На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по организации и планированию производства

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
    Типы юридических лиц 4
    Цели деятельности 4
    Признаки промышленного предприятия 4
    Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
    Массовое производство 9
    Серийное производство 9
    Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
    Принципы управления 10
    Процесс ВФП 12
    Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
    План маркетинга 13
    Роль и значение маркетинга 14
    Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
    Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
    Цели экономической стратегии 17
    Направления  экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
    Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
    Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
    Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
    Измерители промышленной продукции 33
    Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
    Планирование продаж продукции и услуг 37
    Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
    Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
    Производственный цикл, его структура 46 
     
     

Лекция  1 (08.09.2010)

Тема 1. Сущность организации  и планирования промышленного  предприятия

    Структура и принципы организации  производственного  процесса
    Функционирование промышленного предприятия
Народно-хозяйственный  комплекс любой страны включает в  себя две главные сферы трудовой деятельности – производственную и  непроизводственную.
Непроизводственная  сфера обеспечивает важнейшие потребности  общества и включает такие области  деятельности как медицина, культура, образование, охрана общественного  порядка и другие области, которые  создают необходимые условия  существования людей.
Производственная  сфера – самостоятельная отрасль  народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, связь и др.).
Они производят значительный объём продукции и занимают позицию, различную по месту и роли в  общественном производстве.
Промышленность является  ведущей отраслью народного хозяйства, служит основой формирования территориально-производственных комплексов, определяет производственный потенциал страны, а также степень  и эффективность использования  природных и трудовых ресурсов. Уровень  обороноспособности государства в  значительной степени зависит от уровня развития промышленности.
Промышленность состоит  из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль промышленности – совокупность предприятий и  различных организаций, характеризующихся:
    единством назначения выпускаемой продукции;
    однородностью потребляемого сырья и материалов, оборудования и технологических процессов;
    особым профессиональным составом кадров;
    специфическими методами и условиями организации производства.
Вступивший с силу с 1 января 1995 года гражданский кодекс РФ определяет предприятие как объект гражданских прав, т.е. предприятием признаётся имущественный геокомплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности.
Предприятие в целом  или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением имущественных  прав.
Юридическим лицом  признаётся организация, которая:
    имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
    отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
    может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и (личные) неимущественные права;
    может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Типы  юридических лиц

В зависимости от  того какие права имеют учредители/участники  в отношении созданного юридического лица и его имущества, они делятся на 3 типа:
    юридические лица, в отношении которых участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
    юридические лица, в отношении которых учредители/участники имеют права собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия ( в т.ч. дочерние предприятия), а также финансируемые собственником учреждения;
    юридические лица, в отношении которых учредители/участники не могут иметь никаких имущественных прав: общественные и религиозные организации, благотворительны и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Цели  деятельности

В зависимости от целей деятельности юридические  лица могут быть коммерческими или  некоммерческими организациями.
Коммерческими организациями  признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – это  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные предприятия.
Некоммерческие организации  не ставят своей целью получение  прибыли и распределяют её между  участниками – это общественные и религиозные объединения, благотворительные  и иные фонды, потребительские кооперативы  и государственные учреждения.

Признаки  промышленного предприятия

Промышленные предприятия  характеризуются определёнными  признаками:
    производственно-техническое единство, которое предусматривает соответствие технологического оборудования и производственных площадей характеру производства определённой продукции; законченность всех технологических процессов, т.е. последовательность изготовления продукции;
    финансово-экономическое единство (ведение самостоятельного баланса, права юридического лица, расчётный счёт в банке);
    хозяйственно-экономическое единство (соответствие прав и обязанностей предприятия задачам его деятельности, которые определены  уставом предприятия, единство управления).
Каждое промышленное предприятие имеет свой устав  и производственно-технический паспорт.
Устав – административный документ, подтверждающий законность создания фирмы, содержащий правила  её деятельности и т.д.
Производственно-технический  паспорт содержит общие сведения о предприятии, данные по материальной и технической базе и др.
Предприятие осуществляет промышленную и непромышленную деятельность.
Промышленная деятельность осуществляется цехами, хозяйствами  и службами предприятия и связана:
    с выпуском основной продукции;
    выполнением работ и оказанием услуг производственного характера.
Непромышленная деятельность связана с выполнением функций  материально-бытового и культурного  обслуживания сотрудников.

Размер  предприятия

Основные критерии деления предприятий по размеру: численность работников и годовой объём продаж.
Малые: < 50 человек
Средние: 50-500 человек
Крупные: > 500 человек
Особо крупные: >1000 человек
Роль  малого бизнеса в  развитии экономики  страны, его недостатки и достоинства.
Крупные предприятия –  положительные и  отрицательные стороны.
Лекция  2 (15.09.2010)

Тема 2. Организационные  основы промышленного  производства

    Структура и принципы организации  производства продукции
    Производственная структура предприятия
    Типы производств и их технико-экономические характеристики

2.1 Структура и принципы организации производства продукции

Производственный  процесс – совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовую продукцию.
Основные элементы производственного процесса:
    труд – нервно-мышечная и умственная деятельность человека  направленная на достижение поставленной цели;
    предметы труда – сырьё и материалы, подвергаемые различного вида воздействиям;
    средства труда – включают в себя два элемента:
      орудия труда (станки, приборы, агрегаты и т.п.);
      материальные условия (здания, сооружения, транспорт) – средства, обеспечивающие условия производственного процесса;
    продукт труда – готовая продукция.
Производственный  процесс изготовления продукции  состоит из трёх трудовых процессов:
    основных;
    вспомогательных;
    обслуживающих.
Основными называются технологические процессы по непосредственному изготовлению основной продукции предприятия. Состоят их трёх стадий:
    заготовительной;
    обрабатывающей;
    сборной.
Основной процесс  включает в себя большое количество операций, которые, в зависимости  от вида изготавливаемой продукции, представляют собой разнообразные  виды технологической обработки  элементов изделий.
Вспомогательные процессы – процессы изготовления продукции для собственных нужд предприятия, не включаемые в состав основной продукции (изготовление и ремонт технологического и вспомогательного оборудования, ремонт зданий и сооружений, изготовление и ремонт технологической оснастки, производство и передача всех видов энергии).
Обслуживающие процессы связаны с обслуживанием основных и вспомогательных процессов (складские, транспортные, контрольно-измерительные и др.), т.е. оказывают услуги основным и вспомогательным процессам.
Естественные  процессы – осуществляются в ходе выполнения основных и вспомогательных процессов, требуют затрат времени, но не нуждаются в затратах труда.
Основные и вспомогательные  процессы подразделяются на простые  и сложные.
Простые процессы – изготовление простых предметов путём осуществления ряда технологических операций.
Сложные процессы – совокупность простых процессов, скоординированных в пространстве и времени по подразделениям (узлы, блоки, агрегаты).
Основной структурной  единицей производственного процесса является операция.
Операция – совокупность действий, выполняемых рабочим или бригадой над одним или несколькими предметами труда на одном рабочем месте без переналадки оборудования.
Виды операций:
    основные (технологические) в процессе которых происходит изменение форм, размеров, структуры, свойств предметов труда;
    вспомогательные – связаны с перемещением предметов труда и контролем их качества.
Организация производственного  процесса строится на следующих основополагающих причинах:
    целевая специализация;
    целостность состава элементов;
    плановость;
с учётом следующих  принципов:
    специализация;
    технологическая специализация;
    параллельность;
    непрерывность;
    автоматичность;
    пропорциональность;
    прямоточность
    ритмичность;
    профилактичность;

2.2 Производственная  структура предприятия

Под производственной структурой понимают:
    состав его производственных подразделений;
    формы их специализации и взаимосвязей.
Производственная  структура зависит от следующих  факторов:
    характер продукции (конструктивные особенности изделий и трудоёмкость изготовления);
    тип производства (единичный, серийный, массовый);
    масштаб производства (размеры предприятия, объём годового выпуска продукции, численность рабочих и служащих, стоимость ОПФ);
    уровень и формы специализации производства продукции;
    степень кооперирования с другими предприятиями.
Для выполнения структурно сложного производственного процесса на промышленном предприятии создаются:
    обособленные и основные цеха;
    вспомогательные цеха;
    обслуживающие хозяйства производственного назначения;
Основным производственным подразделением предприятия является цех, подразделением цеха – рабочее  место.
Цех – организационно и технологически обособленное звено предприятия, выполняющее определённую часть производственного процесса или полное изготовление какой-либо части выпускаемого предприятием изделия.
Основные цеха в  соответствии с тремя стадиями производства подразделяются на заготовительные, обрабатывающие, сборочные.
Вспомогательные цеха:
    энергетические;
    инструментальные;
    ремонтные.
Обслуживающие цеха и хозяйства:
    транспортные цехи;
    складское хозяйство;
    испытательные лаборатории;
    службы;
    архивы.
Различают три формы  внутризаводской специализации:
    технологическая (функциональная);
    предметная;
    подетальная (относится к целевой специализации).
Технологическая форма специализации. Цехи и участки специализируются на выполнении однородных технологических процессов и операций. Это традиционная форма специализации. Характеризуется высоким качеством продукции, высоким профессиональным уровнем рабочих, а также взаимозаменяемостью и относительной простотой обслуживания оборудования.
Предметная  и подетальная  форма специализации. Цехи и участки специализируются на полном изготовлении одной или нескольких групп однородных деталей, сборочных единиц, изделий.

2.3 Типы производства  и их технико-экономические  характеристики

Под типом производства понимается квалификационная категория  производства, характеризуемая по признакам:
    широта номенклатуры;
    размерность выпуска;
    стабильность выпуска;
    объём выпуска продукции.
Типы производств:
    массовое;
    серийное;
    единичное.

Массовое  производство

Характеризуется:
    узкой номенклатурой;
    большим объёмом выпуска изделий, изготавливаемых в течение продолжительного времени.
Отличительные признаки:
    каждое рабочее место постоянно загружено выполнением одной операции;
    стабильность производственных условий на местах;
    рабочие места узко специализированы;
    установлены точные нормативы всех затрат.

Серийное  производство

Характеризуется:
    ограниченной номенклатурой изделий, которые изготавливаются повторяющимися партиями;
    сравнительно большой объём выпуска.
Разновидности серийного  производства:
    крупносерийное (почти массовое);
    среднесерийное (регулярность и стабильность повторения партий);
    мелкосерийное (нерегулярная повторяемость , почти единичное).
Отличительные признаки:
    каждое рабочее место загружено последовательным выполнением нескольких разных операций;
    регулярная повторяемость выпуска продукции партиями;
    слабая нормативная и техническая база.

Единичное производство

Характеризуется широкой  номенклатурой изготовляемых изделий  при единичных и малых разовых  объёмах выпуска.
Отличительные признаки:
    практически полная не повторяемость выпуска изделий;
    широкая номенклатура деталей и операций, выполняемых на рабочих местах;
    слабая нормативная база.
Лекция 3 (21.09.2010)

Тема 3. Содержание и организация  внутрифирменного планирования

    Сущность  и организационное  обеспечение внутрифирменного планирования
    Маркетинг как основа системного планирования

3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования

Планирование – функция управления предприятием.
Задачи: задание программы  действий управляемой подсистеме для  достижения поставленной цели и доведение  программы до объекта управления.
Это непрерывная  система планирования. Её можно представить  в виде схемы:

Принципы  управления

Принцип единства – планирование координируется на горизонтальном и вертикальном уровне (горизонт – согласование планов работ подразделений; вертикаль – согласование общего плана фирмы с планами производственных и функциональных подразделений).
Принцип участия – все работники фирмы должны быть вовлечены в процесс планирования.
Принцип непрерывности – процесс планирования регулярно повторяется через установленные промежутки времени; оперативное регулирование планов по результатам.
Принцип гибкости – процесс планирования быстро реагирует на возникновение непредвиденных обстоятельств, т.е. планы должны иметь резервы.
Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы по целям, срокам, объёмам работ, конечным результатам.
Каждый отдельный  производитель решает самостоятельно:
    что им следует производить
    в каких количествах
    по каким ценам продавать
    как при этом получить доход
Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс расчётов и процедур производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию целей производственной деятельности предприятия в определённые плановые периоды времени (месяц, квартал, год).
Значение внутрифирменного планирования (ВФП):
    связывает все направления деятельности от маркетинга до сбыта продукции
    охватывает основные и вспомогательные процессы производства
    не допускает неопределённости действий подразделений фирмы
    облегчает контроль за деятельностью.
На предприятии  ВФП делится на:
    технико-экономическое планирование (ТЭП)
    оперативно-производственное планирование (ОПП)
ТЭП занимается разработкой:
    планов производственно-хозяйственной деятельности
    планов социальной деятельности
    технико-экономических показателей
ОПП:
    является логическим развитием ТЭП
    осуществляется в ходе выполнения производственной программы
Этапы и организация  проведения внутрифирменного планирования:

Процесс ВФП

Это сложный процесс, осуществляется поэтапно.
Этап 1 – Постановка задач. Цель – построение дерева целей. Ориентировочно устанавливаются сроки решения задач и потребное количество ресурсов для их осуществления.
Этап 2 – Разработка планов. Осуществляется составление планов по достижению каждой цели в отдельности:
    конкретизация сроков по выполнению каждого плана;
    взаимная увязка планов по горизонтали (одинаковые сроки реализации) и по вертикали (разные сроки реализации))
    распределение имеющихся у фирмы ресурсов.
Этап 3 – Составление планов доходов и расходов предприятия. Это позволяет выявить и устранить возможный небаланс между потребными и располагаемыми ресурсами.
Этап 4 – Конкретизация планов. Производится выработка конкретных мероприятий по реализации планов.

Уровни  разработки планов по времени

Долгосрочные  стратегические планы (перспектива 5-15 лет). Отражают общую стратегию фирмы:
    стратегия взаимодействия: продукт, рынок;
    оценка тенденции изменения номенклатуры продукции и видов деятельности;
    необходимость создания новых мощностей, дочерних предприятий и т.д.
Среднесрочные планы (перспектива 2-5 лет). Осуществляется на базе принятых долгосрочных планов и представляет собой конкретизацию и детализацию стратегических планов. Основные направления планов: развитие производственных мощностей, вопросы обновления продукция, планы производства и прибыли, кадровые вопросы и т.д.
Краткосрочные планы (перспектива – 1 год). Элементы планирования:
    объёмы производства и продаж;
    основные технико-экономические показатели;
    размеры капитальных вложений;
    определение потребностей в ресурсах; - загрузка мощностей и рабочих мест.

3.2 Маркетинг как основа системного планирования

Маркетинг – система комплексного изучения потребности и спроса на различную продукцию и услуги в условиях рыночной экономики с целью организации производства и оказания услуг, максимально ориентированных на удовлетворение нужд конкретных потребителей на основе исследования и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Функции маркетинга:
    ориентация производства на удовлетворение существующих и потенциальных потребностей;
    формирование и стимулирование спроса.
Смысл маркетинга –  производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.
Маркетинговые принципы управления и планирования:
    производство продукции должно быть основано на точном знании потребности покупателей, рыночной ситуации, реальных возможностей фирмы.
    наиболее полное удовлетворение потребности покупателя;
    эффективность реализации продукции и услуг - на определённых рынках; - в запланированных объёмах; - в намеченные сроки;
    обеспечение долговременной результативности промышленно-коммерческой деятельности;
    единство стратегии и тактики поведения производительности.

План  маркетинга

Состоит из следующих  разделов:

    Сводка контрольных  показателей – краткий перечень основных целей и ожидаемых результатов от реализации товара.
    Текущая маркетинговая ситуация – краткая характеристика специфики и размеров рынка, его основных сегментов, основных товаров, конкурентов и возможных каналов продвижения.
    Информация о возможных неблагоприятных тенденциях и событиях и наоборот – привлекательных возможностях рынка.
    Имеющиеся проблемы и постановка задач для их реализации.
    Стратегии маркетинга – конкретные стратегии по освоению сегментов целевых рынков, разработке комплекса маркетинга (включающего организацию продажи новых товаров, их рекламу и т.д.), определение уровня затрат на маркетинг.
    Программа действий – конкретные программы действий, отвечающие на вопросы: - что будет сделано, когда, кто исполнитель и сколько будет стоить.
    Бюджеты – прогноз величин поступлений, расходов и ожидаемой прибыли.
Лекция 4 (29.09.2010)

Роль  и значение маркетинга

Маркетинг позволяет  быстро переориентироваться производству.
Целесообразен и  эффективен в определённых условиях:
    наличие рынка с изобилием товаров и конкуренции;
    свобода товаропроизводителя;
    наличие специалистов-маркетологов;
    система сбора различной информации и её доступность и др.
Цель  и задачи маркетингового подхода к управлению фирмой
Цель – обеспечение выживаемости фирмы в условиях негативных изменений на рынке.
Задачи:
    предотвращение расхода ресурсов на производство товаров и услуг, не пользующихся спросом;
    целевое использование всех видов ресурсов;
    формирование условий для расширенного воспроизводства и поддержания на рынках и в общественном мнении благоприятного образа фирмы как надёжного делового партнёра;

Главные направления комплексного изучения рынка

    изучение спроса
    определение рыночной структуры
    изучение товара
    исследование условий конкуренции
    анализ форм и методов сбыта.
Изучение  спроса
Позволяет определить обобщающие характеристики рынка, т.е. настоящие и будущие потребности  потенциальных покупателей.
Спрос представляет собой платёжеспособную потребность:
    на конкретные виды товаров
    на товары определённой фирмы или отрасли
    на товары в региональном разрезе и т.п.
т.е. на определённые уровни спроса.
Основные понятия, характеризующие количественную величину спроса:
Объём рыночного спроса – количество товаров, купленных определённой группой покупателей в определённом регионе в определенный период времени на определённых торговых предприятиях. Выражается в натуральных и стоимостных измерителях.
Ёмкость рынка – потенциально максимально возможный спрос. Практически объём рыночного спроса составляет некоторую долю от ёмкости рынка. Задача маркетинга – максимально приблизить объём рыночного спроса к ёмкости рынка.
Выявление структуры рынка
Определение количественных и качественных характеристик рынка  дополняется выявлением его структуры. Это достигается с помощью  метода сегментации.
Сегментация рынка  заключается в разделении совокупной массы потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие  к нему неодинаковые требования. Сегментация  позволяет привести в жизнь важнейший  принцип маркетинга – ориентация на потребителя, что даёт возможность выпускать продукцию, наиболее отвечающую запросам и эффективно воздействовать на потребителя.
Потребительские требования связаны с различиями между самими потребителями. Эти различия представляют собой факторы, по которым проводится сегментация:
    географические (одежда, напитки, бытовые приборы для южных и северных районов)
    демографический
    социально-экономические (уровень жизни, стиль жизни, интеллектуальное развитие)
    психологические (характер, привычки, склонности)
    уровень конкуренции
    каналы товародвижения
    формы послепродажного обслуживания
Выбор маркетинговой стратегии
Она выбирается после  определения структуры рынка. Выбор  маркетинговой стратеги определяется рядом обстоятельств:
    финансовые возможности
    характер продукции
    тип рынка
    рыночная стратегия конкурентов и др.
Решения в области  предпринимательства и маркетинга  основываются на основе прогноза развития событий.
Прогноз – научно обоснованное предположение о ходе развития системы, является основой  для разработки перспективных планов.
Прогнозы носят  вероятностный характер и в отличие  от планов не определяют путей и  средств осуществления намеченных целей.
Цель прогнозирования  – оценка перспективы развития внешней  среды организации по различным  направлениям и уровням: экономика  в целом, регион, отрасль, рынки.
В маркетинге сочетаются прогнозы двух категорий – долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочный прогноз  касается стратегических решений, таких  как разработка новых товаров, выход  на новые рынки, решения в области  инвестирования и др. Краткосрочные  прогнозы – сырьё и материалы, рабочая сила, планы производства и др.
Виды долгосрочного  прогноза:
    экономический прогноз. Предполагает оценку основных экономических показателей и данных для фирмы и области.
    технологический прогноз. Прогноз развития новых материалов, технологий, техники. Способы технологического прогноза метод Дельфи и морфологический анализ.
    демографический прогноз. Касается изменений в уровне рождаемости, смертности, эмиграции, иммиграции и т.п.

Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы

    Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии
    Методологические основы и этапы стратегического планирования
    Выбор позиции и реализации стратегического плана
    Реализация и оценка стратегического плана

4.1 Содержание, цели  и основные составляющие  экономической стратегии

Экономическая стратегия – совокупность правил и приёмов реализации выбранной стратегической концепции: выбор целей и средств их достижения, партнёров и ресурсов, правил поведения на рынках, путей предотвращения несостоятельности и др.
Экономическая стратегия  отвечает на вопросы:
    что и в каком количестве производить
    как и какими средствами производить
    для кого и когда производить

Правила и приёмы экономической стратегии фирмы

Они предназначены  для ответа на вышеприведённые вопросы.
Правила:
    исследовать условия конкурентного преимущества для выявления предпочтительной миссии фирмы
    исследование рынков потенциальных товаров и услуг для обеспечения внешней гибкости фирмы
    формирование товарного ассортимента фирмы, который позволит получать прибыль
    распределение имеющихся и дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, что обеспечит максимальную рентабельность
    формирование эффективной ценовой политики
    ранние обнаружения кризисных тенденций для предотвращения банкротства фирмы
Лекция 5 (06.10.2010)

Цели  экономической стратегии

Для достижения глобальной цели экономической стратегии требуется  реализация ряда локальных целей. Эти  цели должны отвечать общим требованиям:
    должны быть конкретными и измеримыми;
    ориентированными во времени (долго-, кратко- и среднесрочными);
    достижимыми;
    непротиворечивыми;
Локальные цели экономической  стратегии:
    миссия фирмы;
    производственный профиль фирмы;
    конкурентный статус фирмы.
Миссия  фирмы должна отражать следующие моменты:
    направленность деятельности фирмы (т.е. отвечает на вопрос какой предпринимательской деятельностью занимается фирма);
    отношение фирмы к внешней среде (установление каких-либо ограничений или особых условий функционирования);
    имидж фирмы, её положение и представление о ней в общественном сознании.
Производственный  профиль предопределяется миссией фирмы. Это характеристика, состав, структура и качественные характеристики ресурсов, которыми располагает фирма для выпуска изделий.
Он характеризует  приспособленность производственного  аппарата фирмы к достаточно длительному  выпуску определённого набора товаров  и услуг.
Товарный  ассортимент продукции, выпускаемый фирмой, характеризует широту производственного профиля.
Узкий профиль –  ограниченный товарный ассортимент. Достоинства  – высокопроизводительное оборудование, значительные объёмы производства. Недостаток – сдерживает диверсификацию производства, освоение новых сегментов рынка, снижает общий уровень конкурентного  преимущества.
Широкий профиль. Недостаток – требует значительных инвестиций, материально-техническую базу. Достоинства  – обеспечивает маневренность фирмы, её внешнюю гибкость, способствует освоению новых сегментов, способствует финансовой устойчивости.
Конкурентный  статус фирмы – измеритель положения фирмы на рынке. Используется при формировании стратегий фирмы.

Направления  экономической стратегии  фирмы

Направления  экономической стратегии фирмы
Товарная  стратегия Стратегия транзакционных издержек
Стратегия ценообразования Стратегия снижения производственных издержек
Стратегия взаимодействия фирмы с рынками  производственных ресурсов Стратегия инновационной деятельности фирмы
Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы Стратегия стимулирования персонала фирмы
Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы
Товарная  стратегия – важнейший системообразующий и базовый элемент экономической стратегии. Задачи товарной стратегии:
    исследование и формирование потенциальных рынков товаров и услуг;
    увязка задач фирмы с возможностями рынка и ресурсами фирмы;
    анализ жизненных циклов спроса товара.
Стратегия ценообразования. Должна разработать рекомендации для ответа на вопросы: как должна вести себя фирма на сегментах рынка, чтобы привлечь покупателей к товарам фирмы и сформировать устойчивые потребительские предпочтения к марке фирмы.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов – представляет собой набор положений по распределению ресурсов и выбору предпочтительных поставщиков.
Стратегия внешнеэкономической  деятельности фирмы – разработка правил и приёмов поведения фирмы на внешнем рынке как экспортёра, так и импортёра товаров и услуг.
Стратегия снижения транзакционных издержек. Разработка регламента осуществления процесса подготовки, заключения различных рыночных трансакций – соглашений, контрактов, договоров и др. – что позволит избегать неоправданных расходов и сбора недостоверной информации.
Стратегия снижения производственных издержек. За счёт снижения затрат обеспечим:
    конкурентное преимущество;
    снижение стоимости и захват лидерства в конкурентной борьбе
За счёт процесса формирования затрат по всей цепочке  их нарастания.
Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. Долгосрочное вложение средств в материально- техническую базу и товароматериальные ценности.
Формы воспроизводства  при выработке инвестиционной стратегии:
    расширение действующего производства;
    реконструкция подразделений;
    техническое перевооружение;
    модернизация.
Стратегия стимулирования персонала. Должна создать «мотивационное поле», т.е. повысить заинтересованность персонала фирмы в достижении стратегических целей фирмы.
Стратегия предотвращения несостоятельности  фирмы – практическое обобщение всех составляющих экономической стратегии. Главная задача – ранее обнаружение кризисных тенденций и выработка мер противодействия с использованием тактики и стратегии.
Тактика ориентируется на негативные моменты ближайшего времени и финансовое состояние.
Стратегия базируется на прогнозировании возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений.

4.2 Методологические  основы и этапы  стратегического  планирования

Стратегия – набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, который обеспечивает разработку стратегии для достижения цели фирмы, создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через  систему планов.
Перспективное планирование – долгосрочное и стратегическое планирование. Их назначение – определение  главных целей фирмы и состояния  её окружения в будущем.
Долгосрочное планирование. Принимается, что будущее состояние  организации может быть определено путём экстраполяции, т.е. продолжения  ряда ранее достигнутых показателей  деятельности на будущее по выявленной закономерности изменений. Закономерность изменений может быть на повышение  или понижение тренда.
Стратегическое планирование решает 4 основные задачи:
    распределение ресурсов;
    адаптация к внешней среде;
    внутренняя координация;
    организационное предвидение.
Разработка стратегических решений ведётся по следующим  направлениям:
    анализ перспектив фирмы;
    анализ позиций в конкурентной борьбе;
    выбор стратегии;
    анализ путём диверсификации.
Процесс долгосрочного  планирования деятельности предприятия

Лекция 6 (13.10.2010)

Этапы процесса планирования стратегии


Миссия  и цели фирмы. Выбор миссии – это главная целевая функция фирмы. Это первое решение при планировании стратегии. Содержательность формулировки миссии – первый шаг на пути к процветанию или банкротству. Толкование миссии не должно быть ограничительным или расширительным. В рамках миссии устанавливаются хозяйственные цели. Миссия и цели служат ориентирами для последующих этапов планирования.
Анализ  внешней среды. С её помощью разработчики стратегии изучают факторы, действующие на фирму извне с целью оценки:
    потенциальных негативных воздействий
    вновь открывающихся деловых возможностей.
Схема анализа внешней  среды фирмы

Контактные аудитории  – различные организации, оказывающие  непосредственное влияние на деятельность фирмы (финансовые круги (банки, инвесторы), средства массовой информации, общественные организации).
Факторы косвенного воздействия
Экономические факторы. Охватывают круг следующих вопросов:
    налогообложение
    темпы инфляции
    уровень занятости населения и др.
Государственные и  политические факторы:
    вопросы таможенной политики
    антимонопольное законодательство
    защита частного предпринимательства и т.д.
Технические факторы. Характеризуют развитие НТП и  создают предпосылки прогрессивного изменения на предприятиях.
Социальные факторы. Различные изменения, происходящие в обществе в результате перехода к рыночной экономике и резкого  расслоения населения.
Анализ  сильных и слабых сторон внутренней среды
Проблема, с которой  сталкивается руководство:
    обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями;
    выявление внутренних слабых сторон.
Управленческое  обследование – процесс исследования внутренних проблем для оценки функциональных зон предприятия.
В обследование включается 5 функций:
    маркетинг
    финансы и бухгалтерский учёт
    производство
    персонал
    организационная культура и имидж фирмы.
Маркетинг. Элементы исследования: доля рынка и конкурентоспособность, разнообразие и качество ассортимента изделий, рыночно-демографическая статистика, рыночные исследования и разработки, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, эффективный сбыт и продвижение товаров, прибыль.
Финансы и бухгалтерский  учёт. Детальный анализ финансового состояния может выявить:
    имеющиеся и потенциальные внутренние слабости организации;
    относительное положение фирмы в сравнении с её конкурентами.
Вычисляются такие  показатели как платёжеспособность, ликвидность, имущественное состояние  и др.
Производство. Наиболее сложный этап. При этом необходимо ответить на ключевые вопросы:
    может ли фирма производить свои товары и услуги по более низкой цене чем конкуренты, если нет – то почему;
    является оборудование фирмы современным и хорошо ли оно обслуживается;
    имеет ли фирма доступ к новым материалам, зависит ли фирма от единого поставщика или у неё есть выбор;
    может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обеспечить конкуренты;
    обладает ли фирма эффективной системой контроля качества продукции;
    подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса, если да – то можно ли исправить эту ситуацию;
    насколько эффективно спланирован процесс производства, можно ли его усовершенствовать.
Ответы указывают  на наличие сильных и слабых сторон предприятия.
Персонал. При анализе человеческих ресурсов также рекомендуется ответить на следующие вопросы:
    какова компетентность и подготовка высшего руководства фирмы;
    есть ли преемственность руководящих должностей;
    как характеризуется тип сотрудников работающих в организации;
    имеется ли система мотивации сотрудников;
    эффективна ли система подготовки и повышения квалификации работников;
    есть ли текучесть ведущих специалистов фирмы, если есть – то почему.
Организационная культура и имидж  фирмы. Организационная культура – атмосфера и психологический климат, сложившиеся в организации. Т.е. это система выработанных в организации и свойственных её членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.
Имидж организации  как внутри, так и вне её определяется тем впечатлением, которое создаются  с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом.
Это впечатление  стимулирует клиентов покупке, контрагентов – к продлению сложившихся  производственных связей, молодых людей  – к стремлению работать в данной фирме.
Лекция  7 (20.10.2010)

4.3 Выбор позиции  и реализация стратегического  плана

Приведя в соответствие с внешними факторами воздействия  свою внутреннюю структуру, руководство  фирмы может определить стратегию, которой будет следовать. Варианты стратегии:
    ограниченный рост;
    рост;
    сокращение;
    комбинированная стратегия.
Ограниченный  рост. Её применяют в зрелых отраслях промышленности на предприятиях со стабильной технологией, когда фирма удовлетворена своим положением. Для этой стратегии характерно установление целей от достигнутого ранее уровня. Это наиболее удобный и наименее рискованный путь.
Рост. Эта стратегия осуществляется путём ежегодного повышения уровня показателей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним: внутренний достигается благодаря расширению ассортимента товаров, внешний рост может быть в смежных отраслях.
Сокращение (стратегия последнего средства). Редко используется. Применяется, тогда когда уровень показателей устанавливается ниже достигнутых в прошлом. Фактически сокращение означает:
    начало технического перевооружения;
    полная реконструкция производства.
Альтернативы стратегии  сокращения:
    ликвидация (распродажа активов организации, фирма прекращает свою деятельность)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.