На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общая теория права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
     Реферат по общей теории права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План: 

Введение
Понятие, предмет и методы общей теории права
Понятие, признаки и виды правоотношений. (Приведите примеры)
Форма правления и ее разновидности. (Приведите примеры)
Заключение
Список литературы 

 


     ВВЕДЕНИЕ 

     В системе юридических наук теория права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории права традиционно уделялось и уделяется большое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и учебные пособия. Несмотря на то, что сегодня происходит переоценка некоторых устаревших государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей, а также «корректировка» представлений о государстве, праве, политике, демократии, все же основополагающие фундаментальные представления о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правореализации не подвержены политической конъюнктуре, амбициям и т.п. Получение объективно достоверного знания - такова та основная методологическая задача, которая стоит сейчас перед теорией права и начинает реализоваться в ее исследовательской деятельности. Теория права способствует формированию юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система - это знали еще в Древнем Риме. И для современной действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире. 

 


     Понятие, предмет и методы общей теории права 

     Общая теория права - наука, которая изучает закономерность возникновения права, развития и функционирования права, социальное назначение и сущность права, и вырабатывающая общие юридические понятия и категории.
     Теория права является составляющей частью юридических наук. Юридические науки- система разнородных знаний, объединенных одним объектом(право), взаимосвязанных между собой. Система юридических наук подразделяется на определенные группы.
     К историческим наукам относятся история государства и права Республики Беларусь, история государства и права зарубежных стран, история учения о государстве и праве.
     К отраслевым наукам относятся науки, посвященные отдельным отраслям права (наука конституционного права, уголовного права и т.д.)
     К вспомогательным (прикладным) наукам относятся такие науки, как криминалистика, психиатрия, судебная медицина и др.
     К теоретическим наукам относятся теория государства и права.
     Каждая наука имеет свой предмет исследования - то, что изучает эта наука. Предмет выделяется из объекта - некой целостности, которая может изучаться и многими науками. Предмет теории права отличается от предметов других юридических наук. Однако объект у всех юридических наук один - государство и право.
     Теория государства и права изучает те стороны государственно-правовой деятельности, которые являются общими, знания о которых необходимы для всех юридических наук, т.е., теория государства и права освобождает другие науки от исследования этих вопросов. В рамках общей теории права формируются основные понятия (категории), которые также служат базой для других наук. Значит, теория государства и права является общей наукой, следовательно, имеет методологическое значение для других юридических наук. С другой стороны, юридические науки также дают общей теории права материалы для дальнейших обобщений, выводов. Из вышесказанного следует, что тория государства и права- это методологическая, юридическая, политическая наука. В этих взаимосвязях теория государства и права выступает как обобщающая, объединяющая и связующая юридические знания, наука.
     Предметом теории права являются закономерности, свойства стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. Все вышеуказанное является обязательной составляющей предмета общей теории права.
     Предмет теории права - достаточно сложное образование. Его составляющую проблематику можно сгруппировать определенным образом. Так, исследование предмета теории права предполагает характеристику: сущности права, общих черт, присущих праву любого типа и любой системы, общих закономерностей происхождения права, типы и формы права, общие закономерности, принципы и механизмы развития и функционирования права…
     Сложность предмета теории права заключается так же и в том, что он охватывает не только само право, но и его динамику, в частности, процесс правового регулирования.
     В предмете общей теории права выделяются:
     Закономерности права;
     Догма права - непосредственное юридическое содержание правовых отраслей;
     Техника юриспруденции - средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права.
     Методология общей теории права включает в себя научно-мировоззренческий подход к изучению правовой действительности и совокупности особых приемов, способов исследования процессов возникновения, развития и функционирования правовых институтов. Приемы, способы изучения реальной действительности, получения знаний об этой действительности, без отношения к какой-либо конкретной отрасли науки рассматриваются как методы научного познания. А вот совокупность таких методов применительно к определенным предметам изучения либо исследования, составляют методологию конкретной науки.
     Методология общей теории права - системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития правовых явлений.
     Всю совокупность приемов и способов научного познания можно разделить на три основных вида:
     Всеобщий (философский, мировоззренческий) метод. Используется на всех стадиях научного познания во всех науках.
     Общие методы (логические). Такие методы применяют различные науки с учетом своей специфики. Это такие методы, как: сравнение, системный подход, анализ и синтез, дедукция и индукция.
     Частные методы. Вырабатываются и применяются одной отдельной наукой. В нашем случае это касается юриспруденции, в том числе и общей теории права. Имеются в виду такие специально-правовые методы исследования, как структурно-правовой, сравнительно-правовой, толкование правовых норм.
     В основе системы методов общей теории права лежит философия, законы которой распространяются на все явления окружающего мира, включая право. Эти законы являются всеобщими и универсальными. Можно выделить несколько аспектов методологической роли философии:
     А) Категории и законы философии могут использоваться в изучении права непосредственно (формы и содержания правоотношений);
     Б) В рамках философии разрабатывается общее учение о методе -теория методологии: формируются как общие подходы(диалектический, например), так и конкретные философские методы(анализ и синтез, качественный и количественный анализ, ит.д.);
     Г) Философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права.
     Переходными от философских категорий к специально - научным понятиям являются общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но имеют общенаучное значение. Общенаучные категории - новый тип понятий. Он выступает теоретическим основанием новых методологических подходов: системного. Информационного, метода моделирования, вероятностного и др.
     В последнее время появилось понятие «синергетическая система». Суть синергетического подхода как общенаучного метода можно определить так: объясняет появление систем способностью явлений, процессов, не обусловленной их предыдущим количественным развитием самоорганизации в сложные и целостные объекты.
     Специфическим общенаучным методом является математический метод, предмет которого - количественная сторона явлений, немаловажная в изучении права и государства.
     Использование философских и общенаучных методов в исследовании права обуславливает появление характерных элементов в содержании этих методов, которые предстают в виде:
     историко-правового метода;
     метода сравнительного правоведения;
     метода правового моделирования и др.
     В таком виде в правоведении они называются частными методами правовой науки, по существу являясь специфическим преломлением общефилософских и общенаучных методов.
     Частнонаучные методы теории права могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук, таких как статистика, социология, психология и др.
     Так же в правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к которым относятся формально-догматический метод и метод толкования, иногда причисляют и сравнительно-правовой метод. Однако формально-догматический метод выделяют не столько по своим особенностям, сколько по объекту исследования - догме права.
     Очень важное место в общей теории права занимает метод сравнения. Родоначальником этого метода был Аристотель, который сравнил конституции более полутора сотен греческих и варварских городов. Метод сравнения включает в себя несколько этапов:
     изучение сравниваемых институтов по отдельности;
     сравнивание выявленных признаков с позиций их сходства и различия;
     оценка результатов.
     Метод сравнения, по своей сути, является комплексным методом: имеет философскую базу, включает в себя формально-логические, специально-юридические и др. приемы.
     Конкретно-социологический метод тоже представляет особое направление исследований - социологию права(так сказать, изучает право в действии): связь права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования.
     Огромное значение имеет метод аналогии. Метода аналогии лежит в основе метода моделирования(основной признак и назначение модели- быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии: выводы делаются по отношению к одному объекту, а заключение- к другому) и метода экстраполяции(позволяет формировать общеправовое знание путем надежных аналогий: распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие, аналогичные явления, чем увеличивает объем общетеоретических знаний).
     Все методы применяются во взаимодействии. Так, например, философский метод реализуется не сам, а посредством частных и общих методов. Так и частный или общий, дают желаемый эффект только если опираются на мировоззренческую базу.
 


     Понятие, признаки и виды правоотношений 

     Правоотношение -- урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами -- носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности -- и обеспечиваемое государством.
     Признаки правоотношения:
     1. Представляет собой разновидность общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не может быть правоотношений с животными, растениями, предметами. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуманное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.
     В былые времена (средневековье) субъектами права признавались животные и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, который «звонил» в связи с убийством царевича Дмитрия.
     2. Является идеологическим отношением -- результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержание правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.
     3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:
     а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;
     б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения -- они связаны предметом интереса, достижением его результата.
     Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли(интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечённым в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).
     Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо волеизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточно волеизъявления только одного из участников (проведение обыска).
     4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. Правоотношения выступают как способ реализации норм права, или иначе: нормы права воплощаются в правоотношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложены правоотношения, но в абстрактной форме.
     Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автоматически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но правоотношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на основе аналогии права.
     5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъективные юридические обязанности (обязанная сторона). Полномочия -- прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность -- элемент вторичного характера, который реализуется в результате совершенного правонарушения. Основное содержание правоотношений -- субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.
     Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона -- кредитор -- имеет право на получение долга, а другая -- должник -- обязанность возвратить долг. В некоторых правоотношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физические лица), правомочия и ответственность (должностные лица).
     Степень конкретизации сторон может быть различной:
     а) точно определена обязанная сторона;
     б) точно определена только управомоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен;
     в) точно определены обе стороны.
     6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без применения мер государственного принуждения. В случае необходимости заинтересованная сторона может обратиться в компетентный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности. 

     Форма правления и ее разновидности 

     Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Характеристика формы правления требует обратить внимание наследующие моменты: строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением; порядок образования; степень участия населения в формировании. Существует две основные формы государственного правления -- монархия и республика.
     Монархия -- единовластие, единодержавие (от греч. «монос» -- один и «архе» -- власть, то есть «моноархия») -- форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу -- монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
     Типичные черты монархической формы государственного правления:
     а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
     б) династическое наследование верховной власти;
     в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
     г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);
     д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь -- «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).
     Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.
     В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).
     С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
     В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти -- законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента -- законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.
     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.
     Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время -- Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.
     Для парламентарной монархии характерны следующие черты:
     а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует, какой бы то ни было, ее дуализм;
     б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
     в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
     г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
     д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
     Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.
     Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.
     Республика (от лат. «res publica» -- общественное дело, всенародное) -- форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
     Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:
     а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
     б) наличие выборного главы государства;
     в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
     г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство -- всенародное дело»);
     д) юридическая ответственность главы государства.
     Современная республика может быть президентской и парламентской.
     Для президентской республики характерно:
     а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
     б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
     в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
     г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
     Типичный пример президентской республики -- США.
     Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:
     а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;
     б) президент является главой государства, но не главой правительства;
     в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
     г) правительство ответственно перед парламентом;
     д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
     е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
     ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах -- большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
     з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.