На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1:Понятие  и сущность таможенно-тарифного  регулирования.
    1.1 Понятие,  задачи и функции таможенно-тарифного  регулирования.
    1.2 Классификация  таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
    2.1 Общая оценка  таможенного дела в России
    2.2 Всемирная  таможенная организация – межправительственная  организация по вопросам таможни. 
    2.3Основные  направления сотрудничества таможенных  органов в рамках                           СНГ 
      2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия  по совершенствования таможнно-тарифного  регулирования.
    3.1 Основные  направления Таможенно-тарифной  политики России на 2010г и на  перспективу.
    3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДНИЕ
Актуальность  данной работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.
Кардинальное  изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно  изменило ситуацию на внутреннем и  международном положении России: экономические связи бывших союзных  республик, ранее развивавшиеся  в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка - с внешним.
Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной  из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение  России в мировое хозяйство. Это  вызывает необходимость постоянного  развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и  определяет особое значение таможенного  регулирования экономических связей.
Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в  правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного  контроля и таможенного оформления.
Недостаточно  использовалось международное законодательство и практика его изменения для  унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми  международными нормами.
Проблематика  совершенствования управления государственной  таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения  в характере и масштабах ВЭД, возрастание социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.
Цель: состоит  в том, чтобы показать основные механизмы  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие  конкретные задачи:
1. исследовать  таможенно-тарифный механизм, как  инструмент государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать  таможенно-тарифную политику России;
3. обобщить практику  участия Российской Федерации  в международных торгово-таможенных  организациях и соглашениях;
4. внести предложения  по совершенствованию механизмов  таможенно-тарифного регулирования.
Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного  регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  при таможенном регулировании в  системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью. 
 

Глава 1:Понятие и сущность таможенно-тарифного  регулирования. 

1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
Элементами таможенно-тарифного  регулирования являются:
    Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
    Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
    Таможенный режим
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
   Таможенный  тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.
    Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.
Таможенный  кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
Таможенная пошлина (customs duty) обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта .
Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:
1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
2. протекционистскую  (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. 

В современных  условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
    Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
    Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
    Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
    Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)
Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:
• Тарифы промышленно  развитые государств;
• Тарифы развивающихся  стран.
Таможенно-тарифное регулирование в  промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику  страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели  в действие Генеральное соглашение по тарифам- и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации.
Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств   входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.
Наиболее часто  высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.
В интересах  защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают. 
Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле  с  января 1988 г.
Появление ГС обусловлено  тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.
Таможенные  тарифы развивающихся  стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.
С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:
Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.
Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.
Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.
Наряду с национальными  тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в  форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.
Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.
1.2 Классификация таможенных  пошлин
Существует  следующая классификация таможенных пошлин.
По  способу взимания:
а) адвалорные - начисляются в процентах к  таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
б) специфические -- начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному  налогу на продажу и применяются  обычно при обложении товаров, которые  имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего  рынка независимо от колебания цен  на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут  до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов Ї сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина  повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость  таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и  прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью  оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют  неоспоримое преимущество, поскольку  просты в администрировании и  в большинстве случаев не оставляют  свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью  специфических пошлин сильно зависит  от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно  сильнее ограничивает импорт автомобилей  ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка  с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время  экономического спада и падения  импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По  объекту обложения:
а) импортные - пошлины, которые накладываются  на импортные товары при выпуске  их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей  формой пошлин, применяемой всеми  странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
б) экспортные - пошлины, которые накладываются  на экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко  отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
в) транзитные - пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. Ї М., 1997.
.
По  характеру:
а) сезонные - пошлины, которые применяются для  оперативного регулирования международной  торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать  несколько месяцев в год, и  на этот период действия обычного таможенного  тарифа по этим товарам приостанавливается;
б) антидемпинговые -- пошлины, которые применяются в  случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации  и расширению национального производства таких товаров;
в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров.
Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке в чисто защитных целях  от попыток недобросовестной конкуренции  со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений  положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования  проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются  возможные объяснения возникшей  ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.
Введение  особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.
По  происхождению:
а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной  власти страны. Обычно решение о  введении таможенного тарифа принимается  в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим  ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые  на базе двустороннего или многостороннего  соглашения, такое как Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим  таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система  преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции  из развивающихся стран. Россия, как  и многие другие страны, с импорта  из развивающихся стран не взимает  таможенные пошлины вообще.
По  типам ставок:
а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственной  власти и не могут изменяться в  зависимости от обстоятельств. Подавляющее  большинство стран мира имеет  тарифы с постоянными ставками;
б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут  изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при  изменении уровня мировых или  внутренних цен, уровня государственных  субсидий). Такие тарифы Ї довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По  способу вычисления:
а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое  общее представление об уровне таможенного  обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
б) эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
 В  связи со значимостью финансовой  деятельности таможенных органов  РФ необходимо также уяснить  и правовую природу таможенной  пошлины. Под таможенной пошлиной  понимается платеж, взимаемый таможенными  органами при ввозе на таможенную  территорию России или вывозе  товаров с этой территории  и являющейся неотъемлемым условием  такого ввоза или вывоза. Вопрос  о юридической природе данного  платежа до настоящего времени  остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой,  дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина - есть налог, а другие  приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.
Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос  в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право  на свободу предпринимательской  деятельности.
Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством  достижения этой цели.
В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через  таможенную границу.
В-четвертых, таможенная пошлина в отличие  от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости  для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).
В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.
В условиях рыночной экономики и либерализации  ВЭД таможенные пошлины стали  важнейшим регулятором международных экономических отношений. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
Пошлина относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными  и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских  свойств и качества товаров и  т.п.
При определении  ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком  уровне и рассматривались как  один из важнейших источников доходов  государства. Это вместе с тем  позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран  на путь промышленной революции, ее продукция  была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран  Европы и Америки. В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.
Такая дифференциация таможенных пошлин требовала  ее научного обоснования, изучения объективных  факторов, определяющих эту дифференциацию.
Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.
При специализации  национального производства одна и  та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ  по другим выдам продукции. Она будет  экспортировать продукцию, соответствующую  ее производственной специализации, и  завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или  иным причинам экономически нецелесообразно.
Интернациональные издержки производства формируются  в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими  определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий  производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень  национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно - при  прочих равных условиях - более низкий уровень национальных и мировых  цен по сравнению с национальными  издержками и ценами на аналогичные  виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.
Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и  являются объективной основой формирования таможенных пошлин.
Рассмотрение  природы таможенной пошлины позволяет  сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория  рассматривается и как защитное средство, и как источник получения  государственных доходов. Иначе  говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего  воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку. 

Глава 2:Таможенная политика России 

2.1 Общая характеристика таможенного дела России
В современном  представлении термин «таможенное  дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных  с внешней и внутренней политикой  и деятельностью государства. В  рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных  интересов и потребностей.
Согласно  действующему Таможенному кодексу  РФ 2003 г. таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия  перемещения через таможенную границу  Российской Федерации товаров и  транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
В то же время согласно ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе  регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.
Из самого словосочетания «таможенное дело»  следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность.
Новая редакция ТК РФ более емко, чем ранее  действовавшая редакция, характеризует  понятие «таможенное дело», определяя  его как сферу деятельности государственных  органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных  с порядком перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением  таможенного контроля.
Структуру современного таможенного дела можно  представить следующими основными  блоками:
1. принципы  перемещения через таможенную  границу товаров и транспортных  средств;
2. таможенные  режимы;
3. таможенно-тарифное  регулирование и взимание таможенных  платежей;
4. таможенное  оформление;
5. таможенный  контроль;
6. предоставление  таможенных льгот;
7. ведение  таможенной статистики и товарной  номенклатуры внешне-экономической  деятельности;
8. правовая  регламентация ответственности  за правонарушения в сфере  таможенного дела.
Следует отметить, что любое деление таможенного  дела на отдельные относительно самостоятельные  части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура  достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного  дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного  дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в  совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного  дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные  цели таможенного дела достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и  вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных  товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу  Российской Федерации наркотических  средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.
На территории России действует единое таможенное законодательство. Единство таможенного  законодательства обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной  компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом следует  оговориться, что термин «таможенное  законодательство» следует рассматривать  в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные  нормативно-правовые акты. К таким  актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов  исполнительной власти.
Центральное место в правовом обеспечении  таможенного дела занимают ТК РФ и  Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам ТК РФ и Закона «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем ТК РФ. Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм ТК РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.
Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно ТК РФ в таможенном деле применяются  акты законодательства, действующие  на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом  Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных ТК РФ и  иными законодательными актами. При  незаконном перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу таким днем считается  день фактического перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.
Таможенное  дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ТК РФ. При этом согласно ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. 

2.2 Всемирная таможенная организация (ВТО) - межправительственная организация по вопросам таможни.
ВТО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где были подписаны три конвенции - Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года.
Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой приняли участие  таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 года. Поэтому Международный  день таможенника каждый год отмечается 26 января.
Со временем Совет таможенного сотрудничества превратился в организацию всемирного масштаба. В октябре 1994 он был переименован во Всемирную таможенную организацию.
В настоящее  время ВТО объединяет 169 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским  и испанским) для использования  его в так называемой гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров.
Главными  задачами организации с момента  ее создания являются гармонизация и  унификация таможенных систем, совершенствование  таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.
ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой  ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом  Совбеза ООН.
В июне 2005 года Советом ВТО были приняты  Рамочные стандарты безопасности и  облегчения мировой торговли, цель которых - упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.
Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ в январе 2006 года принял участие в заседании  Совета руководителей таможенных служб  СНГ в Санкт-Петербурге, где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.
Важную  роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС). В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет  отдается развитию сотрудничества с  таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными  торгово-экономическими партнерами, а  также представляющих зону «риска»  в правоохранительном плане.
В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного  союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание 
15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций - Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г.

Задачами  СТС были определены: а) изучение вопросов сотрудничества государств в области  таможенного дела; б) оценка технических  факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур; в) подготовка конвенций и дополнений к ним; г) сбор информации, касающейся таможенных процедур; д) обеспечение государств-членов необходимой информацией; е) разрешение споров между государствами по таможенным вопросам; ж) сотрудничество с другими  международными организациями.
В октябре 1994 г. СТС был переименован во Всемирную  таможенную организацию (ВТО), которая  в настоящее время насчитывает 153 страны. Высший орган Совета - ежегодная  встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы  подготовленные Политической комиссией  и Финансовым комитетом и принимаются  решения и рекомендации по стратегическим на. правлениям деятельности ВТО. Постоянно  действующим исполнительным органом  ВТО является Секретариат. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. Курс лекций. М.. 2000 Главные задачи ВТО - содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных  таможенных служб во всех странах  мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; разработка и распространение единых «правил игры» с целью ускорения  мирового товарооборота, унификация и  облегчение перемещения товаров  и пассажиров через таможенные границы  при обеспечении контрольных  и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы. В одном из документов ВТО говорится: «Всемирная таможенная организация является межправительственной организацией, основная задача которой - повысить эффективность деятельности таможенных служб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню - это инвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решения проблемы, а не самой проблемой». Шумилов М. М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001.
Для реализации этой задачи на современном этапе  членами ВТО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления  деятельности организации на 1996 - 2000 гг., и утверждена «Программа реформ и модернизации таможни», которая  призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления  путем активизации потенциальных  возможностей, совершенствования методов  управления, укрепления организационной  структуры и внедрения современных  таможенных технологий. Всего в рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций. 50 рекомендаций и более десятка  международных норм по отдельным  таможенным вопросам.
Деятельность  СТС/ВТО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-члены делятся  на региональные группы: 1) Америка и  Карибский бассейн, 2) Европа, 3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточная и Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная  Азия, Австралия и Океания. Советский  Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был  отнесен к европейскому региону. Независимые государства - субъекты бывшего СССР, оформившие в тот  период свое членство в СТС в порядке  правопреемственности, автоматически  были включены в регион «Европа». Поэтому  при средней численности стран  в регионах около 20 европейский регион оказался самым большим (40 государств).
Задача  каждой группы - проведение линии ВТО  по гармонизации таможенных систем данного  региона (продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых  членов). Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и  семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными  правонарушениями, обменом делегациями  между национальными таможенными  службами и административными органами ВТО. Новым направлением работы стало  создание региональных информационных центров по борьбе с таможенными  правонарушениями. В этих центрах  осуществляется сбор и обработка  данных о контрабанде наркотических  средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей; об уклонении  от уплаты таможенных пошлин и налогов; об иных таможенных правонарушениях.
Каждый  регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению  Политической комиссии. Региональный представитель по должности входит в состав Политической комиссии ВТО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государств региона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективно влиять на политические решения Всемирной таможенной организации.
Региональные  представители работают в тесном контакте с региональными организациями, заинтересованными в развитии сотрудничества по таможенным вопросам. В целях  координации сотрудничества периодически организуются встречи руководителей  таможенных служб региона и региональные конференции по конкретным проблемам. 
 

2.3. Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
Современная практика осуществления таможенного  сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:
Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в  довольно схожих по своему характеру  направлениях.
Международно-правовое сотрудничество со странами — членами  Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).
В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:
Создание  зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники  ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.
Создание  таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран  — их участников, установление единого  таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению  к третьим странам.
Создание  общего рынка, при котором убираются  не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры  для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан.
Создание  экономических союзов, для которых  характерно образование единого  рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также  проведение государствами — его  участниками скоординированной  макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов.
Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной  внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.
Приоритетность  с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации  определяет то значительное место, которое  занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными  службами государств ближнего зарубежья.
Результаты  экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ  во многом зависят в том числе  и от практического использования  этими государствами уже накопленного международного опыта.
Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.
В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается  Стратегия экономического развития СНГ, в рамках которой таможенное сотрудничество предполагается развивать  по целому ряду направлений.
Одно  из этих направлений - инвентаризация международной правовой базы СНГ  в таможенной сфере. Основной целью  инвентаризации является анализ эффективности  действующих соглашений, выявление  пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.
Для реализации этой задачи Советом утвержден План-график проведения инвентаризации международно-правовой базы Содружества независимых государств в таможенной сфере на 2008-2009 годы и образована экспертная группа, которая  начала свою работу.
Важным  для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет  оставаться комплекс вопросов, связанных  с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Практически на каждом заседании Совета рассматриваются  вопросы внесения изменений в  товарную номенклатуру внешнеэкономической  деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных  таможенными службами документов Экономическим  советом СНГ внесены изменения  в Перечень условий, производственных и технологических операций, при  выполнении которых товар считается  произведенным в стране, в которой  они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения  товара помогают таможенным службам  пресекать случаи представления  фальсифицированных документов.
Среди основных механизмов упрощения процедур таможенного оформления центральное  место занимает использование современных  информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной  торговли. Актуальная для ФТС России тема - сотрудничество в области  информационного обмена - находит свое воплощение и в формате СНГ. Разработан проект, и в ближайшее время ожидается подписание межведомственного Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который послужит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.
Следует отметить, что положительной динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб по расширению взаимодействия с другими структурами  СНГ, в частности в правоохранительной сфере. В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между  Советом руководителей таможенных служб государств - участников СНГ  и Советом руководителей органов  безопасности и специальных служб  государств - участников СНГ. С учетом рекомендаций Экономического совета СНГ  и по согласованию с Исполкомом СНГ  заключены рамочные меморандумы  и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными  органами СНГ, такими как Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  и иными опасными видами преступлений, Антитеррористический центр стран  СНГ, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.
С целью  углубления таможенного сотрудничества в правоохранительной сфере при  поддержке Экономического совета и  Совета глав правительств СНГ при  Совете руководителей таможенных служб  в 2008 году создан Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб  СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на всем пространстве Содружества.
Лидирующая  роль российской таможенной службы сохраняется  в такой важной сфере сотрудничества, как обучение и подготовка кадров. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром  по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ.
Кроме многостороннего формата сотрудничество между таможенными службами государств - участников СНГ строится на двусторонней основе в рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Наиболее активно двусторонние связи  развиваются с таможенными службами Белоруссии, Казахстана, Украины. В  свете благоприятных тенденций, проявившихся в последнее время  в отношениях между Россией и  Туркменистаном, ФТС России предпринимает  активные шаги по развитию сотрудничества с Государственной таможенной службой  Туркменистана, с которой не было контактов с 2003 года, а представители  службы фактически не принимали участие  в работе Совета и других форматах встреч таможенных служб государств - участников СНГ.
Интеграционные  процессы на пространстве СНГ имеют  разноскоростной и разноуровневый характер.
Локомотивом интеграции является Евразийское экономическое  сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), в  рамках которого формируется Таможенный союз государств - членов ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана.
Обеспечение консолидации таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства является одной из задач международного таможенного  сотрудничества ФТС России.
Взаимодействие  таможенных служб, необходимое для  практической реализации таможенной составляющей интеграционных процессов, осуществляется в рамках созданного в 1996 году Совета руководителей таможенных служб  при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (СРТС при ИК ЕврАзЭС).
На заседаниях СРТС при ИК ЕврАзЭС, которые проводятся ежеквартально, рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой, принятием  и реализацией нормативных документов, направленных на решение обширного  комплекса задач по формированию единой таможенной территории.
Приоритеты  определены с учетом реализации стратегических задач, поставленных перед таможенными  органами главами государств - членов ЕврАзЭС, в частности:
- создание  общей унифицированной системы  таможенного регулирования, в  рамках которой действуют унифицированные  правила таможенного оформления  и таможенного контроля, применяются  единые таможенные режимы;
- обеспечение  экономической безопасности на  внешних границах государств - членов  ЕврАзЭС, борьба с контрабандой  и другими видами таможенных  правонарушений;
- укрепление  и обустройство внешних границ  ЕврАзЭС.
Одна  из важнейших задач таможенных служб  государств - членов ЕврАзЭС - обеспечение  свободного перемещения товаров  по их территориям. В целях облегчения и ускорения процедур, связанных  с перемещением товаров, таможенными  службами было разработано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного  органа денежных средств или путем  использования гарантий банков при  перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными  органами государств - членов Евразийского экономического сообщества, которое  было принято главами правительств государств - членов ЕврАзЭС 19 мая 2006 года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.