На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема достоверности научного знания и его границ философствования Иммануила Канта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


федеральное агенство по рыболовству
федеральное государственное  образовательное  учреждение
"мурманский государственный технический университет" 
 
 
 

     Кафедра философии 

РЕФЕРАТ
                                                 по философии 

Проблема  достоверности научного: знания и его                  границ философствования Иммануила Канта 
 
 

                  Выполнил: Жижилев А. М.
                  Студент Мн(б) - 291
                                                                                 Проверила: кандидат                                      философских наук,
проффесор  Мачкарина О.Д.  
 
 
 

Мурманск
2010 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

          И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремесленника. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а в последствии и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер (1804).
    Кант  был не только философом, но и крупным  ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. В Кенигсбергском университете, кроме  философских наук, Кант преподавал ряд естественных наук. Особенно много Кант трудился по вопросам естествознания в первые полтора десятилетия своей деятельности.
    Философское развитие Канта делится на два  периода. В первый период (до начала 70-х годов) Кант пытался решать философские проблемы - вопросы о бытии, философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным. В этот период Кант находился под влиянием рационалистической философии Вольфа и его учеников. Знакомство Канта с агностицизмом Юма в 60-х годах поколебало его прежнюю веру в способность разума дать умозрительное познание истинной сущности вещей.
    Во  второй период (с начала 70-х годов) Кант пытается строго отделить <явления> от <вещей в себе>; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы; мы познаем лишь <явления> или тот способ, каким эти <вещи в себе> воздействуют на нас.
    Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его <критикой разума>.
    Кант  понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познания сущности вещей, оставляя за ним только познание явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, т.к. оно лишает основания всякого рода логические <доказательства> бытия бога, потустороннего мира и т.п. Однако Кант все же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примерить требование нравственного сознания с существованием зла.
    Отсюда  видно, что в философском развитии. Кант не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере: гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире <умопостигаемом>. Вера в бога  - гарантия того нравственного  порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире.
    Но  если результат, к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, ограничивал разум в пользу религии, то путь, по которому Кант шел к этому результату, мотивы, по которым Кант предпринял свою критику разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую находились в противоречии со стремлением подчинить разум вере. На этом пути он пытался:
    1) выяснить источники различных  видов знания - научного и философского;
    2) выяснить, на чем основывается  достоверность знания в математике и в естествознании;
    3) исследовать формы и категории  научного мышления и т.д.
    Так как основной задачей философии  во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть <критической>, а самый этот период - <критическим>. А так как до начала 70-х годов <критика> в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть <докритическим>. 
 
 
 

    <ДОКРИТИЧЕСКИЙ>  ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ  КАНТА
    В работах <докритического> периода наряду с философскими произведениями важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант поставил вопрос о развитии в природе. В отличие от Ньютона Кант делает попытку приложить принципы современного ему естествознания к объяснению не только строения солнечной системы в настоящее время, но и к объяснению ее возникновения и развития.
    В книге <Всеобщая естественная история и теория неба> (1755) Кант развил гениальную гипотезу, согласно которой солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства согласно законам, открытым в физике Ньютоном. Не ограничившись общей теорией образования солнечной системы, Кант пытался решить и более специальные вопросы, касающиеся истории Земли. Он поставил вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли и доказал, сто в результате этого явления скорость суточного вращения земли замедляется.
    В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, развил дальше идеи Декарта и Галилея. В биологии Кант наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения. Наконец, в исследованиях по антропологии Кант выдвинул идею естественной истории человеческих рас.
    Однако, излагая учение о естественном происхождении  и о развитии солнечной системы, Кант не делает отсюда последовательных материалистических выводов. Он допускает ряд уступок религии и господствовавшей в школах того времени телеологии. Так, признавая бесконечность процесса развития мира, Кант вместе с тем полагает, будто этот процесс все же имел начало. Механические законы вместе с тем обнаруживаются в материи, но не вытекают из нее, и причиной мира является, по Канту, не материя, а бог. Таким образом, божественная первопричина сохраняется в ослабленном виде, акт божественного творения отделяется от процесса естественного развития, а самый процесс этот провозглашается независящим от вмешательства бога.
    ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В
    <КРИТИЧЕСКИЙ>  ПЕРИОД
    в работах <докритического> периода Кант вначале находился под влиянием рационалистической философии Лейбница- Вольфа. Рационалисты  - учителя Канта - думали, будто реальная связь между причиной и ее действием не отличается от логической связи между основанием и следствием. Под влиянием Юма Кант отказался от этого взгляда. Связь между причиной и действием - только фактическая, эмпирическая, она не может быть выведена логическим путем, в силу чего одной логики недостаточно для тог, чтобы обосновать теоретическое естествознание.
    В то же время из учений предшествующего  рационализма Кант сохранил убеждение, будто науки, состоящие из утверждений, имеющих всеобщее и необходимое значение (математика, естествознание), не могут иметь своим источником опыт, который всегда не полон, незавершен и, следовательно, не дает оснований для такого рода обобщений. Однако таким источником, по Канту, не может быть и разум. А между тем знание, имеющее всеобщее и необходимое значение, или достоверное значение, по терминологии Канта, все же существует. Его источником являются будто бы независимые от опыта и предшествующие ему (<априорные>) формы чувственности и рассудка. <Критическая философия> Канта сформировалась к началу 80-х годов. Учение это было изложено в трактатах <Критика чистого разума> (1781), <Критика практического разума> (1788) и <Критика способности суждения> (1790). В первой из этих книг Кант изложил свое учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе.
    Основу  всех трех <Критик> составляет учение Канта о <вещах в себе> и <явлениях>. По Канту, существует независящий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир вещей, их Кант называет <вещами в себе>.
    Познание  начинается, по Канту, с того, что <вещи в себе> воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения о существовании <вещей в себе> Кант - материалист. Здесь первичное для него -  не наше сознание, а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о познании - о его формах и границах, он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании.
    Идеализм  этот состоит в утверждении, будто  ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия (или <идеи>) нашего разума не дают нам и не могут дать теоретического знания о <вещах в себе>. Правда, достоверное знание, по Канту, существует: это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но как ни достоверны эти истины, знание, которое они нам дают, не есть знание <вещей в себе>. Это знание лишь о тех сторонах, свойствах, отношениях вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия (категории), суждения. О том же, к чему эти формы не могут быть применены, у нас вовсе не может быть никакого знания: <вещи в себе> не познаваемы. Познаваемы только явления. Стало быть, непознаваемость <вещей в себе>, по Канту, принципиальная. Прогресс эмпирического знания не приближает нас к познанию <вещей в себе>. последние всегда были и всегда будут за пределами нашего познания. Основная черта <критической философии> Канта - примирение материализма с идеализмом - агностицизм.
    Учение  Канта о непознаваемости <вещей  в себе> носит идеалистический  характер потому, что <вещи в себе> оказываются, в конечном счете, у Канта трансциндентными, потусторонними, существующими вне времени и пространства. Время же и пространство, количество, качество, причинность и все другие объективно существующие связи и отношения рассматриваются Кантом как субъективные, существующие благодаря сознанию. 
 
 

    УЧЕНИЕ  КАНТА О ЗНАНИИ
    Учение  Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения: <все тела имеют протяжение>. В этом суждении предикат - понятие <имеют протяжения> - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии <тела> - в субъекте суждения. Рассматривая понятие <тело>, мы находим среди прочих его признаков признак <имеет протяжение>. Признак этот логически выводится из субъекта - из понятия о теле.
    Но  есть суждения, в которых связь  между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими. Пример синтетического суждения: <некоторые тела тяжелы>. Понятие о теле не заключает в себе необходимо признак тяжести, он соединяется в мысли с понятием о теле, и это соединение - синтез.
    В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два класса. В одном из них связь предиката с субъектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте. Таково, например, суждение <некоторые лебеди черны>. Такие синтетические суждения Кант называет апостериорными.
    Другой  класс составляют синтетические суждения, в которых связь между предикатом и субъектом будто бы не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него. Такие синтетические суждения
    Кант  называет априорными, например: <все, что случается, имеет причину>. Суждение это, по Канту, априорное, так как мыслимая в нем связь между его субъектом и предикатом не может основываться на опыте: в суждении говорится обо всем, что случается, но из опыта нам может быть известна лишь часть того, что случается.
    Ввиду значения, какое Кант приписывает  априорным синтетическим суждениям, основной для Канта вопрос об источниках знания, о видах знания и о его границах формулируется как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания. Так как Канта интересует главным образом три вида знания - математика, теоретическое естествознание и <метафизика> (умозрительное познание всего сущего), то вопрос об априорных синтетических суждениях Кант ставит в троякой форме:
    1.  как возможны такие суждения  в математике;
    2.  как возможны они в теоретическом  естествознании;
    3.  возможны ли они в <метафизике>.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.