На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные этапы становления и развития отечественной научной психиатрии, их характеристика и отличительные особенности. Открытие первых психиатрических клиник на территории российской империи, направления исследований в них и наследие ученых тех времен.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Медицина. Добавлен: 15.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Отечественная психиатрия до Великой Октябрьской социалистической революции

В конце 18 в. в России возникают первые психиатрические больницы. Заведовали ими с самого начала врачи. К середине 19 в. в России было уже свыше 50 психиатрических больниц.
В история отечественной научной психиатрии отграничиваются три этапа. Первый этап (конец 18 - первая четверть 19 в.) характеризуется тем, что психиатрия еще не выделилась из общей медицины, и научная работа в области психиатрии осуществлялась преимущественно профессорами-терапевтами и отчасти врачами общей практики. Преподавание психиатрии в эти годы велось также в пределах общих курсов патологии и терапии. Впервые ввел в программу преподавания изложение клиники нервных и психических заболеваний С.Г. Зыбелин, начавший с 1765 г. читать курс патологии и терапии в Московском ун-те. С 1809 по 1831 г. преподавание нервных и психических болезней вел М.Я. Мудрое, заведовавший в указанные годы кафедрой патологии, терапии и клиники. По его инициативе в 20-е годы в клинике была выделена специальная палата для нервно и психически больных. Нервные и психические болезни занимали большое место в курсе лекций И.Е. Дядъковского, возглавлявшего кафедру патологии, терапии и клиники в Московском университете с 1831 по 1836 г. Известно, что в теоретических взглядах Дядъковского была отчетливо сформулирована идея нервизма. Им была разработана оригинальная классификация болезней нервной системы. В этот период велась уже довольно интенсивная научная работа в области психиатрии.
В опубликованных в 1817 г. «Академических чтениях о хронических болезнях» профессора общей патологии Военно-хирургической академии Ф.И. Удена описана клиника ипохондрии, истерии и эпилепсии. Диссертация акушера и хирурга А.Ф. Солнцева, вышедшая в свет в 1828 г., была посвящена вопросам психиатрии; она называлась «О природе, диагностике и лечении душевнобольных». Крупный терапевт первой трети 19 в. П.А. Чаруковский опубликовал первое в России исследование, посвященное белой горячке, а в 1833 г. в книге «Опыт системы практической медицины» подробно описал клинику мании. Один из основоположников отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкий в работе «О болезнях в судебно-медицинском отношении» (1828) довольно подробно описал клинику психических заболеваний. В 1834 г. харьковский профессор хирургии П.А. Вутковский выпустил первый отечественный учебник психиатрии. Этот учебник в значительной мере отражал наивно-идеалистические взгляды, заимствованные у представителей господствовавшей тогда в Германии «школы психиков», но вместе с тем содержал и описания наблюдений автора. С 1835 г. психиатрия. выделяется в не обязательный, но самостоятельный курс; чтение его поручается по совместительству представителям других специальностей. Нередко это люди, интересы которых далеки от психиатрии: в Московском университете курс психиатрии одно время читал ветеринар (о нем писал А.И. Герцен в повести «Доктор Крупов»).
Второй этап в развитии отечественной психиатрии (30-50-е годы 19 в.) характеризуется тем, что научной разработкой проблем психиатрии занимаются главным образом практические врачи-психиатры, работающие в специальных больницах и опирающиеся на собственный, непрерывно обогащающийся опыт. Авторами ценных трудов по психиатрии, изданных в 30-е и 40-е годы, являются В.Ф. Саблер, возглавлявший в первой половине 19 в. одну из старейших в России московскую Преображенскую больницу, Ф.И. Герцог-главный врач лучшей в те годы Петербургской психиатрической больницы «Всех скорбящих», П.П. Малиновский, организовавший и руководивший в 40-е годы психиатрическим отделением Обуховской больницы в Петербурге.
Первое оригинальное отечественное руководство по психиатрии, написанное специалистом-психиатром, составленное на основании собственного большого опыта, принадлежит П.П. Малиновскому («Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике», Петербург, 1847). Это - книга, богатая содержанием, отражающая материалистическое мировоззрение, гуманизм, большую эрудицию и клиническое мастерство ее автора.
В 40-е и 50-е годы на передовых представителей русской интеллигенции оказывали большое влияние «Письма об изучении природы» А.И. Герцена. В дальнейшем отечественная психиатрия развивалась в большой мере под воздействием материалистической философии революционных демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова. Определившаяся в рассматриваемые годы тесная связь теории с практикой, когда научные исследования в области психиатрии осуществлялись главным образом практическими врачами-специалистами, характеризовала в дальнейшем и лучших представителей университетской академической психиатрии.
В следующий, третий этап, относящийся ко второй половине 19 в., центр научной работы в области психиатрии передвигается в организуемые в это время кафедры. Первая кафедра психиатрии в России была организована в 1857 г. при Медико-хирургической академии в Петербурге; руководство ею было поручено профессору И.М. Балинскому. При преемнике И.М. Балинского И.П. Мержеевском в Петербургской клинике развернулась интенсивная научная работа. И.П. Мержеевским были заложены основы детской психиатрии в России. Он был сторонником эволюционного направления, только еще проникавшего в те годы в медицину. Мержеевский читал курс не только психиатрии, но и невропатологии. В последующие годы (при В.М. Бехтереве) кафедры психиатрии и невропатологии в Петербурге также продолжали быть объединенными.
В Москве самостоятельная кафедра психиатрии была организована значительно позже, чем в Петербурге. В 1887 г. А.Я. Кожевников добился того, что по разработанным им проектам в Москве было закончено строительство психиатрической клиники.
Чтение курса психиатрии А.Я. Кожевников поручил своему доценту С.С. Корсакову, который очень много сделал для отечественной и мировой П. Он по праву считается одним из крупнейших психиатров мира, возглавившим отечественную психиатрию и своей деятельностью способствовавшим ее прогрессу. С.С. Корсаков не только, одним из первых среди психиатров мира встал на нозологические позиции, но и своими клиническими наблюдениями и описаниями обогатил нозологическую систематику психозов.
С именами И.М. Балинского, И.П. Мержеевского, С.С. Корсакова связано возникновение крупнейших отечественных психиатрических школ.
Учениками и сотрудниками И.П. Мержеевского были В.М. Бехтерев, Л.В. Блуменау, В.М. Чиж, А.Е. Щербак и другие крупные психиатры и невропатологи, ставшие в дальнейшем профессорами, руководителями кафедр. Петербургская (в последующем ленинградская) школа психиатров и невропатологов достигла блестящего расцвета в период, когда кафедрой невропатологии и психиатрии Военно-медицинской академии руководил В.М. Бехтерев - один из корифеев мировой науки.
Представителями психиатрической школы С.С. Корсакова были В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, А.А. Токарский, С.А. Суханов, П.Б. Ганнушкин и другие виднейшие деятели отечественной психиатрии.
Для ленинградской школы характерно гл. обр. направление внимания на исследование патофизиологических и биохимических основ нервных и психических заболеваний и в связи с этим на развитие лабораторных методов исследования, тогда как московской школе больше свойственны клиническое индивидуализированное наблюдение как основной метод изучения больных и большое внимание к проблемам организации психиатрической помощи.
В этих особенностях стремились усмотреть большее влияние в Москве направления Г.А. Захарьина, а в Ленинграде - С.П. Боткина. Однако эти подчеркивавшиеся раньше особенности школ очень относительны; теперь в свете исторической перспективы можно с определенностью сказать, что общего и объединяющего в этих школах было больше, чем различного, отличающего их одну от другой. Среди учеников В.М. Бехтерева много крупных невропатологов [М.И. Аствацатуров, А.В. Гервер, Л.И. Омороков], психиатров [П.А. Останков, В.П. Осипов, В.П. Протопопов, Р.Я. Голант], психологов (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). После выхода В.М. Бехтерева в отставку кафедры невропатологии и психиатрии при Военно-медицинской академии разделились; кафедру невропатологии занял М.И. Аствацатуров, кафедру психиатрии - В.П. Осипов, известный своими исследованиями клиники и патофизиологии кататонии. Из учеников В.М. Бехтерева наибольшее внимание клинико-пспхопатологическим исследованиям уделял П.А. Останков. Особенно ценны его исследования клиники Преемником С.С. Корбел его ближайший В.П. Сербский, который по праву считается основоположником отечественной судебной психиатрии и одним из крупнейших в мире судебных психиатров. Н.Н. Баженов вошел в историю отечественной психиатрии гл. обр. как один из наиболее деятельных организаторов психиатрической помощи в стране. Соратник С.С. Корсакова по клинике С.А. Суханов изучал клинику психических заболеваний. Вместе с тем большое внимание он уделял вопросам нормальной и патологической анатомии головного мозга. В последней области он был крупным и оригинальным исследователем, положившим начало микроскопическому изучению синапсов в головном мозге. Ученик С.С. Корсакова А.Н. Берни является пионером в деле специализации усовершенствования большое развитие советской власти. А.Н. Бернвого трудился над разработкой психологического исследования к. Вопросами психологии в клинике С.С. Корсакова успешно А.А. Токарский. младшего поколения учеников Корсакова выделяетс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.