На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ кредитоспособности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТОБОЛЬСКЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 
 

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 

    АНАЛИЗ  КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
     

(курсовая  работа) 
 
 
 

Выполнила: Кабаева  Ольга Анатольевна 

№ зачетной книжки: 0825091 

№ группы: 2530 

Домашний адрес: г. Тобольск 7а – 35а – 16 
 

Тобольск  – 2010

 


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ …............................................................................................. 4
ГЛАВА 1. Понятие кредитоспособности и ее роль в управлении финансами предприятия  
6
1.1. Понятие и показатели кредитоспособности ……………... 6
1.2. Информационная база проведения анализа кредитоспособности ……………………………………….  
8
1.3. Методика анализа  кредитоспособности предприятия ….. 11
1.4. Определение кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ……………………………………  
20
1.5. Основы эффективного управления кредитоспособностью предприятия ………………………………………………...  
23
ГЛАВА 2. Анализ  кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис» ……  
26
2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия ………………………………………………... 26
2.2. Общая оценка финансового состояния предприятия по данным баланса…………………………………………….. 29
2.3. Оценка кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис»……………………………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 44
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….... 46
   
 

      Введение
     Удовлетворение кредитных потребностей предприятий малого и среднего бизнеса является перспективным направлением банковской деятельности. При этом для Банка одним из основных способов снижения риска неплатежа является тщательный отбор потенциальных заемщиков. Банк в рамках кредитной политики разрабатывает методы оценки качества потенциальных заемщиков. Для этого используются различные методики анализа финансового положения клиентов и статистические модели. Будущие клиенты банка, на основе представленных ими материалов, подразделяются на надежных, для которых опасность банкротства маловероятна, и ненадежных, подверженных риску банкротства.
     Уровень кредитного риска, в свою очередь, определяется многими факторами, среди которых  наиболее важную роль играют состояние кредитоспособности и платежеспособности заемщика.
     При решении вопроса о предоставлении или продлении кредита, определении  условий кредитования, оценке доверия  к предприятию как к клиенту, с целью предотвращения или снижения кредитного риска Банк обязан определить его кредитоспособность. По определению, кредитоспособность, это определенное состояние предприятия-заемщика, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить [34, с. 504].
     Оценка  кредитоспособности заемщика – одно из наиболее важных направлений деятельности кредитных специалистов. Необходимость проведения анализа кредитоспособности заемщика диктуется кредитной политикой и интересами банка. Банк должен знать, способен ли заемщик возвратить денежные средства с учетом процентов, имеет ли он перспективы развития, насколько велик риск банка, чем обеспечен возврат кредита.
     Основное  внимание при определении кредитоспособности сосредоточивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспечить погашение кредита и  уплату процентов по нему.
     При оценке кредитоспособности предприятия  основные задачи состоят в анализе  его платежеспособности и ликвидности  баланса; структуры, состояния и  движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня.
     Технология  оценки кредитоспособности предприятия  представляет особый интерес не только для банковских служащих, но и для  финансовых менеджеров предприятий. Ведь перед тем как обращаться в  Банк за кредитом, предприятие, как правило, само оценивает показатели своей деятельности. Это важно, чтобы определить, на какую сумму кредита реально можно рассчитывать, а также спланировать оптимальные сроки погашения долга.
     Объект исследования: ООО «Управляющая компания «Жилсервис».
     Предмет исследования: состояние кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис».
     Целью данного исследования является анализ кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис».
     Задач исследования:
    Рассмотреть теоретические основы анализа кредитоспособности предприятия.
    Выявить основные методики анализа кредитоспособности предприятий.
    Дать общую организационно-экономическую характеристику ООО «Управляющая компания «Жилсервис».
    Провести общую оценку его финансового состояния по данным бухгалтерского баланса.
    Провести анализ кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис».
 

    ГЛАВА 1. Понятие кредитоспособности и ее роль в управлении финансами предприятия 

    1. Понятие и показатели кредитоспособности
 
     При подготовке банком решения о кредитовании предприятия, сотрудник кредитного подразделения анализирует финансовую отчетность потенциального заемщика, чтобы оценить как прошлое, так и текущее его финансовое положение, а также понять перспективы развития. Целью такого анализа является получение ключевых, информативных параметров, позволяющих оценить платежеспособность и кредитоспособность потенциального заемщика.
     Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта, по определению Шеремета А.Д. и Ионовой А.Ф., понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и возврата его в срок [32, с. 466].
     Аналогичное определение дается в учебном  пособии Баканова М.И. и Шеремета А.Д. Согласно их определению, кредитоспособность – это такое состояние финансового положения предприятия, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить [34, с. 504].
     По  мнению Норд К.В., под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия-заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения [26, с. 21–27].
     Кредитоспособность заемщика характеризуется:
    репутацией заемщика, которая определяется своевременностью расчетов по ранее полученным кредитам, качественностью представленных расчетов, ответственностью и компетентностью руководства;
    текущим финансовым состоянием и способностью производить конкурентоспособную продукцию;
    возможностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.
     Кредитоспособность  выражается через способность предприятия исполнить полностью и своевременно свои обязательства по кредитному договору – то есть погасить кредит и уплатить проценты за его пользование. Иными словами, речь идет о таком финансово-хозяйственном состоянии предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Здесь предметом анализа является не только заемщик, а конкретная кредитная сделка. Оценивая кредитоспособность, нужно провести как количественный, так и качественный анализ – то есть оценить бизнес.
     При оценке кредитоспособности необходим  также анализ кругооборота фондов предприятия  и понимание риска, который может  не дать завершить его эффективно. Факторы этого риска связаны с отдельными стадиями кругооборота. Нужно убедиться, что производственные возможности заемщика позволят ему по максимуму освоить сумму кредита. В противном случае неминуемо снижение показателя рентабельности, который отражает эффективность использования имущества организации: выручка предприятия будет снижаться, кредитная нагрузка на него возрастет, а в итоге заемщик окажется неспособным выполнить в срок свои обязательства по кредитному договору.
     При расчете кредитоспособности сотрудник  банка строит агрегированный баланс предприятия. Скажем, если сумма испрашиваемого кредита менее года, а у компании есть долгосрочные займы или кредиты, превышающие его по сроку погашения, то при построении агрегированного баланса возможно отнесение этих заемных средств на увеличение собственного капитала.
 

      1.2. Информационная база проведения анализа кредитоспособности 

     Основной  информационной базой и источником финансовой информации для проведения анализа платежеспособности кредитоспособности предприятия служит бухгалтерская отчетность.
     Бухгалтерская отчетность представляет собой систему  показателей, отражающих имущественное  и финансовое положение организации  на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
     Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом  от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и иными положениями по бухгалтерскому учету. В состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой бухгалтерской отчетности для всех организаций обязательно входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Годовую бухгалтерскую отчетность формируют:
     – бухгалтерский баланс (форма №1);
     – отчет о прибылях и убытках (форма №2);
     – отчет об изменениях капитала (форма №3);
     – отчет о движении денежных средств (форма №4);
     – приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
     – отчет о целевом использовании полученных средств за определенный период (форма №6);
     – пояснительная записка;
     – специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ, и итоговое аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она прошла процедуру аудита.
     Из  перечисленных форм бухгалтерской  отчетности наиболее важными для  анализа платежеспособности и кредитоспособности являются бухгалтерский баланс (форма  №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и отчет о движении денежных средств (форма №4).
     Первым  и основным источником информации для  оценки ликвидности и платежеспособности хозяйственных организаций должен служить бухгалтерский баланс с  объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить какими средствами располагает предприятие и общее представление о его ликвидности и платежеспособности и какие по величине обязательства эти средства обеспечивают.
     Отчет о прибылях и убытках (форма №2) позволяет судить о финансовых результатах  предприятия – главной цели коммерческой организации, является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающийся в распоряжении предприятия и других показателей.
     Важную  аналитическую информацию может  дать также отчет о движении денежных средств (формы №4). В нем источники  и использование денежных средств  приводятся в разбивке по трем видам  деятельности предприятия: текущей, инвестиционной, финансовой. Это позволяет определить, какой вид деятельности генерирует денежные средства, а какой – потребляет, что важно с позиций контроля и оценки эффективности деятельности предприятия и его платежеспособности.
     Кроме того, информационной базой для принятия банком решения о выдаче кредита юридическому лицу, служат:
     – управленческая отчетность и иная управленческая информация;
     – бюджет либо бизнес-план на текущий финансовый год;
     – сведения о наличии положительной (отрицательной) кредитной истории,
     – общее состояние отрасли, к которой относится заемщик,
     – конкурентное положение заемщика в отрасли,
     – деловая репутация заемщика и руководства организации-заемщика (единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров),
     – качество управления организацией-заемщиком,
     – краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития заемщика,
     – существенная зависимость от одного или нескольких поставщиков и (или) заказчиков,
     – меры, предпринимаемые заемщиком для улучшения своего финансового положения,
     – вовлеченность заемщика в судебные разбирательства,
     – информация о различных аспектах в деятельности заемщика (сфера бизнеса, отраслевые особенности, специализация на видах продукции или услуг и иные аспекты),
     – степень зависимости от государственных дотаций,
     – значимость заемщика в масштабах региона,
     – информация о выполнении заемщиком обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами, включая задолженность перед резидентами и нерезидентами по полученным кредитам (займам, депозитам), а также обязательства по предоставленным поручительствам и (или) гарантиям в пользу резидентов и нерезидентов, по платежам в бюджеты всех уровней. 

 

      1.3. Методика анализа кредитоспособности предприятия 

     Схема анализа кредитоспособности включает в себя три основных блока:
     1) Анализ финансового положения  (анализ ликвидности и платежеспособности; анализ финансовой устойчивости  и деловой активности; рентабельности).
     Однако  заметим, что не только финансовое положение  заемщика является определяющим фактором при оценке инвестиционных проектов. Поэтому во второй блок входит изучение эффективности кредитного проекта.
     2) Подготовка и анализ квалифицированного ТЭО проекта, его техническая и финансовая экспертиза.
     3) Определяющее значение имеют  и такие факторы как: юридический и организационно-правовой статус заемщика, наличие приемлемых гарантий (от признанных российских банков, правительственные гарантии и др.), наличие необходимых заключений международных аудиторов и прочее.
     Рассмотрим  эти три блока более подробно. 

      Анализ  финансового положения заемщика
     Согласно  Положения ЦБР от 26 марта 2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», в каждом банке должен проводится на постоянной основе анализ кредитоспособности заемщика. Согласно данному положению, профессиональное суждение о кредитоспособности заемщика, должно выноситься по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка, на котором работает заемщик.
     При этом, согласно упомянутому Положению ЦБР, финансовое положение заемщика должно оцениваться в соответствии с методикой, утвержденной внутренними документами кредитной организации. А это означает, что каждый банк в рамках своей кредитной политики должен разработать методы оценки качества потенциальных заемщиков с помощью разного рода методик анализа финансового положения своих клиентов.
     Финансовый  анализ занимает ведущее место при  оценке кредитоспособности заемщиков. Это обусловлено тем, что только он позволяет оценить платежеспособность клиента не только на определенную дату, но и прогнозировать его финансовую устойчивость на перспективу.
     По  данным американских аналитиков 35–40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа  финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров [24, с. 154].
     Большинство банков финансовое положение заемщиков  оценивает по показателям ликвидности  и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.
     При этом аналитика банка, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи объединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погасить свой долг.
     В таблице 1 приведены показатели финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности, которые наиболее часто используются в банковской практике при оценке кредитоспособности своих заемщиков. 

 

      Таблица 1. Основные показатели анализа финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности предприятия и методика их расчета
Показатель  и его значение Расчетная формула  и источники информации (коды строк  формы №1) Опт. знач.
1 2 3
Коэффициенты  финансовой устойчивости
Коэффициент автономии (финансовой независимости) Кавт = Собственный  капитал/ Валюта Баланса = = Стр. 490 ф. №1 / стр. 300 ф. №1
(13)
? 0,5 (т.е. 50%)
Коэффициенты  финансовой устойчивости характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента, и показывают обеспеченность предприятия собственными источниками формирования основных и оборотных производственных фондов. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости [26, с. 15–16]. Коэффициент автономии показывает процент собственных  средств от всей суммы активов. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств. Отрицательной тенденцией является его уменьшение.
Коэффициент финансовой маневренности (чистой  мобильности) [26, с. 16]
К фин. манн. = (Оборотные  активы – Краткосрочные обязательства) / Оборотные активы = = (Стр. 290 ф. №1 – 690 ф. №1) / Стр. 290 ф. №1
(14)
?0,1? 0,2.
Коэффициент финансовой маневренности (чистой мобильности) показывает реальную возможность превратить активы в ликвидные средства.
Коэффициент покрытия долгов собственным  капиталом (в методике Сбербанка РФ этот коэффициент называется – коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4)) К покр. = Собственный  капитал/ (Заемный капитал + доходы будущих периодов – резервы предстоящих расходов)= =Стр. 490 ф. №1 / (стр. 590+690 ф. №1+стр. 640 ф. №1 – стр. 650 ф. 1)
(15)
? 1.
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом  показывает обеспечение заемного капитала собственными средствами. Он показывает, какой объем собственных средств приходится на 1 рубль заемного капитала.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами [26, с. 16] Косос = (Собственный  капитал – внеоборотные активы)/ Оборотные активы = =(Стр. 490 ф. №1 – 190 ф. №1) / Стр. 290 ф. №1
(16)
?0,1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – показывает наличие собственных оборотных средств у предприятия.
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности К соттн. деб. кред. зад = Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность = =Стр. 240 ф. №1 / Стр. 620 ф. №1
(17)
?1.
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, какая  величина дебиторской задолженности  приходится на 1 рубль кредиторской задолженности.
Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности)
Коэффициент деловой активности К да = Выручка / Валюта баланса = = Стр. 010 ф. №2 / Стр. 300 ф. №1
(18)
-
Коэффициенты  оборачиваемости показывают скорость оборота и эффективность использования  средств предприятия и являются индикаторами деловой активности [26, с. 16]. Коэффициенты  оборачиваемости рассчитываются в  дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэффициентов оборачиваемости  помогает оценить причину изменений  коэффициентов ликвидности. Например, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть о невозможности повышения его класса кредитоспособности [26, с. 17].
Коэффициент деловой активности показывает эффективность  использования совокупных активов. Рост коэффициента общей оборачиваемости  капитала (или общего коэффициента деловой активности) – означает ускорение кругооборота средств предприятия, а уменьшение – замедление кругооборота средств.
Фондоотдача Ф = Выручка / Основные средства = = Стр. 010 №2 / Стр. 120 ф. №1
(19)
-
Фондоотдача характеризует эффективность использования  основных средств предприятия. Она  показывает объем реализации на 1 рубль основных средств. Рост свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и расценивается как положительная тенденция. Он может достигаться за счет роста выручки от реализации либо снижения показателя остаточной стоимости основных средств. При этом основные средства, ввиду своего износа, постоянно уменьшают свою стоимость, но рост фондоотдачи, полученный исключительно вследствие изнашиваемости основных средств, нельзя считать положительной тенденцией. Временное уменьшение показателя фондоотдачи может быть вызвано вводом в действие новых производственных мощностей.
Оборачиваемость оборотных активов К об. ОА = Выручка / Оборотные активы = = Стр. 010 ф. №2/ стр. 290 ф. 1
(20)
-
Оборачиваемость оборотных активов характеризует скорость оборачиваемости оборотных активов и их эффективность использования. Увеличение оборачиваемости является исключительно положительной тенденцией, свидетельствующей об эффективном использовании оборотных активов на предприятии.
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах) К об. КЗ = Себестоимость / Кредиторская задолженность = = Стр. 020 ф. №2 / Стр. 620 ф. №1
(21)
-
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности  – финансовый показатель, рассчитываемый как отношение себестоимости проданных товаров к величине кредиторской задолженности. Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (в оборотах) К об. ДЗ = Выручка / Дебиторская задолженность = = Стр. 010 ф. №2 / Стр. 240 ф. №1
(22)
-
Оборачиваемость дебиторской задолженности характеризует  скорость погашения дебиторской  задолженности предприятия. Увеличение ее оборачиваемости (в оборотах) является исключительно положительной тенденцией, свидетельствующей о налаженных взаимодействиях с дебиторами и четкой работе отдела сбыта.
Коэффициенты  рентабельности
Коэффициент рентабельности продаж Rп =Прибыль от реализации /Выручка от реализации = = Стр. 050 ф. №2 / Стр. 010 ф. №2 (23)
>0,15
Коэффициенты  прибыльности (рентабельности) характеризуют  эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением  к коэффициентам финансовой устойчивости. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов финансовой устойчивости не означает понижение класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента [26, с. 18]. Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли  приходится на 1 руб. реализованной  продукции. Уменьшение свидетельствует  о снижении спроса на продукцию предприятия.
Сбербанк  считает достаточной рентабельностью  продаж от 0,15 (15%) [8].
Коэффициент рентабельности активов (всего капитала) Rа = Чистая прибыль / Баланс = = Стр. 190 ф. №2 / Стр. 300 ф. №1 (24)
>0,05
Рентабельность  активов показывает эффективность  использования всего имущества  предприятия. Снижение свидетельствует  о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов. Предприятие считается низкорентабельным, если Rа находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при Rа от 5 до 20%, высокорентабельным при Rа от 20 до 30%. Значение Rп свыше 30% характеризуется как сверхрентабельность.
Коэффициент рентабельности собственного капитала Rск =Чистая прибыль / Источники собственных средств = = Стр. 190 ф. №2 / Стр. 490 ф. №1 (25)
-
Рентабельность  собственного капитала показывает эффективность  использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия.
 
     Кроме коэффициентного анализа, в процессе принятия управленческого решения  о выдаче кредита используется ряд  классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации и способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенной в банковской практике является модель надзора за ссудами Чессера.
     Модель  Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. При этом под «невыполнением условий» подразумевается не только непогашение  ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально.
     В модель Чессера входят следующие переменные:
     Х1 = (Денежные средства + Краткосрочные  финансовые вложения) / Совокупные активы
     Х2= Выручка / (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения);
     Х3= Чистая прибыль / Совокупные активы;
     Х4= (Долгосрочные и краткосрочные обязательства) / Совокупные активы;
     Х5 = Основные средства / Чистые активы = ОС / (Активы – Все обязательства);
     Х6= Оборотные активы / Выручка от реализации
     Оценочные показатели модели следующие:
     Y = -2,0434 + (-5,24Х1) + 0,0053Х2 – 6,6507Х3 + 4,4009Х4  – 0,0791Х5 – 0,1020Х6. (26)
     Переменная Y, которая представляет собой линейную комбинацию независимых переменных, используется в следующей формуле для оценки вероятности невыполнения условий договора Р:
     Р = 1 / (1 + e – Y), где е = 2,71828. (27)
     В модели Чессера для оценки вероятности  невыполнения договора используются следующие  критерии:
     – если Р < 0,50, следует относить заемщика к группе, которая не выполнит условий договора;
     – если Р > 0,50, следует относить заемщика к группе надежных.
     Модель  оценки рейтинга заемщика Чессера подходит для оценки надежности кредитов. Однако, используя математические методы при  управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математическая модель не учитывает роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать. 

      Качественный  анализ заемщика
     Качественный  анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные Заемщиком, службой безопасности и информация базы данных.
     Согласно  Регламента предоставления кредитов юридическим  лицам Сбербанком России и его  филиалами» от 8 декабря 1997 г. №285-р, на этом этапе оцениваются риски:
     Отраслевые:
    состояние рынка по отрасли;
    тенденции в развитии конкуренции;
    уровень государственной поддержки;
    значимость предприятия в масштабах региона;
    риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;
     Акционерные:
    риск передела акционерного капитала;
    согласованность позиций крупных акционеров;
     Регулирования деятельности предприятия:
    подчиненность (внешняя финансовая структура);
    формальное и неформальное регулирование деятельности;
    лицензирование деятельности;
    льготы и риски их отмены;
    риски штрафов и санкций;
    правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе);
     Производственные  и управленческие:
    технологический уровень производства;
    риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.);
    риски, связанные с банками, в которых открыты счета;
    деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.);
    качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).
 
      Анализ  эффективности кредитного проекта
     Как правило все современные банки  от своих заемщиков-организаций  требуют предоставления технико-экономического обоснования кредита (ТЭО), отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит.
     Технико-экономическое  обоснование (ТЭО) – документ, в котором  обосновывается потребность в ресурсах и оценивается эффективность их использования при осуществлении какого-либо проекта. ТЭО является составной частью как инвестиционного проекта, так и бизнес-плана, но может иметь самостоятельное значение в том случае, если не требуется детальная разработка, описание и оценка проекта.
     Отметим, что обычно банки предоставляют  потенциальным заемщикам образец  бизнес-плана и ТЭО.
     В ТЭО должны быть отражены:
     а) основные виды деятельности предприятия  и размер уплачиваемого налога на прибыль;
     б) цель, на которую испрашивается кредит;
     в) виды расходов, производимых за счет получаемого  кредита;
     г) предполагаемые сроки и сумма  выпуска или приобретения продукции  или оказываемых услуг с указанием  расценок за единицу продукции или  услуги;
     д) сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет);
     е) планируемый рынок сбыта.
     Некоторые банки требуют также копии контрактов (договоров) на мероприятие, под которое запрашивается кредит, с адресами конкретных возможных покупателей. Копии сверяются с подлинником и заверяются кредитным работником Банка.
 

      1.4. Определение кредитоспособности заемщика по методике сбербанка РФ 

     В качестве примера рассмотрим методику определения кредитоспособности заемщика Сбербанка РФ, согласно «Регламента  предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами» от 8 декабря 1997 г. №285-р.
     Для определения рейтинга Заемщика Сбербанк РФ использует пять основных коэффициентов, представленных в табл. №2.
     Таблица 2. Категории показателей оценки кредитоспособности по методике Сбербанка РФ
Наименование  показателя Формула Достаточные значения показателей
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) Денежные средства + Краткосрочные фин. вложения / Краткосрочные  пассивы (1)
0,2
Коэффициент промежуточного покрытия (К2) Денежные средства + Краткосрочные фин. вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность (за вычетом резерва по сомнительным долгам) / Краткосрочные пассивы (2)
0,8
Коэффициент текущей ликвидности (К3) Оборотные активы / Краткосрочные пассивы (3)
2,0
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) Собственный капитал / (Заемные средства – доходы будущих  периодов – резервы предстоящих  расходов) (15)
1,0 – для всех  заемщиков, кроме предприятий  торговли; 0,6 –  для предприятий торговли
Рентабельность продаж (К5) Прибыль от продаж / Выручка от реализации (23) 0,15
 
     Другие  показатели оборачиваемости и рентабельности используются Сбербанком РФ для общей  характеристики и рассматриваются  как дополнительные к первым пяти показателям.
     Оценка  результатов расчетов пяти коэффициентов заключается в присвоении Заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.
     В зависимости от полученных фактических значений, показатели разбиваются на категории как показано в табл. №3.
     Таблица 3. Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений
Коэффициенты 1 категория 2 категория 3 категория
К1 0,2 и выше 0,15 – 0,2 менее 0,15
К2 0,8 и выше 0,5 – 0,8 менее 0,5
К3 2,0 и выше 1,0 – 2,0 менее 1,0
К4 –  кроме торговли 1,0 и выше 0,7 – 1,0 менее 0,7
К4 –  для торговли 0,6 и выше 0,4 – 0,6 менее 0,4
К5 0,15 и выше менее 0,15 нерентабельность
 
     Для остальных показателей оборачиваемости и рентабельности не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.
     Оценка  результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.
     Методика  расчета суммы балов по вычисленным  показателям в соответствии с  их весами приведена в табл. №4.
     Таблица 4. Расчет суммы баллов
Показатель Фактическое значение Категория Вес показателя Расчет суммы  балов
К1     0,11 S = 0,11 х  Категория К1 + +0,05 х  Категория К2 +
+0,42 х  Категория К3 +
+ 0,21 х  Категория К4 +
+0,21 х  Категория К5
К2     0,05
К3     0,42
К4     0,21
К5     0,21
Итого Х х 1
 
     Устанавливается 3 класса заемщиков:
      первоклассные – кредитование которых не вызывает сомнений;
      второго класса – кредитование требует взвешенного подхода;
      третьего класса – кредитование связано с повышенным риском.
     Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков.
     Сумма баллов S влияет на рейтинг Заемщика следующим образом:
    S = 1 или 1,05 – Заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;
    S больше 1, но меньше 2,42 – соответствует второму классу;
    S равно или больше 2,42 – соответствует третьему классу.
     Далее определенный таким образом предварительный  рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки Заемщика. При  отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.
 

     1.5. Основы эффективного управления  кредитоспособностью предприятия 

     Управление  кредитоспособностью предприятия  в условиях рынка является одним  из основных направлений управленческой деятельности. Эффективное управление платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия позволяет хозяйствующему субъекту оперативно решать задачи выживания в условиях конкурентной борьбы и иметь возможность своевременно и в необходимом объеме получения и погашения заемных средств. Высокий уровень платежеспособности и кредитоспособности предприятия дает возможность максимизировать его прибыль и рентабельность деятельности, за счет привлечения дополнительных источников финансирования. Все это повышает стоимость самого предприятия, обеспечивает его инвестиционную привлекательность и надежную перспективу.
     Возможность своевременного погашения предприятием банковской ссуды зависит от ряда факторов. Перечислим основные из них:
     – достаточный объем наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) для покрытия наиболее срочных обязательств предприятия (как правило, это кредиторская задолженность);
     – оптимальный размер производственных запасов. При неоправданно большом объеме производственных запасов происходит отток свободных денежных ресурсов в запасы, что снижает платежеспособность предприятия;
     – выполнение плана по производству и реализации продукции позволяет получить достаточный объем валовой выручки, которая является основным источником погашения обязательств предприятия. Кроме того, невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли, может привести к недостатку собственных источников самофинансирования предприятия, что отрицательно скажется на его финансовой устойчивости (и как следствие к снижению рейтинга предприятия как заемщика);
     – оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Каждое предприятие должно стремиться к такому соотношению дебиторской и кредиторской задолженности, где их показатели будут примерно равны (или при небольшом превышении дебиторской задолженности). Высокая доля дебиторской задолженности будет свидетельствовать о нерациональном отвлечении средств в дебиторскую задолженность. Высокая доля кредиторской задолженности также будет являться негативным фактором, свидетельствующим о низкой платежной дисциплине предприятия-заемщика перед поставщиками. В свою очередь, наличие просроченной кредиторской задолженности может вовлечь предприятие в судебные разбирательства, что в значительной степени снизит имидж предприятия как потенциального заемщика;
     – финансовое благополучие клиентов предприятия. Иногда причиной неплатежеспособности является не бесхозяйственность предприятия, а несостоятельность его клиентов;
     – выбор оптимального режима налогообложения. Высокий уровень налогообложения, штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов может стать одной из причин неплатежеспособности субъекта хозяйствования.
     Важной  составляющей кредитоспособности предприятия является качество управления предприятием. Некачественное или сомнительное управление существенно снижает кредитоспособность предприятия-заемщика. В связи с этим каждый элемент качества управления, представленный в табл. №5 должен быть элементом управления кредитоспособностью.
 

      Таблица 5. Нефинасовые элементы кредитоспособности предприятий
Элемент Измеритель
1 2
1. Положительная кредитная история Честный и надежный заемщик
2. Компетенция  в вопросах основной деятельности Соответствующий опыт Эффективная операционная деятельность
Хорошее управление финансами
Умение  работать на рынке
Доступ  к требуемой технологии
3. Компетенция  в вопросах организации Надежная организация Соответствующая структура владения
Эффективное измерение результатов деятельности
Надежные  резервы
Гибкое  реагирование
Эффективный контроль
4. Стратегия Сильное планирование Ориентация  на цели
Готовность  к неопределенным обстоятельствам
Правильная  реакция на негативные события
Правильная  реакция на открывающиеся возможности
5. Тенденции Динамика роста Перспективы
6. Спрос Размер рынка  и качественные показатели Факторы ценообразования
Схемы сбыта
Стабильность  спроса
Заменитель  продукта
7. Предложение Характеристика  поставщиков Риски поставок
8. Конкуренция Интенсивность конкуренции
 
     Поддержание на должном уровне положительного имиджа предприятия, позволит ему иметь  дополнительные преимущества при получении  займов и кредитов. 

 

      ГЛАВА II. Анализ кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис» 

     2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 

     ООО «Управляющая компания «Жилсервис» – это предприятие сферы услуг ЖКХ, которое является управляющей компанией по техническому обслуживанию многоквартирных жилых домов в г. Тобольске Тюменской области.
     На  основании муниципального контракта, заключенного с городской администрацией, ООО «Управляющая компания «Жилсервис» от своего имени заключает договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, а также договоры на поставку энергоресурсов и обслуживание жилищного фонда. По договорам платежи за коммунальные услуги и плата за содержание и ремонт данного жилого помещения поступают от жильцов на расчетный счет управляющей организации. Затем из этих средств она оплачивает выполненные работы и предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
     Предприятие ЖКХ ООО «Управляющая компания «Жилсервис» было создано в декабре 2006 года в рамках предписания ст. 161 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ, который устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками; управление товариществом собственников жилья; или управление управляющей компанией).
     ООО «Управляющая компания «Жилсервис» обеспечивает предоставление собственникам жилых помещений коммунальных услуг и заключает договоры купли-продажи с ресурсоснабжающими организациями от своего имени и за счет собственников многоквартирных домов, а также оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
     Управляющая организация ООО «Управляющая компания «Жилсервис» принимает на свой расчетный  счет платежи за коммунальные услуги, которые вносят жильцы многоквартирных домов. Она также вправе перечислять соответствующие суммы юридическим лицам, непосредственно оказывающим данные услуги.
     ООО «Управляющая компания «Жилсервис» осуществляет:
    предоставление услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
    санитарные работы по содержанию помещений общего пользования;
    уборка земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов;
    устранение аварий и выполнение заявок населения;
    техническое обслуживание и ремонт жилых домов;
    техническое обслуживание инженерных систем жилых домов:
    ремонт внутридомовых сетей горячего водоснабжения;
    ремонт распределительных устройств электрических сетей дома;
    ремонт внутридомовых сетей водоснабжения;
    ремонт объектов внешнего благоустройства;
    учет энергоресурсов;
    выполнение строительных и ремонтно-строительных работ;
    организация работы по проведению собрания жильцов;
    начисление, сбор платежей за предоставленные услуги.
     Предприятие ООО «Управляющая компания «Жилсервис» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках. Предприятие является коммерческой организацией, создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
     Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Согласно ФЗ от 1998 г. №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью», обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
     Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
     Уставной  капитал ООО «Управляющая компания «Жилсервис» составляет 20308 тыс. руб., и принадлежит учредителям фирмы.
     Высшим органом управления ООО «Управляющая компания «Жилсервис» является собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется генеральным директором и правлением.
     Производственно-техническая  служба предприятия осуществляет текущее  техническое обслуживание, ремонт жилищного фонда; устанавливает приборы учета; осуществляет ремонт лифтов; работает с обращениями граждан. Производственно-экономическая служба предприятия ведет отчетную калькуляцию себестоимости ремонта, содержания и эксплуатации жилищного фонда; отчетную калькуляцию по прочей деятельности. Бухгалтерией осуществляется ведение бухгалтерского учета, поддержание книг учета и документов бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также расчетно-кассовое обслуживание ООО «Управляющая компания «Жилсервис» в соответствии с действующим законодательством. В организации используется автоматизированная форма бухгалтерского учета с использованием программного продукта «1-С Предприятие».
 

      2.2. Общая оценка финансового состояния предприятия по данным баланса 

     Для общей оценки финансового состояния  ООО «Управляющая компания «Жилсервис» составим аналитический агрегированный баланс путем уплотнения отдельных статей обычного бухгалтерского баланса (Приложение 1) и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический агрегированный баланс представлен в табл. №6.
     Таблица 6. Аналитический агрегированный баланс ООО«Управляющая компания «Жилсервис» за период с 1 января 2009 по 1 января 2010 года
Статьи  баланса Абсолютные  величины тыс. руб.
Относительные величины, % Изменения
1 января  2009
1 января 2010
1 января 2009
1 января 2010
Абсол. величины
тыс. руб.
(гр. 3 - гр. 2)
Структура, % (гр. 5 - гр. 4)
% к 2006 (гр. 6/2 х
100%)
1 Внеоборотные активы (стр. 190) 9963 12324 19,33 8,87 2361,00 -10,46 23,70
Основные  средства 9963 10491 19,33 7,55 528,00 -11,78 5,30
Отложенные  налоговые активы 0 1833 0,00 1,32 1833,00 1,32 0
2. Оборотные активы (стр. 290) 41578 126571 80,67 91,13 84993,00 10,46 204,42
Запасы 5357 5692 10,39 4,10 335,00 -6,30 6,25
– сырье, материалы 5007 5516 9,71 3,97 509,00 -5,74 10,17
– расходы будущих периодов 350 177 0,68 0,13 -173,00 -0,55 -49,43
НДС 94 185 0,18 0,13 90,00 -0,05 94,74
Дебиторская задолженность с оплатой  в течении 12 мес.
31589 94706 61,29 68,19 63117,00 6,90 199,81
Краткосрочные фин. вложения 21 21 0,04 0,02 0,00 -0,03 0,00
Денежные  средства 4515 25967 8,76 18,70 21452,00 9,94 475,13
Баланс (стр. 300) 51540 138895 100 100 87354,00 0,00 169,48
3. Капитал и резервы  (стр. 290) 22510 15121 43,67 10,89 -7389,00 -32,79 -32,83
Уставной  капитал 20308 20308 39,40 14,62 0,00 -24,78 0,00
Резервный капитал 1781 0 3,46 0,00 -1781,00 -3,46 -100,00
Нераспределенная  прибыль (непокрытый  убыток)
421 -5187 0,82 -3,73 -5608,00 -4,55 -1332,07
4. Долгосрочные обязательства (стр. 590) 0 1500 0,00 1,08 1500,00 1,08 0
5. Краткосрочные обязательства (стр. 690) 29030 122274 56,33 88,03 93243,00 31,71 321,20
Займы и кредиты 0 0 0,00 0,00 0,00 0,00 0
Кредиторская  задолженность 29030 107180 56,33 77,17 78150,00 20,84 269,20
– поставщики и подрядчики 15015 82038 29,13 59,07 67023,00 29,93 446,37
– задолж. перед персоналом 6541 5380 12,69 3,87 -1161,00 -8,82 -17,75
– задолж перед гос. внебюдж. фондами 2324 880 4,51 0,63 -1444,00 -3,88 -62,13
– задолж. по налог и сборам 5100 3443 9,90 2,48 -1657,00 -7,42 -32,49
– проч. кредиторы 49 15439 0,10 11,12 15390,00 11,02 31408,16
Дох будущих периодов 0 15094 0,00 10,87 15094,00 10,87 0
Баланс (стр. 600) 51540 138895 100 100 87354,00 0,00 169,49
 
     Вывод: Вертикальный анализ активов ООО «Управляющая компания «Жилсервис» показал, что в структуре баланса на 1 января 2009 года внеоборотные активы составили всего 8,87%, а оборотные активы 91,13%. Причем за исследуемый период доля внеоборотных активов сократилась на 10,46%, а доля оборотных активов соответственно увеличилась на 10,46%. За исследуемый период произошло увеличение совокупных активов на 87351 тыс. руб. или на 169,49% по сравнению с прошлым годом.
     В структуре внеоборотных активов  значительную часть занимают основные средства (7,55% от итога баланса). Производственные запасы занимают незначительную часть, всего 4,10% от итога баланса. А в структуре оборотных активов значительную долю занимает дебиторская задолженность и денежные средства, которые составляют соответственно 68,19% от итога баланса 18,70%.
     Горизонтальный  анализ активов показал, что по сравнению  с аналогичными показателями прошлого года основные средства увеличились  на 5,30%; запасы увеличились на 6,25%; дебиторская  задолженность увеличилась на 199,81%; денежные средства увеличились на 475,13%.
     Вертикальный  анализ пассивов показал, что в 2010 году на долю собственного капитала предприятия пришлось 10,89% пассивов, а на долю заемного капитала 89,11% (краткосрочные обязательства 88,03%, а долгосрочные 1,08%). Причем краткосрочные займы и кредиты в балансе отсутствуют.
     В структуре собственного капитала наибольшую долю составляет уставной капитал (14,62% от итога баланса) и непокрытый убыток (-3,73% от итога баланса). В структуре  краткосрочных обязательств краткосрочные займы и кредиты составляют 0% от итога баланса; на кредиторскую задолженность приходится 77,17% от итога баланса.
     Горизонтальный  анализ пассивов показал, что за прошедший  период наибольшие изменения коснулись  следующих статей пассива баланса: по сравнению с прошлым годом на 1332,07% от итога баланса увеличились непокрытые убытки предприятия и на 269,20% увеличилась кредиторская задолженность.
     В результате проведенного анализа имущества  ООО «Управляющая компания «Жилсервис» и источников его формирования можно отметить следующее:
     «Плюсы»:
    Почти в 2,7 раза произошло увеличение совокупных активов, что говорит о расширении масштабов деятельности предприятия и о повышении его деловой активности.
    Произошло фактическое увеличение основных фондов за счет внедрения новых объектов основных средств.
    Высокую долю денежных средств в оборотных активах. Произошло существенное увеличение денежных средств (в 5,7 раз) по сравнению с предыдущим годом.
 
     «Минусы»:
      Собственный капитал занимает всего 10,89% от итога баланса (при норме ? 50%), а заемный капитал составляет 89,11%, что говорит о высокой зависимости предприятия от заемных источников финансирования. Кроме того, снижение доли собственного капитала на 32,79%, свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости предприятия.
      Значительное увеличение непокрытого убытка на 5608 тыс. руб. существенно снизило долю собственного капитала и финансовую устойчивость предприятия.
      Произошло существенное увеличение доли кредиторской задолженности предприятия в структуре баланса на 20,84%, которая превысила долю дебиторской задолженности в структуре баланса на 8,98%, что говорит о нарастающих проблемах с расчетами предприятия по обязательствам перед поставщиками и подрядчиками.
     Далее нам необходимо исследовать изменения  показателей выручки, себестоимости и прибыли (или убытков) предприятия, отраженные в «Отчете о прибылях и убытках» по форме №2. Для этого мы «Отчет о прибылях и убытках» переведем в агрегированную форму (табл. №7) по методике Е.И. Седовой. 

     Таблица 7. Агрегированная форма отчета о прибылях и убытках для горизонтального анализа
Показатели На 01.01.2009 На 01.01.2010
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Темп роста% (5–3)
1 2 3 4 5 6
1. Выручка 231243 100 376477 163 +63
2. Себестоимость (206839) 100 (381479) 184 +84
3. Валовая  прибыль 24404 100 (5002) -120 -220
4. Управленческие  расходы (19059) 100 - 0 -100
6. Прибыль  (убыток) от продаж 5345 100 (5002) -93 -193
7. Прочие доходы и расходы:          
– прочие доходы; 6031 100 892 14,8 -85,2
– прочие расходы; (4565) 100 (4590) 100,5 +0,5
8. Прибыль  (убыток) до налогообложения 6811 100 (8700) -127,7 -227,7
9. Налог  на прибыль (1718) 100 - 0 -100
10. Чистая  прибыль (убыток) 4778 100 (6949) -145 -245
 
     Вывод: Не смотря на рост выручки ООО «Управляющая компания «Жилсервис» понесло чистый убыток в размере 6949 тыс. руб., при этом темп снижения прибыли составил -245%. Это было связано с более высокими темпами роста себестоимости работ (услуг) предприятия (+84%) и снижением прочих доходов (-85,2%), по сравнению с более низкими темпами роста выручки, которые составили всего +63%. 

 

      2.3. Оценка кредитоспособности ООО «Управляющая компания «Жилсервис» 

      Анализ  финансовой устойчивости
     Рассчитаем  финансовую устойчивость предприятия  ООО «Управляющая компания «Жилсервис» при помощи коэффициентов, которыми пользуются банки для оценки кредитоспособности своих заемщиков.
     1) Коэффициент автономии (финансовой  независимости) = Собственный капитал/  Валюта Баланса (13)
     К авт. 1 = 22510/51540=0,44 (на 01.01.2009)
     К авт. 2 = 15121/ 138895= 0,1 (на 01.01.2010)
     2) Коэффициент финансовой маневренности  (чистой мобильности) = (Оборотные  активы – Краткосрочные обязательства) / Оборотные активы (14)
     К фин. маневр. 1 = (41578–29030) / 41578= 0,3 (на 01.01.2009)
     К фин. маневр. 2 = (126571–122274) / 126571 =0,03 (на 01.01.2010)
     3) Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (или коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4)) = Собственный капитал/ (Заемный капитал – доходы будущих периодов – резервы предстоящих расходов) (15)
     К покр. долгов 1= 22510/ (29030–0) = 0,8 (на 01.01.2009)
     К покр. долгов 2= 15121 / (1500+122274–15094) = 15121/108680 = 0,13 (на 01.01.2010)
     4) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = (Собственный капитал – внеоборотные активы)/ Оборотные активы (16)
     К обеспеч. собств. обор. сред. 1 = (22510–9963) / 41578 = 0,3 (на 01.01.2009)
     К обеспеч. собств. обор. сред. 2 = (15121–12324) / 126571 = 0,02 (на 01.01.2010)
     5) Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности = Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность (17)
     К соотн. деб. кред. зад-ти 1 = 31589 / 29030 = 1,1 (на 01.01.2009)
     К соотн. деб. кред. зад-ти 2 = 94706 / 107180 = 0,9 (на 01.01.2010)
     Результаты  вычислений показателей финансовой устойчивости представлены в табл. №8.
     Таблица 8. Показатели финансовой устойчивости ООО «Управляющая компания «Жилсервис»
Показатель  финансовой устойчивости Рациональные  значения 01.01.2009 01.01.2010 Изменение
Коэффициент автономии (финансовой независимости) ? 0,5 (т.е. ?50%). 0,44 0,1 -0,34
Коэффициент финансовой маневренности (чистой мобильности)
?0,1?0,2. 0,3 0,03 -0,27
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.