На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская филисофия на рубеже XIX XX вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Читинский Государственный Университет
Юридический институт
Заочное отделение
Кафедра философии 

РЕФЕРАТ
«Русская  филисофия на рубеже XIX – XX вв.»
                                                                 
                                                       
                                                                  Выполнила: студентка гр. ЮРз-09-3
                                                                                                Чимитова Л. Ц.                     
                                               Проверила: Волнина Н. Н. 
 
 
 

Чита 2011
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВВ. 

1. Особенности  русской философии. 
2. Русская религиозная философия.
3. Философские идеи русских революционных демократов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности русской философии
    Философия есть не только продукт деятельности чистого разума, не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития. Чтобы понять особенности русской философии рубежа ХIХ-ХХ века, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России.
    Начальный период становления русской философии - ХI-ХVII века - с самого начала своего зарождения характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов и идей античной философии. Кроме этого через Византийское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философии. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IХ веке Кириллом и Мефодием.
    Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию  мудрости, а так как именно монастыри  были концентрацией духовной жизни  Древней Руси, то это прежде всего  и повлияло на характер философских  учений. Философская и историческая мысль в общем основывалась на принципе христианства.
    В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Уже первый древнерусский  философ - киевский митрополит Илларион (ХI век) создает «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного «света». В его работе содержатся глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Идея об особой миссии России привела к появлению в начале ХVI века доктрины «Москва - третий Рим», изложенной монахом. В доктрине утверждалось, что высшим призванием советской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Первые два Рима пали, прекратил свое существование «Старый Рим», он пал в IV в. под натиском варваров и, следовательно, погиб и как Центр христианского учения. «Новый» или «второй Рим» как продолжатель (христианских идей) Константинополь пал вместе с падением Византии под натиском турок в 15 в. Россия как преемница Христианства, ощущала себя наследницей первого и второго Рима, это и отразилось в доктрине «Москва - третий Рим», согласно которой два Рима пали, Москва - третий, а четвертому не быть. Филарет объясняет гибель первого и второго Рима изменой истинной вере – православию, за что они и были подвергнуты божьей каре. Эта доктрина была ведущей доминантой государственного самосознания.
    Итак, в русской философии мысль  сформировалась в русле так называемой «Русской идеи». Идея особой судьбы и предназначения России сформировалась в ХVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем «Русская идея» разрабатывалась в периоде отечественной философии ХIХ - начала ХХ вв. Ее основоположниками в этот период являются П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив «Русской идеи» - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.
    Оригинальные  поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХVI - ХVIII вв. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
    Наиболее  четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. ХIХ в. Первую тенденцию представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах».
    Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую «Вселенскую миссию». Таким образом, с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства. Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратиться к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.
    Итак, одно из направлений, тяготеющее к развитию России по европейскому образцу - это западничество. К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г.Чернышевский, Т.Н.Грановский, тесную связь с ними поддерживал В.Г.Белинский, а среди писателей И.С.Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы.
    Западники пропагандировали и защищали идею «европеизации» России. Они считали, что страна должна, ориентируясь на Западную Европу, в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.
    Оригинальным  русским философско-идеологическим течением являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были противниками как западников, так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия.
    Основателями  славянофильства были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И.Даль, А.Н.Островский, В.И.Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории. Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.
    Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. И здесь на первый план выходит религиозное начало.
    Россия, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путём, который должен привести её к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо осознавать и её гражданам. Обращаясь к отечественной истории славянофилы пытались доказать всесторонность и полноту начал, на которых строилось русское общество. Западные государства, по их мнению, являются искусственными созданиями. Напротив, Россия сформировалась органически, она не «построена», а «выросла». Это естественное развитие России объясняется славянофильством тем, что православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину, «мир». Общинное устройство русской жизни, по мнению славянофилов, наиболее важный принцип русского народа , определяющий его особый исторический путь.
    Как уже упоминалось, исходным тезисом  славянофилов является утверждение  решающей роли Православия. По их мнению, именно оно сформировало тот «русский дух», который создал русскую землю.
    Какие же качества Православия дают ему  преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос славянофилы  проводят исследования, которые оценивают  роль различных религий в мировой  истории. Христианство раскололось  на три крупных направления: Католицизм, Православие, Протестантизм. После  раскола «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. Католицизм обвиняется славянофильством в отсутствии церковной свободы, так как там сущестствует догма о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, разрушающего церковность. Только Православие гармонично сочетает свободу и необходимость.
    Решение проблемы сочетания свободы и необходимости служит у славянофилов важным принципом для разработки ключевого понятия их философских воззрений - понятие соборности. Разработка этого понятия принадлежит Алексею Степановичу Хомякову (1804-1860), который был главой и вдохновителем всего течения возрождения на Руси форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «Святой Руси», утверждения православия как высшего начала - такова основа его исторической концепции. Церковь для него является «первореальностью». С этим связана и разработка «соборности» (свободной общности). Утверждение принципа «соборности» есть не только отрицание индивидуализма, но и коллектива, который лишает личной свободы. Философия Хомякова, включающая «культ общины и соборности», направлена на преодоление как индивидуализма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви, которые содержатся в русской православной церкви. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободы воли человека») и божественного начала человека («благодати»). Славянофилы подчеркивают, что «соборность» может быть усвоена только тем, кто живет в православной «церковной ограде», т.е. членами православных общин, а для «чуждых и непризванных» она недоступна. В описании сельскохозяйственной общины славянофилы явно идеализируют ее. Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание личностных и общественных интересов. Но главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, патриотизм. По мнению славянофилов, возникновение этих качеств у членов общины происходит несознательно, а инстинктивно путем следования древним религиозным традициям.
    Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в среду городской жизни. Общинное устройство должно быть так же положено в основу государственной жизни, и способно, по их словам, заменить собой «мерзость административной России».
    Славянофилы говорили: «по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления. В результате, будет выполнена задача внутренней истории, определяемая славянофилами как «просветление народного общинного начала общинным, церковным».
    Таким образом, особенности русской философии рубежа ХIХ-ХХ веков заключались в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций. Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность России видится так называемой «русской идеей» - провозглашение особой мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства, в частности православия, весь христианский мир. Другими словами, русская философия развивала идею самобытности и, как условие этой самобытности, ее религиозное начало.  

    Русская религиозная философия
    Одна  из особенностей русской философской  мысли - это ее религиозная направленность, идущая еще с Киевской Руси, тесно связанная с процессом христианизации. В дальнейшем в теории «Москва - третий Рим» эта религиозная направленность отчетливо проявилась в идеи русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа - идея «Святой Руси». В ХIХ - начале ХХ веков религиозные мотивы в русской философии были выражены в уже установившейся «Русской идее». А также религиозный мотив проходит через всю философию славянофилов, которые брали на вооружение взгляды Чаадаева, его философия истории зиждется на присущих принципах провиденциализма. Определяющим фактором общественного развития является по Чаадаеву «Божественное провидение». Божественная воля, лежащая в основе истории с наибольшей полнотой воплощается в христианстве. Итак, русская религиозная традиция сложилась не случайно, а в силу особого исторического развития России.
    Славянофилы, выступившие за самобытность России, за ее принципиальные отличия в своем  развитии от Западной Европы, видели Россию в лоне христианства, в первую очередь православия. Хомяков А.С. - глава и идейный вдохновитель славянофилов ратовал за утверждение православия как вечного начала, выступая за возврат идеологии «Святой Руси». Возвращаясь, к философским воззрениям Хомякова, следует напомнить, что церковь для него является «первореальностью». В этом свете рассуждали все славянофилы, из их взглядов видно, что религиозная идея выступает у них на первый план.
    Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. ХIХ века явились почвенники. Главная идея их философских исканий – «национальная почва», как основа развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно «национальной почвой» для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления - А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский.
    Наиболее  глубоким мыслителем и главным выразителем  идей почвенников был Ф.М.Достоевский (1821-1881), хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений, его философия - это философия переживаний поступков, мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения его настолько философичны, что часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубокой идеей связанной сущностью и судьбой человека, мира и Бога. По Достоевскому «Истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богу - человеку, путь следования Богу». Бог для него является основой всего, гарантией нравственности.
    Одна  из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно ли оправдать  мир и действие людей даже во имя  светлого будущего, если оно будет  построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ тут однозначен - ни какая высокая цель, не может  оправдать насилие и страдание  невинного ребенка. Таким образом, примирить Бога и Мир, им созданный оказалось Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России Достоевский увидел в христианском примирении народов.
    В России Достоевский оказал большое  влияние на все последующие развития религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма - философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.
    Русская религиозная философия конца ХIХ - первой половины ХХ веков связана с возникновением философских систем. Мыслителям этого времени следует отнести М.Ф.Федорова, Б.Н.Чичерина, М.О.Лосского. Характерными особенностями философии этого периода являются ее гуманизм и религиозный характер. Еще одна особенность этого периода - связь с развитием естествознания и заключается в возникновении русского коализма. Коализм можно разделить на два направления: мистическое (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский) и научное - (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).
    В направлении мистическом необходимо в первую очередь выделить В.С.Соловьева. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - крупнейший русский религиозный, христианский философ, заложивший основу религиозной русской философии, основоположник всеединства и цельности знаний. Философия В.С.Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик религиозной философской традиции. Большинство крупных философов считаются последователями В.C.Соловьева. К Соловьевскому этапу следует относить творчество Трубецкого, раннего Флоренского, раннего Бердяева.
    Соловьев  В.С. попытался создать целостную  мировоззренческую систему, которая  связала бы воедино запросы религиозной  и социальной жизни человека. Основой  такого мировоззрения, по его замыслам, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основе мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую концессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение носит не узко направленный, а межконцессиальный характер. Другой важной особенностью Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
    Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придает ей всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему , а каждое «высшее» вбирает в себя «низшее». Всеединство у Соловьева выступает как «Божественная Троица» в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство - это прежде всего, единство творца и творения.
    Окружающий  мир не может рассматриваться как совершенное создание, исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо принимать внутреннюю противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого».
    Соловьев  был сторонником диалектического  подхода к действительности. По его  мнению действительное нельзя рассматривать  в застывших формах. Самый общий  признак всего живущего состоит  в последовательности изменений. Для  того, чтобы обосновать непрерывную  динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.
    Эта вечная идея в системе Соловьева  получила название Софии - мудрости. София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также  название софилогия. Понятие Софии  вводится Соловьевым для того, чтобы  заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является «душа мира» - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.
       Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества , по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития исторического процесса.
    На  этой цели базируется история, София Соловьева. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.
    Философия нравственности у Соловьева переходит  в философию любви. По сравнению  с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.
    Вот мысль Соловьева по поводу Божественности мира: «Божественный мир - это есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это идеальное единство, к которому стремится весь мир. Истинному бытию противостоит вещественное. Задача мирового процесса состоит в том, чтобы сделать естественное бытие сообразным истинному, божественному бытию и всеединству идеи».
    Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как «русская идея». Он приходит к выводу, что русская идея и долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. В таком образе «русской идеи» Соловьев хорошо соединил то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея «Святой Руси» (концепция «Москва-третий Рим»), идея «Великой Руси» (связанная с реформами Петра Великого) и идея «Свободной Руси» (начало которой положили декабристы).
    В рамках периода конец ХIХ - первая половина ХХ веков рассматриваются философские воззрения Николая Федоровича Федорова (1828-1903). Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма. Основное его учение изложено в труде «Философия общего дела», в котором проявилось своеобразие мыслителя. В нем религиозный мистицизм соединяется с верой в силу науки. Для Федорова, чтобы победить смерть, всё несовершенство и зло человеческих отношений, нужно прежде всего победить смерть, как торжество зла. Дело каждого как раз и заключается в преодолении смерти. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования науки и техники. Несмотря на мистический и утопический характер философии Федорова в истории русской философии, он является мыслителем, который поднял планку индивидуального идеала на небывалую высоту, обнаружив жажду «полного всеобщего спасения».
    Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала ХХ века. В это время наблюдается бурный рост философских кружков, происходит сближение философии с русской культурой. Из многочисленных представителей этого периода следует отметить В.Розанова, С.Булгакова, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, Л.Шестакова, Л.Лосева.
    Наиболее  типичный философ этого периода  Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным. Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог, то это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека.
    Для социального переустройства общества, по Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением «Русской идеи», взгляды на которую у него во многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть «русской идеи» - осуществление царства божьего на земле. Таковы основные положения философии Бердяева.
    Соловьев, ряд его последователей, о которых  речь шла выше выражали в русской  религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились поставить  разум на службу вере, дать возможность  религии опереться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения  достижения науки и аппарат философии. Интеллектуализму в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалисткая тенденция. Антиинтеллектуалисты культивировали такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы.                                    
    В русской религиозной философии  мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866-1938). Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто её искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры Шестов договорился до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством.
    С мнением Шестова о коренной ущербности рационального познания солидарен  видный православный философ С.Н.Булгаков (1871-1944).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.