по-прежнему определяются государством, уже успешно внедрена практика использования биржевых технологий торговли газом и заключения долгосрочных договоров с потребителями. Это важный этап на пути к равной доходности национального рынка с экспортными продажами, которая по решению правительства должна быть обеспечена к 2011 году. Все это позволит создать в России настоящий рынок природного газа и получить дополнительные средства для крупных инвестиционных программ Газпрома.
    Достигая  успехов в производственной и сбытовой деятельности, «Газпром» не забывает и о сохранении статуса социально ответственной компании. Для «Газпрома» всегда одним из основных приоритетов была газификация российских регионов. В 2005 году этой работе был придан мощный импульс. Благодаря своему масштабу и значению для миллионов наших сограждан, эта программа сразу же получила неформальный статус национального проекта. С 2005 по 2008 год в газификацию регионов «Газпром» инвестировал 43 млрд рублей. В результате выполнения программы к концу 2007 года газ пришел в дома еще 13 млн россиян в 58 регионах России, а уровень газификации страны вырос с 54% до 62%.
    В 2008 году на газификацию 64 регионов «Газпром» выделяет более 23 млрд рублей.
    Не менее важной по социальной значимости стала всероссийская программа «Газпром — детям», в рамках которой компания инвестировала 5,3 млрд рублей в строительство спортивных комплексов и площадок, создание секций и кружков для детей и подростков практически во всех регионах страны.
    Рынок позитивно отреагировал на динамичное развитие «Газпрома» в последние несколько лет. Сегодня его капитализация составляет около 300 млрд долларов.
    В ближайшее десятилетие перед «Газпромом» стоит целый ряд масштабных задач. Это освоение новых месторождений на Ямале и шельфе северных морей; модернизация и расширение Единой системы газоснабжения, ее развитие на Восток России; строительство новых трансконтинентальных маршрутов, таких как «Южный поток» по дну Черного моря, транспортировки энергоресурсов и диверсификация рынков сбыта и конечных продуктов; наращивание объемов глубокой переработки газа и нефти.
    Выполнение  этих задач, позволит «Газпрому» многократно  приумножить свой авторитет и влияние на мировой энергетической арене, стать абсолютным лидером по уровню капитализации среди крупнейших энергетических компаний мира, укрепить свои позиции флагмана российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Сущность и цели  экспортной стратегии  предприятия
    Стратегическая  цель ОАО «Газпром» – выход  на лидирующие позиции среди глобальных энергетических компаний посредством  реализации тщательно выстроенной  маркетинговой стратегии.
    К задачам «Газпрома» на европейском рынке относится повышение эффективности реализации природного газа за счет участия в сегментах распределения газа, производства электроэнергии и выхода на конечного потребителя.
    Другим  важным направлением маркетинговой стратегии компании является географическая диверсификация рынков сбыта, направленная на активную экспансию и наращивание объемов поставок в первую очередь в такие регионы, как Северная Америка и АТР. В качестве ключевого фактора развития географической диверсификации рассматривается участие в СПГ-бизнесе с целью выхода на новые для «Газпрома» рынки и повышения гибкости и надежности поставок на традиционные рынки.
    Новым направлением маркетинговой стратегии  «Газпрома» является торговля квотами  на выброс СО2. Участие в углеродном бизнесе позволит расширить продуктовый портфель компании и обеспечить синергетический эффект от операций, проводимых в различных сегментах энергетической отрасли.
    Особое  внимание уделяется либерализации  европейского газового рынка, что создает для ОАО «Газпром» дополнительные возможности по повышению эффективности продаж газа за счет участия в распределении и маркетировании газа, снижения числа посредников, оптимизации газового портфеля и хеджирования рыночных рисков. 

    Приоритетами  стратегии развития внутреннего рынка газа являются:
    - переход от регулирования оптовых  цен на газ к регулированию  тарифов на услуги по его  транспортировке при сохранении  государственного регулирования  цен в секторе поставок газа  населению;
    - формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены. Данный сектор c 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);
    - расширение электронной и организация  биржевой торговли газом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром»
    На  основании данных по выручке от продаж газа за 2 квартал 2009 года определим показатель валютной эффективности экспорта:
Выручка от продаж газа (млн. руб)
Европа  и другие страны
Валовая выручка от продаж 833 594 873 585
Акциз (290) -
Таможенные  пошлины (135 098) (212 031)
Чистая  выручка от продаж 698 206 661 554
Объемы  в млрд. куб. м  76,2 99,7
Средняя цена, долл. США/ тыс. куб. м (включая акциз и таможенные пошлины) 331,0 366,0
Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая акциз и таможенные пошлины) Себестоимость:
Расходы на оплату труда
Амортизация
Материалы
Расходы на электроэнергию и теплоэнергию
Расходы по аренде
Расходы на ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание
Расходы на страхование 
Прочие расходы      
Транзит газа, нефти  и продуктов нефтегазопереработки
                                                                                                                                                               
10 946,7  
 
 
122170
106342
31813
20014 

8868
56062 
 

7349
52844
111265 

8 762,4
    Kвал=B ? Cэкс+ tэкс
    Kвал = 833594 млн. руб. / 405462 млн. руб. = 3,056
    Чистая  выручка от продажи газа в Европу и другие страны увеличилась на 36 652 млн. руб., или на 6%, за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 698 206 млн. руб. Общий рост чистой выручки от продажи газа в Европу и другие страны был обусловлен ростом цен, выраженных в рублях. Средняя цена в рублях (включая акциз и таможенные платежи) выросла на 25% за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время объем продаж газа за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г., снизился на 24% по сравнению с шестью месяцами, закончившимися 30 июня 2008 г. При этом прирост выручки от продажи газа в данном географическом сегменте обеспечен, в основном, ростом цен на газ в течение I квартала 2009 г.
    Кабс = В/Зэкс = 833594 млн. руб. / 516727 млн. руб. = 1,61
    Так как Кабс > 1, то экспорт товара экономически целесообразен.
    Квн = 76,2 млрд. куб. м./405462 млн. руб. = 0,000187
    Таким образом Кабс > Квн, соответственно экспорт товара является для предприятия  экономически выгодным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Влияние факторов  на формирование экспортной стратегии промышленного предприятия
    Рассмотрим  влияние факторов на экспортную стратегии  ОАО «Газпром»
    Позиции ОАО «Газпром» на европейском  газовом рынке являются устойчивыми. Компания занимает первое место в  Европе и в мире по экспорту природного газа. Гарантией сохранения имеющихся позиций являются солидный портфель долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери-или-плати», значительная сырьевая база, а также постоянно развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа.
    Рост  экспорта газа в Европу будет обеспечен  за счет вывода на проектную мощность газопровода «Голубой поток». Особая роль в дальнейшем увеличении экспорта газа отводится проектируемым газопроводам «Северный поток» и «Южный поток».
    В основе экспортной стратегии ОАО «Газпром» лежит система долгосрочных контрактов с одновременным использованием дополнительных возможностей экспортных поставок на краткосрочной и «спотовой» основе.
    Другим  основополагающим элементом экспортной стратегии Компании является принцип сохранения единого экспортного канала. В июле 2006 г. был принят Федеральный закон «Об экспорте природного газа», предоставивший исключительное право на экспорт этого товара организации-собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в капитале которого доля участия организации-собственника единой системы газоснабжения составляет 100%. В соответствии с Законом лицензия на осуществление исключительного права на экспорт природного газа была выдана ООО «Газпром экспорт» (ранее ООО «Газэкспорт»). Законодательное закрепление исключительного права на экспорт газа за ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа.
    Высокая степень государственного регулирования отрасли.
    ОАО «Газпром» является крупнейшей газодобывающей Компанией, осуществляет транспортировку и обеспечивает природным газом около 80% российских потребителей, занимает ведущее положение в экономике России. Деятельность ОАО «Газпром» по транспортировке газа по трубопроводам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О естественных монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.
    В силу права собственности на контрольный  пакет акций государство оказывает  влияние на деятельность Компании. Так, государством осуществляется контроль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром» через участие его представителей в Совете директоров Общества, к компетенции которого относится утверждение финансового плана и инвестиционной программы.
    Кроме того, Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование оптовых цен на газ, поставляемый российским потребителям, тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО «Газпром», оказываемые независимым организациям, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа.
    В состав Российской Федерации входят 83 субъекта Российской Федерации. Некоторые  из них обладают значительными полномочиями в плане самоуправления в силу договоров с федеральными органами власти. Несмотря на то, что для достижения единообразия при регулировании поставок природного газа в масштабах России федеральные органы власти взяли на себя разработку и проведение государственной политики в отношении поставок природного газа, а также промышленной и экологической безопасности таких поставок в пределах России, региональные и местные органы власти обладают значительной степенью автономности в осуществлении своих прав применительно к использованию земли и природных ресурсов (включая природный газ). Отсутствие единства в решениях федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам газоснабжения может оказать значительное влияние на условия деятельности Общества в отдельных регионах.
    ОАО «Газпром» снижает такой риск путем активной работы с регионами  Российской Федерации, заключения соглашений о сотрудничестве с местными администрациями.
    Факторы, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.