На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Референдум как высшая форма волеизъявления народа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРЕНДУМ  КАК ВЫСШАЯ ФОРМА

     ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ  НАРОДА

       
 

     Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

     Высшей  формой непосредственной демократии выступает  референдум. Термин «референдум» происходит от латинского слова re fero, что означает «сообщаю, докладываю» и определяется как всенародный опрос, всенародное голосование по законопроекту.
     Референдум  основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном  принципе его проведения, участия  граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.
     Задача  референдума – выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному вопросу государственной жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия.
     Одной из важнейших форм осуществления народом  государственной  власти выступает  референдум. При его проведении растет заинтересованность граждан страны к делам управления государством, повышается политическая активность, граждане стремятся к политическому самообразованию. Участие граждан в референдуме позволяет глубже осознать степень ответственности за принимаемые решения и за судьбу страны.
     Референдум  – это вотум доверия народу, признание за ним права на принятие стратегических решений, затрагивающих жизненно важные интересы государства и общества.    

     МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ:

     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

   
     Широко  используемый во всех европейских странах  референдум имеет довольно глубокие корни. Он находил свое проявление еще в плебисцитах Римской республики. Здесь же можно упомянуть вечевые собрания Пскова, Новгорода, Киева, на которых всеобщим голосованием принимались решения по наиболее важным проблемам.
     Имеются и более современные формы, которые  появились в средние века. Как отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в кантоне Берн в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении.
     С тех пор референдумы прочно вошли  в политическую жизнь многих государств. Только в Швеции с 1800 года было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария. На референдумах ставились самые различные вопросы, например, о вхождении в Лигу Наций, об отклонении договора с соседним государством, об отмене 8-часового рабочего дня, о запрете алкоголя.
     Экскурс в историю XX века дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития.
     В последнее время были проведены  многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Их количество значительно возросло в 90-е годы ушедшего столетия.
     Референдумы проводились неоднократно и на просторах  бывшего СССР. 17 марта 1991 года на референдум выносился вопрос о дальнейшей судьбе Советского Союза. Проводились референдумы  и в Российской Федерации: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента; 25 апреля 1993 года – о доверии Президенту, одобрении проводимой им социально-экономической политики, о досрочных выборах; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции РФ.
     Во  многих европейских  государствах референдумы проводились по поводу принятия конституций, развития и углубления европейской интеграции. Конституции путем народного голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии, Польше.
     Всенародные голосования стали наиболее частым явлением в политической жизни европейских  стран, государств СНГ.
     Эффективность совета с народом можно проиллюстрировать  прошедшим в канадской провинции  Квебек референдумом о возможном отделении этой провинции с франкоязычным большинством населения от Канады. Народное волеизъявление показало несостоятельность притязаний сепаратистов.
     Можно упомянуть и прошедший в 2004 г. в Венесуэле референдум о поддержке  Президента Чавеса. Народное волеизъявление в очередной раз показало несостоятельность притязаний противников президентского курса.
     В конституции ряда зарубежных государств еще в начале века были включены положения, в соответствии с которыми можно было проводить референдумы, причем инициатива могла исходить как от государственных органов, так и от избирателей, – это конституции Германии 1919 г. (статьи 43, 73–76), Австрии 1920 г. (статьи 41, 43–46 и 60), Чехословакии 1920 г. (§46), Греции 1927 г. (статья 125) и другие.
     Особенностью референдумов является не только то, что они, помимо утверждения или отклонения законопроектов, т.е. традиционного их назначения, еще стали рассматриваться и как средство арбитража в конфликте между различными органами власти, как это имело место по Веймарской Конституции Германии.
     После 1945 года "отцы" западногерманской  Конституции предусмотрели возможность  изменения земельных границ посредством  референдумов. На практике пришлось проводить  только один референдум по поводу разделения земли Баден-Вюртемберг на прежние Баден и Вюртемберг. Но большинство избирателей предпочло оставить землю объединенной.
     Существует  различная практика проведения референдумов. Например, Швейцария, которая считается  родиной референдумов, проводит референдумы  наиболее интенсивно, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном.
     Референдумы прочно вошли в  политическую жизнь  многих государств мира. Только в Швеции с 1800 года было проведено  более 300 референдумов. В США народным голосованием принято  более 130 решений об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария.
     Конституции путем народного голосования  принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии и т.д.  

     ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ

   
     Референдум, как и выборы, основывается на принципах  всеобщего, равного и прямого  волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.
     Народные  голосования, проводимые по вопросам, указанным в Конституции именуются обязательными, потому что эти вопросы не могут быть решены иначе как путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от усмотрения законодательного органа. В Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение обязательного (не консультативного) референдума.
     Решения, принятые в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми органами государственной власти. Такое решение может быть отменено или существенно изменено лишь посредством другого народного голосования.
     Референдум  считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
     Решение о принятии, изменении  и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.   

     РЕФЕРЕНДУМ  КАК ГАРАНТ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ

     ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

   
     В соответствии со ст.3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (ст. 111 Избирательного кодекса). Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.
     В отечественной практике впервые  на конституционном уровне запись о  том, что наиболее важные вопросы  государственной жизни выносятся  на всенародное обсуждение, а также  ставятся на всенародное голосование  – референдум, появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако практики проведения референдумов у нас не было, более того, соответствующий закон о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь был принят лишь 13 июня 1991 г.
     Право на референдум может быть успешно  реализовано лишь при законодательном закреплении механизма его проведения. В этом отношении принятие 13 июня 1991 г. Верховным Советом республики Закона "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" явилось крупным шагом на пути к созданию демократического государства, ибо референдум – это важнейшая форма осуществления народом государственной власти. Законы России (от 16 октября 1990 г.), Украины (от 3 июля 1991 г.) и Беларуси подчеркивали, что референдум (народное голосование) – это способ решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни (в украинском законе специально было подчеркнуто, что это способ принятия гражданами законов и иных решений по важным вопросам).
     Согласно  статье 140 Конституции Республики Беларусь, ее изменения и дополнения могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
     Исторический  путь, который прошла Беларусь в конце XX столетия, имеет определяющее значение для ее судеб в новом столетии и тысячелетии.
     Беларусь  провозглашена в  качестве демократического государства, для  которого характерно полновластие народа. Суверенная воля народа проявляется прежде всего через участие в выборах, референдумах (причем не только общегосударственных), обсуждение важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
     В Республике Беларусь проведение референдума  регламентируется Конституцией Республики Беларусь (раздел ІІІ, глава 2), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), другими нормативными правовыми актами.
     Право инициативы на проведение республиканского референдума, согласно Избирательному кодексу принадлежит  Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.
     Однако  независимо от того, кому принадлежала инициатива проведения референдума, решение  о его проведении принимает Президент  Республики Беларусь (ст. 74 Конституции).
     Согласно  ст. 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим Кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.
     Указ  Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта  или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.
     Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
     Согласно  ст. 76 Конституции Республики Беларусь (1996 г.) в референдумах участвуют только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом (с 18 лет). В референдумах могут участвовать только лица, проживающие в момент их проведения на территории Республики Беларусь.
     В референдумах имеют  право участвовать  также военнослужащие, находящиеся в воинских частях, члены их семей, граждане, проживающие в районах расположения частей.
     Списки  граждан, находящихся на момент проведения референдума в лечебных учреждениях, представляются руководителями этих учреждений.
     Если  гражданин, включенный в список для  голосования, не будет иметь возможности  проголосовать в день референдума, он вправе получить в участковой избирательной  комиссии бюллетень для голосования. После заполнения бюллетень вкладывается в конверт, опечатывается и хранится в избирательной комиссии до подсчета голосов участников референдума.
     При одновременном проведении выборов и референдума  Центральная комиссия устанавливает, что  списки граждан, имеющих  право участвовать в выборах и референдуме, участки для голосования, территориальные и участковые комиссии являются общими по выборам и референдуму (статья 33 Избирательного кодекса).
     Работа  комиссий способствует обеспечению гласности при подготовке и проведении референдума в Республике Беларусь. Они обязаны информировать граждан о предстоящем референдуме. На заседаниях этих комиссий (в том числе при подсчете голосов) имеют право присутствовать следующие лица: представители общественных объединений; представители трудовых коллективов; представители военнослужащих; представители собраний граждан (их полномочия должны быть подтверждены); представители средств массовой информации.
     При проведении референдума по вопросу  вхождения Республики Беларусь в  состав других государств и выхода допускается присутствие представителей иностранных государств и международных организаций.
     Впервые в суверенной Беларуси референдум был проведен 14 мая 1995 года. по следующим вопросам: Президент Республики Беларусь вынес первый, второй и третий вопросы на обязательный республиканский референдум, решение которого является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а четвертый для принятия консультативного решения, которое имеет рекомендательный характер.
     1.                  Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским ?
     2.                  Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?
     3.                  Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?
     4.                  Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?
     В списки граждан, которые имеют право  участвовать в республиканском  референдуме, были включены 7 445 820 человек, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4 830 582 человека, или 64,8 процента.
     Результаты  голосования по каждому  вопросу, вынесенному  на республиканский  референдум Президентом  Республики Беларусь следующие:
     за  одобрение вопроса «Согласны  ли вы с приданием русскому языку  равного статуса с белорусским?»  проголосовали 4 017 273 человека, или 83,3 процента, против проголосовали 613 516 человек, или 12,7 процента, 192 693 бюллетеня в части  этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса «Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и  Государственного герба Республики Беларусь?» проголосовали 3 622 851 человек, или 75,1 процента, против проголосовали 988 839 человек, или 9,39 процента, 211 792 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую  интеграцию с Российской Федерацией?»  проголосовали 4 020 001 человек, или 83,3 процента, против проголосовали 602 144 человека, или 12,5 процента, 201 337 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса «Согласны  ли Вы с необходимостью внесения изменений  в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?» проголосовали 3 749 266 человек, или 77,7 процента, против проголосовали 857 485 человек, или 17,8 процента, 216 731 бюллетень в части этого вопроса признан недействительным.  

     Второй  референдум в Беларуси был проведен по инициативе Президента А.Г.Лукашенко в период с 9 по 24 ноября 1996 года.
Вопросы, инициированные Президентом Республики Беларусь:
     1.                  Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля - день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне
      2.                 Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко
      3.                 Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?
      4.                 Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?
Вопросы, инициированные депутатами Верховного Совета Республики Беларусь:
      1.                 Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев
      2.                 Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно - территориальной единицы?
      3.                 Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?
     В списки граждан, которые имеют право  участвовать в республиканском  референдуме, были включены 7 346 397 человек, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 6 181 463 человек, или 84,14 процента.
     Результаты  голосования по каждому  вопросу, который  вынесен на республиканский  референдум Президентом  Республики Беларусь следующие:
     за  одобрение вопроса «Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля - день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков  в Великой Отечественной войне» проголосовали 5 450 830 человек, или 88,18 процента, против проголосовали 646 708 человек, или 10,46 процента, 83 925 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко проголосовали 5 175 664 человека, или 70,45 процента, против проголосовали 689 642 человека, или 9,39 процента, 316 157 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса « Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 948 756 человек, или 15,35 процента, против проголосовали 5 123 386 человек, или 82,88 процента, 109 321 бюллетень в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса « Поддерживаете  ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» проголосовали 1 108 226 человек, или 17,93 процента, против проголосовали 4 972 535 человек, или 80,44 процента, 100 702 бюллетеня  в части этого вопроса признаны недействительными.
     Результаты  голосования по каждому  вопросу, который  вынесен на республиканский  референдум депутатами Верховного Совета Республики Беларусь следующие:
     за  принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев проголосовали 582 437 человек, или 7,93 процента, против проголосовали 5 230 763 человека, или 71,2 процента, 368 263 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса « Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно - территориальной единицы?» проголосовали 1 739 178 человек, или 28,14 процента, против проголосовали 4 421 866 человек, или 69,92 процента, 120 419 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
     за  одобрение вопроса « Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?»  проголосовали 1 989 252 человека, или 32,18 процента, против проголосовали 4 070 261 человек, или 65,85 процента, 121 950 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными.
     По  вопросам принятия Конституции  Республики Беларусь результаты голосования  даны исходя из количества граждан, которые внесены в списки для голосования, а по остальным вопросам - исходя из количества граждан, которые приняли участие в голосовании.
      Основным  итогом референдума 1996 года и важной вехой  в дальнейшем развитии суверенного белорусского государства явилось принятие проекта Конституции Республики Беларусь, предложенного Президентом страны.
      Внесение  изменений в Основной Закон –  Конституцию – позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также Главы государства в интересах белорусского народа. Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.
     Следует отметить, что именно референдум 1996 года позволил разрешить  существовавшее на тот  момент противостояние законодательной  и исполнительной властей мирным, цивилизованным путем, благодаря чему удалось избежать дальнейшей дестабилизации политической ситуации.   

     Третий  референдум состоялся 17 октября 2004. В списки граждан, которые имеют право участвовать в республиканском референдуме, были включены 6 986 163 человека, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 6 307 395 человек, или 90,28 процента.
     На республиканский референдум для принятия решения был вынесен следующий вопрос:
     "Разрешаете  ли Вы первому Президенту Республики  Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:
     "Президент  избирается на пять лет непосредственно  народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании."?"
     За  поддержку Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко проголосовало 5 548 477 граждан, что составляет 79,42 процента от числа  граждан, внесенных в списки для голосования.
     Таким образом, референдум (народное голосование) – способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Он является гарантией сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь, поскольку цель всенародного обсуждения – посоветоваться с гражданами, воспользоваться их идеями с тем, чтобы улучшить жизнь общества. 

     ЛИТЕРАТУРА

   
    1.      Василевич Г.А. Избирательная система, референдум, органы государственной власти: научно-практический комментарий Конституции Республики Беларусь. – Минск, 2004.
    2.      Василевич Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце XX столетия. – Минск, 2001.
    3.      Круталевич В.А. О конституционном суде, законности и референдуме. – Минск, 1996.
    4.      Кондратович Н.М. Референдум как форма непосредственной демократии. // Гуманіт.-экан. весн.. – 1998. – № 4. – С. 82–86.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.