На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Административно-правовой статус гражданина

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
    Введение………………………………………………………………….  3
    Понятие и структура административно-правового статуса граждан.... 4
    Основы административно-правового статуса граждан……………….. 6
    Права и обязанности граждан в сфере деятельности исполнительной власти……………………………………………………………………... 8
    Роль  органов  исполнительной  власти  в  реализации  прав, свобод и обязанностей граждан………………………………………………….. 13
    Административно-правовые гарантии прав граждан………………... 15
    Правовые способы защиты прав и свобод граждан………………….. 16
    Право граждан на обращение………………………………………….. 18
    Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….. 20
    Заключение……………………………………………………………... 26
    Основная литература…………………………………………………... 27
    Нормативные акты…………………………………………………….. 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ
         Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. За последнее десятилетие радикально изменилась государственная и общественная жизнь России. Интенсивное развитие получило Конституционное, Гражданское, Трудовое, Административное законодательство, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.
Административное  право - отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Соответственно  главной составляющей предмета административного  права, его ядром становится система  отношений публичной администрации  с гражданами и их организациями, а основной задачей административного  законодательства — правовое обеспечение  конституционных прав и обязанностей граждан. Отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Административно-правовой статус гражданина России определен Конституцией Российской Федерации (принятой всенародным голосованием ?12.12.1993года). Согласно статье 18 «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех государственных органов и должностных лиц».
    Понятие и структура административно-правового статуса граждан.
       Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Административно-правовой статус граждан в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, текущим административным законодательством.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная  правоспособность граждан не может  быть отчуждаема и передаваема. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (статья 2). Признание прав и свобод в Российской Федерации прежде всего идентифицируется с принципом их естественной природы. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Объем административной правоспособности гражданина изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).
Стоит заметить что, деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят свое отражение в административно-правовых.  

Правовой  статус состоит из следующих элементов:
    Структура (правовые элементы статуса): включает в себя
    гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод;
    правоспособность;
    дееспособность;
    права и законные интересы граждан;
    обязанности граждан.
 
    Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.
 
    Механизм  регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.
Во взаимоотношениях с государственной администрацией эти права конкретизируются в  четырех группах прав, составляющих ядро административно-правового статуса  гражданина:
    личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы), включающие право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др.;
    право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, избирать и быть избранными, право на внесение предложений в органы исполнительной власти и т.д.);
    право на государственное содействие и помощь (право на получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т.д.);
    право на защиту (право на обращение в вышестоящую инстанцию, право на административный иск и т.д.).
 
    Основы  административно-правового  статуса граждан.
Административно-правовой статус гражданина представляет собой  сложное
юридическое образование. Гражданин как субъект административного права —
это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве
носителя  конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой
статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом
особенностей. Он включает в себя четыре составных элемента:
    Правовой статус личности, человека как субъекта административного права.
    Статус гражданина Российской Федерации, как субъект административного права.
    Социальный статус.
    Особый статус.
 
Административно-правовой статус граждан

Первый,  правовой статус личности, человека как субъекта административного права:  право, государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в статье 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Согласно Конституции Российской Федерации и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и так далее, является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции Российской Федерации, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права. 

Второй  элемент административно-правового  статуса представляет собой
статус гражданина Российской Федерации. Как субъект административного
права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.
Третий элемент административно-правового статуса – социальный. Он
необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д. 

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина - особый статус, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей. 

    Права и обязанности  граждан в сфере  государственного управления.
Все права  и обязанности граждан, составляющие содержание административно-правового  статуса граждан, в зависимости  от механизма их реализации подразделяются на: абсолютные, относительные. Абсолютные (безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты исполнительной власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, охранять и защищать их (право на трудоустройство, право на административную жалобу и т.д.). Абсолютные обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и сборов и т.д.). Относительные права - это права, которые не могут быть реализованы без соответствующего правового акта государственной администрации (например, право на пенсионное обеспечение, право на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и т.д.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.д.).
Административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления в современных условиях существенно меняется.
Во-первых, права и о свободы человека призваны Конституцией Российской Федерации (статья 2) высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита – обязанность государства.
Во-вторых, статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
В-третьих, административно-правовой статус гражданина в сфере деятельности государственного управления все большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов.
В-четвертых, административно-правовой статус гражданина становится по своему содержанию значительно  полнее, богаче разностороннее во многих сферах экономической, политической и  социальной жизни. Подтверждением этого  важного положения являются, например Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993года.1
В-пятых, очень значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (в редакции от 14 декабря 1995 года) 2 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием
_____________________________________________________________________________________________
1 ВВС РФ.1993.№ 32 Ст. 1227
2 ЗАКОН  РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995) 

государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно части 2 статье 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются.
Например, право граждан на участие в  управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции Российской Федерации. Применительно к государственному управлению это право детализируется административным законодательством, которое регламентирует порядок зачисления граждан на государственную службу, ее прохождение, права и обязанности государственных служащих. 

Права граждан в сфере государственного управления могут касаться всех отраслей управления или относится к одной  из них - экономической, культурной и политической:
- в сфере  экономики - каждый гражданин  имеет право на предпринимательскую  деятельность, право свободно продавать  и приобретать товары, реализация  которых не запрещена, право  рекламировать свою деятельность и т.д.
- в сфере  политики - граждане имеют право  принимать участие в выборах и референдумах, знакомиться со списками избирателей, требовать предоставления отпуска для участия в выборах или референдумах, участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях и т.д. 

Права граждан на участие в государственном  управлении и на обжалование действий органов государственного управления носят общий характер и относятся ко всем отраслям управления.

К социально-экономическим  правам относятся:
    право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на поступление в высшее учебное заведение);
    право на жилище;
    право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
    право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
К политическим правам относятся:
    право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
    свобода мысли;
    свобода шествий;
    право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
    право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
    право на административное обжалование;
    право на судебное обжалование;
    право на объединение;
    право мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
К личным правам относятся:
    право на личную неприкосновенность;
    право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия (реализуется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и контролируется органами внутренних дел);
    право на донорство;
    право на перемену фамилии, имени, отчества;
    право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
    права на управление транспортными средствами;
    право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности
Но в  сфере государственного управления законодательство возлагает на граждан и широкий круг обязанностей:
- прежде  всего, граждане обязаны соблюдать общественный порядок и общественную безопасность, поэтому такие действия, как мелкое хулиганство, демонстрация фашистской атрибутики или символики, появление в общественном месте в состоянии опьянения, признаются административным правонарушением;
- граждане  обязаны соблюдать установленный  порядок, подчиняться законным требованиям должностных лиц органов государственного управления, вовремя получать паспорт, вставать на воинский учет и т.д.;
- граждане  обязаны беречь природу, соблюдать  правила, установленные на транспорте (например, платить за проезд), получать  основное общее образование, соблюдать  правила дорожного движения, не  допускать порчу земель и добросовестно исполнять иные обязанности, возложенные на них законодательством.
Таким образом, взаимоотношения граждан и органов управления должны состоять из того, что граждане обязаны выполнять законные требования органов государственного управления, а органы государственного управления должны защищать права граждан и создавать им все необходимые условия для реализации их прав. 

    Роль  органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона, от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.
Наблюдательная  функция исполнительных органов находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера.
Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем  объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и  межотраслевой компетенции. Действуют  также специальные надзорные  органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных  и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений.
Непосредственная  защита прав граждан исполнительными  органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими  достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно  отнести:
а) приостановление  действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент Российской Федерации может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство Российской Федерации полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан;
б) приостановление  работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического  контроля, государственного надзора  в области охраны труда и т.п.);
в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство  Российской Федерации вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент Российской Федерации – акты самого Правительства и т.п.
В этих полномочиях, в частности, отчетливо  проявляется статьей Конституции Российской Федерации, а именно часть 3 статья 15 «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.
    Административно-правовые гарантии прав граждан.
К административно-правовым гарантиям прав граждан обычно относятся:
- Экономические, которые обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения).
- Политические, проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединением.
- Идеологические, определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка.
- Организационные, включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты, образуемой парламентом Российской Федерации, органов исполнительной власти)
 - Юридические делятся на:
    Закон:
      в полной мере должен соответствовать экономическому и политическому развитию общества;
      должен защищать основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (часть 3 статья 55 Конституции Российской Федерации).
    Внесудебные: фактически выполняет вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.
    Судебные: Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Суды рассматривают дела по различным видам правонарушений, осуществляют контроль над соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.
 
    Правовые  способы защиты прав и свобод граждан.
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала
своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и
административном порядке. Создание скоординированной системы гарантий
личных  прав граждан – необходимое условие  правового государства. Систему
гарантий  юридической защиты прав личности можно  разделить на два
основных направления:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.