Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современная демографическая ситуация в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Демография»
на тему: Современная демографическая ситуация в России 
 

Работу  выполнил
Руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород,
2010 г.
    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………...3
    Демографическая ситуация в России…………………………………...4
    Решение проблем демографии в России..………………………………7
    Демографическое развитие России……………………………………..9
    Демографическая ситуация в Приволжском федеральном округе….13
    Заключение…………………………………………………………………19
    Список литературы…………………………………………………………20 

 


     Введение 

     Демография  – это наука о закономерностях  воспроизводства населения в  общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования  России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших  приводились лишь в специальных  изданиях, однако данные о продолжительности  жизни, детской смертности и числе  абортов не публиковались никогда  и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть – состояние государства.
     В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный  падением уровня рождаемости и высокой  смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство  РФ в 2006 перешло на активную демографическую  политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки  молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и  поднять на ноги ребенка.
     Демографические проблемы теперь всё чаще обсуждаются  на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень  обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня  назрела острая необходимость общественного  управления демографическими процессами. Актуальность этой проблемы резко возрастает, т.к. демография в нашей стране достигла критического уровня и требует тщательных исследований и принятия мер по выходу из этого положения. Поэтому целью  моей работы является анализ современной  демографической ситуации в России. 
 
 

1. Демографическая ситуация Российской Федерации 

Нынешний  кризис уже четвертый в стране с начала ХХ века. Однако следует  понимать, что его причины качественно  отличаются от тех, которые привели  к трем предыдущим. Ведь два самых  тяжелых демографических провала  в России пришлись на периоды Первой и Второй мировых войн - то есть на время колоссальных и безвозвратных  людских потерь на поле боя.
Сегодня наша страна ни с кем не воюет. И  главная причина нынешнего демографического кризиса состоит в том, что  в стране на протяжении последних 15 лет проводится социально-экономический  и политический курс, абсолютно чуждый национально-государственным интересам  страны и интересам российского  народа.
А это  означает, что решить проблемы демографии можно, только решив в комплексе  основные социально-экономические  проблемы страны. Иными словами - создав максимально благоприятные условия  для жизни людей в России.
В чем  же выражаются нынешние демографические  проблемы в России?
Это прежде всего низкая рождаемость, которая  давно уже не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Более  того, за последние 15 лет она снизилась  почти на 30% .
Во-вторых - это крайне высокая смертность россиян. Ее уровень в 1,6 раза превышает  показатели развитых государств. Мужская  смертность в 4 раза превышает женскую. Крайне высокой в нашей стране остается и младенческая смертность - она более чем в 1,5 раза выше, чем в Европе.
В-третьих - это низкая продолжительность жизни  в нашей стране. По данному показателю Россия опустилась с 35-го места в  мире, которое она занимала в 1975 году, до 142-го места в настоящее время. Это - уровень Ирака и Гондураса, ниже только страны Африки и Океании.
Все вместе это ведет к общему сокращению численности населения в России. За последние 15 лет мы потеряли около 5 миллионов человек, или 3,2% населения. В настоящее время численность жителей страны ежегодно сокращается почти на 700 тысяч человек.
И даже официальные прогнозы в этом вопросе  отнюдь не утешительны - уже к 2050 году население России может сократиться  до 77 миллионов человек, что в 2 раза меньше нынешнего уровня.
Среди других острых демографических проблем  следует отметить следующие:
- заметное  снижение доли детей и молодежи  в структуре населения;
- рост  доли граждан пенсионного возраста;
- более  чем двукратный рост числа  инвалидов за последние 13 лет;
- нарастание  доли мигрантов, в том числе  нелегальных, отношения которых  с местным населением нередко  складываются как конфликтные,  а временами и откровенно враждебные.
Между тем, по различным оценкам, в России в настоящее время проживает  от 1,5 до 6 миллионов нелегальных  мигрантов, положение которых зачастую просто невыносимое. Их нерешенные проблемы несут прямую и реальную угрозу социальной и политической стабильности в нашей  стране.
В итоге  последствия демографического кризиса  для нашей страны выглядят весьма тревожными.
Первое. России принадлежит 13% мировой территории, а вот наша доля в населении  Земли может сократиться к 2050 году до 1%.
А ведь еще в начале ХХ века жители Российской империи составляли 8% мирового населения.
Второе. Три четверти территории нашей страны уже сегодня представляют собой  фактически незаселенные пространства.
В стране существует 13 тысяч населенных пунктов  без жителей и почти столько  же - где проживает менее 10 человек.
Такое положение имеет особую опасность  для приграничных регионов на востоке  страны, где плотность населения  в сопредельных регионах соседних государств в 100 и более раз превышает плотность российского населения. А значит, мы рискуем попросту утратить данные территории.
К глубокому  сожалению, этот список можно продолжать и далее.
Однако  хотелось более подробно остановиться на тех шагах и действиях, которые  необходимо срочно предпринять для  немедленного исправления демографической  ситуации в стране.
Прежде  всего в России не существует какого-либо одного метода решения демографической  проблемы. Обеспечить рост численности  нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.
Иными словами, никто не может приказать  российским женщинам рожать в десять раз больше здоровых детей, а пожилым  гражданам - жить не менее 100 лет.
Но власть может, должна и обязана создать  для этого необходимые условия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Решение проблем демографии в Российской Федерации 

Первое. Поскольку ухудшение состояния  здоровья - одна из главных причин сверхсмертности  россиян всех возрастов, нужна качественная модернизация всей системы здравоохранения  в стране.
И начинать здесь необходимо с остановки  проводимой реформы медицины и смены  ее направления на 180 градусов. Идущая с 1997 года реформа положительного результата, по сути, не дала. Напротив, за это время  многие показатели только ухудшились. Например, общая заболеваемость возросла на 16%.
Второе. Это незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи.
В стране должна быть создана эффективная  система ипотеки, доступной для  всех желающих приобрести свое жилье. Ее условия должны быть понятными  людям и выгодными для них.
Третье. Это изменение системы распределения  доходов всех граждан России. Главная  задача - это значительный рост доходов  каждой российской семьи. Фактически стране нужна новая социальная политика. Ведь бедность и нищета остаются злейшими врагами основной массы российских семей. А если матери не на что кормить  одного ребенка, то будет ли она задумываться о том, чтобы завести второго, не говоря уже о третьем?
Четвертое. Это смена курса государственной  экономической политики, препятствующей нормальному развитию нации.
Пятое. Нужно возродить в стране традиции здорового образа жизни. Ведь сегодня  повсеместно наблюдается абсолютно  обратная ситуация. Массовыми явлениями  стали пьянство и алкоголизм, особенно на селе. В России курят две трети  мужчин и более трети женщин. Угрожающе  нарастает количество курящих детей, в старших классах школы систематически курят более 20% подростков. По различным  данным, более 4 миллионов жителей  России пробовали наркотики, а 2,5 миллиона употребляют их постоянно, из них 76% - молодежь до 30 лет.
Шестое. Необходимо подавить преступность, восстановить нравственные устои общества и в  первую очередь - ценность человеческой жизни.
Ведь  сегодня у нас сложилась почти  всеобщая безответственность и государства, и самих граждан за свою жизнь  и жизнь тех, кто рядом.
Так, самоубийств  у нас совершается больше, чем  даже умышленных убийств. Уровень суицидов в нашей стране более чем в  два раза превышает среднемировые  показатели.
В стране продолжается настоящий беспредел  на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет число граждан, равное населению небольшого города.
Остаются  крайне высокими гибель и травматизм людей на производстве, а также  в быту.
Крайне  негативное влияние на морально-психологическое  состояние общества оказывает неспособность  государства подавить терроризм  и организованную преступность, насаждение через средства массовой коммуникации культа силы и насилия.
Естественно, представленный перечень мер и действий по преодолению демографического кризиса  не является абсолютно исчерпывающим.
Однако  если реализовать представленные шесть  основных позиций, то этого будет  достаточно для коренного перелома в развитии демографической ситуации в нашей стране: от глубочайшего кризиса к нормализации положения  и постепенному возрождению нации. И если начать действовать незамедлительно, то к 2050 году население России, по расчетам ученых, может вырасти до 160 миллионов  человек.
Думается, что этот показатель должен быть заложен  как минимальная цель в наш  главный национальный проект России - неуклонный рост числа ее здоровых, благополучных и счастливых граждан!
 

3. Демографическое развитие России 

Этот  пункт хочется начать со слов бывшего  президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ.
«…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. … Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи… Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. »
Цель  Национальной программы - обеспечение  стабилизации численности населения  Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для  роста численности населения.
Приоритетные  задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей  с детьми; улучшение здоровья населения  и снижение смертности; привлечение  русских и русскоязычных жителей  республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение  баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение  незаконной иммиграции, особенно в  тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и  национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной  демографической и семейной политики.
Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной  и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в  полном объеме); II этап - 2011-2015 гг. (осуществление  предполагаемых мер с учетом результатов  реализации I этапа).
Принципы  реализации государственной  демографической  и семейной политики в соответствии с Национальной программой.
Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:
    обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
    приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
    дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
    обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
    дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.
Принципы  реализации
Поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий  для I-го этапа (2006—2010 гг.).
Снижение  на II-ом этапе (2011—2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов.
Территориальная дифференциация реализации государственной  демографической и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.
Постоянная  обратная связь, ежеквартальное, начиная  с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.
Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.
Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.
Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.
Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:
    общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
    совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
    улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.
Закладываемыми  в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:
    прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140—142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
    увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
    укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
    создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.
    4. Демографическая  ситуация  в Приволжском федеральном округе 

    Оценивая  демографическую ситуацию в Приволжском  федеральном округе, отметим, что  она является типичной для страны в целом. Несмотря на позитивные изменения  последних лет, продолжается процесс  сокращения численности населения, или депопуляция. К числу негативных последствий депопуляции следует  отнести не только численные потери населения, но и ухудшение его  качественных параметров. Речь идет, прежде всего, о демографическом «старении» населения, нарастающих диспропорциях  в численном составе поколений, мужчин и женщин, городских и сельских жителей и так далее. Все это  давно стало объектом дискуссий  среди специалистов, широко обсуждается  общественностью, поскольку по своему значению и масштабам далеко перешагнуло  рамки узко демографической проблематики.
    За  пять лет, прошедших после переписи населения 2002 года, численность населения  округа сократилась на 913 тыс. человек, или на 2,9%. По состоянию на 1 января 2008 года численность его населения  составила 30 242 тыс. человек, или 21,3% населения  страны.
    В абсолютных и относительных показателях  максимальными были потери в Нижегородской  области и Пермском крае, объединившем Пермскую область и Коми-Пермяцкий  автономный округ. Численность жителей  Нижегородской области сократилась  на 164 тыс. человек, или на 4,7% (18% от общих  потерь населения по ПФО) и Пермского  края на 102 тыс. человек, или 3,6% (более 11% от общих потерь по округу). Значительна  доля сокращения численности населения  в Кировской (на 6%), Ульяновской (на 5,1%), Пензенской (на 4,5%) областях, Республиках  Мордовия (на 5,5%) и Марий Эл (на 3,4%).
    Наиболее  стабильна ситуация в Республиках  Татарстан (численность жителей  за 5 лет здесь снизилась на 0,4%) и Башкортостан (на 1,2%). Ниже, чем в среднем по округу, были потери в Самарской (2,1%) и Оренбургской (2,8%) областях, а также в Удмуртской и Чувашской Республиках (по 2,4%).
    В текущем десятилетии, осознавая  угрожающие масштабы депопуляции россиян, государство предпринимает реальные попытки оказать позитивное влияние  на динамику демографических процессов.
    Объективно  судить об эффективности этих мер  можно будет по итогам ряда последующих  лет. С 2006 года формируется ситуация, свидетельствующая о начале перелома, в том числе в показателях  смертности населения. Последние два  года (2006-2007 годы) положительная динамика в процессах воспроизводства  населения наблюдалась и в  целом по стране, и по ПФО, что  свидетельствует о единых социально-экономических  механизмах, наиболее заметно влияющих на демографическую ситуацию. 

    Таблица 1. Основные показатели естественного движения населения (на 1000 населения) 

          Число родившихся     Число умерших
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
Россия 10,2 10,4 10,2 10,4 11,3 16,4 16 16,1 15,2 14,7
ПФО 10 10,2 9,8 10,1 11 16,5 16,3 16,5 15,6 15,1
 
    По  данным за январь-декабрь 2007 года число  родившихся в нашем округе увеличилось  по сравнению с 2005 годом на 33 тыс. младенцев, или на 11%. Лучшая динамика в округе наблюдалась в Республиках  Башкортостан, Марий Эл, Удмуртской и Чувашской, а также в Пермском крае и Оренбургской области.
    Положительная динамика, но с показателями ниже средних  по стране и округу, отмечается и  в остальных регионах ПФО. По итогам за 2007 год наименьший уровень рождаемости  был отмечен в Республике Мордовия (9,1%), Ульяновской (9,3%), Пензенской (9,6%) и  Нижегородской областях (9,8%).
    О позитивных изменениях в процессах  воспроизводства населения убедительно  свидетельствует и динамика смертности.
    По  России число умерших в 2007 году сократилось  против 2005 года на 223,9 тыс. человек, или  на 9,7%. В относительных показателях  смертность снизилась с 16,1% до 14,7%.
    В ПФО число умерших сократилось  на 45 тыс. человек или на 9%. Снижение наблюдалось во всех регионах округа. По итогам за 2007 год самый низкий уровень смертности отмечен в  Республиках Татарстан и Башкортостан. Самый высокий уровень смертности отмечен в Нижегородской области  – 18,3 промилле.
    Положительная динамика наблюдается в показателях  материнской и младенческой смертности. В России смертность детей до одного года снизилась с 10,2% в 2006 году до 9,4% в 2007 году в расчете на 1000 родившихся живыми. Ситуация в нашем округе в целом выглядит несколько лучше  общероссийской: у детей до года смертность снизилась с 9,9% до 8,9%. В  числе лучших по этому показателю – Республики Мордовия и Чувашия, Самарская область.
    Материнская смертность от осложнений беременности, родов и послеродового периода, рассчитанная на 100 тыс. родившихся живыми, снизилась в нашем округе с 23,8 до 23,6. Лучшей по этому показателю является Самарская область – 2,9. Самые  высокие показатели материнской  смертности в Нижегородской (63,2) и  Ульяновской областях (49).
    За  последние полтора-два десятилетия  заметно изменилась возрастная структура  населения, в его составе сократилась  доля детей и подростков (родившиеся в 90-е годы), но сохраняется высокий  удельный вес лиц пенсионного  возраста. По данным переписи населения 2002 года в возрастной структуре населения  ПФО доля детей и подростков составляла 18,6%, а лиц пенсионного возраста – 20,8%. К началу 2007 года в составе  населения округа детей и подростков насчитывалось 16,1%, в том числе  в Пензенской – 14,2%, Нижегородской – 14,3%, Ульяновской и Самарской областях – по 14,8%.
    По  прогнозу Росстата (средний вариант) увеличение доли лиц моложе трудоспособного  возраста начнется только с 2010 года, что  связано с ростом рождаемости  в последние несколько лет.
    Удельный  вес лиц пенсионного возраста в округе сохранился на уровне 2002 года, но он выше, чем в целом по России. В дальнейшем по прогнозу Росстата доля этой категории населения будет  возрастать. К 2010 году в регионах ПФО  она составит 21,9%, в том числе  в Нижегородской – 24,5%, Пензенской – 25,4%, Саратовской – 23,6% и Ульяновской  – 23,3% областях.
    Развитие  демографических процессов тесно  связано с состоянием института  семьи. Неблагоприятные последствия  изменений структуры и функций  семьи (репродуктивное поведение, ориентированное  на сокращение числа детей) остро  обозначили необходимость проведения семейной политики. Оценить самочувствие современной российской семьи, ее проблемы и надежды в определенной мере позволило пилотное обследование «Семья и рождаемость», проведенное Росстатом  в I квартале 2006 года в Республике Марий  Эл, Тверской и Нижегородской областях. Опрашивались состоящие в браке (как в зарегистрированном, так  и в незарегистрированном) женщины  репродуктивного возраста, их мужья  и дети подросткового возраста (15-17 лет), а также незамужние матери и  их дети-подростки.
    Некоторые наиболее общие выводы по результатам  пилотного обследования на территории Нижегородской области можно  сформулировать следующим образом:
      брак и семья остаются важнейшими ценностями в жизни большинства людей вне зависимости от возраста, пола, уровня образования и социального положения, что является одним из фундаментальных условий сохранения и развития института брака и семьи;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.