На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика центральных банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 

Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1        Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5
    1.2 Теоретические  концепции и типы денежно-кредитного  регулирования............................................................................................9 

Глава 2
МЕТОДЫ  И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    2.1   Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14
    2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17 

Глава 3
ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1  Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28

    3.2 Сценарии  макроэкономического развития и  инструменты денежно-кредитной политики  в 2010 году и на период 2011 и  2012 годов.............31 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА.....................................................................40
ПРИЛОЖЕНИЯ 

ВВЕДЕНИЕ 

    Проведение  согласованной и взвешенной денежно-кредитной  политики является важнейшим аспектом управления экономикой. Тенденции, характерные для российской экономики в последнее время, носят в основном положительную направленность. Сохранение позитивной динамики внутреннего валового продукта, укрепление платежного баланса и рост золотовалютных резервов возможны только в условиях стабильной макроэкономической ситуации и соответствующих показателей денежной сферы. В этой связи объективно возрастает значение и роль грамотной денежно-кредитной политики в сохранении положительных тенденций и создания предпосылок для дальнейшего экономического роста.
    Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной  политики, направленной на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
    Актуальность  изучения этих аспектов обусловлена  необходимостью совершенствования  денежно-кредитной политики Центрального банка в рамках макроэкономической политики государства в современных  условиях в силу многообразия факторов, влияющих на изменение данной политики.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    осветить теоретические аспекты (сущность, цели, задачи, принципы) денежно-кредитной политики;
    раскрыть основные теоретические концепции денежно-кредитной политики;
    охарактеризовать типы денежно-кредитного регулирования;
    охарактеризовать и проанализировать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации;
    рассмотреть основные направления и цели денежно-кредитной политики, проводимой Банком России в настоящее время;
    обозначить сценарии и тенденции денежно-кредитной политики России на среднесрочную перспективу.

    Таким образом, изучение принципов организации  денежно-кредитной политики основано на рассмотрении основных теоретических положений и изучении их практического применения в конкретном государстве.

    Особое  внимание в работе уделяется реализации современных инструментов и методов  денежно-кредитной политики Банка  России. В качестве примера приводятся данные о применении денежно-кредитной политики в России в разные годы, а также основные прогнозируемые показатели макроэкономического развития.
    Объектом  исследования является денежно-кредитная  политика центральных банков в современных  условиях.
    Предметом исследования настоящей работы являются инструменты и методы денежно-кредитной  политики России, способы их реализации и роль в достижении макроэкономической стабилизации.
    Теоретической базой исследования являются классические и современные подходы к определению изучения денежной политики.
     Информационной  базой послужили официальные  данные Банка России, Федеральной  службы государственной статистики, законодательные и нормативные акты, регламентирующие факторы экономического развития, а также периодические печатные издания. 
 
 
 
 
 

Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 

1.1  Понятие,  цели и задачи денежно-кредитной  политики 

    Денежно-кредитная  политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической  политики государства, которая играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. В научной литературе используются различные определения данной категории, поэтому для наиболее глубокого анализа проблемы обратимся к современным экономическим словарям, которые дают следующие формулировки понятия денежно-кредитной политики (Monetary policy):
    это инструмент, при помощи которого правительства стран воздействуют на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу;
    это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение полной занятости и выравнивание платежного баланса;
    это совокупность мероприятий Центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, обеспечения устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста.
    Из  определений очевидно, что отсутствуют  принципиальные различия в трактовке  данного термина разными авторами. Более полным и точным определением денежно-кредитной политики является понимание ее как комплекса взаимосвязанных  и направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой Центральный банк.
    Таким образом, сущность денежно-кредитной  политики состоит в изменении  денежного предложения с целью  достижения общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.
    Следовательно, основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает денежный рынок (совокупная наличная и безналичная  денежная масса, спрос и предложение  на деньги, ставка процента, валютный курс, скорость обращения денег). Субъектами денежно-кредитной политики выступают государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы – Центральный банк и соответствующие правительственные структуры (министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения), и кредитные организации (коммерческие банки и другие кредитные учреждения).
    Наделенный государством особыми правами Центральный банк воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и направляет регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигая тем самым стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
     Приоритет целей денежно-кредитной политики государства определяется уровнем его социально-экономического развития, состоянием государственных финансов, степенью стабильности экономики и сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета.
    Принято выделять экономические и социальные цели, которые преследует каждое государство  в процессе проведения денежно-кредитной  политики, причём достижение социальных целей часто обусловлено эффективным достижением экономических.
    Экономические:
    стабильное развитие внутренней экономики;
    смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
    увеличение ВВП;
    снижение рисков;
    поддержка конъюнктуры внутреннего рынка;
    поддержка национальных экспортеров на внешнем рынке;
    сдерживание инфляции;
    стимулирование капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства;
    усиление потенциала экономического роста;
    увеличение объема денежно-кредитных операций;
    достижение сбалансированности платежного баланса.
    Социальные:
    повышение уровня жизни населения;
    расширение доступности широкого спектра услуг населению;
    формирование позитивных ожиданий экономических агентов.
    Существует  и другая классификация целей  денежно-кредитной политики, в соответствии с которой их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные и тактические (таблица 1).
    Стратегические  цели ориентированы на решение перспективных  масштабных проблем, качественно меняющих облик национальной экономики в  целом.
    Промежуточные цели конкретизируют стратегические, в силу чего они имеют чёткое количественное выражение и могут однозначно оцениваться.
    В свою очередь тактические цели денежно-кредитной  политики выступают в качестве краткосрочных  ориентиров, обуславливающих применение того или иного инструмента Центрального банка в конкретно сложившейся ситуации.
    Таблица 1
Классификация целей денежно-кредитной политики 

Цели Стратегические Промежуточные Тактические
Значимость
    ключевые цели в общегосударственной экономической политике
    содействуют достижению стратегических целей, дополняя и конкретизируя их;
    контролируются со стороны Центрального банка;
    позволяют отслеживать общие макроэкономические тенденции
    обеспечивают достижение промежуточных целей;
    реализуются оперативными мероприятиями Центрального банка
Срок долгосрочные среднесрочные краткосрочные
Примеры
    рост занятости;
    сбалансирование платежного баланса;
    рост производства;
    обеспечение стабильности цен;
    активизация инвестиционных процессов
    рост денежной массы;
    активизация конъюнктуры рынка
    изменение процентной ставки и валютного курса;
    нейтрализация инфляционного давления от роста денежной массы в обращении
Измеримость отсутствует количественное выражение возможность четкого  количественного выражения возможность измерения достигнутых результатов
Роль не являются индикаторами денежного рынка являются индикаторами денежного рынка являются индикаторами денежного рынка
 
    Для достижения указанных целей государству  необходимо решить главную задачу: добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, используя инструменты и методы денежно-кредитной политики, то есть поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них. Такое воздействие позволяет достичь стратегических целей развития всей экономики в целом. 

    1.2  Теоретические концепции и типы  денежно-кредитного регулирования 

    Денежно-кредитную  политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой  в сфере управления количеством  денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики считают наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.
    Эффективно  функционирующая денежная система  оказывает содействие максимальному  использованию материальных и трудовых ресурсов, и наоборот, разбалансированная денежная система вызывает резкие колебания уровня производства, занятости, цен.
    Повышенное  внимание к денежно-кредитной политике как инструменту обеспечения "вечного  процветания", которое властвовало  в 20-х годах XX века, изменилось после  кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.
    В 50-х годах в западных странах  состоялась резкая активизация денежно-кредитных  инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.
    На  сегодня теоретические проблемы денежно-кредитной политики также  являются полем для острых дискуссий  между разными экономическими школами.
    Выделяют две главные теоретические концепции:
    кейнсианский подход (воплощает идею оперативного использования денег как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста);
    монетаристский подход (осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов).
    Теория  кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в 50-е годы, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг "Деньги имеют значение", монетаристы дали сильный импульс развитию денежных исследований.
    Общим методологическим подходом кейнсианцев  является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.
    Подход  монетаристов базируется на том, что  система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики является минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и монетарной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.
    Сторонники  этого направления обвиняют кейнсианцев  в игнорировании важной роли денежных факторов в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.
    В результате выше указанных дискуссий в мировой экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. На сегодня большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму, хотя некоторые экономисты придерживаются крайних кейнсианских или крайних монетаристских взглядов.
    В основу реализации денежно-кредитной  политики многих стран был положен  так называемый принцип компенсационного регулирования, который базируется на объединении двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на разных фазах экономического цикла.
    Исходя  из теоретических концепций, которые  являются основой для проведения денежно-кредитной политики, главным  объектом денежно-кредитного регулирования является совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк может реализовывать два основные типа денежно-кредитной политики, которые оказывают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы (рис. 1):
    Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика "дорогих денег") направлена на ограничение объема кредитных операций, повышение уровня процентных ставок и торможение темпов роста денежной массы в обороте. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание резких колебаний фаз экономического цикла и стабилизацию денежной системы.
    Экспансионная денежно-кредитная политика (политика "дешевых денег") сопровождается расширением объемов кредитных операций, снижением уровня процентных ставок и общим ростом денежной массы. Политика денежной экспансии применяется с целью преодоления спада производства и оживления деловой активности стимулированием инвестиционных процессов и увеличением платежеспособного спроса на товары и услуги.
    Рис. 1. Типы денежно-кредитной политики
    Следовательно, осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и направляет регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, тем самым достигая стабильного развития национального хозяйства, укрепления денежного обращения и сбалансированности внутренних экономических процессов.
    Таким образом, денежно-кредитное регулирование  является одним из важнейших элементов  экономической политики государства, сочетающим различные наборы инструментов и определенные экономические и административные методы регулирования, которым посвящена следующая глава моей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
МЕТОДЫ  И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1  Классификация  методов денежно-кредитной политики 
и их особенности 

    Методы  денежно-кредитной политики – это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной  политики – Центральный банк как  государственной орган денежно-кредитного регулирования с одной стороны и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики с другой – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
    Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным  признакам.
    В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и  косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы.
    Прямые  методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса (временные лаги сокращаются). Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.
    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  с помощью рыночных механизмов, а  значит имеют большой временной лаг. Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка.
    Помимо  деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка.
    Тотальные (общие) методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом (то есть мероприятия Центрального банка распространяются на все кредитные учреждения).
    Селективные (выборочные) методы регулируют конкретные виды кредита или кредитование различных  отраслей и имеют в основном директивный характер (то есть мероприятия Центрального банка распространяются на отдельные кредитные институты, либо их группы, либо на определенные виды банковской деятельности). Их назначение связано с решением частных задач, например:
    прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
    регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи (разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды), ставок по депозитам и по кредитам;
    учетная политика;
    рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков.
    Используя селективные методы, Центральный  банк сохраняет за собой функции  централизованного перераспределения  кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
    Необходимо  заметить, что  прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, так  как затрагивают основы их экономической деятельности. Также они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
    Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку  деформируют рыночный механизм.
    Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.
    Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказала низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.
    Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана именно денежными, а не общеэкономическими или политическими факторами. 

2.2  Инструменты денежно-кредитной политики,
используемые в Российской Федерации 

    Инструментарий  денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование  различных средств Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования варьируется в зависимости от политики, конкретных обстоятельств и степени открытости экономики.
    В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"  № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года регулирование денежного  кредитного обращения в РФ возложено  на Банк России. Вообще статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией и федеральными законами (в том числе № 86-ФЗ). Статья 35 этого закона определяет основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование кредитных организаций;
    валютные интервенции;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения. 1
    Рассмотрим  более подробно основные инструменты  денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации.
    1) Процентная политика.
    Традиционной  функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины этого процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.
    Центральный банк регулирует уровень процентных ставок:
    через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок (Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций);
    через контроль над ставками кредитных учреждений (регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков).
    2) Резервные требования.
    Обязательные  резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка, который представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов, который осуществляется на основании нового Положения Банка России от 07 августа 2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
    "Депонирование  обязательных резервов осуществляется  денежными средствами в валюте  Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов)".2
    Резервируемые обязательства кредитных организаций  сгруппированы в следующие категории:
    "обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами" – включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами и индивидуальными предпринимателями-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);
    "обязательства кредитной организации перед физическими лицами" – включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада, банковского счета;
    "иные обязательства" кредитной организации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
    Размер (норматив) обязательных резервов, а  также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Динамику изменения нормативов обязательных резервов можно проследить в приложении 1.
    Как видно из приведенных данных, Банк России регулирует размеры обязательных резервов с учетом потребности кредитных  организаций в ликвидности. Так, в условиях кризиса произошло снижение нормативов с действовавших осенью 2008 года 8,5% до уровня 0,5%, что в общей сложности обеспечило банкам высвобождение более 350 млрд. рублей.3
    Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов. При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф, который поступит в доход федерального бюджета.
    

    Рис. 2. Обязательные резервы кредитных  организаций, депонированные на отдельных  счетах в Банке России (январь 2010 года)
    На  рисунке 2 приведена группировка  кредитных организаций (в зависимости  от величины зарегистрированного уставного  капитала), обязательные резервы которых  хранятся на счетах в Банке России.
    На  декабрь 2009 года доля кредитных организаций с величиной уставного капитала от 30 до 60 млн. рублей составляла 0,7 % , а на январь 2010 года увеличилась до 0,8 %, также увеличилась доля банков с уставным капиталом от 60 до 150 млн. рублей и от 150 до 300 млн. рублей соответственно с 1,8% до 1,9% и с 4,7% до 5,1%. Из этого следует сокращение удельного веса кредитных организаций с величиной уставного капитала от 300 и выше млн. рублей с 92,4% до 91,8%.
    На  размер норм обязательного резервирования влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длительный период.
    3) Операции на открытом рынке.
    К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в статье 39 приводит следующую формулировку операций на открытом рынке: "Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки".4
    Такая политика представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.
    Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями:
    во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным;
    во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.
    Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки  приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.
    Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, то есть обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей (установленной между двумя границами). Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.
    4) Рефинансирование кредитных организаций.
    Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк таким образом превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию "банка банков". Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков.
    Кредитные рефинансирования различаются по:
    форме обеспечения:
    учётные кредиты;
    ломбардные кредиты;
    срокам использования:
    краткосрочные (на 1 или несколько дней);
    среднесрочные (до 6 месяцев);
    методам предоставления:
    прямые кредиты;
    кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
    целевому характеру:
    корректирующие кредиты;
    сезонные кредиты.
    Динамика  изменения ставки рефинансирования в России за период с 1991 по 2010 год  приведена в приложении 2. Легко  заметить, что в 1990-е годы (особенно в период с 1993 по 1996 год, а также в 1998 году) величина ставки рефинансирования превышала 100%. Это объясняется влиянием экономических реформ того периода, предусматривающих ряд мер в области макроэкономической политики для достижения стабилизации и структурной перестройки экономики. Программа реформ была амбициозной и, как видно сегодня, недостаточно реалистичной. В денежно-кредитной сфере программа требовала от Центрального банка России сократить выдачу субсидированных кредитов и ограничить рост денежной массы, предусматривалось сокращение инфляции с 12 % в месяц в 1991 году до 3,5 % в месяц к середине 1993 года. Однако в 1992—1993 годах правительство увеличило денежную массу и выдачу кредитов до опасных значений, что привело к росту инфляции и снижению курса рубля. Отчасти следствием этого положения, отчасти под влиянием ряда внутренних и внешних факторов явился экономический кризис 1998  года.
    В то время как одни учёные полагают, что ключевую роль в восстановлении экономики после кризиса 1998 года сыграла девальвация рубля, другие в качестве основной причины устойчивого роста российской экономики на протяжении последних лет выделяют благоприятную ценовую ситуацию на мировом рынке энергоносителей (российская экономика крайне чувствительна к изменению тенденций на рынке нефти, что неизбежно влияет на политику Банка России, а также затрудняет оценку конкретных мер, принимаемых в области денежно-кредитной политики). В свою очередь третьи усматривают главную причину роста в эффективной государственной политике.5 Однозначно подтвердить либо опровергнуть каждую из этих точек зрения нельзя в силу многофакторности и сложности экономики как системы, но в качестве доминирующей можно выделить последнюю.
    5) Валютное регулирование.
    Необходимость регулирования валютного курса  обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, то есть к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы, таким образом выступая как фактор инфляции.
    Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:
    денежно-кредитной политики;
    валютных интервенций;
    использования государственных резервов, международных платежных средств или иностранных займов.
    На  практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
    Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.